Искусство внутренней чистоты часть II — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Искусство внутренней чистоты часть II

2017-06-11 435
Искусство внутренней чистоты часть II 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дорогие ученики, надеюсь, что вы помните о пяти основных правилах первой ступени учения йогов — ямы. Мы с вами определили, что, только твердо укрепившись в борьбе с самим собой, со своими недостатками, можно надеяться на успех в искусстве йоги. Теперь, когда, я думаю, у вас вошло в привычку уделять каждый вечер 10—15 минут самоанализу, можно смело переходить к изучению второй ступени йоги, естественно, не бросая первой. Эта ступень называется НИЯМА.

Мы знаем, что в переводе с санскрита слово яма означает «смерть», а частица «ни», как и в русском языке, указывает на отрицание. Следовательно, ния-ма — «не смерть», «возрождение». Это действительно принятие, обретение всего нового, естественного, положительного. Я имею в виду не только образ ваших действий, но и образ ваших мыслей, т. е. мышление.

Во многих книгах по йоге вы можете встретить такое понятие, как культивирование в себе положительных черт и мыслей, а это в корне неверно. Ведь если принять это положение, то, значит, на каком-то этапе перестать признавать в себе недостатки, отрицательные черты характера, так как на их месте вы культивируете черты положительные. Значит, вы можете сказать: «Вот чего я достиг!». Но всем известно, что как только человек осмелится сказать такое, ему надо будет начинать борьбу с самим собой заново.

Поэтому надо говорить не о культивировании, а о приобретении положительных качеств. Практика духовного самосовершенствования показывает, что когда человек начинает бороться с самим собой и стремиться приобрести положительные качества через осознание своего несовершенства, то он обретает искомое. Духовные учителя обычно говорят так; на данном этапе, чтобы не стать эгоистом и не пойти по пути еще большего отягощения пороков, необходимо осознавать, что все зло, которое вы творите, идет только от вас, от вашего собственного несовершенства. В то же время все те положительные черты, которые вы приобретаете, являются наградой за ваши стремления и упорную работу над собой. Не надо думать, что это ваше собственное достижение, ибо в таком случае вы снова падете в бездну пороков. Поэтому работайте над собой и благодарите в душе Бога, если в вас начнут проявляться положительные черты.

Нияма, как и предыдущая ступень, тоже состоит из пяти правил.

Первое и основное правило — ШАОЧА. Оно настолько всеобъемлюще, что характеризует всю вторую ступень аштанга-йоги. Это принцип внутреннего и внешнего очищения. Все остальные правила ниямы лишь расширяют и дополняют его.

Второе правило — САНТОША. Это стремление к чувству удовлетворенности жизнью, чувству, противоположному алчности, желанию удовлетворять многочисленные соблазны. Подумайте, как важно быть довольным всем в жизни, удовлетворяться тем, что есть! Не лучше ли научиться радоваться каждому прожитому дню?

Сантоша — победа над противоположностями. Ибо — человек достигает уравновешенности, сбалансированности и природной естественности всех своих желаний. Он может реально судить о них и, следовательно, знать, что ему действительно нужно, а от чего следует отказаться.

Третье правило ниямы носит название — ТАЛАС. Ваши усилия в деле самодисциплины приведут к приобретению положительного характера. Тапас включает три вида.

1) ТАПАС ТЕЛА, который еще называется кайика. Это правило предусматривает обязательное соблюдение необходимых гигиенических процедур, предписываемых йогой, закаливание и тренировку тела, т. е. выполнение упражнений. Надо только помнить, что все это не должно превращаться в культ или в самоистязание. Йоги вообще против самоистязания, справедливо считая это крайностью, дисгармонией. Они выступают против любых форм аскетизма на уровне хатха-йоги, всегда предпочитая золотую середину. Поэтому тренировка тела не должна превращаться в самоцель. Но и пренебрегать этим не следует, ибо, как известно, тело — храм нашей души. И действительно, наше сознание реализует себя через наше тело и, следовательно, его надо постоянно поддерживать в состоянии гармонии. Это очень важно, и обойтись без этого никак нельзя.

2) ТАПАС РЕЧИвачика. Это правило требует говорить только правду, не употреблять бранных слов, не обижать своей речью других, не кричать на людей. Словом, соблюдающий тапас речи обладает качествами культурного, воспитанного человека. Это самоконтроль речи. Учитесь не заниматься словоблудием (очень распространенное в наше время явление). Кстати, с гигиенической точки зрения, как, впрочем, и с духовной, йоги рекомендуют раз в неделю соблюдать день полного молчания — маона. Его лучше проводить в день лечебного голодания или в выходной день, на природе. Займитесь самоанализом, предавайтесь возвышенным размышлениям, читайте литературу, способствующую духовному самосовершенствованию.

Ну а если говорить о речи, то надо всегда стараться быть кратким, конкретным и без необходимости не говорить.

3) ТАПАС УМАманасика. Это чувство внутреннего спокойствия, уравновешенности. Точнее, стремление к тому, чтобы быть всегда радостным. И действительно, если человек соблюдает второе правило ниямы — сантошу, то он будет пребывать в радостном настроении. Манасика — устойчивый самоконтроль при разных обстоятельствах, стремление к тому, чтобы в вашей душе доминировали положительные чувства, мысли, эмоции.

Четвертое правило ниямы носит название — СВАДХЬЯЯ. Следование ему предусматривает регулярное чтение и изучение литературы, которая способствует обретению мудрости, самопознанию, самовоспитанию, расширению кругозора. И, конечно же, пополнению знаний, но только тех, которые действительно нужны вам для вашего духовного роста и профессионального развития.

И наконец, последнее правило ниямы, которое называется — ИШВАРА ПРАНИДХАНА. Это очень высокая ступень, она предусматривает посвящение всего себя богоугодным добрым делам, самоотверженному служению людям, окружающей природе. Стремитесь приносить с собой гармонию, любовь и радость повсюду — от микро- до макромира.

Вот мы и познакомились с пятью правилами ниямы. И становится понятно, что никогда нельзя сказать, выполняя то или иное правило, что достигнутое является пределом возможностей. Нияму, так же, как и яму, надо практиковать всю жизнь. И необходимо помнить, что, находясь на этих ступенях йоги, ни в коем случае нельзя заниматься формально. Иначе человек будет рабом заданной программы. Даже неукоснительное выполнение правил ямы-ниямы не должно превращаться в непреложный закон: «Умри, но сделай».

А теперь — пора перейти к изучению очередной серии упражнений. Она направлена на укрепление кистей рук и предплечий. Вы уже, наверное, обратили внимание на то, как в построении комплекса четко выдерживаются методические принципы. Вначале серии упражнений стоя были упражнения, оказывающие терапевтическое воздействие на голову, потом на шею, затем на плечевые суставы и плечевую часть руки, ну а теперь воздействие направлено на кисти рук, т. е. четко прослеживается терапевтическая направленность асан сверху вниз.

Упражнение № 19 носит название КАРА ПРИШТХА ШАКТИ-ВИКАСАК (упражнение для укрепления тыльной части кистей).

Основная стойка — тадасана. Вам надо вытянуть обе руки вперед на уровне плеч. Пальцы рук вместе и обращены вверх, как будто бы вы ладонями упираетесь в стену. Руки напряжены до легкой дрожи. Дыхание произвольное через нос. Внимание направляете на кисти рук.

Упражнение состоит в том, что надо очень медленно (подчеркиваю слово «очень») поворачивать кисти рук вниз, сгибая их в запястьях, потом так же медленно поднимать их вверх. А теперь самое важное: помните, что пальцы рук в суставах сгибать нельзя, ладонь и кисть должны быть прямыми.

Упражнение выполняется 2 раза, считая за 1 раз поворот кистей вниз и вверх. Внимание направляем на кисти рук. Смотреть надо прямо перед собой в одну точку, а не на кисти. Помните о том, что напряжены должны быть только руки, а тело расслаблено. Упражнение выполняйте медленно и плавно, кисти рук в крайних положениях не задерживайте. Несмотря на сильное напряжение во время упражнения, задерживать дыхание тоже не следует.

Упражнение № 20КАРА-ТАЛЯШАКТИ-ВИКАСАК (упражнение для укрепления ладоней).

Исходное положение — тадасана. Сделайте медленный и спокойный вдох через нос и такой же медленный и спокойный выдох. К концу выдоха согните руки в локтях и поднесите расслабленные кисти рук к плечам (так называемая «собачья стойка»). Задержите дыхание после выдоха и затем резко выбросите кисти рук вперед на уровне плеч. Руки должны быть согнуты в запястьях, пальцы подняты вверх, широко расставлены и согнуты так, что напоминают когти.

Руки очень сильно напряжены, до легкой дрожи. В этом положении находитесь на максимальной паузе после выдоха, до чувства дискомфорта. Внимание направьте на пальцы рук, но смотреть на них не надо. Смотрите в одну точку прямо перед собой.

Упражнение № 21АНГУЛИ ШАКТИ-ВИКАСАК (упражнение для развития пальцев рук).

Когда кончится максимальная пауза, опустите руки вдоль туловища и сделайте медленный и спокойный вдох через нос. Упражнение выполняется только один раз. Исходное положение — тадасана. Упражнение выполняется точно так же, как и предыдущее, с той лишь разницей, что пальцы рук широко расставлены. В остальном — без изменений.

Терапевтические эффекты упражнений № 1921: развивают и укрепляют мышцы,

придают гибкость лучезапястным суставам; ликвидируют отложения солей в суставах рук; развивают мышцы и суставы пальцев рук;

очень полезны для тех, чья работа связана с большим напряжением рук, например, для музыкантов, художников, машинисток, хирургов и т.д.

Несмотря на кажущуюся простоту, эти упражнения являются, наверное, самыми трудными в комплексе по степени затраченной энергии. Поэтому некоторым бывает необходимо немного отдохнуть после их выполнения.

 

ЗАНЯТИЕ ВОСЬМОЕ

ЖИВОТВОРНЫЙ ИСТОЧНИК ВОДЫ

Дорогие ученики, на этом занятии мы вновь возвращаемся к теме гидротерапии, но, правда, уже в несколько ином ракурсе. Вы теперь умеете пользоваться водой для очистки организма. Но давайте вспомним о питательных свойствах воды, о том, какую роль она играет в нашем организме.

В Индии проводились гистологические исследования живых клеток людей трех типов. Одни из них пили воду согласно йоговским рекомендациям, другие не пили вообще (я имею в виду воду как таковую, а чай, кофе, лимонады, соки и супы — не в счет). Третьи же пили воду в больших количествах, но не систематически, не регулярно и очень помногу.

Что же показали исследования? Клетка человека, который вообще не пьет воду как таковую, заменяя ее разного рода жидкостями,— увядшая, она ссыхается и, следовательно, рано стареет. У человека, пьющего воду, но много и беспорядочно, клетка одно время находится в высохшем состоянии, потом вдруг переполняется и справиться с этим потопом ей чрезвычайно непросто, организм в этом случае работает на износ. А вот клетка человека, который пьет воду по-йоговски, всегда находится в хорошем функциональном состоянии, она жизнедеятельна, поскольку питается систематически, регулярно пополняется энергией. Не надо забывать, что вода у йогов считается вторым после воздуха источником праны, или

энергии, и к тому же является носителем биологической информации.

Но таковой считается далеко не всякая вода, а только сырая, т. е. живая. Кипяченая вода — балласт для организма, в лучшем случае она может более-менее поддерживать клетки, но не питать их энергией.

Самая полезная для человеческого организма та вода, которая сохраняет структуру льда, т. е. талая вода. Эта структура разрушается при нагревании воды до температуры 40—42 градуса. Обратите внимание на то, что температура совпадает с той, которая считается критической для человека.

Меня обычно спрашивают: как же быть, если вода в городских водопроводах плохая, а лучшей часто не найти. Однако есть немало способов выйти из этой затруднительной ситуации.

Талую воду можно приготовить и в домашних условиях из той самой загрязненной воды, которая течет из крана. Способ довольно простой, хотя и хлопотный. Воде надо дать хорошо отстояться, предварительно пропустив ее через фильтр. Он может быть любой: начиная от отечественного угольного фильтра типа «Родничок» и кончая дорогими импортными системами фильтрации воды. Отстоявшуюся воду надо перелить в другой сосуд, естественно, исключая тот мутный осадок, который скапливается после отстаивания. Сосуд с чистой отстоявшейся водой ставится в морозильник. Вода начнет замерзать со дна. Когда на донышке образуется слой льда, воду нужно снова перелить в другой сосуд (лед выбросить), и поставить опять в холодильник.

В результате получится биологически чистая сырая, воистину живая вода. Кстати, если проделать то же самое с кипяченой водой, то она опять оживет, будет богата и праной, и биологической информацией. Этот способ рассчитан на самую плохую воду, какая только может быть в городских условиях.

Есть еще один способ приготовления хорошей питьевой воды. Он менее хлопотный. Это — серебрение воды. Для серебрения используются специальные ионаторы, приборы, которые выпускаются нашей промышленностью. Но можно серебрить отстоянную воду и с помощью серебряной ложки или вилки, помещая ее в сосуд с водой на ночь. И самое полезное — хранить воду в серебряных сосудах.

Конечно, хороша вода из родников и артезианских скважин, но она доступна далеко не всем.

Итак, как же индийские йоги рекомендуют пить воду? Все их советы можно объединить в пять правил.

1) Вода должна быть чистой, если не из родника, источника или артезианской скважины, то очищен ной одним из тех способов, о которых мы только что говорили.

2) Вода должна быть сырой.

3) Вода должна быть комнатной температуры.

4) Сколько же воды выпивать в день? Поскольку этот вопрос не простой, то надо сделать несколько пояснений. Йоги говорят, что следует выпивать еже дневно 10—12 стаканов воды. Причем надо иметь в виду, что у них стандартные стаканы вместительнее наших — до 350 граммов. Именно эту рекомендацию многие европейские медики подвергают сомнению. Мол, она продиктована жарким климатом Индии. Я беседовал на эту тему с йогами, и они согласились, что их климат несомненно оказал влияние на эту ре комендацию. Однако и нам нужно выпивать в день не менее 10—12 стаканов воды. Но наших, 200—250граммовых. Естественно, если человек никогда не пил воду в таких количествах, но попытается сразу же войти в подобный режим, то ничего хорошего из этого не получиться.

Чтобы ответить на вопрос, как же следует пить воду по-йоговски, надо вспомнить о трех золотых заповедях йоги. Первая. Последовательность с постепенным переходом от простого к сложному. Вторая.

Систематичность и регулярность. Третья. Умеренность во всем. И тогда пятое правило питья воды сразу станет понятным.

5) Воду, которая соответствует стандартам, указанным в предыдущих правилах, надо пить понемногу, но часто, через каждые 15—20 минут.

Конечно, выпить в первый же день 10 или 12 стаканов воды никто не сможет. Да и не нужно. Пусть получится, скажем, 2—3 стакана. Держитесь на этом рубеже 7—10 дней. Потом добавьте еще стакан и снова приучите организм к этому объему. Если получится так, что вы не сможете увеличить дозу, ни в коем случае не насилуйте себя. Задержитесь на удобной для вас дозе до тех пор, пока не сможете прибавить еще один стакан. И так далее.

Говоря о правилах питья воды по-йоговски, необходимо подчеркнуть, что йога хороша как система: однако не стоит перебарщивать, следуя ей. Не нужно воспринимать всякий совет буквально. Бывает, что начинающие йоги стремятся пить воду точно через каждые 15 или 20 минут, секунда в секунду, несмотря ни на что. А уж если вдруг забудут и пропустят какое-то время, то непременно стараются наверстать упущенное, выпивая залпом всю ту воду, которую недопили. Это, конечно же, перегиб, который может превратиться в привычку, и человек станет ее рабом.

В заключение хочу сказать о тех эффектах, которые дает питье воды по-йоговски.

Во-первых, клетка постоянно получает полноценное питание, а это очень важно для оптимальной жизнедеятельности организма. Ведь он более чем на 70% состоит из воды.

Во-вторых, такой способ питья воды дает мощный эффект вымывания солей из организма. В связи с этим тому, кто пьет воду по-йоговски, можно совершенно свободно употреблять в пищу поваренную соль, если, конечно, не злоупотреблять ею.

В-третьих, обеспечивается лечение различных почечных заболеваний: нефрита, нефроза, пиелонефрита и даже почечно-каменной болезни.

В-четвертых, совершенно очевиден эффект продления молодости, так как вода способствует постоянному обновлению и омоложению клеток всего организма.

Питье воды по-йоговски необходимо освоить еще и для того, чтобы в дальнейшем правильно проводить лечебное голодание. Без этого не рекомендуется начинать даже однодневное голодание. Но это уже тема другого разговора.

А сейчас пришла пора познакомиться с новыми упражнениями основного обязательного утреннего комплекса для здоровых и больных людей. Мы начнем осваивать серию из шести упражнений, воздействующих на органы брюшной полости. При разучивании комплекса эта серия обычно делится пополам и вводится в него не целиком, а по три упражнения.

Название этой серии упражнений — УДАР ШАК-ТИВАРДХАК (упражнения для развития мышц живота).

Упражнение № 22 Исходное положение — тадасана. Сделайте медленный и спокойный вдох через нос. Этот вдох важен потому, что вводит вас в упражнение и определяет, что делать дальше. Затем одновременно с резким выдохом через нос необходимо втянуть живот как можно больше внутрь, а одновременно с резким вдохом через нос постараться выпятить живот как можно больше. Упражнение выполняется в быстром темпе: на втягивание и выпячивание живота должна уходить примерно одна секунда, это считается за один раз. Выполняется упражнение от 5 до 25 раз. Внимание направляем на область живота.

Упражнение № 23. Исходное положение — тада-сана, но верхнюю часть туловища необходимо наклонить вперед под углом 45 градусов. Руки лежат на пояснице, большие пальцы направлены вперед, а средние должны касаться друг друга на спине. Спина ровная, плечи развернуты, локти отведены немного назад. Смотрим прямо перед собой. Делаем медленный и спокойный вдох через нос и с резким выдохом втягиваем живот, а с резким вдохом — выпячиваем. Дальше все так же, как и в предыдущем упражнении.

Упражнение № 24. Исходное положение — ноги на ширине плеч, ступни параллельны друг другу. Согните ноги в коленях, наклоните верхнюю часть туловища вперед и упритесь прямыми руками в бедра немного выше коленных чашечек так, чтобы больОчень важно, чтобы руки, которыми вы упираетесь в бедра, были прямыми. Только таким образом достигается жесткая фиксация тела, которую легко удерживать. Смотрим прямо перед собой в одну точку.

Делаем медленный и спокойный вдох через нос. Одновременно с резким выдохом через нос втягиваем живот как можно глубже, а с резким вдохом выпячиваем. Внимание направляем на область живота. Это упражнение, как и предыдущие, выполняется от 5 до 25 раз.

С терапевтическими эффектами мы познакомимся на следующем занятии, когда разучим всю серию до конца.

 



 

шие пальцы лежали на внутренней части бедра, а остальные, сомкнутые вместе,— с наружной части бедер. Представьте себе, что вы сидите на стуле и наклонились немного вперед. Спина должна быть прямая, а в пояснице надо несколько прогнуться.

 

ЗАНЯТИЕ ДЕВЯТОЕ

СОВЕТЫ ТИБЕТСКИХ ДОКТОРОВ

Дорогие ученики, на этом занятии мы вновь возвращаемся к вопросам личной гигиены, а также профилактике некоторых заболеваний. На предыдущих занятиях мы с вами уже познакомились с йоговскими рекомендациями, касающимися водных процедур, умывания, промывания носа и других. Теперь же поговорим об уходе за органами слуха.

Надеюсь, вы помните, что мы уже упоминали об эффекте воздействия на органы слуха в описании упражнения № 8 и процедуры промывания носа чайником. А сегодня я хочу предложить вам несколько процедур, которые непосредственно способствуют восстановлению или улучшению слуха. Эти рецепты взяты из трактатов древнеиндийской медицины Аюр-веды и тибетской медицины.

Рецепт Аюрведы

Размять зубочек чеснока, (пестиком в ступке, ложкой или же специальной чесночницей) до кашицеобразного состояния и положить в марлю. Капнуть на эту кашицу одну—две капли камфарного масла, сделать тампон и вложить его в ухо. Держать до появления жжения, от 10 до 20 минут.

Эту процедуру лучше выполнять ежедневно перед сном до тех пор, пока не будет виден положительный результат. Рецепт способствует оживлению слухового нерва и эффективен даже в тех случаях, когда слух потерян почти полностью. Кроме того, он применим в профилактических целях для улучшения вашего слуха.

УПРАЖНЕНИЯ ТИБЕТСКОГО САМОМАССАЖА

1. Разогреть трением указательные пальцы рук, после чего растирать ими одновременно ямки, нахо дящиеся за мочками ушей, круговыми движениями. Правым пальцем — по часовой стрелке, левым — против. И не надо думать, что тут нужна какая-то особая координация движений: оба пальца проделы вают круговые движения «от себя». Область воздей ствия не велика — то, что находиться у вас под паль цами.

Ямки надо растирать достаточно сильно надавливая на них, но не доводить до болезненных ощущений. Обычно делается 7 круговых движений: либо сидя на стуле, или в позе сукхасана (по-турецки), либо сидя на коленях в позе ваджрасана (вспомните позу Льва). Но в любом случае спина должна быть прямой.

2. Разогрейте трением пальцы рук. Возьмитесь за уши, не за мочки, а именно за уши, полностью за все ухо. Для этого большие пальцы должны быть с задней стороны уха, а остальные пальцы согнуты и поддер живают ухо спереди. После этого надо дергать уши одновременно вправо и влево, как будто бы вы играете на гармошке. Так же, как и в предыдущем упражнении, делаете 7 таких движений. Выполнять их нужно не торопясь и не очень сильно.

Разогреваем трением пальцы рук, затем из ука зательного и среднего пальца делаем «вилочку», остальные пальцы подогнуты. Этими «вилочками» одновременно растираем около ушей снизу вверх, начиная от нижнего основания уха. Ухо находится между пальцами. В процессе движения пальцы как бы расширяются по направлению к вискам и затылку. Работает весь палец, вся его поверхность, а не только подушечки. Снизу вверх — активный ход, обратно — холостой. Движения выполняете 7 раз. Естественно, что во всех упражнениях внимание вы направляете на уши.

Чтобы убедиться, какой эффект дают эти упражнения, надо выполнить их одно за другим, без промедления. Вы спросите, почему каждое упражнение выполняется 7 раз? Трудно ответить точно, но число 7 — своего рода сакральное число, обозначающее полноту явления. Следует заметить, что если человек выполняет упражнения тибетского массажа, эти или другие, то количество повторений каждого упражнения возрастает в такой прогрессии: 7—14—21. Но в данном случае это правило применять совершенно не обязательно, особенно если выполнять эту серию из трех упражнений с профилактической или гигиенической целью. Делать упражнения можно, когда хотите, и даже 2 раза в день. Но помните, какие бы великолепные упражнения по уходу за слухом ни изобрели йоги, регулярно чистить уши самым обычным способом (с помощью ватного тампончика) все равно необходимо!

Раз уж мы заговорили о тибетском массаже, есть смысл познакомиться с несколькими манипуляциями из его арсенала, позволяющими избавиться от головной боли различного происхождения.

Итак, ТИБЕТСКИЙ МАССАЖ ОТ ГОЛОВНОЙ БОЛИ.

Несмотря на то, что этот массаж может быть использован и в качестве самомассажа, лучше всего первое время учиться осваивать его на других, для того чтобы выработать автоматизм движений и правильную постановку рук.

Массируемого надо усадить на стул. Его руки лежат на коленях ладонями вверх, а указательные и большие пальцы каждой руки соединены в колечки.

Первая манипуляция. Опорная часть левой кисти упирается в лоб над бровями массируемого, а опорная часть правой кисти на затылочной впадине. Остальные пальцы широко расставлены, немного согнуты, но не давят на голову, а лишь поддержи96

 

вают ее. Массаж выполняют только опорные части кистей,— основания ладоней. Движение идет по периметру головы: два-три смещения вправо, столько же — влево с одновременным сильным давлением и небольшим подкручиванием. Представьте себе, что вы пробуете арбуз на крепость. Время для каждого нажима — одна секунда, а общее время воздействия — одна минута. Не забывайте, что направление давления опорными частями кистей рук — навстречу друг другу.

При самомассаже вы проделываете то же самое, но со сменой рук, т. е. при движении вправо у вас будет правая рука сзади, а левая спереди, а при движении влево — наоборот. Для усиления нажима можно упираться локтем в стену.

Вторая манипуляция. Шея массируемого расслаблена. Левой рукой поддерживать его голову за лобную часть, правая рука образует как бы «щипцы» из большого и указательного или даже из трех пальцев. Воздействовать на мышцы шеи сильными щипковыми движениями — от затылочной впадины и вниз до седьмого шейного позвонка. Время каждого нажима-щипка — одна секунда, а общее время воздействия — до одной минуты.

При самомассаже проделывать то же самое.

Третья манипуляция. От межбровья (так называемая ТРИКУТА — «третий глаз») выполняется линейное движение подушечками больших пальцев рук по направлению к вискам. Движение проходит над бровями, а на висках пальцы фиксируются и осуществляют круговое движение «от себя». Остальные пальцы поддерживают голову за ушами. Нажим достаточно сильный, но на висках он несколько ослабевает. Время воздействия — одна минута.

При самомассаже линейные движения осуществляются сложенными вместе указательными и средними пальцами рук.

Четвертая манипуляция. Левая рука поддерживает голову за затылочную часть. Правой рукой надо образовать «щипцы» из большого и указательного пальцев и достаточно сильно пощипывать переносицу. Пальцы должны несколько вибрировать. После каждого щипка пальцы надо как бы отрывать от переносицы. Глаза массируемого закрыты. Одно движение — одна секунда, общее время воздействия — до одной минуты.

Во время самомассажа это движение не вызывает

затруднения.

Пятая манипуляция. Глаза массируемого закрыты, и под веками зрачки опущены вниз. Подушечками больших пальцев рук круговыми движениями массируем глазные яблоки. Правый палец движется по часовой стрелке, левый — против. Эти движения не должны вызывать болевых ощущений в глазах, что необходимо контролировать, задавая вопросы массируемому. Общее время воздействия — одна минута.

Во время самомассажа движения осуществляются сложенными вместе указательными и средними пальцами рук.

Шестая манипуляция. Ее можно применять и отдельно от предыдущих манипуляций для того, чтобы повысить общий тонус организма. Выполняется она так. Опорные части кистей устанавливаем над ушами. Уши можно немного отогнуть. Пальцы расставлены, немного согнуты, но на голову не давят, работают только опорные части кистей. Лучше всего, если массажист выполняет эту манипуляцию на максимальной паузе после своего выдоха: делается вдох, выдох через нос, задерживается дыхание и осуществляется сильное сжатие головы, которое продолжается 30 секунд.

При самомассаже для усиления нажима рекомендую упираться локтем в стену.

Вот и все. Если вы сделаете все как полагается, то любая головная боль, если, конечно, она не вызвана травматическими причинами, проходит. Тибетцы говорят, что этот массаж универсален и способен устранять 5 причин головной боли. Правда, для нас пока еще очень трудно объяснить истинное значение этих причин, ибо они таковы: нехватка лепестка лотоса, слабость стебля, загрязнение корней, прозрачность воздуха и угасание свечи.

А теперь мы перейдем к очередным упражнениям основного обязательного утреннего комплекса для здоровых и больных людей.

На прошлом занятии мы с вами начали изучать серию, состоящую из пяти упражнений, которая воздействует на органы брюшной полости и называется удар шактивардхак. Возможно, что некоторые из вас на протяжении недели с начала выполнения этих упражнений почувствовали тяжесть или даже болезненные ощущения в животе. Это связано не только с терапевтическим воздействием упражнений, которое часто сопровождается болезненными ощущениями, но еще и с тем, что вы недостаточно хорошо очищаете свой кишечник.

Вы знаете, что йоги рекомендуют в обязательном порядке освобождать кишечник по утрам перед выполнением комплекса. Но как это сделать наиболее эффективно? Йоги рекомендуют во время вашего туалета принимать позу КАГАСАНА (поза Ворона). Это оптимальное положение для наиболее полного освобождения кишечника, так как при нем оказывается естественное давление на нисходящую толстую кишку. Попробуйте, и убедитесь, что даже в условиях обычного городского туалета это не так трудно сделать. Если же у вас возникают проблемы с быстрым и четким освобождением кишечника, помните, что йоги рекомендуют «разговаривать» с кишечником в этот момент. Это обычная психотерапия и самовнушение. С кишечником надо «говорить» четко, по-деловому, он «не любит» сантиментов. В то же время в иных ситуациях с другими органами надо находить свой особый подход. Если болит сердце, с ним надо «вести беседу» ласково, с печенью — жестко, в приказном порядке. Еще, возвращаясь к теме туалета, необходимо заметить, что йоги советуют не пользоваться по возможности туалетной бумагой, а подмываться прохладной водой. Тогда такой болезни, как геморрой, у вас никогда не будет.

А теперь можно переходить к последним трем упражнениям серии УДАР ШАКТИВАРДХАК.

Упражнение № 25. Исходное положение — тада-сана. Делаем медленный и спокойный вдох через нос и такой же выдох. После этого необходимо задержать дыхание и на максимальной паузе после выдоха начать выполнять движения животом: втягивание и выпячивание. Как видите, в отличие от предыдущих упражнений этой серии, здесь движения животом выполняются без дыхания. Темп — раз в секунду. За 1 раз считаем втягивание и выпячивание живота. Внимание — на область живота. После окончания максимальной паузы прекратить движения животом и сделать медленный и спокойный вдох через нос. Упражнение выполняется 1 раз. Сколько движений животом вы сделаете за время максимальной паузы,— не важно, подсчитывать их нет необходимости.

Упражнение № 26. Исходное положение — тада-сана. Делаем медленный и спокойный вдох через нос и такой же выдох. После выдоха надо задержать дыхание. Затем, как в упражнении № 23, наклонить верхнюю часть туловища вперед под углом 45 градусов. Руки кладем на поясницу: большие пальцы направлены вперед, а средние должны касаться друг друга на спине. Локти развернуты назад, спина прямая, смотрим прямо перед собой. Теперь приступаем к движению животом. Начинаем с втягивания, а дальше все делается, как в упражнении № 23, только без дыхания. После окончания максимальной паузы надо вернуться в исходное положение и сделать медленный и спокойный вдох через нос, можно вдохнуть одновременно с выпрямлением туловища. Упражнение выполняется 1 раз. Внимание направляем на область живота.

Упражнение № 27. Поставьте ноги на ширину плеч, ступни ног параллельны друг другу, колени согнуты. Прямыми руками упираемся в бедра чуть выше коленных чашечек. Надо прогнуться в пояснице и смотреть прямо перед собой. Приняв такое положение, как и в упражнении № 24, делаем медленный и спокойный вдох через нос и такой же выдох. Затем задерживаем дыхание. После этого начинаем движение животом со втягивания. Дальше — '■ все как в упражнении № 24, но на максимальной паузе после выдоха. Упражнение выполняется 1 раз. Внимание направляем на область живота. Когда максимальная пауза закончится, нужно, не меняя положения, сделать медленный и спокойный вдох через нос, а одновременно с выдохом, тоже медленным и спокойным, принять положение основной стойки — тадасаны.

Терапевтические эффекты серии упражнений № 22—27:

способствуют ликвидации жировых отложений на животе,

устраняют колики и другие желудочные заболевания,

улучшают пищеварение и цвет лица,

упражнения № 25—27, кроме того, устраняют изжогу, а также повышают содержание СО2 в крови и клетках органов и тканей, что оказывает благотворное воздействие на организм в целом.

 

ЗАНЯТИЕ ДЕСЯТОЕ

КОРРЕКЦИЯ ЗРЕНИЯ

Дорогие ученики, сегодня мы приступаем к изучению очень интересной темы, посвященной улучшению и исправлению зрения. Вы, конечно же, помните об отличительных внешних чертах индийцев: белые зубы, ухоженные густые волосы и яркие, блестящие глаза. Мы с вами уже научились, как правильно чистить зубы и ухаживать за волосами, а теперь настала очередь познакомиться с универсальным комплексом упражнений для исправления таких дефектов зрения, как близорукость, дальнозоркость и астигматизм. Комплекс называется ТРАТАКА.

Мы с вами разучим по крайней мере 8 основных упражнений и одно дополнительное. Что означает слово «тратака»? Это — сосредоточение, фиксация. Комплекс построен на упражнениях, которые состоят из фиксации того или иного положения глаз при взгляде на тот или иной объект. Кстати сказать, в Индии существует множество других методик для исправления дефектов зрения. Они как бы сопутствуют тратаке. И человек, который занимается глазным комплексом, может применять их тоже, что будет оказывать очень положительный эффект. Поэтому начнем с них.

1. Взгляд попеременно на дальние и ближние предметы. Это упражнение можно выполнять и в очках, ибо в случае значительной потери зрения понятия дальнего и ближнего предмета весьма относительны.

 

Выполняется упражнение так. Сесть на стул (желательно с прямой спинкой) и выбрать для наблюдения самый дальний предмет, который вы можете рассматривать не с легкостью, а с некоторым напряжением зрения.

Зафиксировав свой взгляд на этом объекте, смотрите на него так долго, как только сможете, не моргая, до появления чувства усталости глаз. Когда глаза устанут (лучше всего смотреть до появления слез), надо перевести взгляд на какой-нибудь ближний предмет. И смотреть на него нужно ровно столько времени, сколько требуется для отдыха глаз. Проводите циклы до тех пор, пока не устанут глаза.

2. Вторая методика аналогична первой. Купите 2 экземпляра одной и той же газеты. Выбрав какуюлибо статью, поместите один экземпляр на предельно дальнем расстоянии от глаз, на котором вы сможете различать текст с напряжением глаз, а другой — на расстоянии достаточно близком, на котором эту же статью можно прочесть без всякого напряжения. Объем статьи должен быть таким, чтобы вы успели прочесть ее до усталости глаз.

Цикл такой: сначала вы читаете газету на дальнем расстоянии. Потом, когда глаза устанут, переведите взгляд на близко расположенную статью и читайте снова. Цикл повторяется многократно до появления усталости глаз. Суть методики в том, что глаза выполняют одни и те же движения как при чтении не дальнем расстоянии, так и на ближнем, но с разной амплитудой.

3. В некоторых книгах по йоге рекомендуется для исправления дефектов зрения с


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.