Каждый ребёнок, родившийся без патологии, может вырасти высоконравственной личностью, если ему будут созданы условия воспитания и самовоспитания, близкие к нормальным. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Каждый ребёнок, родившийся без патологии, может вырасти высоконравственной личностью, если ему будут созданы условия воспитания и самовоспитания, близкие к нормальным.

2017-06-09 773
Каждый ребёнок, родившийся без патологии, может вырасти высоконравственной личностью, если ему будут созданы условия воспитания и самовоспитания, близкие к нормальным. 5.00 из 5.00 1 оценка
Заказать работу

ЛЕСГАФТ И ЕГО ТЕОРИЯ

ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ

ОСНОВ ЛИЧНОСТИ

(Народное образование № 2, 2005)

 

Ефим Бух,

преподаватель Московского городского педагогического университета

 

В Издательском доме Шалвы Амонашвили вышел в свет очередной том серии «Антологии гуманной педагогики», который называется «Лесгафт».

К сожалению, сейчас мало кто помнит, кто такой Лесгафт и какое значение имеет его научное наследие для России вообще и для педагогики в частности.

А ведь Пётр Францевич Лесгафт был талантливым русским педагогом и врачом, и его труды стали настоящим прорывом и откровением, как почти всегда бывает с научными открытиями «на стыке наук». Его теория формирования личности не потеряла своей актуальности и в наши дни. Очень кратко представим биографию учёного.

П.Ф. Лесгафт родился 20 сентября 1837 года в Санкт-Петербурге.

Отец его был ювелиром, потомком немецких ремесленников, переселившихся в Россию по призыву Екатерины II. Строгая лютеранская семья прививала детям аккуратность, трудолюбие и добросовестность.

В 1856 г. П.Ф. Лесгафт поступил в Медико-Хирургическую академию, которую окончил в 1861 г. с серебряной медалью. Вся жизнь академии была под сильным влиянием Н.И. Пирогова. П.Ф. Лесгафт называл его своим «учителем жизни».

П.Ф. Лесгафт очень быстро освоил технику анатомирования, и ему стало тесно в узких рамках описательной анатомии. Он говорил, что анатомией следует заниматься только для того, чтобы глубже изучать живой человеческий организм, найти закономерности его развития, причины отклонений от нормы и разработать методику формирования из каждого человека здоровой, красивой и мудрой личности. Так возник замысел создания новой науки о человеке – «Теоретической анатомии».

В 1868 г. П.Ф. Лесгафт был избран профессором кафедры физиологической анатомии Казанского университета. Очень скоро он стал любимым лектором для студентов и молодых преподавателей. Он впервые допустил на свои занятия женщин в качестве вольнослушателей. Однако уже в 1871 г. по личному повелению царя П.Ф: Лесгафт был уволен из университета за выступление против произвола ректора.

Вернувшись в Петербург, учёный был вынужден браться за любую работу, но уже не мыслил себя вне науки и преподавания.

В 1872 г, ему разрешили организовать у себя на квартире курсы по анатомии, в 1881 г. пригласили работать в женской гимназии М.Н. Стоюниной. П.Ф. Лесгафт загорелся и, кроме преподавания, фактически возглавил педагогический совет. Через несколько лет его пригласили преподавать в МГУ.

Параллельно с большой педагогической и благотворительной деятельностью, участием в различных общественных комиссиях он ни на один день не прекращал работу над «Теоретической анатомией». В 1892 г. вышли в свет две части «Основ теоретической анатомии», в которых излагались основные закономерности формирования и развития органов и систем человеческого тела.

Практическим результатом этих исследований стало «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста», вышедшее в свет в 1888 г.

Кроме того, при жизни П.Ф. Лесгафта вышли в свет две, части книги «Семейное воспитание ребёнка и его значение» в которой популярно излагались важнейшие основы научного человековедения.

Опираясь на свой многолетний опыт изучения массы представителей всех слоев российского общества, П.Ф. Лесгафт дал классификацию возможных нравственных проявлений и разложил их на шесть основных типов. Тонким анализом читатель подводится к убеждению, что все типичные проявления вырабатываются у ребёнка до семи лет под влиянием конкретных условий воспитания.

Официальная российская наука не признала авторитета П.Ф. Лесгафта в создании основ единой науки о человеке. В истории ему отвели место «физкультурника».

Однако уже тогда стало ясно, что название «Теоретическая анатомия» не охватывает всей науки о человеке. В 1889 г. П.Ф. Лесгафт написал статью «Антропология и педагогика», в которой утверждал, что педагогика должна быть частью новой антропологии – науки о человеке. В русском языке синоним антропологии – человековедение.

В 1893 г. слушатель домашних курсов И.М. Сибиряков подарил П;Ф. Лесгафту 350 тысяч рублей. На эти деньги была организована Санкт-Петербургская биологическая лаборатория, в которой могли работать учёные, не имевшие средств для своих исследований. Это был прообраз научно-исследовательского института.

В 1896 г. при лаборатории были открыты курсы воспитательниц и преподавательниц физической культуры. Из них выросли знаменитые курсы П.Ф. Лесгафта, директором которых он оставался до дня своей смерти 28 ноября 1909 года.

Один из сотрудников лаборатории, В.Л. Комаров, сказал на похоронах: «Лесгафт слишком опережал своё время. Время его в России ещё не пришло».

В чём же заключается сущность закономерностей развития человека, открытых Лесгафтом?

Его научная теория в отличие от многих педагогических сочинений не содержит добрых пожеланий или ценных указаний. Её можно изложить строгим, почти математическим языком. Надо только договориться об однозначном понимании терминологии и источниках тех или иных утверждений.

Основную теорему П.Ф. Лесгафта можно сформулировать так:

ЧТО ДАЛА ЧЕЛОВЕКУ ПРИРОДА

 

Аксиома 1

Важнейший орган человека - кора головного мозга - к моменту рождения ещё полностью не сформирован. Процесс формирования, созревания и специализаций полей новой коры продолжается до 12-14 лет.

П.Ф. Лесгафт положил этот факт в основу всей своей теории.

От природы каждый нормально родившийся человек получает комплекс наследственных и врождённых качеств. Это - степень остроты зрения, тонкости слуха, обоняния, вкуса, осязания. Но самым ярким, бросающимся в глаза качеством человека с момента рождения является его темперамент.

Темперамент по П.Ф. Лесгафту – это свойство нервной системы, определяющее быстроту и силу реакции человека на внешние и внутренние раздражители.

Быстрая и сильная реакция – холерик, быстрая и слабая – сангвиник, медленная и сильная – меланхолик, медленная и слабая – флегматик).

Разные учёные включают в понятие «темперамент» много других проявлений человека. Но, изучая теорию Лесгафта, надо помнить, что здесь термин «темперамент» означает исключительно динамические характеристики нервной системы и больше ничего.

Темперамент не имеет отношения к нравственности. Флегматик может быть высоконравственным, а может быть – циничным. Темперамент – это естественное проявление свойств нервной системы данной единственной и неповторимой личности. Темперамент следует воспринимать как объективную реальность, не пытаясь его изменить, – этим можно причинить ребёнку непоправимый вред.

Важнейшая отличительная черта каждого родившегося человека, - присущие ему человеческие инстинкты.

Инстинкты это свойства нервной системы, задающие направленность действий человека в различных жизненных ситуациях.

Не будем касаться присущих всему живому инстинктов самосохранения и продолжения рода. Лесгафт обратил особое внимание на те инстинкты, действие которых обеспечивает превращение родившегося на свет детёныша в творческую человеческую личность.

Аксиома 2

Каждый родившийся здоровым ребёнок наделён от природы инстинктами любознательности, впечатлительности и имитации, свободное проявление которых обеспечивает максимальное развитие всего заложенного в него природой потенциала «человека разумного», высоконравственной личности.

Почётный академик Академии образования РФ Ш.А. Амонашвили из своего большого педагогического опыта сделал вывод: «Ребёнок от рождения наделён страстью к взрослению». То есть термины могут применяться разные, но в том, что «ребёнок наделён...», никто из серьёзно изучающих ребёнка не сомневается.

Итак, на вопрос, что дала человеку природа, отвечаем:

- его личный темперамент,

- инстинкты любознательности, впечатлительности и имитации, с присущей только этому человеку силой проявления

- и ярко или неярко выраженные задатки различных способностей.

 

Аксиома 3

В первые 12-14 лет, которые только и могут быть названы периодом воспитания, окружающая среда целиком определяет «процесс формирования человеческой личности». Многие не сразу принимают эту аксиому, но соглашаются с ней по мере изучения теории Лесгафта.

Инстинкты любознательности, впечатлительности и имитации заставляют ребёнка упорно трудиться, осваивать окружающий мир, язык и поведение взрослых. Именно эти инстинкты становятся движущей силой возможного (при определённых условиях) умственного и нравственного развития.

Но эти инстинкты, к сожалению, значительно слабее инстинкта самосохранения и при неблагоприятных условиях легко могут быть уничтожены уже в первые часы и дни жизни ребёнка. Тогда весь процесс развития человеческой личности вообще становится проблематичным. Если же ребёнок в первые часы и дни своего существования окружён любовью и человеческим вниманием, он начинает развиваться как личность.

Любознательность заставляет ребёнка изучать окружающий мир. Он сосредотачивает своё внимание на каждом новом предмете и явлении, стремится использовать все свои органы чувств. Заботливые воспитатели должны обеспечивать постепенное появление всё новых и новых предметов и явлений, доступных вниманию ребёнка.

Впечатлительность ребёнка проявляется в том, что все контакты с новыми предметами и явлениями он переживает, радуется или огорчается.

Инстинкт имитации заставляет ребёнка пытаться воспроизвести все действия взрослых. И говорить, и ходить и совершать поступки он начинает, подражая окружающим. После нескольких повторении реакция на какую-то ситуацию становится автоматической, т.е. вырабатывается условный рефлекс.

Таким образом, благодаря активному общению со взрослыми все сформировавшиеся области коры головного мозга с момента рождения включаются в активную работу. Идёт нормальное развитие рассудка, в памяти накапливаются знания и опыт.

Рассудок – способность к восприятию, классификации, запоминанию и воспроизведению всей информации, поступающей к органам чувств человека.

По мнению П.Ф. Лесгафта, эта способность определяется сформированной и действующей с момента рождения частью коры головного мозга.

Основным этапом развития рассудка является период дошкольного развития. Как эффективно будет использовано ребёнком это время, целиком зависит от того, насколько окружающая среда способствовала проявлениям инстинктов любознательности, впечатлительности и имитации. Важнейшее условие свободного их проявления – постоянное ощущение ребёнком своей защищённости, заботы взрослых о всех его нуждах (но не о прихотях!).

На третьем году жизни, по П.Ф. Лесгафту, заканчивается формирование первых участков новой коры головного мозга. Лесгафт был убеждён, что именно эта формирующаяся в процессе воспитания часть мозга «ответственна» за функции разума и духовно-нравственной сферы.

Разум способность абстрактного мышления, анализа и обобщения (если развитие рассудка характеризуется опытностьюто развитие разума характеризуется способностью предвидеть).

Духовно-нравственная сфера – способность к самоанализу, переживанию чувств любви, дружбы, красоты, это постоянно действующая совесть и строгий внутренний закон свободы, добра, правды и справедливости.

Мария Монтессори (известный педагог из Италии) из своего опыта установила, что возраст в два с половиной года является рубежом, после которого любой здоровый ребёнок становится способным включаться в процесс интеллектуального и нравственного развития.

Важнейшее положение теории П.Ф. Лесгафта состоит в том, что вновь сформировавшиеся участки коры могут включиться в общую работу мозга, а могут и не включиться. В последнем случае человек вырастает, оставаясь по умственному развитию на уровне трёхлетнего ребёнка. Память его может прекрасно развиваться дальше, но способности к абстрактному мышлению, к духовно-нравственным поискам, к самоанализу у него не появятся.

Для того чтобы вновь сформировавшиеся участки коры включились в работу, необходимы определённые условия. П.Ф. Лесгафт особенно подчёркивал два необходимых условия:

- активная, последовательно усиливающаяся работа соседних ранее сформировавшихся зон коры;

- обязательное отсутствие спешки при выработке реакции на полученную информацию. Быстрая реакция происходит на подсознательном или рассудочном уровне, разум для оценки информации и выработки реакции требует времени.

Таким образом, по П.Ф. Лесгафту, с третьего года жизни при благоприятных условиях окружающей среды у ребёнка параллельно развиваются рассудок и разум. Если же развитие разума не началось, подросток приучается, опираясь на сильно развитую память, имитировать при необходимости поведение разумного человека.

Приблизительно в возрасте пяти лет начинают созревать самые сложные поля коры головного мозга. С их включением в работу может начаться нравственное развитие ребёнка.

Многолетние наблюдения Лесгафта показали, что этот процесс может идти только на базе развивающегося разума. Если разум не начал развиваться, о нравственном развитии не может быть и речи. Для нравственного развития необходимо тесное общение ребёнка с нравственным воспитателем на новом уровне. Поведение любимого воспитателя становится эталоном; к которому стремится ребёнок, даже не осознавая этого. К семи годам при благоприятных условиях у него формируются собственные нравственные основания.

Собственные нравственные основания – одно из важнейших открытий. П.Ф. Лесгафта. Фактически это тот внутренний нравственный закон человека, которым восхищался, но не мог его объяснить Эммануил Кант.

Собственные нравственные основания – это внутренний нравственный закон человека, отступить от которого он не может ни при каких обстоятельствах, это его представления о добре, правде, справедливости, свободе – плод его собственной напряжённой мыслительной деятельности.

Если условия среды не благоприятствовали нравственному развитию, то собственные нравственные основания не возникают. В лучшем случае такой ребёнок памятью усваивает нравственные нормы своей среды и делает вид, что их выполняет. Но в критической ситуации его действиями будет руководить инстинкт самосохранения, а о нравственных нормах он даже не вспомнит.

Из-за очень разных условий воспитания к семи годам дети уже сильно различаются по уровню физического, умственного и нравственного развития. И, как правило, эти различия в дальнейшем мало меняются. Обобщённое представление об уровне физического, умственного и нравственного развития человека Лесгафт назвал нравственным типом личности и определил, что главным фактором, от которого зависит, к какому нравственному типу личности будет принадлежать человек, является характер воздействия окружающей среды.

Чтобы наполнить понятие «нравственный тип личности» конкретным содержанием, надо научиться определять его проявления.

П.Ф. Лесгафт разработал чёткую методику определения нравственного типа: необходимо разграничить и последовательно определить отношение человека

Ø к себе,

Ø к людям,

Ø к правде,

Ø к делу.

 

Неправдивые типы.

Особенно резко отличаются те типы, у которых развитие разума даже не начиналось. Это неправдивые типы. По уровню психического развития они на всю жизнь остались в трёхлетнем возрасте, даже если получили диплом о высшем образовании.

П.Ф. Лесгафт описал два таких типа – лицемерный и мягко-забитый.

Лицемерный тип

Лицемерный тип – это не лицемерный человек, сознательно прикрывающей свою злонамеренность притворной доброжелательностью. Человек лицемерного типа бессознательно, инстинктивно меняет своё поведение, чтобы понравиться окружающим.

По отношению к себе не способен относиться критически. Всегда доволен собой и своим образом жизни. Любит лакомства, украшения, всякую блестящую мишуру. Понравившуюся вещь может украсть и тут же надеть на себя.

По отношению к людям – всегда подлаживается под окружающих. Всем стремится понравиться. Чувств к людям никаких не имеет. Чувства любви, дружбы ему недоступны. К тем, от кого зависит, демонстрирует страстную привязанность. Подхалим. Охотно ябедничает и доносит. Совершает предательство, не осознавая мерзости такого поступка.

По отношению к правде – лжёт свободно, иногда даже сам того не замечая. Уличённый во лжи, тут же придумывает другую ложь.

По отношению к делу – от любого дела стремится поскорее отделаться. В суть дела не вникает. Препятствия стремится обойти хитростью. Ленив.

Условия возникновения лицемерного типа – полное отсутствие любви и уважения друг к другу, правдивости в окружающей среде. Ребёнок подолгу оставался без всякого внимания взрослых, был свидетелем и даже участником застолий, пьяных перебранок, злословий и сведения мелочных счётов взрослых.

 

Мягко-забитый тип

По отношению к себе – в зависимости от обстоятельств или горько жалуется на свою судьбу, или с важностью поучает окружающих, как надо жить. Неопрятен. Постоянно озабочен удовлетворением своих животных потребностей. Много и неразборчиво ест.

По отношению к людям – перед теми, от кого зависит, заискивает и лебезит. Тех, кто от него зависит, с важностью поучает. Привязывается к сильным людям как к матери или няне. Доверившегося человека может походя предать.

По отношению к правде – лжёт только под страхом наказания за проступок. Свою вину может взвалить на кого угодно. Труслив.

По отношению к делу – ни одного дела не может самостоятельно начать и довести до конца. Если его чему-то научили, готов всех с важностью поучать. Новой работы боится. Ленив.

Условия возникновения мягко-забитого типа - страстно любящая ребёнка неразумная мать ограждала его от малейших забот и затруднений. Неразумная любовь забивает ребёнка сильнее, чем розги. Не имея возможности заняться какой-либо разумной деятельностью, ребёнок остаётся беспомощным, безынициативным, безответственным. Такой же результат получается в детском учреждении, где строго соблюдается установленный порядок и отсутствует внимание к отдельному ребёнку.

Условно-правдивые типы.

У многих сегодняшних школьников при некотором развитии разума духовно- нравственное развитие не началось. Они на всю жизнь по уровню нравственного развития остались в пятилетнем возрасте. Это условно-правдивые типы. Они могут с жаром говорить о высоких нравственных ценностях, но в жизни никогда ими не руководствуются. Полученное образование не повышает их нравственного уровня.

П.Ф. Лесгафт описал два таких типа: честолюбивый и злостно-забитый.

Злостно-забитый тип

По отношению к себе – о своём внешнем виде заботится мало. Болезненно реагирует на унижение своего достоинства (даже мнимое). Состояние апатии может внезапно смениться бурной (чаще разрушительной) деятельностью. Неожиданно, даже для самого себя, может вдруг ущипнуть или толкнуть соседа.

По отношению к людям – с людьми своего типа дружит, делится тем, что имеет. К остальным относится подозрительно или презрительно. Тому, кого признал своим лидером, служит самоотверженно. Слабого может защитить, но может и жестоко над ним издеваться.

По отношению к правде – лжёт только отрицанием (не я, не знаю). По отношению к «своим» честен и отзывчив.

По отношению к делу – всегда озабочен тем, чтобы не сделать больше, чем требуется. Приказы старается не выполнить или сделать наоборот. Для удовлетворения своей прихоти готов горы свернуть, в остальных случаях ленив.

Условия возникновения злостно-забитого типа – атмосфера злобы, грубости, недоверия, обвинений, наказаний, запретов и оскорблений. От ребёнка требуют того, что он ещё не способен исполнить, а потом наказывают за неисполнение требований. В нём в ответ растут злоба и ненависть.

Таким образом, ребёнок обречён на попадание в группу условно-правдивых нравственных типов, если при его воспитании не было стимулов для развития духовно-нравственной сферы.

ЛЕСГАФТ И ЕГО ТЕОРИЯ

ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ

ОСНОВ ЛИЧНОСТИ

(Народное образование № 2, 2005)

 

Ефим Бух,

преподаватель Московского городского педагогического университета

 

В Издательском доме Шалвы Амонашвили вышел в свет очередной том серии «Антологии гуманной педагогики», который называется «Лесгафт».

К сожалению, сейчас мало кто помнит, кто такой Лесгафт и какое значение имеет его научное наследие для России вообще и для педагогики в частности.

А ведь Пётр Францевич Лесгафт был талантливым русским педагогом и врачом, и его труды стали настоящим прорывом и откровением, как почти всегда бывает с научными открытиями «на стыке наук». Его теория формирования личности не потеряла своей актуальности и в наши дни. Очень кратко представим биографию учёного.

П.Ф. Лесгафт родился 20 сентября 1837 года в Санкт-Петербурге.

Отец его был ювелиром, потомком немецких ремесленников, переселившихся в Россию по призыву Екатерины II. Строгая лютеранская семья прививала детям аккуратность, трудолюбие и добросовестность.

В 1856 г. П.Ф. Лесгафт поступил в Медико-Хирургическую академию, которую окончил в 1861 г. с серебряной медалью. Вся жизнь академии была под сильным влиянием Н.И. Пирогова. П.Ф. Лесгафт называл его своим «учителем жизни».

П.Ф. Лесгафт очень быстро освоил технику анатомирования, и ему стало тесно в узких рамках описательной анатомии. Он говорил, что анатомией следует заниматься только для того, чтобы глубже изучать живой человеческий организм, найти закономерности его развития, причины отклонений от нормы и разработать методику формирования из каждого человека здоровой, красивой и мудрой личности. Так возник замысел создания новой науки о человеке – «Теоретической анатомии».

В 1868 г. П.Ф. Лесгафт был избран профессором кафедры физиологической анатомии Казанского университета. Очень скоро он стал любимым лектором для студентов и молодых преподавателей. Он впервые допустил на свои занятия женщин в качестве вольнослушателей. Однако уже в 1871 г. по личному повелению царя П.Ф: Лесгафт был уволен из университета за выступление против произвола ректора.

Вернувшись в Петербург, учёный был вынужден браться за любую работу, но уже не мыслил себя вне науки и преподавания.

В 1872 г, ему разрешили организовать у себя на квартире курсы по анатомии, в 1881 г. пригласили работать в женской гимназии М.Н. Стоюниной. П.Ф. Лесгафт загорелся и, кроме преподавания, фактически возглавил педагогический совет. Через несколько лет его пригласили преподавать в МГУ.

Параллельно с большой педагогической и благотворительной деятельностью, участием в различных общественных комиссиях он ни на один день не прекращал работу над «Теоретической анатомией». В 1892 г. вышли в свет две части «Основ теоретической анатомии», в которых излагались основные закономерности формирования и развития органов и систем человеческого тела.

Практическим результатом этих исследований стало «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста», вышедшее в свет в 1888 г.

Кроме того, при жизни П.Ф. Лесгафта вышли в свет две, части книги «Семейное воспитание ребёнка и его значение» в которой популярно излагались важнейшие основы научного человековедения.

Опираясь на свой многолетний опыт изучения массы представителей всех слоев российского общества, П.Ф. Лесгафт дал классификацию возможных нравственных проявлений и разложил их на шесть основных типов. Тонким анализом читатель подводится к убеждению, что все типичные проявления вырабатываются у ребёнка до семи лет под влиянием конкретных условий воспитания.

Официальная российская наука не признала авторитета П.Ф. Лесгафта в создании основ единой науки о человеке. В истории ему отвели место «физкультурника».

Однако уже тогда стало ясно, что название «Теоретическая анатомия» не охватывает всей науки о человеке. В 1889 г. П.Ф. Лесгафт написал статью «Антропология и педагогика», в которой утверждал, что педагогика должна быть частью новой антропологии – науки о человеке. В русском языке синоним антропологии – человековедение.

В 1893 г. слушатель домашних курсов И.М. Сибиряков подарил П;Ф. Лесгафту 350 тысяч рублей. На эти деньги была организована Санкт-Петербургская биологическая лаборатория, в которой могли работать учёные, не имевшие средств для своих исследований. Это был прообраз научно-исследовательского института.

В 1896 г. при лаборатории были открыты курсы воспитательниц и преподавательниц физической культуры. Из них выросли знаменитые курсы П.Ф. Лесгафта, директором которых он оставался до дня своей смерти 28 ноября 1909 года.

Один из сотрудников лаборатории, В.Л. Комаров, сказал на похоронах: «Лесгафт слишком опережал своё время. Время его в России ещё не пришло».

В чём же заключается сущность закономерностей развития человека, открытых Лесгафтом?

Его научная теория в отличие от многих педагогических сочинений не содержит добрых пожеланий или ценных указаний. Её можно изложить строгим, почти математическим языком. Надо только договориться об однозначном понимании терминологии и источниках тех или иных утверждений.

Основную теорему П.Ф. Лесгафта можно сформулировать так:

Каждый ребёнок, родившийся без патологии, может вырасти высоконравственной личностью, если ему будут созданы условия воспитания и самовоспитания, близкие к нормальным.


Предварительно определимся с терминами.

Высоконравственная личность – это человек добродушный, трудолюбивый, мудрый и правдивый. Понятно, что высоконравственная личность может обладать множеством других положительных качеств, но это тот минимум, без которого нет такой личности.

Добродушный – любящий людей, стремящийся делать людям добро.

Трудолюбивый – получающий удовольствие от труда на общее благо (термин «трудоголик» ничего общего с трудолюбием не имеет).

Мудрый – способный предвидеть последствия от своих и чужих поступков.

Правдивый – никогда не отступающий от правды, не терпящий лжи и лицемерия.

Нормальные условия воспитания – это именно такие условия, которые нужны для формирования высоконравственной личности и которые более подробно будут изложены далее.

Воспитание – это процесс усвоения ребёнком опыта предыдущих поколений.

Самовоспитание – процесс выработки самим человеком стереотипов своего поведения.

Для того чтобы найти объективные закономерности процессов воспитания и самовоспитания, П.Ф. Лесгафт разработал свою методику изучения личности на любом этапе её развития.

Необходимо уметь выделять и по отдельности изучать:

- что дала человеку природа;

- что дала человеку окружающая среда;

- что человек сам из себя сделал.

ЧТО ДАЛА ЧЕЛОВЕКУ ПРИРОДА

 

Аксиома 1

Важнейший орган человека - кора головного мозга - к моменту рождения ещё полностью не сформирован. Процесс формирования, созревания и специализаций полей новой коры продолжается до 12-14 лет.

П.Ф. Лесгафт положил этот факт в основу всей своей теории.

От природы каждый нормально родившийся человек получает комплекс наследственных и врождённых качеств. Это - степень остроты зрения, тонкости слуха, обоняния, вкуса, осязания. Но самым ярким, бросающимся в глаза качеством человека с момента рождения является его темперамент.

Темперамент по П.Ф. Лесгафту – это свойство нервной системы, определяющее быстроту и силу реакции человека на внешние и внутренние раздражители.

Быстрая и сильная реакция – холерик, быстрая и слабая – сангвиник, медленная и сильная – меланхолик, медленная и слабая – флегматик).

Разные учёные включают в понятие «темперамент» много других проявлений человека. Но, изучая теорию Лесгафта, надо помнить, что здесь термин «темперамент» означает исключительно динамические характеристики нервной системы и больше ничего.

Темперамент не имеет отношения к нравственности. Флегматик может быть высоконравственным, а может быть – циничным. Темперамент – это естественное проявление свойств нервной системы данной единственной и неповторимой личности. Темперамент следует воспринимать как объективную реальность, не пытаясь его изменить, – этим можно причинить ребёнку непоправимый вред.

Важнейшая отличительная черта каждого родившегося человека, - присущие ему человеческие инстинкты.

Инстинкты это свойства нервной системы, задающие направленность действий человека в различных жизненных ситуациях.

Не будем касаться присущих всему живому инстинктов самосохранения и продолжения рода. Лесгафт обратил особое внимание на те инстинкты, действие которых обеспечивает превращение родившегося на свет детёныша в творческую человеческую личность.

Аксиома 2

Каждый родившийся здоровым ребёнок наделён от природы инстинктами любознательности, впечатлительности и имитации, свободное проявление которых обеспечивает максимальное развитие всего заложенного в него природой потенциала «человека разумного», высоконравственной личности.

Почётный академик Академии образования РФ Ш.А. Амонашвили из своего большого педагогического опыта сделал вывод: «Ребёнок от рождения наделён страстью к взрослению». То есть термины могут применяться разные, но в том, что «ребёнок наделён...», никто из серьёзно изучающих ребёнка не сомневается.

Итак, на вопрос, что дала человеку природа, отвечаем:

- его личный темперамент,

- инстинкты любознательности, впечатлительности и имитации, с присущей только этому человеку силой проявления

- и ярко или неярко выраженные задатки различных способностей.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.102 с.