Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2017-06-05 | 1297 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Работа над сонатным allegro является важным этапом в формированиилюбого музыканта. Изучение этой формы необходимо начинать как можно раньше (с 1-2-го классов ДШИ) на примерах сонатин А. Гедике, М. Клементи, Ф. Кулау. В старших классах музыкальной школы ученик знакомится с образцами сонатного творчества Гайдна, Моцарта, Бетховена и других композиторов.
Соната № 27 Й.Гайдна предназначена для изучения в старших классах ДШИ (6-7 классы). В данной сонате привлекают такие качества как: разнообразие художественных образов и тем; сравнительно небольшой объем; довольно разнообразная фактура; использование разнообразных видов артикуляции (певучая кантилена сочетается со скрипичным пиццикато). Успешному овладению данным сочинением способствует умение учащегося исполнять украшения (tr и ), его представления о тембрах инструментов камерного оркестра, умение играть двойные ноты, альбертиевы басы, ломаные октавы и др.
Этап знакомства с произведением ученика с любым произведением является чрезвычайно ответственным. Основной задачей здесь является создание общего представления о произведении, выявление основных трудностей и эмоциональное восприятие его в целом. Прежде всего, следует рассказать ученику о композиторе, об эпохе в которую он жил. Кроме исполнения произведения на инструменте или прослушивания аудиозаписи, педагогу необходимо проанализировать музыкальную форму, сделать образный анализ каждой партии и разделов формы, активно привлекая учащегося к характеристике музыкальных образов, к средствам, использованных композитором.
Соната написана в форме сонатного allegro, имеет энергичный, легкий характер. В экспозиции нет значительных контрастов. Более контрастна разработка. Она основана на новом тематическом материале. Начинается в ре-миноре. Музыка приобретает оттенок серьезности. Нарастание энергии, динамическое развитие приводит к кульминации. В репризе утверждается светлый жизнерадостный характер.
|
Разбор сонаты целесообразно сделать на уроке. Материал следует разобрать по партиям, выявить мотивы, фразы, предложения. Разбор целесообразно сделать каждой рукой отдельно, партию другой руки может исполнить педагог вместе с учеником. Это позволит сразу приблизить темп произведения к желаемому. Уже при разборе сонаты учащегося необходимо нацеливать на яркие образные и тембровые характеристики каждого элемента фактуры. На дом учащемуся можно предложить «инструментовать» сонатное allegro в соответствии со своими представлениями, сделав пометки в нотах карандашом. Например, т. 2: двойные ноты исполняют кларнет и гобой; т. 9: оркестровое tutti; т.т. 11-12: унисон виолончелей; в побочной партии: бас – виолончель, правая рука – скрипка; разработка: левая рука – виолончели, правая рука – духовые инструменты. Особое внимание следует уделить таким фрагментам, как такт 21 (группировка ) в связи с тем, что ритмическая и интонационная опора должна быть на тридцать вторую длительность. Украшения сначала можно опустить, чтобы в первую очередь была усвоена основная ритмическая структура.
Этап общего освоения фактуры, сборка произведения органично вытекает из качественного разбора. На данном этапе возможны самые разные режимы работы. Может помочь и такой способ: отдельные эпизоды могут играться двумя руками, а некоторые, где слух недостаточно контролирует ситуацию, отдельно каждой рукой. Постепенно фактура должна осваиваться в полном объёме. Когда у учащегося выработается устойчивость ритмической пульсации, можно вводить украшения. Повышенного внимания требуют мелизмы. Учащемуся необходимо напомнить, что (в т. 9) в классической музыке играется за счёт основной длительности. В нужно предусмотреть удобную аппликатуру без повторения отыгравших пальцев. Например: т. 2. в a-g-f-g аппликатура 4,3,2,1; т. 43, в e-d-c-d-c аппликатура 4,3,2,5,3 и т. п. в тактах 44,45. Эпизоды, представляющие определенные трудности в исполнении, необходимо проанализировать и подобрать адекватные упражнения для его преодоления. Например, альбертиевы басы в левой руке должны исполняться мягко, плавно, с чуть заметной опорой на бас и очень прозрачно здесь важна опора на 5-й палец, для чего необходим активный замах, 2,3,4 звуки – легче. Особое внимание необходимо уделить 1-му пальцу. В сонате много мелодических оборотов, включающих в себя пятипальцевую позицию. Выработать их ровность поможет игра парами нот в ритме триоли (в этом случае акцент падает поочерёдно на каждый звук пары). Также полезно поиграть данные эпизоды в различных ритмических, динамических и артикуляционных вариантах.
|
Постепенно следует увеличивать темп. Все, что выполнялось ранее в спокойном темпе, должно также качественно выполняться и в подвижном и быстром темпах. Требование единого темпа в сонатном allegro должно быть знакомо учащемуся с младших классов. Динамика в любом классическом произведении должна быть очень выпуклой, так как предполагаемые инструменты камерного оркестра имеют широкие динамические возможности. Чем ярче учащийся передаст интенсивность их cresc. и dim., тем выразительнее прозвучит сонатное allegro.
На этапе работы над произведением в целом работа над сонатным allegro должна вестись по двум направлениям:
1) Игра произведения целиком с тщательным выполнением всего освоенного ранее.
2) Работа над теми элементами фактуры, в которых еще остались какие-либо затруднения у учащегося.
Главной задачей в этот период становится нахождение нужного ансамбля между партиями рук, более тонкая художественна отделка, достижение цельности исполнения. Особое внимание следует уделять развитию тем и изменению их выразительного значения. Известно, что смысл и цель последнего этапа – это подготовка к концертному выступлению. Необходимо добиться того, чтобы ученик умел начинать произведение с разных мест наизусть в нужном характере и темпе. Педагог должен научить ученика поведению на концертной эстраде. После выступления, педагогу необходимо сделать анализ выступления.
В целом сонаты Гайдна представляют собой незаменимый художественный материал для учащихся – пианистов самой разной степени подготовленности.
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!