Первой и второй мировыми войнами — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Первой и второй мировыми войнами

2017-06-05 345
Первой и второй мировыми войнами 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция 8. Духовные ценности русской народной педагогической культуры Воспитание у восточных славян до Х века. Воспитание и обучение в Киевской Руси

 

Воспитание у восточных славян до Х века. Воспитание и обучение в Киевской Руси. Просвещение и обучение на Руси в Х – ХIII вв, в ХIV -ХV вв, в ХVI – ХVII вв. личность в системе ценностей православия и Российского государства в этот период развития. Базисные педагогические традиции.

Место России в мировом цивилизационном процессе. Особенности древнерусского воспитания. Воздействие на ребенка среды, обычаев, живого примера. Влияние образа домашней жизни, семейных нравов, обрядов, традиций на развитие детей. Утверждение православия на Руси и становление педагогики “душевного строения”. Патриархально-авторитарный характер воспитания и педагогические идеалы смирения и любви к Богу. Роль церкви, идеи воспитания в “Домострое”. Новые тенденции в осмыслении природы человека, целей, путей его воспитания и образования.

Народная педагогика

Развитие отечественной педагогики в ХVIII – второй трети ХIХ столетия. Европеизация российского образования при ПетреI, появление светской школы. Проникновение педагогической идеологии Просвещения, создание к началу ХIХв. Системы образовательных учреждений по европейскому образцу. Критика Западной цивилизации и европейского образования славянофилами; попытка обоснования преимуществ самобытной педагогической традиции.

Развитие научной педагогики в первой половине ХIХ века. Проблема воспитания человека и христианства в творчестве Н.И. Пирогова. Педагогическая антропология К.Д. Ушинского. Развитие Л.Н.Толстым идей “свободного воспитания”. Традиции древнерусского воспитания в педагогической практике крестьянства.

Педагогика России в конце ХIХ- начала ХХ века. Развитие буржуазных отношений и реформы образования. “Школы учебы”. “Школы труда” и “свободное воспитание” в практике и теории отечественной педагогики. Проблема создания русской национальной школы. Ортодоксально-охранительное и религиозно-философское течение в русской православной педагогике. Педагогические идеи П.Ф.Каптерева, К.Н.Вентцеля, В.В.Зеньковского. Отечественное образование накануне Октября 1917г.

Духовно-интеллектуальные основы русского национального воспитания. Содержание духовно-интеллектуальных основ русского национального воспитания. Определение понятия «русское национальное воспитание».

Философия русского национального воспитания. Философские построения славянофилов как духовно-интеллектуальная база русской национальной педагогики. А.С.Хомяков, его органическая антропология и органическая гносеология («живознание»), «соборная» теория познания, органическое понимание исторического процесса («не отрицать всего чужого, но исходить из своего»). И.В.Киреевский, его понимание духовной антропологии, целостной гносеологии, педагогических взглядов (статья «О характере европейского просвещения»). Учение Ю.Ф.Самарина о самоограничении личности. «Хоровая» жизнь личности как способ сохранения своеобразия личности по К.С.Аксакову.

Философско-педагогические аспекты русской философии всеединства (В.С.Соловьев, С.Н.Трубецкой, Е.Н.Трубецкой, Б.Н.Булгаков, С.Л.Франк, П.Л.Карсавин, П.А.Флоренский). Антропология. Концепция «цельного знания». Гносеология. Идея «соборности» сознания и подсознания. Учение о соотношении целого и части.

Философско-педагогические следствия учений Ф.М. Достоевского, К.П. Леонтьева, Н.Ф. Федорова, Л.А. Тихомирова, Н.О. Лосского. Философско-педагогические, социально-педагогические и образовательно-воспитательные идеи П.И. Юркевича, К.П. Победоносцева, С.И. Гессена.

Русская народная педагогика. Роль устного народного творчества, традиций, обычаев в становлении и развитии русского национального воспитания.

Православная педагогика. Основные источники православной педагогики; Евангелие, жития Святых, пятерики, святоотеческая литература, «Поучения». Подвижническая и духовно-воспитательная деятельность С.Радонежского. Статья В.О. Ключевского «Значение преподобного Сергия для русского народа и государства».

Развитие идей народности и национальной школы в России (Н.И. Новиков, А.С. Пушкин, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, В.Я. Стоюнин, А.Н. Толстой, В.Н. Сорока-Росинский). Концепция народности воспитания и национального воспитания (К.Д. Ушинский, И.А. Ильин).

Реализация идей русского национального воспитания на практике: история и современность. Педагогическая деятельность С.А.Рачинского.

Развитие идей соборно-коллективистского воспитания в русской классической и советской педагогике. «Роевая» педагогика и «Детское сообщество» Л.Н. Толстого. Социально-педагогические эксперименты 20-30-х гг. С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко. Диалектика взаимодействия личности и коллектива в педагогике А.С. Макаренко. А.С.Макаренко и современность. Личностно-коллективистский подход В.А.Сухомлинского.

Выдающиеся представители педагогической антропологии в России: Б.М. Бехтерев, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, А.П. Нечаев. Педология. Основоположник отечественной педагогической антропологии К.Д.Ушинский. «Человек как предмет воспитания» (опыт педагогической антропологии).

Развитие гуманистических идей в отечественной педагогике. Теория и практика «свободного воспитания» Л.Н.Толстого, К.П.Вентцеля. Гуманистическая направленность воспитательных систем А.С.Макаренко и В.А. Сухомлинского. Гуманистическая сущность советских психологических теорий. Концепция опережающего обучения Л.С Выготского. Реализация гуманистических идей в массовой советской школе.

Персоналии: Владимир Мономах, Сильвестр, Нестор, Даниил Заточник, Кирилл Туровский, Кирик Новгородец, И. Федоров, К. Истомин, А.Курбский, Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий, М. Ломоносов, И. Бецкой, В. Татищев, А. Радищев, Ф. Янкович, Г. Сковорода, Н. Новиков, В. Белинский, А. Герцен, В. Одоевский, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, Н. Пирогов, К. Ушинский, Л. Толстой, Н. Корф, И. Ульянов, Н. Бунаков, В. Стоюнин, В. Водовозов, Н. Каптерев, А. Острогорский, П. Лесгафт, К.Вентцель, В.Вахтеров, Д.Менделеев, В.Ключевский, В.Чернолусский, М. Рубинштейн, В. Розанов, С. Гессен, В. Шульгин, Н. Бердяев, П. Флоренский, В. Зеньковский, Н. и Е. Рерихи.

Семинар: Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII века)

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.