Надежность психодиагностической методики – качество — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Надежность психодиагностической методики – качество

2017-06-11 375
Надежность психодиагностической методики – качество 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

методики, связанное с возможностью получать с ее помощью достаточно стабильные результаты, мало зависящие от случайного стечения обстоя- тельств.

 

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ – сложное свойство личности, кото- рое определяется системой потребностей, преобладающих мотивов, ми- ровоззрением и выражается в ее жизненных целях, установках, отноше- ниях и активной деятельности по достижению этих целей. Н. – понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, опреде- ляющих главное направление ее поведения.

Н. л. может быть узколичной или носить широкий общественный харак- тер, являться неустойчивой (всецело зависеть от ситуации) или же устой- чивой (длительно определять линию поведения).

В Н. л. выделяются ценностные ориентации – избирательные, относи- тельно устойчивые, заинтересованные отношения к тем или иным матери-


альным и духовным ценностям. Направленность пронизывает весь жиз- ненный путь человека.

Разделяемые личностью социальные ценности (например, свобода, ра- венство, милосердие) могут выступать в качестве целей жизни и деятель- ности, регулировать поведение. Ценностные ориентации, выражая миро- воззрение и нравственные принципы, придают Н. л. устойчивость и цельность. Противоречивость ценностных ориентаций личности, расхо- ждение с ценностными ориентациями других людей (группа, коллектив) – психологический показатель ее маргинальности (см. Маргинальность).

 

НАПРЯЖЕННАЯ СИТУАЦИЯ – такое усложнение условий деятельно- сти, которое приобрело для личности, группы, коллектива особую значи- мость. Условия деятельности становятся Н. с. тогда, когда они восприни- маются, понимаются, оцениваются людьми как трудные, сложные, опасные и т. д. Н. с. объединяет определенное содержание объективной действительности с потребностями, мотивами, целями, отношениями че- ловека, т. е. воплощает в себе единство объективного и субъективного. Объективное – это усложненные условия и процесс деятельности; субъ- ективное – состояния, установки, способы действий в резко изменивших- ся обстоятельствах. Особенности напряженных ситуаций определяются соотношением, связью объективного и субъективного.

Для формирования готовности к работе в условиях Н. с. целесообразно применять следующие методы и приемы: сокращение сроков для реше- ния определенного учебного задания; решение задач при недостатке ин- формации, наличии помех; введение в занятия неожиданных усложнений; проведение упражнений по сопоставлению и классификации отдельных целей своей деятельности в зависимости от их важности, сложности, сро- ков достижения; постановка задачи, требующей самостоятельного выбора одного способа решения из нескольких возможных; создание ситуаций, ведущих к частичной неудаче и требующих в дальнейшем повышенной ак- тивности; постановка задачи, связанной с немедленным переходом к са- мостоятельным и организованным действиям. В Н. с. успешно действует тот, кто владеет собой, сохраняет самоконтроль.

 

НАРКОМАНИЯ – заболевание, возникающее в результате употребления наркотических средств, вызывающих в малых дозах эйфорию, в боль- ших – оглушение, наркотический сон. Н. характеризуется вплетением наркотиков в биохимические процессы организма и формированием физической зависимости от них.

 

НАРКОТИКИ – вещества, официально включенные в список наркотиче- ских веществ и наркотических средств, оказывающих специфическое дей- ствие на нервную систему и весь организм человека, прежде всего, в пла-


не снятия болевых ощущений, развития особых состояний наркотического опьянения, измененного состояния сознания и т. д. Способны вызывать психическую и физическую зависимость – тяжелое заболевание –нарко- манию.

 

НАПРЯЖЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ – состояние психической активно- сти, неадаптивности человека, вызванное воздействием экстремальных для него факторов и предвосхищением связанных с ними последствий. Та- кое состояние возникает тогда, когда военнослужащему необходимы до- полнительные психологические возможности для преодоления появляю- щихся трудностей и перестройки психики при переходе ее к новому уровню функционирования. Н. п. переходное психическое состояние, с помощью которого осуществляется переход от одного уровня психической регуляции к другому, более адекватному сложной ситуации. Выделяют Н. перцептив- ную, мнемическую, аттенционную, мотивационную, физическую и др.

 

НАУКА – сфера человеческой деятельности, основная функция кото- рой – выработка знаний о мире, их систематизация, построение образа мира (так называемая научная картина мира) и построение способов вза- имодействия с миром (научно обоснованная практика). Термином «наука» обозначаются также отдельные отрасли научного знания, отличающиеся друг от друга по ряду существенных характеристик (объекту, предметной области, принципам и методам познания действительности, категориаль- ному аппарату).

 

НАРРАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – одно из направлений, утверждающих, что смысл человеческого поведения выражается с большей полнотой в повествовании, а не в логических формулах и законах, поскольку пони- мание человеком текста и понимание им самого себя аналогичны. Чело- век достигает самопонимания через нарратив, выделяя в жизненном по- токе определенные моменты, имеющие для него смысл и оценочное значение. В рамках Н. п. можно выделить два теоретических направле- ния: представители первого, социально-конструктивистского, занимают радикальную позицию в вопросе о том, что такое личность и как проис- ходит самопонимание (личность – это «текст», ее понимание подобно по- ниманию текста). Так, например, Дж. Бруннер выделяет два модуса созна- ния: нарративный модус самоосмысления отражает жизненный контекст и уникальный индивидуальный опыт; парадигматический или логико- научный модус является общечеловеческим – это форма нарратива, вы- работанная в ходе культурного развития человечества и приспособленная к межличностному общению.

В практике нарратива главной задачей является изучение индивидуаль- ных случаев или в целом биографий обычных людей для конструирования


на их основе типичных моделей психических структур. Нарратив в этой парадигме исследования рассматривается как средство организации лич- ного опыта, отражающее эмоциональное состояние рассказчика. Анализ нарративов основан на идеях интертекстуальности (все, что автор узнал до создания своего текста, невольно и неосознанно прорывается в его тво- рении), множественной интерпретации и неотделимости текста от контек- ста, диктующего его оценку, и проводится при помощи контент- аналитических методов. Таким образом, дневниковые записи мы можем рассматривать как материал для нарративного метода изучения и исполь- зовать нарративный подход в исследованиях подросткового возраста. Это период развития, когда содержание «Я – концепции», индивидуальные особенности и мотивы поведения рефлексируются человеком. Нередко мысли и рассуждения по поводу своих переживаний мы можем обнару- жить в дневниковых записях подростка. Именно в этот момент у молодого человека происходит осознание своей уникальности, своих личных ка- честв и способностей. В дневниковых записях подросток обращается к своему детскому прошлому и выстраивает проекцию себя в будущем, а это дает ему возможность осознания временной протяженности соб- ственного «Я», что является одной из основных задач психического раз- вития в этом возрасте.

Первой в психологии развития дневники подростков изучала Ш. Бю- лер. В ходе исследований ей удалось выявить, что юноши ведут дневник чаще всего в ранний период взросления. Для них в дневнике главным является фактическая информация. В нем протоколируются и структу- рируются события прошедшего дня. Содержание дневниковых записей у юношей касается их самих или тех, с кем они связаны совместными занятиями или соперничеством. Девушки позже начинают вести днев- ник, но не расстаются с ним дольше. Они находят в нем верного товари- ща в решении своих повседневных проблем. Их больше занимают эмо- циональные проблемы и духовная близость. В своих записях девушки чаще используют прямую речь, и они больше стремятся сохранить днев- ник в тайне.

 

«НАРОДНЫЙ ДУХ» – психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенному народу, их самосознание.

 

НАСТОЙЧИВОСТЬ – волевое качество личности, направленное на то, чтобы неуклонно, вопреки трудностям, добиваться осуществления цели. Настойчивый воин мобилизует силы для преодоления трудностей, до- бивается успехов даже при средних способностях. Н. развивается под влиянием воспитания и самовоспитания, стремления доводить на- чатое дело до конца, готовности приложить усилия, чтобы подчинить свое поведение будущему результату, иногда вопреки непосредственно


действующим в настоящую минуту побуждениям. Положительную роль в развитии Н. играют значащие цели и осознание ответственности за по- рученное дело.

 

НАСТРОЕНИЕ – относительно слабо выраженное, но длительное эмо- циональное состояние человека, которое оказывает влияние на все его психические процессы, на всю деятельность. Н. зависит от направлен- ности, характера, темперамента, способностей, опыта личности. При- чиной изменения Н. может быть какое-нибудь конкретное событие, приятное или неприятное известие, удача или неудача в работе, стол- кновение с окружающими людьми, болезнь. Одни Н. положительно влияют на деятельность человека, другие, наоборот, отрицательно. Так, в ходе учебы радостное Н. способствует быстрому и прочному усвоению знаний, приобретению навыков. Состояние неуверенности, равноду- шия, тревоги тормозит усвоение материала и развитие положительных качеств. Умение контролировать свое Н., находить и усваивать способы его сознательной коррекции – важная задача воспитания и самовоспи- тания.

Научно и практически обоснованными средствами преодоления плохого настроения являются: физические упражнения, музыка, свет, питание, сон, цвет (светлые тона), мысли о хорошем.

 

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ – процесс передачи качеств от родителей к де- тям; все унаследованные возможности, представленные в яйце с момента его оплодотворения.

 

НАУЧЕНИЕ – процесс и результат приобретения индивидуального опы- та. Н. у человека основывается прежде всего на высших психических функциях, сознании, самосознании, духовных потребностях. Опыт у чело- века представлен в виде теоретических и практических знаний, разноо- бразных трудовых умений и т. д. и приобретается в процессе целенаправ- ленной учебной деятельности. У животных Н. является основным путем совершенствования и видоизменения врожденных форм поведения, а так- же формирования индивидуально-изменчивых и вариабельных его форм. Наиболее простым Н. является привыкание к новым условиям. Более сложное Н. – выработка навыка. При дрессировке животных формиро- вание навыка происходит под воздействием человека в соответствии с его замыслом. Н. животных возможно благодаря наличию у них памяти, вос- приятия, мышления, эмоций, потребностей.

 

НАУЧНАЯ ШКОЛА (в психологии) – способ и форма организации коо- перированной научной деятельности, реализующей единство процессов познания и передачи накопленных знаний.


НАУЧНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ – относительно однородные по своим научным взглядам, теориям, концепциям психологические шко- лы и направления.

 

НАЦИОНАЛИЗМ – идеология, политика, общественная психология, сущностью которых являются идеи национальной гордости, перерастаю- щие под давлением социально-экономических и международных обстоя- тельств в теорию и практику исключительности, обособленности и пре- небрежения к другим нациям.

Различают политический и культурный Н. Политический Н. стремится к созданию государства на этнической основе. Культурный Н. направлен на сохранение целостности народа, его языка, культуры, исторического наследия.

Н. играл положительную роль при двух условиях: если не содержал в себе идей культурной замкнутости и изоляционизма, негативной оценки других культур, и если не стремился возродить и распространить архаические элементы в культуре, которые препятствуют развитию этноса.

Н. оказал большое воздействие на внешнюю политику государств, что при- вело к двум мировым войнам. Н. стал важным компонентом идеологии и политики крайне правых, в том числе фашистских партий и движений, использовавших террористические методы в достижении своих целей.

Во второй половине XX в. при распаде колониальной системы национали- стические движения наиболее активно проявили себя в африканских странах.

В XXI в. Н. оказывается под мощным воздействием процессов глобализа- ции, в т. ч. научно-технического прогресса.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.