Анализ общих компетенций выпускников СПО — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Анализ общих компетенций выпускников СПО

2017-06-11 332
Анализ общих компетенций выпускников СПО 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

ЗАБЕЛИНА Т.Г., КГЭУ, г. Казань

Науч. рук. д-р пед. наук, профессор МАТУШАНСКИЙ Г.У.

 

Модернизация современного образования в современных условиях подразумевает переход на новое поколение стандартов, что предполагает формирование у выпускников среднего профессионального образования (СПО) общих (ОК) и профессиональных компетенций. Указанные компетенции позволяют облегчить процесс погружения в профессио-нальную среду, повышают конкурентоспособность, позволяют функциони-ровать в изменяющихся социально-экономических условиях. Под компетенцией авторы Г.У. Матушанский, О.Р. Кудаков, Г.В. Завада понимают совокупность взаимосвязанных знаний, умений, навыков и личностных качеств, создающих условия для успешного выполнения субъектом континуума действий в контексте профессиональной деятельности. Общие компетенции означают совокупность социально-личностных качеств выпускника ССУЗа независимо от специальности подготовки, обеспечивающих осуществление деятельности на опреде-ленном квалификационном уровне.

Приобретение ОК предполагает формирование у обучающихся определенных умений и социально-личностных качеств в результате осознанной деятельности. В таком случае за единицу измерения уровня сформированности ОК можно принять ключевые признаки проявления вышеуказанных умений и качеств. Опыт работы по новым ФГОС показывает, что наибольшую сложность представляет разработка методики и инструментов оценивания уровня сформированности общих компетенций.

Согласно проекту «TUNING», компетенции включают: «знание и понимание» (знание академической области, способность знать и понимать), «знание, как действовать» (практическое и оперативное применение знаний к конкретной ситуации), «знание, как быть» (ценности, являющиеся неотъемлемой частью восприятия и жизни с другими в социальном контексте). Результаты обучения при этом планируются по следующим группам: знание и понимание (группа А), интеллектуальные навыки (группа В), практические навыки (группа С), переносимые навыки (группа Д).

Авторами технологии полного усвоения знаний являются американские психологи Дж. Кэрролл, Б. Блум и их последователи. Одной из важнейших особенностей технологического подхода в образовании является наличие целей. Цель обучения формируется через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся. Таксономия учебных целей была сформирована американским педагогом Б. Блумом. Согласно таксономии ученого, образовательные цели разбиваются на три области: когнитивную, аффективную и психомоторную.

В нашей стране теоретическое обоснование этой технологии изложено в работах М.В. Кларина. М.В. Кларин приводит далее основные категории наиболее разработанных и общеупотребительных областей таксономии, охватывающих когнитивные и аффективные цели. Сходные уровни усвоения знаний предлагаются В.П. Беспалько. Разграничивая репродуктивный и продуктивный виды деятельности и рассматривая их структуру с точки зрения самостоятельности выполнения, ученый выделил пять уровней усвоения учебной информации. Аналогично вышеприве-денному, еще ряд авторов предложили свое видение уровней усвоения учебного материала.

Проблема измерения и оценки результатов обучения является одной из самых важных в педагогической теории и практике, поэтому непрерывно разрабатываются и используются разнообразные, в том числе и наиболее прогрессивные, мобильные, объективные и эффективные современные информационные средства контроля. Проблема контроля компетенций многогранна и в современном образовательном процессе считается актуальной.

Таким образом, в реализации компетентностного подхода наибольшую трудность представляет разработка методики оценивания уровня сформированности компетенций. Вместе с тем адекватная система оценивания играет большую роль для их успешного формирования. Предложенная нами методика оценки проявления признаков ОК (дескрипторов) может стать действенным инструментом диагностики ОК обучающихся. Выделение дескрипторов (показателей сформированности) для каждой из ОК и комплексная оценка всех признаков по единой шкале позволяют сделать процесс формирования и развития ОК более эффективным и целенаправленным.

 

УДК 165

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.