V.3.5. Клиническая характеристика детей с речевыми нарушениями — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

V.3.5. Клиническая характеристика детей с речевыми нарушениями

2017-06-11 418
V.3.5. Клиническая характеристика детей с речевыми нарушениями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы.

Наличие органического поражения мозга обусловливает то, что эти дети плохо переносят жару, духоту, езду в транспорте, долгое качание на качелях, нередко они жалуются на головные боли, тошноту и головокружения. У многих из них выявляются различные двигательные нарушения: нарушения равновесия, ко­ординации движений, недифференцированность движений паль­цев рук и артикуляционных движений (т. е. несформированность общего и орального праксиса).

Такие дети быстро истощаются и пресыщаются любым видом деятельности (т.е. быстро устают). Они характеризуются раздра­жительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы, на­строение быстро меняется. Нередко возникают расстройства на­строения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдаются заторможенность и вялость. Эти дети довольно быстро утомляются, причем это утомление на­капливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательнойактивности. Таким детям трудно сохранять усидчивость, paботоспособность и произвольное внимание на протяжении всего урока. Их двигательная расторможенность может выражаться в том, что они проявляют двигательное беспокойство, сидя на уроке, встают, ходят по классу, выбегают в коридор во время урока. На перемене дети излишне возбудимы, не реагируют на замечания, а после перемены с трудом сосредотачиваются на уроке.

Как правило, у таких детей отмечаются неустойчивость внима­ния и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания сло­весных инструкций, недостаточность регулирующей функции ре­чи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная рабо­тоспособность.

Психическое состояние этих детей неустойчиво, в связи с чем их работоспособность резко меняется. В период психосоматиче­ского благополучия такие дети могут достигать довольно высоких результатов в учебе.

Дети с функциональными отклонениями в состоянии ЦНС эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции и даже расстройства в ответ на замечание, плохую отметку, неува­жительное отношение со стороны учителя и детей. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимо­стью, агрессией или, напротив, повышенной застенчивостью, не­решительностью, пугливостью. Все это в целом свидетельствует об особом состоянии центральной нервной системы детей, страдающих речевыми расстройствами.

 

 


Литература

 

1. Анохин П.К. Общие принципы компенсации нарушений функций и их физиологическое обоснование.- М., Медицина, 1977.- 200 с.

2. Бадалян Л.О. Детская неврология.-М.: Медицина, 1984.-574 с.

3. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина Э.Е. Детские церебральные параличи. - Киев: Здоровье, 1988.

4. Барер А.С. и др. Новые возможности реабилитации нарушенных двигательных и речевых функций у больных с параличами церебрального происхождения // Неврологический вестник.-1994.-№3.-С.26-31.

5. Володеева О. Увидеть в каждом вселенную / Проблемы психологической реабилитаций детей-инвалидов: К началу всесоюзного фестиваля детей-инвалидов "Мы все можем"/ Учительская газета.

6. Вейсс М., Зембатый А. Физиотерапия 1986.

7. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии.-М., 1966.

8. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т.4.-М.: Педагогика, 1983.

9. Герцен Г.И, Лобенко А.А. Реабилитация детей с поражениями опорно-двигательного аппарата в санаторно-курортных условиях.-М.: Медицина. 1984.

10. Демиденко Т.Д. Реабилитация при церебро-васкулярной патологии. - Л.: Медицина. 1989.

11. Демиденко Т.Д., Гольдблат Ю.Б., Грекова А.А. и др. Физические методы и психотерапия при восстановительном лечении постинсультных больных: методические рекомендации. - Л., 1978.

12. Демина Л.Д. и др. Психологические аспекты индивидуальной профессиональной адаптации: Учебное пособие / Л.Д. Демина, Л.П. Суприн, А.И. Ярошенко.- Барнаул, 1990.

13. Еремина А.А., Дьякова Е.А. Специальная педагогика. –М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 400 с.

14. Исанова В.А. Кинезиотерапия в реабилитации неврологических больных с двигательными нарушениями.- Казань, 1996.-234 с.

15. Исанова В.А. Организация реабилитации больных с неврологическим двигательным дефицитом. Методические рекомендации.-Казань, 2000.- 8с.

16. Исанова В.А. Система реабилитации при неврологических двигательных нарушениях. Дисс. … д-ра мед. наук.-Казань, 1966.-258 с.

17. Кабанов М.М. Реабилитация психических больных. - М.: Медицина, 1978.

18. Коган Э.Г., Найдин В.Л. Медицинская реабилитация в неврологии и нейрохирургии.- М.: Медицина, 1988.

19. Кукушкина Т.Н., Докиш Ю.М., Чистякова Н.А. Руководство по реабилитации больных, частично утративших трудоспособность. - М.: Медицина, 1989.

20. Лебединский М.С., Мясищев В.Н. Введение в медицинскую психологию - Л.: Медицина, 1966.

21. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека.-М.: Медицина, 1969.-258 с.

22. Ляпидевский С.С. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.-384 с.

23. Неретин Р.Я., Николаев М. К. Реабилитация больных с церебро-кардиальными нарушениями.-М.: Медицина, 1986.

24. Семенова К.А. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах. - М.: Медицина, 1976.

25. Семенова К.А., Махмудова И.М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом.-Ташкент, 1979.

26. Сенсорное воспитание детей / Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой.-М.: Просвещение, 1981.-192 с.

27. Терещенков А.В. Психотерапия при реабилитации больных с сосудисто-мозговыми нарушениями в условиях специализированного поликлинического отделения.-В кн.: Реабилитация больных с сосудистыми заболеваниями головного мозга. - Л.,1979.

28. Тищенко В.И. Здоровье человека: социальные аспекты проблемы. (Социологические исследования.-1985.-№4.-Всесоюзная конференция "Социально-экономические проблемы здоровья человека", Львов).

29. Трошин В.М., Бурцев Е.М., Трошин В.Д. Ангионеврология детского возраста: Руководство для врачей.-Н. Новгород: ГИПП «Нижполиграф», 1955.-480 с.

30. Уэстон Т. Анатомический атлас.-Лондон: Кэвендиш Букс, 1995.-156 с.

31. Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными. Будапешт: Издательство Академии наук Венгрии, 1988.

32. Jahre Aktion Sonnenschein und Kinderzentrum München.-Jahresbericht, 1988.-160 S.

33. Bobath K. The Motor Deficit in Patients with Cerebral Palsy // Clin. Develop. Med.-London.-1966.-P.60-65.

34. Kabat H. Studies on neuromuscular dysfunction // In: Payton O.D., Hirt S., Newton R.A. (eds.) Neurophysiologic Approaches to Therapeutic Exercise.-Philadelphia: F.A. Davis.-1977.

35. Kabat H., Knott M. Proprioceptive Facilitation Techniques for Treatment of Paralysis //Phis. Ther. Rev.-1953.-Vol. 33.-P.56-57.

36. Mayston M.J. The Bobath Concept-Evolution and Application // J. Med. Sport Sci.-Basel: Karger, 1992.-Vol. 36.-P.1-6.

37. Sullivan P.E., Marcos P.E., Minor M.A.D. PNF – Ein Wrg zum therapeutischen Üben.-Stuttgart, New York: Gustav Fischer Verlag, 1985.-318 S.

38. Tardien G., Hriga J. // Arch. Franc. Fed.-1964.-Vol. 20, №l.-P.36-42.

39. Voss D.E., Ionta M.K., Myers B.J. Propriozeptive Neuromuskuläre Fazilitation.- Stuttgart, New York: Gustav Fischer Verlag, 1988.-376 S.

 

Приложение

 

Краткий словарь терминов

 

Абилитация восстановление функций при врожденных и приобритенных в раннем детстве заболеваниях

Адаптация – способность организма приспосабливаться кразличным условиям внешней среды.Адаптация обепечивает процесс нормального развития организма,его работоспособность.

ADL- активная повседневная жизнидеятельность

Аномалия- ненормальность,отклонение от нормы

Арттерапия – один из видов психотерапии,лечение приобщением к искусству

Афония – полное отсутствие голоса

Аутотренинг – комплекс специальных упражнений,основанных на саморегуляции поведения и самовнушении

Афазия полная или частичная утрата речи

ВОЗ – всемирная организация здравоохранения

Выпрямительный рефлекс –нарушение формирования вертикального положения и произвольной моторики

ЗПР –задержка психического развития

Гидроцефалия- избаточное накопление цереброспинальной жидкости в полости черепа

Гиперкинезы –непризвольные насильственные движения

Дисграфия – нарушение письма

ДЦП –собирательный термин заболевания церебрального паралича

ДЕ – фунциональная единица нервно-мышечной системы,состоящая из одного мотонейрона,его аксона и иннервируемых им мышечных волокон

Дизартрия – нарушение речи,обусловенное недостаточность иннервации мышц речевого аппарата

Заикание – нарушние плавности речи

Инсульт-стойкое острое нарушение мозгового кровообращения

Кинестезия – нарушениядвигательных функций связонное с нарушением ощущений движений,нарушением мышечн-сустаного чувства

Кинезотерапия – лечение через движение

Микроцефалия – малые размеры головного мозга и мозгового черепа

Онтогенез – индивидуальное развитие организма

Реабилитация в медицине – восстановление времен или стойко утраченных функций больных или инвалидов

ЦНС - центральная нервная система

Мотонейрон – нервная клетка (сегментарный мотонейрон) передающая импульс на мышечное волокно с помощью нервно-мышечного синапса

Нервно-мышечное веретено-сложное рецепторное образование расположенное по ходу мышечных волокон, формирует информацию о состоянии скелетной мускулатуры

ОНР – общее недоразвитие речи

PNF – порприоцептивное нервно-мышечное проторение, нейродинамический метод восстановления двигательных функций, разработанный, клиническим нейрофизиологом Г.Кабат с 1943-1950 г.в США в институте Кабата-Кайзера

Тремор –дрожание пальцев рук и языка

Синкинезии - непроизвольные содружественные движения, сопровождающие активное движение

Эмпатия – постижение эмоционального состояния другого человека сопереживанием

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.