История развития когнитивной лингвистики — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития когнитивной лингвистики

2017-06-11 798
История развития когнитивной лингвистики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наибольшее внимание в изучении языковой способности человека, его лексикона привлекают когнитивные аспекты слова, дающего наиболее очевидный и естественный доступ к человеческому мышлению и поведению, к возникновению, хранению, переработке и извлечению информации, к «языку мозга».

Когнитивная семантика связывает изучения знаний с изучением структуры знаний, раскрывает взаимодействие языковой и внеязыковой информации в слове универсального и этнокультурного, поскольку знание во многом предстает как культурное наследие. На основе замыкаются такие определяющие понятия когнитивной лингвистики, как картина мира, ментальные пространства, когнитивные модели, концепт, гештальт, фрейм, прототип и др. Разработка этого аспекта исследование языка связана с именами Дж.Лакоффа и М.Джонсона, Ч.Филмора, Р.Лангакера, Р.Джекендофа, И.Фодора, Ван Дейка, А.Вежибцикой; в русистике именами – Ю.Д.Апресяна, Н.Д.Артуюновой, Ю.С.Степанова, Е.С.Кубрявской, Ю.Н.Караулова, А.Н.Баранова, Р.М.Фрумкиной, В.В.Петрова и многих других.

Логика развития науки, согласно А.Сулименко, такова, что время от времени в ней происходит смена научных парадигм. В настоящее время в лингвистики все большее распространение получает подход, согласно которому успешное моделирование языка, возможно только в более широком контексте моделирование сознания. С этим подходом связано пристальное внимание лингвистов к проблемам речемыслительной деятельности (С.Д.Кацнельсон, С.С.Кубрякова, В.А.Звегенцев, Е.В.Сидоров, Г.В.Колшанский и др.), к проблемам языковой личности (Ю.Н.Караулов).

Дискутируется вопрос о соотношении мышления знания (лингвистической и экстралингвистической инофрмации), отражение картины мира, фоновых, ситуативных знаний, информационного тезауруса в содержании лингвистических единиц и тестовых построений.

Поскольку язык перестал рассматриваться только как конструкт, статичная схема, какой он преставал в рамках структурного похода, внимание к динамике языка повлекло за собой необходимость учета в научных построениях реального субъекта речемыслительной деятельности-человека с его жизненным опытом, системой ценностей, коммуникативными потребностями, суммой знаний.

По словам ученого Ю.Н.Караулова, «фактически лишь в наше время языковеды научились в полной мере связывать представление о внутренней и внешней структурах языка, связывать социальную, функциональную и теоретическую стратификацию языка с теми или иными строевыми его особенностями» [1].

Наблюдения психологов и психолингвистов вносят дополнительную аргументацию в положение о включенности когнитивного компонента в содержательную структуру языковой единицы. Так, А.А.Залевская, отличая включенность слова в индивидуальном сознании в «когнитивной концепт, сложившийся у человека концептуальной системы», считает, что исследования слова в различных видах языкового контекста должна сочетаться с обязательным учетом взаимодействия последнего с когнитивным и эмоциональным контекстами, ибо вне такого взаимодействия само понятие слова как единства формы и значение теряет всякий смысл. В основе данного утверждения А.А.Залевской лежит представление о единстве психической сферы человека и положение о том, что мышление и знание вообще неотделимы друг от друга, а ум-это хорошо организованная система знаний [2,9].

А.Сулименко в своем известном научном труде «Современный русский язык» отмечает, что важна идея о переплетении лингвистических и энциклопедических знаний в общих схемах памяти, о врастании новой информации в старую, с опорой на импликации. И если считать аксиоматичным положение о связи в формировании значения слова структуры знаний, информационного тезауруса человека как базы его речемыслительной деятельности. Непосредственной зоной соприкосновения этих двух типов знания и перехода знаний о мире в языковые выступают пресуппозиции считает А.Сулименко.

Не менее значимо для лингвистов положение о подобии вербальной и визуальной семантики на глубинном уровне, об образе как генетически первичной, «ядерной» структуре значения. В систему аргументации включено и положение современной логики о диалектике взаимоперехода понятия (атомарные пропозиции Дейка и Кинча) и суждения, благодаря которой понятие выступает как результат целостной совокупности суждений (потенциальные предикации как итог реальной предикации) [3,159].

Значимость экстралингвистических факторов в становлении языковых значений и их употреблении, понимание связи процессов человеческой памяти и тех, которые определяют производство и понимание языковых сообщении, отразились в методике привлечения планов, сценариев, фреймов для лингвистических целей. Это структуры знаний, которые представляют собой пакеты информации (хранимые в памяти или создаваемые в ней по мере надобности из содержащихся в памяти компонентов), которые обеспечивают удовлетворительную когнитивную обработку стандартных ситуации. Они играют существенную роль в функционировании естественного языка.

Аспекты эти - роли обеспечение связности текста, вывода необходимых умозаключений, «контекстов ожидания», позволяющих прогнозировать будущие события на основе ранее встречающихся сходных по структуре событий.

Много общего с описанными структурами знаний имеют гнезда дескрипторов «Русского семантического словаря» под ред. С.Г.Бархударова, выступающие фрагментами тезауруса, отражающие типовые стандартные связи в гнезде, объединенном общим понятием, и содержащие кванты информации в виде семантических множителей [4].

Близость ролей фрейма, сценария и гнезда дескриптора ясна из предисловия к словарю, предоставляющего право пользующемуся словарем на понятийном входе (от дескриптора к слову) осуществлять выбор и реализовать дальнейшие возможности системы, например, порождать из словарной статьи связанный и достаточно изотопный текст для характеристики соответствующего понятия.

Особый интерес представляет возможность и степень предсказуемости появление новых связей и смыслов на базе предусмотренных словарем «контекстов ожидания», а также изучение границ прогнозирования текстовой информации и мотивов, определяющих эти границы, ибо только знание ситуаций обеспечивает понимание текста.

Также необходимо отметить, что когнитивная лингвистика возникла в результате взаимодействия нескольких источников:

1.Конитивной науки (англ.Cognitive science), называемой также когнитологией, или когитологией. Предметом ее изучения является устройство и функционирование человеческих знаний, а сформировалась она в результате развития инженерной дисциплины, известной как искусственный интеллект.

Когнитивная наука заимствует из теории информации и структуру знания, обработки информации и ее сохранения в памяти, извлечения из нее нужных данных, репрезентации информации в сознании человека и языковых формах. Она пытается ответить на вопрос о том, как в принципе организовано сознание человека, как человек познает мир, какие сведения о мире становятся знанием.

Когнитивная наука основана на следующей фундаментальной идее: «мышление» представляет собой манипулирование внутренними (ментальными) репрезентациями типа фреймов, планов, сценариев, моделей и других структуру знания».

2. Источником когнитивной лингвистики стала также когнитивная психология (о «психологизме в языкознании» писали еще в 19 веке младограмматики, а также А.А. Потебня. Г.Штейнталь. В.Вундт), которая имела за собой опыт психолингвистики, хотя и была значительно шире последней по своим целям, а также по интеграции с другими науками.

3. Еще одним источником когнитивной лингвистики является лингвистическая семантика. Когнитивную лингвистику некоторые исследователей определяют как «сверхглубинную семантику» и рассматривают как естественное развитие семантических идей. Они видят за категориями языковой семантики более общие понятийные категорий, которые можно представить как результат освоения мира человеческими познаниями.

Кроме трех названных источников, в формировании когнитивной лингвистики свою роль сыграли также:

· Данные лингвистической типологии и этнолингвистики, позволяющие лучше понимать, что в структуре языка универсально;

· Нейролингвистика, изучающая язык как основу познания ментальной деятельности мозга в целом;

· Психолингвистика, которую объединяют с когнитивной лингвистикой общие проблемы, связанные с общечеловеческими механизмами овладения и пользования языком, с используемыми при этом универсальными стратегиями и опорными элементами:

· Культурология, позволившая установить роль культуры в возникновении и функционировании концептов:

· Сыграли свою роль накопленные в сравнительно – историческом языкознании сведения о развитии значения слова (показательно, что такие специалисты по когнитивной лингвистике, как Е.Свитцер и Б.Хайне, активно занимались исторической лингвистикой).

В основе когнитивной лингвистики лежит положение о том, что поведение и деятельности человека определяются в значительной степени его знаниями, а его языковые положение – языковыми знаниями. И эта мысль с разных сторон рассматривается во всех перечисленных науках-источниках.

Обобщающим трудом в ответственной когнитивной лингвистике, стал вышедший под редакцией Е.С. Кубряковой «Краткий словарь когнитивных терминов» (1996), в котором собраны и систематизированы ключевые понятия общей когнитологии и когнитивной лингвистики [5,23].

Важнейшим объектом когнитивной науки является язык, но теперь к нему ученые подходят с иных позиций. Без обращения к языку нельзя надеться понять суть таких когнитивных способностей человека, как восприятие усвоение и обработка языковой информации, планирование, решение проблем, рассуждение, а также приобретение, представление и использование знаний.

Когнитивная лингвистика, по мнению Е.С.Кубряковской, исследует не только язык, но и когницию (познание, мышление, познавание) на базисном уровне категоризации «… в качестве категорий выступают не фундаментальные и саамы «высокие» в иерархии объединения, но объединения, в которых сконцентрированы максимально релевантные для обыденного сознания свойства» [5,30].

Предметом исследования когнитивной лингвистике является концепт, наиболее существенные для построения всей концептуальной системы, и, прежде всего те, которые организуют само концептуальное пространство и выступают как главные рубрики его членения (Н.Д.Артуюнова).

Когнитивная лингвистика дополняет анализ языка анализом речи, различных контекстов употребления соответствующих лексем, зафиксированных в текстах суждение о концепте, его определений в разных словарях и справочниках, анализом фразеологии, пословиц, поговорок, афоризмов, в которых концепт репрезентирован.

По признанию многих ученых, когнитивная наука и когнитивная лингвистика заняли «прочное место в ряду крупных научных потоков исследований». Когнитивная лингвистика выдвинула свою собственную парадигму знания.[6].

Широкое распространение публикаций, в заглавии которых фигурирует термин «когнитивный», широкий диапазон мнений о сущности когнитивизма, о достоинствах и недостатках, о желательности или нежелательности его развития.

Заниматься в лингвистике мозгом можно, по всей видимости, все же только тогда, когда среди когнитивных способностей человека можно выделить особо языковую способность, способность говорить и понимать услышанное, а также тогда, года мы, найдя способ охарактеризовать ее, сможем соотнести ее другими когнитивными способностями человека.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.