Особенности восприятия информации мозгом — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности восприятия информации мозгом

2017-06-11 498
Особенности восприятия информации мозгом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Технологии майндмэппинга

 

Майндмэппинг (от анлийского Mind map – карта мыслей) это графический способ изображения информации в процессе мышления в удобной для человеческого восприятия форме – логических и ассоциативных схем. В русском языке понятие майндмэппинг известно как интеллект-карта, ассоциативная карта, карта мыслей, схема мышления – у различных авторов по-разному.

Например, привычней называть ее – майнд-карта или карта мыслей, а весь процесс – майндмэппинг. Карта выглядит, примерно, вот так:

Майндмэппинг(карта мыслей, интеллект-карта, майнд-карта) — наиболее удобный инструмент для записи своих мыслей и эффективного восприятия информации.

Исторические особенности.

Однажды студент второго курса Тони Бьюзен искал материал в университетской библиотеке о том, как наиболее эффективно использовать способности мозга. Ему необходимо было переработать огромное количество информации, и поэтому парень хотел подробнее узнать о таких функциях мозга, как восприятие, запоминание и анализ, чтобы в дальнейшем использовать их эффективно в учебном процессе. Однако, таких книг Бьюзен не нашел. Мало того, он узнал, что таких книг попросту не существует. Это и послужило толчком для возникновения майндмэппинга. Тони Бьюзен отправился в отдел медицинской литературы, отобрал книги по физиологии мозга и внедрил полученные знания в свой метод, который назвал «карта мыслей».

Как следствие использование метода, Бьюзен стал одним из лучших студентов. Также потрясающих результатов достигли все, с кем он занимался факультативно, и кого считали безнадежными. А в 1974, когда вышла книга Тони Бьюзена «Работай Головой», майндмэппинг стал стремительно набирать популярность, и его начали использовать для решения самых разнообразных задач.

Практический майндмэппинг

Карту мыслей можно сделать как на компьютере, при помощи специального программного обеспечения, так и нарисовать своими руками на листе. Рекомендуется использовать оба варианта, в зависимости от целей создания карты мыслей. Например, для презентаций, планирования, мозгового штурма – могут подойти электронные карты. Но, для запоминания и поиска идей, рекомендуется использовать майнд-карты нарисованные вручную.

Рисование карт мыслей от руки не только неплохо вас сориентирует в направлении, но и станет хорошим инструментом для решения всевозможных вопросов. Ведь благодаря процессу рисования, задействуется правое полушарие мозга, которое отвечает за творчество и позволяет направить возросший потенциал мозга на решение конкретной проблемы. В то же время, вы материализуете собственные мысли на бумаге, освобождая от них мозг и разгружая свое внимание. А значит, создаете предпосылки для возникновения новых решений.

Чего невозможно достичь в обычном рабочем состоянии.

Рекомендация:

рисовать майнд-карту вручную много полезней для вашего мозга, чем создавать на компьютере. Во первых, вы тренируете себя мыслить, во вторых, поиск решений будет намного шире. В какой бы сфере жизни вы ее не использовали.

Именно поэтому рекомендуется использовать «ручные» карты повсеместно. Электронные карты – это «легкий» вариант, который позволяет сэкономить время на создание карты, но уменьшает общую продуктивность решения «на выходе».

Помните об этом.

 

 

Создаем майнд-карту

 

 

Перед тем, как мы начнем создавать собственную карту мыслей, нужно выделить несколько правил интеллект-карт, которых мы будем придерживаться. Это своеобразные законы, по которым создаются все майнд-карты. Вот они:

1. Начинаем с центра.

Центр – это наша главная мысль. Цель карты мыслей – развивать эту мысль, развивать центральную идею. Для этого карта и создается.

2. Читаем карту по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла.

Это базовое правило для всех майнд-карт. Мы читаем информацию по кругу, начиная с правого верхнего угла. Возьмите его на вооружение. Если по каким либо причинам вы хотите читать карту иначе – вводим нумерацию, чтобы было видно, откуда начинать «чтение».

3. Активно используем разные цвета.

В этом правиле больше смысла, чем может показаться. Пока предлагаю просто взять его на веру, позже мы остановимся на нем подробнее.

4. Экспериментируйте!

Майндмэппинг – процесс творческий. Все мы уникальны, и каждый имеет свой неповторимый ход мышления. Поэтому, отражайте этот ход в картах. Находите такие способы представления информации в картах, которые будут эффективны именно для вас. Не бойтесь экспериментировать! Ведь это не только улучшает персональную креативность, но и сделает общий процесс мышления более продуктивным

И чтобы не откладывать все в долгий ящик, предлагаю использовать полученные знания майндмэппинг в практическом решении вашей насущной проблемы немедленно.

Для этого нам понадобиться:

    • чистые листы бумаги.

Примечание:

Чем больше формат бумаги – тем лучше. Схемы иногда на А3 чуть влазят. Если же из форматов бумаги только А4, готовьте скотч и берите несколько листов. Поверьте, вы и не заметите, как для вашей схемы станет недостаточно места.

    • цветные карандаши (для рисунков и цветных линий)
    • проблема, какую хотите решить, или идею, какую хотите развить, или мысли, какие хотите привести в порядок

1. Рисуем центральный образ

Это ключевой элемент нашей карты мыслей. Он должен максимально четко выражать вашу задачу и быть ярким, т.к. является центром внимания. Используйте в создании центральной идеи наиболее яркие цвета и цепляющие образы.

2. Рисуем основные ветви

Основные ветви следует рисовать так, чтобы длина ключа (фразы к которой идет ветвь) были примерно одинаковы. Также, в «классике» рекомендуется, чтобы ветвь утолщалась к основанию и уменьшалась к концу.

Не используйте больше 9 ветвей – мозгу весьма сложно воспринимать такое количество элементов.

Рекомендация:

Оптимальное количество ветвей, требуемое для продуктивной работы человека с майнд-картой должно быть не более 7.

Старайтесь сперва нарисовать основные ветви, и только потом их расширять. Т.е. если вы нарисовали основную ветвь, не продолжайте ее до конца с остальными отростками, а вернитесь и доделайте все основные ветви

3. Рисуем внутренние ветви

Продолжаем основные ветви – внутренними (вложенными ветвями). Каждую ветвь дописываем ключевыми словами. Не стоит описывать ключом содержащий более 2-х слов.

Короткие ключи – полезны тем, что во первых ваш мозг их легко запоминает и быстро ориентируется по связанным элементам, а во вторых – присутствует ощущение незавершенности, что стимулирует ваше сознание и подсознание на выдачу новых вариантов решения.

Если блоки-ключи связаны с другими, связываем их линиями со стрелками.

4. Оформляем.

Обязательно оставляйте на своей карте тематические рисунки. Рисуйте!

Зрительный образ сохраняется на длительное время, воспроизводиться практически мгновенно и легко формирует новые ассоциации. А это привлекает существенно больше коры головного мозга – нейронных соединений – на решение задачи.

Тем более, что при повторении карты, вам не придется читать слова-ключи. Достаточно пройтись по оставленным рисункам.

Если вы вдруг считаете, что вы рисовать не умеете, и поэтому не хотите – спешу вас огорчить. Качество ваших рисунков не имеет значения.

Чему вы научились раньше: писать слова или рисовать солнышко? Ну вот. Мы думаем не словами, а мыслеобразами. Поэтому, рисуйте!

 

 

Алгоритмы майнд-менеджмента

Если речь идет о майнд-картах, то нельзя не упомянуть о таком понятии, как майнд-менеджмент. Тем более, что тут «прошла методика».

Майнд-менеджмент — это технология, которая позволяет:

1) представить любую информацию (даже сверхсложную) в понятной для усвоения мозгом форме;

2) увеличивать эффективность интеллектуальной деятельности в создании интеллектуальных продуктов.

«Интеллектуальным продуктом» может быть обучение, планирование, анализ, решение нестандартных задач, личное развитие – и все, что можно вписать в эти рамки. Т.е. по сути, интеллектуальный продукт может быть любой умственной деятельностью, направленной на решение какой — либо задачи.

Майнд-карта – это один из самых продуктивных способов повышения качества создаваемых интеллектуальных продуктов. И поэтому, интеллект-карты — это основа майнд-менеджмента.

Я люблю представлять майнд-менеджмент, как стиль в котором «удобно жить» — справляться со всей входящей информацией, группировать потоки и двигаться вперед. В разы эффективнее!

В особенности, если до этого вообще не мог удержать всю информацию в голове…

 

 

Существуют следующие алгоритмы майнд-менеджмента, которые позволяют значительно улучшить интеллектуальный продукт:

1. Идеи.

Всегда и везде материализуйте свои идеи! Часто гениальные мысли к нам приходят в совсем неподходящее время. Поэтому носите с собой телефон, блокнот, тетрадь, плакат – куда можно записать свои идеи.

Если под рукой ничего нет, используйте предложенную технику сверхбыстрого запоминания описанную в статье «как развить креативное мышление»

2. Поток мыслей

Перед тем как сесть за работу, выпишите все ассоциации и идеи касательно работы в отдельное место. Освобождайте разум, чтобы не прерываться на лишние мысли во время работы и сосредоточиться на том, что делаете. Быть «здесь и сейчас».

3. Создание интеллект-карты и анализ.

Формируем образ интеллектуального продукта и делаем майнд-карту на основе потока мыслей прошлого пункта. После проводим анализ.

4. Действие!

Осуществляем принятое решение в ходе анализа. Доводим его до конца.

5. Результат.

Придерживаясь логики первых 4-х этапов, получаем превосходный результат!


 

Следует добавить, что наше восприятие информации работает по четким принципам, которые отражены в майнд-менеджменте.

  • Мы не можем оперировать одновременно более чем 7±2 объектами информации.
  • Любая мысль может быть тут же потеряна и вытеснена другой, не всегда более важной и приоритетной мыслью.
  • Мы недоиспользуем возможности нашего мозга по восприятию сгруппированной и связанной информации, содержащей в себе смысловые цвета, рисунки, схемы, типовые связи.
  • Информация воспринимается тем лучше, чем больший объем коры головного мозга подключается к ее восприятию.
  • Наш мозг мыслит ассоциативно, выстраивая из полученной информации взаимосвязи мыслей и логичную структуру (на основе нашей и только нашей логики или опыта), после чего у нас формируется понимание информации, то есть появляется образ.
  • Для того, чтобы быстро достичь результата задуманного интеллектуального продукта, необходимо сначала собрать все мысли, структурировать их, чтобы понять, что же именно нужно сделать для достижения результата.

Именно то, что технология интеллект-карт была построена с учетом принципов нашего восприятия, делает алгоритмы майнд-менеджмента незаменимыми в любом процессе интеллектуального труда.

 

 

Технологии майндмэппинга

 

Майндмэппинг (от анлийского Mind map – карта мыслей) это графический способ изображения информации в процессе мышления в удобной для человеческого восприятия форме – логических и ассоциативных схем. В русском языке понятие майндмэппинг известно как интеллект-карта, ассоциативная карта, карта мыслей, схема мышления – у различных авторов по-разному.

Например, привычней называть ее – майнд-карта или карта мыслей, а весь процесс – майндмэппинг. Карта выглядит, примерно, вот так:

Майндмэппинг(карта мыслей, интеллект-карта, майнд-карта) — наиболее удобный инструмент для записи своих мыслей и эффективного восприятия информации.

Исторические особенности.

Однажды студент второго курса Тони Бьюзен искал материал в университетской библиотеке о том, как наиболее эффективно использовать способности мозга. Ему необходимо было переработать огромное количество информации, и поэтому парень хотел подробнее узнать о таких функциях мозга, как восприятие, запоминание и анализ, чтобы в дальнейшем использовать их эффективно в учебном процессе. Однако, таких книг Бьюзен не нашел. Мало того, он узнал, что таких книг попросту не существует. Это и послужило толчком для возникновения майндмэппинга. Тони Бьюзен отправился в отдел медицинской литературы, отобрал книги по физиологии мозга и внедрил полученные знания в свой метод, который назвал «карта мыслей».

Как следствие использование метода, Бьюзен стал одним из лучших студентов. Также потрясающих результатов достигли все, с кем он занимался факультативно, и кого считали безнадежными. А в 1974, когда вышла книга Тони Бьюзена «Работай Головой», майндмэппинг стал стремительно набирать популярность, и его начали использовать для решения самых разнообразных задач.

Особенности восприятия информации мозгом

Чтобы разобраться, почему майндмэппинг столь эффективен, требуется понять, как работает наш мозг, и на каких принципах работает карта мыслей.

Первый принцип. Особенности мышления разных полушарий мозга.

Все мы знаем, что наши полушария воспринимают информацию по разным, отличным друг от друга законам. Разделение труда между ними можно увидеть на рисунке:

Если взглянуть на майнд-карту (изображена выше), можно заметить, что при создании карты мыслей информация представляется так, чтобы ее воспринимали сразу оба полушария мозга. Благодаря краскам, цветам, рисункам, пространственным связям мы задействуем огромные резервы правого полушария совместно с левым, что делает процесс восприятия, запоминания и анализа намного эффективней.

Например, когда нам нужно что-то объяснить достаточно информационно емкое для того, чтобы человек понял, мы берем бумагу, ручку и начинаем рисовать. Таким образом, подключая правое полушарие к процессу мышления, мы довольно быстро доносим свои мысли до собеседника. Именно наглядное их представление и дает необходимое понимание.

Или, например, что вы делаете, когда беседуете по телефону на серьезную или сложную тему? Если рядом лежит ручка и бумага – вы начнете рисовать. Зачем, если нас никто не видит? Для того, чтобы подключить правое полушарие мозга и задействовать больше коры головного мозга, больше нейронных соединений, а значит, увеличить количество решений и оригинальных идей. Если ручки нет, а тема разговора все также сложна? Правильно, мы отправляемся в путь и начинаем ходить вокруг да около, нарезая круги, где только возможно. И также подключаем правое полушарие, но уже через пространственно-образное восприятие.

Именно на основе этого принципа информация в майндмэппинге представляется таким образом, чтобы максимально подключить к работе оба полушария мозга.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.