Обучение навыкам правильного поведения — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Обучение навыкам правильного поведения

2017-06-09 337
Обучение навыкам правильного поведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Дело воспитания зависит от того, какие отношения изначально сложатся у родителей и ребенка. Некоторые родители без всяких усилий принимаются за воспитание, некоторые же дети легче поддаются воспитанию. Другие родители, которые, будучи детьми, не получили правильного воспитания, не представляют, как можно направлять своего ребенка. Подобным родителям помогут главы, открывающие эту книгу, – помогут в том, чтобы «обеспечить» ребенка таким началом, которого сами родители были лишены. Первая тема, которую мы обсудим, – это тема родительской привязанности, или способ установить прочную связь с ребенком. Приобщая к делу воспитания, мы снабдим вас инструментарием, при помощи которого вы сможете наладить связь с вашим маленьким ребенком в тот период, когда маленькая личность только формируется. Мы подскажем, как вам «распознать» чувства ребенка и как он должен откликаться на ваши чувства; поясним, каким должно быть соответствующее возрасту поведение; расскажем, как привить ребенку умение к непринужденному самовыражению, умение управлять гневом и как вселить в него уверенность. Такие базовые отношения естественным образом включены в руководство детьми, осуществляемое с любовью. Родительская привязанность вознаграждает обе стороны – и родителей, и детей. Приложите побольше усилий в самом начале – и позже вы выиграете во времени и в результатах. А значит, вам не придется много заниматься «починкой» – теми обязанностями воспитателя, на которых мы остановимся во второй части этой книги.

 

Наш подход к воспитанию

 

Каким образом родители заставляют детей делать то, что требуется, а также побуждают детей хотеть того же? Это старая как мир проблема воспитания – вопрос не только управления ребенком и его поведением, но также вопрос мотивации поведения. Однако ответ не отыщется в перечне приемов по контролю поведения – ответ кроется в самих отношениях, связывающих родителей и ребенка. Если вы хорошо знаете своего ребенка и откликаетесь на его потребности, так что он доверяет вам, умение добиться от него хорошего поведения придет к вам совершенно естественно, потому что ребенок стремится порадовать вас.

Воспитание сводится, скорее, к установлению правильных отношений между вами и ребенком, нежели к применению «правильных» методов и приемов. Одна из наших задач как авторов этой книги – помочь вам и вашему ребенку лучше почувствовать друг друга. Наш подход к воспитанию можно выразить одним словом – «чуткость»: мы хотим научить родителей пониманию того, как мыслит их ребенок, а также научить детей считаться с окружающими. Многие сегодняшние проблемы воспитания (равно как и социальные проблемы) имеют один корень – притупленную чувствительность, когда человек плохо осознает, что́ чувствует сам, и лишен сочувствия к другим. Поэтому, хотя мы в этой книге и делимся своими соображениями о том, как исправлять дурное поведение, во главу угла мы ставим отношения между родителями и ребенком. Отсюда наш подход можно обозначить через понятие «привязанность» или же назвать «любящим подходом».

 

Способы воспитания

 

Для того чтобы лучше понять своеобразие нашего подхода к воспитанию, основанного на привязанности, давайте рассмотрим другие методы воспитания. Эти методы группируются в три направления: авторитарное, коммуникативное и модификация, то есть изменение поведения. Каждому из этих способов управлять поведением детей присущи свои плюсы и минусы. За двадцать два года педагогической практики, тесно связанной с проблемами воспитания, а также в ходе воспитания своих восьмерых детей мы уяснили себе, что все три упомянутых метода, или подхода, бывают полезными в свое время, однако самих по себе их недостаточно.

 

Воспитание – это терапия

Процесс воспитания ребенка, особенно трудного ребенка, выявляет все лучшее и все худшее в самих родителях. Они сами встают перед необходимостью поступать как примерные взрослые люди, какими они и хотят вырастить своих детей. Значит, воспитывая своего ребенка, вы одновременно воспитываете себя. Для того чтобы исправить поведение ребенка, вы должны сами исправиться. Дисциплинируя ребенка, вы дисциплинируете самих себя. Однако поведение детей может также вызвать у родителей ответное иррациональное ребяческое поведение. Если вы разберетесь в чувствах детей и в своей ответной реакции, вы тем самым лучше разберетесь в себе. Воспитание ребенка сопровождается открытиями для родителей: они начинают понимать и вспоминать, как воспитывали их самих. Одна мать поделилась с нами: «Я заметила, что слышу интонации своей матери всякий раз, когда говорю с ребенком». Проблемы, тянущиеся из вашего прошлого, могут накладываться на ваши отношения с ребенком и отражаться на ваших способностях воспитателя. Если вас в детстве плохо воспитывали, есть риск, что вы передадите свои проблемы «по наследству». Стремление быть хорошим воспитателем заставляет вас исправлять все нездоровое в самих себе, с тем, чтобы воспитывать своего ребенка.

 

Авторитарный подход. Традиционный способ воспитания – авторитарный – сосредотачивается на властной фигуре родителя, которому ребенок должен подчиняться… или же будет расплачиваться за свои действия. Один строгий родитель выразился следующим образом: «Я – отец, он – ребенок, и этим все сказано! Зачем мне эта новомодная психологическая заумь? Если он выходит из повиновения, я покажу ему, кто из нас главный». При таком методе воспитания шлепки – привычная вещь и даже одобряемая многими. Плюс такого метода в том, что ни у кого не возникает сомнений в обязанности родителей отвечать за своих детей. А ведь многие сегодняшние проблемы воспитания являются результатом того, что родители снимают с себя ответственность за поведение своих детей. Дети же нуждаются в мудром и строгом наставнике, чтобы знать, что позволено делать, а что нет. Строгость всегда будет весомой частью пакета воспитательных мер.

Однако авторитарное воспитание порождает немало проблем. Ребенку, прежде всего, не удается ощутить родительскую любовь. У ребенка может настолько закрепиться страх перед родительской властью (механизм интернализации), что он, даже повзрослев, будет жить под давлением этого страха. А если воспитание исключает все прочие подходы и сводится к авторитарности, то она – и это главное – просто неэффективна. Почему? По целому ряду причин. Во-первых, родители так настойчиво искореняют плохое в своих детях, что не замечают в них хорошее. Упор на наказание мешает родителям поискать более подходящие способы исправления детей, такие способы, благодаря которым потребность в наказании отодвигается на второй план. Но хуже всего то, что авторитарное воспитание приучает детей к послушанию из страха быть наказанными, а вовсе не из желания порадовать воспитателей. В результате у детей не вырабатывается привычка к внутреннему контролю. За спиной у «начальников» «подчиненные» превращаются в озорников. Ну, они не будут ломать и швырять свои «игрушки», когда подрастут, но взрослым из породы «озорников», не выработавшим внутренней дисциплины, будет недоставать внутренней мотивации в случае отсутствия угрозы жесткого наказания.

При авторитарном подходе воспитание рассматривается как нечто, совершаемое над ребенком, а не как процесс обучения, через который вы проходите вместе с ребенком. Захлебывающийся от крика новорожденный младенец в таком случае воспринимается как тиран, чей крик надо пресечь, подавить, а не как маленький человечек, нуждающийся в помощи. Ходунок – ребенок, начинающий ходить, – при таком подходе будет не кем иным, как маленьким диктатором, намеренным подчинить себе родителей, если они вовремя не дадут отпор. И тогда между родителями и ребенком возникает антагонизм, тогда трудно любить ребенка, одновременно контролируя его. Авторитарный подход устанавливает дистанцию между родителем и ребенком, и тому есть две причины: во-первых, такой подход базируется на наказании, легко порождающем гнев у ребенка, а значит, и отдаляющем ребенка от родителя; во-вторых, при таком подходе практически исключаются из внимания факторы темперамента и уровня развития ребенка. Мудрые воспитатели учатся у своих детей и упорно стремятся как можно лучше изучить своих детей. «Начальники» обычно расценивают подобную идею как вредящую их авторитету, а поэтому не считают ее приемлемой. Поскольку при авторитарном воспитании ребенок не рассматривается как индивид, этот подход редко выявляет лучшее как в родителях, так и в ребенке, поскольку твердость родителей скрывает мягкое, любящее сердце.

Коммуникативный подход. Философы утверждают, что детей воспитывает, скорее, общение, чем наказание. Неудовлетворенность авторитарно-карательным подходом к воспитанию явилась причиной возникновения нескольких школ, делающих упор на обучение родителей умению успешного общения с детьми. В большинстве современных руководств по воспитанию и в соответствующих образовательных программах отстаивается именно такой подход. Мудрые педагоги полагают, что плохих детей не бывает, дети по своей сути хорошие, и родителям просто надо научиться слушать детей и говорить с ними. Этот «современный» подход радует уже тем, что в ребенке уважается личность и поступки ребенка оцениваются как следствие его эмоций, а значит, родителей побуждают глубже вникать в эмоциональную подоплеку поведения ребенка. Родители учатся конструктивным способом внушать ребенку, какого же поведения они от него ждут. Исполненные понимания и сочувствия родители также стараются создать в целом благоприятную атмосферу в доме, и тогда редко звучит слово «нет». При коммуникативном подходе упор делается на такие способности воспитателей, которые позволяют сократить применение наказаний. Место наказания занимает теперь психология. Шлепки теперь под запретом.

Главный минус коммуникативного подхода в том, что родители рискуют утратить свой авторитет, увлекшись ролью посредников и дипломатов. Все может кончиться тем, что дети перестанут считаться с авторитетом родителей, – родители же не требуют этого от детей! Недостаток уважения к домашним «властям» у детей оборачивается затем недостатком уважения к другим людям, включая учителей в школе и полицейских. А если и вовсе перестараться с «общением», то большинство детей будет чувствовать фальшь. Диалог родителей и детей подменяется порой рядом прочувствованных реплик, которые папа с мамой выучили накануне вечером на курсах для родителей, – дети не видят тут общения. Родители, практикующие коммуникативный подход, например, не скажут ребенку: «Не бей брата!» Вместо этого они будут апеллировать к эмоциям ребенка. «Ты, наверное, очень рассердился на брата, да?» – скажут они. Сказано правильно, и многие родители чувствуют, что они поступают правильно, но что, если, признав, что он действительно сердится на брата, ребенок продолжит бить того? Как тогда вы поступите? Другой минус описываемого подхода заключается в том, что родители часто настолько обеспокоены риском «искалечить психику» ребенка, если им не удастся «психологически правильно» реагировать на его поведение, что они вообще устраняются от необходимости занять какую-то позицию. Такой подход к воспитанию, следовательно, граничит со вседозволенностью.

Модификация поведения, или бихевиористский подход. Бихевиористская «мода», как известно, предполагает, что поведение детей можно моделировать и что их поведение меняется в лучшую или же в худшую сторону в зависимости от того, каким окружением «обеспечивают» родители детей. Если ребенок продолжает бить других детей, несмотря на все психологически верные усилия с вашей стороны по налаживанию его общения с ними, вы просто забираете его из этой группы детей. Большинство детей хорошо реагируют на модификацию поведения; некоторым взрослым такие приемы кажутся слишком изощренными. Хотя и несколько механистичный (поразительно напоминающий дрессировку домашних животных), бихевиористский подход снабжает родителей приемами (такими, как тайм-аут, положительное подкрепление, или награда, и обучение естественным последствиям поступка), к которым можно обратиться, если авторитарный и коммуникативный подходы оказываются неэффективными. Модификация поведения бывает особенно полезной для детей с эмоциональными проблемами или трудным характером, не реагирующих на другие методы. Воспитатель сосредотачивается на формировании поведения, на выработке условных рефлексов у ребенка, избегая критики и оценки его поведения.

Минус бихевиористского подхода в том, что рано или поздно запас таких приемов иссякает или же истощается ваше терпение, и вы уже не в состоянии применять их последовательно. Серьезная опасность, таящаяся в бихевиористском подходе, такова: подобные приемы носят внешний характер и мало затрагивают отношения родителей и ребенка, поэтому ребенок рассматривается, скорее, как программируемый объект, чем как личность.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.