Программа и учебно-методические указания — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Программа и учебно-методические указания

2017-06-11 157
Программа и учебно-методические указания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа и учебно-методические указания

по прохождению учебной практики

для студентов 2 курса
направления 05.03.06. Экология и природопользование

 

АСТРАХАНЬ, 2015

 

Составитель: кандидат биологических наук, доцент кафедры гидробиологии и общей экологии АГТУ М.П. Грушко

 

Рецензент:

Профессор кафедры гидробиологии и общей экологии, д.м.н. Федорова Н.Н.

 

 

рассмотрены и одобрены на заседании кафедры гидробиологии и общей экологии АГТУ

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………….    
1. 1. Общие положения ………………………………………..    
2. Программа учебной практики…………………………..  
3. Содержание учебной практики………………………….  
3.1. Комплексное исследование водных объектов по приоритетным показателям…………………………………...      
3.2. Комплексное исследование почв по приоритетным показателям…………………………………………………..    
3.3. Обработка полученных результатов. Обработка данных химических анализов водных объектов………    
3.4. Оценка ущерба от загрязнения атмосферного воздуха….    
3.5. Оценка экологического ущерба в результате временного хранения отходов………………………………………..    
3.6. Оценка ущерба от загрязнения водоемов………………    
3.7. Оценка ущерба от загрязнения земельных ресурсов……    
3.8. Оценка ущерба от загрязнения недр…………………….    
3.9. Общий экономический ущерб……………………………    
3.10. Охрана окружающей среды при обращении с отходами промышленного производства …………………………    
4. Организация практики……………………………………    
5. Итоги практики…………………………………………..    
6. Оформление отчета по учебной практике……………….    
Литература………………………………………………………..    
Приложение………………………………………………………  

 

Введение

Практика студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования является составной частью образовательной программы высшего профессионального образования. Она позволяет эффективно сочетать теоретические знания с практической подготовкой в производственных условиях, и направлена на привитие студентам умений и навыков, специфичных для избранной специальности.

Практика призвана сформировать у студента профессиональные умения и навыки принимать самостоятельные решения на конкретном участке работы в реальных производственных условиях путем выполнения различных обязанностей, свойственных будущей профессиональной, организационно-управленческой и общественной деятельности, для закрепления теоретических знаний и овладения полевыми, инструментальными и экспериментальными методами изучения природных геосистем и их изменений в процессе хозяйственного освоения, а также методиками расчета ущерба наносимого окружающей среде и платежей за негативное воздействие.

Программа учебной практики составлена на основании государственного образовательного стандарта для студентов направления 05.03.06. Экология и природопользование и положения «О порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» (СТП АГТУ 04.2-2005). Учебная практика предназначена для закрепления теоретических знаний и овладения полевыми, инструментальными и экспериментальными методами изучения природных геосистем и их изменения в процессе хозяйственного освоения.

Учебные практики должны проводиться в научных, научно-производственных, проектных учреждениях и в высших учебных заведениях, занимающихся проблемами охраны природы и управления природопользованием. Базовым районом проведения практики служит субъект Российской Федерации, где находится вуз – Астраханская область.

Общие положения

2.1.Организация учебной практики на всех этапах должна, в соответствии с установленными целями, быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональными умениями и навыками в соответствии с требованиями ГОС к уровню подготовки специалиста. Объектами служат крупные промышленные предприятия региона или отдельного промышленно-развитого города, имеющие характерные технологические процессы и обладающие неблагоприятным воздействием на окружающую среду. Объектами контроля качества воздушной среды населенных мест служат стационарные (экологические) посты наблюдений за состоянием атмосферного воздуха городов.

Метод проведения практики - обзорно-экскурсионный с элементами аналитических исследований и расчетов параметров загрязнения воздушной среды городов.

2.2. Основные задачи практики:

· применение, закрепление и углубление студентами теоретических знаний полученных во время обучения, при решении конкретных организационно - производственных и научно-технических задач;

· обобщение первичных сведений о видах профессиональной деятельности

· ознакомление со спецификой деятельности по избранной специальности (направлению),

· получение представлений об организации их взаимодействия, о внутренней структуре и организации деятельности отдельных органов и организаций, в которых работают экологи,

· расширение профессионального кругозора

2.3. Основные этапы прохождения производственной практики:

 получить задание на кафедре (в задание, входит заполнение дневника о прохождении практики и подготовка отчета о выполнении практики);

 приобрести практические навыки работы, ознакомиться с формами и методами работы, текущими документами, изучить опыт работы предприятия (компании, фирмы), приобрести навыки по анализу информации, научиться планировать организационные мероприятия, самостоятельно определять пути и формы решения;

 собрать и систематизировать материал для выполнения задания по производственной практике;

 заполнить дневник о прохождении практики;

 подготовить письменный отчет о прохождении практики (отчет по практике);

 приложить деловую характеристику студента (отзыв).

Программа учебной практики

Темы занятий   Кол-во часов   Рекомендуемая литература
Организационная структура принимающей организации, правила делопроизводства и организации деятельности принимающей организации     2.4; 2,5
Область профессиональной деятельности принимающей организации   1. 2.4  
Комплексное исследование водных объектов по приоритетным показателям   1.4;1.6; 2.1;2.2
Комплексное исследование почв по приоритетным показателям   1.5; 1.7; 2.3
Камеральная обработка полученных данных и оформление отчета   1.1
Оценка воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду. Оценка ущерба от загрязнения атмосферного воздуха   1.9
Оценка воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду. Оценка ущерба от загрязнения земельных ресурсов.   1.9
Оценка воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду. Оценка ущерба от загрязнения водоемов   1.9
Оценка воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду. Оценка ущерба от загрязнения недр.   1.9
3.4. Оценка воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду. Оценка экологического ущерба в результате временного хранения отходов.   1.9
Охрана окружающей среды при обращении с отходами промышленного производства   1.9
ИТОГО  

Содержание учебной практики

Вводный теоретический раздел и подготовительные работы. Цели и задачи практики. Понятие об экологической оценке качества воды и почвы. Полевые и лабораторные методы эколого-аналитических исследований. Полевые методы определения показателей качества воды. Характеристика методов определения показателей качества воды. Особенности выполнения анализа органолептическими, колориметрическими и титрометрическими методами. Способы выражения концентраций веществ в растворах. Отбор проб воды и их консервация. Показатели качества воды и их определение.

Полевые методы оценки показателей экологического состояния почвы. Изучение почв в полевых условиях. Отбор почвенных образцов и подготовка их к анализу. Приготовление почвенных вытяжек. Погрешности при измерениях концентраций веществ в растворах. Неопределенности и погрешности измерений. Факторы, определяющие точность анализа. Ведение документации по анализам и подготовка к ним. Техника безопасности при выполнении эколого-экспериментальных исследований. Правила работы с едкими веществами, растворами и растворителями.

Освоение навыков работы с портативным лабораторным оборудованием - комплект-лабораториями «НКВ» и «Пчелка-Н» (производитель - НПО «Крисмас+», г.Санкт-Петербург). Комплект-лаборатория «НКВ» для определения показателей качества воды (с минерализацией не более 3 г/л) полевыми методами. Методика определения массовой концентрации катионов - аммония, кальция, магния, натрия; суммы металлов; массовой концентрациии анионов - гидрокарбоната, карбоната, нитрита, нитрата, сульфата, хлорида, фторида, сухого остатка; общей и карбонатной жесткости; температуры; органолептических показателей; водородного показателя (рН) образцов воды и почвенных вытяжек.

Комплект-лаборатория «Пчелка-Н» для анализа природных вод любой степени минерализации (включая морские воды) и сточных вод (включая промышленные стоки) на содержание нефтепродуктов, присутствующих в воде в растворенной и эмульгированной формах.

3.1. Комплексное исследование водных объектов по приоритетным показателям.

Выбор исследуемого водного объекта, определение точек отбора проб, отбор проб с помощью батометра.

Определение органолептических показателей (цветность, мутность /прозрачность/, запах, вкус и привкус, пенистость). Определение температуры, водородного показателя (рН), щелочности и кислотности. Определение основных компонентов минерального состава воды:

Группа 1 - катионы: кальций (Са2+), натрий (Nа+), магний (Mg2+);

- анионы: гидрокарбонат (НСО3¯), сульфат (SO42-), хлорид (СI¯),

карбонат (СО32-).

Группа 2 - катионы: аммоний (NH4+), тяжелые металлы (сумма), железо общее (сумма Fe2+ и Fe3+);

- анионы: нитрат (NO3¯), ортофосфат (РО43- ), нитрит (NO2¯).

Методы исследований. Определение карбонат- и гидрокарбонат-анионов является титриметрическим и основано на их реакции с водородными ионами в присутствии фенолфталеина (при определении карбонат-анионов) и метилового оранжевого (при определении гидрокарбонат-анионов) в качестве индикаторов.

Для определения сульфат-анионов применяется наиболее простой вариант турбидиметрического метода, основанный на измерении высоты столба суспензии, помещенной в мутномер, по его прозрачности.

Хлорид-анионы определяются методом аргентометрического титрования.

Метод определения общей жесткости основан на реакции солей кальция и магния с трилоном Б; анализ проводят в аммиачном буферном растворе при рН = 10,0-10,5 титриметрическим методом в присутствии индикатора хром темно-синего кислотного.

Метод определения массовой концентрации катиона кальция аналогичен методу определения общей жесткости с реактивом трилоном Б с той разницей, что анализ проводят в сильнощелочной среде (рН=12-13) в присутствии индикатора мурексида.

Определение массовой концентрации нитрит-, нитрат-, фторид-анионов, а также общего железа, катиона аммония и суммы металлов определяют визуально-колориметрическим методом, сравнивая окраску раствора с контрольной шкалой образцов окраски для концентраций перечисленных компонентов. Более точные значения массовых концентраций перечисленных компонентов определяются фотометрически с использованием в полевых условиях портативного фотоэлектроколориметра.

Содержание растворенного кислорода в воде измеряется с помощью кислородомера. БПК5 определяется с использованием кислородомера электродным (потенциометрическим) измерением концентрации растворенного кислорода. ХПК определяется ускоренным титриметрическим методом.

 

3.2. Комплексное исследование почв по приоритетным показателям. Выбор ключевых участков для исследования почв, визуальный осмотр изучаемой площадки и установление признаков антропогенного нарушения почвы (полное уничтожение почвенного слоя, перекрытие почвенного профиля различными материалами, эрозия почв, механические нарушения, загрязнение почв и т.д.). Классификация и диагностика видов нарушений почвы (сельскохозяйственные, лесохозяйственные, промышленные, строительные, транспортные, рекреационные нарушения).

Отбор почвенных образцов и подготовка репрезентативных проб. Оформление сопроводительных талонов для каждого образца, где указывается:

- место взятия образца;

- номер образца и дата (час) отбора, горизонт или слой, глубину взятия пробы;

- характер метеорологических условий в день отбора пробы;

- особенности, обнаруженные во время отбора пробы (освещение солнцем, применение удобрений, наличие близлежащих свалок и мусора, сточных канав и т.д.).

Приготовление почвенных вытяжек (водной, солевой). Определение засоленности почв с помощью комплект-лаборатории «НКВ» в водных вытяжках по содержанию в почве растворимых солей – хлоридов, сульфатов, карбонатов, гидрокарбонатов, солей кальция и магния. Определение обменной кислотности почвы по величине рН солевых вытяжек (с применением раствора хлорида калия концентрацией 1 г-экв/л) с помощью портативного рН-метра типа «рНер».

Общий экономический ущерб

 

Общий экономический ущерб рассчитывается по формуле:

 

Увыбатмвземнтб

Увыб экономический ущерб от массы всех видов выбросов, поступающих в природную среду от отдельного источника или предприятия в целом, руб/год;

Уатм – экономический ущерб, причиняемый выбросом загрязнений в атмосферный воздух, руб/год;

Ув – экономический ущерб, причиняемый годовым сбросом загрязняющих веществ в водные источники, руб/год;

Узем – экономический ущерб от годового нарушения и загрязнения земельных ресурсов, руб/год;

Ун – Экономический ущерб от годового нарушения и загрязнения недр, руб/год;

Утб – экономический ущерб за размещение отходов производства и потребления.

 

 

Паспорт опасного отхода

Паспорт опасных отходов - документ, удостоверяющий принадлеж­ность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, со­держащий сведения об их составе. Паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, по согласованию с территориальным органом МПР России по соответст­вующему субъекту Российской Федерации. Паспорт опасного отхода со­ставляется:

• на отходы, обладающие опасными свойствами (токсичность, пожароопасность, взрывоопасность, высокая реакционная способность, содержание возбудителей инфекционных болезней);

• на отходы I-IV класса опасности для окружающей природной среды.

 

Форма паспорта опасного отхода утверждена Приказом МПР России от 02.12.02 № 785, зарегистрирована в Минюсте России 16 января 2003 года регистрационный № 4128, заполняется от­дельно на каждый вид отходов.

Разработка и утверждение нормативов образования отходов

и лимитов на их размещение

В целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществ­ляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утверждены приказом МПР России от 11.03.2002 № 115, зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 июня 2002 года, регистрационный № 3553. Методические указания предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность (приступающих к осуществлению деятельности) в области обращения с отходами и определяют порядок разработки проекта нормативов образования отходов и лими­тов на их размещение.

При разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение учитываются:

• экологическая обстановка на данной территории;

• предельно допустимые вредные воздействия отходов, предполагаемых к размещению, на окружающую среду;

• наличие имеющихся технологий переработки отхода данного вида, которые включены в банк данных о технологиях использования и обезвреживания отходов, являющийся составной частью государственного кадастра отходов.

 

Для объекта хранения отходов проект нормативов образования от­ходов и лимитов на их размещение разрабатывается с учетом:

• площади и вместимости объекта хранения отходов;

• сохранности у размещаемого отхода полноценных свойств вторичного сырья;

• экономической целесообразности формирования транспортной партии для вывоза размещаемых отходов.

 

Для объекта захоронения отходов проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатывается с учетом:

• количества предполагаемых к захоронению отходов (с разбивкой по годам) в соответствии с проектными данными объекта захоронения отходов;

• вместимости объекта захоронения отходов;

• расчетного срока эксплуатации объекта захоронения отходов;

• иных характеристик объекта захоронения отходов.

В случае наличия нескольких объектов размещения отходов, отдельно расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение разрабатывается по каждому объекту отдельно.

По решению территориального органа МПР России, для индивиду­альных предпринимателей и юридических лиц непроизводственной сферы возможна разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по упрощенной форме. Проект по упрощен­ной форме разрабатывается в случае образования у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц отходов V, IV, III классов опасности для окружающей природной среды, а также отходов I класса опасности для окружающей природной среды, представленных только люминесцентными лампами, если:

• суммарное количество отходов не превышает 30 тонн в год;

• масса отходов III класса опасности для окружающей природной среды не превышает 1% от общей массы образующихся отходов;

• отдельно предусмотрен порядок сбора и экологически безопасного размещения люминесцентных ламп.

Неизменность производственного процесса и используемого сырья, представленные в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, должно ежегодно подтверждаться в виде технического отчета по обращению с отходами.

В соответствии с технологическими особенностями производства нормативы образования отходов определяются в единицах массы (объема) либо в процентах от количества используемого сырья, материалов или от количества производимой продукции. Нормативы образования отходов, оцениваемые в процентах, определяются по тем видам отходов, которые имеют те же физико-химические свойства, что и первичное сы­рье. Нормативы образования отходов с измененными по сравнению с первичным сырьем характеристиками представляют в следующих единицах измерения: кг/т, кг/м3, м3/тыс.м3 и т.д.

При определении нормативов образования отходов применяются следующие методы:

• метод расчета по материально-сырьевому балансу;

• метод расчета по удельным отраслевым нормативам образования отходов.

Порядок использования вышеупомянутых методов для определения нормативов образования отходов подробно рассмотрен в Методических указаниях по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом МПР России от 11.03.2002 № 115.

Характеристика мест временного хранения (накопления) отходов у индивидуального предпринимателя или юридического лица, обоснование количества временного хранения (накопления) отходов у индивидуального предпринимателя или юридического лица и периодичности вывоза отходов.

В этом разделе представляется информация о накоплении отходов в местах их организованного хранения по форме ниже приведенной таблицы (16-10).

Для определения оптимальной периодичности вывоза отходов в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) включаются следующие сведения:

• перечень документов, на основании которых производится расчет предельного количества хранения (накопления) отходов у индивидуального предпринимателя или юридического лица и периодичности их вывоза на специализированные объекты для переработки, обезвреживания или захоронения;

• наличие транспорта (собственного и арендуемого) для перевозки отходов.

Характеристика установок и технологий по переработке, обезвреживанию отходов, имеющихся у индивидуального предпри­нимателя или юридического лица.

В этом разделе для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, имеющие или арендующие установки по переработке, обез­вреживанию отходов, по каждой из таких установок, в том числе арен­дуемых, приводятся сведения по ниже приведенной форме:

Сведения о применяемых технологиях, установках использования или обезвреживания отходов

 

Вид отхода Общие сведения об установке или технологии
Наимено­вание Код отхода по ФККО Класс опасности для окру­жающей природ­ной среды Назначение: технология использова­ния -1 технология обезврежи­вания - 2 Наимено­вание техноло­гического процесса Наимено­вание ус­тановки Органи­зация-изготови­тель
             

 

Кроме того в этом разделе приводятся:

• проектные характеристики установки;

• фактический объем переработки;

• номенклатура перерабатываемых или обезвреживаемых отходов;

• характеристики вторично образующихся отходов.

Лицензирование деятельности

по обращению с опасными отходами

• Деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию на основании статьи 9 федерального закона "Об отходах про­изводства и потребления". Положение о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов утверждено Постановлением Правительства РФ от 26.08.2006 № 524.

• Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезврежи­ванию, транспортировке, размещению опасных отходов осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Организация практики

4.1.Учебная практика может проводиться в структурных подразделениях УНИВЕРСИТЕТА или в ОРГАНИЗАЦИЯХ.

4.2. Практика в ОРГАНИЗАЦИЯХ осуществляется на основе договоров, в соответствии с которыми указанные ОРГАНИЗАЦИИ обязаны предоставить места для прохождения практики студентов УНИВЕРСИТЕТА. В договоре УНИВЕРСИТЕТ и ОРГАНИЗАЦИЯ оговаривают все вопросы, касающиеся проведения практики. Договор должен предусматривать назначение двух руководителей практики: одного от ОРГАНИЗАЦИИ (как правило, руководителя ОРГАНИЗАЦИИ, его заместителя, или одного из ведущих специалистов), а второго от УНИВЕРСИТЕТА. При наличии вакантных должностей студенты могут зачисляться на них, если работа соответствует требованиям программы практики. Допускается проведение практики в составе специализированных сезонных или студенческих отрядов, в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, про шедших аттестацию и имеющих соответствующие лицензии.

4.3. В случае заключения студентами трехстороннего договора с ОРГАНИЗАЦИЕЙ в рамках целевой контрактной подготовки специалистов с ВПО, студенты проходят практику в этих ОРГАНИЗАЦИЯХ.

4.4. Сроки проведения практики установлены УНИВЕРСИТЕТОМ в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком специальности «Экология» и составляет – 4 недели (с 45 по 48 учебные недели).

Учебная производственная практика может осуществляться как непрерывным циклом, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между содержанием практики и теоретическим обучением.

4.5. Студентам, имеющим стаж практической работы по профилю подготовки, по решению соответствующих кафедр на основе аттестации может быть зачтена учебная практика.

4.6. Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики в ОРГАНИЗАЦИЯХ составляет для студентов в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов в неделю (ст.92 ТК РФ), в возрасте от 18 лет и старше не более 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ). Норма продолжительности рабочего времени сокращается до:

- 16 часов в неделю - для работников в возрасте до 16;

- 5 часов в неделю - для работников, являющихся инвалидами 1-2 группы;

- 4 часа в неделю - для работников в возрасте от 16 до 18 лет;

- 4 часа в неделю - для работников, занятых на работах с вредными (или опасными) условиями труда, в порядке, установленном Правительством РФ.

С момента зачисления студентов в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и внутреннего распорядка, действующие в ОРГАНИЗАЦИИ, с которыми они должны быть ознакомлены в установленном порядке.

4.7.Оценка по практике или зачет приравнивается к оценке (зачету) по
теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.

4.8.Студенты, не выполнившие программы практики по уважительной
причине, направляются на практику вторично. Студенты, не выполнившие
программу практики без уважительной причины или получившие оценку
«неудовлетворительно», могут быть отчислены из УНИВЕРСИТЕТА как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном Уставом УНИВЕРСИТЕТА.

Итоги практики

5.1. По окончании практики в течение 7 дней студент обязан представить соответствующую отчетную документацию руководителю практики от УНИВЕРСИТЕТА согласно программе практики.

Прием зачетов по практике проводится в УНИВЕРСИТЕТЕ с выставлением оценок комиссией, назначенной заведующим кафедрой.

5.2. Практиканты, не выполнившие требования программы практики, получившие от ОРГАНИЗАЦИИ отрицательный отзыв о прохождении практики, направляются УНИВЕРСИТЕТОМ на практику вторично за счет каникулярного времени или отчисляются из УНИВЕРСИТЕТА.

5.3. Отзывы о прохождении практики составляются на каждого практиканта и заверяются лицом, ответственным за общее руководство практикой на данной ОРГАНИЗАЦИИ.

5.4. По окончании практики студент обязан сдать на предприятие документацию, спецодежду, пропуск и др. (при необходимости оформить обходной лист).

После прохождения практики студент должен представить: характеристику с места прохождения практики, дневник о прохождении практики, отчет по практике.

Характеристика оформляется на бланке учреждения (организации), где осуществлялась практика, подписывается руководителем организации по месту прохождения практики, заверяется печатью и является обязательным приложением к отчету. Характеристика должна содержать оценку руководителем практики работы студента в организации, проявленных им деловых качеств, его навыков и умений, отношения к работе.

Дневник о прохождении практики представляет собой, как правило, брошюру (тетрадь) с наименованием учебного заведения и кафедры, также там должны фигурировать: название факультета института, специальность, специализация, курс и Фамилия Имя Отчество студента, проходящего практику. В шапке таблицы должны быть следующие подзаголовки: дата, содержание практики, вопросы, возникшие в ходе практики, достигнутые результаты. Дневник заполняется по мере прохождения практики. Каждый день студент заполняет таблицу под заголовками, указывая дату и день практики. В отчете необходимо использовать управленческие и плановые документы, формы и бланки, используемые на конкретном предприятии.

Оформление отчета по учебной практике

В отчете необходимо использовать управленческие и плановые документы, формы и бланки, используемые на конкретном предприятии.

Структура отчета:

 Титульный лист. Образец оформления титульного листа отчета см. Приложение.

 Оглавление или содержание (с обозначение номеров страниц).

 Введение, в котором дается обоснование актуальности выбранной темы, анализ источников и использованной литературы, а также фактических материалов, полученных в процессе прохождения практики, формулируются цель и задачи, которые автор ставит и решает в ходе выполнения отчета;

 Основная текстовая часть, включающая, как минимум, 2 или 3 раздела, в соответствии с поставленными во введении задачами. Изложение в ней материала должно быть последовательным, с использованием источников и литературы и постраничными ссылками (указанием) на них.

 Раздел 1, в котором дается краткая характеристика обследуемого объекта; краткий анализ его основной деятельности;

 Раздел 2, в котором излагаются основные методы и приемы, используемые студентами в целях проведения обследования организации в целом и отдельных подразделений и служб;

 Раздел 3, в котором анализируется все собранные в ходе обследования материалы с приложением таблиц, схем, графиков, диаграмм;

 Заключение, в котором подводятся основные итоги проделанной практикантом работы, делаются выводы;

 Список источников и используемой литературы, просмотренной в процессе практики и использованной для написания отчета). Включает издания, использованные при написании отчета. Список источников формируется по отдельным группам изданий: законодательные акты, нормативно-правовые документы, сборники документов, периодическая печать, монографии и т.п. Внутри выбранных групп источники, как правило, располагаются по хронологическому принципу. Список исследований составляется в алфавитном порядке фамилий авторов. Более детальные сведения по составлению списка можно почерпнуть из ГОСТа 7.1-84 "Библиографическое описание документа».

 Приложения, включающие в себя основные и промежуточные материалы обследования (разработанные документы, структуры, графики, диаграммы и т.п.).

- Отчет составляется на месте прохождения практики и предоставляется руководителю практики от учреждения, который дает отзыв с оценкой о приобретенных практических знаниях студента и заверяет отчет своей подписью.

- Объем отчета о прохождении производственной практики может составлять от 5 до 30с.

- Сроки подачи отчета. Отчет должен быть сдан руководителю практики не позднее, чем за 3 дня до назначенной даты зачета.

- По окончании учебной практики студент защищает подготовленный отчет. По результатам защиты студент получает зачет или незачет.

 

Литература

Основная

1. Никаноров А.М. Гидрохимия / А.М. Никаноров. – СПб.: Гидрометеоиздат, 2001. – 447с.

2. Воробьева Л.А. Химический анализ почв / Л.А.Воробьева. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – 324с.

3. Муравьев А.Г. Руководство по определению показателей качества воды полевыми методами / А.Г. Муравьев. – СПб.: Крисмас+, 1999. – 231с.

4. Муравьев А.Г. Оценка экологического состояния почвы / А.Г.Муравьев, Б.Б.Каррыев, А.Р.Ляндзберг. – СПб.: Крисмас+,2000. – 115с.

5. Об отходах производства и потребления (с изменениями на 18 декабря 2006 года). Федеральный закон от 24.06.98 № 89-ФЗ.

6. О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 года №461.

7. О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов, Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 года № 818.

8. Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Постановление Правительства РФ от 26.08.2006 № 524/

9. Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, Приказ МПР России от 15.06.2001 №511.

10. Об утверждении паспорта опасного отхода. Приказ МПР России от 3 декабря 3003 года № 785.

11. Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, Приказ МПР России от 2 декабря 2002 года № 483-р.

12. Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов (с изменениями на 30 июля 2003 года), Приказ МПР России от 2 декабря 2002 года № 786 (зарегистрирован в Минюсте России 9 января 2003 года, регист­ рационный № 4107).

13. О ведении государственного реестра объектов размещения отходов. Приказ МПР России от 11 сентября 2003 года № 829.

14. О справочных материалах по отдельным показателям образования важнейших видов отходов производства и потребления. Письмо Госкомэкологии России от 28 января 1997 года № 03-11/29-251.

15. ГОСТ 30772-2001. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения.

16. О вопросе учета в целях налогообложения прибыли расходов по договорам на выполнение услуг по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и их согласованию в соответствующих ведомствах. Письмо Минфина России от 06.05.2006 № 03-03-04/2/133.

17. О вопросе учета в целях налогообложения прибыли расходов по договорам на выполнение услуг по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и их согласовании в соответствующих ведомствах. Письмо Минфина России от 27.04.2006 № 03-03-04/2/126

18. О трансграничном перемещении отходов. Постановление Правительства РФ от 17.07.2003 №442.

  1. Об утверждении Положения об организации работы в системе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атом

Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.11 с.