Социально значимых трудовых дел школьников с нарушением слуха — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Социально значимых трудовых дел школьников с нарушением слуха

2017-06-05 257
Социально значимых трудовых дел школьников с нарушением слуха 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основной труд учащихся общеобразовательной школы (как общего типа, так и для детей с нарушением слуха) — учебный труд по усвое­нию знаний, умений и навыков в процессе изучения основ наук. Вместе с тем само по себе научное образование, учебная деятельность не могут обеспечить всестороннее развитие личности. Для становления школьника с нарушенным слухом необходимы постоянная практика общения с окружающими и коллек­тивная созидательная деятельность во внеурочное время. В трудовой деятель­ности формируются самостоятельность и инициативность, способность к пре­образованию окружающего, развиваются коммуникативные умения и творчес­кое отношение к делу.

Сказанное не означает противопоставления учебного и социально значимо­го (общественно полезного) труда. Обе формы деятельности неразрывно свя­заны, и в развитии учащихся средних и старших классов решающую роль иг­рает именно их органическое единство. Организационные формы основных видов труда старших школьников весьма разнообразны, как разнообразны со­провождающие их нравственные поступки, эмоциональные состояния и фор­мы сотрудничества воспитанников, их родителей и педагогов.

Школьники с нарушением слуха охотно включаются в трудовую деятель­ность, если она посильна и интересна, соответствует их возрасту и общему развитию, регулируется и направляется педагогами в соответствии с их инди­видуальными особенностями.

Опыт специальных (коррекционных) образовательных учреждений свиде­тельствует о том, что объем социально значимых трудовых дел для неслыша-щих учащихся должен занимать около 30% времени. Такие временные затра­ты, как правило, не мешают воспитанникам справляться с домашними задани­ями и выполнять трудовые обязанности дома или в интернате специальной школы. Более того, только единство учебного, семейно-бытового и обществен­но значимого труда (в том числе производительного) обеспечивает разносто­роннее развитие учащихся с нарушением слуха.

Важным условием эффективности трудового воспитания является регуляр­ность, системность внеурочных трудовых дел школьников. Это позволяет сфор­мировать у глухих и слабослышащих привычку к труду, потребность в нем в повседневной жизни, моральную готовность к трудовой деятельности в тех сферах, которые особенно важны сегодня для развития экономики страны.

В системе трудового воспитания учащихся с нарушением слуха особое место ринадлежит труду по самообслуживанию. Самообслуживание — простейший вид овседневного организационного и бытового физического труда. С него начинает-я подлинно трудовое воспитание в семье, оно продолжается в школьные годы и по кончании школы. Самообслуживание прививает школьникам трудовое отноше-ие к жизни, уважение к труду, учит беречь его результат, дисциплинирует участни-эв трудовой деятельности, воспитывает чувство долга и ответственности перед кружающими. Самообслуживание превращает труд в постоянную обязанность, овышает эмоционально-эстетическую чуткость учащихся к окружающему их быту.

Уже в младшем школьном возрасте глухие и слабослышащие дети должны ыть приучены к выполнению различных трудовых поручений: уходу за иг-ушками, одеждой и обувью, уборке постели, покупкам в магазине и т. д. При-;м пребывание ребенка в интернате специального (коррекционного) образовательного учреждения не является основанием для его изоляции от физичес-)го труда по самообслуживанию.

Современная школа-интернат для детей с нарушением слуха в полной мере гужит воспитанникам вторым домом. Не последнюю роль в характеристике колы-интерната играет внешний вид ее помещений, материальная оснащен-зсть, дисциплина учащихся. Это обязывает школьников принимать активное шстие в труде по самообслуживанию, по созданию в школе и интернате уюта, шашней теплоты, чистоты и образцового порядка.

Жизнь школы-интерната для детей с недостатками слуха, как и жизнь лю->го коллектива, предполагает большое количество видов самообслуживаю-его труда:

• труд по соблюдению учащимися личной гигиены и внешнего вида;

• труд по поддержанию санитарно-гигиенического порядка и оздоровитель­ного режима в школе и интернате;

• труд по созданию и поддержанию эстетического оформления школьной жизни;

• труд по поддержанию порядка и дисциплины в школе;

• созидательный труд, направленный на улучшение материальной базы об­разовательного учреждения.

Обращение к наиболее типичным видам указанной трудовой деятельности идетельствует, прежде всего, о большом воспитательном значении соблюде-[я школьниками личной гигиены и внешнего вида. Это дисциплинирует уча-ахся, делает их более внимательными к себе и окружающим, повышает от-гственность, объединяет коллектив в выполнении единых требований к по-цению и порядку в школе-интернате.

Воспитательное значение внешнего вида, организованности учащихся, чи-эты и оформления кабинетов, классов, рекреаций, лестниц, школы в целом зачастую недооценивается. Вместе с тем культура быта и труд по ее поддержа­нию отражает и нравственный уровень людей, их самосознание, достоинство, общественную активность. Не случайно А.С. Макаренко сравнивал труд по самообслуживанию с производительным трудом на серьезной хозяйственной основе, критиковал его определенную территориальную и содержательную ог­раниченность. Все наследие замечательного педагога показывает, как тонко и всесторонне он использовал именно воспитательные возможности труда по са­мообслуживанию.

Если театр, по образному выражению К.С. Станиславского, начинается с вешалки, то школа — с чистоты. В ней с утра до вечера кипит жизнь множе­ства детей. И только их труд и забота могут сохранить чистоту и порядок. Это значит, что все учащиеся должны содержать в опрятном виде свои рабочие места в классной комнате, кабинетах, мастерских, рационально располагать вещи во время учения и работы. В период пребывания в школе-интернате вос­питанники обязаны поддерживать чистоту и порядок во всех помещениях не­зависимо от работы дежурных, заботиться о проветривании, нетерпимо отно­ситься к пыли и грязи. Чистоту необходимо поддерживать не вечерней убор­кой, а систематическим трудом в течение дня всего коллектива школы. Эта своеобразная форма непрерывно текущей работы и определяет культуру быто­вого поведения учащихся.

Труд по поддержанию эстетического оформления школы-интерната пред­полагает вовлечение школьников со слуховой недостаточностью в работу по созданию уюта и красоты в классных и групповых комнатах, в других обще­ственных местах школьного здания. Для этого можно использовать детские рисунки, аппликации, изделия в технике чеканки, керамики, причудливые кор­ни деревьев и т. д. Особую красоту и изысканность помещениям придают уме­ло подобранные и заботливо выращиваемые комнатные растения.

Важное место в организации труда по самообслуживанию занимает под­держание дисциплины и порядка как в школе, так и вне ее. С этой целью в школах для детей с нарушением слуха организуются традиционные дежурства в классах и кабинетах, рекреациях, столовой. Однако истинным «регулятором» школьной дисциплины должна быть воспитанность, сознательность учащих­ся. Меры контроля, надзора и дисциплинарного воздействия — лишь внешние стимулы, роль которых не следует переоценивать.

Труд по самообслуживанию предусматривает и выполнение школьниками значительного количества мелких хозяйственных работ: ремонта школьной мебели, изготовления и ремонта различных учебных пособий, моделей, маке­тов, предметов оборудования учебных мастерских, кабинетов, учебно-опыт­ных участков. Глухие и слабослышащие среднего и старшего возраста, как правило, принимают участие в благоустройстве школьного двора и участка.Они занимаются разбивкой дорожек, устройством их покрытий, озеленением участка, разбивкой и устройством клумб и цветников.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.