Отл. — отлично, Средн. — средне, Хор. — хорошо — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Отл. — отлично, Средн. — средне, Хор. — хорошо

2017-06-11 408
Отл. — отлично, Средн. — средне, Хор. — хорошо 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

А теперь мы переходим к следующим упражнениям комплекса. Сегодня вы начнете осваивать серию упражнений из положения сидя. Эти упражнения несколько сложнее, чем предыдущие «стоячие» позы. Но не отчаивайтесь, даже если у вас не все сразу получится, продолжайте заниматься, и со временем успех обязательно придет.

Упражнение № 34СУКХАСАНА (удобная поза).

Это очень важная поза в изучаемом нами комплексе упражнений хатха-йоги. Сукхасана начинает серию упражнений сидя. Прежде чем начать ее осваивать, можно, согласно йоговской традиции, сделать недельный перерыв и как бы отметить окончание изучения большой серии упражнений стоя. Но можно этот недельный перерыв и не делать. Сукхасана будет готовить вас к выполнению весьма сложных «лотосных» поз. Эта же асана является исходным положением для многих других упражнений, например, дыхательных, тибетского самомассажа, а также упражнений на сосредоточение и концентрацию внимания. Вспомните тратаку — она тоже выполняется из сукхасаны.

Исходное положение — сесть на коврик и скрестить ноги так, чтобы ступня левой ноги находилась под голенью и бедром правой, а ступня правой — под голенью и бедром левой ноги. Обычно принято садиться так, чтобы сначала спереди была правая нога. Проще это исходное положение можно описать так: сесть, скрестив ноги по-турецки.

Руки должны занимать одно из четырех положений, которые вы можете варьировать.

1. Руки, точнее ладони рук, спокойно лежат на коленях. Пальцы рук вместе.

2. Ладони сложены на уровне груди. Пальцы вместе и «смотрят» вверх, предплечья составляют од ну прямую горизонтальную линию, параллельную по лу. Ладони не касаются груди. Такое положение рук — ритуальное и традиционное приветствие в Ин дии. Его еще называют «сурья намаскар», что в пере воде означает «здравствуй, солнце». Так йоги утром, сидя лицом на восток, приветствуют восход солнца. С энергетической точки зрения это положение на правлено на нормализацию энергетики верхней части туловища.

3. Кисти рук тыльной стороной лежат на коленях. При этом большие и указательные пальцы соединены и образуют кольцо, а остальные пальцы вытянуты и сжаты вместе без напряжения.

Это положение рук используется при выполнении пранаямы. С энергетической точки зрения в таком положении ладони воспринимают идущую извне энергию — прану, а замкнутые в круг пальцы не дают ей истечь.

4. Большие и указательные пальцы рук соединены и образуют кольцо, остальные вытянуты и сжаты вместе, ладони ребром поставлены на колени. Такое положение рук обеспечивает накопление энергии в них (что важно, например, для самомассажа), а сое диненные в круг пальцы не дают этой энергии исте кать.

Туловище, голова и шея составляют прямую линию. Смотреть надо прямо перед собой. Дыхание произвольное, спокойное через нос.

Внимание концентрируется на позвоночнике.

В таком положении нужно находиться до минуты, начиная с нескольких секунд. Потом можно расслабиться и немного отдохнуть, вытянув ноги вперед и опираясь руками на коврик позади спины.

Упражнение необходимо выполнить еще один раз. Но для этого нужно изменить положение ног на противоположное: левая нога теперь будет находиться перед правой.

О терапевтических эффектах сукхасаны я расскажу после упражнения № 36, обладающего теми же эффектами.

более трудное упражнение из

Упражнение № 35

АРДХА-ПАДМАСАНА (поза полулотоса).

Исходное положение — сесть на коврик, вытянув ноги вперед. Затем согнуть правую ногу в колене и взяться правой рукой за правую ступню в области пальцев. Далее — положить правую ступню на бедро левой ноги так, чтобы пятка правой ноги: касалась нижней части живота. После этого нужно ступню левой ноги подложить под колено и бедро правой ноги.

Эту же позу можно принять и в обратной последовательности: сначала подложить левую ступню под правое бедро, а потом правую ступню положить на левое бедро.

Важно следить за тем, чтобы голова, шея и туловище составляли прямую линию. Смотреть надо прямо перед собой. Дыхание произвольное через нос. Руки занимают одно из четырех положений, о которых мы говорили, разучивая сукхасану. Все остальное в 35-м упражнении делается точно так же, как и в 34-м: фиксация асаны от нескольких секунд до одной минуты с последующей сменой ног при повторении упражнения. Таким образом, ардха-падмасана выполняется дважды.

Внимание направляем на позвоночник.

Забегая вперед, отметим, что надобность выполнения 34-го и 35-го упражнений может отпасть, если вы сумеете сразу и с достаточной легкостью выполнить оба варианта упражнения № 36, которое называется падмасана, или поза лотоса. Но об этом, так же как и о терапевтических эффектах данного упражнения, мы поговорим в следующий раз. Желаю вам успеха в нелегком деле освоения ардха-падмасаны.

 

ЗАНЯТИЕ ТРИНАДЦАТОЕ ПИТАНИЕ И САМООГРАНИЧЕНИЕ

Итак, Дорогие ученики, сегодня мы поговорим о самоограничении в питании. Один из его видов — монодиета. С одной стороны, это вернейшее средство очистить организм от шлаков, с другой — надежный способ сбрасывания лишнего веса.

Какой же должна быть монодиета? Прежде чем ответить на этот вопрос, заметим, что проводить ее следует раза четыре в год, если ставится цель очистить организм от шлаков, выбирая для этого время смены сезонов.

Схема монодиеты такова: выбирается любая каша и любой фрукт с таким расчетом, чтобы не менять набор на протяжении всего периода монодиеты.

Основной принцип монодиеты — четырехразовое питание.

Завтрак выглядит так: маленькая тарелка каши, можно добавить масло и мед. Никакого хлеба, никакого чая.

Обед — фрукты, например, два средних яблока, только два. И больше ничего не есть!

Полдник — только каша, маленькая тарелка. Без хлеба и каких-либо жидкостей.

Ужин — снова два яблока.

Такое четырехразовое питание сопровождается питьем воды по-йоговски, о чем мы уже говорили. Что касается чая или настоев из трав, которые вы, возможно, пьете вместо чая, то и пейте на здоровье.

Только не сразу после еды, а между двумя приемами пищи. Обычно спрашивают: какую кашу лучше выбрать? Лучше всего любимую, потому что вкус играет очень большую роль в процессе усвоения продукта.

Сколько дней должна продолжаться монодиета? Если вы хотите «почистить» организм, то от 7 до 10 дней. Можно и до 14-ти. Если же вы решили похудеть, то монодиета проводится в течение 14—21 дня. Это уже серьезнее. Но пугаться не следует. Надо помнить, что принцип постепенности применим и при проведении монодиеты. Никакого насилия! Надо привыкнуть к монодиете. Попробуйте сначала питаться так три дня. Это, кстати говоря, по силам каждому. Если же чувствуете, что невмоготу, прервитесь. Потом начинайте снова.

При повторной попытке вы, возможно, продержите монодиету 5 или даже 7 дней. Если дальше опять будет трудно, снова прервитесь. А потом начинайте все сначала, с нуля, как будто предыдущей попытки у вас и не было. Так доберетесь до двух недель, после чего вам монодиета больше не будет в тягость и есть что-то другое не будет хотеться.

С помощью монодиеты похудеть можно очень быстро. Летом или в начале осени можно попробовать «сесть» на фруктово-овощную диету и «почистить» организм. В этом случае каша будет не нужна. Только фрукты или овощи. Например: яблоки и груши. Количество фруктов или овощей можно увеличить с двух единиц до трех. Но не более.

Говоря о системах питания и очистках организма, нельзя забывать, что у нас в России испокон веков существовала гениальная система питания и разгрузки организма. Я имею в виду, конечно же, систему постов православной церкви. Практикующим эту систему прекрасно известно, что она дает возможность проводить полноценную разгрузку и очистку организма от шлаков, не отказываясь полностью ни от каких продуктов. Хотя это, конечно же, лишь попутная цель, которую преследуют посты. Основная цель постов — духовная и воспитательная. Пост — это не только жертва Богу, не только концентрация духовных сил, но еще и воспитание силы воли, умения хоть в чем-то себе отказать. Ибо люди в нашем обществе сейчас совсем не готовы не только физически к нагрузкам, а уж тем более к перегрузкам, но и морально не признают никаких ограничений.

Вам должно быть известно, что в году существуют четыре многодневных поста. Два из них твердо за-фиксированны в календаре, а два других меняют свои даты в соответствие с лунным календарем.

Неизменные посты — это:

а) Успенский пост. Самый короткий из всех мно годневных постов — две недели: с 14 по 27 августа (даты — по новому стилю);

б) Рождественский пост, или Филиппов, поскольку начинается он на другой день после празднования памяти апостола Филиппа, 28 ноября, и продолжает ся 40 дней, вплоть до Рождества Христова, т. е. до 6 января (по старому стилю 25 декабря).

Изменяемые посты — это:

а) Великий Пост, самый большой, семинедельный пост и самый строгий. Он предваряет главный празд ник христиан — Пасху Христову;

б) Петров пост, или Апостольский, поскольку установлен перед праздником апостолов Петра и Павла. Начинается через неделю после Троицы, а продолжительность его зависит от даты празднования Пасхи и колеблется от 8 до 42 дней. Но день оконча ния Петрова поста зафиксирован в календаре чет ко — 11 июля.

В систему постов включены и два еженедельных разгрузочных постных дня: среда и пятница. Что нельзя есть в эти дни? Мясо, молочную пищу, яйца и рыбу.

У всех постов много общего в ограничении питания, но есть и различия. В дни Великого Поста, например, не позволяется есть то же самое, что по средам и пятницам. Но в одном из монастырских уставов Петра Могилы написано, что по субботам и воскресеньям позволяется есть так называемых «черепо-кожих», т. е. нерыбные продукты моря и пресных вод. Имеются в виду раки, крабы, креветки, мидии, устрицы, кальмары и т. д. И, кроме того, разрешается выпить в эти дни грамм сто красного виноградного вина для поддержания сил. Это разрешение, главным образом, касалось только Великого Поста, но потом оно автоматически перекочевало и во все остальные посты.

Что еще важно? Так как вне постов принято выделять среду и пятницу, да и организм к этому привыкает, то во время постов эти дни тоже выделяются: едят только вареное, без растительных жиров. В дни Великого Поста входят два больших праздника Благовещенье и Вербное Воскресенье. В эти дни можно есть и рыбу.

Совершенно очевидно, что Великий Пост, помимо основных духовных целей,— великолепная разгрузка организма, особенно если учесть, что первую и последнюю недели люди старались отметить наиболее строгим воздержанием от пищи, а последние три дня многие садились, что называется, на хлеб и на воду. Но впереди уже виделся праздничный пасхальный стол...

Обратите внимание, что у нас сейчас почти отсутствует само понятие праздничного стола. Любая пища, включая деликатесы, входит в наш ежедневный рацион. Поэтому наш праздничный стол, в отличие от повседневного, «украшен» лишь большим количеством спиртного. Мы забыли о том, что повседневно надо питаться проще, тогда у нас появится пища, способная доставить особую праздничную радость. Кроме всего прочего, надо учиться отказывать себе в чем-то. Пост же в этом смысле дисциплинирует, поскольку человек ограничивает себя не только в пище, но и подвигается на размышления духовные, нравственные. Человек задумывается о душе, и вэтом — самый главный смысл постов православной церкви.

Кто-то, возможно, думает, что пост — это какая-то особая невкусная еда. Однако можно настолько вкусно приготовить великолепные постные блюда (благо теперь есть множество книг, посвященных постной кухне), что они будут ничуть не хуже, а зачастую гораздо лучше повседневного мясного ассортимента. Было бы только желание!

А сейчас — снова наш комплекс. Наконец-то мы подошли к освоению знаменитой, всем известной (хотя бы по картинкам) позы лотоса.

Упражнение № 36. ПАДМАСАНА (поза лотоса). У этой асаны — два варианта. У йогов они не имеют самостоятельных названий, у нас же, в среде доморощенных йогов, прижились достаточно четкие названия этих вариантов: «завязка» и «накладка». Рассмотрим их по порядку.

Вариант первый: «завязка». Исходное положение — сесть на коврик, ноги вытянуть вперед. Согните левую ногу в колене и положите ладонь правой руки на правую ступню возле пальцев. После этого вложите ступню правой ноги боком в коленный сгиб левой ноги, большой палец при этом остается над сгибом. Правую руку пока не убирайте и продолжайте придерживать правую ступню.

Затем надо просунуть ладонь левой руки под голень правой ноги и, взявшись ею за ступню левой ноги, постараться вытянуть пальцы левой ноги из-под коленного сгиба правой ноги. При этом колени обеих ног должны лежать на коврике. Руки занимают любое из тех четырех положений, о которых говорилось в упражнении № 34. Все остальное делается так же, как и в упражнении № 34, только смену ног делать не надо.

Вариант второй: «накладка». Исходное положение — сесть на коврик, ноги вытянуть перед собой.

Затем положите ступню правой ноги на бедро левой ноги (как в упражнении № 35), а ступню левой ноги надо положить на бедро правой ноги. Спина, шея и голова при этом составляют прямую линию.

Внимание направляем на позвоночник. В этом положении надо находиться до одной минуты. Смену ног делать не надо.

 

В заключение хотелось бы еще раз отметить, что тем, кто легко может 1 делать оба варианта падмасаны, можно исключить из комплекса 34-е и135-е упражнения. Надо сказать, что добиться легкости выполнения позы лотоса будет непросто. Однако отчаиваться неI следует. Нужно продолжать занятия, помня о трех золотых заповедях йоги. Это, во-первых, последовательность с постепенным переходом от простого к сложному, во-вторых, систематичность и регулярность, и, в-третьих, умеренность во всем.

Поэтому не следует во что бы то ни стало сразу же, с первой попытки, стремиться сесть в позу лотоса. Можно повредить суставы и связки. Падмасана у вас впереди, вы все равно освоите это упражнение, которое имеет широкий спектр терапевтических эффектов.

Терапевтические эффекты упражнений 3436: способствуют улучшению подвижности тазобедренного, коленного и голеностопного суставов,

помогают при лечении заболеваний суставов, мышц и сухожилий ног,

 

способствуют выработке хорошей осанки, помогают ликвидировать искривление позвоночника,

улучшают работу сердца, легких, печени, селезенки, желудка, кишечника и других важнейших внутренних органов, поскольку за счет своеобразного замка ног интенсифицируется кровообращение в верхней части туловища.

Противопоказания:

падмасану нельзя делать при тромбозе и тромбофлебите, а также при тяжелых формах варикозного расширения вен на ногах.

Упражнение действительно сложное, но помните, что, может быть, не сразу и совсем не быстро, но у вас оно все равно получится.

 

ЗАНЯТИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ

ИММУНИТЕТ И ПИТАНИЕ

Дорогие ученики, в настоящее время, когда мы живем в очень непростой экологической обстановке, питаемся некачественными продуктами, дышим отравленным воздухом, чрезвычайно важно знать способы, как восстановить иммунитет организма. Йоги утверждают, что это нетрудно сделать с помощью коррекции системы питания, т. е. введения в рацион определенных продуктов, таких, например, как проросшее зерно пшеницы, а также тестирования продуктов питания на индивидуальную совместимость.

У нас чаще всего приходится слышать такое мнение: никаких чудодейственных свойств у проросшего зерна не обнаружено, а употреблять его в пищу в целях безопасности не рекомендуется. В Индии же проросшее зерно пшеницы используется в пищу издревле. В Европе это начали практиковать в 50-е годы.

Одна из врачей-йогов Гизела Шмидт из Швейцарии, проведя исследования проблемы, в том числе и на себе, написала следующие строки: «Я сама начала принимать проросшее зерно пшеницы на завтрак, когда мне было 54 года. Через несколько месяцев мои седые волосы приобрели первоначальную окраску, стали эластичными и густыми. Зрение восстановилось полностью, как и мои телесные и духовные силы. Это состояние позволяет мне трудиться в полную силу и по настоящий день, когда мне исполнилось 75 лет».

 

Это было написано около 25 лет тому назад, а Гизела Шмидт до сих пор не только работает, но и занимается йогой. А исследования свойств проросшего зерна пшеницы показали, что оно, особенно его оболочка, содержит такой витамин группы В, как ауксон, который является очень важным стимулятором жизнедеятельности нашего организма. Это не считая всех прочих витаминов, ферментов и микроэлементов, которые необходимы для регулирования жизненно важных процессов человеческого организма, в частности, процессов построения клетки, оптимизации нервной системы.

Какие же заболевания лечат с помощью проросшего зерна пшеницы? Во-первых, туберкулез, заболевания бронхов, воспаление легких, язву желудка и 12-перстной кишки, экзему и камнеобразования в организме. Есть, во-вторых, также целый ряд эффектов, которые считают малозначительными. Это, прежде всего, восстановление первоначального цвета волос, их густоты, а также остроты зрения, координации движений, укрепление зубов.

Употреблять проросшее зерно пшеницы можно в любом возрасте. А улучшение состояния обычно наступает, более или менее заметное, через одну-две недели. Еще одна характерная деталь: у тех, кто принимает проросшее зерно пшеницы, наблюдается почти полная невосприимчивость к простудным заболеваниям. Очень хорошо лечатся некоторые детские заболевания. В частности, совершенно очевиден эффект воздействия проросшего зерна пшеницы на детей с больными легкими, подверженных рахиту, дистрофии.

КАК УПОТРЕБЛЯТЬ ПРОРОСШЕЕ ЗЕРНО ПШЕНИЦЫ

Прежде всего его надо, естественно, приготовить. А поскольку, как показали исследования, полезные вещества, содержащиеся в таком зерне, легко окисляются, то долго его хранить нельзя. Это говориться к тому, что готовить его впрок нецелесообразно. Лучше понемногу каждый день.

Способ такой. За сутки до приготовления, скажем, каши или киселя надо взять зерно из расчета 50—100 г на человека и тщательно промыть холодной водой в эмалированной, керамической или стеклянной посуде. Затем его следует залить холодной водой и дать немного отстояться. Шелуха и пустые оболочки всплывут на поверхность, а на дне посуды останется только полноценное зерно.

Все, что всплывет, надо слить, оставить воды на уровне верхнего зерна пшеницы. Посуду с зерном поставьте в теплое место, прикрыв бумажной салфеткой. Через 24 часа пшеница должна прорасти. У зерен появятся маленькие беленькие росточки длиной до 1 миллиметра. Это как раз то, что надо. А если эти росточки будут больше или же если они, к примеру, позеленели, то это уже может быть опасно для организма. Поэтому проросшее зерно передерживать нельзя.

Зерна с росточками пропускают дважды через мясорубку. Заметим: если проросли не все зерна, то надо отобрать только проросшие. Пока зерна перемалываются, вы должны вскипятить воду или молоко (в зависимости от того, на чем вы будете готовить кашу или кисель). Помните, что лучше всего готовить на воде. Затем залейте пропущенное через мясорубку зерно кипятком, накройте крышкой и дайте настояться. Настаивать надо до тех пор, пока не остынет до температуры, пригодной для употребления, затем есть. В такую кашу можно добавлять и сливочное масло, и мед, и соль по вкусу. Вот только сахар добавлять не следует, так как его вообще не рекомендуется употреблять. Старайтесь по-возможности заменять сахар медом.

Самое главное правило, которое надо помнить при приготовлении этой каши: ее ни в коем случае нельзя кипятить, так как сразу теряются все целебные свойства проросшего зерна.

 

И еще одно: если вы будете ежедневно употреблять на завтрак кашу из проросшего зерна пшеницы, то общая калорийность питания повысится. Поэтому для баланса надо снизить потребление хлеба и мучных изделий. Пожалуй, это единственное ограничение.

Помните, что наибольший эффект при лечении определенных заболеваний с помощью проросшего зерна пшеницы может быть достигнут через 20—40 дней с начала приема.

Старайтесь применять исключительно доброкачественное зерно пшеницы, без нитратов и пестицидов! Кстати, о доброкачественности продуктов. Пестициды, нитраты, нитриты — как со всем этим бороться? И как распознать доброкачественные продукты? Вроде бы это не так уж сложно, в последнее время стали появляться в продаже различные индикаторы. А вот на Востоке пригодность продуктов питания уже издревле умели определять с помощью драгоценных металлов: золота, платины, серебра, а также меди. Причем определяют не только пригодность, но и совместимость их с тем или иным человеком. Давайте посмотрим, как это делается с помощью золота, например. Специалисты считают, что этот металл наиболее объективен в решении проблемы доброкачественности продуктов питания.

Возьмем обручальное кольцо и сделаем из него отвес на ниточке. (Кстати, если у кого есть серебряный медальон, то можно им также пользоваться для этих целей.)

Положите исследуемый продукт питания на стол, на котором не должно быть никаких металлических предметов. Возьмите кольцо за ниточку в правую руку, а левой проведите по кольцу несколько раз, заряжая его своими биотоками.

Потом поставьте локоть правой руки на стол так, чтобы предплечье было перпендикулярно столу, а кольцо на отвесе поместите над продуктом. При этом постарайтесь отвлечься, думать о чем-нибудь совершенно постороннем, можно даже песенку про себя напевать.

Если кольцо остается без движения, значит, этот продукт для вас нейтрален. Он не полезен, но и не вреден. Если же оно колеблется как маятник в направлении от вас и к вам, то этот продукт вам подходит. И наоборот,— если кольцо начнет двигаться в параллельной вам плоскости, как бы вырисовывая знак минус, то ответ тоже ясен: лучше такой продукт не есть.

Из продуктов таким образом можно проверять все что угодно. Так очень удобно составлять меню для малышей. Возьмите ребенка на руки, и его ручкой проведите несколько раз по кольцу. Далее — все так же, как это описано выше. Этим способом пользуются даже многие врачи-педиаторы, избавляющие с его помощью детей от различных пищевых аллергий и диатезов.

Если проверять одним кольцом пригодность или совместимость пищевых продуктов для нескольких человек, то надо положить это кольцо на деревянную поверхность, чтобы каждый новый человек, взял это кольцо с нее сам. Передавать его из рук в руки не следует, так как кольцо может сохранять биотоки предыдущего человека.

А теперь очередные упражнения нашего комплекса. На этот раз мы приступим к изучению серии дыхательных упражнений под названием БХАСТРИКА (кузнечный мех). Она объединяет четыре упражнения.

Упражнение № 37. Исходное положение — сукха-сана, ардха-падмасана или любой из вариантов пад-масаны. Руки должны находиться в первом из четырех известных вам по упражнению № 34 положений: ладони лежат на коленях, пальцы вместе. Голова, шея и туловище составляют прямую линию, смотрим в одну точку прямо перед собой.

Сделайте медленный и спокойный вдох через нос и затем начните упражнение с резкого выдоха. Его сменяет такой же резкий вдох через нос.

Упражнение состоит из резких выдохов и вдохов, которые выполняются в быстром темпе. Для контроля темпа заметим, что выдох и вдох выполняются за одну секунду. Это считается за один раз. Всего же упражнение выполняется от 5 до 15 раз. Тип дыхания напоминает очистительные дыхательные упражнения № 3—6, только выдохи и вдохи по резкости более равномерны. Внимание «скользит» по каналу сушум-на (спинной мозг) вниз и вверх с каждым выдохом и вдохом соответственно.

Упражнение № 38. Исходное положение — как в предыдущем упражнении. Большим пальцем правой руки закрываем правую ноздрю. Остальные пальцы подняты вверх и соединены вместе.

Далее все повторяется, как в упражнении № 37; делаем через левую ноздрю медленный и спокойный вдох и с резкого выдоха через эту же левую ноздрю начинаем дыхание, которое выполняется в таком же быстром темпе, как и в предыдущем упражнении. Направление внимания и количество выполнений то же самое.

Упражнение № 39. Исходное положение — как и в упражнении № 38. Но только положение правой руки несколько иное: теперь ее средний палец прижимает левую ноздрю.

Далее надо сделать через правую ноздрю медленный и спокойный вдох, а затем все повторяется, как ив упражнении № 38. Направление внимания и количество выполнений то же самое.

 

Упражнение № 40. Исходное положение — как в упражнении № 37. Сделать медленный и спокойный вдох через нос.

Дальнейшее дыхание выполнять поочередно: сначала — один выдох и вдох через левую ноздрю (для этого большим пальцем правой руки надо прикрыть правую ноздрю, как в упражнении № 38), затем еще один выдох и вдох, но уже через правую ноздрю (при этом левая ноздря прикрывается средним пальцем правой руки, как в упражнении № 39). Для простоты контроля за правильностью выполнения отметим, что смена пальцев, поочередно прикрывающих то правую, то левую ноздрю, производится перед каждым новым выдохом.

Упражнение выполняется от 5 до 15 раз, считая выдох и вдох левой ноздрей и выдох и вдох правой ноздрей за один раз. Внимание по-прежнему направляется на канал сушумна.

Помните, Дорогие ученики, что все дыхательные упражнения, которые вы выполняете в комплексе, очень важны, так как они готовят ваш организм к будущим занятиям дыхательной гимнастикой индийских йогов — пранаямой. Поэтому я советую вам уделить им особое внимание.

 

ЗАНЯТИЕ ПЯТНАДЦАТОЕ

ФЕНОМЕН ЛЕЧЕБНОГО ГОЛОДАНИЯ

Дорогие ученики, тема сегодняшнего занятия — лечебное голодание. Прежде всего мы должны разобраться в трех, на первый взгляд, очевидных для всех понятиях: голод, голодовка, голодание. В чем их отличие?

Голод — это когда человек в силу каких-то внешних обстоятельств лишен пищи. Он мечтает о ней, он хочет есть, он стремится к пище, ждет ее, чувствует, что умирает без нее.

Голодовка являет собой совершенно иную ситуацию с совершенно иным психологическим настроем. Человек отказывается от пиши ради достижения тех или иных целей, которые он поставил перед собой, заранее зная, что обрекает себя на мучения. Он согласен с тем, что отказ от пищи — мучение, но он держится изо всех сил, ибо хочет во что бы то ни стало достичь своей цели. Ясно, что он будет выносливее, чем человек, попавший в ситуацию, где вынужден голодать.

Лечебное же голодание сопряжено с совершенно иной психологической установкой. Здесь человек тоже сознательно отказывается от пищи, но он знает, что принесет себе пользу, избавится от многих заболеваний, омолодит свой организм, если периодически не будет какое-то определенное и не такое уж продолжительное время есть. Самое важное — это психологический настрой.

 

Итак, мы будем исходить из того бесспорного факта, что вопросы рационального питания и лечебного голодания тесно связаны между собой. Как система разгрузки организма лечебное голодание существовало, наверное, испокон веков. Посмотрите на животных. Когда они заболевают, никогда не едят. Они будто бы сознательно становятся на путь лечебного голодания и тем избавляются от болезней.

Какова же система лечебного голодания? Она состоит из трех видов: длительного голодания (от 10 до 40 дней), среднего (от 2 до 10 дней) и краткосрочного, которое продолжается от 24 до 36 часов. Надо знать, что длительное лечебное голодание для основной массы людей возможно только в условиях больничного стационара, поскольку его проведение требует наблюдения врачей. Чтобы провести его самому, надо очень многое знать. И прежде всего — как и в какой последовательности выходить из лечебного голодания.

Существует множество методик, и все они разные. Индийские йоги считают, что показателем тут должен быть вкус слюны: как только она стала сладкой, можно выходить из голодания. Они же говорят и о том, что восстановительный период должен продолжаться столько же, сколько длилось и само голодание. Причем выход из длительного лечебного голодания начинается так: кусочек черствого хлеба или сухаря, тщательно разжевывается, как бы растворяется во рту, а затем выплевывается вместе со слюной.

Все правила, которые существуют в методике длительного голодания, правомерны и для среднего по продолжительности воздержания от пищи (от 2 до 10 дней). Его можно применять как средство очистки организма от шлаков при смене сезонов года. Но вот что необходимо рекомендовать всем, так это кратковременное лечебное голодание. Не придерживаться этого могут только те, кто строго следует системе постов русской православной церкви. Хотя и они тоже могут прибегать, может быть, не столь регулярно, к однодневным «постам» в виде еженедельного краткосрочного голодания.

Йоги рекомендуют проводить его в течение 36 часов. Эта рекомендация не распространяется на детей. Однако если ребенок болен, то ограничение ему тоже необходимо. Обязательное условие, без соблюдения которого нельзя проводить даже краткосрочное голодание, это умение пить воду по-йоговски: 10—12 стаканов сырой и чистой воды. Об этом мы подробно говорили на предыдущих занятиях.

Почему это требование представляется столь важным? Да потому, что сырая, или как мы ее называли, живая вода — это источник праны, энергии, а следовательно, и питания клеток человеческого организма. Голодать без питья воды по-йоговски — это значит отравлять свой организм продуктами обмена веществ, которые при голодании обычно выводятся из организма с водой через почки и кожу. Первый и самый главный признак самоотравления организма при кратковременном лечебном голодании без питья воды по-йоговски — головная боль.

Итак, мы определили, что каждому человеку необходимо раз в неделю проводить кратковременное лечебное голодание в течение 36 часов. Только очень слабым и больным людям прописывается 24-часовое голодание. Детям и подросткам до совершеннолетия, а также очень худым людям голодать нельзя, только в случае каких-то очень серьезных заболеваний.

Накануне голодания надо психологически настроиться на него, а точнее, настроиться на то, что ваш организм освободится от шлаков и ядов, что вы станете здоровее. Во время самого голодания ни в коем случае нельзя обращать внимания на еду или следовать каким-либо уговорам окружающих съесть хоть что-нибудь. (Как всегда, труднее всего женщинам, им же надо готовить пищу для членов семьи!)

Привычный режим дня при проведении лечебного голодания можно не менять. Желательно в этот день больше быть на природе, на воздухе, избегать шума, чрезмерных перегрузок, как физических, так и умственных. Не следует париться в бане (тем более в сауне), хотя помыться можно. Нужно стараться в этот день поменьше говорить. Вспомните третье правило ниямы — тапас. Точнее, один из его видов — вачи-ка, тапас речи. Говоря о нем, йоги рекомендуют один раз в неделю соблюдать день полного молчания (маона). Его рекомендуется устраивать одновременно с днем кратковременного лечебного голодания.

Какие же ощущения в день кратковременного лечебного голодания следует считать нормальными и естественными? Прежде всего, легкость в теле и ясность в голове. Возможно небольшое похолодание конечностей, но этого бояться не надо. Если же вы чувствуете какой-то дискомфорт, головную боль или головокружение, то это значит, что происходит самоотравление организма. Чтобы избежать этого, надо пить сырую воду по-йоговски. Во второй половине дня не рекомендуется глотать слюну, лучше сплевывать ее, так как в ней много токсинов.

Какова же техника проведения кратковременного лечебного голодания? 36 часов — это сутки и ночь. Накануне вы ужинаете как обычно. Только не надо стараться ужинать так, словно вы хотите запастись едой на двое суток. Весь следующий день вы ничего не едите, а только пьете воду, как положено. Вечером, конечно же, никакого ужина. На следующее утро у вас будет выход из голодания. Это обычно бывает легкий завтрак, он может состоять из стакана сока или очень небольшого количества овощей, фруктов. Целый день после 36-часового голодания надо придерживаться разгрузочно-диетического питания.

Что касается 24-часового голодания, то оно отличается от 36-часового только тем, что прерывается вечером. Вечером же можно позволить себе легкий ужин, такой же, как завтрак после 36-часового голодания.

 

К кратковременному лечебному голоданию надо привыкать постепенно. Сначала его надо проводить раз в месяц, в следующем месяце у вас уже будет два «голодных» дня, потом вы практикуете их один раз в декаду, с четвертого месяца вы уже можете перейти на еженедельное голодание. А вот какой день выбрать для этого — тут надо обратиться за советом к лайя-йоге.

Лайя-йога — один из тех достаточно многочисленных аспектов учения йогов, которые не вошли в восьмиричную систему Патанджали. Лайя-йога — йога природных ритмов и вибраций, как ее еще называют — космическая йога. Не следует путать ее с астрологией, хотя, возможно, во многом они соприкасаются. Она занимается изучением воздействия ритмов и вибраций, идущих к Земле от основных светил и планет. Все это координируется с биологическим ритмом, заданным каждому конкретному человеку при рождении. (Подробнее об этих ритмах и вибрациях, а также о дыхательных упражнениях и способах, позволяющих оптимизировать их, вы узнаете в следующей моей книге.)

В чем отличие астрологии от лайя-йоги? Если говорить коротко, то астрология занимается предсказаниями событий, составлением гороскопов, а лайя-йога характеризует эти события. Это как бы статистический банк данных человечества. Помимо характеристики событий, людей и явлений, лайя-йога занимается еще и тем, что позволяет вернуть человеку тот естественный ритм, который был задан ему при рождении. Человек, как правило, выбивается из этого ритма, что влечет множество различных заболеваний.

На основании правил лайя-йоги можно легко установить оптимальные дни для кратковременного лечебного голодания.

 

Не удивляйтесь, Дорогие ученики, что числа некоторых знаков зодиака отличаются от общепринятых — это относится к особенностям биоритмологических принципов лайя-йоги.

Будем надеяться, что вы морально готовы к тому, чтобы с помощью голодания попытаться очистить ваш организм.

А теперь — очередные упражнения из нашего комплекса. На этот раз мы разучим три позы, которые венчают собой серию асан из положения сидя.

Упражнение № 41ЙОГА-МУДРА (поза йоги из исходного положения падмасана — «завязка»). Мы уже во второй раз встречаемся в комплексе с мудрой, т. е. с позой, которая оказывает мощное терапевтическое воздействие на эндокринную систему. Эта поза имеет несколько вариантов выполнения. Дело в том, что сегодня, возможно, не все из вас могут выполнять лотосные позы, я имею в виду падмасану в двух вариантах — «завязка» и «накладка». А некоторым, быть может, трудно или дискомфортно выполнять даже сукхасану — «удобную позу». Классически упражнение № 41 выполняется из падмасаны — «завязки», но начинающим дана возможность освоить это упражнение из более легких поз.

Те, кто не страдает в


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.