Скульптура: распятие Геро, двери и пасхальный канделябр церкви Св. Михаила в Хильдесхайме. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Скульптура: распятие Геро, двери и пасхальный канделябр церкви Св. Михаила в Хильдесхайме.

2017-06-09 581
Скульптура: распятие Геро, двери и пасхальный канделябр церкви Св. Михаила в Хильдесхайме. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

· Оттонновская династия: 950-1010

· Центр стяжения государственной власти перемещается на Восток

· Искусство ранней поры становления государства имеет переходный характер:

1) многое сближает с каролингским искусством: постоянное обращение к раннехристианским образцам, сходство архитектурных форм, сюжетов и композиционных приемов в живописи

2) вырабатываются черты будущего романского стиля: суровость форм и четкое соотношение частей здания в архитектуре, абстракция образов в сочетании с патетической взволнованностью повествования в изобразительном искусстве

· Более заметно, чем в период Каролингов, сказывается влияние византийской художественной культуры

· Регулярные отношения германских императоров с Константинополем (Оттон II – Теофано)

· НО: помимо Византии – проникновение народных традиций: яркая образность + черты наивного реализма

· Образование империи – подъем строительной деятельности

 

Архитектура:

· Из разных школ романского зодчества Германии наибольшее значение имели три: саксонская, вестфальская и рейнская. С особенной ясностью связь с каролингскими традициями обнаруживают постройки саксонской школы.

· Здесь господствует тип плоско перекрытой базилики, разработанной во времена раннего христианства и затем со многими упрощениями воспринятый каролингской архитектурой.

· В саксонских церквах связь с раннехристианскими (или позднеантичными) сооружениями выражается в сохранении длинного и широкого продольного корпуса с тремя нефами, причем средний, как и полагается в базилике, поднят над боковыми и имеет ряд окон. Традиционными являются также частый ряд устоев-колонн, сохраняющих античные пропорции.

· НО: В саксонских церквах были два хора, два трансепта и, следовательно, два средокрестия. Каждый из хоров, и западный и восточный, имел свою абсиду и свой трансепт, поэтому вход в церковь устраивали на одной из продольных сторон здания, то есть сбоку. Такая двойственность архитектурного образа подчеркивается двумя мощными башнями, воздвигнутыми над пересечением главного нефа и трансептов

· В интерьерах саксонской школы господствуют простые и спокойные пропорции. Большое своеобразие сравнительно с романскими церквами во Франции придает саксонским церквам отсутствие обхода в хоре. Главной же особенностью их интерьера является чередование опор - разделение внутреннего пространства на отдельные ячейки и создание определенного ритма. Устои несут полукруглые арки, над которыми поднимается гладкая стена, не расчлененная трифорием.

· Тесная связь с каролингской

· Преобладает тип трехнефной базилики с высоким центральным нефом, апсидами, трансептами на восточных и западных сторонах, башнями на средокрестиях

· Язык немецкой архитектуры: простота форм, геометрическая четкость объемов, крайняя скупость наружного декора, гладкость поверхности стен

· Определенная закономерность пропорций: основа – размер стороны квадрата средокрестия; ширина боковых нефов = половина этого размера

· Чередование опор, разделяющих нефы

·! Сложение романской базилики = полносводчатая базилика со сложным иерархически-развитым планом

· Не решена проблема каменных сводчатых перекрытий нефов

 

v Капелла св. Варфоломея в Надерборне

- мастера из Южной Италии

- церковь зального типа, то есть с тремя нефами равной высоты, перекрытая каменными сводами

- полное отсутствие не только скульптурных украшений, но даже ясно выраженных архитектурных членений

- отсутствует четкое сопоставление объемов здания, которое обычно с полной ясностью отражается и в архитектурной композиции фасадов. Вместо этого плоскость фасада делится на несколько меньших плоскостей безотносительно к общей конструкции храма

 

v Церковь Святого Кириака в Гернроде (построена после 960 г., западный хор —12 в.)

- монастырь основан маркграфом Геро в 60гг 10 в

- церковь заложена в 961 г, построена – на рубеже веков

- статичность простых, геометрически четких форм отдельных архитектурных объемов!

- массивные, лишенные всякого декора стены

- в наружнем облике четко и наглядно выступает структура здания, состоящего из простых кубических и цилиндрических объемов

- внутри: 1. Чередование опор 2. Наличие эмпор – галереи второго этажа боковых нефов

 

v Церковь Святого Михаила в Хильдесхайме (нач. 11в)

- та же структура, что и в Гернроде. Отличия в деталях

- отсутствие эмпор; столбы чередуются с двумя колоннами; иначе располагаются башни

- концы трансепта = трехъярусные галереи с примитивным способом умножения = составное целое базилики становится более сложным!

 

 

Скульптура:

· Большее распространение, чем в предшествующие столетия

· На смену любимому материалу каролингов – слоновой кости; приходят бронза, дерево, штук

· Хильдесхаймская бронзолитейная мастерская (основал Бернвард)

· Две главные особенности характерны для немецкой скульптуры романского периода. 1) Прежде всего углубилась связь искусства с религией и церковностью. Углубление религиозного чувства неизбежно должно было породить в искусстве резкие противоречия и сделать его далеким от пластической гармонии, возвышенно-суровым, драматическим – 2) Наряду с религиозным экстазом и презрением к гармонии тела другой особенностью немецкой скульптуры романского стиля было стремление к грубой материальности в передаче объемов

· Наиболее наглядно склонность к схематичной и условно передаваемой объемности форм выступает на примере памятников Гильдесгейма, ставшего важным центром распространения романской скульптуры

 

v Распятие Геро (ок 970) Кельнский собор

- Образ страдающего Христа лишен всякого благолепия: на кресте перед толпой верующих не царственный страдалец, покровитель человечества, а простой измученный человек. В этом грубом теле нет пластической красоты, его анатомия условна.

- Складки кожи, как внутренний контур, делят тело на грубо очерченные плотные массы

- резкая выразительность сочетается с тяжелым спокойствием смерти

 

v Двери церкви Святого Михаила в Хильдесхайме

- шестнадцать свободно скомпонованных рельефов на библейские и евангельские сюжеты. С точки зрения сюжетно-повествовательной и символической композиция здесь глубоко продумана и отличается четкой последовательностью. Она предвосхищает сложные повествовательные аллегорические ансамбли позднего романского искусства!

- створки впервые украшены сюжетными композициями

- выбор и расположение композиций строго продуман

- Левая створка: сюжеты из Библии; Правая створка: сюжеты из Евангелия = расположены так, чтобы каждая пара рельефов составляла определенное соответствие и давала повод для аналогий между Ветхим и Новым заветом = все рельефы вместе составляют связный рассказ (Грехопадение – Распятие), библейское повествование идет сверху вниз, евангельское – снизу вверх

- В каждой сцене рассказ об отдельных событиях ограничен лишь самым существенным. Место действия обозначено в зависимости от того, где оно происходит,

условными растительными или архитектурными мотивами произвольных пропорций. Вместе с тем фантастические библейские и евангельские эпизоды художник представляет

как близкие ему события, по-своему передавая характер каждого персонажа

- Характерной чертой гильдесгеймских дверей было новое отношение рельефа к фону. Подобно тому как в миниатюре воздушная перспектива сменяется плоскостью, так и в пластическом изображении фигуры теряют свой пространственный характер. Они как бы наполовину погружены в толщу слоя, который служит для них более или менее нейтральным фоном

- сложность теологического замысла+реализм исполнения; драматизм повествования

- библейские эпизоды: особая живость

= створки дверей = страницы гигантской книги, написанной для народа! (обращение к широкому кругу зрителей)

 

v Бернвардовская колонна; Хильдесхайм

- украшена, наподобие колонны Траяна в Риме, спирально обвивающим ее рельефом с изображением сцен из Нового завета

- Этих сцен двадцать восемь, и они охватывают жизнь Иисуса от детства до казни, а также некоторые другие евангельские сцены

- Примитивность изображения, его плоскостной характер, изгнание пространственной иллюзии, условность линий — все это здесь возрастает, хотя наивная выразительность лиц и жестов производит порой очень сильное впечатление

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.