Самоутверждение военно-профессиональное – мотива- — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Самоутверждение военно-профессиональное – мотива-

2017-06-11 289
Самоутверждение военно-профессиональное – мотива- 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ционный процесс психической активности, направленный на достижение личностно-значимых результатов в профессиональной сфере, посред- ством актуализации военнослужащим «Я – концепции» и создания до- полнительного мотива его профессиональной деятельности.


САМОУТВЕРЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В КОЛЛЕКТИВЕ – стремление за-

нять и удерживать в системе психологических отношений в коллективе определенную позицию, которая обеспечивала бы данной личности ува- жение, признание или доверие, благосклонность и поддержку, помощь или защиту и тем самым способствовала бы удовлетворению потребности общения с другими людьми, раскрытию ее наиболее сильных сторон.

В процессе С. реализуется стремление человека проявить свои возмож- ности в деятельности, добиться определенных результатов в ней, в отно- шениях с окружающими, приобрести общественную и личностную значи- мость.

 

САМОЧУВСТВИЕ – целостное выражение единства состояния телесных и душевных процессов. С. влияет на работоспособность не только в бла- гоприятные, но и в трудные, критические моменты жизни. С. – следствие реального представления о ценности наших поступков, о нашей значимо- сти для других. С. зависит от того, что мы сами думаем о себе, согласны ли с нашей самооценкой другие. С. предсказывает человеку, когда и в какой мере он должен быть активным, можно ли рассчитывать на других или только на себя. В С. отражаются душевная гамма человека, его тем- перамент, состояние здоровья, стиль деятельности и общения с другими. Люди с оправданно хорошим С. создают атмосферу не только располага- ющую, но и обязывающую окружающих.

Когда С. нормальное, оно не ограничивает наши действия. Для хорошего С. нужны благоприятные условия везде, где работает и бывает человек, но особую роль здесь играет семья. С. – не замкнутая категория. Оно связано со всеми событиями, происходящими в обществе. Человек дол- жен, используя свой интеллект, свое умение управлять собой, содейство- вать выработке и поддержанию благоприятного С.

 

САНГВИНИК (от лат. кровь) – человек с сангвиническим темперамен- том. Ему присущи живость, уравновешенность, он быстро привыкает к новой обстановке, без особого труда перестраивается в работе, приспо- сабливается к новым условиям жизни и деятельности. Характеризуется высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. С. стремится к частой смене впечатлений, сравни- тельно легко и быстро переживает неудачи. В трудной обстановке он ско- рее других обретает бодрость, уверенность, положительно влияет на дру- гих, поднимает их настроение.

С. быстро находит контакт с людьми, коммуникабелен, не чувствует ско- ванности в общении с новыми для него людьми. В коллективе весел, жиз- нерадостен, способен к увлечению. Подвижность и гибкость ума позволя- ют С. быстро схватывать новое, легко переключать внимание.


При неблагоприятных условиях и отрицательных воспитательных влия- ниях подвижность может вылиться в отсутствие сосредоточенности, нео- правданную поспешность поступков, поверхностность.

К отрицательным чертам проявления темперамента у С. можно отнести: нежелание выполнять обыденную работу, склонность переключаться на более интересное дело, иногда возникает склонность переоценивать свои возможности и результаты труда.

 

СВЕРХСОЗНАНИЕ – разновидность неосознаваемого. Это – эмоцио- нальнообразная активность по разрешению сложных эмоциональных за- дач, попытка выйти из трудных ситуаций. К проявлениям С. можно отне- сти преодоление возникших мировоззренческих противоречий, первые этапы творческого процесса (догадки, озарение, гипотезы, замыслы и др.). Физиологический механизм С. – правополушарная доминанта. П. Симо- нов считает, что С. в отличие от подсознания призвано не разгружать, а, напротив, нагружать сознание работой.

 

СВОБОДА ВОЛИ – возможность самоуправления своим поведением. Если человек считает свои действия необходимыми, как бы они ни были для него трудны, хорошо управляет собой в соответствии с поставлен- ной целью, то в этом и выражается его свобода. Чем лучше развиты лич- ные качества (мировоззрение, характер, способности, самосознание), тем меньше внутренних трудностей (отрицательных чувств, неправиль- ных знаний, вредных привычек), тем разумнее, а стало быть и свобод- нее, поступает человек. С. в. следовательно зависит от мотивов поведе- ния, опыта человека, его привычек и убеждений.

 

СДВИГ К РИСКУ – феномен, проявляющийся в принятии участниками в группе более рискованных решений, чем в одиночку.

 

СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ – комплексы ассоциативных значений, не- произвольно проявляющихся при восприятии данного слова.

 

СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО – совокупность определенным образом организованных признаков, описывающих и дифференцирую- щих объекты (значения) некоторой содержательной области; пространственно-координатная модель индивидуальной или групповой системы представлений.

 

СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ – область психотерапии, предполагаю- щая изучение семейных отношений и воздействие на них в целях профи- лактики и лечения нервно-психических отклонений и расстройств. Способность членов семьи к сопереживанию, эмоциональному, интел-


лектуальному пониманию друг друга – важное условие сотрудничества и взаимодействия.

 

СЕНЗИТИВНОСТЬ (от лат. чувство, ощущение) – характерологиче- ская особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствитель- ности к происходящим событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций. Сензитивным людям свойствен- ны робость, застенчивость, впечатлительность, склонность к продолжи- тельному переживанию прошедших или предстоящих событий, чувство собственной неполноценности. С возрастом С. может сглаживаться, в частности при формировании в процессе воспитания и самовоспитания умения справляться с вызывающими тревогу ситуациями. С. может быть обусловлена как органическими причинами (наследственностью), так и особенностями воспитания.

 

СЕНСОРНЫЕ ПРОЦЕССЫ – исходный уровень психического отраже- ния и регуляции деятельности. Основными составляющими С. п. являют- ся поиск, обнаружение, различение и опознание. Любой орган чувств можно рассматривать как измеритель внешних воздействий со своими по- рогами, чувствительностью, константностью и другими свойствами. Совершенствование С. п. зависит от возраста и развития умения осмыс- ленно истолковывать чувственные данные. Например, способность к цве- торазличению совершенствуется с возрастом и достигает максимума при- мерно к 25 годам. Затем от 30 до 60 лет оно значительно не снижается, а далее заметно падает.

 

СИГНАЛЫ ЛИЧНОСТИ – условное название совокупности избранных человеком манер поведения и средств, с помощью которых он добивается от окружающих желательной для себя оценки его личности.

Тот, кто умеет осознанно воспринимать эти сигналы, понимает язык моти- вов. Он понимает больше, чем это могло бы быть выражено словами, и его не так-то легко провести.

Тот, кто владеет языком мотивов, может и сам посылать сигналы и таким образом целенаправленно содействовать быстрому достижению заданной цели. Посредством собственных сигналов человек информирует окружа- ющих нас людей о своем состоянии и истинных намерениях.

С. л. описывают то, что мы (чаще бессознательно) ежедневно познаем и применяем в повседневной практике, а именно: молниеносное восприя- тие и оценку личности встречающегося нам человека по многим и разно- родным знакам, признакам, символам или сигналам. Латинское слово signum означает знак.

В качестве С. л. описываются и анализируются знаки, которые исполь- зует один человек, чтобы дать другому человеку понять, какого рода


личностью он хотел бы считаться. Сигналы могут появляться при са- мых различных видах поведения, от надменного, заносчивого, высоко- мерного важничания и чванства вплоть до преднамеренной напускной скромности и сдержанности в качестве завуалированного желания по- нравиться.

 

СИЛА МОТИВА – мера влияния побуждения субъекта на его активность и поведение. В 1908 г. американские психологи Р. М. Йеркс и Дж. Додсон при исследовании зависимости научения от силы подкрепления (электро- удары) установили, что продуктивность деятельности зависит от интен- сивности мотивации. Они вывели закон оптимальной мотивации: по мере увеличения силы мотивации качество деятельности сначала повышается, а затем постепенно понижается.

 

СИМУЛЯЦИЯ – разновидность отклоняющегося поведения, направлен- ная на имитацию присутствия тех или иных симптомов (например, болез- ни) в целях введения в заблуждение лиц, от которых зависит участие или неучастие в конкретной деятельности.

В боевой обстановке С. используется для избегания участия в боевых действиях или демобилизации. Проявляется в виде имитации сомати- ческих и психических заболеваний, травматизации, отравления, нане- сения себе физических травм (ранений, нанесения отравляющих ве- ществ в сублетальных дозах на кожу, принятия мочи больных инфекци- онными заболеваниями и др.), а также вывода боевой техники и ору- жия из строя.

 

СИНДРОМ (от греч. скопление, стечение) – определенное сочетание признаков какого-либо явления, объединенных одним механизмом воз- никновения. Термин «С.» употребляется в патопсихологии для обозначе- ния определенного сочетания признаков болезни. Расширенное толкова- ние С. связано с характеристикой проявлений свойств нервной системы, а также с сочетанием определенных признаков, выявляющих акцентуиро- ванные черты характера.

 

СИНДРОМ СГОРАНИЯ – сложный психофизиологический феномен, ко- торый определяется как эмоциональное, умственное и физическое исто- щение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки вследствие то- тального подчинения себя какой-либо идее, деятельности.

 

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ (В ПСИХОЛОГИИ) – методологический под- ход к изучению психики, при котором она рассматривается как совокуп- ность компонентов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих целостное единство. Для психики характерны иерархич-


ность, многоуровневость, взаимосвязь компонентов (психических про- цессов, состояний, опыта и т. д.). Свойства психики как целостной систе- мы определяются не только и не столько суммированием свойств ее от- дельных компонентов, сколько свойствами ее структуры, системообразу- ющими, интегративными связями. Для понимания психики необходимо выявить реализуемые ею, как системой, процессы управления, формы передачи информации, способы воздействия одних компонентов на дру- гие, вероятность их изменения.

С. а. сознания человека тесно связан с изучением всей полноты его телесно-духовного бытия, так как сознание – это не единственное изме- рение человеческой личности.

 

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД – методологический принцип, который по сво- ему месту в иерархии уровней методологии науки выступает как связую- щее звено между философской методологией и методологией специаль- ных наук. Важным этапом в развитии С. п. стала общая теория систем ав- стрийского биолога Людвига фон Берталанфи. Понятие «система» опре- деляется как совокупность элементов, находящихся в отношениях и свя- зях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. В качестве общих характеристик системы в самых разных исследованиях выступают: целостность, структурность, взаимосвязь системы со средой, иерархичность, множественность описания.

С особой отчетливостью системные идеи выступили в различных концеп- циях личности. Одной из самых широких систем, в которой осуществляет- ся жизнь человека, является биосфера. Биоэнергетические процессы и обмен веществ в ходе жизни – системообразующее основание биосфе- ры как системы. Эта система в свою очередь входит в систему солнечной галактики и зависит от изменений солнечной активности. В повседневной жизни биоэнергетические свойства человека дают знать о себе (люди, ча- сто жалуясь на неважное самочувствие, тоску и даже депрессию, связы- вают это с перепадами погоды).

Системное видение человека как биоэнергетического существа в биосфе- ре приводит не только к рождению новых наук, но и к изменению «техно- логии» обращения с человеком. Человек как «элемент» в системе обще- ства становится носителем совокупности социальных системных качеств, порождаемых в ходе его жизнедеятельности в обществе.

В качестве системообразующего основания, обеспечивающего приобще- ние человека к миру культуры и его саморазвитие, выступает целенаправ- ленная совместная деятельность.

Теоретико-методологический анализ психических явлений как системы предпринимался неоднократно. Б. Ф. Ломов (1984) исходит из основных принципов С. п., из их приложения к психологии: многомерности, много- уровневого (иерархического) строения, существования системных свойств


(«пирамиды свойств»), динамичности и развития психических явлений. Большое внимание уделяется проблеме многоуровневого строения систе- мы психических явлений. В ней выделяются три неразрывно связанные подсистемы, обладающие различными функциональными качествами (познавательная, регулятивная и коммуникативная), каждая из которых может быть расчленена. Регулятивная и особенно коммуникативная под- системы изучены пока слабо, подробно рассмотрено иерархическое стро- ение познавательных процессов: от относительно простых сенсорно- перцептивных к уровню представлений и далее к высокому уровню речемыслительных процессов, понятийного мышления, интеллекта. Си- стемно исследована иерархия свойств личности.

Эрик Берн, американский психолог и психиатр, развивал идеи о том, что человек – это ярко окрашенная энергетическая система, полная ди- намических стремлений. Как и любая энергетическая система, она все время пытается прийти в состояние покоя. Вышедшая из равновесия энергия (напряжение) проявляется в человеке физически и психически. Потребность к равновесию и снятию напряжения называется Э. Берном же- ланием. Одна из самых интересных задач современной психологии – распо- знание и изучение желаний и их связей. Надо удовлетворить наши желания, не вступая в конфликт с самим собой. Беспокойство – это признак напря- жения; оно убывает, когда восстанавливается энергетическое равновесие. Два самых мощных стремления человека – к созиданию и к разрушению.

 

СИТУАЦИЯ – целостная часть деятельности, осуществляющаяся от на- чала до конца решения задачи в конкретных условиях.

 

СИТУАЦИИ БЫТИЙНЫЕ – обширный класс ситуаций взаимодействия человека с окружающей его природной или техногенной средой, не свя- занных с его профессиональной деятельностью.

 

СИТУАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ – ситуации, возникающие в ходе взаимодействия человека с другими людьми, в ходе которого актуализиру- ется существующая система отношений с ними или возникают новые от- ношения.

 

СИТУАЦИИ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ – положительные или отрица- тельные переживания, в которых отражаются проблемы или достижения человека во взаимодействии с внешним миром, а также чисто «внутрен- няя работа» сознания над самим собой.

 

СИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ – совокупность об-

стоятельств жизни человека (или группы), его деятельности и отношений с другими людьми, повлекшая возникновение психологических проблем.


СИТУАЦИЯ ПСИХОТРАВМИРУЮЩАЯ – совокупность условий, в ко- торые включены субъекты военно-профессиональной деятельности, обу- словливающие возникновение и развитие у них психической травмы.

 

СИТУАЦИЯ ТРУДНАЯ – ситуация, которая не может быть разрешена при сохранении прежнего уровня психического и физического напряже- ния и требует от субъекта дополнительной мобилизации внутренних ре- сурсов для достижения наиболее полного соответствия результата наме- ченным целям.

 

СИТУАЦИЯ ТРУДНАЯ МЕЖЛИЧНОСТНАЯ – психически напряжен- ная ситуация, в которой субъект взаимодействия (его присутствие, дей- ствие или бездействие) рассматривается другим субъектом в виде угро- зы, препятствия для реализации своего «Я» (желаний, стремлений, интересов, ценностей, целей, убеждений и т. д.). С. т. м. лежит в основе многих негативных психологических явлений в воинских коллективах (неуставных взаимоотношений, деструктивных конфликтов, драк, самоу- бийств и т. п.).

 

СИТУАЦИЯ НЕСТАНДАРТНАЯ (НЕНОРМАТИВНАЯ) – ситуация,

не описанная в нормативных документах, а также отсутствующая в лич- ном опыте военнослужащего.

 

СИТУАЦИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ – трудная нестандартная ситуация, свя- занная с опасностью для жизни (здоровья) участников, выход из которой требует принятия неординарных решений в предельно короткие сроки.

 

СКЛОННОСТЬ – избирательная направленность личности на ту или иную деятельность, выражающаяся в положительном отношении, интересе к ней. В основе С. лежит относительно слабо осознаваемая потребность в данном виде деятельности, связанная с удовлетворением функциональных потребно- стей, соответствием сложившимся способностям, с переживаемым успехом и одобрением окружающих. В некоторых случаях С. формируется под влия- нием внушенным ближайшим социальным окружением представлением о престижности и перспективности этой деятельности. С. является одним из благоприятных условий выбора профессии и формирования полноценной психологической готовности к данной деятельности как профессиональной, включая способности, так и мотивационно-ценностную направленность.

 

СЛАБОДУШИЕ – психологическая черта личности, проявляемая в боязни трудностей, в пониженной способности к преодолению негативных жизнен- ных обстоятельств. Слабодушный человек отступает перед жизненными пре- пятствиями. С. может усиливаться в неблагоприятных ситуациях, когда тре-


буются высокая собранность, большие волевые усилия, стойкость, выдержка, бесстрашие. С. может быть следствием слабого физического здоровья, недо- статочных знаний и умений, чаще всего – неправильного воспитания. С. под- дается преодолению при сознательном стремлении самой личности к этому.

 

СЛУХИ – явление межличностного обмена искаженной эмоционально окрашенной информацией; стихийное или преднамеренное распростра- нение искаженной информации.

Психологическими механизмами живучести и быстрого распространения С. являются: неудовлетворенность людей информацией о жизненно важ- ных событиях, стремление людей занимать ключевые, высокостатусные позиции в информационных потоках, компенсировать дефицит общения, трудность «удержания» актуальной информации и др.

С. являются одним из средств осуществления психологических опера- ций. Выделяют С.: пугала, желания, агрессивные. Борьба со слухами яв- ляется важной задачей противодействия психологическим операциям противника.

 

СЛУШАНИЕ НЕРЕФЛЕКСИВНОЕ (ПОНИМАЮЩЕЕ) – внимательное

молчание, сопровождаемое такими формами психологической поддержки говорящего, как угу-поддакивание, покачивание головой, мимическое, пантомимическое реагирование, жестикуляция, употребление междоме- тий, покашливания и др. неречевых средств общения. Цель. С. н. состоит в оказании психологической помощи собеседнику в нормализации психи- ческого состояния.

 

СЛУШАНИЕ РЕФЛЕКСИВНОЕ – вид слушания с объективной обратной связью для говорящего в виде заинтересованных вопросов-уточнений и ин- терпретаций, служащих критерием точности восприятия услышанного, уточнения, перефразирования, резюмирования эмоционального отражения.

 

СМЕЛОСТЬ – волевое качество, выражающееся в способности военнос- лужащего сознательно идти на риск, выполняя поставленную задачу в условиях обстановки опасности, исход действий в которой не всегда ясен.

 

СМЫСЛ ЖИЗНИ – кардинальная мировоззренческая проблема челове- ческого существования, решение которой позволяет уяснить сущность че- ловека, его место в мире, жизненное предназначение. Проблема С. ж. возникает вследствие критическо-оценочной рефлексии, направленной на основополагающие вопросы бытия человека. Поиск личного С. ж. предполагает анализ собственного духовного опыта и связан с формиро- ванием целей, придающих личную значимость содержанию конкретных проявлений поведенческой и умственной активности человека.


Найдя С. ж., личность определяет свой жизненный путь соответственно с определенными планами, ориентирует свои стремления, намерения на главную цель жизни, которая открывает глубокую перспективу, рас- ширяет жизненный горизонт и возможности человека. От С. ж. личности зависит выбор его жизненного пути, профессии, критерия общения и взаимоотношений с другими людьми. У человека, живущего и действу- ющего с полной отдачей нравственных, интеллектуальных и физических сил, С. ж. отождествляется с полнотой непосредственного жизневыявле- ния, самоактуализации, поскольку его жизнь является сотворением себя и своих жизненных обстоятельств соответственно со С. ж. и ее ведущей целью.

 

СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ – понятия, используемые в психологии для раз- личения субъективного и объективного в сознании человека. Понятие

«смысл» в равной степени относится и к сфере сознания, и к сфере бытия. Оно указывает на то, что индивидуальное сознание не сводимо к безлич- ному знанию, что оно в силу принадлежности к живому субъекту и реаль- ной включенности в систему его деятельности всегда страстно, что созна- ние есть не только знание, но и отношение. Иначе говоря, понятие

«смысл» выражает усовершенствованность индивидуального сознания в бытии человека, а понятие «значение» – подключенность этого знания к сознанию общественному, к культуре. Значение – это содержание за- крепленной за словами, предложениями информации. Пути изучения со- знания связаны с анализом процессов извлечения (вычерпывания) его из ситуации или с «вчитыванием» их в ситуацию.

С., как и 3., связаны со всеми компонентами структуры сознания. Наибо- лее очевидны отношения между значениями и смыслами в рефлексивном поле сознания. Они могут характеризоваться по степени адекватности. Великие мнемонисты способны запомнить огромные массивы бессмыс- ленной информации, но испытывают трудности извлечения смысла из ор- ганизованной, осмысленной информации, где смысл очевиден.

На несовпадении С. и З. (так называемый сематический сдвиг) строятся многие приемы создания комического.

Заслуживают детального изучения процессы взаимной трансформации С. и 3. Эти процессы характерны тем, что составляют самое существо диа- лога, выступают средством, обеспечивающим взаимопонимание. Взаимо- понимание не должно быть абсолютным, полным. Всегда имеются эле- менты непонимания, связанного с трудностями осмысления значения или недосказанности, связанной с трудностями не только означения смыс- ла, но и его нахождения или построения. Недосказанность в искусстве – это и художественный прием, и следствие трудностей, испытываемых ма- стером при их построении и выражении. Значение более объективно, чем смысл, который полностью субъективен.


Понятия С. и 3. позволяют подойти к вопросу об осознании смысла жиз- ни. Критически-оценочная рефлексия, собственный опыт формулирова- ния личностно-значимых целей придают смысл конкретным проявлениям поведения и умственной активности человека. Найдя смысл жизни, лич- ность соответственно ему организует жизненный путь, ориентирует свои намерения, планы, перспективы, выбирает профессию по призванию.

 

СОВЕСТЬ – черта духовного облика личности, выражающая ее способ- ность к внутренней оценке с позиций добра и зла своего поведения, сво- их чувств, а также действий, мнений других людей. Слабое развитие С. у того человека, который, отдавая себе отчет в том, что причинил кому-то материальный или моральный ущерб, не порицает себя за это, не испытывает стыда (см. Стыд), недовольства собой и стремления по- править дело. С. предполагает осознание личностью своего долга и от- ветственности перед собой и другими людьми. В сложной обстановке С. заставляет человека вести себя так, чтобы не заслужить упрека со сторо- ны близких людей, боевых товарищей, всего народа. Когда говорят о сво- боде С., имеют в виду право человека исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

В понятии С. отражается тесная связь этики и психологии (см. Этика и психология).

 

СОВМЕСТИМОСТЬ (ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ) – взаимодополняемость, оптимальное единство и непротиворечивость психологических свойств двух или нескольких людей. С. специалистов позволяет им быстро дости- гать сработанности и обеспечивать высокий уровень эффективности со- вместной деятельности. С. – условие интеграции и сплочения группы, коллектива, правильного подбора лидеров и руководителей в области управления. Несовместимость может стать предпосылкой конфликтов и срывов в общей работе в сложных ситуациях. Проверка С. осуществля- ется с помощью специальной аппаратуры и реальных практических дей- ствий во время комплектования групп с исключительно трудными и ответ- ственными задачами (боевой расчет, экипаж космического корабля, ма- шина скорой помощи и др.). Для С. необходимо не только психофизиоло- гическое соответствие в быстроте реакций, энергозатратах и т. д., но и единство взглядов на задачи общей деятельности, готовность к со- трудничеству, взаимное приятие партнеров, основанное на сходстве цен- ностных ориентаций. Основные проблемы психологической С. распро- страняются и на групповую деятельность работников образования.

 

СОВМЕСТИМОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ – способность людей ра- ботать вместе, успешно решать задачи, требующие от них согласованно- сти действий и хорошего взаимопонимания.


СОВМЕСТИМОСТЬ ГРУППОВАЯ – условие и социально-психологичес- кий показатель сплоченности группы, отражающий возможность бескон- фликтного общения и согласованности действий ее членов в условиях со- вместной деятельности. Выделяют три уровня С. г.: 1) психофизиологиче- ская совместимость темпераментов и характеров, 2) согласованность функционально-ролевых ожиданий, 3) предметно целевое и ценностно- ориентировочное единство и взаимная референтность членов группы. Особое значение С. г. имеет в малых группах (экипаж, расчет, отделение, дежурная смена) при осуществлении совместной деятельности в экстре- мальных условиях.

 

СОВМЕСТИМОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНАЯ – взаимное принятие партне- ров по совместной деятельности и общению, порождаемое оптимальным сочетанием ценностных ориентаций, мотивов, характеров, темпераментов, потребностей и других индивидуально-психологических характеристик.

С. м. проявляется в степени удовлетворенности участников совместной деятельности результатами и процессом взаимодействия.

Особое значение С. м. приобретает в экстремальных условиях деятельно- сти, при нехватке средств, времени, пространства, исполнителей и т. д.

 

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – процесс группового достижения це- лей. Группа выступает как совокупный субъект С. д. с определенными мо- тивами, способами и межличностными отношениями. Общие знания, взгляды и представления образуют групповое сознание, отражающее су- щественные черты С. д. На достижение положительных результатов С. д. влияют: значимость ее целей, распределение ролей соответственно груп- повым нормам поведения и притязания личностей, организация само- управления, этичная регуляция межличностных отношений, психологиче- ская совместимость членов группы. Внутренняя спаянность, согласован- ность индивидуальных действий, взаимоподдержка, оптимальное управ- ление являются условиями успешного осуществления С. д.

 

СОВОКУПНОСТЬ ВЫБОРОЧНАЯ – совокупность элементов (тестовых задач, испытуемых), являющихся частью генеральной совокупности.

 

СОВОКУПНОСТЬ ГЕНЕРАЛЬНАЯ – множество элементов, объединен- ных общей характеристикой, указывающей на их принадлежность к опре- деленной системе. Например: всех возможных заданий для выявления из- меряемой черты или свойства, или всего контингента испытуемых, относящегося к определенной социальной или половозрастной группе.

 

СОЗНАНИЕ – высшая форма отражения действительности, использую- щая системы понятий, категорий.


С. интегративное выражение психических процессов, позволяющее по- нимать и оценивать объективный мир и свою собственную жизнь. Не все психические процессы в каждый данный момент включаются в С., некото- рые из них могут находиться как бы «за порогом» его. Благодаря С. чело- век выделяет и противопоставляет себя окружающей действительности, определенным образом относится к ней. С. позволяет воспринимать мир в его объективных формах, выходить за рамки субъективной значимости. Объектом С. выступает и внутренний мир человека. На основе С. разви- вается и самосознание. Самосознание можно считать основным свой- ством личности (см. Самосознание). Осознавая себя, свои действия, че- ловек регулирует свое поведение, берет на себя ответственность за свои поступки. Развитие С. – это не только интегративное усложнение и фор- мирование восприятий, представлений, воображения, мышления, эмо- ций, чувств, воли, интересов, потребностей, целей, но вместе с тем и про- цесс развития ответственности и профессиональной пригодности, умения предвидеть последствия своих действий, общаться, осуществлять само- воспитание.

Благодаря С. воспринимаемые предметы, явления приобретают для лич- ности определенный смысл и значение. Ошибочно считать, что С. – это какая-то сумма психических процессов, состояний и свойств личности. Для анализа С. определенное значение имеет идея И. Канта о наличии устойчивых, инвариантных структур, схем С., накладывающихся на не- прерывно меняющийся поток информации, поступающей от органов чувств, и организующих его определенным образом.

Есть основания говорить о С. ученого, оперирующего профессиональны- ми знаниями, о С. художника, использующего богатство разнообразных образов. С. человека, который имеет дело с будничными, повторяющими- ся ситуациями и событиями (слесарь, водитель и т. д.), все же может об- ладать значительной познавательной ценностью, о чем свидетельствуют такие его описания, как здравый смысл, народная мудрость и др.

 

СОЗНАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ – понятие, традиционно связывав- шееся с общественным сознанием принципом дихотомии или произво- дности (выведения С. и. из общественного, культуры и т. д.). Основным критерием выявления С. и. является его определение как сознания лич- ности (в противоположность безличному его определению). Только при таком подходе возможно раскрыть его многоуровневость (бессозна- тельное, неосознаваемое, осознанное, сознательное, надсознательное), его многофункциональность (отражение, отношение, переживание, знание, регулятор деятельности, отношений и жизни в целом), и его многомодальность как процесса, свойства, структуры, способности лич- ности. Основными методологическими проблемами и принципами, ве- дущими к уточнению его определений и раскрытию сущности является


проблема социальной детерминации сознания, проблема его развития (наиболее разработанная в антропогенетическом и онтологическом аспектах), проблема связи его отражательных, коммуникативных и др. характеристик.

 

СОМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ («сомы» от греч. тело) – процессы, свя- занные с состоянием тела; они влияют на психику, могут возникать и влияния обратного рода, когда слово влияет на телесные процессы (слово «ранит»). Острота вопроса о соотношении психики и телесности становится более заметной, если либо тело, либо психика претерпевает нарушения, прихо- дит в болезненное состояние. Например, телесное хроническое заболева- ние кожи, выражающееся в появлении пигментации, высыпании мелких узелков, чешуек, требует не только изменения поведения, образа жизни (соблюдение определенной диеты, приема лекарств), но и порождает му- чительные душевные переживания (чувство стыда, неудобство при обще- нии с окружающими, кожный зуд и др.), ограничивается контакт с людь- ми, пересматриваются жизненные планы.

Стремление человека встать выше своего физического недостатка и максимально использовать и развивать имеющиеся возможности по- зволяет ему найти подходящую, доступную деятельность и быть в ней успешным.

 

СОМАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ – технические устройства, химические составы и биологические рецептуры, вызывающие изменение в соматическом состоянии и физической активности людей и, на этой основе, стимулирующие развитие астенических психических состояний и импульсивных моделей поведения.

 

 

Таблица 2

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.