Тема: медицинская арахнология. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Тема: медицинская арахнология.

2017-06-11 649
Тема: медицинская арахнология. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Многие представители класса паукообразных являются временными или постоянными паразитами человека и животных. Одни из них переносят возбудителей трансмиссивных болезней, другие сами способны их вызывать. Знание строения, жизненных циклов паукообразных необходимы врачу для планирования и проведения противоэпидемических мероприятий и профилактики целого ряда заболеваний.

Представители: Тип: Членистоногие - Arthropoda.

Подтип: Хелицеровые - Chelicerata.

Класс: Паукообразные - Arachnoidea.

Подкласс: Клещи - Acarina.

Отряд: Акариформные - Akaiformes.

Чесоточный зудень - Sarcoptes scabiei.

Отряд: Паразитоформные - Parasitiformes.

Семейство Иксодовые - Ixodidae.

Собачий клещ - Ixodes ricinus.

Таежный клещ - Ixodes persulkatus.

Семейство аргазовые - Argasidae.

Поселковый клещ - Ornithodorus papillipes.

I. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Изучить строение, циклы развития представителей отряда клещей.

2. Уметь идентифицировать виды клещей.

3. Знать меры личной и общественной профилактики.

II. ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ:

1. Знать основы учения о природной очаговости болезней.

2. Знать типы развития организмов.

III. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

1. Общая характеристика и классификация членистоногих.

2. Характеристика и классификация паукообразных.

3. Характеристика и классификация отряда клещей.

4. Морфология и цикл развития чесоточного зудня.

5. Морфология и цикл развития таежного клеща.

6. Эпидемиологическое значение иксодовых клещей.

7. Морфологические и биологические особенности аргазовых клещей.

8. Эпидемиологическое значение аргазовых клещей.

9. Меры защиты от клещей.

IV. ЛИТЕРАТУРА:

1. Лекции.

2. Биология (ред. В.Н. Ярыгин). - М.: Высшая школа, 1997-2000. - Кн. 2. - С. 287–297.

3. Руководство к лабораторным занятиям по биологии (ред. Ю.К. Богоявленский). - М., 1988. - С. 184-194.

4. Паразитология человека (ред. Г.С. Первомайский). - Л., 1974. - С. 310-312, 315-318, 333-337, 344-347, 354-364.

5. Иванов В.П., Солодилова М.А., Гребеник Л.А., Кириленко А.И. Трубникова Е.В., Васильева О.В., Рыжаева В.Н. Биология: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. - Курск, 2010.

V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Общая характеристика Типа Членистоногие.

2. Классификация членистоногих.

3. Общая характеристика класса паукообразные.

4. Характеристика и систематика клещей.

5. Морфологические особенности и цикл развития чесоточного зудня.

6. Особенности строения и цикл развития иксодового клеща.

7. Эпидемиологическое значение иксодовых клещей.

8. Особенности строения и цикл развития аргазовых клещей.

9. Эпидемиологическое значение аргазовых клещей.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ

Вид деятельности Система действий
I. ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ САМКИ СОБАЧЬЕГО КЛЕЩА.
       

1. На тотальном микропрепарате самки иксодового клеща обратить внимание на размер, положение ротовых органов, наличие щитка. 2. Под лупой детально изучить строение самки клеща и зарисовать её в альбом. 3. На рисунке отметить: 1 - ротовой аппарат; 2 – пальпы; 3 – щиток; 4 – стигмы; 5 – ана-льное отверстие.    
       
II. ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ САМЦА СОБАЧЬЕГО КЛЕЩА.

1. На тотальном микропрепарате самца иксодового клеща обратить внимание на размер, положение ротовых органов, наличие щитка. 2. Под лупой детально изучить строение самца клеща и зарисовать его в альбом. 3. На рисунке отметить: 1 - ротовой аппарат; 2 – пальпы; 3 – щиток; 4 – анальное отверстие.
III. ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ РОТОВЫХ ОРГАНОВ КЛЕЩА.
     

 

1. На микропрепарате ротовых органов иксодового клеща обратить внимание на расположение, особенности строения ротовых органов. Зарисовать препарат в альбом. 2. На рисунке отметить: 1 - хелицеры; 2 – гипостом; 3 – пальпы.  
IV. ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ ПОСЕЛКОВОГО КЛЕЩА.
     

1. На тотальном микропрепарате поселкового клеща обратить внимание на размеры тела, положение ротовых органов, отсутствие щитка. 2. Под лупой детально изучить строение клеща и зарисовать его в альбом. 3. На рисунке отметить: 1 - ротовой аппарат; 2 – конечности.  
V. ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ ЧЕСОТОЧНОГО КЛЕЩА 1. На тотальном микропрепарате самки чесоточного клеща при ма-лом увеличении микроскопа обратить внимание на размер, положение ротовых органов, размеры конечностей. 2. Зарисовать в альбом самку клеща. 3. На рисунке отметить: 1 - ротовой аппарат; 2 – конечности; 3 – шипики; 4 – щетинки.

 

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.