Ленточные черви - паразиты человека. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Ленточные черви - паразиты человека.

2017-06-11 409
Ленточные черви - паразиты человека. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Представители: Тип: Плоские черви - Plathelminthes.

Класс: Ленточные черви - Cestoidea.

Карликовый цепень - Hymenolepis nana.

Лентец широкий - Diphyllobothrium latm.

Эхинококк - Echinoсoссus granulosus.

Альвеококк - Alveococcusmultilocularis.

I. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Изучить морфологию, цикл развития вышеперечисленных паразитов человека.

2. Знать вопросы диагностики и профилактики заболеваний, вызываемых этими гельминтами.

3. Уметь идентифицировать паразитов по сколексам и проглоттидам.

II. ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ:

1. Специфичность среды питания паразитов.

2. Адаптация организмов к среде обитания.

3. Понятие о морфофизиологическом прогрессе и регрессе.

III. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

1. Сравнительная характеристика семейств лентецов и цепней.

2. Локализация изучаемых паразитов в организме хозяина.

3. Географическое распространение.

4. Морфологические особенности.

5. Жизненный цикл.

6. Патогенное действие.

7. Диагностика.

8. Профилактика.

IV. ЛИТЕРАТУРА:

1. Лекции.

2. Биология (ред. В.Н. Ярыгин). - М.: Высшая школа, 1997-2000. - Кн. 2. - С. 264-266; 269-273.

3. Руководство к лабораторным занятиям по биологии (ред. Ю.К. Богоявленский). - М., 1988. - С. 156-165.

4. Паразитология человека (ред. Г.С. Первомайский). - Л., 1974. - С. 215-230, 236-241.

5. Иванов В.П., Солодилова М.А., Гребеник Л.А., Кириленко А.И. Трубникова Е.В., Васильева О.В., Рыжаева В.Н. Биология: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. - Курск, 2010.

V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Морфологические особенности карликового цепня.

2. Цикл развития карликового цепня.

3. Диагностика и профилактика гименолепидоза.

4. Морфологические особенности эхинококка и альвеококка.

5. Особенности циклов развития эхинококка и альвеококка.

6. Диагностика и профилактика эхинококкоза и альвеококкоза.

7. Отличия цепней от лентецов.

8. Морфология лентеца широкого.

9. Цикл развития лентеца широкого.

10. Диагностика и профилактика дифиллоботриоза.

 


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ

Вид деятельности Система действий
     
I. ИЗУЧЕНИЕ СТРОЕНИЯ КАРЛИКОВОГО ЦЕПНЯ
(тотальный препарат)

 

1. Тотальный препарат карликового цепня рассмотреть невооруженным глазом, обратить внимание на величину стробилы. 2. Положить препарат на предметный столик, при малом увеличении рассмотреть стробилу, найти головку цепня. 3. Зарисовать и обозначить: 1 – головка; 2 – шейка; 3 – стробила.

II. ИЗУЧИТЬ СТРОЕНИЕ ГОЛОВКИ КАРЛИКОВОГО ЦЕПНЯ.

 
4 3

 

 

1. На этом же препарате установить в центр поля зрения головку. 2. Перевести микроскоп на большое увеличение и изучить строение головки. 3. Зарисовать препарат в альбом и отметить: 1 – головка; 2 – венчик крючьев; 3 – присоски; 4 – шейка.
III. ИЗУЧИТЬ СТРОЕНИЕ ЭХИНОКОККА
3 2 1

 

1. Рассмотреть под лупой тотальный препарат ленточной стадии эхинококка. 2. Зарисовать эхинококка в альбом и обозначить: 1 – головка; 2 – гермафродитный членик; 3 – зрелый членик.
IV. ИЗУЧИТЬ СТРОЕНИЕ ГЕРМАФРОДИТНОГО ЧЛЕНИКА ЛЕНТЕЦА ШИРОКОГО.
   
 

1. Рассмотреть невооруженным глазом зрелый членик лентеца широкого. 2. Обратить внимание на форму членика, соотношение его длины и ширины. 3. Изучить внутреннее строение членика с помощью препаровальной лупы. 4. Зарисовать и обозначить: 1 - матка, 2 - половая клоака, 3 – семенники.
  V. ИЗУЧИТЬ СТРОЕНИЕ ЯЙЦА ЛЕНТЕЦА ШИРОКОГО.
 
   

  1. Положить препарат на предметный столик и найти при малом увеличении яйцо лентеца. 2. Перейти на большое увеличение. Обратить внимание на форму, размер, характер оболочки и её особенности, содержимое яйца. 3. Зарисовать в альбоме и обозначить: 1 - оболочка, 2 - крышечка, 3 - шипик.

 

 

ТЕМА: МЕДИЦИНСКАЯ ГЕЛЬМИНТОЛОГИЯ.
КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ - ПАРАЗИТЫ ЧЕЛОВЕКА.

 

Круглые черви, проникая и развиваясь в организме человека, вызывают тяжелые заболевания. Знание строения, жизненных циклов этих паразитов необходимо для установления диагноза, эффективного лечения и профилактики нематодозов.

Представители: Тип: Круглые черви - Nemathelminthes.

Класс: Собственно круглые черви - Nematoda.

Аскарида человеческая - Askaris lumbricoides.

Острица - Enterobius vermicularis.

Власоглав человеческий - Trichocephalus trichiurus.

Угрица кишечная - Strongiloides stercoralis.

I. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Изучить строение цикл развития патогенные действия нематод.

2. Уметь идентифицировать и диагностировать вышеуказанных паразитов.

3. Знать профилактику заболеваний, вызываемых этими паразитами.

II. ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ:

1. Происхождение паразитизма.

2. Действие паразита на хозяина.

3. Действие хозяина на паразита.

4. Понятие о био- и геогельминтах.

III. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

1. Характеристика типа круглые черви.

2. Характеристика класса собственно круглые черви.

3. Локализация паразитов в организме хозяина.

4. Географическое распространение.

5. Морфологические особенности.

6. Жизненный цикл.

7. Патогенное действие.

8. Диагностика.

9. Профилактика.

IV. ЛИТЕРАТУРА:

1. Лекции.

2. Биология (ред. В.Н. Ярыгин). - М.: Высшая школа, 1997-2000. - Кн. 2. - С. 274 -280.

3. Руководство к лабораторным занятиям по биологии (ред. Ю.К. Богоявленский). - М., 1988. - С. 165-176, 180-184.

4. Паразитология человека (ред. Г.С. Первомайский). - Л., 1974. - С. 245-257, 259-263, 273-277.

5. Иванов В.П., Солодилова М.А., Гребеник Л.А., Кириленко А.И. Трубникова Е.В., Васильева О.В., Рыжаева В.Н. Биология: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. - Курск, 2010.

V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Прогрессивные черты организации Типа Круглые черви по сравнению с плоскими.

2. Проявление полового диморфизма у нематод.

3. Морфологические особенности аскариды человеческой.

4. Размеры и особенности внешнего и внутреннего строения острицы, власоглава.

5. Пути и источники заражения аскаридозом, энтеробиозом.

6. Патогенное действие круглых червей на организм человека.

7. Жизненные циклы развития паразитов.

8. Миграция личинок аскариды в организме человека.

9. Отличительные особенности морфологии яиц аскариды, острицы, власоглава.

10. Инвазионные и неинвазионные яйца круглых червей, время становления инвазионности.

11. Отбор материала для диагностики геогельминтозов, методы овогельминтоскопии.

12. Личная и общественная профилактика геогельминтозов.


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ

Вид деятельности Система действий
         
I. ИЗУЧИТЬ ПОПЕРЕЧНЫЙ СРЕЗ САМКИ АСКАРИДЫ.

         

1. Установите препарат на предметном столике препаровальной лупы, найдите на поперечном срезе кожно-мускульный мешок, полость тела, кишечную трубку, ветви матки, срезы яичников и яйцеводов, боковые валики гиподермы, нервные стволы на брюшной и спинной стороне. 2. При малом увеличении микроскопа изучите детали строения перечисленных органов и зарисуйте препарат в альбом. 3. На рисунке обозначить: 1 - кожно-мускульный мешок; 2 – первичная полость тела; 3 – валики гиподермы; 4 – нервные тяжи; 5 – кишечник; 6 – матка; 7 – яичники.

II. ИЗУЧИТЬ СТРОЕНИЕ ЯИЦ АСКАРИДЫ.

 

1. Положить препарат на предметный столик микроскопа. 2. Используя объективы малого и большого увеличения, рассмотреть строение яиц аскариды, обратить внимание на форму, цвет, оболочку. 3. Определить, не являются ли рассматриваемые яйца аскариды оплодотворенными. 4. Зарисовать и обозначить: 1 - бугристая оболочка, 2 – неоплодотворенное яйцо.
III. ИЗУЧИТЬ СТРОЕНИЕ САМКИ И САМЦА ОСТРИЦ.
1 2

Самка

 

   

Самец

1. Используя препаровальную лупу, рассмотреть в микропрепарате общий вид самки острицы, обратив внимание на передний и задний концы тела. 2. Перенести препарат на предметный столик микроскопа и при ма- лом увеличении рассмотреть передний конец тела, отметив особенно- сти в строении пищевода. 3. Зарисовать в альбом и обозначить: 1 - пищевод; 2 – бульбус.     4. Аналогичную систему действий осуществить с микропрепаратом самца острицы. 1. Зарисовать в альбом и обозначить: 1 - пищевод; 2 – бульбус.
 
IV. ИЗУЧИТЬ СТРОЕНИЕ ЯЙЦА ОСТРИЦЫ.

1. Положить препарат на предметный столик. 2. Используя объектив малого увеличения, найти яйца острицы. 3. Перевести микроскоп на большое увеличение и рассмотреть форму яйца, обратив внимание на цвет, прозрачность, выраженность оболочки. 4. Зарисовать в альбом и обозначить: 1 - оболочка. V. ИЗУЧИТЬ СТРОЕНИЕ САМЦА И САМКИ ВЛАСОГЛАВА. самец   1. Под лупой рассмотреть препарат самца власоглава. 2. Отметить особенности строения тела, особенности переднего и заднего концов тела. 3. Зарисовать и обозначить: 1 – передний конец тела; 2 - задний конец тела. Аналогичную последовательность действий осуществить с препаратом самки власоглава.  

VI. ИЗУЧИТЬ СТРОЕНИЕ ЯИЦ ВЛАСОГЛАВА.

 

 

1. Положить препарат на предметный столик микроскопа. 2. Используя объектив малого увеличения, найти яйца власоглава. 3. Перевести микроскоп на большое увеличение. 4. Отметить форму яиц, наличие на полюсах пробочек, поверхность и толщину оболочек. 5. Зарисовать и обозначить: 1 - оболочка, 2 - пробочка. VII. ИЗУЧИТЬ СТРОЕНИЕ САМЦА И САМКИ УГРИЦЫ КИШЕЧНОЙ.   1. Пользуясь таблицей, изучите строение самки и самца угрицы кишечной. Зарисуйте самца и самку в альбом.

 

 

ТЕМА: МЕДИЦИНСКАЯ ГЕЛЬМИНТОЛОГИЯ.
КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ
ПАРАЗИТЫ ЧЕЛОВЕКА.

 

Представители: Тип: Круглые черви - Nemathelminthes.

Класс: Собственно круглые черви - Nematoda.

Кривоголовка - Ancylostoma duodenale.

Трихинелла - Trichinella spiralis.

Ришта - Dracunculus medinensis.

Филярия - Wuchereria bancrofti.

I. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

1. Изучить строение, цикл развития и патогенное действие нематод.

2. Уметь идентифицировать и диагностировать вышеуказанных паразитов.

3. Знать профилактику заболеваний, вызываемых этими паразитами.

II. ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ:

1. Происхождение паразитизма.

2. Действие паразита на хозяина.

3. Действие хозяина на паразита.

4. Понятие о био- и геогельминтах.

III. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

1. Характеристика Типа Круглые черви.

2. Характеристика Класса Собственно круглые черви.

3. Локализация паразитов в организме хозяина.

4. Географическое распространение.

5. Морфологические особенности.

6. Жизненный цикл.

7. Патогенное действие.

8. Диагностика.

9. Профилактика.

IV. ЛИТЕРАТУРА:

1. Лекции.

2. Биология (ред. В.Н. Ярыгин). - М.: Высшая школа, 1997–2000. - Кн. 2. - С. 278–286.

3. Руководство к лабораторным занятиям по биологии (ред. Ю.К. Богоявленский). - М., 1988. - С. 176-180.

4. Паразитология человека (ред. Г.С. Первомайский). - Л., 1974. - С. 265-272, 277-284, 287-295, 302-304.

5. Иванов В.П., Солодилова М.А., Гребеник Л.А., Кириленко А.И. Трубникова Е.В., Васильева О.В., Рыжаева В.Н. Биология: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. - Курск, 2010.

V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Морфологические особенности анкилостомы.

2. Циклы развития анкилостомы, угрицы кишечной, трихинеллы, ришты, филярии.

3. Пути и источники заражения изучаемыми гельминтами.

4. Методы диагностики гео- и биогельминтов.

5. Патогенное действие на организм человека.

6. Пути миграции личинок анкилостомид, стронгилоидов, трихинелл, ришты и филярий в организме человека.

7. Личная и общественная профилактика изучаемых нематодозов.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ

Вид деятельности Система действий
I. ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧИНОК ТРИХИНЕЛЛЫ В МЫШЦАХ. 1. Положить препарат на предметный столик микроскопа и найти в нем при малом увеличе-нии среди мышечных волокон капсулы c личинками. 2. Зарисовать препарат и обозначить: 1 - мышечные волокна, 2 - капсула, 3 – личинка трихинеллы.
II. ИЗУЧЕНИЕ КРИВОГОЛОВКИ (САМКИ И САМЦА).
 
2 самка 1

 

 

Ротовая капсула

 

       
   
 
 
 
 

 


самец анкилостомы

 

половая бурса самца

1. Рассмотреть препарат под препаровальной лупой, отметив общее строение половозрелой формы самки кривоголовки. Обратить внимание на характерный изгиб переднего конца тела. 2. Положить препарат на предметный столик микроскопа и, пользуясь объективом большого увеличения, рассмотреть ротовую капсулу и найти режущие кутикулярные зубы.   3. Зарисовать самку анкилостомы. На рисунке отметить: 1 – передний конец тела; 2 – задний конец тела. 4. Зарисуйте строение ротовой капсулы и на рисунке отметьте: 1 – кутикулярные зубы; 2 – ротовая полость; 3 – глотка. 5. Зарисуйте самца анкилостомы, на рисунке отметьте: 1 - задний конец тела, 2 - передний конец тела. 6. При малом увеличении микроскопа изучите строение половой сумки самца и зарисуйте в альбом.    
III. ИЗУЧЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА РИШТЫ 1. С помощью таблиц изучить цикл развития ришты. 2. Зарисовать с таблицы цикл развития ришты.
IV. ИЗУЧЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ВУХЕРЕРИИ 1. С помощью таблиц изучить цикл развития вухерерии. 2. Зарисовать с таблицы цикл развития вухерерии.

Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.