Всеобщее управление качеством (TQM) и стандарты серии ISO 9000 как стратегия изменений — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Всеобщее управление качеством (TQM) и стандарты серии ISO 9000 как стратегия изменений

2017-06-06 364
Всеобщее управление качеством (TQM) и стандарты серии ISO 9000 как стратегия изменений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитие подход к управлению качеством в управленческой науке. Основные положения концепции TQM. Использование стандартов качества в рамках подхода TQM.

Проектирование стратегических изменений в организации

Методология организационного проектирования систем управления. Управление эффективным развитием организации. Контроль и корректировка стратегии.

Требования к системе управления с позиций рыночных условий. Цикл организационного проектирования систем управления. Характерные черты эффективной организации. Факторы оценки эффективности управления.

Характер взаимозависимости между структурой, информационными системами, человеческими ресурсами, организационной культурой и эффективным лидерством в самообучающейся организации.

 

Оценка эффективности управления стратегическими изменениями

Эффективность: основные понятия, подходы, методы определения, типы. Эффективное управление: выбор показателей. Анализ и оценка организационной структуры и организационной структуры управления. Применение частных методик оценки эффективности отдельных управленческих мероприятий. Применение сбалансированной системы показателей для оценки эффективности организационных изменений.

Возрастание роли управленческого консультирования и его причины. Сфера консалтинговых услуг и ее структура. Консультирование проекта, консультирование процесса, учебное привлечение внешних, а также внутренних консультантов. Совместная работа внешних и внутренних консультантов и ее эффективность. Факторы гласности о деятельности консультантов и прозрачности их позиций в отношении реорганизации.

Примерные темы рефератов по курсу «Управление стратегическими изменениями»

1. Реализация моделей организационных изменений в деятельности крупных организаций.

2. Построение эффективной системы коммуникаций как механизма преодоления сопротивлений.

3. Решение проблемы власти в условиях реструктуризации.

4. Формирование корпоративной культуры.

5. Диагностика и оптимизация бизнес-процессов.

6. Комплексный подход к преодолению сопротивления в организации.

7. Планирование организационных изменений.

8. Взаимосвязь технологических и организационных процессов в системе управления изменениями.

9. Формирование системы управления изменениями в малых предприятиях.

10.Реинжиниринг деятельности торгово-посреднической организации.

11.Внедрение современных информационных технологий в управление организацией.

12.Методы внедрения изменений на предприятиях машиностроения.

13.Разработка системы совершенствования организационной культуры.

14.Развитие системы управления финансовыми потоками.

15.Решение проблемы эффективности в развитии организационной культуры.

16.Применение метода эксперимента в в проведении организационных изменений.

17.Оптимизация организационной структуры к требованиям эффективности.

18.Совершенствование методов мотивации в обеспечение организационного изменения.

19.Разработка стратегии проведения изменений.

20.Анализ условий совершенствования организации.

21.Влияние организационной культуры на формирование организационной структуры.

22.Совершенствование организации и ориентация на потребителя.

23.Взаимодействие производственной, финансовой и коммерческой подсистем в условиях изменений.

24.Оптимизация бизнес-процессов в коммерческих организациях.

25.Совершенствование оперативного управления в процессе эволюционных изменений.

5. Вопросы для контроля по дисциплине «Управление стратегическими изменениями»

1. Причины, обусловившие необходимость управления организационными изменениями

2. Факторы неравновесности социально-экономических систем

3. Характеристики информационной экономики

4. Понятие, содержание и процесс организационных изменений

5. Типология организационных изменений

6. Развитие социально-экономических систем

7. Понятие структурной инерции

8. Взаимосвязь устойчивости организации и организационных изменений

9. Модель плановых организационных изменений Р. Дафта

10.Агент перемен. Внутренний и внешний агент перемен

11.Трехступенчатая модель изменений К. Левина

12.Восьмиступенчатая модель управления изменениями Дж. Коттера

13.Модель управления изменениями Л. Грейнера

14.Трансформационная модель У. Бриджеса

15.Модель управления изменениями Колина Карнала

16.Системная модель Питера Сенге

17.Реструктуризация и ее причины

18.Организационное программирование

19.Этапы процесса реструктуризации

20.Факторы, влияющие на организационное проектирование

21.Причины слияний и поглощений

22.Принципы осуществления слияний и поглощений

23.Процесс слияний и поглощений: ключевые этапы

24.Процессный подход к управлению организацией: сущность, базовые понятия

25.Бизнес-процесс как ключевая категория процессного управления: понятие, типология, структура

26.Методы оптимизации бизнес-процессов

27.Реинжиниринг бизнес-процессов: содержание подхода

28.процесс реинжиниринга бизнес-процессов

29.Основные положения концепции управления знаниями

30.Концепция обучающейся организации

31.Управление индивидуальными и групповыми изменениями

32.Роли, исполняемые сотрудниками в процессе организационных изменений и их характеристика

33.Понятие и методы организационного развития

34.Основные способы внедрения культурных перемен

35.Роль лидера в процессе организационных преобразований

36.Причины сопротивления переменам со стороны персонала

37.Управленческие методики, позволяющие снизить сопротивление персонала переменам

38.Симптомы стрессовых состояний

39.Способы снижения стресса

40.Модель жизненного цикла Л. Грейнера

41.Модель жизненного цикла организации И. Адизеса

42.Организационные патологии

43.Всеобщее управление качеством как стратегия изменений

44.Стандарты серии ISO 9000 как инструмент организационных изменений

45.Понятие и виды бенчмаркинга

46.Этапы реализации бенчмаркингового проекта

47. Совершенствование бизнес-процессов на основе концепции «Шесть сигм»

48.Непрерывное улучшение бизнес-процессов на основе концепции Кайдзен

49.Применений сбалансированной системы показателей для оценки эффективности организационных изменений

50.Сравнительная характеристика традиционной модели организационного развития и модели большой интервенции

6. Организационно-методическое обеспечение дисциплины

а) основная литература:

1. Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации / Ицхак К. Адизес; Пер. с англ. под науч. ред. А. Сеферяна. – СПб.: Питер, 2008. – 384 с.

2. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник для вузов по спец. и направлению «Менеджмент» / О.С. Виханский. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2006. – 296 с.

3. Гапоненко А.Л. Стратегическое управление: Учебник. – М.: Омега-Л, 2006. – 464 с. – (Серия «Успешный менеджмент»).

4. Иванова Т.Ю. Теория организации: учебник / Т.Ю. Иванова, В.И. Приходько. – 3-е изд.. перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2010. – 432 с.

5. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин – М.: КНОРУС, 2010. – 175 с.

6. Лапыгин Ю.Н. Стратегическое развитие организации: учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин, Д.Ю. Лапыгин, Т.А. Лачина; под. ред. Ю.Н. Лапыгина. – М.: КНОРУС, 2005. – 288 с.

7. Парахина В.Н. Стратегический менеджмент: учебник / В.Н. Парахина, Л.С. Максименко, С.В. Панасенко. – М.: КНОРУС, 2008. – 498 с.

8. Пригожин А.И. Методы развития организаций. - М.: МЦФЭР, 2003. - 863 с.

9. Управление изменениями / Пер. с англ. А. Лисициной; Под ред. Ю. Быстрова. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007 – 227 с. – (Серия «Классика Harvard Business Review).

10. Управление изменениями: Хрестоматия. 2-е изд. / Пер. с англ. под ред. Г.В. Широковой; Высшая школа менеджмента. СПбГУ. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010. – 496 c.

11. Широкова Г.В. Управление изменениями в российских компаниях: учебник. 3-е изд. / Г.В. Широкова; Высшая школа менеджмента СПбГУ. – СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2009. – 480 с.

 

б) дополнительная литература:

1. Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации / Ицхак К. Адизес; Пер. с англ. под науч. ред. А. Сеферяна. – СПб.: Питер, 2008. – 384 с.

2. Веснин В.Р.Стратегическое управление. Учебное пособие. - СПБ-Питер, 2009. – 256 с.

3. Камерон Э., Грин М. Управление изменениями / Э. Камерон, М. грин; пер. с англ. – М.: Издатетельство «Добрая книга», 2006. – 360 с.

4. Лапыгин Ю.Н., Лапыгин Д.Ю. Бизнес-план: стратегия и тактика развития компании: Практ. Пособие. – М.: Омега – Л, 2007. – 350 с.

5. Лапыгин Ю.Н., Лапыгин Д.Ю. Управленческие решения: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2009. – 447 с.

6. Панов А.И., Коробейников И.О. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 303 с. – (Серия «Профессиональный учебник»).

7. Поченцов Г.Г. Стратегия: стратегия по управлению будущим. - М. СмартБук, 2009. – 377 с.

8. Репин В.В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2008. – 408 с.

9. Ривкин С., Сейтель Ф. Мудрая идея. Трансформация ваших идей в успешные инновации / Под ред. Ю.Н. Каптуревского. – Спб.: Питер, 2003. – 240 с.

10. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: учеб. для вузов по специальности и направлению «Менеджмент» / Р.А.Фатхутдинов; Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Российской Федерации. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2007. – 445с.

в) периодические издания

1. Журнал «Проблемы теории и практики управления»

2. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом».

3. Журнал «Маркетинг в России и за рубежом».

4. Журнал «Региональная экономика».

5. Журнал «Деньги».

6. Журнал «Эксперт».

7. Журнал «Секрет фирмы».

8. Газета «Экономика и жизнь».

9. Газета «Коммерсант».

 

г) Интернет-ресурсы

12. Elibrary.ru: научная электронная библиотека [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.elibrary.ru, свободный.

13. Административно-управленческий портал – публикации по экономике, финансам, менеджменту и маркетингу. – Режим доступа: http://www.aup.ru, свободный.

14. Сайт, посвященный проблемам стратегического менеджмента. – Режим доступа: http://strategy.bos.ru, свободный.

15. Сайт Высшей школы менеджмента СПбГУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.som.pu.ru, свободный.

16. Консалтинговый сайт. – Режим доступа: http://www.consulting.ru, свободный.

17. Сайт, посвященный развитию бизнеса. Организационный дизайн. – Режим доступа: http://www.devbusiness.ru, свободный.

18. Публикации, статьи и методические материалы по менеджменту. – Режим доступа: http://www.profy.ru, свободный.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ЛЕКЦИЙ

 

В процессе преподавания дисциплины «Управление стратегическими изменениями» проводятся лекции и семинарские (практические) занятия.

Каждая лекция представляет собой логически завершенную вводную информацию для последующего проведения практических занятий и лабораторных работ. Главной задачей лекций является определение направления изучения данного курса по конкретной теме, формирование концептуальных теоретических знаний, позволяющих студентам самостоятельно изучить дополнительные материалы с учетом специфики их научных и профессиональных интересов. Подготовка лекции непосредственно начинается с разработки преподавателем структуры рабочего лекционного курса по конкретной дисциплине. Руководством здесь должна служить рабочая программа. Учебный план и рабочая программа служат основой разработки рабочего лекционного курса.

Количество лекций определяется с учетом общего количества часов, отведенных для лекционной работы. Для студентов-заочников количество часов обычно сокращается в несколько раз, по сравнению с очной формой обучения.

Структура лекционного курса обычно включает в себя вступительную, основную и заключительную части.

Методика работы над лекцией предполагает следующие этапы:

- выяснение того, что и в каком объёме было изучено студентами ранее по родственным дисциплинам;

- определение места изучаемой дисциплины в учебном процессе подготовки магистра;

- отбор материала для лекции;

- определение объема и содержания лекции;

- выбор последовательности и логики изложения, составление плана лекции;

- подбор иллюстративного материала;

- выработка манеры чтения лекции.

Отбор материала для лекции определяется ее темой.

Преподавателю следует тщательно ознакомиться с содержанием темы в учебной литературе. Определить вопросы, выносимые на лекцию, обдумать обобщения, которые необходимо сделать, выделить спорные взгляды и четко сформировать свою точку зрения на них.

Определение объема и содержания лекции – следующий этап подготовки лекции, определяющий темп изложения материала. Это обусловлено ограниченностью временных рамок, определяющих учебные часы на каждую дисциплину. Лекция должна содержать столько информации, сколько может быть усвоено аудиторией в отведенное время. Лекцию нужно разгружать от части материала, переносить его на самостоятельное изучение. Самостоятельно изученный студентами материал, наряду с лекционным, выносится на экзамен.

Решая вопрос об объеме и содержании лекции, следует учитывать ряд особенных, специфических черт этого вида занятия, в том числе и дидактическую характеристику лекции.

Лекция входит органичной частью в систему учебных занятий и должна быть содержательно увязана с их комплексом, с характером учебной дисциплины, а также с образовательными возможностями других форм обучения.

Содержание лекции должно отвечать ряду дидактических принципов. Основными из них являются: целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность.

Целостность лекции обеспечивается созданием единой ее структуры, основанной на взаимосвязи задач занятия и содержания материала, предназначенного для усвоения студентами. В тех случаях, когда на одном занятии достигнуть такой целостности не представляется возможным, это должно быть специально обосновано лектором ссылками на предыдущее или последующее изложение, на литературные и другие источники.

Научность лекции предполагает соответствие материала основным положениям современной науки, абсолютное преобладание объективного фактора и доказательность выдвигаемых положений. Каждый тезис должен быть четко сформулированным и непротиворечивым. Прежде чем приступить к доказательству, необходимо выяснить, насколько тезис усвоен магистрами. В ходе всего доказательства тезис должен оставаться неизменным.

Лектору следует указывать на точность полученных результатов, очерчивая область нахождения решений поставленных задач, отмечать не только достоинства, но и недостатки принятой методики, намечать другие пути достижения поставленной цели, четко обозначать современный уровень развития науки в данном вопросе. Иначе в аудитории всегда найдется несколько студентов, способных сделать это самостоятельно, разрушив авторитет преподавателя.

Принцип доступности лекции предполагает, что содержание учебного материала должно быть понятным, а объем этого материала посильным для «среднего» магистра. Это означает, в частности, что степень сложности лекционного материала должна соответствовать уровню развития и имеющемуся запасу знаний и представлений студентов. Стремясь к доступности изложения, нельзя снижать его научность.

Следование принципу систематичности требует соблюдения ряда педагогических правил. К ним, первую очередь, относят:

- взаимосвязь изучаемого материала с ранее изученным, постепенное повышение сложности рассматриваемых вопросов;

- взаимосвязь частей изучаемого материала;

- обобщение изученного материала;

- стройность изложения материала по содержанию и внешней форме его подачи, рубрикация курса, темы, вопроса.

После определения объёма и содержания лекции, преподавателю необходимо с современных позиций проанализировать состояние проблемы, изложенной в учебных материалах, и составить расширенный план лекции.

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ

 

Целью семинара является более углубленное самостоятельное изучение вопроса, темы, проблемы учебного предмета, овладение научно-теоретической и конструктивной методологией. В условиях вуза семинар – один из основных видов практических занятий, состоящих в обсуждении магистрами сообщений, докладов, рефератов, выполненных по результатам самостоятельного исследования, опыта, доказательства.

Задачи семинарских занятий:

1. Образовательные:

- расширение общего научного кругозора;

- углубление самостоятельного изучения магистрами отдельных, основных или наиболее важных тем курса;

- формирование навыков, умений проведения опытов научного исследования по данной теме, проблеме;

- овладение методикой конкретной науки;

- выбор нужной основной информации из первоисточников, словарно-энциклопедической литературы.

2. Развивающие:

- развитие умений доказать, обобщать;

- умение отстаивать свои мысли, доказательства, выводы, умение интерпретировать;

- совершенствование искусства устного и письменного изложения, темы, вопроса, проблемы опыта в соответствии с заданной целью.

3. Воспитывающие:

- формирование познавательного интереса к науке учебного предмета и к методам исследования;

Методика подготовки магистров к семинару.

Преподаватель сообщает первоначально магистрам о цели и задачах проведения семинаров, об особенностях самостоятельной работы с разными источниками получения информации, знаний, о подходе к опытнической, научно-исследовательской работы, дается характеристика источников, над которыми предстоит работать.

Алгоритм подготовки семинарского занятия:

1. Сообщение темы за 1-2 недели до проведения семинара.

2. Доведение до магистров цели и задачи семинара.

3. План семинара.

4. Сообщение списка литературы с комментарием.

5. Выделение рефератов, докладчиков, содокладчиков и иногда оппонентов.

6. Консультация преподавателя.

7. Прослушивание реферата или доклада.

Основными этапами проведения практического (семинарского) занятия:

1. Организационный момент (объявление темы семинара, цели и основных задач, а также плана проведения занятия).

2. Заслушивание реферата, доклада, эссе, содержания деловой или практической ситуации.

3. Вопросы участникам семинара.

4. Выступление магистров. Обсуждение ситуации или доклада.

5. Необходимые пояснения преподавателя по ходу занятия.

6. Оценочные суждения магистров и преподавателя.

7. Подведение итогов и объявление результатов семинара.

8. Выдача задания на следующий семинар

Обязанность преподавателя на практическом занятии – направлять обсуждение рефератов, докладов, практических ситуаций на раскрытие наиболее важных и ценных в научном и педагогическом отношении вопросов, на выявление идей, концепций, на совместное искание правильных и неправильных идей, практических выводов. Преподаватель с учетом конкретных условий, критических ситуаций применяет необходимые методические решения. Главное в том, чтобы магистры свободно обменивались мнениями, выяснением всех возможных вопросов.

В заключительном слове преподаватель вносит поправки, уточнения, оценивает самостоятельную работу магистров, подчеркивает основные приемы, способы, средства подготовки студентов к семинару. После заключительного слова преподавателя выступления с оценочными суждениями самих магистров, что развивает их критическое мышление, ответственность за обобщение, выводы. Одна из главных дидактических задач преподавателя на семинаре – наблюдение за ходом занятия, его педагогический анализ и систематизация знаний, выводов, подготовка заключения.

Преподаватель должен в своем заключительном слове отметить не только положительное, но и недостатки обсуждения рефератов, докладов, деловых ситуаций. Здесь же преподаватель намечает дальнейшие пути самостоятельной работы по указанной теме.


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

Самостоятельная работа – это форма учебной деятельности, в процессе которой магистры выполняют разнообразные типы учебных, производственных и исследовательских заданий с целью усвоения различных знаний, приобретения общекультурных и профессиональных компетенций, оценки творческой деятельности и выработки систем поведения.

Самостоятельная работа организуется в соответствии с технологической картой учебного курса, методическими рекомендациями по выполнению заданий для самостоятельной работы.

Преподаватель определяет темы самостоятельной работы, ее формы и объем, разрабатывает и подбирает учебно-методическое обеспечение, составляет график консультаций, осуществляет индивидуальную педагогическую поддержку в выполнении магистрами самостоятельной работы, оценивает ее результаты.

Самостоятельная работа магистров предполагает:

- изучение обязательной и дополнительной литературы, текстов лекций, электронных материалов лекций и семинаров;

- изучение в рамках программы учебной дисциплины тем и проблем, не выносимых на лекции и семинары;

- изучение и конспектирование хрестоматий, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами.

- написание реферата, эссе по заданной проблеме;

- выполнение исследовательских и творческих заданий;

- подготовка проектов и презентаций;

- выполнение контрольных работ;

- выполнение индивидуального дополнительного задания;

- аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.);

- подготовка докладов по теме семинара;

- решение заданных на дом задач и упражнений;

- подготовка к контрольным работам, коллоквиумам;

- поиск и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме учебной дисциплины;

- анализ статистических и фактических материалов по заданной теме;

- составления таблиц для систематизации учебного материала;

- анализ конкретной ситуации и подготовка аналитической записки (case study).

Типовые задания для самостоятельной работы по данной дисциплине ориентированы на формирование у студентов компетентности в принятии решений.

Перечень примерных заданий для самостоятельной работы:

1. Написание рефератов на предложенные темы.

2. Аннотирование научной и методической литературы.

3. Составление глоссария.

4. Выполнение творческих заданий по темам.

5. Написание сравнительно-аналитических материалов.

6. Решение управленческих задач

7. Разработка индивидуальных проектов.

8. Работа с Интернет-ресурсами.

Сопровождение самостоятельной работы студентов может быть организовано в следующих формах:

- согласование индивидуальных планов (виды и темы заданий, сроки предоставления результатов) самостоятельной работы студента в пределах часов, отведенных на самостоятельную работу);

- консультации (индивидуальные, групповые) по оказанию помощи при разработке плана или программы работы над индивидуальным проектом;

- промежуточный контроль хода выполнения задания;

- оценка результатов выполнения заданий;

- проведение итоговых конференций.

Магистр после ознакомления с плановым объемом самостоятельной работы в семестре в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины должен:

- составить для себя индивидуальный план самостоятельной работы;

- сформировать комплект учебно-методических материалов (учебники, учебные пособия, методические указания, нормативные материалы и т.д.);

- определить рабочее место с персональным компьютером (дома, в общежитии, на кафедре, в библиотеке БГУ и т.д.);

- приступить к систематическому выполнению самостоятельной работы в соответствии с индивидуальным планом;

- освоить максимум содержания разделов дисциплины, выносимых на самостоятельную работу студентов и предложенных преподавателем;

- самостоятельно выполнить все задания, внесенные в разделы учебной программы по дисциплине;

- регулярно предоставлять преподавателю результаты самостоятельной работы в назначенное время (в т.ч. в системе электронного обучения).


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

 

Методические рекомендации для преподавателя по освоению дисциплины – это свод указаний, обеспечивающих навигацию преподавателя в процессе преподавания дисциплины, раскрывающих средства, методы, приемы, формы обучения студентов.

Рекомендации нацелены на обеспечение эффективности учебного процесса по освоению дисциплины «Процессы решения проблем управления и принятия управленческих решений». Предлагаемые рекомендации предназначены для преподавателей вне зависимости от этапа обучения для соблюдения преемственности в выборе методов, приемов, форм и средств обучения. При необходимости рекомендации могут быть дополнены и скорректированы в зависимости от:

- особенностей подготовки магистров;

- условий обучения (например, увеличения часов на самостоятельную работу);

- изменения целей обучения.

 

Методические рекомендации для преподавателя по основным направлениям организации видов учебной деятельности магистров

1. Усвоение знаний

В ходе усвоения теоретического материла магистры должны:

- выписать определения основных понятий;

- законспектировать основное содержание;

- выписать ключевые слова;

- выполнить задания-ориентиры в процессе изучения рекомендуемого материала,

- проанализировать презентационный материал,

- осуществить обобщение, сравнить с ранее изученным материалом, выделить новое.

 

2. Организация самостоятельного изучения научных публикаций

Самостоятельное изучение научных публикаций предполагает чтение монографий, научных статей и иных публикаций по направлению подготовки. Магистры должны ознакомиться с содержанием публикации, с целью их полного понимания. Данный вид самостоятельной работы предполагает обязательное самостоятельное изучение профессионально ориентированной литературы с целью поиска заданной информации, ее смысловой обработки и фиксации в виде аннотации. Это могут быть фрагменты научных монографий, статьи из периодических научных изданий (как печатных, так и Интернет-изданий). Такой вид работы контролируется преподавателям, сдается в строго отведенное время промежуточного контроля и оценивается в баллах, которые включаются в рейтинг студента.

Объем текста (текстов) для самостоятельного изучения составляет 3-5 страниц и предполагает обязательное составление глоссария терминов. Первоисточники информации предоставляются в оригинальном виде или в виде ксерокопии с указанием выходных данных для печатных источников и печатного варианта, со ссылкой на Интернет ресурс для материалов, взятых из Интернет-изданий.

При осуществлении данного вида самостоятельной работы необходимо предложить студентам следующий план работы:

- ознакомиться с содержанием источника информации с коммуникативной целью;

- составить глоссарий научных понятий по теме;

- составить план-конспект по теме;

- сделать аналитическую выборку новой научной информации в дополнение к уже известной;

- составить краткую аннотацию.

3. Составление глоссария профессиональных терминов

 

Чтение профессионально ориентированной литературы предполагает обязательное составление словаря терминов. Помимо основной цели – развития экономического мышления - применение такой формы работы магистров может способствовать созданию дополнительной профессиональной базы для использования в учебных и профессиональных целях (написание рефератов, докладов.

При этом необходимо порекомендовать студентам руководствоваться следующими общими правилами:

- отобранные термины должны относиться к широкому и узкому профилю специальности;

- отобранные термины должны быть новыми для магистра и не дублировать ранее изученные;

- отобранные термины предназначены для активного усвоения.

 

 

4. Написание эссе

Обучение магистров предполагает формирование умения излагать свои мысли, чувства и мнение по поводу изучаемых тем в форме сочинения или эссе.

Основная цель эссе – представить собственные мысли и идеи по заданной теме. Необходимо обратить внимание магитсров на следующее:

1. Работа должна соответствовать жанру эссе – представлять собой изложение в образной форме личных впечатлений, взглядов и представлений, подкрепленных аргументами и доводами.

2. Содержание эссе должно соответствовать заданной теме;

3. В эссе должно быть отражено следующее:

- отправная идея, проблема во внутреннем мире автора, связанная с конкретной темой.

- аргументированное изложение одного-двух основных тезисов.

- вывод.

4. Объем эссе не должен превышать 2-х страниц печатного текста (но не менее 1).

5. Работа может быть оформлена с помощью компьютерных программ (MS Office), в т.ч. графических.

6. Критерии оценки работ: содержание, неформальный подход к теме, самостоятельность мышления, кругозор, убедительность аргументации, грамотность, оформление работы.

 

5. Подготовка реферата, доклада

Одной из форм самостоятельной деятельности магистра является написание докладов и рефератов. Выполнение таких видов работ способствует формированию у него навыков самостоятельной научной деятельности, повышению его теоретической и профессиональной подготовки, лучшему усвоению учебного материала.

Реферат представляет собой письменную работу на определенную тему. По содержанию, реферат – краткое осмысленное изложение информации по данной теме, собранной из разных источников. Это также может быть краткое изложение научной работы, результатов изучения какой-либо проблемы.

Темы докладов и рефератов определяются преподавателем в соответствии с программой дисциплины. Конкретизация темы может быть сделана студентом самостоятельно.

Следует акцентировать внимание студентов на том, что формулировка темы (названия) работы должна быть:

- ясной по форме (не содержать неудобочитаемых и фраз двойного толкования);

- содержать ключевые слова, которые репрезентируют исследовательскую работу;

- быть конкретной (не содержать неопределенных слов «некоторые», «особые» и т.д.);

- содержать в себе действительную задачу;

- быть компактной.

Выбрав тему, необходимо подобрать соответствующий информационный, статистический материал и провести его предварительный анализ. К наиболее доступным источникам литературы относятся фонды библиотеки, а так же могут использоваться электронные источники информации (в том числе и Интернет).

Важным требованием, предъявляемым к написанию рефератов на английском языке является грамотность, стилистическая адекватность, содержательность (полнота отражения и раскрытия темы).

Еще одним из требований, предъявляемых к рефератам, является их объем:

- краткое осмысленное изложение информации по данной теме, собранной из разных источников – 4,5 страниц машинописного текста (не считая титульного листа).

- краткое изложение научной работы:

- статья до 5 печатных страниц свертывается в реферат из 125-200 слов;

- статья до 25 печатных страниц – в реферат из 250 и более слов;

- для более крупных документов – до 1200 слов.

Если оригинальный текст свернут в реферате до 1/8 его объема при сохранении основных положений, то такой реферат может считаться удовлетворительным, нормальным по объему.

Еще одним требованием является связанность текста. Предложения в тексте связаны общим смысловым содержанием, общей темой текста. Очень часто связность достигается благодаря различным специальным средствам. К наиболее распространенным относятся повторение одного и того же ключевого слова и замена его местоимениями.

Часто взаимосвязь предложений в тексте достигается с помощью наречий, местоименных наречий, которые употребляются вместо членов предложений, уточнения времени и места развития событий, о которых сообщалось в предыдущем предложении. Одним из специальных средств связности является порядок слов в предложении. Для обозначения тесной смысловой связи в тексте предложение может начинаться словом или словосочетанием из предыдущего предложения.

Реферат должен заключать такой элемент как выводы, полученные сделанные студентам в результате работы с источниками информации.

Рефераты и доклады представляются строго в определенное графиком учебного процесса время и их выполнение является обязательным условием для допуска к промежуточному контролю.

 

6. Проведение ролевых и деловых игр

Воссоздание ситуаций реальной профессиональной деятельности, практических ситуаций возможно с использованием игровой деятельности.

Для успешного проведения любой учебной игры необходимы правильный отбор материала и тщательная методическая подготовка. В процессе обучения профессиональному английскому языку используются языковые, коммуникативные и ролевые игры.

Деловые игры предназначаются для развития навыков и умений на теоретическом материале. Это разновидность упражнений в парной или групповой работе с целью закрепления учебного материала. К играм такого рода относятся кроссворды, которые предназначены для активного усвоения. Затем кроссворды использовать для проверки знаний студентов. При этом обучаемые могут принять участие в оценивании кроссвордов, выбрав лучший или лучшие. Отличительными особенностями этого вида деловых игр является статичность, предсказанность, проведение их в форме соревнования, однозначность или ограниченность решений, имитативно-репродуктивная деятельность.

Коммуникативные игры используются для обучения общению в форме репродуктивно-продуктивных упражнений. Наличие ролей в этих играх необязательно, хотя и не исключено. Чаще всего здесь используются воображаемые ситуации.

Ролевые игры применяются как форма обучения и контроля с целью активизации мыслительной деятельности обучающихся, расширения кругозора и обогащения лексического запаса, воспитания культуры общения, тренировки неподготовленной (спонтанной) речи. Возможно использование таких форм проведения ролевых игр как презентация; интервью; конференция; совещание.

Главной целью деловой игры является формирование комплекса знаний и умений для выработки стратегии и тактики профессионального общения.

В структуре ролевой игры выделяются такие компоненты как роли, исходная ситуация, ролевые действия.

Следует серьезно отнестись к подбору ролей, обратить внимание на личностные характеристики студентов.

При создании ситуации необходимо учитывать и обстоятельства реальной действительности, и взаимоотношения коммуникантов.

Ролевые действия, которые выполняют учащиеся, включают вербальные и невербальные действия, использование бутафории, которая помогает воссоздать ситуации реальной действительности.

В зависимости от ситуации и, учитывая количество студентов, вся группа участвует в одной игре или делится на подгруппы из нескольких человек. Немаловажное значение имеет создание благоприятной обстановки в группе.

Преподаватель должен по возможности управлять ходом игры, не брать на себя активной роли, оставаясь при этом активным наблюдателем. Можно давать рекомендации, но не навязывать своих решений участникам игры. Если преподаватель не принимае<


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.192 с.