Архитектура суперскалярных процессоров — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура суперскалярных процессоров

2017-06-02 880
Архитектура суперскалярных процессоров 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Есть два крайних подхода, при возможных промежуточных, к отобра­жению присущего микропроцессору внутреннего параллелизма обработ­ки данных на архитектурном уровне в системе команд. Первый подход более консервативен и состоит в том, что никакого указания на парал­лельную обработку внутри процессора система команд не содержит. Та­кие процессоры относятся к классу суперскалярных.

Второй подход - напротив полностью открывает все возможности па­раллельной обработки. В специально отведенных полях команды каждо­му из параллельно работающих обрабатывающих устройств предписыва­ется действие, которое устройство должно совершить. Такие процессоры называются процессорами с длинным командным словом (VLIW или EPIC). Пред­полагается, что существуют компиляторы с языков высокого уровня, ко­торые готовят программы для загрузки их в микропроцессоры.

Основная идея, определяющая развитие суперскалярных микропроцес­соров, состоит в построении возможно большего количества парал­лельных структур при сохранении традиционных последовательных про­грамм. Это означает, что компиляторы и аппаратура микропроцессора сами, без вмешательства программиста, обеспечивают загрузку параллель­но работающих функциональных устройств микропроцессора.

В соответствии с моделью последовательного программирования, про­граммы пишутся в предположении, что команды будут выполнены в том же порядке, в каком они представлены в программе. Однако с целью достиже­ния большей эффективности современные процессоры пытаются выполнять несколько команд одновременно и в некоторых случаях в порядке, отличном от их исходной последовательности в программе. Это переупорядочение мо­жет быть выполнено в трансляторе и (или) в аппаратных средствах во время выполнения. Суперскалярные и VLIW-процессоры принадлежат классу ар­хитектур, которые используют параллельность уровня команды (ILP).

ILP-процессоры и компиляторы обычно преобразуют полностью упо­рядоченное множество команд исходной программы в частично упорядо­ченное множество, структурированное зависимостями по данным и управ­лению. Зависимости по управлению (которые проявляются как переходы по условию) представляют главное препятствие высокопараллельному выполнению потому, что эти зависимости должны быть установлены пре­жде, чем будут выполнены все последующие команды.

Текст последовательной программы, представленной на языке высо­кого уровня, компилируется в машинный код, отражающий статическую структуру программы, т. е. упорядоченное множество команд (инструк­ций) в памяти компьютера. Процесс выполнения программы с конкрет­ными наборами входных данных может быть представлен динамической структурой программы, т. е. множеством последовательностей инструк­ций в порядке их исполнения.

Повысить степень параллелизма программы можно изменяя соответст­вующим образом ее статическую или динамическую структуру. Поскольку статическая структура программы однозначно соответствует ее исходному тексту (в предположении неизменности компилятора), то изменение статиче­ской структуры сводится к изменению исходного кода, что, в общем случае, не всегда возможно. Динамическая же структура программы может быть из­менена при неизменной статической структуре. И главной целью такого из­менения должно быть повышение степени параллельного исполнения команд.

Допустимые границы преобразования динамической структуры про­граммы задают существующие на множестве инструкций отношения: за­висимость по управлению и зависимость по данным. При описании архи­тектур суперскалярных процессоров часто используется модель окна ис­полнения. При исполнении программы микропроцессор как бы продви­гает по статической структуре программы окно исполнения. Команды в окне могут исполняться параллельно, если между ними нет зависимости.

Для устранения зависимостей, вызванных командами переходов, исполь­зуется метод предсказания, позволяющий извлекать и условно исполнять команды предсказанного перехода. Если позднее обнаруживается, что пред­сказание было сделано верно, то результаты условно исполненных команд принимаются. Если предсказание было ошибочным, состояние процессора восстанавливается на момент принятия решения о выполнении перехода.

Команды, помещенные в окно исполнения, могут быть зависимы по данным. Эти зависимости обусловлены использованием одних и тех же ресурсов памяти (регистров, ячеек памяти) в разных командах. Поэтому для правильного исполнения программы необходимо использование этих ресурсов в предписываемом программой порядке.

Все виды зависимостей по данным могут быть классифицированы по типу ассоциаций: RAR - "чтение после чтения", WAR - "запись после чте­ния" и WAW - "запись после записи", RAW - "чтение после записи".

Некоторые из зависимостей по данным могут быть устранены. RAR, по сути дела, соответствует отсутствию зависимостей, поскольку в данном слу­чае порядок выполнения команд не имеет значения. Действительной зави­симостью является только "чтение после записи" (RAW), так как необходи­мо прочитать предварительно записанные новые данные, а не старые.

Лишние зависимости по данным появляются в результате "записи после чтения" (WAR) и "записи после записи" (WAW). Зависимость WAR состоит в том, что команда должна записать новое значение в ячейку памяти или регистр, из которых должно быть произведено чтение. Лишние зависимости появляют­ся по нескольким причинам: не оптимизированный программный код, ограни­чение количества регистров, стремление к экономии памяти, наличие программ­ных циклов. Важно отметить, что запись может быть произведена в любой сво­бодный ресурс, а не только тот, который указан в программе.

После удаления лишних зависимостей по управлению и данным ко­манды могут исполняться параллельно. Формирование расписания парал­лельного выполнения команд возлагается на аппаратные средства микропроцессора. Это расписание учитывает существующие зависимости меж­ду командами и имеющиеся функциональные модули процессора.

В современных микропроцессорах широко используется принцип конвей­ерного выполнения отдельных элементарных операций. Конвейеризация внут­ренних процессов позволяет выполнять команду за каждый процессорный цикл.

Дальнейшее внедрение принципов конвейеризации привело к появле­нию класса суперскалярных микропроцессоров. Их отличительной особен­ностью является возможность выполнения нескольких команд за один про­цессорный цикл. Такой режим выполнения программы стал возможным благодаря наличию в процессорах нескольких исполнительных устройств.

В число основных блоков суперскалярного микропроцессора входят блок выборки команд и предсказания переходов, блок декодирования ко­манд, анализа зависимостей между командами, переименования и диспет­черизации, блоки регистров и обрабатывающих устройств с плавающей и фиксированной точками, блок управления памятью, а также блок упоря­дочения выполненных команд.

Ниже рассмотрены основные приемы повышения быстродействия в су­перскалярных микропроцессорах.

Предварительная выборка команд и предсказание переходов

Поскольку при суперскалярной обработке необходимо извлекать из памяти несколько команд за один такт для загрузки параллельно рабо­тающих функциональных модулей, повышенные требования предъявля­ются к пропускной способности интерфейса микропроцессор-память. В со­временных микропроцессорах применяются многоуровневые раздельные кэш-памяти данных и команд.

Для уменьшения потерь процессорных циклов, связанных с промаха­ми при обращении к кэш-памяти в случае выполнения команд ветвления, в состав системы кэширования введены средства предсказания переходов, основное назначение которых - повысить вероятность наличия в кэш-па­мяти требуемой команды.

Исполнение условных ветвлений состоит из следующих этапов:

• распознание команды условного ветвления;

• проверка выполнения условия перехода;

• вычисление адреса перехода;

• передача управления, в случае перехода. На каждом этапе используются специальные приемы повышения про­изводительности.

1. Для быстрого декодирования используются либо дополнительные биты в поле команды, либо преддекодирование команд при выборе из кэш-памяти команд.

2. Часто, когда команда уже выбрана в кэш, условие перехода еще не вычислено. Чтобы не задерживать поток команд в данном случае исполь­зуется предсказание перехода по одной из нескольких возможных схем. Некоторые предсказатели используют статическую информацию из дво­ичного кода программы или специально выработанную компилятором. Например, определенные коды операций чаще вырабатывают ветвление, чем другие коды, или ветвление более вероятно (при организации цик­лов), или компилятор может устанавливать флаг, указывающий направ­ления перехода. Может также использоваться статистическая информа­ция, полученная при трассировке программы.

Другие предсказатели используют динамически формируемую инфор­мацию в процессе исполнения программы. Обычно это информация, ка­сающаяся истории выполнения данного ветвления, сохраняемая в табли­це ветвлений или в таблице предсказаний ветвлений. Таблица предсказа­ния ветвлений организуется по ассоциативному принципу, подобно кэш-памяти, ее элементы доступны по адресу команды, ветвление которой пред­сказывается. В некоторых реализациях элемент таблицы предсказания ветв­ления является счетчиком, значение которого увеличивается при правиль­ном предсказании и уменьшается при неправильном. При этом значение счетчика определяет преобладающее направление ветвлений.

В момент определения действительного значения условия ветвления, вно­сится изменение в историю ветвления. Если предсказание было неверным, то должна инициироваться выборка правильных команд. Результаты ко­манд, которые были условно выполнены, должны быть аннулированы.

3. Для определения адреса ветвления обычно требуется выполнить це­лочисленное сложение, прибавляющее к текущему значению счетчика ко­манд смещение, заданное в поле команды ветвления. И хотя это не требует дополнительных циклов для обращения к регистрам, ускорение вычисле­ния адреса может быть достигнуто благодаря использованию буфера, со­держащего ранее использованные адреса переходов.

Если требуется осуществить смену значения счетчика команд, то необ­ходим, по крайней мере, один такт для распознания команды ветвления, модификации счетчика команд и выборки команды по заданному значе­нию счетчика команд. Эти задержки вызывают пустые такты в конвейе­рах процессора. Более сложные решения используют буферы, содержащие наборы команд для двух возможных результатов ветвлений.

Возможно также использование "отложенных переходов", когда одна или несколько команд после команды ветвления выполняются безусловно.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.