Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию

2017-06-11 1223
Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

О. П. Рожков И. В. Дворова

 

Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию

Детей 2—4-го года жизни

Методические рекомендации

Рекомендовано редакционно-издательским советом Российской академии образования к использованию в качестве учебно-методического пособия

Москва — Воронеж 2004

СОДЕРЖАНИЕ:

Предисловие 2

Введение 2

1. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-го года жизни 3

1.1. Дидактические игры на развитие действий с предметами с детьми 2-го года жизни 3

1.2. Занятия по месяцам с детьми 2-го года жизни 3

2. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 3-го года жизни 3

2.1. Особенности формирования действий 3

2.2. Дидактические игры на развитие действий с предметами с детьми 3-го года жизни 3

2.3. Занятия по месяцам с детьми 3-го года жизни 3

3. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 4-го года жизни и введению для них первых математических представлений 3

3.1. Тематический план по сенсорно-моторному воспитанию детей 4-го года жизни и введению для них первых математических представлении 3

3.2. Комплекс занятий с детьми 4-го года жизни 3

 

Предисловие

На сегодняшний день в области специального образования имеется ряд проблем, одна из которых — проблема наиболее эффективных условий организации обучения детей с трудностями в развитии На основе сложившегося опыта можно сказать, что содержание обучения детей, воспитывающихся в специализированном дошкольном учреждении (Доме ребенка), совпадает с содержанием обучения детей с нормальным интеллектом. Но при этом следует подчеркнуть, что у детей из Дома ребенка все психические и физические процессы формируются значительно медленнее, чем у детей с нормальным развитием. Для детей с трудностями в развитии и обучении характерна неравномерность развития психических процессов - - гетерохрония, каждый ребенок развивается по-своему, имеет индивидуальную систему дефектов. А значит, и подход должен быть индивидуальный.

Педагоги Дома ребенка призваны решать не только общие, но и коррекционные задачи. Коррекция и компенсация аномального развития не могут происходить стихийно. Ребенок с трудностями в обучении нуждается в своевременном, всестороннем и систематическом педагогическом воздействии. Только при условии правильно организованной, четко отлаженной системы педагогического процесса можно говорить о положительных результатах в решении задач всестороннего развития детей, воспитывающихся в Доме ребенка.

Поэтому для более четкой организации педагогической работы весь процесс обучения в Доме ребенка делится на этапы. Основополагающим моментом этапности обучения является возрастной критерий ребенка и его психическое развитие (от рождения до года, от 1 года до 2 лет и т. д.). Каждый этап соответствует примерно одному учебному году. Период пребывания на том или ином этапе обучения может быть различным в зависимости от тяжести нарушений в интеллектуальной и речевой сферах.

Соответственно одни дети могут усваивать материал быстрее, другие — медленнее. Желательно, чтобы малыш находился на каждом этапе обучения до полного усвоения им материала.

В пособии приведены конспекты игр-занятий по сенсорике, способствующих осуществлению основной задачи каждого этапа обучения. Ведь недаром выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребелъ, М. Монтессори), а также

представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (А. В. Запорожец, А. П. Усова) считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания, поскольку, сенсорное воспитание — это развитие у ребенка процессов восприятия и представления о предметах и явлениях окружающего мира. При подборе дидактических игр мы прежде всего преследовали коррекционные цели и учитывали особенности развития детей каждого возраста.

Таким образом, на каждом этапе обучения стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На 1-м этапе — обогащения ребенка впечатлениями — следует создавать для малыша условия, при которых он мог бы следить за движущимися игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На 2-м этапе — накопления представлений о цвете, форме, величине предметов - - он должен уметь сопоставлять предметы способом прикладывания.

На 3-м этапе — обучения выделять цвет, форму, величину как особые признаки предмета — он должен накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы, об отношениях между предметами по величине при их зрительном соотнесении.

На 4-м этапе — формирования устойчивых сенсорных эталонов, закрепленных в речи, — он должен вырабатывать представления о количестве и счете, уметь ориентироваться во времени.

На 5-м этапе — знакомства с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур — расширять представления о количестве и счете, уметь ориентироваться во времени.

На основе этих задач нами и разработана система дидактических игр и упражнений, предложенная далее по возрастам.Речь идет о детях, имеющих диагноз: ЗПР, умственная отсталость

 

Введение

Познавательная активность детей раннего возраста формируется в процессе предметной деятельности, которая является ведущей в этот период времени и основы для ознакомления с окружающими. Особую категорию составляют специальные предметы, стимулирующие познавательную активность — это дидактические игрушки. Они дают не только обобщающую нформацию относительно формы, величины, цвета предмета, но и четкие элементарные представления о связях и отношениях вещей, их взаимодействии с окружающей средой. Поэтому дидактические игрушки незаменимы в развитии чувственных представлений о многообразии и свойствах предметного мира.

Задача педагога заключается в том, чтобы с помощью дидактической игрушки обратить внимание детей на данные свойства предмета, а затем предложить малышу выполнить ряд заданий на подбор (соотнесение, группировка, сортировка) игрушек по сходству или различию и т. п.

При планировании занятий с детьми 2-го года жизни учитываются два фактора, влияющие на развитие познавательной деятельности, — это поддержание устойчивого ориентировочного интереса к дидактическим игрушкам и возможность самостоятельно действовать с ними, в результате чего дети постоянно делают для себя маленькие открытия.

В данном пособии предлагается система занятий, в которой программный материал усложняется с учетом дидактических целей и возраста детей. Возрастная периодизация на 2-м году жизни поквартальна, что обусловлено психофизиологическими особенностями роста и развития ребенка. Для занятий с детьми 2-го года жизни рекомендовано пять видов игрушек, отличающихся автодидактическими свойствами (т. е. характер игровых действий зависит от конструкции и материала, из которого сделан предмет).

1. Игрушки имеющие сквозное отверстие, для нанизывания на стержень, способствуют развитию моторики пальцев, координации рук, особенно при осуществлении противоположных операций: нанизывания и снятия предметов. Выполнение заданий осуществляется в двух плоскостях: горизонтальной (нанизывание на мягкий шнур, снятие с ленты) и вертикальной (нанизывание и снятие со стержня).

2. Объемные геометрические фигуры (шары, кубы, призмы) предназначены для целенаправленного манипулирования, группировки и соотнесения их по цвету, величине и форме. В дидактических целях используются различные по форме коробки (узкая, высокая, широкая, низкая).

Действия обусловлены конструктивными особенностями предметов (из узкой коробки ребенок выкладывает предметы, наклоняя ее, из широкой -- опуская внутрь руку).

3. Геометрические игрушки-вкладыши развивают пространственную ориентировку, знакомят детей с физическими свойствами полых предметов. При действии с полыми игрушками дети тренируют мелкую моторику, дифференцируют роль большого, указательного, среднего пальцев.

4. Сборно-разборные дидактические игрушки способствуют формированию пространственной ориентировки, умению собирать предмет из двух одинаковых или однотипных частей, подобранных по цвету и величине, они используются также для закрепления навыка группировки однородных предметов или же соотнесения по одному или нескольким свойствам.

5. Небольшие сюжетные игрушки, а также предметы, подобранные по определенным признакам (коробочки, катушки, вазочки и т. п.). В занятиях у детей должны присутствовать все компоненты активной ориентировки: ожидание, поиск, оправдавшееся предположение, видимое достижение результатов. Они обязательно должны испытывать радость, чувство удовлетворения от выполнения задания. При одном и том же программном содержании следует варьировать материал и форму упражнений.

Таким образом, занятия с дидактическими игрушками направлены на осуществление широкого круга воспитательно-образовательных задач. У детей 2-го года жизни активно развиваются: слух, зрение, сенсорные чувства, ориентировочная активность, мышление, память и другие высшие психические функции (ВПФ), а также моторика пальцев и координированные движения рук, формируются любознательность, устойчивый интерес и волевые черты характера.

Ниже приводится образец заполнения дневника наблюдений за развитием детей в ходе занятий, формулируются цели обучения и даются предложения по организации обучения.

 

Поймай мяч»

Цель: учить хватать большие предметы двумя руками, распределяя пальцы на предмете; правильно устанавливать расстояние от себя до мяча, развивать зрительно-двигательную координацию, действуя обеими руками.

Попляшем с погремушками»

Цель: учить хватать маленькие предметы одной рукой, учитывая их величину и форму, учить прочно захватывать погремушку во время пляски, длительно удерживая ее в руке, подражать действиям педагога.

Где звучит игрушка?»

Цель: формировать зрительно-слуховое восприятие детей в процессе игровых действий, развивать понимание элементарных инструкций, обусловленных ситуацией, учить выполнять их по подражанию.

Поиграем на балалайке»

Цель: учить детей понимать и выполнять элементарные побудительные инструкции в процессе обыгрывания игрушек и общения со взрослыми, совершенствовать координацию движений рук при зрительном контроле.

Возьми — положи»

Цель: учить детей брать предметы, понимать и выполнять простые инструкции, побуждать к произнесению слов: «упал», «на», развивать мелкую моторику рук.

Переложи игрушки»

Цель: учить детей брать мелкие предметы щепотью, развивать координационные действия обеих рук.

Покатай матрешек»

Цель: упражнять в соотносящих действиях; продолжать развивать совместные движения обеих рук, формировать внимание и целенаправленные действия, создавать положительное отношение к сюжетным игрушкам.

Мозаика»

Цель: учить хватанию щепотью, знакомить с указательным типом хватания, развивать внимание, подражание, умение анализировать и воспроизводить несложный образец.

Вложи кубик в кубик»

Цель: учить детей вынимать маленький вкладыш из большого и вкладывать его обратно по инструкции (вынь — вложи) в сочетании с указательным жестом, совершенствовать мелкую моторику рук.

Открой — закрой»

Цель: учить детей пониманию простой инструкции (закрой — открой), при выполнении действий побуждать к произнесению слов («на», «дай», «так») отраженно или самостоятельно, развивать мелкую моторику рук.

Башня»

Цель: учить детей строить башню из трех кубиков, накладывая один на другой, выполнять речевые инструкции («возьми кубик», «положи кубик на кубик»). В сочетании с показом действий развивать мелкую моторику рук.

Дом»

Цель: учить детей составлять дом из двух деталей: кубика и треугольной призмы (крыши), понимать и выполнять речевые инструкции («возьми крышу», «поставь кубик» и т. д.), побуждая детей к произнесению слов: «дай», «дом», «так», звукоподражаний: «топ-топ», развивать мелкую моторику рук.

Дорожка»

Цель: учить детей простому конструированию постройки: дорожки из брусков (кирпичиков), использовать дорожку для игры: водить по ней куклу, возить машину, побуждая детей к произнесению слов и звукоподражаний: «дай», «на», «ляля», «топ-топ», «би-би», развивать мелкую моторику рук.

Машина»

Цель: формировать у детей навыки простого конструирования: ставит! кубик на брусок, лежащий широкой плоскостью на столе, соблюдав устойчивость постройки. Учить понимать и выполнять инструкции «возьми кирпичик, кубик», «положи кубик на кирпичик», «покатай машину», побуждать детей произносить слова и звукоподражания: «кубик», «дай», «би-би», развивать мелкую моторику рук.

15. «Спрячь шарик в ладошках»

Цель: учить ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов.

Опусти шарик в коробку»

Цель: продолжать обращать внимание детей на величину, делать ее значимым признаком, учить детей пробовать закреплять знание слов «большой» и «маленький».

Уложи куклу спать»

Цель: учитывать величину в практических действиях с предметами, соотносить предметы по величине; закреплять словесное обозначение величин («большой», «маленький», «больше», «меньше»), учить оценивать свои действия, радоваться положительному результату.

Цветные кубики»

Цель: учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении, обозначать результат словами: «такой», «не такой», действовать по подражанию.

Найти свою игрушку»

Цель: учить узнавать знакомые предметы среди других, развивать внимание, вызывать положительное отношение к игрушке.

Чудесный мешочек»

Цель: учить узнавать на ощупь знакомые предметы, не просто держать предмет в руках, а ощупывать, передвигая ладонь и пальцы по предмету, формировать эмоционально-положительное отношение к игре.

Почтовый ящик»

Цель: различать форму на ощупь, соотнося плоскостную и объемную формы; учить при тактильном восприятии пользоваться методом проб.

 

Год — 1 год 1 месяц

Занятие 1

Цель: знакомить детей со свойствами предметов округлой формы: положить на боковую поверхность, покатать, поставить вертикально; учить выполнять действия с предметами, имеющими сквозное отверстие: чувствовать возможность проникновения, нанизывания; развивать мелкую моторику пальцев; брать втулку кончиками большого, указательного и среднего пальцев; находить соответствующее положение в пространстве в зависимости от поставленной задачи (на данном этапе — нанизать втулки на вертикальный стержень); расширять сенсорный опыт детей при действии с разноцветными предметами.

Материал: вертикальный стержень, 5—6 втулок, коробочка.

Ход занятия: Длительность занятия: 3—5мин.

Детям раздаются пирамидки, педагог разбирает свою пирамидку и предлагает сделать то же. Затем дает возможность поиграть с втулками, рассмотреть их и покатать. После этого обращает внимание на дырочки во втулках и показывает, как их надеть на стержень. Дети действуют по подражанию: одной рукой придерживают основание пирамидки, другой (ведущей) берут втулки, которые нанизываются в любом порядке. При затруднениях педагог помогает, используя совместные действия и указательный жест.

Занятие 2

Цель: в процессе практических действий знакомить с особенностями куба — устойчивой геометрической фигуры, имеющей одинаковые грани; развивать целенаправленные действия в зависимости от поставленной задачи (выложить, переложить и т. п.); на эмоционально-чувственной ориентировочной основе дать представления о свойствах заполненных и полых емкостей.

Материал: 8 кубов одного размера и цвета, помещенных в 2 коробки.

Ход занятия: Длительность занятия: 3—5мин

Воспитатель ставит перед детьми коробку и говорит: «Вот какая красивая коробка! Посмотрите, что в ней лежит». Открывает коробку и восклицает: «Какие кубики! Я возьму кубик». Педагог берет кубик пальцами и, обращаясь к ребенку, говорит: «Алеша, возьми кубик». Помогает ребенку взять пальцами, а не всей кистью. Когда малыш возьмет игрушку, педагог бросает свой кубик в другую коробку, находящуюся около правой руки ребенка, и говорит: «Упал кубик», побуждая ребенка к повторению действия. Затем кубики перекладывают в другую коробку, педагог закрывает крышкой и просит ребенка: «Дай мне коробку, скажи "на"». Ребенок отвечает и отдает.

Занятие 3

Цель: знакомить детей с предметами цилиндрической формы: устойчивы, если поставить на основание, подвижны, катаются, если положить на бок; расширять представления о свойствах полых предметов: могут вмещать меньшие по размеру; развивать координацию обеих рук: при действии с большим цилиндром наложить округленные ладони, обхватывая его сбоку, а предметы меньшего размера захватывать одной рукой сбоку или сверху; учить выполнять действия с предметами, учитывая их форму и величину; постепенно формировать точность, целенаправленность движений соответственно положению предмета в пространстве; обогащать сенсорный опыт при действии с предметами, окрашенными в разные цвета.

Материал: 4 разноцветных цилиндра различной величины (2 больших и 2 маленьких).

Ход занятия: Длительность занятия: 5 мин на усмотрение воспитателя.

 

 

Занятие 4

Цель: знакомить детей с физическими свойствами предметов, конической формы: устойчивость основания, неустойчивость вершины, сужение; развивать согласованные действия левой и правой рук при действии с колпачками большого размера: снять верхний колпачок, обхватив его обеими руками у основания, сделать петлеобразное движение вверх, вниз, поставить основанием на стол; колпачки малого размера учить обхватывать сбоку большим и четырьмя другими пальцами, а также выполнять действия схватывания щепотью сверху; обогащать сенсорный опыт детей при действии с предметами, окрашенными в разные цвета.

Материал: 8 разноцветных колпачков, последовательно вкладывающихся один в другой.

Ход занятия: Длительность занятия: 3—5 мин на усмотрение воспитателя.

 

Занятие 5

Цель: предложить детям ознакомиться с народной игрушкой -матрешкой, обратить внимание на различную величину вкладышей учить находить по просьбе воспитателя предметы, одинаковые по величине: маленькие матрешки, большие.

Материал: 2 матрешки разных размеров, чашечки разных размеров разного цвета.

Ход занятия: Длительность занятия: 3—5мин.

В гости к детям пришли матрешки. Педагог обращает внимание на то, что они разные: большие и маленькие. Затем говорит, что матрешек надо угостить чаем, достает чашечки разного размера. Показывает, что большой матрешке (вот этой) нужно дать большую чашку, а маленькой — маленькую. Воспитатель вместе с детьми раздает чашки матрешкам, при этом повторяет слова: «большой» и «маленький

Занятие 1

Цель: учить выполнять действия нанизывания на стержень, закреплять умение брать кольцо кончиками пальцев, обхватывая его сверху, или большим и указательным пальцами, обхватывая его сбоку развивать координацию движений рук под зрительным контролем, совершенствовать осязание; формировать положительное отношение к занятию.

Материал: одноцветные пирамидки из 5 колец одинакового размера из расчета одна пирамидка на ребенка (красного, желтого, зеленого синего, фиолетового, белого, черного цветов).

Ход занятия: Длительность занятия: 3—5мин. Воспитатель показывает пирамидку, сосредотачивает внимание на предмете, начинает снимать кольца, предлагая детям поочередно помочь ему в этом. Затем кольца вновь надевают на стержень. Воспитатель в случае затруднения помогает детям. После этого раздается индивидуальный материал для самостоятельной деятельности.

Задание считается выполненным, если ребенок снимает и нанизывает кольца самостоятельно или с периодической с помощью взрослого. Педагог следит, чтобы все дети проявляли эмоциональное отношение к цвету предметов, стремление выполнять то или иное действие Занятие 2

Цель: учить выполнять действие нанизывания шаров на стержень (повернуть шар так, чтобы было видно сквозное отверстие, соотнести его со стержнем, опустить на стержень), развивать координированные движения рук, осуществляя поиск соответствующего положения предмета в пространстве.

Материал: стержень вертикальный, 5—6 шаров, имеющих сквозные отверстия.

Ход занятия: по типу занятия 1. Длительность занятия: 3—5 мин.

Занятие 3

Цель: закреплять действие нанизывания предметов кубической формы, имеющих сквозное отверстие; развивать пространственное воображение у детей, умение повернуть предмет соответствующей стороной, найти его местоположение, согласно поставленной практической задаче, развивать мелкую моторику рук, дифференцированное положение большого пальца при схватывании предметов, ориентировочные действия руки. Материал: вертикальный стержень, 5—6 кубов.

Ход занятия: Длительность занятия: 3—5 мин на усмотрение воспитателя

Занятие 4.

Цель: знакомить с особенностями полых предметов разной величины, накладывать еньшие на большие, накрывать меньшие большими; развивать моторику и координацию рук, совершенствовать относительно тонкие движения кончиков большого, указательного и среднего пальцев; выполнять задание с ориентировкой на одно свойство (величину).

Материал: набор из 8 одноцветных полых конусов, вставляющихся постепенно один в один.

Ход занятия: Длительность занятия: 3—5 мин на усмотрение воспитателя.

Занятие 5

Цель: учить действовать со сборно-разборными игрушками состоящими из двух одинаковых взаимосвязанных частей; развивать глазомер, мелкие движения пальцев, их цепкость, силу; учить открывать игрушку, выполняя поворот, подтягивание и рассоединение частей: закрывать ее, выполняя совмещение и соединение верхней и нижней частей, выполнять подбор предметов.

Материал: 2 бочонка разной высоты, но одного цвета, в них вложены ленты, связанные над бочонком в виде петельки, позволяющей приемом оттягивания крышки открывать игрушку, ленточки разноцветные, на них — колокольчики.

Ход занятия:

Занятие проводится за столом. Воспитатель предлагает открыть бочонок. Учит детей открывать игрушку: «Открой, Маша, бочонок. Так». Затем показывает малышу, как закрывать его. Ребенок производит действия по инструкции: «Закрой бочонок. Так». Он несколько раз открывает и закрывает бочонок самостоятельно или с помощью воспитателя. Каждый раз взрослый требует от ребенка после завершения им действия

сказать: «Так».

Занятие 1

Цель: закреплять умение действовать с разными предметами, имеющими сквозное отверстие, при выполнении соотносящих действий уметь ориентироваться на форму предмета (шар брать кончиками пальцев, округлив ладонь, а кольцо — большим и указательным, втулку — большим, указательным, средним), формировать пространственное воображение при сборе пирамидки из различных объемных геометрических фигур (сбор одной пирамидки).

Материал: стержень вертикальный, кольца, шары, втулки, кубы, имеющие сквозное отверстие, коробка.

Ход занятия: Длительность занятия: 3—5мин.

Воспитатель показывает пирамидку, сосредоточив внимание на предмете, начинает снимать с нее формы, предлагая детям помочь ему в этом. Затем снова нанизывают формы на пирамидку (после того, как дети их рассмотрели и поиграли в них). Педагог в случае затруднения помогает детям. Им раздается индивидуальный материал для самостоятельной деятельности. Задание считается выполненным, если ребенок снимает и нанизывает формы самостоятельно или с периодичной помощью взрослого. Педагог следит, чтобы все дети проявляли эмоциональное отношение к цвету предметов, стремление выполнить то или иное действие.

Занятие 2

Цель: учить действовать с предметами в определенной последовательности (например, взять большой предмет, а затем маленький), развивать ориентировочные действия руки, глазомер при выполнении заданий с однородными предметами различной величины; совершенствовать мелкую моторику рук, формировать умение правильно ориентироваться на слова «большой» и «маленький».

Материал: одноцветная пирамидка типа «елочки» из 4 колец на конической основе.

Ход занятия: Длительность занятия: 3—5мин.

Воспитатель, показывая пирамидку, фиксирует внимание детей на том, что кольца разные: «такие и вот такие». Снимая кольца, складывает их в один ряд справа. Обратный процесс нанизывания на стержень колец, убывающих по величине, начинается с большого кольца. Важна не только величина, но и пространственное расположение колец, поскольку при конической основе нижняя часть пирамидки шире верхней. Педагог учит детей осуществлять зрительно-осязательный контроль за правильностью выполнения задания.

 

Занятие 3

Цель: учить выполнять действия с предметами с учетом их свойств (формы и положения в пространстве); формировать действия вкладывания предметов в соответствующие емкости, развивать мелкую моторику пальцев, согласованность действия рук.

Материал: коробка с отверстиями разной формы (круглой и квадратной), кубик и шар.

Ход занятия: Длительность занятия: 3—5мин.

Воспитатель показывает коробку с отверстиями разной формы. Обводя рукой круглое отверстие, поясняет, что есть такое окошко, а обводя квадратное, говорит, что есть и такое. Предлагает детям обвести рукой отверстия акцентируя внимание на том, что они разные: «такое; и такое». Педагог берет шар и опускает его в соответствующее окно.

Момент исчезновения шарика воспитатель обыгрывает: «Нет шарика», вызывая эмоции. Те же действия проводятся и с кубиком. Коробку перед ребенком ставят так, чтобы круглое отверстие было справа от него, в правую руку дают шар, затем кубик.

При повторном занятии меняют расположение отверстий (справа будет квадратное). Задание считается выполненным, если ребенок справился со всеми вариантами.

Занятие 4

Цель: знакомить детей с особенностями полых предметов разной величины: возможностью вкладывания меньшего в больший, накрывание большим меньшего, накладывание меньшего на больший; развивать моторику и координацию рук, учить выполнять кончиками пальцев относительно тонкие действия (вкладывания, накладывания, перекладывания); закрепить практический опыт действий с предметами кубической формы, выполнять подбор предметов с ориентировкой на одно свойство: величину.

Материал: набор полых одноцветных кубов, убирающихся последовательно один в другой.

Ход занятия: Длительность занятия: 3—5 мин.

Воспитатель показывает детям большой красный вкладыш и говорит: «Посмотри, какой красивый кубик. А вот еще кубик». Показывает маленький вкладыш: «Я положу этот кубик вот сюда». Показывает большой вкладыш, вставляет маленький в большой, а затем обращается к ребенку: «Вынь кубик».

Помогает ему. Потом дает другую инструкцию: «Вложи этот кубик вот в этот». Показывает вначале маленький вкладыш, затем большой. Помогает малышу выполнить действие. После этого воспитатель резким движением опускает маленький вкладыш в большой, говоря: «Упал кубик», требуя от детей повторения слова «упал». После двух-трех раз повторения воспитатель показывает, как маленький куб встает на большой. «Смотри, какая башня получилась. Построй сам». Игра повторяется 2—3 раза.

Занятие 5

Цель: учить действовать со сборно-разборными игрушками, состоящими из двух различных и взаимосвязанных частей; совершенствовать относительно тонкие движения кончиками пальцев; формировать умение соотносить части предмета, учитывая их пространственное положение и функциональное назначение (например, сложить овощи в горшочек, накрыть его крышкой).

Материал: чугунок с крышкой (хохлома), овощи или фрукты или игрушки-вкладыши.

Ход занятия: Длительность занятия: 5мин.

Воспитатель показывает горшочек, говорит: «Горшочек, посмотри, там что-то есть» (гремит горшочком). Просит ребенка: «Скажи "дай"». Ребенок произносит, а воспитатель говорит: «На». Ставит горшочек на стол: «Давай откроем горшочек». Учит ребенка открывать игрушку: «Открой, так». Затем показывает, как надо закрыть. Ребенок пробует эти действия. После повтора воспитатель просит достать овощи: «Дай мне, а горшочек закрой».

Игра повторяется 2—3 раза.

Занятие 1

Цель: учить действовать с плоскими предметами круглой формы, закреплять практический опыт действия с предметами, имеющими сквозное отверстие (можно нанизывать, смотреть в сквозное отверстие, просовывать меньший по размеру предмет в больший);

развивать целенаправленное действие с предметами, учитывая их функциональные свойства (нанизать можно только кольцо, а круг нет, т. к. кольцо имеет сквозное отверстие, но крут и кольцо можно прокатить);

развивать умение действовать в пространстве, согласованно работать правой и левой руками. При захватывании плоских предметов совершенствовать дифференцировку большого и четырех пальцев, накапливать сенсорный опыт детей, предлагая им действовать с кольцами и кругами, окрашенными в яркие цвета.

Материал: большие кольца и круги, стержень, прикрепленный к полу.

Ход занятия: Длительность занятия: I вариант — 3—5 мин, II вариант — 5—6 мин.

Воспитатель показывает кольца, затем дает детям рассмотреть их и поиграть с ними. После этого демонстрирует нанизывание колец. Такое же действие выполняет ребенок с помощью взрослого. В ходе занятия дети поочередно надевают еще по 3 кольца. При этом ребенку подают по одному кольцу, т. к. наличие нескольких колец может отвлечь внимание от основной цели занятия (обусловливается неустойчивость внимания детей этого возраста). После игры с кольцами воспитатель показывает кружки и дает их детям, говорит, что их надеть нельзя, нету дырочки, но зато их можно покатать: «Вот так».

Игра повторяется 2—3 раза.

Занятие 2

Цель: закреплять умение действовать с предметами в определенной последовательности, ориентируясь на их величину, независимо от цвета; формировать умение правильно ориентироваться на слова «большой» и «маленький».

Материал: однородные пирамидки, состоящие из колец большого и маленького размера.

Ход занятия: Длительность занятия: 3—5мин.

Воспитатель, снимая маленькие кольца с пирамидки, объясняет: «Вот маленькое кольцо и еще маленькое».

Дети помогают разобрать маленькую пирамидку, откладывают в сторону. Разбирают вместе пирамидку с большими кольцами. Воспитатель объясняет, что они не такие, они другие (большие колечки). Потом дети вместе с воспитателем собирают пирамидки. Воспитатель следит, чтобы при разборе пирамидки дети правильно раскладывали кольца разного размера, если они затрудняются, он должен напоминать, что сначала надевают большие кольца, а затем маленькие: «такое и такое».

Занятие 3

Цель: закреплять умение действовать с полыми предметами конической формы, ориентируясь на их величину: накладывать меньший на больший; развивать моторику рук, согласованно действовать относительно тонкими движениями кончиков пальцев; учить выполнять подбор предметов с ориентировкой на одно свойство (цвет).

Материал: 2 набора из 8 красных и 8 синих конусов — колпачков, убирающихся последовательно один в другой.

Ход занятия: Длительность занятия: 3—5мин.

Воспитатель расставляет перед собой и ребенком колпачки разного цвета, обращая внимание ребенка на их одинаковость: «Тебе такой, мне такой, тебе такой, мне такой...» Затем предлагает построить красивые одноцветные башни, показывает, как это делается. Момент постройки обыгрывает: берет сначала свой красный колпачок, ставит на синий и тут же выражает недовольство: «Не такой», переставляет на красный, проводит по колпачкам сверху вниз, подчеркивая их однородность. Таким же образом устанавливает другие колпачки. Затем просит ребенка сделать то же самое. При необходимости помогает.Ребенок строит башни 2—3 раза.

Занятие 4

Цель: развивать умение действовать с предметами, учитывая их форму, величину, положение в пространстве; учить выполнять задание с однородными предметами, ориентируясь на одно свойство (цвет или величину).

Материал: грибки двух цветов и размеров по 3—5 штук на каждого (ножки из катушек, а шляпки из поролона, обтянутого тканью разного цвета).

Ход занятия: Длительность занятия: 3—5мин.

Воспитатель показывает детям две корзинки красного и синего цветов, а в них того же цвета грибы. Дает детям рассмотреть, пощупать. Потом вместе с детьми выкладывает грибки и кладет в тарелки (большую и маленькую). «Смотри, какой большой гриб, его надо положить в большую тарелку, вот сюда», — говорит воспитатель, побуждая ребенка сделать то же самое. Так же раскладываются маленькие грибы. После игры воспитатель говорит: «Грибы надо положить в корзиночки, красный гриб пойдет вот в эту — красную, а синий — в синюю, вот сюда, в такую же». Ребенок с помощью взрослого разбирает грибы: «Красный положим вот в такую же».

Игра повторяется 2 раза.

Занятие 1

Цель: учить действовать с шарами, имеющими сквозное отверстие, по оси симметрии (повернуть шар соответствующей стороной, найти сквозное отверстие, соотнести его со стержнем, опустить шар на стержень); развивать целенаправленность действий с предметами, при этом учитывая их функциональные свойства (на стержень нанизывать шары со сквозным отверстием); развивать умение действовать кончиками пальцев, согласовано выполнять относительно сложные движения левой и правой руками.

Материал: вертикальный стержень, шары одноцветные (из них половина имеет сквозное отверстие), коробочка.

Ход занятия:

Воспитатель показывает детям коробочку с шариками, акцентируя внимание на том, что у некоторых шариков есть дырочки: «вот такие». Дает детям рассмотреть шары. Затем берет один со сквозным отверстием и нанизывает на стержень, берет другой без сквозного отверстия и старается нанизать, но не получается: «Ай-яй-яй, никак, нет дырочки». Берет другой и т. д. Просит ребенка помочь ему.

Игра повторяется 2—3 раза.

 

Занятие 2

Цель: учить действовать с предметами цилиндрической формы, имеющими сквозное отверстие (втулки); учить осуществлять выбор предметов, согласно поставленной задаче, придерживаться ее в процессе выполнения задания, не отвлекаться на второстепенное, не имеющее отношения к решению свойства предметов; развивать мелкую моторику рук.

Материал: стержень вертикальный, втулки и цилиндры (столбики) одного цвета, размера и коробочка.

Ход занятия:

Занятие проводится по типу занятия 1. Длительность занятия: 3—5 мин.

Занятие 3

Цель: учить выбирать предметы, ориентируясь на их форму, действовать в зависимости от свойств; формировать активные поисковые действия, элементы экспериментирования и прогнозирования результата, используя объемные геометрические формы.

Материал: шары и кубы одного цвета и размера, лоток для скатывания шаров или ворота.

Ход занятия: Длительность занятия: 3—5мин.

Воспитатель ставит на столе ворота или лоток (для скатывания). Предлагает детям прокатить ша


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.137 с.