Возвышенная устремленность в любви — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Возвышенная устремленность в любви

2017-06-11 214
Возвышенная устремленность в любви 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

У Иблиса устремленность в любви была столь возвышенной, что проклятие Возлюбленного он посчитал выражением Его совершенного могущества. Любовная устремленность (хеммат) порождает видение величественности Возлюбленного.

Ахмад Газали пишет об этом: "Любовь обладает такой устремленностью, что порождает единственное желание – чтобы Возлюбленный был могущественным. Следовательно, любовная устремленность не довольствуется лишь тем возлюбленным, который может попасть в ее силок. Именно это имел в виду Бог, когда сказал Иблису: "И над тобой Мое проклятие до дня суда" (38:78). Иблис ответил: "...Твоим величием..." (38:82), что значило: "Люблю Твое величие, которого никто не достоин и не заслуживает, ведь если бы кто-то был его достоин, Ты не был бы совершенным в Своем величии".

 

С 55

Рыцарственность (футувва)

 

Суфии помещают Иблиса среди джаванмардан [95]. Он не поклонился Адаму, поскольку рыцарственность (футувва) предполагает, что не следует отдавать предпочтение кому-то одному из круга своих друзей. Следуя этому, Иблис выказал такое мужество, что предпочел быть проклятым на веки вечные, но не дать вычеркнуть свое имя из списков джаванмардан, поклонившись Адаму.

Халладж сказал: "Я беседовал с Иблисом и Фараоном о рыцарстве. Иблис утверждал, что если бы он поклонился Адаму, он был бы вычеркнут из числа джаванмардан. Фараон сказал, что если бы он поверил в пророка Бога [Моисея], он также был бы вычеркнут из этого списка.

Ясказал, что если бы я отрекся от своего утверждения [я – Бог], я бы также был исключен из рядов джаванмардан".

 

ТХ 50

 

Что за джаванмард! Мансур Халладж сказал: "Лишь Мохаммад и Иблис следовали рыцарственности". По чести говоря, что вы понимаете в этих словах Халладжа? Он сказал, что лишь двое в должной мере следовали рыцарству, Мохаммад и Иблис. Эти двое достигли рыцарства и доблести. Все прочие на Пути – не более чем дети. Джаванмард Иблис сказал: "Другие избегают шлепков [Бога], а я – приветствую".

Он сказал: "С тех пор, как Возлюбленный поднес мне этот подарок, я не забочусь о том, хорош он или плох, тот же, кому это небезразлично, пока незрел в любви. Неважно, что исходит из руки Друга, – мед или яд, сладкое или кислое, милость или гнев. Тот, кто любит лишь милость, влюблен в себя, а не в Любимого. Когда Царь дарует одежду со своего плеча влюбленному, всё остальное для него перестает иметь значение".

Когда Иблиса спросили, почему он не сбросил со своих плеч черную мантию "Мое проклятье...", он ответил:

Я не продам мантию, никогда.

Продав ее, я останусь голым.

 

ТТ 223

Гордость в любви

Некоторые суфийские мастера полагают, что Иблис выказал огромную гордыню в любви, отказавшись признать иное-чем-Бог, когда в ответ на повеление Бога "поклонись Адаму" сказал: "Ты создал меня из огня, а его создал из глины" (7:12). Близость Иблиса с Богом была такова, что он не мог сказать: "Я – Бог", как Мансур Халладж.

На самом деле милость и гнев дополняют друг друга, так что Бог, наслав тот особенный гнев на Иблиса, даровал ему совершенство, которое было достойно гордости.

Знаете ли, что такое щека и родинка Возлюбленного?

А черный свет над Троном? – Это свет Иблиса, который уподобляется локонам Бога; в сравнении с Божественным Светом это – тьма, но сам по себе это такой же свет.

Знаете ли, что такое черный свет? Это рубище "оказавшегося неверующим" (2:34), пораженного мечом "клянусь же Твоим величием, я соблазню их всех" (38:82). Вступив в область тьмы "среди тьмы земли и моря", он утратил власть над самим собой. Его поставили охранителем истины. Он стал стражем врат того самого "Могущественного", который сказал: "Обретаю убежище в Боге от проклятого Сатаны".

Без сомнения, тот, кто видит Возлюбленного [как Иблис], различая "завиток", "родинку", "прядь" и "бровь", может утверждать, как Халладж: "Я – Бог".

Одни люди – те, которые каждый миг пребывают в таверне руин "и Бог внушил ей [душе человека сознание того], что плохо для нее" (91:8) – получили в надел гнев и неверие; другие же – те, которые пребывают в состоянии "Я – град знания, и Али – его врата"[96], получили в надел "прошлой ночью я гостил у моего Господа" – состояние благочестивых.

Оба надела непрерывно возобновляются, и обе группы непрестанно желают большего.

Упоенные Богом, пребывающие в Каабе "на седалище истины у царя могучего" (54:55), опьянены "напитком чистым", которым "напоил их Господь" (76:21). Другая группа – те, кто пребывает в таверне руин "и Бог внушил ей..." – действует безрассудно. В конце концов, разве тот, "который наущает груди людей" (104:5), – неужели он никогда не бился с тобой?

Люди лишь слышали имя Иблиса и не знают, что он настолько гордится своей любовью, что не признает никого больше. Знаешь ли, отчего он так возгордился? – Оттого, что свет Иблиса [локоны] близок щеке и родинке [свету Мохаммада]. Могут ли щека и родинка существовать без локонов, бровей и волос? Ей-Богу, нет. Или не знаешь, что в ежедневной молитве (намаз) необходимо произнести: "Обретаю убежище в Боге от проклятого Сатаны"? Вот почему он возгордился, застенчиво молчит и кокетничает – ведь он первый среди самонадеянных и эгоистичных. "Ты создал меня из огня, а его создал из глины" (7:12) – выражение этой гордыни.

Если не веришь этому, тогда послушай слово Божие: "Хвала – Аллаху, который сотворил небеса и землю, устроил мрак и свет!" (6:1) Как может черное существовать без белого или белое без черного? Никак. Так предрешено Божественной Мудростью. Мудрый (аль-Хаким) [97] в Своей мудрости постановил так – и стало так. Всё построено по подобию Божьего двора, и если бы в творении было хотя бы малое несовершенство, это означало бы несовершенство Мудрого и Его мудрости. Все существа и создания являются воплощением Божественного света.

О милый, прислушайся к тому, что сказал великий об этих двух состояниях: "На самом деле вера и безверие стали двумя завесами Божественного Трона[98], отделяющими Бога от преданного", – ведь человек не должен быть ни неверующим, ни правоверным.

Если он еще отдает дань вере либо безверию, он покрыт этими двумя завесами. Продвинувшийся путник закрыт лишь завесой великолепия Сущности Божьей.

 

Т 118– 123

Самопожертвование

 

Некоторые суфийские мастера утверждали, что Иблис был образцом самопожертвования в любви, поскольку не был готов поклониться иному-чем-Любимый и искренне принял вечное проклятие. Вот как об этом пишет Аттар:


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.