Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2017-06-05 | 323 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
35.место и роль морали в культуре. Мораль-совокупность норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям, исполнение которых является следствием внутреннего убеждения человека или воздействия на него силы общественного мнения
Мораль возникла задолго до раскола общества на классы и до возникновения политического и правового сознания.Мораль опирается на авторитет общественного мнения и нравственные убеждения личностиМоральное (нравственное) сознание включает два вида нормативов - нормы морали и принципы морали.Нормы морали - это правила поведения людей в конкретных жизненных ситуациях.(гуманизм, добро, долг, совесть, стыд, честность и прочие)Принципы морали – понятия более широкого диапазона, чем нормы. Они носят общечеловеческий характер и обычно формируются как девизы, под знаком которых необходимо вести себя не только в конкретной жизненной ситуации, а в целой системе общественных отношений.(«чти отца своего», «не укради» и иные.)
Моральная культура -- это исторически сложившаяся система традиционных, устоявшихся фиксированных, нормативных отношений между людьми. Элементы моральной культуры - обычаи, правила поведения, нравы данной культуры.
К основным понятиям морали (нравственности) относятся: добро и зло долг совесть и гуманизм.
Целью моральной деятельности является объединение человеческих усилий, направленных на гуманизацию всей социальной системы.
36. аномия в культуре. Суть аномии в том, что когда невозможно достичь определяемых культурой целей законными, одобряемыми обществом средствами, тогда их осуществление реализуется незаконным образом.По Талконту Парсонсу аномия -- явление фрустрации, возникающее в ситуации, когда не выполняются ожидания человека, оказывается невозможным удовлетворить значимую для него потребность и тогда возникает разрыв между мотивом деятельности и его результатом.По Роберту Мертону аномия на уровне общества -- это конфликт между социальными подсистемами, а индивид -- это элемент данных подсистем, иллюстрирующий закономерности общесоциологического плана.Понятие аномии рассматривается и в историческом аспекте. Любому обществу свойственна некоторая степень аномии, разброс в истолковании норм и правил поведения, т. к. в противном случае резко ограничивается индивидуальная свобода (К. Бэй)
|
37. формы и механизмы приобщения к культуре. Социализация культуры -- это процесс нарабатывания и усвоения культурных норм, умений, знаний и освоения социальных ролей. В результате социализации человек культурно взрослеет, превращаясь в социокультурную личность.
Воспитание является важной частью процесса социализации. Воспитание -- целенаправленная передача интеллектуально-мировоззренческих (этических) норм, правил и технологий достойного поведения, орудийно-хозяйственной деятельности от старших поколений младшим.Семья -- институт первичной социализации, так как она первое, с чем сталкивается ребенок при рождении, и основное место, где формируются доверительные личные отношения.
Школа -- главный агент (институт) вторичной социализации, дающий детям систематическое образование, подготовку к трудовой жизни и участию в общественных и гражданско-политических процессах.
Важное место в социализации личности выполняет и искусство, развивая в личности творческий потенциал, художественное восприятие и оценку самой себя и окружающей среды – природы и социума.
Школа как феномен культуры.
Школа – второй, после мифа, социальный вид и институциональный механизм сохранения социокультурной памяти предков и передачи их знаний и опыта потомкам. Она составляет основу современной культуры и жизнедеятельности общества, и в то же время отражает в себе основные противоречия общества.Школа, выступая воспитывающим передатчиком молодёжи социальных знаний и опыта старших поколений, этим обеспечивает обществу развитие. Дети, воспитанные школой, являются творцами, распространителями, носителями того или иного стиля культуры, носителями активной или пассивной, нравственной или безнравственной гражданской позиции, что во многом зависит не только от учителей, преподавателей, но и от семьи, и от идеологии и практики действий должностных лиц системы образования.
|
Культурная динамика. Культурная динамика — это всегда целостный, упорядоченный процесс, имеющий направленный характер. Культурная динамика может реализовываться в следующих основных видах: постепенно-линейном и циклическом. В линейной концепции можно выделить две основные эволюционные модели: однолинейную и многолинейную. Согласно однолинейной концепции Э. Б. Тэйлора, Л. Моргана, Дж. Фреэзера и др., в процессе эволюции человека и его культуры можно выделить три последовательно сменяющих друг друга периода: дикость, варварство и цивилизацию. Развитие идёт по пути усовершенствования человеческого рода путём усложняющейся организации общества и человека. В рамках многолинейной эволюционной модели признаётся множественность путей социокультурного развития, отказ от всеобщих законов эволюции. Основное внимание уделено изучению и обобщению эмпирических данных, полученных при изучении региональных культур, фиксацией исторических параллелей и повторов. Основное внимание уделено изучению проблем культурной адаптации. Концепции линейного развития культуры противопоставляется идея цикла — обобщённого представления об универсальной форме внутренней динамики культуры в период существования от возникновения до распада. Каждая культура, с точки зрения этого подхода, проходит определённый жизненный цикл от рождения до смерти, двигаясь по замкнутому кругу.
40.Время как формообразующий фактор культуры. Время в культуре выражает определенные ритмы и последовательность действий, закрепляет ориентации на определенный модус времени, превалирующий в данной культуре.
|
Время -- то посредствующее звено, через которое передается информация о способах социальной жизни и ценностях определенной культуры. время в культуре -- это:
последовательность действий, которая переписывается через традиции и задается через имя (в архаической формации) или через схемы технологий (в позднейших формациях);
смена поколений, через которую осуществляется разрыв непрерывной традиции, опыта, способа деятельности. значение, которое приписывается определенным моментам времени. Формообразующая роль времени в культуре проявляется в том, что каждая культура самоопределяет себя во времени, создавая свой календарь и обозначая дату своего рождения.
41. Искусство – специфический вид человеческой культуры. Оно призвано удовлетворять универсальную потребность человека, воссоздавать и изменять окружающую действительность в области человеческой чувственности и логической абстрактности. И вполне закономерно, по данным современной науки, что успехи в области искусства, развития чувственности и абстрактного мышления сопровождаются у субъектов культуры развитием математической логики. В самом широком смысле категория «искусство» отождествляется с мастерством творческого процесса (речь идет об искусно исполненной профессиональной деятельности, будь то работа учёного, врача, управленца, актера или рабочего). Искусство -- явление социальное. Оно участвует в социальном преобразовании общества оказывая эстетическое воздействие на личность. Многогранна и практика искусства. Но главной его целью является социализация личности и утверждение ее самоценности. Искусство вовлекает человека в круг социальной жизни, влияя на самые личные стороны человеческого существа. Во всем вышесказанном и заключается общественная (социальная) значимость искусства, как вида человеческой культуры.
42.виды искусства. Изобразительное искусство раскрывает многообразие мира с помощью пластических и колористических материалов -- красок, мрамора, глины и т. д.
Литература включает в себя все оттенки творчества, реализуемые в слове.
Музыка имеет дело не только со звучанием человеческого голоса, но и с разнообразными тембрами, созданными природными и техническими приспособлениями (музыкальными инструментами).
|
Архитектура и прикладное искусство реализуется через существующие в пространстве материальные конструкции и вещи, выражающие и удовлетворяющие практические и духовные нужды людей.
Каждый из видов искусства сложно и многообразно выражает свою видовую определенность, имеют свои особые роды и жанры, закономерности развития, свой язык и научный аппарат исследования.
43. Социальные функции искусства Эстетическая функция -- искусство как формирование творческого духа и ценностных художественных ориентаций: искусство строит ценностные нормы в сознании человека, учит его ощущать и осмысливать жизнь через художественную образность. Гедонистическая функция -- искусство, как художественное наслаждение и объяснение: помимо наслаждения, оно развивает органы ощущений личности, а сюжетом образов формирует в сознании осмысленность значимости предлагаемых зрителю, читателю, публике художественных образцов.
Общественно-преобразующая функция -- искусство как деятельность проявляется в идейно-эстетическом художественном воздействии на людей через включение их в ценностно-ориентированную художественно-творческую и иную деятельность и, таким образом, искусство участвует в социальных преобразованиях всех субъектов культуры.
Компенсаторная функция -- искусство как утешение имеет три основных аспекта -- отвлекающий (гедонистически-игровой и развлекательный), утешающий и собственно компенсаторный (способствующий духовной гармонии человека). Искусство своей гармонией влияет на внутреннюю гармонию личности, способствуя сохранению и восстановлению психического равновесия. Познавательно-эвристическая функция -- искусство как знание и просвещение. Художественно-концептуальная функция -- искусство как анализ состояния мира, заключается в его стремлении и к самопознанию личности, и к расширению его глобального мышления в решении общемировых проблем, например экологических. Прогностическая функция -- искусство как предсказание,предвосхищение. Коммуникативная функция -- искусство как общение, состоит в том, что оно является средством художественного общения. Информационная функция -- искусство как сообщение, состоит в том, что искусство служит обобществлению индивидуального опыта отношений и личному присвоению и выражению общественного опыта.
Воспитательная функция -- искусство как катарсис (очищение): искусство формирует строй мироощущений, отношений (чувств) и мировоззрение людей.
Катарсическая (очищающая) функция является важнейшим аспектом воспитательного воздействия искусства на личность. Внушающая функция -- искусство как суггестия заключается во внушении и структурировании определенного строя мыслей и чувств, в гипнотическом воздействии на подсознание разума и на всю человеческую психику.
|
44.наука и искусство. В гносеологическом плане есть определенная близость науки и искусства, но все же художественное познание отличается от теоретического, инаука никогда не сможет заменить искусство в области абстрактного, эмпирического (на уровне интуиции подсознания) познания и восприятия, что связано со спецификой искусства и субъектов культуры.
Специфика искусства, в отличие от науки в том, что оно отражает действительность в форме художественных образов, а наука -- в форме теоретических закономерностей, проверяемых экспериментом, и конкретных понятий. В основе специфики искусства -- его специфический объект отражения, обусловливающий социальную необходимость, незаменимость искусства, и все особенности способа, формы отражения жизни.
Законы науки не могут содержать непосредственного соотношения прошлого, настоящего и будущего, ибо законы отражают качество, сущность. Законы могут быть поняты как моменты относительного покоя, выделенные из массы движущихся явлений и случайностей действительности.
Искусствожеспособно воспроизводить конкретную динамику жизни, связь времен, фактов, явлений и процессов. Эта его способность обусловлена специфическим объектом – художественным творчеством, что является особой частью духовно-прагматического исследования в составе культурологических научных знаний.
46 Концепция культуры И. Г. Гердера. В своем фундаментальном четырёхтомном сочинении «Идеи философии истории» (1784-1791) он представил свое видение общей истории развития человечества, как органичный эволюционный процесс.
По Гердеру, человеческая история берет свое начало из истории развития природы, являетсяеепродолжением, постепенно достигая более высокихступеней. Высшее звено в этой эволюции -- человек. Именно наработка социокультуры отличает его от животного. Формирование социокультуры -- это второе рождение человека. В феномене культуры проявляют себя два начала: надприродная сущность культуры и исторические причины развития основных элементов культуры – языка, государств, семейных, трудовых и иных социокультурных отношений: религии, искусств, наук и т. д. При этом культура «захватывает человека и формирует его голову и члены его тела». Более того, именно она (культура) выступает тем началом, которое объединяет людей, делает их участниками единого человеческого сообщества.
Гердер рассматривает общественное развитие в историко-географическом ключе. Он считал, что каждый регион обладает специфическими культурными чертами, которые, с одной стороны, подчеркивают его оригинальность, а с другой стороны - представляютегокак этап развития человеческой культуры вообще.
Наиболее обстоятельно Гердер анализирует европейскую культуру
Различные типы культуры, утверждал Гердер, не должны разделять людей на «просвещенные» и «непросвещенные» народы.
Постоянно подчеркивая единство человеческой (мировой) культуры, Гердер объясняет его общей целью всего человечества, которая состоит в стремлении обрести «истинную гуманность».
По Гердеру, история развития культуры крайне неравномерный процесс, который может состоять из динамичных и статичных периодов. Культуре свойственны взлеты, падения и состояние инерции.
47 Концепция культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского В своем научном труде «Россия и Европа» сторонник течения славянолюбов Н. Я. Данилевский противопоставляет свою позицию теориям европоцентристского и однолинейного развития мировой культуры.
Создатель философско-исторической системы типологии культур, Н.Я.Данилевский выдвинул пять законов «культурно-исторического движения» и детально проанализировал два культурно-исторических типа: славянский и германо-романский.Общечеловеческого в действительности нет, считал он. Каждая из отдельно развивающихся цивилизаций вносит свой вклад в общую культуру человечества. Он ввёл понятие «культурно-исторический тип», который характеризуется своей собственной спецификой религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного и исторического развития.Данилевский назвал 10 народов-творцов, народы разрушители, а так же племена составляющие этнографический материал.
Данилевский выделял в исторической культурной жизни народов три периода: этнографический политический цивилизационный,
Философ называет пять основных законов возникновения, развития и заката цивилизации:
1. Семейство народов, принадлежащих к одной языковой группе, составляет культурно-исторический тип, если они духовно способны к историческому развитию и прошли стадию детства. 2. Для рождения и развития культуры народ должен достичь политической независимости. 3. Основные принципы цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа, каждый тип вырабатывает их для себя, испытывая влияние чуждых ему предшествующих цивилизаций.
4. Цивилизаций достигает своего расцвета, когда народы, составляющиеее, образуют федерацию или политическую систему государств.
Россия, по Данилевскому, не является европейской страной. Она представитель иного, славянского, мира. Философ выступал с идеей славянского единения, консолидации славян и создания Всеславянского союза
45 Возникновение искусства Зарождение искусства восходит к первобытной эпохе, когда человек впервые попытался отразить свои представления об окружающем мире в художественном творчествеОсновные виды изобразительного искусства -- скульптура, живопись, графика, появились в эпоху палеолита (древнекаменного века) в разных регионах много десятков тысяч лет назад.В первобытном обществе художественная деятельность человека была неразрывно связана со всеми существовавшими формами духовной и материальной культуры: мифологией, религией, бытовым укладом.Несмотря на примитивизм ранних рисунков, в наскальном изображении животного уже было заложено все необходимое для будущего художественного восприятия. Наскальные изображения, не являясь собственно искусством по присущим им функциям и задачам для своих создателей и их соплеменников, в исторически более позднее время, втягиваясь в систему эстетических отношений, оказались восприняты как художественные творения.
Лишь в XIX в. эти изображения постепенно начинают восприниматься в качестве искусства и входят в арсенал художественной культуры человечества.
Палеолитическое искусство выступает как индикатор возникновения нового мощного фактора человеческой эволюции. Именно в искусстве четко проявляется образность мышления человека.Вопрос о возникновении искусства и его роли в общей системе поведения очень сложен и не нашел в науке однозначного объяснения.
48 Культурологическая концепция Ф. Ницше Фридрих Ницше (1844 --1900) - немецкий философ и культуролог из основоположников «философии жизни». Центральное место в концепции Ницше занимает понятие «жизнь», основу кого образует воля.
Взгляды Ницше на протяжении творческой деятельности претерпевали эволюцию. На раннем этапе для немецкого мыслителя была характерна эстетизация жизни и воли.Понять импульсы воли, выразить ее характер возможно только с помощью искусства, которое представляется Ницше как дополнение и завершение бытия.
В искусстве Ницше различает два начала: аполлоническое (рациональное, упорядоченное и критическое) и дионисийское (чувственное, вакхическое, опьяненное). При этом Ницше исходит из того, что в греческом пантеоне боги Аполлон и Дионис - противоположные символические типы.
По мнению Ницше борьба аполлонического и дионисийского начал, позволила древним грекам добиться огромных успехов. Рационализация же культуры, связанная с эпохой Просвещения, уничтожила истоки ее процветания. Отсюда, задача современного искусства восстановить трагический миф для того, чтобы дать мощный заряд жизни творчества.
Позднее во взглядах Ницше на жизнь и культуру происходит усиление социально-нравственного аспекта. Жизнь истолковывается им по преимуществу как воля к власти, а смысл культуры он видит в формировании носителя этой воли к власти -- сверхчеловека («белокурой бестии»).
Философско-культурологическая Ницше трактуется как атеистическая.
49 Философия культуры О. Шпенглера, ее влияние на культурологию. Предметом философско-культурологических исследований Шпенглера была «морфология всемирной истории»: своеобразие мировых культур (или «духовных эпох»), рассматриваемых, как неповторимые органические формы, понимаемые с помощью аналогий. Решительно отвергая общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир — Средние века — Новое Время» Шпенглер предлагает другой взгляд на мировую историю — как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих периоды зарождения, становления и умирания.Шпенглер предлагает циклическую историю возникновения, расцвета и гибели многочисленных самобытных и неповторимых культур. Уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием её «души»: в основе античной культуры лежит «аполлоновская» душа, арабской — «магическая», западной — «фаустовская» и т. д.
Умирание всякой культуры характеризуется переходом от культуры к цивилизации. Отсюда ключевое в его концепции противопоставление на «становящееся» (культура) и «ставшее» (цивилизация).
Последовательно проводимый Шпенглером тезис об уникальности культур, их сменяемости (не преемственности) вел к признанию их ценностной эквивалентности: все они равны по своему историческому значению и должны сопоставляться вне всяких оценочных категорий.
Сравнительный анализ культур, как считает Шпенглер, обнаруживает единство их судьбы: каждая культура проходит одну и ту же последовательность фаз развития, и основные черты каждой фазы тождественны во всех культурах; все культуры сходны по длительности существования (около 1000 лет) и темпам своего развития; исторические события, относящиеся к одной культуре, имеют соответствия (гомологии) во всех других.
«цивилизация», по Шпенглеру, есть кризисный исход, завершение любой культуры.
50 Культурологическое учение Альфреда Вебера. Основные проблемы его работ - кризис европейской культуры и кризис Германии. Он продолжает характерное для послегегелевской философии истории отмежевание от спекулятивного рассмотрения истории и акцентирует внимание с вопросов о смысле истории на проблему ее бытия. Его работы - «История культуры как социология культуры», «Третий или четвертый человек», «О смысле исторического бытия», «Германия и кризис европейской культуры».
Для творчества Вебера характерно единое понимание духовной жизни и культуры, тревога за судьбы европейской культуры (он говорит о германо-романском Западе), преодоление кризиса которой он связывает с возрождением ее европейского центра - Германии. Он считал, что именно немцами накоплен огромный потенциал внутреннего развития, который позволит им преодолеть склонность к внешней экспансии и дать Европе огромное пространство для развития духовной жизни.
Вебер, как и ранее Шпенглер, отвергает исторический оптимизм, так как человеку, как свободному и интегрированному (3-ему человеку), грозит уничтожением 4-ый - дезинтегрированный человек, появление которого означает дегуманизацию общественной жизни вследствие развития бюрократии, господства техники и разложение человеческой личности.
Вебер выделял 3 основных антропологических типа - допримитнвный, хтонически-магический, прометеевский, на смену которым приходит человек 4-ого типа. Этот переход характеризует кризис современной Европы, выход из него А. Вебер видит в возрождении немецкой духовности, которая составляет характерный способ созидания культуры. Культуру создают гении как посредники иррационального мира в мире реальном.
Вебер возвращается к идее «души культуры», а феномены культуры выступают неповторимыми символами ее исторического самовыражения. Эмпирическое существование культуры выводится из трансцендентного. А. Вебер отводит культурно-преобразующую роль духовной жизни, придающей упорядоченность тем свойствам и силам, которые характеризуют исторические образования Европы.
А. Вебер отмечает несколько этапов развития европейского духа после того, как он высвободился из средневекового единства, через призму которого он рассматривает образование европейских государств и под их эгидой - формирование капиталистических производительных сил. В этот период освобождается человеческая индивидуальность, но одновременно открывается путь к противостоянию и борьбе. В экономике это вырождается в грубое разграбление мира, а в политике и религии - в кровавую резню.
51 Культурологическое учение Макса Вебера. Труды немецкого социолога, историка, экономиста Макса Вебера представляют интерес не только в социально-экономическом плане, но и в культурологическом аспекте. В кризисное время, когда разум уже не казался всемогущим, когда на место «философии мысли» пришла «философия жизни», ставшая очень популярной, М.Вебер с позиции рациональности обращается следовать трудным путем интеллектуальной честности и добросовестности.
Он, в своих исследованиях, проводил мысль о рациональности как определяющей черте современной европейской культуры и считал, что рационализация социального действия - это не просто методологический прием, а тенденция развития исторического процесса. А то, что помимо европейцев на путь индустриализации стали и другие народы свидетельствует о том, что рационализация есть всемирно-исторический процесс. Им рационализируется буквально весь способ ведения хозяйства, управление всеми сферами жизни, образ мышления людей и образ жизни в целом. В этой ситуации возрастает социальная роль науки. Человек уже потерял веру в богов, авторитеты, идеалы и остался наедине с самим собой и наука должна помочь человеку выжить в этом «земном» мире.
По Веберу смысл современного социокультурного развития состоит в «расколдовании» мира, то есть освобождении человечества от «магических суеверий и предрассудков».
Предпосылкой для формирования современного индустриального общества, по М.Веберу, был протестантизм. В этой религии упор делается не на догматические занятия, а на моральную практику, включающую воспитание таких черт личности, как трудолюбие, бережливость, честность и расчетливость. Протестантизм стимулировал возникновение специфических форм поведения в быту и хозяйственной жизни.По М.Веберу всякая «культура» представляется выходом человека из органически предначертанного ему цикла естественной жизни. Косвенное влияние социальных отношений, институтов и групп людей, испытывающих давление «материальных» интересов, распространяется на все области культуры без исключения на события повседневной жизни, на «исторические» события, на искусство, различные массовые движения и тому подобное.
52 Культурфилософская концепция Э. Гуссерля. В творчестве Э.Гуссерля основной темой является тема культурного декаданса(культурного кризиса).
Э.Гуссерль с философской позиции рассуждает о причине кризиса европейской культуры и возможностях его преодоления, развивает идеи феноменологии (проблема сознания, утверждение его бытийной самоценности) и приходит к развитию проблематики европейского рационализма, который он определяет как основу европейской духовности, европейской культуры.
Э.Гуссерль рассматривает культурологическую проблему с точки зрения раскрывающегося в историческом развитии европейской культуры и ее «телеса» - внутренне присущей истории разумность цели.
Важную роль в судьбе европейской культуры, «европейского человечества» он отводит наукам (в том числе - философии), подвергшимся трансформации.
Задача философа - рассмотреть европейскую культуру с точки зрения не натурализма, который утверждает укорененность проявлений духа в телесном, а универсальность «науки о духе».
Феноменология по Гуссерлю является чистой, замкнутой в себе «наукой о духе». При рассмотрении европейского духа, обнаруживается присущая лишь Европе врожденная «телеология», внутренне связанная с историей философии и ее ответвлений - наук в древнегреческом духе. Натурализм же вынес духовность за рамки теоретического рассмотрения.
Культура, вмещающая в себя и духовный, и материальный элемент, не интересует Гуссерля. Его задача - построить чистую «науку о духе», его истории. Философ обращается к понятию «духовного образа», не соотносящегося ни с чем материальным, а черпающим свое содержание в стихии чистого духа.
53 Концепция культуры Ясперса Карл Ясперс - немецкий философ, представитель экзистенциализма. Исходное понятие экзистенциализма - экзистенция (существование), которое в истории философии соотносилось с понятием «сущность». Только в коммуникации человек может познать свою подлинную сущность. Подлинное понимание человека заключается в его свободе и историчности, которое способно дать, по Ясперсу, только экзистенциальная философия.
Феномен культуры раскрывается у Ясперса в рамках его философско-исторической концепции, развернутое изложение которой дано в работе «Истоки истории иеецель».
По Ясперсу мир истории культуры для европейского (христианского) сознания заключен между грехопадением человека и наступлением «гармонического созвучия душ» «в царстве вечных духов». Центральным событием истории считалось «явление Сына Божьего», названное Г. Гегелем «осью» мировой истории.
Ясперс выступил со своей философией истории в эпоху «разбожествления мира». Он предложил вариант ее экзистенциального постижения на основе эмпирических фактов. В качестве центрального события в истории, реально осуществившейся «в течение примерно 6000 лет», фигурирует «осевое время». Самая острая проблема, обсуждаемая в философии истории Ясперса, - проблема соотношения «осевого времени» и современной исторической ситуации. В концепции Ясперса культура и история -- синонимы. «Доистория» -- это «немая культура», а собственно история -- «говорящая культура».В этом контексте определялосьосевоевремя, в котором выделялись следующие черты - универсализм, рефлективность, гуманистичность. В осевое время, по Ясперсу, «полностью формируется подлинный человек в его духовной открытости миру». К осевым народам Ясперс относит те народы, «которые, последовательно продолжая свою историю, совершили скачок, как бы вторично родились в нем, тем самым, заложив основу духовной сущности человека и его подлинной истории», а осевой эпохой называет эпоху «духовной основы нашего человеческого бытия».
Таким образом, в концепции Ясперса выделяются три формы культуры, обладающие исторической спецификой - архаическая культура, культура цивилизаций доосевого периода и универсалистская культура осевого времени.
54 Психологическая интерпретация культуры (концепция 3. Фрейда) Психологическая теория культуры начинаетсвоетеоретическое оформление со 2-ой половиныXIX в. Основоположником философского обобщения психоанализа и создателем психологической школы в исследовании культуры стал австрийский врач-психиатр и философ ЗигмундФрейд
Проблемам культуры посвящены следующие работы 3 Фрейда «Сон и миф», «Тотем и табу», «Психология масс и анализ человеческого «Я»и др. Предмет культурологического анализа Фрейда - феномен личности в культуре, выразивший себя в психологических характеристиках личности, в определенных стереотипахее поведения, во взаимодействии лично с окружающей средой.
Основа культурологической концепции Фрейда - гипотеза о том, что пространство человеческой психики составляют 3 слоя - сознательное, разумное «Я», стремящееся приспособить индивида к реальным условиям жизни, бессознательное «Оно», исходящее из природных, биологических инстинктов и влечений человека, социокультурная среда « сверх - Я», являющаяся внутренним цензором совестью личности и содержащаявсебе общественные правила, нормы, законы).
Между <Я» и «Оно» неизбежно возникает борьба. В прямом столкновении культура (то есть - «Я») не может победить «0но», так как в нем сосредоточена вся психическая энергия человека. Чтобы подчинить примитивные влечения «Оно», культура реализует свои цели в жизни с помощью сублимации, с помощью определенных «культурных лишений», которые являются преобладающими в сфере социальных взаимоотношений между людьми.Центральное понятие культурологической концепции Фрейда - сублимация (от лат sublimare - возносить) – преобразование и переориентация сосредоточенной в «Оно» сексуально-биологической энергии в сферуразума и культуры.
55 Культурологические идеи К. Юнга Ярким наследником фрейдовских принципов был основоположник «аналитической психологии» Карл Густав Юнг Основные культурологические идеи изложены им в работах «Архетип и символ», «Феномен духа в культуре и науке» и др. К. Юнг предложил психоаналитический метод изучения человека. Центральное место в «глубинной психологии» Юнга занимает теория бессознательного, которое реально существует и всегда активно проявляется как внутри индивида, так и в отношениях между людьми.
Особую роль он отводил «коллективному бессознательному», которое, идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным. «Коллективное бессознательное», считал Юнг, передается по наследству и является основанием для формирования человеческой психики.
Анализируя культуру, К.Юнг считал, что главным вееразвитии является взаимодействие бессознательно-архетипических и сознательных компонентов психики. Обособление какой-то части психики ведет к утрате энергетического равновесия и гармонии.
Бессознательное воспроизводит символы, значение которых шире индивидуального опыта. Эти схемы-символы Юнг называет архетипами, они представляют собой образцы поведения, или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие стереотипам сознательной деятельности человека.
Архетипы нельзя полностью осмыслить и адекватно выразить в языке. Их можно только писать.
Бессознательное - это совокупность архетипов, осадок всего, что было пережито человечеством, но этоне мертвый осадок, а живая система реакции, которая невидимо определяет всю нашу жизнь.Юнг считал, что именно культура, основанная на гармонии сознания и бессознательного, поможет человеку адаптироваться как к внешнему, так и к собственному внутреннему миру, духовно его обогатит.
56 Концепция «круговорота локальных цивилизаций» А. Тойнби Ученый из Великобритании Арнольд Тойнби в своем фундаментальном сочинении «Постижение истории» культурологическим объектом анализа ставил бытие людей в процессе исторического обновления и в контексте меняющегося исторического времени.
Тойнби расчленяет историю человечества на так называемые «локальные цивилизации», каждая из которых - это определенная веха времени, имеющая в пространстве протяженность большую, чем национальные государства, и замкнутая в независимый от других мир.
Тезис о "единстве цивилизации», по Тойнби, - ложная концепция, которая имеет давнюю европейскую традицию и порождена христианством.
Тойнби выделял двадцать одну цивилизацию, из которых ныне, как утверждают его последователи, якобы осталось семь: западная, православная, индуистская, китайская, дальневосточная (Корея и Япония), иранская, арабская.
Основными содержательными моментами в жизни цивилизации являются политика, культура и экономика. Каждая цивилизация в своем развитии проходит стадии возникновения (генезиса), роста, надлома и распада. После гибели цивилизации ее место занимает другая, т. е. происходит процесс своеобразного исторического круговорота цивилизаций.
По Тойнби, в основе истории лежит взаимодействие мирового закона -- Бога («вызов») и Человечества («ответ»).
развитие религиозного сознания людей является главной основой их духовного совершенства.Цивилизации же являются лишь этапами, преодолевая которые человечество вступает в диалог с Богом и постигает волю Божию. Вэтом заключается подлинная социальная история, понимаемая А.Тойнби как единственный шанс спасения человечества и выявление своего высшего предназначения.
57 Структуралистские исследования культуры Структурали
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!