Философские концепции техники. Технические революции — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Философские концепции техники. Технические революции

2017-06-05 356
Философские концепции техники. Технические революции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Французский социолог Альфред Эспинас (1844-1922) разрабатывает концепцию технологии и праксиологии как философии действия. В технологии Эспинас видит три существенных особенности, которые следует рассматривать с трёх точек зрения:

1) предполагается производить аналитическое описание явления с учетом конкретных условий его существования (времени, ме­ста, социума);

2) закономерности, условия, причины, предшествовавшие явлению, следует изучать с динамической точки зрения;

3) необходимо применять комбинацию статических и динамических точек зрения, дающих возмож­ность изучать явление во времени: его рождение, апогей и упа­док, которые составляют ритм его существования.

Совокуп­ность этих трех измерений и образует общую технологию.

Американский экономист норвежского происхождения, основоположник и теоретик институционализма Торстейн Веблен (1857-1929) является сторонником технократического преобразования общества с учётом влияния культурных тра­диций социальных институтов. Анализируя природу институционализма (от лат. наставление, понятие восходит к институциям – учебникам римских юристов, дающих системный обзор дей­ствующих правовых норм) он при­ходит к выводу об отставании взглядов людей от изменений в области технологий и производства

Автором концепции техники как производства избыточного становится испанский публицист, обще­ственный деятель и философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955). Его перу принадлежит книга «Раз­мышления о технике» (1933). Анализируя технику, он указывал на двойственность человека: Он предлагает периодизацию истории техники на основе взаимоотношений челове­ка к человеку и человека к технике, выделяя три этапа:

1) техника случая – это исторически первая форма су­ществования техники, присущая первобытному обществу и характерная для доисторического человека, которая Она отличается простотой и скудостью исполнения и крайней ограниченно­стью технических действий;

2) техника ремесла – это техника Древней Греции, доимператорского Рима, европейского Средневековья, когда существенно расширяется набор технических действий, усвоение которых требует специальной выучки, а занятие тех­нической деятельностью становится профессией и передает­ся по наследству;

3) техника человека, т.е. машинная техника с техническими устройствами (она берёт своё начало со второй половины XVIIIв., когда был изобретен механический ткацкий станок Эдмунда Картрайта (1743), которая существенно меняет отношения между челове­ком и орудием, где «работает» машина, а человек её обслуживает, становясь придатком машины.

С позиций технофилософии, немецкий философ-экзистенциалист, психиатр Карл Ясперс (1883-1969) в работе «Истоки истории и ее цель» рассматривает технику как новый фактор мировой истории. С позиций технофилософии он анализи­руются труды Фихте, Гегеля и Шеллинга, посвященные обос­нованию так называемого осевого времени, начало которому было положено с возникновением христианства. Отличи­тельной чертой этого времени становятся катастрофическое обнищание в области духовной жизни, человечности, любви и одновременное нарастание успехов в области науки и тех­ники. Ясперс выделял в мировой истории отдельный этап – «научно-техническую эру», которая была подготовлена в конце средневековья, получила в XVII столетии своё духовное обоснование, в XVIII – развитие, а в XX веке сделала головокружительный скачок. С появлением современной техники всё изменилось. Она знаменовала собой резкое усиление социальной динамики. Техническая цивилизация уже по своему объёму, богатству и многообразию занимает особое место во всей истории познания. Технику Ясперс рассма­тривает как совокупность тех действий, которые знающий человек совершает с целью господства над природой. Техника покоится на деятельности рассудка, потому что является частью общей рационализации, но в то же время она есть умение, способность делать, применяя природу против самой природы. Именно в этом смысле знание – это власть и сила. Смысл техники – освободить человека от власти природы, а её основной принцип – манипулирование силами природы для реализации назначения человека, под углом его зрения. Он выделяет два вида техники:

1) технику, производящую энергию;

2) технику, производящую продукты.

Также он выделяет три фактора, влияющих на развитие научно-техниче­ского знания:

1) естественные науки (которые создают свой искусствен­ный мир и являются предпосылками к его дальнейшему раз­витию);

2) дух изобретательства (способствующий усовершен­ствованию уже существующих изобретений;

3) организация труда (направленная на повышение рационализации научной и производственной деятельности).

Научно-техническая революция — ϶ᴛᴏ качественное преобразование производительных сил, превращение науки в производительную силу и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующее ϶ᴛᴏму коренное изменение материально-технической базы общественного производства, его формы и содержания, характера труда, общественного разделения труда.

Научно-техническая революция оказывает влияние на всю структуру производства и на самого человека.

Основные черты научно-технической революции:

  • универсальность — охватывает практически все отрасли народного хозяйства и затрагивает все сферы человеческой деятельности;
  • бурное развитие науки и техники;
  • изменение роли человека в процессе производства — в процессе научно-технической революции повышаются требования к уровню квалификации трудовых ресурсов, увеличивается доля умственного труда.

Современная научно-техническая революция характеризуется следующими изменениями в сфере производства:

Во-первых, изменяются условия, характер и содержание труда за счет внедрения достижений науки в производство. На смену прежним видам труда приходит машинно-автоматизированный труд. Введение автоматов значительно увеличивает производительность труда, снимая с производства ограничения в скорости, точности, непрерывности и т.д., связанными с психофизиологическими ϲʙᴏйствами человека. При ϶ᴛᴏм изменяется место человека в производстве. Возникает новый тип связи "человек-техника", кᴏᴛᴏᴩый не ограничивает развитие ни человека, ни техники. В условиях автоматизированного производства машины производят машины.

Во-вторых, начинают применяться новые виды энергии — атомной, морских отливов, земных недр. Происходит качественное изменение использования электромагнитной и солнечной энергии.

В-третьих, происходит замена естественных материалов искусственными. Широкое применение находят пластмассы и полихлорвиниловые изделия.

В-четвертых, изменяется технология производства. К примеру, механическое воздействие на предмет труде заменяется физико-химическим воздействием. При ϶ᴛᴏм могут быть использованы магнито-импульсные явления, ультразвук, сверхчастоты, электро-гидравлический эффект, различные виды излучения и т.п.

Современная технология характеризуется тем, что циклические технологические процессы все более вытесняются непрерывными поточными процессами.

Новые технологические методы предъявляют и новые требования к орудиям труда (повышенная точность, надежность, способность к саморегулированию), к предметам труда (точно заданное качество, четкий режим подачи и т.д.), к условиям труда (строго заданные требования к освещенности, температурному режиму в помещениях, их чистоте и т.д.).

В-пятых, изменяется характер управления. Применение автоматизированных систем управления изменяет место человека в системе управления и производственного контроля.

В-шестых, изменяется система выработки, хранения и передачи информации. Применение компьютеров значительно ускоряет процессы связанные с выработкой и использованием информации, совершенствует методы принятия и оценки решений.

В-седьмых, изменяются требования к профессиональной подготовке кадров. Быстрое изменение средств производства ставит задачу постоянного профессионального совершенствования, повышения уровня квалификации. От человека требуется профессиональная мобильность и более высокий уровень нравственности. Растет численность интеллигенции, повышаются требования к ее профессиональной подготовке.

В-восьмых, совершается переход от экстенсивного к интенсивному развитию производства.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.