Тема: клетка - элементарная единица живого. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Тема: клетка - элементарная единица живого.

2017-06-11 464
Тема: клетка - элементарная единица живого. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Клетка - основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Несмотря на большое морфологическое и функциональное разнообразие, всем клеткам присуща универсальность строения и жизнедеятельности. Изучение организации клетки и ее биологии позволяет понять специфику ее как элементарной живой системы, которой присущи свойства саморегуляции, самоорганизации и самовоспроизведения.

I. ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

1. Изучить морфофункциональную организацию элементарной живой системы - клетки.

2. Овладеть навыками определения структур животных клеток.

II. ИСХОДНЫЕ ЗНАНИЯ:

1. Знать общие свойства живого.

2. Знать уровни организации жизни.

III. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

1. История открытия клетки.

2. Развитие представлений о строении клетки (открытие ядра, цитоплазмы, органоидов).

3. Создание клеточной теории и ее основные положения. Современное состояние клеточной теории.

4. Значение клеточной теории для развития материалистических представлений о единстве органического мира.

5. Типы клеточной организации, их происхождение, эволюция.

6. Прокариотические клетки. Характерные особенности и строение.

7. Эукариотические клетки и особенности их структурной организации.

8. Органоиды эукариотических клеток.

9. Структурные особенности клеточной мембраны и ее функции.

10. Цитоплазма, ее канальцевая и вакуолярная системы, их функции.

11. Органоиды, участвующие в процессах пластического и энергетического обмена.

12. Элементы цитоскелета и внутриклеточного транспорта.

13. Взаимодействие органоидов в процессе жизнедеятельности клетки.

14. Молекулярные, ферментативные и структурно-функциональные комплексы.

IV. ЛИТЕРАТУРА:

1. Лекции по биологии клетки.

2. Биология (ред. В.Н. Ярыгин). - Высш. школа, 1997 – 2000. - Ч. 1. - С. 36-49.

3. Руководство к лабораторным занятиям по биологии (ред. Ю.К. Богоявленский). - М.: Медицина, 1979. - С. 20, 22-23.

4. Иванов В.П., Солодилова М.А., Гребеник Л.А., Кириленко А.И. Трубникова Е.В., Васильева О.В., Рыжаева В.Н. Биология: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских вузов. - Курск, 2010.

С. 11-14

V. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Открытие клетки и развитие представлений о ее строении.

2. Основные положения клеточной теории Шванна, Шлейдена. Развитие клеточной теории в работах Р. Вирхова.

3. Современное состояние клеточной теории.

4. Мировоззренческое значение клеточной теории.

5. Типы клеточной организации, их характерные особенности.

6. Основные органоиды клетки, и их роль в ее жизнедеятельности.

7. Структурная и функциональная организация клеточных мембран.

8. Биологическая роль мембранных белков.

9. Митохондрии и хлоропласты, их биологическая роль.

10. Функциональная связь органоидов клетки.

11. Морфологические особенности растительных клеток.

12. Эволюция клеточной организации. Гипотезы о происхождении клеточной организации и возникновение эукариот.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ЛАБОРАТОРИИ.

Вид деятельности Система действий
I. ИЗУЧЕНИЕ КЛЕТОК КРОВИ ЛЯГУШКИ.   1. Привести микроскоп в рабочее положение. 2. Положить препарат на предметный столик 3. Найти в препарате при малом увеличении эритроциты. Выбрать участок, где эритроциты расположены разреженно. 4. Используя большое увеличение, изучить строение эритроцита. 5. Зарисовать в альбом 5-6 клеток. На рисунке обозначить: 1 - эритроцит; 2 - оболочка, 3 - ядро, 4 – цитоплазма. 6. Убрать препарат.
II. ИЗУЧЕНИЕ АППАРАТА ГОЛЬДЖИ (ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ОБЪЕКТ).  
 
 
 

1. Изучить строение нервных клеток в ганглии кошки, обратив внимание на форму клеток, наличие ядра, расположение в цитоплазме комплекса Гольджи. 2. Зарисовать в альбом участок нервной ткани из 3-4 клеток. На рисунке обозначить: 1 - нервная клетка; 2 - комплекс Гольджи; 3 – ядро; 4 – цитоплазма.    
III. ИЗУЧЕНИЕ КЛЕТОК
         
КОЖИЦЫ ЛУКА.

1. Положить препарат на предметный столик микроскопа. 2. Найти при малом увеличении клетки кожицы лука. Установить в центре поля зрения характерный участок. 3. Рассмотреть препарат при большом увеличении. Обратить внимание на клеточную оболочку и форму ядра, количество ядрышек. 4. Зарисовать 3-4 клетки. На рисунке отметить: 1 - оболочка; 2 – цитопла-зма; 3 – ядро. 5. Убрать препарат.  
       
IV. ИЗУЧЕНИЕ ПИГМЕНТНЫХ КЛЕТОК.

   

1. Положить препарат на предметный столик микроскопа. 2. Найти при малом увеличении пигментные клетки. 3. Изучить строение клеток, обратить внимание на форму и расположение включений. 4. Зарисовать 3-4 клетки. На рисунке отметить: 1 – ядро; 2 – включения пигмента. 5. Убрать препарат и привести микроскоп в исходное положение.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.