Вожатый – администрация, персонал — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Вожатый – администрация, персонал

2017-06-11 611
Вожатый – администрация, персонал 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Причины: разделение власти, неопределенность должностных обязанностей.

В этом отношении, как нельзя, кстати, применимы слова «повезло» или «не повезло». Поэтому, на всякий случай, лучше не иметь проблем с начальством, тщательно заполнять все «бумажки» и заявление, ходить на планерки и т.д. Все-таки вы на работе и у вас есть обязанности.

ЧЕГО ХОЧЕТ ОТ ВОЖАТОГО АДМИНИСТРАЦИЯ?

§ Дисциплины

§ Благодарности от родителей

§ Быть в хорошем свете перед вышестоящими органами

§ Чтобы их не допекли проблемами

§ Сэкономить материальные ресурсы

§ Сохранности материальной базы

§ Хороших отношений

При оформлении на работу ознакомьтесь с вашей должностной инструкцией и вашими должностными обязанностями.

Вожатый – ребенок

Причины: превышение полномочий, ограничение свободы, принижение самооценки, недостаток внимания.

Именно конфликты между вожатыми и детьми составляют большую часть проблем, которые могут произойти у вас на отряде. Возникают они чаще всего по инициативе детей. Когда ребенок приезжает в лагерь, он рассчитывает на гораздо большую свободу действий, чем дома, и режимные моменты, на которые вы акцентируете внимание в первый же день, воспринимаются им в штыки. Главная задача при разрешении таких конфликтов – выявить причину, пытаться разобраться, почему ребенок отказывается от выполнения требования, и ни в коем случае не заставлять его.

 

Вожатый – родитель

Во время работы в лагере вы все время будете находиться с детьми. Но иногда этого удовольствия вас будут лишать навещающие детей родители. После таких свиданий родители любят задавать вожатым разные вопросы, по большей части касающиеся бытовой стороны пребывания в лагере. Если это звучит в форме претензий, то без вашей выдержки и понимания будет сложно избежать конфликта.

При разговоре с родителями необходимо:

§ Обязательно отвечать на вопросы, или, по крайней мере, сказать, к кому можно обратиться за разъяснением

§ Ни в коем случае по-детски не оправдываться

§ Стараться говорить с родителями на равных, ведь вы взрослый человек, и желаете детям только добра


5. Ребенок – ребенок

Причины: бытовые ресурсы, ревность.

В случаях конфликтах между детьми, вожатый должен выяснить причину конфликта и позицию каждого ребенка. Для попытки разрешения конфликта необходимо поговорить отдельно с каждым ребенком, а потом, если потребуется, поговорить с обоими детьми вместе.

Возможные варианты решения:

§ Если один ребенок явно более слабый, помогать ему.

§ Если стороны конфликта примерно равны, придерживаться нейтральной позиции

§ Показать уважение двум сторонам

§ Учить разрешать конфликты

§ Ограничить число участников конфликта (только заинтересованные в конфликте, а свидетель конфликта – не участник)

§ Дать совместную работу под присмотром

§ Иногда можно разъединить детей, если их влияние друг на друга очень плохое

§ Быстро решать мелкие ситуации, чтобы не возникли крупные

3.1.
КТД Суть КТД: Дети сами ищут дела по душе, сами делают (придумывают, разрабатывают, режиссируют) при активном участии вожатого как воодушевителя, подсказчика, помощника, советчика. Вожатый подводит ребят к пониманию задач, передает им свой опыт по ходу дела. Он ищет место в деле каждому, опираясь на микрогруппы ребят, которые на разных этапах подготовки, проведения и анализа могут быть в разных микрогруппах, т.к. в разных микрогруппах ребенок вступает в новые отношения, занимает новые положения (соответственно, разные приемы «разбивки»).

Дело ценно тогда, когда всему коллективу находятся роли, когда именно это дело по душе, когда оно творческое по сути, т.е. имеет сюжет, вариативность, сюрпризы, романтические новинки и т.п.

Стадии КТД:

1) Предварительная работа коллектива. Стартовая беседа, на которой вожатые увлекают ребят радостной перспективой интересного и полезного дела, творческим поиском оптимального решения нескольких важных задач-вопросов: Что лучше сделать? Для кого? Когда? Где? Кто будет участвовать? С кем вместе? Кому быть организатором?

Методы побуждения (увлечения) подкрепляются методами убеждения: рассказом-размышлением, разъяснением и, особенно, беседой-размышлением.

2) Коллективное планирование, которое начинается в микроколлективах. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, в результате вырабатывается мнение микроколлектива.

На сборе-старте выступают представители микроколлективов. Ведущий сбор-старт сопоставляет выдвинутые представителями микроколлективов варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать предложения или их критику и т.п.

3) Коллективная подготовка КТД. Для подготовки и проведения выбранного КТД создаются или сводный отряд добровольцев, или специальный орган - совет дела, в который входят представители от каждого микроколлектива. Сводный отряд выбирает командира, а совет дела - председателя. (Оба эти объединения действуют только во время подготовки и проведения данного КТД). Проект КТД уточняется, конкретизируется сначала советом дела с участием вожатых, затем в микроколлективах.

Если некоторые из ребят пассивны или не желают участвовать в КТД, то возможно творческое использование следующих приемов побуждения к участию:

- увлечение добрым сюрпризом (подготовка микроколлективами отдельных частей общего проекта «по секрету» от других участников);

- помощь товарищеским советом, напр., предложением нескольких вариантов, способов выполнения «на выбор»;

- увлечение «трудного» воспитанника «секретным договором» с ним («Давай подготовим это вместе по секрету от всех!»);

- доверие ответственным поручением («Только ты это можешь сделать!»);

- обращение к воспитанникам за помощью, с просьбой показать, научить («Покажи мне, пожалуйста, как это лучше сделать?»);

- товарищеское требование от имени коллектива («Раз решили все вместе, то надо...»);

- товарищеский контроль и товарищеское напоминание («Ты ведь помнишь, как мы договорились...»);

- товарищеское поощрение (особо важно!) всеми формами одобрения, а также похвалой и моральной наградой от имени коллектива (напр., за преодоление наибольших трудностей).

4) Проведение КТД. Увлечение воспитанников личным примером бодрого настроя, бодрой шуткой («Представим себе, что мы сейчас...» или «Объявляется чрезвычайное положение!»), радостной перспективой близкого успеха, победы в борьбе с собственными слабостями («Нет, мы не сдадимся!..»), а в необходимых случаях - решительным требованием от имени коллектива, полностью серьезным или с оттенком юмора («Слушай приказ: носы поднять!»).

5) Коллективное подведение итогов КТД. Организуется конструктивный анализ проведенного КТД. Участники отвечают на следующие основные вопросы: Что понравилось (не понравилось)? Что удалось (не удалось)? Что нужно сделать, чтобы в следующий раз было лучше? Кого особенно хотелось бы поблагодарить и за что? Что нового я (мы) получили, проведя это КТД? и другие вопросы.

6) Стадия ближайшего последействия КТД. На этой стадии определяется необходимость, актуальность, направленность и желаемый результат следующего возможного КТД.

Эта форма может проводиться как на отрядном, так и на общелагерном уровне.

3.2.

Игра – основной вид деятельности ребенка. Поэтому, в организации жизнедеятельности ребенка игре должно уделяться особое место, причем самой разнообразной: творческой, ролевой, познавательной, развивающей мыслительную и физическую активность ребенка.

Игра помогает создавать и поддерживать положительный эмоциональный фон в детском коллективе, создает хорошее настроение, являясь «школой радости» для каждого ребенка.

Игра помогает ребенку привыкнуть к новым для него условиям. В более широком смысле игру можно рассматривать как способ социализации личности ребенка и его социальной адаптации в обществе.

Игра - универсальный способ воспитания. Познавательные игры расширяют кругозор, пробуждают интерес к познанию действительности, дидактические игры обучают, подвижные игры развивают физические возможности, а творческие — способности детей.

Игра выполняет коммуникативную функцию и учит детей об­щению между собой и с взрослыми. Наконец, игра - важнейшая потребность детей, которую мож­но реализовать в условиях детского оздоровительного лагеря.

Игра- это пример универсальной деятельности детей, она включает в себя различные виды деятельности: ум, чувства, воображение, волю, способствует развитию кругозора и внимательности.

Вопросы, на которые должна отвечать любая игра: Где? Когда? С кем? Чем? И зачем?

Необходимо помнить! Участие в игре, по желанию, без принуждения!

ЦЕЛИ ИГР:

  • Развитие ребенка
  • Самовыражение ребенка
  • Способ выплеснуть энергию
  • Живое общение детей и вожатого
  • Развитие фантазии
  • Способ организации
  • Утверждение лидерства вожатого
  • Выявление способных и замкнутых детей
  • Способ смены деятельности

ТРЕБОВАНИЯ:

1. соответствие возрастным особенностям

2. игры должны быть интересными

3. чередование подвижных и интеллектуальных

4. должны быть цели и результаты

5. безопасность:

  • если ребенок болен - в мед.пункт
  • не должно быть прутьев, осколков…
  • не должно быть конфликтов
  • соответствующая одежда
  • маленькие дети не должны носиться

6. заняты должны быть ВСЕ (если ребенок отказывается - назначить ведущим)

3.3.

Отрядный уголок.
Отрядный уголок призван: развивать активность ребят, разносторонне расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре оформления, пробуждать интерес к жизни своего коллектива.
Отрядный уголок — это и место, где постоянно работает отряд, и стенд, отражающий жизнь отряда. Здесь постоянно представлены успехи и победы отряда, их фантазии, изобретательность, мастерство, это своеобразная газета, причем постоянно действующая, живая, творческая.
В различных лагерях и отрядах различные требования к срокам оформления отрядного уголка. Максимальный срок, к которому отрядный уголок должен быть полностью готов – пятый день сезона.

Отрядный уголок должен обязательно содержать:
1. Название отряда
2. Девиз отряда
3. Список детей
4. Распорядок дня
5. План-сетка
6. Стену почета, где располагаются достижения отряда


Возможные рубрики отрядного уголка:
1. План на день (сегодня…)
2. Новости лагеря
3. Отрядная песня, песня сезона
4. Законы отряда
5. Рубрики: я люблю…, я хочу…, мне нравится… и т.п.
6. Список именинников и рубрика «Поздравляем!»
7. Расписание кружков, библиотеки, душа и т.п.
8. Отрядная почта
9. График дежурства
Отрядный уголок – это лицо отряда. Он должен обязательно привлекать внимание и вызывать восхищение. Если вы не умеете рисовать – не беда, за вас это должны сделать дети. Должны быть использованы яркие и светлые тона, вызывающие позитивное настроение. Ни в коем случае не стоит использовать основным цветом отрядного уголка черный, коричневый. Нельзя, чтобы отрядный уголок содержал отрицательных персонажей (чертей, вампиров и пр.), оружия. Отрядный уголок должен быть добрым.

 

3.4. Вечерний «огонек» – это коллективное обсуждение отрядом и вожатыми прожитого дня, анализ проведенных дел, разбор складывающихся взаимоотношений. Само название «огонек» связано с вечерними кострами, но слово «Огонек» означает не только костер. Это искорка заинтересованности каждого делами всех и судьбой каждого, теплоты взаимоотношений и свет дружбы. Главное в нем - содержание и тональность разговора, обсуждения. Нет более важного дела на смене, чем правильно проведенный вечерний «огонек».

Вечерний «огонек» – это почти семейное, домашнее дело, на «огоньке» должно быть тепло, уютно и душевно. Отряд общается. Быть может в течение дня кто-то из ребят не смог себя проявить, побыть в центре внимания, но дать свою оценку и быть внимательно выслушанным он имеет полное право. Не жалейте времени и сил на «огоньки»! Здесь идут самые важные разговоры о семейных делах, трудностях, конфликтах. Здесь мечтают, спорят, поют любимые песни.

Существует ряд необходимых условий для удачного проведения «вечернего огонька»:

1. Огонек готовится заранее ведущими (в организационный и итоговый период это делают вожатые, в основной период смены ведущими могут быть сами ребята). Ведущие определяют цель, форму проведения, время и место с учетом возраста отряда.

2. Ребята должны быть заранее эмоционально настроены и готовы к огоньку.

3. Все участники располагаются на одном уровне вокруг огня, который находится в центре.

4. Необходимо поддерживать добрую атмосферу, избегать повышенного тона.

5. Тема огонька должна быть актуальна для большинства участников.

6. Всем участникам необходимо соблюдать законы проведения «Огонька»:

• Если хочешь что-то сказать, не выкрикивай с места, а дождись паузы и подними руку или попроси слова.

• Учись внимательно слушать, дай выговориться другому, не перебивай говорящего. Когда говорит один – все молчат.

• Критикуй не с целью «ущипнуть», а с целью помочь, посоветовать.

• Критика должна быть конструктивной: критикуешь - предлагай.

• Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки.

• Правило «свободного микрофона»: никого нельзя заставлять выступить на «Огоньке» или запретить кому-то говорить.

• На «Огоньке» говорят откровенно о том, что думают и что волнует. Все сказанное на «Огоньке» не должно «выноситься» за его пределы.

• Береги время, дай возможность высказаться другому.

• Говори не о себе, а о деле: не занимайся саморекламой.


«Огонек» может включать в себя следующие элементы:

1. Песню. Сбор начинается и завершается песней. Песни поют для настроения, иногда в середине разговора, чтобы снять напряжение, направить разговор в нужное русло.

2. Разбор прожитого дня. Если мы хотим прожить день с пользой, не напрасно, то необходимо учиться анализировать, вырабатывать свое отношение к этому дню, к себе, к отряду. Главное - научить ребят думать о работе, о товарищах, о жизни, о себе. «Огонек» дисциплинирует, так как каждый день приходится оценивать то, что вокруг тебя, а значит - думать.

3. Откровенный разговор. Темы для обсуждения могут быть самые разные, более подробно см. далее.

4. Время для творчества - любой член отряда может подготовить номер самодеятельности, продемонстрировать свои способности, умения.

5. Гость на огоньке. Им может быть приглашенный актер, художник, поэт, представитель администрации лагеря, вожатый или член другого отряда, ветеран. Все зависит от мнения ответственного за проведение «Огонька». Его чествуют и радушно принимают.

6. Сюрприз для огонька. Сюрприз готовит ответственный дежурный. Это может быть и новая песня, и веселая игра, фокус, «живая» картинка, печеная картошка. Главное - неожиданно и с любовью.

 

3.5.

«Методика организации летнего отдыха детей и подростков»:
Тема 1. Методическое обеспечение деятельности вожатого

Задание: Составить методическую копилку вожатого с применением литературы по досуговой деятельности и других источников.

Методические указания.
При составлении метод. копилки необходимо ориентироваться на следующие показатели:
1. вид ДОУ, в котором предполагается деятельность вожатого (пришкольный лагерь, загородный детский оздоровительный центр, лагерь санаторного типа, клубы по микрорайонам, спортплощадки, лагеря с дневным пребыванием детей и т.д.). Данные учреждения различаются по месту расположения (загородная или городская зона), контингенту детей, преобладающему виду их деятельности и др.;
2. тематику смены;
3. возрастную группу детей, с которой будущему вожатому предпочтительней или предстоит в решенном варианте работать.
В том случае, если студент еще не знает, какое учреждение послужит базой прохождения практики, его методическая копилка должна содержать материал «универсального» плана, т.е. он может быть использован (в готовом, первоначальном виде или в варьированном) во всех видах ДОУ на смене любой тематики при работе с детьми разных возрастных групп.

Примерный перечень содержания методической копилки вожатого
1. Материалы по организации оргпериода:
1) варианты знакомства с лагерем, с сотрудниками;
2) 5 творческих дел - экспромтов разнообразного характера для знакомства;
3) проект сбора (другой формы) коллективного планирования;
4) заготовки для концерта воспитателей (вожатых) к празднику открытия смены, праздника «Рождения» отряда;
5) творческий вариант оформления режима дня.
2. Материалы под названием «Лицо отряда»:
- названия, девизы;
- заповеди, законы, традиции;
- знаки, эмблемы;
- речевки, речевки-кричалки.
3. Материалы по организации вечерних огоньков.
4. Материалы для исследования личности ребенка и коллектива.
5. Материалы к проведению отрядных дел (для детей разного возраста):
1) творческие конкурсы;
2) материалы к познавательным викторинам (лесная, морская, географическая, зоологическая и на другие темы);
3) материалы к праздникам;
4) отрядные соревнования;
5) творческие отрядные дела.
6. Материалы к проведению отрядных и общелагерных тематических дней.
7. Материалы по организации деятельности профильного ВДК.
8. Материалы по организации работы кружка (клуба, мастерской).
9. Различная экологическая информация (лесной, цветочный календари, природный лечебник, погодная копилка, «народные приметы», сведения о травах, цветах, деревьях и их полезных свойствах, сведения о «лесных» жителях, экологические советы и т.д.).
10. Материалы по старинному народному календарю (летние народные праздники, игры, забавы, приметы и др.).
11. Копилка игр, игровых программ:
1) 10 игр с целью знакомства в оргпериоде смены;
2) 20 коммуникативных игр для круга общения (вечерний огонек, костер, спонтанное общение);
3) 5-10 игр - тестов с целью самопознания;
4) 5-10 игр - розыгрышей, забав, аттракционов;
5) 5 познавательных игровых программ;
6) 5 творческих игровых программ;
7) 5 развлекательных игровых программ;
8) 10 музыкальных, музыкально-речевых игр для большой аудитории ребят с эстрады;
9) 20 подвижных, спортивных, туристических игр, спортивно-игровых программ;
10) 5 вариантов творческой зарядки;
11) 10 игр на воде, на берегу во время купания;
12) 10 экологических игр;
13) 10 познавательно-развивающих, творческих игр спокойного характера в дождливую погоду (игры со спичками, головоломки, кроссворды, игры с монетами, фишками, фокусы и т.д.);
14) загадки и шуточные истории, «да-нетки»;
15) игры, блиц - игры для выявления лидеров-организаторов;
12. 10 рассказов о необычном, сенсационном, проблемном (для бесед, вечеров разгаданных и неразгаданных тайн).
13. Тексты стихов для использования на «огоньках», в творческих делах.
14. Тексты речевок (варианты для различных ситуаций)
15. Тексты песен (для костра, «огонька», детских, эстрадных, спортивных, туристических, народных, шуточных, песен-повторялок).
16. Оформительские материалы:
1) варианты, образцы оформления уголка, отрядного помещения;
2) варианты шрифтов;
3) различные газетные, журнальные вырезки иллюстраций, заголовков, эмблем, открытки и др.;
4) образцы поощрительных призов: медальки, грамоты.
17. Легенды для использования на «огоньках».

4.2. Работа вожатого - процесс творческий, разноплановый, где не все сразу можно предугадать, - от организации коллективной деятельности сотен ребят до тонкого индивидуального педагогического воздействия на личность подростка, от ведущего концерта до спортивного судейства или психологического анализа короткой беседы. Хороший план - добрая половина успеха задуманного. Поэтому опытный вожатый уделяет много времени планированию своей деятельности и деятельности вверенного ему отряда детей.

Ознакомившись в ходе своей подготовки с условиями работы в детском лагере, правами и обязанностями, ожидаемыми трудностями, способами решения типичных проблемных ситуаций, формами и методами работы, вожатый может приступить к планированию своей деятельности. Это важно сделать до отъезда в детский лагерь с учетом рекомендаций его руководства, так как планирование - основа будущей эффективной работы.

План - стратегия и тактика, документ, в котором отражена система воспитательной деятельности вожатого. Это проект развития личности ребенка и всего детского коллектива, в котором будет проходить воспитательная работа.

План - документ, учитывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы.

Советы вожатому, планирующему свою работу:

§ ознакомьтесь с программой данного лагеря;

§ определите цели и задачи предстоящей смены;

§ изучите возрастные особенности детей, обратив особое внимание на их ожидания от лагеря;

§ изучите возможности лагеря, в котором предстоит работать, и подумайте, как можно их использовать в вашей работе;

§ отберите средства, формы и методы, которыми владеете;

§ составьте модель смены с учетом возможностей лагеря;

§ продумайте, как создать творческую атмосферу в отряде;

§ учитывайте интересы детей.


Исходными данными для планирования могут служить следующие:

§ государственные, региональные и местные документы о жизнедеятельности лагеря;

§ ­ календарь летних праздников;

§ текущие и ожидаемые события в стране и мире, вашем городе, селе, лагере;

§ личные воспоминания вожатого о своем пионерском детстве, его ожидания;

§ традиции лагеря;

§ информация о детях;

§ ожидания детей;

§ задачи оздоровительного периода;

§ модель смены.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.