Производственная педагогическая практика — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Производственная педагогическая практика

2017-06-09 319
Производственная педагогическая практика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

Учреждения образования

«Брестский государственный

университет имени А.С. Пушкина»

____________________ Е.Д. Осипов

«_____» ________________ 2015 г.

 

Регистрационный № УД-______/п.

 

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

В ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

для специальности:

1-03 04 03 Практическая психология

 

 

2015 г.


СоставителЬ:

Т.В. Александрович, доцент кафедры дошкольного образования Учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина», кандидат педагогических наук, доцент.

 

 

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

 

Кафедрой дошкольного образования Учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

(протокол № 5 от 22.12.2015 г.);

 

Советом социально-педагогического факультета Учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

(протокол № 4 от 22.12.2015 г.);

 

Научно-методическим советом Учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»

(протокол № ____ от ___________ 20__ г.).


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Важнейшей частью подготовки специалистов по практической психологии является производственная «Педагогическая практика в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования» учебная (педагогическая) практика, которая позволяет продолжить учебный процесс в условиях, приближенных к условиям будущей профессиональной деятельности.

Прохождение производственной педагогической практики в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования поможет студентам активно включиться в образовательный процесс с детьми и подростками, что будет способствовать обеспечению успешности решения многих профессионально-социальных задач, к которым относятся:

– признание самоценности детства, учет в организации образовательного процесса возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

– формирование отношения к каждому ребенку как к уникальной, неповторимой личности, требующей внимания, поддержки, уважения и одобрения продуктов его творчества, инициативности, самостоятельности;

– осознание необходимости сохранения и укрепления психофизического здоровья ребенка, гуманистического подхода к оздоровительной работе с учетом физических и психологических особенностей детей;

– построение образовательного процесса в летний период, предполагающего организацию разнообразных видов воспитательной и оздоровительной деятельности;

– освоение технологий создания временного детского коллектива, методикой проведения коллективных творческих дел, игр, конкурсов, спортивных праздников.

Основная цель производственной педагогической практики в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования – формировать у студентов готовность к осуществлению воспитательной деятельности в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования в летний период.

Задачи производственной педагогической практики в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования:

1) Интегрировать знания, приобрести умения и навыки самостоятельной работы с детским и юношеским коллективом в условиях воспитательно-оздоровительных учреждений образования.

2) Сформировать необходимые профессиональные компетенции и личностные качества педагога (воспитателя) воспитательно-оздоровительного учреждения образования.

3) Овладеть содержанием и различными формами и методами оздоровительной и воспитательной работы в летний период, охраны жизни и здоровья детей.

4) Развивать ответственное и творческое отношение к проведению воспитательной работы с детьми и подростками.

 

Требования к уровню освоения содержания производственной педагогической практики в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования определены образовательным стандартом высшего образования первой ступени по циклу общепрофессиональных и специальных дисциплин, который разработан с учетом требований компетентностного подхода. В названном стандарте указан минимум содержания в виде системы обобщенных педагогических знаний и умений, составляющих педагогическую компетентность выпускника учреждения высшего образования. В результате прохождения производственной педагогической практики в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования студент должен:

знать:

− сущность, содержание, особенности, структуру образовательного процесс в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования;

специфику проявления возрастных особенностей детей и подростков;

технологию организации коллективно-творческой деятельности по всем направлениям воспитания;

педагогические требования к организации режима, активного отдыха, проведению санитарно-гигиенической работы, охране жизни и здоровья детей;

возможности индивидуальной воспитательной работы с детьми и подростками.

уметь:

использовать различные методы, приемы, средстваи формы воспитания детей в условиях воспитательно-оздоровительных учреждений образования;

– планировать оздоровительную и воспитательную работы на лагерную смену и на каждый день с учетом интересов и индивидуальных особенностей детей;

– создавать условия для развития самодеятельности и творчества детей и подростков;

– организовывать разнообразные виды деятельности детей и подростков;

– устанавливать педагогически правильные отношения с детьми;

– работать самостоятельно и в команде

владеть:

навыками здоровьесбережения, профессионального общения и установления педагогически целесообразных взаимоотношений со всеми участниками образовательного процесса;

– способностью к социальному взаимодействию;

– эффективными способами коммуникаций с детьми, педагогами и родителями воспитанников;

– различными методами, средствами и формами воспитания и руководства деятельностью детей.

способностью педагогического осмысления и анализирования опыта образовательной деятельности.

Производственная педагогическая практика в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования проводится на 3 курсе в 6 семестре студентами дневной формы получения образования в течение 3 недель и на 4 курсе в 7 семестре студентами заочной формы получения образования в течение 1,5 недели.Организация самостоятельной работы студентовпредполагает:

– разработку календарного (перспективного) плана работы с детьми и подростками в летний период;

– разработку и проведение планов-конспектов коллективных творческих дел, игр, конкурсов, спортивных праздников;

– создание и защиту авторской модели смены воспитательно-оздоровительного учреждения образования в летний период.

Аттестация качества прохождения производственной педагогической практики в воспитательно-оздоровительных учреждениях образования проводится в форме дифференцированного зачета.


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

 

  Этапы Содержание практики Практические умения и навыки, компетенции, формируемые на данном этапе Формы текущего контроля
Организационный период − организация заезда детей, регистрация; − знакомство воспитанников друг с другом, педагогами, с условиями лагеря и требованиями к организации жизнедеятельности в нем; − выработка плана жизнедеятельности в отряде; − выявление потребностей, интересов, способностей воспитанников; − формирование органов самоуправления; − планирование перспектив жизнедеятельности детей и подростков в отряде и лагере; − подготовка к открытию лагерной смены –уметь определять цель и задачи оздоровительной и воспитательной работы с детьми и подростками в воспитательно-оздоровительном учреждении образования; – уметь осуществлять планирование оздоровительной и воспитательной работы на лагерную смену и на каждый день с учетом интересов и индивидуальных особенностей детей; – уметь устанавливать педагогически правильные отношения с детьми; − уметь отбирать и применять методики диагностики социально-психологического климата в отряде – запись в дневнике практики информации о воспитательно-оздоровительном учреждении образования, о своем отряде; – план-сетка оздоровительной и воспитательной работы на лагерную смену; – отрядный уголок (фото, макет), включающий название отряда, девиз, речевку, отрядную песню и эмблему.
Основной период − реализация программы воспитательно-оздоровительной деятельности воспитателя; − организация и включение детей в различные виды деятельности; − проведение коллективных творческих дел; − деятельность профильных детских объединений по интересам; − корректировка норм общения, поведения, отношений и деятельности; − руководство функционирующими в отряде органами самоуправления – уметь создавать условия для развития самодеятельности детей и подростков; организации самоуправления в коллективе; – уметь организовывать разнообразную деятельность детей и подростков; –уметь проектировать интеллектуально-познавательные игры и игровые развивающие и оздоровительные программы, использовать современные технологию; – уметь устанавливать педагогически правильные отношения с детьми; – уметь составлять воспитательный сценарий; – уметь корректировать нормы общения, поведения, отношений и деятельности – запись в дневнике практики краткого содержания и анализа проделанной работы; – методическая разработка воспитательного сценария; – самоанализ воспитательного мероприятия; – программа самовоспитания личности одного воспитанника отряда; – материалы фото- и видеофиксации интересных и значимых моментов жизнедеятельности лагеря и педагогической деятельности воспитателей.
Итоговый − анализ работы на совете отряда и сборе; − подведение итогов и организация церемонии награждения победителей, соревнований, конкурсов; − подготовка и участие в закрытии лагерной смены – уметь составлять отчет по результатам прохождения педагогической практики; – уметь рефлексировать себя, анализировать опыт педагогической деятельности – письменный анализ конфликтной ситуации из опыта вашей воспитательской деятельности; – отчет по результатам прохождения педагогической практики; – фото- и видеоматериалы (мультимедийная презентация) для заключительной конференции.

 


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

 

Организационный этап

Задачи этапа:

1) Помочь ребенку адаптироваться к новым условиям.

2) Познакомить детей с возможностями лагеря и правилами жизнедеятельности в нем.

3) Выявить потребности, интересы и способности воспитанников.

4) Сформировать органы самоуправления.

5) Включить детей в процесс планирования жизнедеятельности в отряде.

6) Создать условия для самоопределения воспитанников в выборе видов деятельности.

7) Подготовить отряд к открытию лагерной смены.

Задание 1. Ознакомиться с воспитательно-оздоровительным учреждением образования и оформить информационную справку об учреждении образования, в которой указать:

общие сведения о лагере: название и адрес лагеря, его принадлежность; деятельностная направленность; характеристика материальной базы (состояние спальных корпусов, столовой, актового зала, других помещений); характеристика прилегающей местности; продолжительность смены, количество смен за летний период.

состав детей в лагере: общая численность детей, их количество по возрастным и половым группам; количество отрядов и их деятельностная направленность, специализация.

педагогический состав: количество педагогов (из них – педагогов, руководителей кружков и т. п.); возрастной состав педагогического коллектива; структура педагогического управления.

Задание 2. Познакомиться с детьми и педагогами своего отряда, изучить состав отряда (общее количество членов отряда (из них – мальчиков и девочек); их средний возраст; наличие членов той или иной детской организации; социальная характеристика состава, общий культурный уровень воспитанников),оформить список детей группы.

Задание 3. Осуществите планирование оздоровительной и воспитательной работы в отряде на лагерную смену, составьте план-сетку. В дневнике укажите, какими способами воспитанники отряда привлекались к планированию.

Методические рекомендации к осуществлению планирования

План работы в деятельности отрядного вожатого – это, с одной стороны, нормативно-правовой документ, подтверждающий выполнение функциональных обязанностей, а с другой – модель организации воспитательной работы в отряде. План должен отражать:

– цели будущей деятельности;

– систему действий отряда, направленную на достижение поставленной цели;

– реальные сроки реализации намеченного с учетом логики развития лагерной смены;

– ответственных за выполнение конкретных дел.

Планирование воспитательной работы – это процесс совместной деятельности вожатого и воспитанников по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в отряде.

Принципы планирования:

– добровольность участия детей в соответствии с их интересами и способностями;

– системность в организации деятельности отряда;

– личностно-ориентированный подход к развитию и формированию личности воспитанника;

– сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы;

– сочетание романтики и игры с опорой на духовные ценности: добро, истина, красота;

– диагностика уровня воспитанности личности и коллектива;

– создание условий для проявления творческих возможностей, выражения взглядов, мнений

Этапы процесса планирования:

1 этап. Определение порядка и сроков действий по разработке плана. При составлении плана необходимо определить формы и способы участия воспитанников отряда в данном процессе.

2 этап. Моделирование образа отряда и процесса воспитания его членов. Процесс моделирования начинают с осмысления общих целей летней оздоровительной компании, определения воспитательных задач на смену с учетом возраста, общего уровня развития детей отряда, личной профессиональной педагогической позиции вожатого, основных средств реализации цели. При разработке модели:

– моделируем примерный образ воспитанников и образ жизнедеятельности отряда, построение в нем деятельности, общения и отношений;

– определяем приоритетный вид совместной деятельности;

– продумываем пути, формы и способы совершенствования общения детей в отряде.

3 этап. Коллективное планирование. В планировании жизнедеятельности отряда участвуют не только вожатые, но и воспитанники. Поиск дел проводится на двух уровнях: общелагерные дела, отрядные дела. План составляет вожатый, опираясь на деятельность органов самоуправления.

4 этап. Оформление документа – плана работы. При планировании воспитательной деятельности вожатый, наряду с определением цели, форм и способов воспитания детей, находит оптимальный вариант содержания структуры создаваемого документа – плана работы на смену.

Форма плана: характеристика отряда; цель и задачи воспитательной деятельности; содержание жизнедеятельности отряда; индивидуальная работа с воспитанниками; работа с родителями; анализ воспитательной работы в отряде.

Основные педагогические требования к плану:

– соответствие целям и задачам лагеря;

– учет возрастных особенностей, интересов и увлечений детей;

– разнообразие и последовательное усложнение видов деятельности, форм и методов работы;

– систематичность, преемственность в подборе видов деятельности;

– реальность по срокам и видам деятельности.

Задание 4. Совместно с воспитанниками отряда разработайте отрядный уголок, обязательно включающий название отряда, девиз, речевку, отрядную песню и эмблему. К дневнику педагогической практики приложите макет (формат А 4) либо фотографию отрядного уголка.

 

Основной этап

Задачи этапа:

1) Развивать творческий потенциал воспитанников.

2) Формировать нравственный опыт отношений с окружающими людьми.

3) Укреплять здоровье детей средствами физкультурно-оздоровительной работы в отряде.

4) Создать условия для самореализации воспитанников.

Задание 5. Разработайте сценарии воспитательных и оздоровительных мероприятий, оформите их по следующей схеме на отдельных листах формата А 4:

Титульный лист:

– учреждение образования «БрГУ им. А.С. Пушкина»;

– форма проведения мероприятий (беседа, конкурс, игровая программа и т. д.);

– тема мероприятия;

– фамилия, имя, отчество студента;

– курс, группа, факультет.

Содержание конспекта:

– цель;

– задачи (воспитательные, развивающие, образовательные, оздоровительные);

– возраст воспитанников, отряд;

– участники мероприятия (администрация лагеря, воспитатель, гости, члены отряда и т. д.);

– продолжительность;

– место проведения;

– оборудование и оформление (плакаты, выставка книг, магнитофон и т. д.);

– подготовительный этап (обсуждение темы и формы проведения мероприятия с активом отряда, выбор творческого актива по подготовке мероприятия, индивидуальная работа с воспитанниками по подборке материала и т. д.);

– ход мероприятия;

– подведение итогов (рефлексия, выводы, постановления, рекомендации и т. д.);

– литература (список литературы, использованной при подготовке мероприятия).

Задание 6. Выполните самоанализ проведенного вами воспитательного и оздоровительного мероприятия. Самоанализ оформляется на листах формата А 4 и осуществляется по следующему плану:

1) Общие сведения:

– дата проведения;

– форма работы. Входит ли она в систему воспитательной работы данного отряда или является эпизодической?

– цель мероприятия. На решение каких воспитательных задач оно рассчитано?

– психолого-педагогическое обоснование содержания и формы данного мероприятия: соответствие работы общим задачам воспитания, уровню развития детского коллектива, возрастным особенностям воспитанников.

2) Анализ подготовки сценария:

– кто был инициатором проведения данного мероприятия?

– как оно готовилось: как обеспечивалась активная позиция воспитанников, в чем проявилась их самостоятельность и инициатива?

– удалось ли в подготовительный период вызвать у воспитанников понимание необходимости, значимости предстоящей работы, сформировать эмоциональное отношение к ней?

3) Ход мероприятия:

– актуальность темы, своевременность проведения мероприятия;

– реализация требований комплексного подхода к воспитательным воздействиям;

– нравственно-эстетическая, оздоровительная направленность содержания;

– разнообразие видов деятельности (познавательная, трудовая, игровая, художественная, спортивная, туристическая, общественно-полезная и т. д.), в которую вовлекались воспитанники в процессе подготовки и проведения мероприятия;

– эмоциональные состояния, возникавшие в процессе мероприятия, их адекватность воспитательным целям и задачам;

– характер взаимоотношений («вожатый – воспитанник», «воспитанник – воспитанник» и т. д.), которые складывались во время подготовки и проведения мероприятия.

4) Общая оценка:

– какие новообразования личности возможны под влиянием данного мероприятия (что воспитываем, формируем)?

– насколько удалось достигнуть поставленных целей?

– причины успехов, неудач, ошибок;

– выводы, предложения.

Задание 7. Разработайте индивидуальную программу самосовершенствования одного воспитанника вашего отряда по следующему плану:

Шаг 1. Формулировка проблемы совместно с ребенком: какое качество хочу воспитать у себя?

Шаг 2. Постановка цели совместно с ребенком: сформулируйте вместе конкретную цель, продолжив фразу: «Я хочу...».

Шаг 3. Оценка ребенком своих возможностей: оцени, где ты сейчас находишься по отношению к своей цели? Отметь это точкой на прямой,

    ЦЕЛЬ

а также заполните таблицу:

Оценка ребенком своих возможностей (все, что у ребенка на сегодняшний день есть и может помочь в достижении цели (знания, умения, желания, качества и т. д.) Что может помешать достижению цели? (внешние, внутренние факторы: лень, боязнь, ошибки и т. п.) Что или кто может помочь? (воспитатель, вожатый, воспитанники отряда, семья и т. п.)
1. 1. 1.
2. 2. 2.
и т. д. и т. д. и т. д.

 

Шаг 4. Определение способов достижения цели: что понадобиться сделать для достижения цели? Определите конкретные действия, доступные контролю и оценке. Конкретизируйте каждое действие во времени.

Конкретное действие Планируемый промежуточный результат Сроки выполнения
1.    
2.    
и т. д.    

 

Шаг 5. Осуществление намеченного: самоконтроль и самооценка результатов выполнения каждого пункта плана.

Шаг 6. Коррекция: внесениенеобходимых поправок в результаты работы воспитанника над собой. Коррекция плана при необходимости.

Шаг 7. Рефлексия совместно с воспитанником:

1. В чем заключалась цель самосовершенствования?

2. Как планировали достичь данной цели?

3. Что уже достигнуто?

4. Можно ли было достигнуть лучшего результата?

5. Что для этого надо было сделать?

6. Удовлетворены ли вы достигнутым?

7. Какие цели самосовершенствования хотел бы реализовать ребенок?

8. Как проделанная работа отразиться на вашей будущей вожатской деятельности?

Задание 8.Подготовьте материалы фото- и видеофиксации интересных и значимых моментов жизнедеятельности лагеря и своей педагогической деятельности в качестве воспитателя. Фотоматериалы можно оформить в виде презентации, педагогического коллажа.

Педагогический коллаж (от франц. – наклеивание) как способ создания новых иллюстраций относится к классическому методу оформления. Отличительная черта коллажа – создание нового рисунка из фрагментов иллюстраций и текстов. При составлении коллажа можно также использовать заголовки газет, интересные высказывания, рекламные материалы, фрагменты буклетов, каталогов, календарей, плакатов, афиш, открыток, наклеек и другую печатную продукцию. По композиционному расположению материала, наклеиваемому на листы ватмана, полотна ткани, коллаж может состоять из единого смыслового рисунка; отдельных фрагментов, объединенных общей тематикой; множества изображений, образующих сериал и т. д. (Пуйман, С.А. Практикум по педагогике: пособие / С.А. Пуйман, В.В. Чечет. – Минск, 2003.).

Технология подготовки педагогического коллажа

1) Формирование творческой группы.

2) Сбор рисунков, фотоснимков и других материалов.

3) Группировка материалов, компоновка коллажа (раскладывание, продумывание подписей, общего вида коллажа), композиционное расположение материала.

4) Оформление коллажа.

5) Подготовка презентации коллажа.

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

Учреждения образования

«Брестский государственный

университет имени А.С. Пушкина»

____________________ Е.Д. Осипов

«_____» ________________ 2015 г.

 

Регистрационный № УД-______/п.

 

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.