Свобода передвижений и места жительства — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Свобода передвижений и места жительства

2017-06-05 178
Свобода передвижений и места жительства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства принадлежит каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации. Более подробно эти вопросы регулируются Законом РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (в редакции от 18 июля 2006 г.). Закон ограничивает свободу передвижения в определенных районах (в пограничной полосе, закрытых военных городках, закрытых административно-территориальных образованиях, зонах экологического бедствия, на территориях, где введены


особые условия и режимы проживания в связи с опасностью инфекционных или массовых инфекционных заболеваний и отравлений людей, чрезвычайное или военное положение). Следовательно, за пределами таких районов никакие ограничения свободы передвижения любым видом транспорта или пешком не допускаются.

Порядок регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах России установлен Правилами, которые утверждены постановлением Правительства РФ (в редакции от 24 декабря 2004 г.). Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении этого срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания.

Свобода совести и вероисповедания

Под свободой совести понимается право человека как верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбран ной им религии, так и быть атеистом. Свобода вероисповедания означает право человека на выбор религиозного учения и беспрепятственное отправление культов и обрядов в соответствии с этим учением. Международный пакт о гражданских и политических правах свободу совести и религии соединяет со свободой мысли, включая в нее «свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору» (ст. 18). Конституция РФ провозглашает: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (ст. 28).

Свобода совести и вероисповедания регламентируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях». Так, конкретизированы гарантии свободы вероисповедания, для чего, в частности, запрещено обязывать человека сообщать о своем отношении к религии. Весьма важно признание тайны исповеди — ни при каких обстоятельствах от священнослужителя нельзя потребовать сведений, которые стали ему известны на исповеди. Гражданин РФ, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Закон запрещает установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, умышленным оскорблением чувств граждан, пропагандой религиозного превосходства, повреждением имущества, преследуется в соответствии с законом.

Деятельность религиозного объединения может быть приостановлена, религиозная организация может быть ликвидирована, а деятельность религиозного объединения, не являющегося религиозной организацией, может быть запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности».

Свобода мысли и слова

Мысль — неотъемлемое свойство человека, основа его действий и поступков. Все демократические конституции мира закрепляют эту свободу, видя в ней основу для свободы печати, оппозиции, критики, инакомыслия и прав меньшинства.


Конституция и законы большинства стран мира открыто ставят пределы свободе слова, указывая недопустимые цели ее использования. Нельзя, например, признать за выражение свободы слова «шуточные» крики о пожаре в переполненном темном зале кинотеатра, вызывающие панику, давку в дверях и гибель людей. Содержание свободы слова весьма широкое. Это не только право говорить все что угодно, но и сумма убеждений, мнений, идей, выраженных как устно, так и печатно в произведениях изобразительного искусства, научных исследованиях, художественной литературе и музыке. Конституция РФ гарантирует свободу мысли и слова, но она же устанавливает, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Весьма важно положение, сформулированное в ч. 3 ст. 29 Конституции РФ: «Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них». По своему содержанию понятие «убеждения» шире, чем «мнения», это понятие охватывает устойчивую систему взглядов, основанную на определенном мировоззрении, но и мнение может значить очень много, ибо является частью убеждений. Многообразие проявлений свободы слова дает основание отнести ее в равной степени и к личным, и к политическим правам человека. Так произошло и со ст. 29 Конституции, первые три части которой трактуют эту свободу в личностном плане, а остальные две — в политическом.


20. Право на участие в управлении делами государства и иные политические права граждан Российской Федерации, практика их реализации в Российской Федерации.

В отличие от основных личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы (ст. 30 - 33 Конституции) связаны с обладанием гражданством государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права каждому, политические - гражданам.

Конституция РФ 1993 г. уточнила перечень политических прав граждан РФ, закрепив свободу мысли и слова; право на информацию; право на объединение; право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование; право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через представителей; право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, право участвовать в референдуме; право на равный доступ к государственной службе; право участвовать в отправлении правосудия; право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления

В соответствии с Конституцией гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60). Эта норма прежде всего касается политических прав и свобод.

Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы является право участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции).

Право, закрепленное в ст. 32 Конституции, адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, ибо народ не участвует в управлении, а осуществляет власть, является субъектом этой власти (ст. 3 Конституции).

Рассматриваемое право осуществляется в различных формах, как непосредственно, так и через представителей.

Непосредственными формами являются участие граждан в референдуме, а также реализация их права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Действующее законодательство о референдуме и выборах обеспечивает самые широкие гарантии реализации этих прав граждан

Референдум — форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам государственного, регионального и местного значения и принятия по ним решений посредством голосования.

Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федераций» различает референдум Российской Федерации, референдум субъекта Федерации и местный референдум (в муниципальных образованиях). За исключением особых случаев, инициатива проведения референдума Российской Федерации принадлежит гражданам.

При проведении выборов, как и при референдуме, гражданам обеспечиваются все возможности для активного участия во всех стадиях их подготовки, свободного проведения предвыборной агитации, осуществления контроля за ходом избирательной кампании, право обжалования в суд нарушений законодательства о выборах. Особое значение имёёт рамочный Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Участие граждан в управлении делами государства осуществляется также путем их воздействия на


деятельность представительных органов всех уровней — своих депутатов, через различные формы выражения общественного мнения о руководстве государственными делами, о направлениях политики государства, о его деятельности, связанной с удовлетворением социальных потребностей общества.

Важной формой участия граждан в осуществлении власти на местах является местное самоуправление.

Свобода мысли и слова содержится в ст. 29 Конституции РФ в соответствии со ст. 18 Всеобщей декларации прав человека и ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Право человека на свободу мысли и слова включает также право на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений. Никто не может быть принужден к их выражению.

Право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом закреплено ч. 4 ст. 29 Конституции РФ в соответствии со ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, а

также п. 2 ст. 19 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Осуществление права на доступ к информации регламентируется Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Случаи его ограничения зафиксированы в Законе РФ «О государственной тайне», а также в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденном Указом Президента РФ.

Российское государство гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру (ч. 5 ст. 29 Конституции РФ). Данное конституционное положение детализировано Законом РФ «О средствах массовой информации».

Свобода массовой информации предполагает, что поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение СМИ, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ, не подлежат ограничениям

Конституция РФ в ч. 3 ст. 41 устанавливает принцип ответственности за нарушение права граждан на информацию: «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом».

Право на объединение закреплено в ст. 30 Конституции РФ в соответствии с ч. 2 ст. 20 Всеобщей декларации прав человека и ч. 1 ст. 22 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Каждый человек имеет право на свободу ассоциаций с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов. Всеобщая декларация прав человека гласит, что никто не может быть принужден вступать в какую-либо ассоциацию. Эти две идеи объединены в ст. 30 Конституции РФ и конкретизированы Законом «Об общественных объединениях», Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Законом «О политических партиях», Федеральным законом «О некоммерческих организациях», Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» и др.

Право на объединение имеет ограничения. Так, не вправе быть членами политических партий и движений судьи, прокурорские работники, служащие кадрового состава и военнослужащие органов внешней разведки.

Конституционное право на объединение включает право создавать на добровольной основе новое общественное объединение для защиты общих интересов и достижения общих целей; право вступать в существующие общественные объединения; право воздерживаться от вступления в общественное объединение; право свободно выходить из общественного объединения.


Участие граждан в деятельности общественных объединений осуществляется в нерабочее время и за счет средств этих объединений.

Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование закреплено в ст. 31 Конституции РФ в соответствии с ч. 1 ст. 20 Всеобщей декларации прав человека

и ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» закрепляет, что организатором демонстрации, шествия и пикетирования вправе быть гражданин РФ, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний — достигший возраста 16 лег

Публичные мероприятия можно подразделить на два вида: собрания, проводимые в закрытых помещениях, и публичные мероприятия, проводимые вне помещений (митинги, шествия, демонстрации, пикетирование). В порядке их проведения есть различия. Если для проведения пикетирования одним участником уведомление органов государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления не нужно, то для проведения митингов, шествий, демонстраций и пикетирования несколькими участниками оно необходимо.

Публичный характер митингов, демонстраций, шествий и пикетирования проявляется в ограничении времени его проведения с 7 до 22 часов, за исключением публичных мероприятий, посвященных памятным датам России, публичных мероприятий культурного содержания текущего дня по местному времени, также необходимостью подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

Компетентный орган обязан документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав дату и время его получения

Право избирать и быть избранными (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ) конкретизировано нормами Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Участие гражданина РФ в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

Право избирать возникает у граждан РФ с 18 лет. Возраст для получения права быть избранным регулируется федеральными законами и законами субъектов РФ о выборах в их органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Право участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ) конкретизировано нормами Закона «О референдуме Российской Федерации», законов субъектов РФ о референдумах в них и местных референдумах.

Референдум — это институт непосредственной демократии, связанный с принятием решения путем голосования установленного законом числа граждан РФ по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, имеющее императивный характер.

К числу прав гражданина по участию в референдуме относятся право на инициирование референдума; право подписи в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума; право быть членом комиссии референдума с решающим или совещательным голосом и т.д.

Право равного доступа к государственной службе зафиксировано в ч. 4 ст. 32 Конституции РФ. Данное право означает равное право гражданина на занятие любой государственной должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации.

Право на участие в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32 Конституции РФ) может быть реализовано посредством участия в деятельности судебных органов в качестве присяжного или арбитражного заседателя.


Введение в Российской Федерации института присяжных заседателей было обусловлено закреплением в Конституции РФ суда с участием присяжных заседателей и гарантией обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных (ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 123).

Согласно ст. 2 Федерального закона «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» арбитражными заседателями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, но не старше 70 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления установлено ст. 33 Конституции РФ.

Конституция РФ закрепляет право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Норма ст. 33 Конституции РФ конкретизирована Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Право на обращение граждан выступает одной из форм реализации свободы мысли и слова, конкретизацией права на участие в управлении делами государства, является защитой нарушенных прав и законных интересов гражданина, способствует исправлению недостатков, пресечению нарушений, законности. В этом смысле обращения граждан являются одним из институтов непосредственной демократии.

Субъектом права на обращение может быть как один гражданин, так и группа граждан. Обращение может вноситься гражданином лично, а также через своего законного представителя

Праву граждан на индивидуальные и коллективные обращения соответствует обязанность государственных органов и органов местного самоуправления внимательно, в установленные сроки и в установленном порядке рассмотреть их и принять по ним законные и обоснованные решения.


21. Экономические права и свободы человека и гражданина, практика их реализации в Российской Федерации.

В советский период в юридической литературе чаще всего выделялась группа социально-экономических

прав. Представляется возможным выделить группу экономических прав и свобод, не объединяя ее с социальными правами и свободами.

Экономические права не закреплялись в конституциях РСФСР 1918 и 1925 гг., конституции РСФСР 1937 и 1978 гг. закрепляли право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как и право наследования личной собственности граждан.

В гл. 2 Конституции РФ закреплены: право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право частной собственности; право частной собственности на землю; право наследования.

Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, закрепленное в ст. 34 Конституции РФ, является элементом

рыночной экономики и в сочетании с правом частной собственности воплощает свободу экономической

деятельности.

Согласно ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Субъектами предпринимательской деятельности являются прежде всего граждане РФ без образования юридического лица и объединения граждан, зарегистрированные в установленном законом порядке, — юридические лица. Кроме того, таким правом обладают иностранные граждане и лица без гражданства.

Возраст, позволяющий гражданам заниматься предпринимательской деятельностью, установлен в 18 лет. С 16 лет такое право имеют лица, вступившие в брак ранее этого возраста, а также эмансипированные несовершеннолетние граждане, т. е. полностью дееспособные. С согласия законных представителей (родителей, усыновителей или попечителей) заниматься предпринимательской деятельностью могут граждане, ограниченные в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средствами.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ ограничения федеральным законом свободы предпринимательской деятельности и свободы договоров возможны в целях поддержки конкуренции и ограничения монополистической деятельности - принят Закон «О защите конкуренции». Нарушение антимонопольного законодательства влечет гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.

Право частной собственности регламентировано ст. 35 Конституции РФ.

Субъектами права частной собственности являются как физические, так и юридические лица. Круг объектов и целей права частной собственности неограничен, за исключением деятельности, запрещенной законом.

Содержание права собственности составляет право каждого владеть имуществом, пользоваться и распоряжаться им как индивидуально, так и совместно с другими лицами.


Под владением понимается фактическое обладание принадлежащей собственнику вещью. Под пользованием понимается извлечение из имущества его полезных свойств, под распоряжением — полная или частичная передача прав на него другим лицам.

В ч. 3 ст. 35 Конституции РФ содержится правило, согласно которому никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения и может быть вынесено только в судебном порядке.

Право частной собственности на землю провозглашено в ст. 35 Конституции РФ. Конституция РФ закрепляет право частной собственности на землю только за гражданами РФ и их объединениями (ст. 36). ЗК РФ допускает предоставление земельных участков в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам. Согласно п. 3 ст. 15 ЗК РФ иностранные граждане, иностранные юридические лица и лица без гражданства не могут обладать на праве собственности земельными участками на приграничных территориях и на иных особых территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Конституционное право частной собственности на землю, как и общее право собственности, состоит из трех правомочий: владение, пользование и распоряжение.

Реализация права владения, пользования и распоряжения землей собственник осуществляет свободно.

В Конституции РФ установлены ограничения свободы осуществления правомочий собственника. Ими являются необходимость охраны окружающей среды и соблюдение прав и законных интересов других лиц.

Право наследования неразрывно связано с правом частной собственности, гарантировано ч. 4 ст. 35 Конституция РФ и детально урегулировано в нормах части третьей ГК РФ.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ право наследования обеспечивает гарантированный государством переход имущества, принадлежавшего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам). При этом ч. 4 ст. 35 Конституции РФ не провозглашает абсолютной свободы наследования.

Согласно Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37 К РФ); запрет на принудительный труд (ч. 2 ст. 37 К РФ); право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3 ст. 37 К РФ); право на вознаграждение за труд (ч. 3 ст. 37 К РФ); право на забастовку (ч. 4 ст. 37 К РФ).

Принцип свободы труда понимается как гарантия реализации возможности трудиться (или не трудиться), т. е. заниматься (или не заниматься) общественно полезным трудом в любых формах. Формы реализации права на труд весьма разнообразны. Ими могут быть: работа по трудовому договору с работодателем, государственная служба по служебному контракту в качестве государственного служащего, военная служба по контракту в Вооруженных Силах РФ, работа, выполняемая по гражданско-правовым договорам с юридическими и физическими лицами, и многие другие формы, в том числе занятие индивидуально-трудовой деятельностью. Вместе с тем принцип свободы труда предполагает возможность реализации каждым личного волеизъявления, направленного на отказ от выполнения той или иной работы (деятельности). Таким образом, рассматривая принцип свободы труда в таком (широком) аспекте, можно сказать, что в его содержание входит право каждого на распоряжение своими способностями к труду посредством вступления в различные общественные отношения по участию в труде, в том числе и в сфере наемного труда в качестве работника (служащего), равно как и право на отказ от таких действий.

Свобода труда и свобода выбора профессии реализуются посредством различных юридических фактов, на первом месте среди которых стоит заключение трудового договора (контракта); избрание на должность (выборы);


избрание по конкурсу на замещение должности; назначение на должность или утверждение в должности; направление на работу в счет установленной квоты; судебное решение о заключении трудового договора; фактическое допущение к работе. Эти юридические факты совместно с трудовым договором образуют сложный юридический состав, порождающий трудовое правоотношение.

На реализацию принципа свободы выбора вида деятельности и профессии также распространяются положения о возможности их ограничения в установленных Конституцией РФ случаях. Это известные положения о доступе к государственной службе и некоторым видам профессиональной деятельности (капитаны судов, госслужащие) только лиц, имеющих гражданство Российской Федерации, и др.


22. Социальные права и свободы человека и гражданина, практика их реализации в Российской Федерации.

Основное назначение социальных прав и свобод состоит в том, что они призваны обеспечивать

удовлетворение важнейших жизненных нужд индивида, без которых не может быть и речи о нормальном человеческом бытии.

Конституция РСФСР 1937 г. первая в мире в числе социальных прав перечислила право на труд; право на отдых; право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности; право на образование. Приведенный перечень был дополнен в Конституции РСФСР 1978 г. правом на охрану здоровья и правом на жилище.

Конституция РФ 1993 г. в числе социальных прав перечисляет ряд трудовых прав; право на защиту материнства, детства и семьи; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду.

Трудовые права закреплены в ст. 37 Конституции РФ в соответствии со ст. 23 Всеобщей декларации прав человека и ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Перечень трудовых прав начинается с провозглашения свободы труда (ч. 1 ст. 37). Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Конвенция № 111 МОТ «О дискриминации в области труда и занятий» 1958 г. запрещает дискриминацию в области трудовых правоотношений. Под дискриминацией понимается всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного происхождения, социального происхождения (или по любой другой причине, оговоренной государством) и приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей доступа к труду и к различным занятиям, а также к профессиональному обучению. В сфере трудовых отношений свобода труда проявляется прежде всего в договорном характере труда

Конституция РФ 1993 г. устанавливает запрет принудительного труда. Принудительный труд — выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания. Конвенцией № 29 МОТ «О принудительном или обязательном труде» 1930 г. определены виды работ, на выполнение которых не требуется получение согласия работника и привлечение к которым не считается принудительным трудом. К ним относятся военная или альтернативная гражданская служба; работа на основании вступившего в законную силу приговора суда; работа в условиях чрезвычайных обстоятельств (стихийные бедствия, аварии, войны).

Свобода труда естественным образом сочетается с правом каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ). Создание безопасных и здоровых условий труда возложено на работодателя

Каждый имеет право на равное вознаграждение за равный труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом МРОТ (ч. 3 ст. 37 Конституции РФ).

Конституция РФ в ч. 3 ст. 37 устанавливает право на защиту от безработицы. В соответствии с ст. 3 Закона «О занятости населения в РФ» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Конституция РФ закрепляет право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ч. 4 ст. 37).


Свобода трудиться дополняется правом на отдых. Оно состоит в ограничении продолжительности рабочего времени. В настоящее время рабочая неделя у рабочих и служащих не может превышать 40 часов. Всем трудящимся гарантированы дни еженедельного отдыха, выходные и праздничные дни, отпуск продолжительностью 28 календарных дней. Отдельным категориям работников, труд которых связан с особенностями выполнения работы, предоставляется ежегодный дополнительный отпуск.

Защита материнства, детства и семьи со стороны государства отражена в ст. 38 Конституции РФ в соответствии с ч. 3 ст. 16 и ч. 2 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека.

Данная норма Конституции РФ является признанием того, что семья, брак, рождение детей имеют индивидуальную и общественную ценность.

Право на социальное обеспечение установлено ст. 39 Конституции РФ в соответствии со ст. 22 Всеобщей декларации прав человека и ст. 9 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

В развитие ст. 7 Конституции РФ, закрепляющей социальный характер Российского государства, ее ст. 39 гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с Конвенцией № 102 МОТ «О минимальных нормах социального обеспечения» 1952 г. государства обязаны выплачивать девять видов пособий, в том числе на медицинскую помощь профилактического и лечебного характера, по болезни в целях восстановления временно утраченной трудоспособности, по безработице, по старости, по беременности, по инвалидности или в случае потери кормильца. Конвенция № 118 МОТ «О равноправии в области социального обеспечения» 1962 г. закрепляет принцип равных с гражданами прав иностранцев и лиц без гражданства в сфере социальных отношений.

Условиями, при наступлении которых возникает право на социальное обеспечение, являются достижение пенсионного возраста, болезнь, инвалидность, потеря кормильца, воспитание детей и т. д. Формы социального обеспечения — это государственные пенсии и социальные пособия, которые устанавливаются законом.

Право на жилище отражено в ст. 40 Конституции РФ. Реализация права на жилище входит в качестве составной части в понятие достойного жизненного уровня для каждого человека, провозглашенного Всеобщей декларацией прав человека и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах.

Закрепление в ст. 40 Конституции РФ права на жилище влечет за собой обязанность государства принимать и постоянно совершенствовать жилищное законодательство, а также развивать жилищный фонд.

Государство не обязано обеспечивать всех граждан жильем. Исключение составляют малоимущие и иные указанные в законе граждане, нуждающиеся в жилище, которым оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантировано ст. 41 Конституции РФ в соответствии со ст.

25 Всеобщей декларации прав человека и ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. При этом общим является право на охрану здоровья, а частным — право на медицинскую помощь.

Охрана здоровья граждан состоит в совокупности мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты


здоровья.

Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Граждане реализуют право на бесплатную медицинскую помощь на основе страхового медицинского полиса обязательного страхования.

Граждане имеют право на достоверную и своевременную информацию о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. Эта информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями через СМИ или непосредственно гражданам.

Право на благоприятную окружающую среду регламентировано ст. 42 Конституции РФ и конкретизировано Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Каждый гражданин имеет право на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, в полном объеме


23. Конституционные обязанности граждан Российской Федерации.

Неотъемлемым элементом конституционного статуса личности являются конституционные обязанности. Они имеют естественный характер. Без них не может быт


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.101 с.