Правовое обеспечение дипломатической службы — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Правовое обеспечение дипломатической службы

2017-06-09 388
Правовое обеспечение дипломатической службы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Правовое обеспечение государственного управления внешнеполити­ческой сферой, а вместе с ним и дипломатической службы, основывается на многоуровневой системе нормативно-правовых актов, включающих в себя нормы международного права, национального законодательства, причем значительный объем положений содержится именно в подзакон­ных нормативно-правовых актах, издаваемых Президентом РФ, Прави­тельством РФ, МИДом России, другими федеральными министерствами.

Международно-правовыми актами, имеющими непосредственное отно­шение к дипломатической службе, являются:

— Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., которая уре­гулировала все основные вопросы дипломатического права: виды и функ­ции дипломатических миссий, процедуру назначения главы дипломати­ческого представительства; классы глав таких представительств, понятие дипломатического иммунитета.

— Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., которая регла­ментирует вопросы установления и осуществления консульских сношений, консульские функции, преимущества, привилегии и иммунитеты консуль­ских учреждений, штатных консульских должностных лиц и других работ­ников консульских учреждений.

— Венская конвенция о представительстве государств и их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г., кото­рая применяется к представительству государств в их отношениях с любой международной организацией универсального характера и к их предста­вительству на конференциях, созываемых такой организацией или под ее руководством. Указанная Конвенция регулирует в том числе вопросы назначения сотрудников представительств, численность персонала пред­ставительств, иммунитеты и налоговые льготы, порядок работы делегаций.

— Конвенция ООН о привилегиях и иммунитетах 1946 г., которая уста­навливает иммунитеты представителям членов ООН отличного ареста или задержания, неприкосновенность всех бумаг и документов, льготы в отно­шении личного багажа, а также иные привилегии, иммунитеты и льготы, которыми обычно пользуются дипломатические представители.

Основы законодательства о государственной службе в Российской Федерации, как отмечалось ранее, заложены в Конституции РФ, которая в ч. 4 ст. 32 закрепила право граждан России на равный доступ к госу­дарственной службе. Конституцией РФ устанавливается, что с учетом федеративного устройства вопросы внешней политики и международных отношений, международных договоров Российской Федерации находятся в исключительном ведении Российской Федерации (п. «к» ст. 71). В то же самое время вопросы координации международных и внешнеэкономиче­ских связей субъектов РФ и выполнение международных договоров Рос­сийской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федера­ции и субъектов РФ.

Следующий уровень правового регулирования вопросов государствен­ной, а вместе с ней и дипломатической службы составляют федераль­ные законы, принимаемых парламентом страны — Федеральным Собра­нием РФ. Заметим, что палаты Федерального Собрания РФ помимо принятия законов, напрямую регулирующих внешнеполитическую дея­тельностью, участвуют в процедуре назначения дипломатических предcтавителей Российской Федерации; ратифицируют, денонсируют и приоста­навливают действие международных договоров Российской Федерации; устанавливают и развивают межпарламентские связи; принимают поста­новления, обращения и заявления по внешнеполитическим вопросам.

В ст. 13 Федерального закона № 58-ФЗ законодатель использует поня­тие дипломатического ранга и устанавливает общие условия его присвое­ния, сохранения и лишения.

В п. 4 ч. 4 ст. 25 Федерального закона № 79-ФЗ закрепляется положе­ние о срочности служебного контракта при замещении должностей госу­дарственной гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации.

С принятием Федерального закона № 205-ФЗ начался принципиально новый этап в правовом регулировании дипломатической службы Рос­сийской Федерации. В данном Законе определены правовое положение и статус сотрудника дипломатической службы, порядок направления сотрудника дипломатической службы на работу в международную (меж­государственную, межправительственную) организацию, порядок ротации дипломатических работников, урегулированы вопросы заключения и рас­торжения служебного контракта, материального обеспечения сотрудников дипломатической службы, установлены дополнительные государственные гарантии на дипломатической службе.

В то же самое время принятие Федерального закона № 205-ФЗ поро­дило ряд научных споров, касающихся вопроса рассмотрения диплома­тической службы как самостоятельного вида государственной службы, поскольку дипломатическая служба обладает своей спецификой, заклю­чающейся в особенностях правового статуса дипломатического работника, его прав, обязанностей, запретов, ограничений, гарантий.

Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ определяет основные направления внешней политики, руководит деятельностью МИД России, принимает подзаконные нормативные правовые акты по вопросам госу­дарственного управления внешней политикой, дипломатической службы, назначает и отзывает представителей Российской Федерации в иностран­ных государствах и при международных организациях, ведет переговоры и подписывает международные договоры.

Среди актов Президента РФ, прямо или косвенно регулирующих вопросы дипломатической службы, можно выделить несколько блоков нормативных правовых актов, регулирующих:

— общие вопросы прохождения государственной службы;

— вопросы системы и структуры МИД России;

— вопросы дипломатической службы, в том числе посредством право­вых актов индивидуального характера.

К группе нормативных правовых актов, регулирующих вопросы системы МИД России, можно, прежде всего, отнести Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 865 «Вопросы Министерства иностранных дел Рос­сийской Федерации», которым утверждено Положение о МИД России, определяющее основные полномочия МИД России и организационные основы его деятельности.

И в соответствии с Указом Президента РФ от 8 ноября 2011 г. № 1478 «О координирующей роль Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации» при реализации внешнеполитического курса МИД России способствует согласованному взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти с тем, чтобы участие этих органов, их должностных лиц в международной деятельности обеспе­чивало соблюдение принципа единства внешней политики и выполнение международных обязательств Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Посольстве Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 28 октября 1996 г. № 1497, Посоль­ство Российской Федерации является государственным органом внешних сношений Российской Федерации, осуществляющим представительство Российской Федерации в государстве пребывания (п. 1). Оно обеспечиваем проведение единой политической линии Российской Федерации в отноше­ниях с государством пребывания и в этих целях осуществляет в установлен­ном порядке координацию деятельности и контроль за работой находящихся в государстве пребывания представительств федеральных органов испол­нительной власти, российских государственных учреждений, организаций и предприятий, их делегаций и групп специалистов, а также представительств субъектов РФ, открываемых в установленном порядке на территории отдель­ных субъектов, административно-территориальных образований (п. 3).

Посольство возглавляет Чрезвычайный и Полномочный Посол Рос­сийской Федерации в иностранном государстве. В соответствии с Поло­жением о Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве, утвержденным Указом Президента России от 7 сентября 1999 г. № 1180, Посол является высшим официальным пред­ставителем Российской Федерации, аккредитованным в государстве пре­бывания, обеспечивает дипломатическими средствами проведение внеш­неполитического курса Российской Федерации, защиту национальных интересов, суверенитета, безопасности, территориальной целостности Российской Федерации, прав и интересов ее граждан и российских юри­дических лиц в государстве пребывания. Посол назначается и отзывается по предложению министра иностранных дел Президентом РФ после кон­сультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Феде­рального Собрания РФ.

В соответствии с Положением о Консульском учреждении Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 5 ноября 1998 г. № 1330, консульское учреждение Российской Федерации является госу­дарственным органом внешних сношений Российской Федерации, осу­ществляющим в пределах соответствующего консульского округа на терри­тории государства пребывания консульские функции от имени Российской Федерации. Консульское учреждение открывается по решению Правитель­ства РФ на основании международного договора Российской Федерации с соответствующим иностранным государством (п. 1).

В соответствии с Положением о Постоянном представительстве Рос­сийской Федерации при международной организации, утвержденным указом Президента России от 29 сентября 1999 г. № 1316, Постоянное представительство Российской Федерации при международной организа­ции является государственным органом внешних сношений Российской Федерации, осуществляющим представительство Российской Федерации в соответствующей международной организации, в месте нахождения штаб-квартиры международной организации или ее отделения но решению Правительства России.

В ведении МИД России находится Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международ­ному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), полномочия и организация деятельности которого предусмотрены Положением о нем, утвержденным Указом Президента РФ от 6 сентября 2008 г. № 1315.

Особое место в механизме государственного управления в сфере внеш­ней политики и международных отношений, а значит, и дипломатической службы, занимает Правительство РФ, правовой статус которого закре­плен в гл. 6 Конституции РФ и Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». В соответствии с п. «д» ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ осу­ществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной без­опасности, реализации внешней политики Российской Федерации.

В ст. 21 указанного Федерального конституционного закона на основе этих положений Конституции РФ установлено, что Правительство РФ:

— осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации;

— обеспечивает представительство Российской Федерации в иностран­ных государствах и международных организациях;

— в пределах своих полномочий заключает международные договоры Российской Федерации, обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам, а также наблюдает за выполне­нием другими участниками указанных договоров их обязательств;

— отстаивает геополитические интересы Российской Федерации, защи­щает граждан Российской Федерации за пределами ее территории;

— осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-тех­нического и культурного сотрудничества.

Среди нормативных правовых актов Правительства РФ, регулирую­щих деятельность МИД России, а также прохождение дипломатической службы, необходимо выделить следующие его постановления:

— от 23 октября 1995 г. № 1029 «Вопросы финансового и материаль­ного положения Министерства иностранных дел Российской Федерации», призванное принципиально улучшить материальное и социальное положе­ние сотрудников дипломатической службы;

— от 3 июня 2011 г. № 438 «О порядке предоставления дополнительных гарантий сотрудникам дипломатической службы, работающим в иностран­ных государствах со сложной общественно-политической обстановкой и в государствах, которые находятся в условиях чрезвычайного положения или в состоянии вооруженного конфликта»;

— от 16 марта 2011 г. № 167 «О порядке выплаты и размере компенса­ции расходов сотрудника дипломатической службы, работающего в дипло­матическом представительстве или консульском учреждении Российской Федерации, представительстве Российской Федерации при международ­ной (межгосударственной, межправительственной) организации, на оплату обучения проживающих совместно с ним несовершеннолетних детей школьного возраста»;

— от 22 апреля 2011 г. № 310 «О социальных гарантиях лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в иностранном государстве и Постоянного представителя (представителя, постоянного наблюдателя) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве)» и др.

Министерство иностранных дел РФ наделено правом самостоятельно принимать нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к уста­новленной сфере его деятельности. Нормативные правовые акты МИД России по вопросам дипломатической службы можно условно разделим, на несколько групп: связанные с социальным обеспечением сотрудников МИД России; с их обучением, аттестацией; со служебным распорядком; с противодействием коррупции в системе МИД России.

Среди приказов МИД России, связанных с социальным обеспечением и оплатой груда сотрудников дипломатической службы, можно выделить приказы о специализированном жилищном фонде; о выплатах премий по результатам работы и единовременной выплате к ежегодному опла­чиваемому отпуску; о выплатах за выполнение особо важных и сложных заданий; о порядке установления и размерах ежемесячных надбавок за осо­бые условиях гражданской службы; за работу со сведениями, составляю­щими государственную тайну; о продолжительности ежегодных основных и дополнительных оплачиваемых отпусков; о повышении денежного воз­награждения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в дипломатических представительствах, и др.

Правовое регулирование обучения, аттестации, проверки соответствия предъявляемым квалификационным требования сотрудников дипломат ческой службы осуществляется в форме приказов МИД России, например, об аттестационной комиссии; о методике проведения конкурса на замеще­ние вакантной должности; о квалификационных требованиях к професси­ональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

В отдельную группу приказов МИД России можно отнести те, которые регулируют вопросы служебного распорядка, этики и служебного поведе­ния. Их цель — установление правил поведения для достойного выпол­нения профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета дипломатических служащих, доверия граждан кМИД России.

В МИД России созданы правовые основы механизма противодействия коррупционным проявлениям. В целях недопущения включения в про­екты актов МИД России коррупциогенных факторов действует Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актом и проектов нормативных правовых актов МИД России, утвержденный приказом МИД России от 26 июля 2010 г. № 12835.

Отдельный пакет приказов связан с предоставлением сведений о дохо­дах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудников дипломатической службы; уведомлением представителя нанимателя о фактах склонения к совершению коррупционных правона­рушений.

Непосредственное влияние на характер осуществляемой дипломати­ческими служащими работы оказывают административные регламенты исполнения государственных функций, которые разработаны в целях повышения качества исполнения государственной функции, определяют сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий МИД России (например, Административ­ный регламент МИД России по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия и восстановлению виз иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденный приказом МИД России от 9 июня 2012 г. № 8912).

В МИД России на постоянной основе проводится ревизия нормативных правовых актов, зарегистрированных Минюстом России. В соответствии с приказом МИД России от 26 апреля 2010 г. № 5757 структурным под­разделениям необходимо каждое полугодие проводить ревизию норма­тивных правовых актов МИД России (изданных начиная с 15 мая 1992 г.) на предмет их приведения в соответствие с действующим законодатель­ством, выявления устаревших, дублирующих и противоречащих друг другу нормативных правовых актов.

Таким образом, дипломатическая служба Российской Федерации осно­вывается на достаточно прочной, многоуровневой, динамично развива­ющейся нормативно-правовой базе. Даже несмотря на то, что некоторые нормативно закрепленные положения усложнены и неоднозначны, суще­ствующая правовая основа обеспечивает должный административный режим дипломатической службы, правомерность и законность всех внеш­неполитических действий Российской Федерации.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.