Вопрос о действии нормативных актов во времени имеет еще два аспекта. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Вопрос о действии нормативных актов во времени имеет еще два аспекта.

2017-06-05 161
Вопрос о действии нормативных актов во времени имеет еще два аспекта. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1) Нормативно-правовой акт не имеет обратной силы Исключение составляет уголовное право, в котором по гуманным мотивам действует правило: «уголовный закон имеет обратную силу, если им смягчается или устраняется наказуемость деяние».

2) нормативно-правовой акт может утратить силу, но отдельные его положения, нормы права могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия (так называемое переживание закона).

2. В пространстве - это тер­риториальные ограничения их действия, когда нормативный акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов.

Экстерриториальность – пространство нах-ся за пределами гос-ва, но на кот-ые распространяются Н.А.этого гос-ва.

К территории государства приравниваются морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагом государства. По правилам международного права военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские мор­ские и воздушные суда - в водах и воздушном пространстве своего государства и открытом море и воздушном пространстве.

3. По кругу лиц обус­ловлено следующим обстоятельством: все граждане, лица без гражданства, иностранцы и юридические лица, находящиеся на территории государства, находятся в сфере действия законода­тельства государства, в котором они пребывают. Принцип экстерриториальности (определенные части территории государства - здания иностранных посольств, мис­сий или их средства транспорта, а также дипломатические пред­ставители иностранных государств признаются не находящими­ся на территории государства, где они реально пребывают, а юридически считаются находящимися на территории того го­сударства, чье посольство помещается в данном здании или чьими представителями они являются).

14. Норма права и ее структура. Классификация норм права.

Норма права – правило поведения установленные и санкционированные государством, за нарушение которого предусмотрено ответственность.

гипотеза - часть нормы, указывающая на фактические обстоятельства, при наступлении которых следует исполнить установленное правило;

диспозиция - часть нормы, содержащая само правило поведения, указывающая на права и обязанности сторон в регулируемом отношении;

санкция - часть нормы, предусматривающая меры принудительного воздействия, применяемые к нарушителям данного правила поведения.

Классификация норм права:

1. По месту в системе правового регулирования:

А) отправные (нетипичные) нормы:

- дефиниции (определяют правовые понятия - гражданство, кража);

- принципы (закрепляют основополагающие начала права - принцип равноправия, законности, гуманизма);

- декларации (провозглашают форму государства, основы конституционного строя);

- цели и задачи;

- коллизионные нормы (устанавливают правила разрешения противоречий между нормами права);

- оперативные нормы (вводят в действие и прекращают действие других норм);

Б) нормы - правша поведения

2. По структуре:

- идеальные: содержат три элемента структуры нормы - гипотезу, диспозицию и санкцию;

- реальные: содержат гипотезу и диспозицию (регулятивные) или диспозицию и санкцию (охранительные).

3. По функциям права:

-регулятивные: устанавливают права и обязанности субъектов права;

- охранительные: устанавливают запреты и наказания.

4. По содержанию правового предписания: управомачивающие, обязывающие, запрещающие, рекомендательные.

5. По отраслевой принадлежности: конституционно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые и т.д.

6. По методу правового регулирования:

- императивные: определяют единственно возможный вариант правомерного поведения, на их основе возникают отношения власти и подчинения (между судьей и подсудимым);

- диспозитивные: предоставляют возможность выбрать наиболее подходящий вариант правомерного поведения, на их основе возникают отношения между равноправными субъектами права (продавцом и покупателем).

15. Система права и ее структурные элементы.

Система права — это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

Элементы системы права

Норма права (определение было дано ранее) является первичным компонентом, регулирующим «элементарное» общественное отношение, например ответственность за совершение кражи.

Нормы права — своеобразные «кирпичики», из которых складываются последующие, более сложные элементы (институты и отрасли права), регулирующие гораздо больший объем общественных отношений.

Правовой институт — совокупность норм, регулирующих определенный участок (сторону) однородных общественных отношений. Примеры: институт Президента РФ в конституционном праве, институт смягчающих и отягчающих обстоятельств в уголовном праве, институт собственности в гражданском праве, институт опеки в семейном праве и др.

Правовые институты обособляются, как правило, в рамках одной отрасли права (как в случае с вышеприведенными примерами). В некоторых случаях правовой институт выделяется из нескольких отраслей права. Например, институт прав человека составляют нормы конституционного, гражданского, уголовного и других отраслей права.

Отрасль права — совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования. Отрасль права представляет собой основной компонент системы права. Разделение права па отрасли есть объективное явление, поскольку отражает объективно существующие сферы общественных отношений.

В системе права выделяются, кроме того, подотрасли права и субинституты права. Подотрасль — совокупность норм, регулирующих несколько сторон (участков) однородных общественных отношений (например, в гражданском праве можно выделить как подотрасль предпринимательское право).

Субинститут права — какая-то часть норм правового института (например, в институте необходимой обороны уголовного права можно выделить субинститут средств необходимой обороны).

От системы права следует отличать правовую систему. Это понятие более широкое. Система права входит в правовую систему. Об этом речь пойдет ниже.

Понятие системы права и ее структура выделяются в научных и учебных целях. На практике чаще приходится иметь дело с понятиями «законодательство», «система законодательства». Об этих понятиях речь также будет идти ниже.

16. Систематизация права и ее виды. Инкорпорация и кодификация.

Систематизация нормативно-правовых актов – деятельность по упорядочиванию и совершению нормативно-правовых актов и правовых норм, приведению их в единую согласованную систему.

Виды систематизации:

1. учет – деятельность по сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии нормативно-правовых актов, создание поисковой системы, обеспечивающей нахождение необходимой правовой информации в массиве актов, взятых на учет.

2. инкорпорация – объединение нормативных актов определённого уровня в сборники или собрания законодательств по отраслям права, в хронологическом, алфавитном или другом порядке без обновления их содержания. Применяется в романо-германской правовой системе для отслеживания изменений и дополнений, выявления несогласованностей и противоречий. Бывает (не)официальной. Инкорпорация всего законодательства страны называется генеральной.

3. консолидация – унификация нормативных актов, устранение их множественности, что достигается путём создания крупных однородных блоков в структуре законодательства, которые в последующем служат для кодификации законодательства. Так как не изменяет содержания законов, является аналогом инкорпорации, применяется в английской правовой системе.

4. кодификация – создание нового, систематизирующего правового акта. Перерабатывается действующее законодательство, устаревшие части отбрасываются, вносятся новые, создаётся общая внутренняя структура и рубрикация. Всегда носит официальный характер.

17. Правовые отношения и их состав. Субъект и объект права.

Правовое отношение – общественное отношение, урегулированное нормой права. По существу, это норма права в ее реальном бытии.

Состав (структура) правоотношения:

-субъекты правоотношения (носители субъективных прав и обязанностей);

-содержание правоотношения (права и обязанности сторон);

-объект правоотношения (то благо, по поводу которого возникло правоотношение).

Субъекты правоотношений – лица, стороны, участники протн-ий, те кто в соответствии с законом могут уч-вовать в пр.отношениях, приобретать права и обязанности.

Виды субъектов

* физ. лица: граждане, лица с двойным гражданством – выступают субъектами самых различных правоотношений, имеют максимум субъективных прав и в полном объеме выполняют свои обязанности; иностранные граждане, лица без гражданства – могут быть субъектами монгих правоотношений, за исключением тех, где наличие гражданства обязательно (например: военная служба, участие в выборах, замещение гос. должностей);

* юр.лица; гос-но политические образования, муниципальные образования;

*соц. общности, группы: ( народ, нация, население региона, населенного пункта, трудовой кол-ктив) – являются субъектами права в особых предусмотренных законом случаях. Чаще всего социальные общности действуют через гос-ые и общ-ые организации.

Объект правоотношения те материальные или духовные блага, для достижения которых, участники протн-ний используют свои субъективные права и выполняют юр.бязанности. В качестве объектов могут выступать различные предметы материального мира (имущество, деньги, ценные бумаги), а также не материальные блага (честь, достоинство, репутация).

Объект всегда нематериален и его следует отличать от предмета, т.е. предметов материального мира.

18. Правоспособность, дееспособность и их ограничение.

Гражданская правоспособность представляет собой признан­ную законом способность иметь гражданские права и нести обязан­ности. Разумеется, способность иметь права и обязанности не рав­нозначна фактическому обладанию ими. Например, каждый граж­данин имеет право стать собственником какой-либо вещи, но дей­ствительным собственником становится лишь тот, кто приобрел конкретную вещь. Следовательно, правоспособность лишь юриди­чески выражает возможность иметь, например, право собственнос­ти, право пользования имуществом или жилищем и т.д. Правоспо­собность, стало быть, это еще не само субъективное право, а лишь возможность обладания им. Эта возможность реализуется лишь при наличии определенных фактических обстоятельств, которые в соответствии с законом являются основанием возникновения субъ­ективных гражданских прав. Субъективное гражданское право — это результат реализации лицом его правоспособности.

Гражданская дееспособность — это способность своими дейст­виями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Ребенок может иметь, например, определенные гражданские права (право на полу­чение по наследству имущества, право собственности и т.д.), но он недееспособен и не может приобрести названные права своими действиями. В отличие от несовершеннолетнего совершеннолет­ний дееспособен, следовательно, способен не только иметь права и обязанности, но и самостоятельно их приобретать.

Ограничение дееспособности граждан не допускается, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Одним из таких случаев является ограничение судом дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами (ст. 30 ч. 1 ГК РФ).

В случае ограничения дееспособности гражданина над ним устанавливается попечительство, и он может совершать сделки по распоряжению имуществом, а также получать заработную плату, пенсию или иные виды доходов и распоряжаться ими лишь с согласия попечителя, в противном случае сделка может быть признана судом недействительной.

Однако такой гражданин самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и за причиненный им вред.

19. Юридические факты.

нованием возникновения, изменения и прекра­щения правоотношений являются юридические факты -указания, которые содержатся в гипотезах правовых норм.

Необходимость в определении юридического факта состоит в том, что правовое регулирование основано на достаточно боль­шом количестве различных фактических обстоятельств, с нали­чием или отсутствием которых связано наступление тех или иных правовых последствий.

Юридический факт - конкретное жизненное обстоятель­ство, с которым правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правовых отношений, наступ­ление определенных юридических последствий.

Юридические факты выполняют несколько важных функций в механизме правового регулирования. К основным функциям юридических фактов относятся:

1)правообразующая - факты вызывают наступление правовых последствий;

2)правоизменяющая - изменение юридических обстоятельств (например, факт передачи прав на использование изоб­ретения третьему лицу);

3)правопрекращающая - обстоятельство истечения срока действия (например, патента);

4) правовосстанавливающая - возможность восстановле­ния права (например, права на патент).

20. Правонарушение, его признаки и виды.

Правонарушение — виновное противоправное деяние дееспособного лица, которое наносит вред обществу.

Признаки правонарушения:

1. это всегда деяние, т.е. фактически совершаемый акт поведения; деяние может быть двояким:

· - действие - акт активного поведения (кража, драка, взятка), оно может состоять в произнесении определенных слов (оскорбление, клевета, пропаганда национальной вражды и т.д.);

· - бездействие - таковое признается деянием, если по ситуации или по служебному долгу лицо обязано было что-то сделать, но не сделало (прогул, безбилетный проезд, оставление человека в опасности и т.д.);

2. общественная опасность - состоит в том, что в результате совершения правонарушения причиняется вред интересам личности, общества или государства;

3. противоправность - правонарушение есть акт противный праву, его нормам, это нарушение права;

4. виновность - характеризует психическое отношение лица к содеянному, к совершенному правонарушению;

5. влечет юридическую ответственность - проявляется в том, что за совершение любого правонарушения должна быть предусмотрена юридическая ответственность, в противном случае деяние нельзя рассматривать как противоправное. В отношении преступлений этот признак называется наказуемостью.

Все правонарушения по степени их общественной опасности делятся на проступки и преступления.

Преступление - это правонарушение, несущее высокую социальную опасность.

Преступления наносят ущерб основным правам и свободам человека, существованию общества и государственного строя. К преступлениям относятся убийство, умышленное причинение вреда здоровью, изнасилование, грабеж, вымогательство, хулиганство, терроризм и т.д., т.е. все деяния, которые запрещены уголовным законодательством и за которые следуют строгие наказания.

Проступок — правонарушение, которое характеризуется меньшей степенью социальной опасности.

За проступки полагаются наказания неуголовного характера — штрафы, предупреждения, возмещение ущерба.

Как правило, выделяют следующие основные виды проступков:

§ дисциплинарные (связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на работника трудовых обязанностей или нарушающие порядок отношений подчиненности по службе и т. д.);

§ административные (посягающие на установленный законом общественный порядок, отношения в области осуществления государственной власти и др.);

§ гражданско-правовые (связанные с имущественными и такими неимущественными отношениями, которые представляют для человека духовную ценность).

Самым опасным видом правонарушений являются преступления. Они отличаются от проступков повышенной степенью общественной опасности, поскольку причиняют более тяжкий вред личности, государству, обществу. В Особенной части УК РФ закреплен исчерпывающий перечень преступлений.

21. Юридическая ответственность и ее виды.

Юридическая ответственность — применение мер государственного принуждения по отношению к правонарушителю. За свои деяния человек отвечает перед законом и судом (этим юридическая ответственность отличается от моральной, где основным мерилом оценки поведения являются стыд и совесть человека).

Общей целью всех видов ответственности является охрана правопорядка, восстановление во всех возможных случаях нарушенных прав, пресечение и предупреждение правонарушений, исправление лиц, нарушивших нормы права.

Виды юридической ответственности

Их разделяют подобно тому, как разграничивают виды правонарушений. Выделяют девять видов юридической ответственности (классифицируются по отраслевой принадлежности). Рассмотрим их в зависимости от степени тяжести.

Уголовная ответственность наступает за совершение деяния, предусмотренного уголовным законом. Она характеризуется наиболее жесткими санкциями, в числе которых лишение свободы и даже смертная казнь. Устанавливается уголовная ответственность только законом и применяется исключительно в судебном порядке. Порядок ее наложения крайне детализирован. Это связано с ее особой репрессивностью и желанием законодателя упредить малейшие возможные ошибки со стороны правоприменителей.

Административная ответственность предусматривается за совершение административных проступков, т. с. за невыполнение правил дорожного движения, общественного порядка, охраны природы, гигиены и санитарии и др. Административные санкции менее жесткие, нежели уголовные, но вместе с тем они способны доставить ощутимые для правонарушителя неблагоприятные последствия (например, арест, дисквалификация, штрафы, конфискация предметов, лишение специальных прав). Административная ответственность наступает за проступки, которые с точки зрения общественной опасности граничат с преступлениями (например, нарушение правил дорожного движения, повлекшее дорожно-транспортное происшествие, мелкое хулиганство, мелкое хищение, неповиновение сотруднику милиции и др.).

Дисциплинарная ответственность следует за нарушение служебных обязанностей. Они могут быть установлены как ТК РФ, правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями, действующими на предприятиях, в организациях, так и уставами, правилами, положениями, адресованными специальным категориям работников (например, работникам гражданской авиации или военнослужащим). Дисциплинарные санкции (замечание, выговор, лишение премии, понижение в должности и др.), хотя и не столь сурово отражаются на правовом положении личности или ее благосостоянии, вместе с тем способны значительно умалить честь и достоинство работника, повлиять на уважение к нему, что оказывает определенное воспитательное воздействие и предотвращает совершение новых дисциплинарных проступков.

Материальная ответственность связана с ущербом, причиненным работником предприятия. Факт нахождения на службе и выполнение им трудовых обязанностей в интересах данного предприятия как бы смягчает его участь: он обязан возместить ущерб не в полном размере, а в размере своего месячного заработка, если ущерб причинен по неосторожности.

Гражданская ответственность иначе именуется ответственностью имущественной. Она применяется за совершение гражданского правонарушения, сутью которого является причинение имущественного или морального вреда гражданам, организациям, с которыми правонарушитель не состоит в трудовых правоотношениях. Гражданская ответственность означает возложение обязанности возместить причиненный гражданам и организациям имущественный или моральный вред. Вред возмещается в полном размере, причем независимо от применения других мер юридического воздействия. Так, привлечение к уголовной ответственности не освобождает лицо от обязанности возместить вред, так же как, впрочем, административный штраф не отменяет его обязанность ликвидировать ущерб в имущественной сфере пострадавшего от административного проступка.

Финансовая ответственность наступает за совершение деяний, нарушающих правила обращения с денежными ресурсами. Такие правила устанавливает государство, с тем чтобы иметь возможность решать общие дела, которые требуют материальных затрат и финансовых средств. Финансовые санкции довольно ощутимы. Это и взыскание неуплаченных или сокрытых налогов, и штрафы, и арест банковского счета, и др.

Семейная ответственность назначается за семейные проступки, которые носят весьма разнообразный характер. Особенностью семейной ответственности является то, что она применяется лишь за семейные проступки, составляющие некоторую «критическую массу», определяемую обиженной стороной в семейно-правовых отношениях. Семейные санкции менее разнообразны, чем семейные проступки, но некоторые из них могут иметь даже судьбоносный характер, например, лишение родительских прав и др.

Конституционная ответственность выражается чаше всего в отмене нормативных актов, противоречащих конституции, но не только (импичмент президента, роспуск парламента и др.).

Процессуальная ответственность возлагается за нарушения порядка прохождения юридического дела в правоприменительном органе, но в основном за нарушение установленных законом правил осуществления правосудия, и в частности ведения судебного процесса. Спектр процессуальных санкций довольно широк: от предупреждения до удаления из зала судебного заседания, от штрафа до принудительного привода и, может быть, ареста, допустим, за дачу свидетелем ложных показаний.

Иные меры государственного принуждения (меры защиты)

Юридическая ответственность выступает важным, но лишь одним из видов государственного принуждения. Наряду с ней видами государственного принуждения признаются меры предупредительного воздействия, меры пресечения, правовосстановительные меры.

Меры предупредительного воздействия можно подразделить на меры, применяемые в целях предупреждения возможных правонарушений (проверка документов, удостоверяющих личность, досмотр багажа, груза, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, и др.), и меры, обеспечивающие общественную безопасность при стихийных бедствиях, авариях, несчастных случаях (прекращение или ограничение движения транспорта и пешеходов, прекращение или ограничение доступа к объекту, подвергшемуся аварии, и проч.). Названные меры носят профилактический характер. Принуждение проявляется в том, что оно осуществляется без согласия лиц, обязанных подчиниться предписанным действиям либо воздержаться от каких-либо действий, и, кроме того, в том, что они ограничивают права людей, хотя и применяются уполномоченными на то органами и должностными лицами.

22. Конституционное право России. Источники конституционного права.

Конституционное право РФ – отрасль российского права, регулирующая общественные отношения во всех областях жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной сферах и т. д., обеспечивающая реализацию конституционных норм через осуществление конституционного контроля.

Источники конституционного права- это нормативно-правовые акты, регулирующие конституционные отношения

Наиболее общее деление нормативных правовых актов – это их деление на законы и подзаконные акты. Закон – понятие собирательное, правовой системе современной России известны следующие виды законов:

1. Конституция Российской Федерации. Конституция РФ является основным источником любой отрасли национального права, и в первую очередь конституционного.

2. Законы. В Российской федерации законы принимаются законодательными (представительными) органами государственной власти на федеральном и региональном уровне. К источникам конституционного права относятся законы, содержащие конституционно-правовые нормы. Законы являются самым распространенным источником конституционного права и обладают наибольшей, после Конституции РФ, юридической силой.

3. Акты палат Федерального Собрания Российской Федерации. Государственная Дума и Совет Федерации по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к их ведению, вправе в соответствии со ст. 102 и 103 Конституции РФ принимать постановления, большинство из которых носит правоприменительный характер, но некоторые могут иметь и нормативный характер. В законодательстве Российской Федерации содержатся такие акты, как декларации, принятые высшим представительным органом еще РСФСР. 4. Указы Президента РФ. К источникам конституционного права относятся только нормативные указы Президента РФ

5. Постановления Правительства РФ, имеющие нормативный характер, также являются источниками конституционного права. Особенностью данных актов является то, что они издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ.

6. Акты органов местного самоуправления. Система местного самоуправления. согласно Конституции РФ, не входит в систему государственной власти. Поэтому акты органов местного самоуправления не являются в чистом виде нормативно-правовыми актами, а являются источниками конституционного права в смысле внешней формы выражения норм.

7. Конституционно-правовые договоры и соглашения. Под конституционно-правовым договором (соглашением) понимается соглашение, заключаемое субъектами конституционного права.

8. Общепризнанные принципы к нормы международного права, международные договоры.

9. Решения Конституционного Суда Российской Федерации, признающие неконституционными федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, конституции, уставы, иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, являются источниками конституционного права, так как содержат специализированные «нормы о нормах», в данном случае - нормы, отменяющие действие других норм.

23. Основы конституционного строя России.

Конституционный строй - устройство общества и государства, закрепленное нормами конституционного права.

Основы конституционного строя России включают такие принципы устройства государства и общества, как:

§ человек, его права и свободы как высшая ценность;

§ народовластие;

§ полнота суверенитета Российской Федерации;

§ равноправие субъектов РФ;

§ единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;

§ экономическая свобода как условие развития экономической системы;

§ разделение властей;

§ гарантии местного самоуправления;

§ идеологическое многообразие;

§ политический плюрализм (принцип многопартийности);

§ приоритет закона;

§ приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;

§ особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

§ Конституция РФ, обладая высшей юридической силой и имея прямое действие на всей территории России, закрепляет основные политические права человека и гражданина на уровне международных стандартов и должна соблюдаться всеми. Права и свободы человека признаются высшей ценностью. Государство обязано соблюдать и защищать их.
Единственным источником власти в России, носителем ее суверенитета является многонациональный народ.

§ Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на: законодательную, исполнительную и судебную.

§ Конституция РФ устанавливает, что Россия является правовым государством.

§ Правовое государство - это конституционное государство. Конституция является центром правовой системы, на ее базе строится весь механизм законности государства. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России.
Основы государственного, территориального устройства России определены в статье 5 Конституции РФ и основаны на принципе федерализма.
Российский федерализм обеспечивает суверенитет и равноправие наций, проживающих на территории Российской Федерации. Суверенитет наций - это верховенство и независимость в решении вопросов внутренней жизни и взаимоотношений с другими нациями. Их свободное волеизъявление - в избрании формы своей национальной государственности. Равноправие наций означает равенство прав наций во всех вопросах государственного строительства, развитие национальной культуры, в том числе и национального языка и литературы.
Конституция РФ установила в государстве республиканскую форму правления. Российская Федерация - смешанная республика, так как одновременно обладает признаками и президентской, и парламентской республики.
В статье 14 Конституции РФ указывается, что Российская Федерация - это светское государство, в котором не существует официальной государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным.

24. Законодательная власть в РФ.

В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами).

Парламент РФ – это представительный и законодательный орган, который состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

В сферу влияния этой ветви власти попадает система создания новых законов, направленных на обеспечение благосостояния населения страны,и пересмотри регулирование старых и давно принятых законов для того, чтобы их функционирование имело больший эффект влияния и обеспечения нормальной жизни народа в государстве.

Законодательная власть, наряду с другими вопросами, занимается вопросами по принятию законов, которые на обязательных условиях применяются на всей территории России. В их распоряжение также входит деятельность по назначению на должность руководителей Правительства, Центрального банка Российской Федерации и решение других важных вопросов, которые направлены на обеспечение продуктивной работы власти и закона в стране.

Законодательная власть - это делегированная народом своим представителям гос. власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью. Как правило, сосредоточена в одном гос. органе - парламенте.

Законодательным и представительным органом РФ является парламент - Федеральное Собрание:

- состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы

- является постоянно действующим органом

- Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно

- заседания палат являются открытыми (в отдельных случаях проводится закрытые заседания)

- палаты могут проводить совместные заседания для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств

- члены Совета Федерации и депутаты Гос. Думы обладают неприкосновенностью в течение срока их полномочий (не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления)

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов гос. власти субъекта. Гос. Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года по смешанной - мажоритарно-пропорциональной системе (225 и 225).

К ведению Совета Федерации относится:

- одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой

- утверждение изменения границ

- утверждение некоторых важнейших указов Президента РФ (напр., о введении чрезвычайного положения

- назначение выборов Президента РФ

- назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ

- назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ

- отрешение Президента от должности

К ведению Государственной Думы относится:

- принятие федеральных законов

- дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ

- решение вопроса о доверии Правительству РФ

- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ

- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека

- объявление амнистии

- выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности

25. Избирательное право в РФ. Формирование представительных органов власти.

Избирательное право, в объективном смысле - это совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в при осуществлении избирательного процесса.

Избирательное право, в субъективном смысле - это возможность гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Активное избирательное право - это субъективное право граждан избирать своих представителей в органы государственной власти.

Пассивное избирательное право - это субъективное право граждан быть избранными в органы государственной власти.

И.п. граждан обусловлены определенными цензами — установленными избирательным законодательством необходимыми условиями получения и реализации этих прав. Принято считать, что все избирательные цензы носят дискриминационный, антидемократический характер и на практике могут существенно ограничивать И.п. граждан, в частности принцип всеобщего избирательного права. В то же время некоторые цензы вполне оправданны. Российскому избирательному законодательству известны ценз оседлости, возрастной ценз, ценз гражданства. Указанные цензы могут применяться как порознь, так и в различных сочетаниях. Ценз оседлости означает требование закона проживать в местности, где проводятся выборы, в течение определенного времени. Так, Президентом РФ может быть избран гражданин РФ, проживающий в РФ не менее 10 лет.

Возрастной ценз означает возможность участвовать в выборах или избираться на определенные государственные должности по достижении определенного возраста (18 лет). Возрастной ценз касается как активного, так и пассивного избирательного права. В последнем случае ограничение возрастного ценза означает положение закона, в соответствии с которым устанавливаемый минимальный возраст кандидата на выборную должность не может превышать 21 года на выборах в законодательные органы государственной власти субъектов РФ, 30 лет — на выборах главы исполнительной власти субъекта РФ и 21 года — при выборах в органы местного самоуправления.

Ценз гражданства предполагает, что кандидат на выборную должность должен быть гражданином данного государства. В РФ на выборные должности в органы государственной власти в соответствии с международными договорами РФ и соответствующими им законами РФ и ее субъектов иностранные граж


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.11 с.