Преступлений, наказания преступников, международного сотрудничества в борьбе против транснациональных преступлений — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Преступлений, наказания преступников, международного сотрудничества в борьбе против транснациональных преступлений

2017-06-05 194
Преступлений, наказания преступников, международного сотрудничества в борьбе против транснациональных преступлений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Вена, 27 апреля 2000 г.

 

Уважаемый господин Председатель!

Уважаемые дамы и господа!

 

Прежде всего, хотелось бы выразить признательность руководству ООН за прекрасную организацию работы Конгресса и приглашение принять участие в его работе, а также сказать слова благодарности Правительству Австрии за проявленное гостеприимство.

Сегодня все мировое сообщество серьезно обеспокоено нарастающим распространением на территории не только отдельных государств, но и целых регионов международного терроризма, сепаратизма и иных проявлений экстремизма, незаконного оборота наркотиков и оружия, других наиболее опасных видов преступлений, а также незаконной миграции.

Проведение 10-го Конгресса ООН по предотвращению преступности и наказанию преступников на столь высоком уровне лишний раз подчеркивает, что на пороге XXI-го века международное сообщество испытывает все большую озабоченность в связи с воздействием транснациональной организованной преступности на национальную экономику, международные отношения, стабильность, безопасность и мир.

На стыке веков транснациональная организованная преступность бросает новый вызов XXI-му веку. Она приобрела характер глобальной опасности, представляя угрозу как каждой отдельной стране, так и всему мировому сообществу.

При этом необходимо отметить, что спектр проявлений организованной преступности постоянно расширяется.

Становится все более очевидным, что борьба с этим злом должна стать приоритетом международного сотрудничества и консолидированных усилий всех стран и международных организаций.

Главари и активные участники преступных сообществ оказывают негативное влияние на жизненно важные отрасли экономики и финансово-банковские структуры, создают значительные теневые капиталы, вторгаются в деятельность государственных органов, лоббируя свои интересы в законодательных, исполнительных и управленческих структурах, тем самым обеспечивая принятие выгодных для себя решений.

Они участвуют в нагнетании экстремизма, разжигании политических, национальных и межрегиональных конфликтов, усиливают свое противостояние правоохранительной системе государств путем физического и морального террора, разлагают и вовлекают в преступную деятельность все большее количество молодых людей. Уважаемые дамы и господа! С момента приобретения независимости Республика Таджикистан принимала активное участие в совместных усилиях по борьбе с нарастающей угрозой транснациональной преступности.

Таджикистан как страна, которая предметно столкнулась с проблемой терроризма и незаконного оборота наркотиков, являющихся неотъемлемой частью транснациональной организованной преступности, решительно выступает за разумные и конструктивные инициативы и действия в борьбе с этим злом.

Одним из самых радикальных проявлений организованной преступности является терроризм.

В настоящее время, когда Таджикистан добился установления мира и национального согласия и идет по пути строительства демократического государства с рыночной экономикой, совершение террористических актов со стороны определенных враждебных сил оказывает серьезное негативное влияние на стабильность и спокойствие в обществе, что в свою очередь мешает планомерному проведению реформ.

Анализ причин и условий совершения актов терроризма у нас в стране показывает, что большинство из них совершены на почве религиозного экстремизма, а также для достижения определенных политических целей.

Как правило, объектами посягательств становились видные политические деятели, ученые, журналисты, военнослужащие миротворческих сил в Таджикистане, сотрудники представительств международных организаций.

Как нам видится, целью данных действий является дестабилизация общественно-политической обстановки и нарушение хода проводимых реформ. Отличительной особенностью современного терроризма является его международный характер.

Об этом свидетельствует сам факт одновременного развертывания террористической деятельности в невиданных ранее масштабах в различных регионах земного шара. В последнее время мир стал свидетелем того, как вызывающе агрессивно действуют международные террористы, все активнее выступающие под знаменем политического экстремизма и религиозного фанатизма.

Общие исторические, политические и культурные корни и традиции, имеющие под собой исламскую основу, политическая и экономическая нестабильность создают благоприятные условия для деятельности различных религиозных реакционных организаций и движений.

События на Северном Кавказе России, на юге Кыргызстана - это четко обдуманные партии одной большой игры, навязываемой международными крайне экстремистскими силами.

Торговля наркотиками и оружием, захват заложников и другие противоправные действия являются неотъемлемой частью их деятельности.

Таджикистан разделяет точку зрения о том, что борьба с терроризмом является одной из самых глобальных проблем, с которой столкнулось сегодня человечество.

Мы осуждаем терроризм во всех его формах и проявлениях и считаем необходимым координировать действия всего мирового сообщества по искоренению этого зла на глобальном, региональном и национальном уровнях.

Опасность распространения международного терроризма адекватно воспринята не только нашими соседями по региону, но и практически всем мировым сообществом, о чем свидетельствуют итоговые документы, принятые на Стамбульском саммите ОБСЕ, встречах на различном уровне государств-участников СНГ, "Шанхайской пятеркой".

В этой ситуации нельзя медлить с принятием адекватных мер. При этом усиление антитеррористической деятельности должно опираться на самое тесное взаимодействие и координированное сотрудничество всех государств.

В этой связи для борьбы с этим негативным явлением международной жизни необходимы совместные усилия всех государств.

Ранее подписанные международные конвенции по данной проблеме не выделяют проблему терроризма как самостоятельную, а рассматривают ее наряду с преступлениями, имеющими уголовный характер.

С сожалением приходится констатировать, что международное сообщество до сих пор не смогло договориться о едином определении терроризма.

Именно в этих условиях некоторые государства, выступая у себя дома против терроризма, косвенно поддерживают международный терроризм в других странах и регионах, выдавая террористов за борцов за свободу и права человека.

Поэтому, сегодня так актуальна разработка и подписание единой универсальной конвенции, которая давала бы определение терроризма, прежде всего, транснационального, в которой были бы разработаны конкретные направления возможного международного сотрудничества в борьбе против терроризма, предусматривались бы санкции против государств, уклоняющихся от сотрудничества и поддерживающих террористические группировки, унифицировались бы законодательные и подзаконные нормативные акты, регламентирующие вопросы борьбы с терроризмом.

Также необходимо выделить терроризм в национальном законодательстве, именно как явление, имеющее политическую направленность.

На наш взгляд, воплощение в жизнь этих и других предложений, которые, как мы ожидаем здесь прозвучат, по борьбе с терроризмом, выработка эффективной формы взаимодействия государств могут стать важным шагом в области консолидированной борьбы с терроризмом и транснациональной преступностью.

Уважаемые дамы и господа!

 

Теперь мне хотелось бы привлечь ваше внимание к еще одной проблеме, связанной с международной преступностью, которая сегодня превратилась в общечеловеческое зло.

Особое место в деятельности транснациональных преступных группировок занимает незаконная торговля наркотиками, которая является одним из основных источников их финансирования.

Проблема незаконного оборота наркотиков, до недавнего времени считавшаяся местной или региональной проблемой, теперь все чаще затрагивает интересы всех государств.

Используя трудности и проблемы переходного периода, ограниченные ресурсные возможности в организации полноценной охраны государственной границы с Афганистаном, международная наркомафия использует нашу территорию в качестве плацдарма для контрабанды наркотиков в страны СНГ и далее в Европу.

Это угрожает не только безопасности и стабильности в стране, но и в определенной степени становится серьезным препятствием на пути становления государственности суверенного Таджикистана.

Не секрет, что катализатором ухудшения наркоситуации в регионе Центральной Азии, а в конечном итоге и во всем мире, остается Афганистан.

На протяжении длительного времени критическая ситуация в Афганистане остается дестабилизирующим фактором и весьма опасным очагом военно-политического напряжения в центральноазиатском регионе, будучи основным источником не только религиозного экстремизма, терроризма, но и наркотиков.

Не секрет, что основным источником поступления финансов для продолжения военных действий в Афганистане является незаконное производство и продажа наркотиков.

По имеющимся оценкам, на долю Афганистана приходится около 75% объема мирового производства опия.

Динамика незаконного оборота наркотиков ставит серьезные проблемы перед правоохранительными органами Таджикистана и является одной из причин роста тяжких уголовных преступлений.

За последние три года только органами внутренних дел выявлено более пяти тысяч преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, из преступного оборота изъято 3,5 тонны наркотиков, что намного больше, чем в предыдущие годы.

Создавая очаги напряженности, наркомафия, с одной стороны, отвлекает внимание органов власти от решения экономических и социальных вопросов, борьбы с незаконным оборотом наркотиков и контрабандой, с другой стороны - навязывает Таджикистану образ нестабильного государства, непривлекательного для международных финансовых институтов и иностранных инвестиций.

Таджикистан решительно включился в борьбу с незаконным оборотом наркотиков и, следуя этой стратегической линии, присоединился ко всем базовым международным и региональным конвенциям и меморандумам по проблеме наркотиков.

Создано Агентство по контролю за наркотиками при Президенте Таджикистана, на которое возложена общая координация деятельности по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

Совершенствуется национальное законодательство в вопросах, связанных с борьбой с наркопреступностью.

Установлено плодотворное сотрудничество с Программой ООН по контролю за наркотиками.

Несмотря на то, что мы принимаем комплекс мер по ужесточению борьбы с транзитом наркотиков через территорию Таджикистана и их распространением, наша страна в сложившейся обстановке не в состоянии справиться в одиночку и нуждается в более активной поддержке и конкретной помощи со стороны мирового сообщества для надежного перекрытия каналов поступления наркотиков.

Мы полагаем, что политическое урегулирование конфликта в Афганистане, создание "пояса безопасности" вокруг Афганистана, перенос главного акцента борьбы не с явлениями наркомании, а с наркобизнесом и с порождающими его условиями позволят достичь значительных позитивных результатов в борьбе против высокоорганизованного и наиболее прибыльного преступного промысла в истории человечества.

С другой стороны, когда речь идет об афганском конфликте, то мы невольно сталкиваемся с явно неоднозначными стандартами и подходами, которые применяются при урегулировании региональных проблем.

Хотел бы со всей ответственностью заявить, что Афганистан-это такая же европейская проблема, как и азиатская.

Мы убеждены в том, что военного решения афганского конфликта не существует и главная роль в ее урегулировании принадлежит афганскому народу под эгидой ООН.

Поэтому все усилия мирового сообщества, прежде всего России и США, необходимо направить на активизацию ведущей роли ООН как ключевого посредника между сторонами в деле, скорейшего восстановления мира и достижения национального примирения в Афганистане.

 

Уважаемый господин Председатель!

 

Рассматриваемая проблема имеет актуальное значение, но, к сожалению, на данном этапе борьба с транснациональной организованной преступностью ведется в основном в ходе реагирования на уже совершенные преступления.

Недостаточно осуществляются совместные меры, направленные на предупреждение преступных посягательств, на целенаправленное разрушение международных связей преступных сообществ.

Эффективная борьба с транснациональной организованной преступностью возможна лишь при совместной скоординированной деятельности государств мирового сообщества.

Необходимо также придать практическую направленность международному сотрудничеству в области борьбы с транснациональной преступностью и выработать четкие механизмы совместных действий.

Позвольте выразить надежду, что наша встреча и принятые на ней решения будут важным шагом на пути укрепления международного сотрудничества по борьбе с транснациональной организованной преступностью и продемонстрируют нашу твердую решимость защищать своих граждан и государства от этой угрозы, тем самым, обеспечивая стабильность и дальнейшее процветание нашим странам и всему миру.

Благодарю за внимание.


ПОСЛАНИЕ

МАДЖЛИСИ ОЛИ

РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

 

27 апреля 2000 года

 

Уважаемые депутаты!

Уважаемые гости заседания Маджлиси Оли!

 

Еще раз поздравляю вас, уважаемые депутаты с тем, что вы удостоены высокого звания народных депутатов парламента, желаю вам успехов в выполнении ответственных и важных задач в высшем законодательном органе страны. Сегодняшнее заседание, несомненно, войдет в новейшую историю независимого Таджикистана как важное политическое событие. Сегодня, когда Маджлиси Оли собрался в полном составе на первое совместное заседание обеих палат – Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон – мне хотелось, прежде всего, подчеркнуть следующее: каждый из вас был избран в своем избирательном округе в борьбе с несколькими соперниками. Вы уже носите высокое звание народных избранников, представляющих интересы более шести миллионов населения Таджикистана.

Это высокое доверие. Народ возлагает на своих депутатов большие надежды. Для того, чтобы оправдать и быть достойными этого доверия, вам следует направить всю свою деятельность и все свои усилия на обеспечение высших интересов народа и Отчизны, процветание, развитие прогресса страны.

Нам не следует забывать и о том, что мировоззрение и политическая культура населения сделали большие шаги вперед. Самым важным и обнадеживающим подтверждением этого является активное участие граждан в недавних политических мероприятиях. Народ не остался равнодушным к своей будущей судьбе, воспользовался своим правом на свободное волеизъявление и принял участие в прошедших выборах и других политических кампаниях.

За последние шесть месяцев в нашей стране прошло несколько очень важных для ее будущего политических мероприятий - референдум по внесению изменений и дополнений в Конституцию Таджикистана, выборы Президента, всенародная перепись населения, выборы Маджлиси намояндагон Маджлиси милли и местных маджлисов народных депутатов, все они прошли на высоком уровне.

Даже в очень передовой стране мира не проводится за столь короткий срок столько важных политических мероприятий. Известно, что каждый раз проведение выборов ведет к росту определенной напряженности в политической жизни. Поэтому некоторые политикипредсказывали, что наше общество неспособно справиться с проведением подобных акций.

Однако мы, опираясь на политическую культуру нашего народа, успешно провели все эти мероприятия. Тем самым процесс конституционных и политических реформ в стране получил свое логическое завершение.

Этот серьезный шаг по пути построения демократического общества явился итогом не сиюминутных усилий. Это процесс, связанный с политикой, проводимой руководством государства Таджикистан, с учетом передового мирового опыта. Основы этого процесса были заложены во время проведения исторической 16-й сессии Верховного Совета в ноябре 1992 года в древнем городе Худжанде и последовавшего затем путем всенародного принятия референдума. Конституции страны. Последовательное выполнение намеченных грандиозных планов свидетельствует о том, что наше общество располагает большим потенциалом и мы готовы к решению стоящих перед нами великих задач. В связи с этим я хотел бы выразить благодарность всему народу Таджикистана.

Следует отметить, что и раньше мы проводили всенародный референдум, выборы Президента и парламента. Но проведение многопартийных выборов в профессиональный парламент - событие новое в истории нашей страны.

Это достижение нашего демократического общества, ставшее возможным лишь благодаря обретению независимости и обеспечению условий мира и спокойствия в стране. Здравомыслящие политики и беспристрастные наблюдатели дали реальную оценку прошедшим у нас выборам, назвав их проявлением реальной демократии. Нынешний парламент, избранный в результате прошедших выборов, по многим параметрам отличается от прежних парламентов.

Во время выборов, с одной стороны, были реализованы те изменения и дополнения в Конституции страны, которые были приняты в ходе всенародного референдума. С другой стороны, проведением выборов и началом работы парламента выполнены положения, содержавшиеся в Общем соглашении об установлении мира и национального согласия в Таджикистане. Своим активным участием и здравым подходом к выборам народ Таджикистана доказал, что является сторонником и защитником политики, проводимой руководством государства.

В числе наших депутатов - в основном грамотные, компетентные люди, в том числе 25 кандидатов и докторов наук. В истории таджикского парламента мы впервые наблюдаем такое количество представителей науки и культуры.

Несомненно, наличие в профессиональном парламенте известных специалистов в различных областях, в особенности правоведов, экономистов, представителей отраслей образования и культуры повысит эффективность работы и качество принимаемых ими законов, а также приведет к росту авторитета высшего законодательного органа. Еще одной отличительной особенностью нового парламента является то, что, хотя теперь в нем, по сравнению с парламентом прошлого созыва, втрое меньше депутатов, доля женщин в нем возросла вдвое. Это также свидетельствует о поддержке населением нынешней политики по повышению статуса женщины в обществе. Следует отметить и участие в работе парламента представителей молодежи. Ведь молодежи предстоит унаследовать будущее демократического общества и внести вклад в деятельность высшего законодательного органа страны.

Таким образом, выборы, прошедшие в условиях мира, спокойствия, национального согласия и многопартийности, имеют огромное политическое значение.

Конечно, эти выборы не обошлась без проблем и издержек, однако, чтобы достичь, уровня стандартов развитых демократических стран, нам предстоит еще преодолеть путь в несколько десятилетий. Но мы сделали серьезные шаги по пути демократизации жизни общества. Эти меры носят конституционный характер и их можно считать началом качественно нового этапа в развитии Таджикистана.

В связи с этим хотелось бы напомнить еще об одном моменте: законодательство, законотворчество означают очень большую ответственность перед нацией.

Если депутатом избран человек некомпетентный, это означает, что у нас одним депутатом меньше, поскольку, занимая очередные пять лет депутатское кресло, он не сможет выполнять свои элементарнейшие обязанности. Надеюсь, что наше сотрудничество с начала и до окончания полномочий этого созыва окажется эффективным для обеспечения интересов нации и государства.

Пользуясь случаем, хочу выразить благодарность всем международным организациям и наблюдателям из зарубежных стран, а также республиканским, местныморганам и Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов, которые, несмотря на ряд трудностей, внесли вклад в проведение первых многопартийных выборов в нашей стране.

Мир и национальное согласие в Таджикистане трудно представить себе без поддержки и посреднических усилий мирового сообщества и, прежде всего - Организации Объединенных Наций, организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, их представителей и наблюдателей. В этой связи мне хотелось бы выразить благодарность Генеральному секретарю ООН господину Кофи Аннану за его бескорыстные усилия по установлению мира в Таджикистане. Вклад представителей Организации Объединенных Наций в процесс переговоров, продолжавшихся с 5 апреля 1994 года по 27 июня 1997 года, очень велик. Следует отметить, что проведение каждого этапа переговоров, а также встреч и консультаций требовало от посредников огромных усилий, настойчивости, высокого уровня организационного опыта. Опытные и проявившие себя героями сотрудники Миссии наблюдателей выполняли свои обязанности в самые трудные моменты в горячих точках нашей страны. Некоторые из них погибли. Добрая память о них навсегда останется в сердцах жителей Таджикистана.

Наряду с Организацией Объединенных Наций установлению мира в Таджикистане содействовали дружественные нам страны, в ряду которых особое место занимает Россия, которая с самого начала переговоров оказывала нам всяческую помощь в решении этой острой проблемы.

Страны-гаранты межтаджикского мира - Россия, Узбекистан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Иран, Пакистан и Афганистан - внесли неоценимый вклад в процесс достижения межтаджикского мира, и мы благодарны им за это.

Важную роль в нормализации общественно-политического и экономического положения в стране, оказании гуманитарной помощи, возвращении беженцев на Родину и обеспечении их жильем сыграли, наряду с миссией наблюдателей ООН, Управление верховного комиссара по делам беженцев и Детский фонд ООН.

Велик вклад программы развития ООН в преодоление конфликта и реализацию программ социально-экономического развития страны.

Многостороннее сотрудничество Правительства Таджикистана с организациями-посредниками и, прежде всего - Организацией Объединенных Наций, миссией ее наблюдателей в деле скорейшего достижения мира, согласия, национального единства само по себе явление новое, и оно может послужить хорошим примером предотвращения конфликтов в других странах мира.

Очень велика роль членов Комиссии по национальному примирению в деле реализации Общего соглашения об установлении мира и национального согласия. Эта комиссия с сознанием гражданской ответственности с честью выполнила возложенные на нее задачи, и мы благодарны ее членам за их неустанные усилия.

Уважаемые присутствующие!

 

Мне хотелось бы остановиться на нынешнем положении общества, основных экономических, социальных и культурных проблемах, а также на наших стратегических целях на ближайшие несколько лет.

О ПРОБЛЕМАХ ЭКОНОМИКИ

 

Правительство Таджикистана еще пять лет назад приняло пятилетнюю программу экономических реформ и приступило к ее поэтапной реализации. В программе первостепенное внимание уделено макроэкономической стабилизации, улучшению страны, структурным преобразованиям, аграрной реформе, ускорению приватизации, обеспечению социальной защиты населения.

Начиная с 1996 года, в экономике страны стали проявляться признаки макроэкономической стабилизации, которые в результате постоянных усилий правительства и поддержки населения год от года становятся все ощутимее.

Так в 1998 году объем валового внутреннего продукта (ВВП) по сравнению с 1997 годом возрос на 5,3 процента, а в 1999 году по отношению к 1998 году - на 3,7 процента. Объем промышленного производства в 1999 году увеличился по отношению к 1993 году на пять процентов. Хотя еще имеются трудности, укрепляются новые формы собственности и хозяйствования, и производство, по сравнению с рядом предыдущих лет, постепенно набирает обороты.

Опыт развитых стран мира показывает, что главной основой экономики в первую очередь является промышленность. В условиях Таджикистана без наличия развитой промышленности невозможны обеспечение высокого уровня жизни населения, экономической независимости и безопасности, успешное решение социальных проблем. Развитие высокотехнологичной промышленности будет способствовать не только материальному благополучию населения, но и его нравственному и интеллектуальному уровню.

Лишь развитие промышленной отрасли, вместе с отраслью услуг может обеспечить существенный рост объема ВВП, интеллектуальное и культурное развитие народа и рост его благосостояния и вывести Таджикистан в ряды развитых стран мира.

Мы должны учитывать это при определении места и роли промышленной отрасли в экономике страны и перспективах ее развития.

К сожалению, в этой отрасли еще много недостатков.

На промышленных предприятиях скопилось много нереализованной продукции. Покупатели приобретают ее по низким ценам, которые не могут даже покрыть производственные издержки.

Так на предприятиях Госкомпрома в 1999 году произведено продукции на сумму 8 миллиардов 427 рублов, однако за несколько лет здесь накопилось нереализованной продукции на сумму более 5 миллиардов рублей.

Руководители многих предприятий и хозяйств так и не смогли освободиться от стереотипов мышления прошлых лет, психологии упования на государство в решении экономических проблем. Они не освоили методов рыночной экономики, менеджмента и маркетинга своей продукции. Самое же главное в том, что они не осознали одну неоспоримую истину: в условиях рыночной экономики успехов добивается лишь тот, кто производит с учетом требований мирного рынка, конкурентоспособную продукцию. Если же продукция не пользуется спросом, ее нет смысла производить.

Вызывает удовлетворение то, что в стране за короткий срок создано более 240 совместных предприятий. Они образованы в основном при поддержке зарубежных фирм. К числу таких предприятий можно отнести СП "Зарафшон", "Кабоол Текстайлз", ряд других.

В промышленности можно было бы отдать предпочтение переработке полезных ископаемых, химической отрасли, цветной металлургии, легкой промышленности, переработке хлопка, экспорту минеральных вод. Большое будущее в нашей стране имеет отрасль туризма и альпинизма.

Хочу обратить ваше внимание на еще один источник поступлении валютного дохода в государственную казну. Я имею в виду самоцветные и драгоценные камни, которыми так богат Таджикистан. К сожалению, добыча и переработка драгоценных камней все еще находятся не на должном уровне, в связи с этим следует разработать и приступить к выполнению специальной государственной программы по переработке драгоценных камней иих реализации в виде готовых изделий.

К числу стратегических задач в современных условиях относятся строительство дорог и обеспечение постоянного передвижения по ним на всей территории страны. Без этого невозможны дальнейшее развитие экономики и процветание страны, когда регионы будут связаны между собой автомобильным, железнодорожным, воздушным сообщением, когда люди будут нормально передвигаться по всей стране, тогда еще больше укрепится национальное единство. Поэтому и впредь Правительство Таджикистана будет уделять первостепенное значение вопросам строительства дорог, в первую очередь магистрали Куляб-Калайхумб - Каракорум, а также Анзобского туннеля.

Одной из проблем, которая беспокоит многие страны мира, является обеспечение населения питьевой водой. К счастью, запасы воды в Таджикистане неисчерпаемы, и мы должны использовать это богатство. Кроме этого, мы можем наладить экспорт чистой питьевой воды в зарубежные страны и получать за счет этого значительный доход. В своем выступлении на 54-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН я предложил объявить 2003 год Международным годом воды. Это предложение, ввиду жизненной важности проблемы воды, было единогласно поддержано странами-членами Организации Объединенных Наций.

По своим огромным гидроэнергетическим ресурсам Таджикистан занимает одно из ведущих мест в мире, и это определяет его особое положение в нашем регионе. В условиях Центральной Азии постоянно возрастает влияние той страны, которая располагает мощным гидроэнергетическим потенциалом.

Сегодня Нурекская гидроэлектростанция обеспечивает регулируемую подачу сорока процентов жизненно необходимой нам и соседним республикам воды. С завершением строительства Сангтудинской, а затем - Рогунской ГЭС наши возможности еще более расширятся, что даст мощный импульс дальнейшему развитию всех отраслей экономики - и в первую очередь промышленности. Таким образом, будет обеспечена полная энергетическая независимость страны.

Для этого мы должны, используя все резервы и возможности, ускорить строительство этих гидроэлектростанций, а также активизировать строительство в стране малых ГЭС.

Другой вопрос, на который я хотел бы обратить ваше внимание, - это защита отечественных производителей и потребителей. Во всех цивилизованных странах мира производители и потребители находятся под защитой государства. К сожалению, недавно принятые нами законы выполняются неэффективно. Во всех магазинах, ларьках и киосках продаются низкокачественные промышленные и продовольственные товары зарубежного производства. Большая часть этих товаров не отвечает требованиям мировых стандартов, их потребление может нанести вред здоровью населения. Не ошибусь, если скажу, что сложившееся положение угрожает генофонду нации. Настало время, когда Госкомпром совместно с Министерством экономики и внешних экономических связей, Министерством здравоохранения, Государственным центром по стандартизации должны решительно взяться за исправление сложившегося положения.

Для устранения имеющихся недостатков и повышения эффективности экономических реформ 1 декабря 1999 года был издан Указ Президента Республики Таджикистан "О мерах по дальнейшему продолжению и повышению эффективности экономических реформ". Этот указ был направлен на расширение экономических реформ, придание им нового качества и повышение их влияния на выполнение стратегической задачи нашего государства - повышение жизненного уровня населения.

Всего этого мы можем достичь, прежде всего, путем реструктуризации государственных предприятий, привлечения внутренних и зарубежных инвестиций, внедрения передовых современных технологий, увеличения объемов производства конкурентноспособной на мировом рынке продукции, превращения Таджикистана из страны - экспортера сырья в страну, экспортирующую готовую продукцию - в общем, путем перестройки структуры экономики страны.

Большую роль в экономике Таджикистана играет аграрная отрасль. Учитывая то, что 70 процентов нашего населения проживает и трудится в сельской местности, будущее Таджикистана невозможно представить без развития сельскохозяйственной отрасли. Поэтому одной из стратегических задач является проведение серьезной реформы в этом секторе.

В климатических условиях Таджикистана в среднем до трехсот солнечных дней в году. Это позволяет нашим дехканам получать по два-три урожая в год. Мы должны, используя имеющиеся возможности, увеличить объемы производства хлопка, табака, герани и других культур, которые пользуются высоким спросом на мировом рынке, и тем самым обеспечить увеличение поступления валютной выручки в бюджет страны. Кроме этого, нам необходимо увеличить производство зерна с целью обеспечения продовольственной независимости страны.

Настало время, когда мы должны уделить приоритетное внимание тем предприятиям, которые производят продукцию на основе местного сырья. Это прежде всего - предприятия по переработке хлопка, табака, шерсти, сельскохозяйственной продукции - в частности, по производству консервов. Мы должны поддержать и обеспечить эти предприятия современными техникой и технологиями, чтобы они смогли в кратчайшие сроки приступить к выпуску пользующейся спросом на рынке продукции.

В сельскохозяйственной отрасли много проблем, требующих решения. Я подробно говорил об этом в своем выступлении на совещании работников отрасли в феврале нынешнего года, поэтому повторяться не имеет смысла. Хочу лишь вновь напомнить, что сельскохозяйственная отрасль является главным источником обеспечения населения продовольствием и тесно связана с другими отраслями – в частности, легкой, пищевой промышленностью и рядом других.

В современных условиях одной из важнейших задач является создание такой системы отношений, которая бы обеспечила финансовую дисциплину. Пора положить конец порочной практике предоставления государственным предприятиям льготных кредитов, освобождения их от налогов и отсрочки платежей в государственные фонды, а также взаимозачетов. Все это не приводит на деле к улучшению производственной деятельности предприятий.

Вызывает обеспокоенность то, что до сих пор продолжается вмешательство правительственных и законодательных органов в работу банковской и финансовой системы, что оказывает негативное воздействие на устойчивость денежно – финансового обращения. Пора покончить с подобным вмешательством.

Важнейшими требованиями реструктуризации промышленных и сельскохозяйственных предприятий являются обеспечение права собственности, передача ее компетентным людям и другие реформы.

Неопределенность в вопросах собственности является серьезным препятствием на пути модернизации предприятий, и естественно, что никто за это не отвечает. В свою очередь приводит к обострению макроэкономических проблем, в частности, к обогащению некоторых лиц за счет использования государственной собственности, и создает основу для расцвета коррупции.

В связи с этим следует подчеркнуть, что для устойчивого развития экономики важное значение имеет создание эффективной системы налогообложения и взимания налогов. Первые шаги в этом направлении уже сделаны с принятием Налогового кодекса Республики Таджикистан. Сегодня задача заключается в практической реализации данного кодекса, дальнейшем усовершенствовании налоговых органов и системы взимания налогов при должном соблюдении прав налогоплательщиков.

В условиях перехода к новым экономическим отношениям одной из важнейших задач является ликвидация дефицита бюджета, поскольку наличие дефицита бюджета приводит к обесцениванию денег и снижению темпов развития экономики. Путем реализации этих мер, мы придем к тому, что Таджикистан постепенно приблизится к уровню других развитых стран с рыночной экономикой. Уверен, что народные депутаты внесут свой вклад в достижение этой цели.

Сегодня уже нет сомнений, что старые структуры должны модернизироваться и приводиться в соответствие с новой экономической системой, обеспечивающей творческое изменение механизмов управления.

Переход к рынку означает, что вмешательство государства в экономику будет ограничено. В то же время должна стать более эффективной деятельность правительства в областях обеспечения благосостояния общества, определения норм и правил экономической активности содействия развитию различных институтов социальной защиты населения.

Важное значение для экономики переходного периода имеют повышение профессионального уровня работников государственного аппарата, приведение в порядок системы их служебного роста, переобучение государственных чиновников тем специальностям, которы


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.