Тема: «Методология педагогической науки и методы педагогических исследований» — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Тема: «Методология педагогической науки и методы педагогических исследований»

2017-06-11 206
Тема: «Методология педагогической науки и методы педагогических исследований» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПЕДАГОГИКА

3 темы:

 

1. Методология педагогической науки и методы педагогических исследований.

 

 

2. Закономерности и принципы обучения

 

 

3. Характеристика обучения в ЦПП

 

 

Тема: «Методология педагогической науки и методы педагогических исследований»

План:

1. Понятие о методологии педагогической науки.

2. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики.

3. Методы и логика педагогического исследования.

4. Методологическая культура педагога.

 

 

Понятие о методологии педагогической науки.

Наука может развиваться лишь в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами. В свою очередь, для их накопления и интерпретации нужны обоснованные методы исследования. Последние обнаруживают свою зависимость от совокупности теоретических принципов, получивших в науковедении название методологических.

Методология – это «система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности». (философский энциклопедических словарь)

Есть другие определения методологии как учения о методе научного познания и преобразования мира. В современной литературе под методологией понимают, прежде всего, методологию научного познания, т.е. учения о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.

Эти определения методологии не противоречат друг другу. Таким образом, методологию педагогической науки следует рассматривать как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности.

Любая методология выполняет регулятивные, нормативные функции. Методологическое знание может выступать либо в описательной, либо в нормативной форме, т.е. в форме предписаний, прямых указаний к деятельности.

В структуре методологического знания выделяется 4 уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Что входит в их содержание?

1. (высший) – философский. Составляет общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Методологические функции выполняет вся систеа философского знания.

2. Общенаучная методология. Это туоретические концепции, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин.

3. Конкретно-научная методология, т.е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых к той или иной специальной дисциплине.

4. Технологический – методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. Все уровни методологии образуют сложную систему, в рамках которой между ними существует определенное соподчинение.

 

Методика педагогического исследования

Различают теоретическое педагогическое исследование, проводимое со специальной научной целью, и прикладное (научно-практическое), которое не только может, но и должен уметь проводить твочески работающий педагог-практик. Выделяют несколько стадий:

- подготовительная

- практическое решение проблемы

- количественная обработка полученных данных, их интерпретация, формулирование выводов и предложений

Объем и продолжительность научно-практического исследования определяются характером проблемы. Конечным и основным этапом научно-практического исследования является внедрение его результатов в образовательный процесс.

Новые педагогические знания рассматриваются через устные выступления научных статей, брошюр, книг, методических рекомендаций и программно-методических документов, через учебники и учебные пособия по педагогике.

 

Тема: «Закономерности и принципы обучения»

 

План

1. Законы и закономерности обучения

2. Понятие принципа обучения как дидактической категории

3. Характеристика принципов обучения

 

Характеристика принципов обучения

Принцип наглядности.

Наглядность – это средство познания окружающего мира. Познавательный процесс требует включения в овладение знаниями различных органов восприятия.

Наглядность обучения основана на особенностях мышления детей, которое развивается от конкретного к абстрактному. На ранних этапах ребенок мыслит больше образами, чем понятиями. Наглядность повышает интерес учащихся к знаниям каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов и ребенок усвоит их налету.

Система наглядных пособий:

1) реальные предметы и явления в их натуральном виде

2) модели

3) муляжи

4) иллюстрационные пособия: картины, рисунки, фотографии

5) графические пособия: диафильмы, графики, схемы, таблицы

6) различные технические средства: учебные кинофильмы, компьютеры и т.д.

 

Принцип доступности

Отражает необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе и недопустимости его чрезмерной усложненности и перегруженности.

Принцип научности

Содержание образования в школе должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность. Для этого учителю необходимо:

- глубоко и доказательно раскрывать каждое научное положение, не допуская ошибок, неточностей и механического зазубривания

- обстоятельно раскрывать мировоззренческие и нравственно- эстетические цели

- показывать значение изучаемого материала для понимания современных общественно-политических событий и их соответствие интересам и стремлениям народа.

 

I гр

Образование

 

Воспитание Обучение

 

Преподавание Учение

 

Образование – это специально организованный процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности.

Воспитание – это процесс целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого формируются качества личности и ее отношение к окружающей реальности.

Обучение – это процесс целенаправленной взаимственой деятельности учителя и учащихся, в ходе которого происходит передача и усвоение материала.

Преподавание – деятельность учителя в обучении.

Учение – деятельность учащихся в обучении.

Образование – это результат овладения учащихся социальным опытом, отраженный в документе об образовании (аттестат, диплом, сертификат).

II гр

 

ДУ ду

Процесс обучения (ЦО) (ПО) (Пр. О) (СО) (МО) (ФО) (СО)

Процесс обучения - взаимосвязанная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, ориентированная на передачу учителем и усвоением учащихся социального образования.

Принципы обучения – основные нормативные положения, которыми следует руководствоваться, чтобы обучение было эффективным.

Содержание обучения – это совокупность фрагментов социального опыта, привнесенного в сферу образования и подлежащего усвоению учащимися.

Методы обучения – это способы (модели) взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, ориентированные на эффективное протекание обучения.

Форма обучения – форма выражения взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и установленном режиме.

Средства обучения – это материальный или?изсальный? объект, который помещен между учителем и учащимися и использован для усвоения содержания образования.

Цель обучения – это планируемый учителем результат учебной деятельности учащихся.

 

3. Понятие об обучении в ЦПП.

Образование ЦПП

       
   


Воспитание Обучение

 
 

 


Дидактическая система

 

Обучение как процесс позволяет увидеть в нем дидактическую систему.

Дидактическая система – это тип организации обучении, представленный совокупностью основных дидактических элементов в их конкретном наполнении и выражении.

Дидактическая система – это определенное устойчивое соотношение всех дидактических элементов.

Основные дидактические элементы – это ПО, ПрО, СО, МО, ФОО, СрО, ЦО, ДУ, ду.

Обучение в ЦПП характеризуется взаимодействием основных дидактических элементов в конкретном наполнении и выражении.

 

4.Структура и функции обучения (сущностная характеристика обучения).

 

Структура обучения

       
   

 


Преподавание Учение

 

Преподавание – это специальная деятельность педагога, направленная на передачу детям СО и воспитание в процессе обучения.

Учение – это специально организованная самостоятельная деятельность учащихся, направленная на восприятие и осмысление материала – сознательную его обработку – ясное понимание, воспроизведение материала и его усвоение – его самопроверку и применение.

Другая структура (традиционная модель):

1. ДУ ду

Учитель учит, а учащийся учится.

Более конкретная модель:

2. СО

ДУ ду

 

Информационная модель

Учитель передает социальное образование учащимся, а учащиеся его усваивают.

Третья модель:

3. УЗ – учебное задание

 

 

СО Технологическая

модель

УЗ

 

ДУ ду

 

Учитель предлагает учащимся выполнить учебное задание, учащийся своей деятельностью.

1) идет навстречу учебному заданию

2) принимает его

3) выполняет

4) выполняет верно

И только в этом случае он усваивает заложенное в задании содержания образования (СО)

 

Функции обучения

Функция – служебное назначение объекта.

Какого же назначение обучения?

1. Образовательная – предполагает вооружение учащимися системой научных знаний, умений и навыков.

Научные знания включают факты; понятия; законы; теории; знания о способах деятельности, о нормах, отношениях к себе и к миру.

Умения – способность и возможность выполнения действий на основе приобретенных знаний.

Навык – это автоматический компонент сознательного действия, достигший путем многократного повторения одних и тех же действий.

2. Воспитательная – предполагает формирование взглядов, убеждений, отношений, качеств личности, мировоззрения.

 

3. Развивающая – предполагает, что обучение ведет за собой развитие.

В процессе обучения происходит развитие личности. Оно осуществляется эффективнее, если обучение специально организованно и отвечает принципам развивающего обучения: задания предлагаемые учащимся учитывают зону ближайшего их развитию.

 

ПЕДАГОГИКА

3 темы:

 

1. Методология педагогической науки и методы педагогических исследований.

 

 

2. Закономерности и принципы обучения

 

 

3. Характеристика обучения в ЦПП

 

 

Тема: «Методология педагогической науки и методы педагогических исследований»

План:

1. Понятие о методологии педагогической науки.

2. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики.

3. Методы и логика педагогического исследования.

4. Методологическая культура педагога.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.