Основные стороны бытия науки. Характерные черты научного знания. (из лекции и учебн.) — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Основные стороны бытия науки. Характерные черты научного знания. (из лекции и учебн.)

2017-06-11 657
Основные стороны бытия науки. Характерные черты научного знания. (из лекции и учебн.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наука – явление многозначное, многогранное; дать однозначное определение трудно. Один из подходов – через описание деятельности, связанной с наукой: любая деятельность имеет цель, конечный продукт, методы и средства его получения, направлена на некоторые объекты, выявляя в них свой предмет; это деятельность субъектов, которые, решая свои задачи, вступают в определенные социальные отношения и образуют разл.формы соц-х институтов.

Научн.деят-ть – духовная деят-ть, целью которой является получение объективного истинного знания. Критерии истинности: практика (эксперимент), логическое подтверждение.

Элементы науч.деятельности:

Законы – объективные связи, существующие независимо от сознания; им характерна повторяемость.

Методы научной деятельности – это способы получения знания:

1. Эмпирические (основывается на фактах) и теоретические (основ. на категориях-наиболее общих понятиях науки)

2. Общие и частные/конкретные

На уровне чувственного познания – конкретно; на уровне мышления – абстрактно. Мышление – логическое и образное. Сознание включает чувства, познание, мышление, эмоции, волевой аспект.

Познание – процесс получения результата – объективного истинного знания. Знанием занимается субъект – научное сообщество. К науч. сообществу относятся ученые, объединенные общей целью, парадигмой (моделью, образцом). Научное познание направлено на описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.

Наука возникает вместе с классической механикой (к.16-н.17 вв), связано с именем Галилея – он первым применил эксперимент (телескоп). Существуют и другие точки зрения о периоде появления науки: 1). античность – появляется логическое обоснованное знание; 2). эпоха схоластики – начинает формироваться опыт, эксперимент; 3). Сер.19 в. – университеты начинают готовить ученых, наука становится профессией.

Форма научного знания – факт, гипотеза, идея.

Критерии научного знания:

1. Обоснованность, подтвержденность, доказываемость

2. Системность

3. Объективность

4. Универсальность

5. Практическая значимость

Практика в науке – это ее основа и цель.

Наука, являясь социальным явлением, создается сообществом ученых и представляет собой не только отношение ученого к познаваемой им действительности, но и определенную систему отношений между членами научного сообщества.

Современная наука – сложная сеть организаций и учреждений, научно-инвестиционных корпораций, национальных и научных сообществ, международных объединений, связанных коммуникативными связями не только между собой, но и обществом и государством. Соврем.науку невозможно представить без финансирования и взаимодействия с властью (вопрос о приоритетах).

Наука зарождается в античности в тесной связи с философской мыслью (VII-VI до н.э.).
Стремясь создать целостную картину мироздания, философия использовала известные в те времена формы духовного освоения человеком мира: обыденные представления, религиозно-мифологические образы, рационально-умозрительные построения, научные достижения. Первые философы в то же время были учеными, многие их идеи предопределили дальнейшее развитие
научного знания. Так, Фалес доказал ряд теорем геометрии и предсказал солнечное затмение. Анаксимандр создал географическую карту Земли и ввел в практику солнечные часы. Левкипп и
Демокрит разработали учение об атомах и стали предшественниками современной теории элементарных частиц. Интеллектуальная атмосфера, царившая в античном полисе, поспобствовала становлению медицины (Гиппократ), математики (Пифагор и Евклид), механики (Архимед), астрономии (Птолемей) и т.д. Особую роль в развитии античной науки сыграл Аристотель, который известен как создатель формальной логики, естествоиспытатель и систематизатор научных знаний. Специфика античной науки заключалась в том, что она носила преимущественно рационально-теоретический характер и выходила за рамки наличного опыта. Здесь уместно вспомнить Аристотеля, который писал о том, что «… к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы»

Созерцательно-умозрительный характер знания начинает преодолеваться лишь в эпоху Возрождения, и в XVI-XVII вв. наука формируется как самостоятельная область знания, отличная от философии и теологии. Она рассматривается как инструмент, с помощью которого человек увеличивает власть над природой и удовлетворяет собственные потребности («Знание –
сила»). В этот период утверждается научный способ мышления, для которого характерно соединение эксперимента как метода изучения природы с математическим знанием.
Большую роль в возникновении и развитии опытного (точнее экспериментального) естествознания сыграла разработка/модернизация измерительных приборов и инструментов, таких как компас, спиртовой, водяной, воздушный термометры, барометр, микроскоп, телескоп, счетная машина и др., которые становились неотъемлемой частью научного познания и открывали новые возможности в исследовании мира. итальянский ученый Галилео Галилей (1564- 1642), наблюдая Луну в подзорную трубу, им же усовершенствованную. Он был одним из первых, кто соединил эксперимент с математическим описанием и ввел в науку мысленный эксперимент. Бурное развитие математики (в частности, разработка аналитической геометрии, создание дифференциального и интегрального исчисления) способствовало тому, что многие ученые того времени были убеждены: мир математически структурирован. Математика – это не просто наука о величинах, а наука о порядке и мере, царящих в природе; в свернутом виде она содержит в себе все законы природы. Наука рассматривается как знание объективных свойств тел, которые могут быть определены по количественным параметрам, доступным измерению. На основе опытов, базирующихся на точных измерениях, Г. Галилей открыл закон равномерного ускоренного движения тел и установил, что все тела при свободном падении движутся с одинаковой скоростью. Введение математических понятий позволило английскому ученому Исааку Ньютону (1643-1727) открыть закон всемирного тяготения и сформулировать законы механики. Однако заметим, в отличие от Г. Галилея, И. Ньютон большое значение придавал реально проводимым экспериментам. Необходимость в специальном языке науки привела к поиску универсальных методов (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение) как совокупности приемов, правил, регулятивных принципов познавательной деятельности, которая вырабатывается субъектом на основе изучаемого объекта научного познания. Ими стали индукция (от лат. inductio – наведение) как переход от знания отдельных фактов к знанию общего, и дедукция (от лат. deductio – выведение) – способ получения логических выводов, исходя из определенных, интуитивных истин. Разработка этих методов способствовала развитию опытно-математического естествознания.
В XVIII-XIX вв. происходит дифференциация знания: наряду с естествознанием формируются технические, а затем и социально-гуманитарные науки, каждая из которых имеет свою область исследования:
естественные науки изучают процессы изменения и развития природы, ее закономерности;
– объекты технических наук имеют искусственную природу, являясь продуктами целенаправленной деятельности человека (технические устройства, системы);
– общество, социальные отношения и мир человека изучают социально-гуманитарные науки.
Следует заметить, что длительное время естествознание, ориентированное на получение объективно-истинного знания о мире, рассматривалось в качестве идеала научности. Таким образом, постепенно складывается наука, которая предстает как форма духовно-практической деятельности людей, направленная на производство новых знаний о природе, обществе, человеке и самом познании.
Расширение масштабов научной деятельности и усиление роли науки как социально-производственной силы на рубеже XX-XXI вв. свидетельствует о том, что современная наука – это не только особая духовно-практическая деятельность людей, направленная на производство знаний, но и общественное образование (социальный институт): специфический способ рганизации, определяемый профессиональной деятельностью ученых и социально-культурными механизмами.

Специфика научного знания. Познавательная деятельность человека не ограничивается сферой науки, в той или иной форме знание существует и за ее пределами. Наряду с научным, существуют вненаучные формы знания: обыденно-практическое, интуитивное, художественное, мифологическое, религиозное и т.д. Научное знание находится в тесной связи с вненаучными формами.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.