Особенности общения учащихся с нарушением слуха — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности общения учащихся с нарушением слуха

2017-06-05 478
Особенности общения учащихся с нарушением слуха 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Школьники с нарушением слуха и, как следствие, своеобразным развитием всех психических процессов, особенно речи, не получают достаточного соци­ального опыта прежде всего из-за трудностей общения с окружающими детьми и взрослыми. Из-за дефекта слуха и недоразвития речи младших школьников характерно неадекватное отношение к себе и к окружающим. Отмечается не­умение правильно реагировать на замечание, вступать в общий разговор, выра­жать свои чувства и мысли, реагировать на эмоции других и т. д. Трудности об­щения снижают у школьника потребность в коммуникативной деятельности, способствуют формированию душевной замкнутости, снижают адаптацию в обществе.

Как указывается в исследованиях Р.М. Боскис, Л.С. Выготского, А.Г. Зикее-ва, С.А. Зыкова, Т.С. Зыковой, К.Г. Коровина, для расширения умственного кру­гозора, для развития умения общения с окружающими, усвоения опыта соци­альных отношений и дальнейшей адаптации среди слышащих необходимы благоприятные условия воспитания и целенаправленная коррекционная рабо­та с ребенком как в семье, так и в школе. В современной специальной школе I и II вида воспитательный процесс направлен на развитие потенциальных воз­можностей личности каждого ученика, расширение, обогащение индивидуаль­ного опыта ребенка в познании окружающего мира и человеческих отноше­ний. Одно из направлений социализации — личностно-ориентированное вос­питание неслышащего. Без осознания себя как личности, без понимания своих отношений с окружающими, без сформированности своей жизненной пози­ции, правил поведения и речевого общения в обществе невозможна социальная адаптация учащихся с нарушенным слухом.

Исследования проблемы развития речи и речевого общения неслышащих и слабослышащих показывают, что у младших школьников с недостатками слу­ха наблюдаются нарушения произношения, ограничения словаря, несформи-рованность фразовой речи. Кроме того, отмечаются трудности восприятия уст­ной речи, непонимание многих слов, нарушение общения со сверстниками и близкими. Изучение уровня культуры речевого общения слабослышащих уча­щихся 1-2-х классов (методика М.Е. Львовой) показывает, что в разных клас­сах от 60 до 70% школьников затрудняются в общении с окружающими, в ре­чевом этикете. Трудности связаны как с речевым недоразвитием, так и с отсут­ствием культуры общения, и прежде всего в семье. Дети порой не знают, как надо приветствовать своих близких утром и вечером. Некоторые школьники хотя и знают, но до 60% детей забывают фразы речевого этикета. Утром при­ветствуют своего учителя 90% младших школьников, с товарищами же здоро­ваются 30-40%. До 70% учащихся 1-2-х классов не знают, как надо обратиться с просьбой об оказании той или иной помощи или услуги. За подарок умеют поблагодарить 70% первоклассников, 80% детей не умеют извиниться, не зна­ют, как правильно ответить на просьбу, и т. д. У младшего школьника отмеча­ются трудности вхождения в коллектив учащихся, в усвоении правил поведе­ния и школьного распорядка дня1. Определяются и трудности общения как с учителем, так и со сверстниками.

Задачи и содержание игровой деятельности

Основные задачи при проведении игровой деятельности как метода усвое­ния школьниками социальных взаимоотношений и способа познания социаль­ной действительности:

• расширение знаний о себе, о реальной действительности, о правилах по­ведения и общения с окружающими людьми;

• развитие познавательной активности и коммуникативных умений в со­держательно-ролевым общении;

• формирование навыков речевого поведения, словесного общения с уче­том использования усвоенного словаря и фразеологии;

• развитие культуры взаимоотношений между детьми и взрослыми;

• развитие «комплекса произвольности» — умения начинать диалог (реп­лика-стимул), общаться с собеседником (реплика-реакция);

• совершенствование манеры поведения ученика (походка, внешний вид, правила поведения на улице, в общественных местах);

• охрана и укрепление эмоционально-волевой сферы и нейтрализация от­рицательных эмоциональных переживаний;

• воспитание бережного отношения к окружающим людям и правильного поведения в различных жизненных ситуациях (этикет при общении: поза, положение рук, взгляд, поклон, смех, кашель, чихание и т. д.).

Содержание работы по развитию речевого поведения и общения на внекласс­ных занятиях включает:

• расширение словарного запаса, наиболее употребительных фраз, необхо­димых для общения в разных видах игровой деятельности;

• овладение коммуникативной культурой и опытом речевого и социаль­ного поведения (правила речевого общения и поведения в обществен­ных местах, обращение друг к другу, доброжелательный стиль общения с окружающими, правила и умения приветствия, благодарности, вступ­ления в разговор, обращения к старшим, использование «вежливых слов» и т. п.).

Содержание игр и упражнений представлено следующими направлениями, которые обоснованы поставленными задачами.

1. Школьник с нарушением слуха и воспитание его самосознания и само­совершенствования.

Направление предполагает, что содержание игр и упражнений в моделиро­вании реальных ситуаций общения способствуют осознанию себя как личнос­ти, как члена семьи, детского коллектива, самостоятельно мыслящего ученика, овладевающего речевым общением и поведением в разных видах деятельнос­ти и в жизненных ситуациях.

2. Ребенок и развитие его эмоционально-волевой сферы для активизации общения и социального поведения.

Нейтрализация эмоционально-отрицательных переживаний из-за трудностей общения, поведения в сложных обстоятельствах. Преодоление неуверенности в общении с товарищами и учителями, переживаний из-за возникших трудно­стей школьной жизни. Дети учатся правильно реагировать на замечания учи­телей, реакции родителей, усваивают правила общения в разных ситуациях. У них развивается инициатива, уверенность в общении.

3. Учащийся и познание искусства общения, правил поведения в обществе.

Овладение искусством общения с товарищами, со взрослыми, со слышащи­ми в разных жизненных ситуациях. Освоение речевого этикета, овладение сло­весной речью, внятным произношением, лексикой, грамматикой языка. Разви­тие слухового восприятия, познавательной активности, мыслительных опера­ций, самостоятельности, инициативы.

Во внеурочное время младший школьник познает в игровой деятельности взаимоотношения людей в семье, школе, закрепляет полученные на уроке нор­мы нравственного, речевого поведения. Чтобы у учащихся сформировались стойкие умения и навыки коммуникативной деятельности в занятия включа­ются ролевые игры и упражнения, способствующие постепенному эмоциональ­ному вхождению в жизнь окружающих детей и взрослых.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.