Тема 26. Государственный бюджет и его структура — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Тема 26. Государственный бюджет и его структура

2017-06-11 181
Тема 26. Государственный бюджет и его структура 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ЛЕКЦИЯ № 26

 

по дисциплине ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

 

 

Раздел 4. Макроэкономика

 

Тема 26. Государственный бюджет и его структура

 

 

Занятие № 1. Государственный бюджет и его структура

 

 

 
 
Обсуждена на заседании предметно-методической комиссии экономической теории   «___» ____________ 200 __ г.   протокол № ___

 


Учебно-воспитательные цели:

1. Изучить учебный материал темы №26 согласно учебной программе.

2. Уяснить роль и значимость государственного бюджета.

3. Формировать интерес и практическую заинтересованность в изучении деятельности государства.

4. Воспитывать у студентов понимание важности денег и денежного обращения для функционирования государства, бережное отношение к денежным средствам.

 

Содержание

 

Введение.

Учебные вопросы (основная часть):

1. Бюджетная система страны. Доходы и расходы бюджета.

2. Теория налогообложения. Налоговая система.

3. Бюджетный дефицит и государственный долг.

Заключение.

 

Литература

 

а) основная

1. Экономическая теория: Учебник / Под общей ред. заслуженных деятелей науки Российской Федерации, профессоров В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 672 с.

2. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2003.

3. Баликоев В. З. Общая экономическая теория. Учебник. – М.: ОМЕГА-Л; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2007.

4. Липсиц И. В.. Экономика: учебник для вузов. – М.: ОМЕГА-Л, 2006.

б) дополнительная

1. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. М., 1992.Т1 – С. 264–320.

2. Фишер С. Экономика. – М.: Дело, 1993. – С. 358–375, 491–511.

Учебно-материальное обеспечение

 

Учебно-методический комплекс по теме №26:

1. Текст фондовой лекции.

2. Структурно - логическая схема изучения материала темы №26.

3. План-конспект проведения лекционного занятия №26.

4. ТСО: Видеопроектор, ПЭВМ..

5. Классная доска, мел, указка.

 

Текст лекции

Введение

 

Для выполнения своих функций государство нуждается в денежных средствах. Источником денежных средств, необходимых для финансирования государственных расходов, является государственный бюджет – централизованный денежный фонд государства, который формируется преимущественно за счет налогов.

Соотношение доходов и расходов государственного бюджета может быть разным. Если расходы больше доходов и у правительства не хватает средств для покрытия своих расходов, оно вынуждено прибегать к займам. Государственное заимствование приводит к формированию государственного долга.

Структура доходов и расходов бюджета, проблема сбалансированности бюджета, сущность и виды бюджетного дефицита, проблемы государственного долга – вот круг вопросов, которые будут рассмотрены в данной теме.

Учебные вопросы (основная часть):

Заключение

Выводы по лекции:

1. Государственный бюджет – это смета доходов и расходов правительства, финансовый план государства. Государственный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые должны финансироваться из данного бюджета. Государственные расходы по экономическому содержанию подразделяются на: государственные закупки военного и гражданского характера, трансфертные платежи и расходы по обслуживанию государственного долга.

2. Основной источник доходов – налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц. Функции налогов: фискальная, перераспределительная, регулирующая и контрольная. Принципы налогообложения: справедливость и равенство, эффективность налогообложения, простота и доступность исчисления. Виды налогов – прямые и косвенные. Всякий налог включает в себя характеристику субъекта и объекта налогообложения, налоговую ставку, источник налога, налоговые льготы, налоговые санкции. В зависимости от характера изменения налоговой ставки различают пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоги.

3. В современных условиях типичным для государственного бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит – превышение государственных расходов над государственными доходами. Бюджетный дефицит может быть следствием неблагоприятной экономической конъюнктуры или результатом целенаправленно проводимой бюджетной политики.

Различают структурный бюджетный дефицит – дефицит в условиях полной занятости и циклический дефицит – дефицит в условиях, когда безработица превышает естественный уровень.

Финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии денег и займов в центральном банке приводит к увеличению денег в обращении, росту цен, инфляции. Покрытие бюджетного дефицита за счет займов в частном секторе порождает «эффект вытеснения» – сокращение частных инвестиций в результате выпуска государственных ценных бумаг.

4. Постоянный бюджетный дефицит приводит к возникновению государственного долга (внутреннего и внешнего). Внутренний долг – это задолженность правительства владельцам государственных ценных бумаг – резидентам данной страны. Значительная государственная задолженность ведет к усилению поляризации населения, отрицательно сказывается на темпах экономического роста, расходы по обслуживанию государственного долга усиливают бюджетный дефицит. Внешний государственный долг (задолженность другим странам и международным экономическим организациям) погашается за счет выручки от экспорта товаров, что также может отрицательно сказываться на темпах экономического развития.

Задание на самостоятельную подготовку:

Дополнить конспект лекции материалом из рекомендованных учебников.

Следующее занятие

Поэтому, на самоподготовке следует: по рекомендованной литературе ознакомиться с материалом, входящим в содержание предстоящего практического занятия.

Учебно-материальное обеспечение следующего практического занятия:

1. Конспекты лекций.

2. ТСО: видеопроектор, ПЭВМ.

Ответы на вопросы студентов.

ЛЕКЦИЯ № 26

 

по дисциплине ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

 

 

Раздел 4. Макроэкономика

 

Тема 26. Государственный бюджет и его структура

 

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.