Разоблаченный логотип, или Психогеометрия — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Разоблаченный логотип, или Психогеометрия

2017-06-05 124
Разоблаченный логотип, или Психогеометрия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Владимир Иванович Тараненко

Разоблаченный логотип, или Психогеометрия

 

 

http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=6649374

Аннотация

 

Автор книги «Разоблаченный логотип, или Психогеометрия», знаменитый эксперт по визуальной психодиагностике, физиогномике и графологии Владимир Тараненко, предпринял уникальную попытку проанализировать пространство окружающих нас вещей и выявить воздействие содержащихся в них геометрических форм не на символическом и культурном, а на глубинном психологическом уровне.

Владимир Тараненко на примерах убеждает нас, что казалось бы привычные окружающие нас вещи: логотипы, товарные знаки, рекламные проспекты и визитные карточки, будучи носителями базовых геометрических форм и элементов, оказывают подсознательное влияние на человека и несут в себе скрытую информацию.

Эта книга предназначена всем тем, кто хотел бы научиться расшифровывать пространственные сигналы и овладеть психогеометрическими технологиями будущего: бизнесменам, высокоэффективным менеджерам, специалистам по рекламе и маркетингу.

 

Владимир Тараненко

Разоблаченный логотип, или Психогеометрия

 

Об издании

 

 

Владимир Тараненко

Разоблаченный логотип, или Психогеометрия

Глава 1. Квадратура системы и производства

 

Квадратная» организация

 

На Востоке, чтобы поднять боевой дух, отжимаются, на Западе – маршируют под прямым углом.

Козьма Прутков. Мысли после передислокации

 

А квадратное колесо так и не придумали.

 

КВАДРАТ – это проекция чего-то надежного, устойчивого, производящего, отлаженного и систематизированного. Вспомните квадратные в плане римские военные лагеря: помимо войск там располагалось целое хозяйство – от парфюмеров до строителей и кузнецов. Такой лагерь мог без труда выдержать блокаду и производить все необходимое самостоятельно. (Именно благодаря методичности и «хозяйственности» император Адриан смог в течение двух лет держать в осаде и в конце концов взять штурмом практически неприступную крепость Бетар, расположенную в безжизненной пустыне Синая, – последний оплот зелотского предводителя Бар Кохбы. Упрямая методичность и «экономический материализм» императора-стоика оказались более действенными, нежели воля и фанатизм защитников последнего оплота зелотства. А ведь крепость Бетар тайно подготавливалась к восстанию в течение предыдущих десяти лет.) В целом вся римская цивилизация развивалась и действовала в «квадратном» стиле. На квадратных тумбах (подиумах) подпирают несущие балки римские архитектурные колонны, дошедшие в таком виде до наших дней. Имперскому сознанию римлян так больше нравилось – круглые подошвы греческих колонн им казались несолидными для «крутого» имиджа имперских храмов и государственных учреждений. Иное дело – тумба: прочная, величественная, граненая, а посему явно «по делу» занимающая свое место. Ее сложно игнорировать и мимо нее легкомысленно не пробежишь! Николай I, он же «Палкин», видимо, Россию представлял также только квадратной, в виде тотального прямоугольного плаца, где все размечено и построено. Красное здание университета на ул. Владимирской в Киеве – идеальное сочетание стиля ампир (от фр. empire – империя) и личных предпочтений царя. Плац для студентов (он же тогда и строевой), а сейчас просто внутренний дворик – там тоже квадратный.

Квадрат черпает энергию внутри себя, он ее производит и за счет этого способен к расширению своих владений. Чаще всего в поступательной, хорошо спланированной акции. Авантюрный риск – не дело квадратов: если и наступать, то только строевым шагом, в полной боевой выкладке. К обороне квадраты приспособлены еще лучше. Взять их на измор – только погубить себя, истощив в бесплодных атаках весь свой ресурс. Если на эмблеме – квадрат, то ищите источник могущества фирмы в ее действительной миссии, т. е. в секретах производства и целях, ради чего это все организовано. У квадрата обязательно имеется что-то весомое и надежное. Как у тех же римлян – технология, организация и системность. Квадрат, производя, увеличивает собственные ресурсы, методически расширяя поле захвата. И делает он это не спеша, постепенно, тщательно взвесив все «за» и «против». Угловатость квадрата не позволяет ему атаковать среду незаметно, но вот осторожно – пожалуй. Методически подминая под себя захваченную территорию, квадраты всячески пытаются обезопасить свое продвижение. Осторожность никогда их не покидает, ибо, не будучи мобильными, они не могут зазря рисковать выбранным маршрутом, будь то движение фаланги по вражеской территории или вкладывание денег в производство.

Заметьте, по своей геометричности квадрат – фигура равносторонняя. Иными словами – экспансия во всех направлениях! Без видимого предпочтения направления главного удара. Сильное качество как для войны (никто не мог предугадать, с какой стороны отворятся ворота римского лагеря и в какой бок ударит конница), так и для бизнеса. Красноармейский средний комсостав с 1919 года (полк, батальон, рота, взвод) носил в петлицах именно квадраты-«кубики». (О дальнейшей психогеометрической эволюции воинских званий уже сталинского периода читайте далее.)

Так что символ полка длительное время ассоциировался с квадратом (четыре квадрата подряд!). Полк – предельно универсальная с абсолютно автономным хозяйством боевая структурная единица вооруженных сил. Здесь – явно удачное соединение психогеометрии и символизма. В личностном психологическом плане квадрат – эмоционально беспристрастен. Деловой подход и взвешенный расчет для него куда предпочтительнее, нежели сиюминутные бури накала страстей. У квадрата (будь то человек или фирма) высшее наслаждение – то, которое достигается системностью и упорством. Еще один психологический штрих: в наличии мощная рефлексивность как способность проанализировать свои действия, но без малейших поползновений в мнительность и неуверенность. Квадраты – мощное рационализирующее и системообразующее начало – какие тут могут быть сомнения, если план действий разработан и утвержден! А если же их постигнут неудачи, то квадраты лишь сильнее углубятся в работу. Как символ трудоголического базиса они неоспоримы! Учтите еще и жесткость фигуры, а посему девиз квадратов: «Кто не работает, тот плохо живет!».

Кстати, о жесткости этой геометрической фигуры (рис. 1.1). Она сконцентрирована по углам и в гораздо меньшей степени по середине сторон, т. е. квадраты свой силовой метод на среду осуществляют посредством создания опорных узлов или направлений (углы), причем, заметьте, совершенно равноценных и поддерживающих друг друга (линии сторон). «Переть» против квадратов на их стратегическом выдвижении – дело совершенно губительное, только ресурс измотаешь, но вот если нанести неожиданный удар на второстепенном участке (середина стороны) – есть шанс проломить жесткий квадратный периметр. Учтите также, что квадрат обладает ярко выраженной центричностью[2], где точка пересечения диагоналей представляет собой «командный центр» фигуры.

Например, на языке маркетинга это, скорее всего, будет означать: единый стиль и четко выдержанная номенклатура (определенный тип товара) для всех видов рынка. Кажется, именно так нынче работает массовый «общепит». В аспекте менеджмента: строго централизованное управление и координация всего производства из единого «штаба». Хотя товары могут охватывать самые различные сегменты рынка. Если хотите, квадрат – это иерархически административное и плановое универсальное производство с отлично «выставленным» вертикальным управлением, которое не использует независимой дилерской сети и меняет номенклатуру товара лишь по команде сверху. В индивидуально-психологическом плане квадрат – это систематизирующий все и вся трудоголик и производственник, с изрядной долей самоуверенности и упрямства, но при этом всегда учитывающий степень проблем, возникающих на его пути, никогда не поступающий опрометчиво и имеющий превосходно наработанный самоменеджмент. Ну и естественный для квадрата примат рационального мышления и деловых принципов над эмоциями, особенно если последние – сиюминутные. Квадраты абсолютно не импульсивны, они не терпят эксклюзивности и спешки, но им нельзя отказать в способностях к аналитическому экстраполированию и предвидению тех или иных процессов. Еще они весьма деловиты, поскольку внутри жестких бастионов квадратного периметра необходимо создать хорошо налаженное и бесперебойное функционирование собственного производства.

Квадрат – фигура линейная и внутренне легко структурируемая по однотипному образцу (рис. 1.2). Ведь мы без труда можем представить большой квадрат, который состоит из нескольких маленьких. (Что и создавали с упоением в полуторагодовалом возрасте из набора кубиков.) Отсюда – тенденция поддерживать «на потоке» сколь угодно много однотипных линий производства или многократное применение одних и тех же методов управления. В мышлении – системно-аналитический подход с явно выраженным прагматизмом и унитарностью (фр. unitaire – стремящийся к единению). Квадраты (и фирмы, и люди) – мощные ассимиляторы окружающей среды: они все переделывают под себя, даже то, что совершенно им чужеродно. В итоге образуется нечто однотипное. Вспомните квадратов-римлян: они умудрились создать из разноэтнических лоскутов совершенно унифицированную империю с невероятно живучим и превосходно отлаженным механизмом самовоспроизводства.

Обратите особое внимание на элементы рассеченности квадрата (если таковые встречаются в изображении эмблемы, товарного знака, логотипа): в бизнесе таким образом могут неосознанно намекать на структуру управления, при которой в принципе независимые производственные подразделения формально сведены под одну крышу. Вообще любые разделительные линии внутри квадрата устраняют целостность и тотальность единой структуры (исчезает эффект доминирования диагонального «центра»), в итоге создается угроза структурного расчленения фигуры. Разделенный квадрат может в один день распасться на отдельные фрагменты, каждый из которых начнет свою биографию, впрочем, скорее всего, все тем же квадратом по стилю жизни. Римский легион (в разное время от 3 до 10 тыс. чел.), в отличие от монолитной македонской фаланги (оба квадратного построения), мог прямо на поле боя развестись на отдельные когорты (от 360 до 600 воинов) либо манипулы (60-120 чел.), которые могли вести бой как самостоятельно, так и согласованно. В этом плане гибкость тактики и стратегии квадратов, по сути, не имеет себе равных. Те же римляне, имея вооружение невероятно плохого качества (короткие мечи из мягкого железа), тем не менее за счет своего «дивизионального» управления побеждали куда более грозные армии с более технологичным оружием (например, тех же фракийцев, галлов или даков с длинными, хорошей закаленной стали мечами).

Впрочем, возьмите на заметку и следующее соображение: разделительные линии внутри квадратной фигуры могут изобличать некий напряг и какие-то трения, вплоть до возможного разрыва единой структуры. Особенно – если линии раздела квадрата кривые или, скажем, зигзагообразные, т. е. рваные и дисгармоничные по отношению к общей линейной структуре. Это наглядно продемонстрирует следующий графический пример.

Вариант на рис. 1.3 а – гармоничное, вполне естественное, эволюционное, тактическое, стратегическое или просто временное разделение квадрата (дочерние филиалы, гибкое структурирование, полуавтономные подразделения, диверсификация и т. д.).

На рис. 1.3 б представлен отдельный фрагмент квадрата, изображенного на рис. 1.3 а. Хотя он вроде бы визуально-психологически и в общем контуре большого квадрата, но фактически существует совершенно автономно. И тем не менее общая гармония не нарушена. Причина – в относительной легкости деления квадрата на такие же тождественные структуры и нежелании сие производить по каким-то не предусмотренным внутренней структурной логикой совершенно произвольным траекториям. В доказательство взгляните на фигуры, представленные на рис. 1.3 в. Совершенно другое ощущение, не правда ли? Что-то раздробленное на осколки, в которых лишь угадывается бывшая некогда целостной фигура. Тенденция распада явно доминирует над визуальным ощущением слитности. А все потому, что вариант на рис. 1.3 в – расколотый квадрат не по своей воле. Какие-то расходящиеся силы пытаются растащить дотоле монолитную квадратуру. Квадрат ну никак не может делиться на нелинейные осколки, для его рациональной логики – это сущий нонсенс, деструкция, катастрофа. Чем руководствуются дизайнеры, создавая подобного типа эмблемы (а они встречаются!), – совершенно непонятно. Квадрату вообще абсолютно чужда иррациональность в любых формах, тем более в собственных структурах. Вспомним стиль действия того же легиона: он распадается на меньшие, но такие же квадратные подразделения, а уж никак не на фрагментарные островки толпы. Для легиона это потеря управления, хаос, деструкция и гибель. Поэтому совет: не рассекайте на собственной эмблеме квадратную форму на нечто осколочное, сколь бы модернистским и продвинутым сей образ ни казался. Визуальное восприятие ведь ссылкой на моду не проведешь. Распад – он и есть распад, чего уж тут городить несуществующий огород.

Если говорить в аспекте временном, то квадрат – фигура, задающая ход времени в прошлое, к изначальной матрице, к неким принципам, законам и правилам. Будущее для квадрата – то, что изначально было заложено в прошлом как программа или бизнес-план. А настоящее – то, что реализуется «здесь и сейчас» по изначально задуманному. Отсюда – нежелание квадратов адаптироваться к сиюминутному моменту и приспосабливаться к чему бы то ни было. Может, поэтому, глядя на раздробленный квадрат на каком-нибудь торговом флагштоке, мы тут же пытаемся перевести его, слить в первичную и узнаваемую фигуру (см. рис. 1.3 в). Но разъединенность нас все равно подспудно будет раздражать и тревожить. Ведь изначальный план почему-то был разрушен! Пророк Моисей скрижали с наставлениями Господа, которые собственноручно разбил из-за непослушания своего народа (Книга Исход, гл. 32, 19), позже, раскаявшись, тем не менее склеивать не стал. По воле Господа он воссоздаст их абсолютно заново, вытесав из камня (там же, гл. 34, 1). Но перед этим перебьет со своими приспешниками порядка трех тысяч упрямцев и смутьянов.

Один из возможных выводов следующий: прошлое как программа должно быть всегда безупречным. Что следует учитывать, создавая в том числе и визуальную символику.

Коммуникация: квадраты, безусловно, предпочитают коммуникатировать по системным, аналитическим и рациональным признакам. Они – строго левополушарные субъекты, а поэтому мыслят и действуют соответствующим образом. Логика для них – основа основ. В деловом разговоре квадраты привыкли убеждать всех именно несокрушимой логикой доводов и системностью подходов к разрешению той или иной проблемы. На выпады оппонентов, особенно в эмоциональной форме, они практически не реагируют. Подобный фирменный знак – прерогатива тех, кто предпочитает твердые правила и надежные законы во всем. Иными словами, абсолютно позитивистский подход к миру: что не понято либо не может быть воспроизведено, отвергается тут же на корню. С квадратами можно общаться только на их «инженерном» языке. И еще: у квадратов нет индульгенций для личностей слишком спешащих и неосновательных. Точно так же, как и для тех, кто живет в мире грез, фантазий или мистического озарения.

 

Фигура и цвет

 

Громыхая проползли «пегие», «крапчатые» и «в яблоках» неуклюжие коробчатые танки. Под кавалерию, что ли, косят?

Солдат Швейк. Война идиотов

 

Внушительная квадратная кровать была цвета песчаных дюн после слива отработанного мазута.

Фень-шуй в эпоху посттехнотронного общества

 

Цвет и форма – это, безусловно, диалог двух сущностей. И он может быть разным: от возмущенной брани типа «нам вместе жить нельзя!» до глубинного взаимопроникновения. Тут уж как подгадаешь…

Белый квадрат, пожалуй, то же самое, что и лыжник в Сахаре. Роликовый, разумеется. Передвигаться можно, но только по плотным участкам.

Белый цвет отрицает накопленный опыт, на котором строит всю свою крепость квадрат. Как тут быть? Опять же, в белом много ожидания, но нет ни капли рассудочной логики. Только сплошная иррационалистика. Белый низводит диагональный центр и деструктурирует внутреннюю среду фигуры. Еще он заявляет слишком громко о себе. Квадраты же, как известно, предпочитают молчаливо подготавливать собственные начинания. И потом эта неопределенность будущего, когда все, как в белом тумане. «Бр-р-р!» – ответил бы на сие истовый и прагматичный квадрат, ежась как от изморози.

«Черный квадрат» прославил в свое время художника Малевича. Черный цвет придал рациональному квадрату бесконечность внутренней глубины, загадочность и предельную жесткость наружного контура. В черном все тонет, даже «квадратная» логика. Эта внутренняя экспрессия нас и очаровывает. Логик и рационалист, заглядывающий в пропасть неведомого. Барьер, который увлекает подсознание.

Алый квадрат – это война. Сочетание развернутой и динамической экспансии вкупе с методичностью и системностью подхода. Впрочем, в данном случае экспрессия все же побеждает.

Темно-красный, пурпурный, вишневый квадрат – совершенно иное дело. Агрессивность и импульсивность порыва сдерживается ради более глубокой реализации миссии. Больше продуманности и мотивированности. Весомость, значимость, респектабельность в сочетании с уверенностью системно-аналитического подхода. Получается сильно.

Серый цвет придаст квадрату динамичности и выгодно оттенит его достоинства. Логика и методичность обретут свободу полета (светлые тона). Темно-серый добавит рассудочности и непоколебимой уверенности. А вот с эмоциональной чувственностью, видимо, придется распрощаться. Серые квадраты легко наступят на горло любым сантиментам. Впрочем, они отличаются необычайной толерантностью и гибкостью к нововведениям. Правда, без ревизии основных стратегических приоритетов.

Желтый квадрат – это, наверное, кто-то пошутил. Вы можете представить чиновника, застегнутого на все пуговицы, который вдруг пустился в танец в кругу цыган? Желтый и квадрат – нечто подобное. Необязательная, расточительная экспансия вовне в стиле эксклюзива и предусмотрительная планомерность? Запрячь трепетную лань в повозку с какими-то брусками? Желтый цвет, пожалуй, низведет достоинства квадрата до балагана. Хотя иногда именно так и случается.

Оранжевый – уже легче. Добавляется экспрессия и возникает какая-то определенная цель. Пусть не по «квадратным» правилам.

Зато зеленый квадрат, особенно темных тонов, максимально усилит свою упорядоченность, методичность и пунктуальность. Зеленый цвет лишь усилит несговорчивость квадрата и его упрямство. Возникнет эффект «двойного квадратизма». Бывает так, что цвет и фигура нашли друг друга. Только вот жить от этого легче на стало.

Коричневый квадрат стремится к комфорту и достатку. Трудоголизм, деловая хватка и упрямство в достижении при этом никуда не деваются, наоборот – усиливаются. Коричневый еще более осторожен, сговорчив и готов ради благосостояния и комфорта отказаться от многого. Стареющий квадрат, мечтающий о покое и удобствах. Все мы имеем на это право.

Фиолетовый или сиреневый цвета придадут квадрату ощущение загадки. Появится что-то трансцендентное. Или глубинно-холическое. Во всяком случае, планомерный и предусмотрительный квадрат выйдет за границы себе дозволенного. Может быть, по зову чего-то иного?

 

 

Глава 2. На главном направлении, или Вытянутые квадраты на марше…

 

Осевой ориентир

 

Чтобы дотянуться до звезд, можно выложить ступени к небу.

Козьма Прутков. В тени зиккурата

 

Прямоугольник (в трехмерном варианте – прямоугольный параллелепипед) – это своего рода вытянутый квадрат (рис. 2.1). Самая примечательная особенность прямоугольника в аспекте психологического восприятия – наличие у него оси симметрии. Таким образом, прямоугольник – фигура, которая акцентуирована по направлению, вдоль оси симметрии (чем она и отличается от равностороннего квадрата). Казалось бы, факт очевидный и обыкновенный, но в психологическом плане он решающий: прямоугольники формируют у нас восприятие направления по линии длинной оси прямоугольника (он ведь имеет еще и вторую, короткую, поперечную).

Так вот, наше восприятие прямоугольника самопроизвольно никогда не будет следовать по короткой оси, перпендикулярно вытянутости фигуры (грубо говоря, мы будем смотреть «вдоль», но уж никак не «поперек»). В противном случае мы сталкиваемся с нонсенсом. Дизайнерам пространства, пожалуй, не стоит пытаться играть против природы. В доказательство сравните ваше психологическое восприятие фигур (рис. 2.2 а и 2.2 б).

В первом случае фигура смотрится более естественно и предпочтительнее, нежели во втором. Данный пример подтверждает тот феноменальный факт, что зоны акцента находятся по краям прямоугольника, но уж никак не посредине. Вообще-то, прямоугольник чем-то напоминает биполярную фигуру, так как у него два расходящихся окончания. Но, с другой стороны, прямоугольник легко представить также и в виде однонаправленной фигуры, у которой есть начало (обычно это левый край) и окончание (правый край). Это свойство или состояние легко можно продемонстрировать примером (рис. 2.2 в): штриховка для зрителя направлена слева направо, а не наоборот. Как бы там ни было, но мы смотрим вдоль «продольности» прямоугольника, акцентируясь, как уже было сказано, по направлению. А вот чувство центра, некой общности у прямоугольника заметно ослаблено по сравнению с тем же квадратом, т. е. идея направления явно преобладает над идеей центричности (сравните рис. 2.2 а и 2.2 б). А теперь хотите небольшую визуально-психологическую «сшибку» по методу «кашу маслом испортишь»? Сравните, какая из двух фигур (рис. 2.2 г и 2.2 в) вам покажется целостней и собранней именно в образе прямоугольника. Скорее всего, та, что имеет вертикальную штриховку. Горизонтальный контур прямоугольника, противодействуя вертикальному направлению линий, создает напряжение, которое мы и воспринимаем как усиление фигуры. Совершенно иная ситуация с вариантом на рис. 2.2 г. Горизонтальные линии настолько усиливают эффект продольного движения, что вертикальные стороны прямоугольника уже не в силах удержать единство фигуры. Еще чуть-чуть, и мы сможем убедить себя, что видим просто связку горизонтальных линий. Фигура, как говорится, несколько «поплыла» по линии продольного акцента.

Итак, что же мы имеем, сравнивая прямоугольник с квадратом? Ответ напрашивается сам собой: прямоугольник – это бывший квадрат, который почему-то перераспределился по одному направлению. Причину направляющей эволюции мы, конечно, не знаем. Но факт неравномерности перераспределения психологического восприятия налицо. Доселе собирательный центр (у квадрата он равноудаленный) явно «ангажирован» обслуживать генеральное (то бишь продольное) направление прямоугольника.

Можно сказать, что прямоугольник – типично акцентуированный и озабоченный каким-то намерением квадрат. Есть динамика и есть некая концентрация по конкретному направлению. Поэтому пространство вокруг прямоугольника (т. е. внешняя среда) также акцентуировано по продольной оси на очень значимое и представляющее несомненный интерес (туда движется вся фигура прямоугольника) и индифферентное, по направлению поперечного сечения (рис. 2.1).

Заметьте еще одну особенность геометрического психовоздействия прямоугольника: он указывает только направление, но уж никак не вектор. Иными словами, прямоугольник не выполняет функции стрелки, поскольку обе его оконечности равно акцентуированы. Прямоугольник симметричен, и этим все сказано (см. рис. 2.2 а). Чтобы преобладала какая-то сторона фигуры, нужна дополнительная визуально-образная информация, но она должна быть специально привнесенной извне. Если же таковой нет, то мы обычно воспринимаем любую продольную фигуру (не только прямоугольник, например, тот же овал) в направлении слева направо. Это обязательно нужно учитывать при дизайнерской разработке.

 

Цвет и направление

 

Бирюзовые прямоугольники, чувствуя свою исключительность и загадочность, не спешили объединяться в блоки.

Геометрический аномалоскоп

 

Черные прямоугольники предельно категоричны и угловаты, с пути не сойдут и своего не пожалеют. Собственно говоря, черный прямоугольник – это проем правильных форм, затягивающий в никуда. Осевое движение напрочь уничтожено, ибо черный цвет действует, как воронка, исключительно вглубь. Ну и предельно резко очерченный контур, режущий, что называется, по живому. А в общем-то, весьма своеобразное сочетание: иррациональность черного тотально побеждает правильную рационалистику прямоугольных форм.

Впрочем, то же самое можно сказать и о белом цвете, только со знаком наоборот: здесь форма доминирует над цветом. Однако сбивает слегка с толку все та же несовместимость иррационального начала белого и жесткая конкретика прямоугольного периметра. Тем более если учесть, что белый цвет напрочь отсекает прошлое и завлекает в еще не определившееся будущее. Несколько странная получается комбинация. Паническое бегство от себя, неких правил, обязательств и пр.? Знаете, белый прямоугольник почему-то напоминает мужчину, который спешно разводится, чтобы тут же жениться. точно на такой же даме.

В гамме серых цветов прямоугольники смотрятся весьма гармонично. Угловатая прямолинейность визуально сглаживается, а вот динамичность – усиливается. Философский слоган: «Цель – ничто, движение – все» для серых прямоугольников, пожалуй, подойдет как нельзя лучше. Опять же снижается аспект озабоченности, но зато усиливается рационалистичность и беспристрастность «прямоугольного» подхода.

Зеленые прямоугольники – фигуры очень жесткие, догматичные и абсолютно застывшие. Представьте ящерицу, вмороженную в глыбу льда. Вот и здесь нечто подобное, особенно если зеленый цвет холодный (темно-зеленый, сине-зеленый, зеленовато-серый). Идеальный логотип для бюрократической канцелярии.

Вторая крайность – прямоугольник ярко-желтого цвета. Брызжущая во все стороны экспансия желтого как-то не вяжется с упорядоченной прямоугольностью. Можно, конечно, попытаться заставить ходить строевым маршем цыганское варьете, чем несказанно позабавите зрителей. Какой-то несерьезный получается прямоугольник, склонный к импровизациям и лишенный своей категоричной рациональной логики. Но, может быть, это и к лучшему: сглажены острые углы и ослаблена столь обязательная для прямоугольника однонаправленность.

Зато красный прямоугольник идет маршем прямиком на войну. И горе всем, кто не согласен с ним! Контур еще более жесткий, поэтому каждый угол – нападающий. И где окажется направление главного удара, не совсем понятно, во всяком случае осевая симметрия при красном цвете не столь доминирующая.

А вот темно-синие (либо интенсивно-синие) прямоугольники сохраняют как направленность, так и глубину проникновения в себя. Право, получается рефлексирующий прямоугольник, т. е. такой, который заставляет глубоко прочувствовать движение, намерения, целеполагание и мотивационную причину всего этого.

С голубым цветом – ничего подобного. Так, – игра, любознательность и никакой нагружаемой психологии. Представьте путешествующего и с радостью приглашающего к себе в компанию Буратино.

Коричневый (особенно темных тонов) прямоугольник совершенно лишен легкомыслия, он предельно прагматичен и стремится своим движением достигнуть материального благополучия, надежности и стабильности. Добавьте сюда упрямство и если надо, то и жесткость в отстаивании своих кровных интересов. Коричневый цвет усиливает также догматичность и самоуверенность. Ну а в итоге пострадает способность к развитию и движению. Коричневые прямоугольники чем-то напоминают вермахтовских «королевских тигров» времен Второй мировой войны: медлительные и такие же тяжеловесные, но зато способные бить в упор. Вот только колею им сложно под себя подобрать.

Ну и наконец сиреневые (либо лиловые) прямоугольники. Пожалуй, их движение и мотивы – сплошная загадка. Максимум иррациональности, которая тем не менее ими структурируется. Способность к предугадыванию событий и вообще очень неплохая стратегия продвижения. Сочетание логики, алгоритмичности и творческого подхода по принципу наития. Движение «внутрь» и «вглубь» (сиреневый цвет) при внешне экспансивном стиле поведения (прямоугольный контур). Поэтому предугадать, где окажется завтра сиреневый прямоугольник, весьма затруднительно. Пожалуй, даже для него самого.

 

 

Глава 4. В круге тайном

 

У Котигорошко была лишь одна слабость – повышенное самомнение.

Козьма Прутков, любитель калачей

 

Вы когда-нибудь выбирали спелый арбуз? Вот то-то!

 

ЦВЕТНОЙ РОМБ

 

Белый ромб – сущий нонсенс, артефакт. Неопределенность белого в сочетании с категоричностью фигуры – более чем странное сочетание.

Да и центр размывается с его магистральными путями. Опять же, острота углов визуально притупляется. Одним словом, сущность ромба несколько теряется.

А вот с черным ромбом лучше не встречаться. Внешний контур чрезвычайно усиленный. Можно напороться на острия углов. А вот жесткая рациональная структура ромба поглощена иррациональным черным. Фигура тотально усилена, хотя центр как таковой визуально не проявляется. Но ромб в черном от этого не делается слабее. Наоборот, глубже и опасней. Ни перед чем не остановится и атакует весьма непредсказуемо.

Зеленый цвет, так сказать, чем-то родственный ромбу, но от этого ромб не выигрывает. Снижаются адаптивные свойства видоизменяться, зато статичность возрастает. Фигура делается совершенно неподвижной. Центр сохраняет свои властные полномочия. Контур не смягчается. Ромб становится еще более рациональным и холодным. Не совсем приятная комбинация.

Золотистый ромб соединяет в себе престижность и жесткую металлическую властность. Красивое и гармоничное соединение. За сверкающей позолотой скрывается жесткий абсолютизм ромба. Хотя внешне все выглядит очень даже гламурно. Позолота скрывает центр, но режущие кромки все же выдают себя.

Серебристый ромб также очень органичен и красив, но более откровенен в демонстрации своей силы и авторитарности. Серебристый ромб вообще-то очень жестокий. Холодная рассудочность доведена до совершенства. Нет даже намека на сантименты. Но фигура привлекает к себе внимание именно своей жесткой холодной безупречностью.

Темно-синий, а еще более темно-фиолетовый вовлекают ромб в совершенно несвойственное для него состояние внутренней медитации и даже частично рефлексивного восприятия внешней среды. Что очень хорошо и полезно для авторитарного и самоуверенного ромба. По сути, внешняя экспансия в данном случае заметно пригашена внутренней. Центр не командует, а вовлекает, равно как и вся поверхность. Контур не режет глаз своей остротой. Контур отнюдь не размыт, просто «занят» своим. Очень хорошая компенсаторная комбинация цвета и формы.

У желтого, а особенно у ярко-желтого контур как раз заметно размыт и углы не воспринимаются угрожающими. Такой ромб не опасен, хотя все равно – ромб. И все же центра как такового нет. «Магистралок» тоже. Захватническая экспансия заменена просто эманацией. Жизнерадостная фигура, что крайняя редкость для ромба.

Алыйкрасному это тоже относится, но в чуть меньшей степени) ромб чрезвычайно агрессивен и опасен. Остановить его можно только встречным боем, нанося удар с флангов. На острия опереться окажется слишком дорого, если не губительно. В ярости ромб страшен. Тем более что алый цвет иррациональный, и потому у такого ромба безрассудства более чем достаточно. Директивы центра здесь не работают. Алый ромб дерется тотально. На всякий случай учтите.

 

Шестиугольник

 

Да что там хваленый немецкий порядок. Вот у муравьев – настоящий «орднунг». И чего они не стали хозяевами планеты?

Козьма Прутков, сельский учитель, бывший фронтовик

 

Шестиугольная плитка крепче держится.

Мнение штукатуров

 

Вместе весело шагать по просторам, по просторам!

Из детской песенки

 

Разом нас багато, нас не подолати.

Непереводимый слоган 2004 года

 

Медовые соты вкуснейшая вещь, да уж слишком больно обходятся.

Медведь Мишка

 

Дресс-код – та же униформа, только в мирное время.

Из корпоративного этикета

 

Мы едины или просто все клонированы?

Открытый вопрос

 

ШЕСТИУГОЛЬНИК – особая фигура, аналогов у которой поистине нет. Она обладает свойством, которое нигде больше не повторяется так ярко, функционально и выразительно. А для нашей цивилизации еще и предельно актуально. На современном языке это именуется «корпоративным духом» и «корпоративной религией». Впрочем, можно додуматься и до «бренд-рая» на основе все той же корпоративной религии[3].

Но давайте вначале рассмотрим психогеометрическую сущность самого шестиугольника. Его изображение представлено на рис. 8.1. У фигуры отчетливо выражен центр. В этом аспекте шестиугольник чем-то сродни кругу. Однозначно есть своя идеология, единство и целостность. Шестиугольник обладает ярко выраженной самостью. Поэтому во внешних «варягах» совершенно не нуждается. Управление из центра идет по стратегическим радиальным каналам по направлению к углам. Административная иерархия четко прослеживается. Проще говоря, шестиугольник знает, что нужно делать, и умеет эффективно выстроить свой менеджмент.

Есть два ударных угла. Что весьма немаловажно. Можно концентрировать силы на главных направлениях. А в общем-то, в наличии еще четыре дополнительных угла по круговой обороне, потому-то и шестиугольник. Попробуй подкатись без тщательной рекогносцировки. Шестиугольник умеет очень хорошо защищать свою территорию и свои интересы вовне ее. Своего рода скрытая агрессия, неумолимая и весьма беспощадная. Железно работает правило: «кто не с нами – тот против нас». Однако авантюрного риска в этой фигуре совершенно нет. Исключено.

Обратим также внимание на внутренние производственные возможности, на рисунке зона производства заштрихована (рис. 8.2). Шестиугольник особенно удачно сочетает логику и иррациональность в своей тактике и стратегии. Где надо – работать, где надо – атаковать (углы-то выступающие). Добавьте к этому единство идеологии и диктат центра. Поистине неотразимое сочетание. И все как-то целостно объединено.

Но главная фишка все же в другом. Шестиугольник может. производить себе подобных! Скажем, для круга, треугольника либо овала это просто физически невозможно, да и немыслимо. Зато шестиугольник очень легко объединяется с себе подобными в некую ячеистую сеть, которая непрерывно множится (


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.