Охарактеризуйте международные отношения в 80-е гг. ХХ в. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Охарактеризуйте международные отношения в 80-е гг. ХХ в.

2017-06-05 1312
Охарактеризуйте международные отношения в 80-е гг. ХХ в. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ввод советских войск в Афганистан в конце 1979 г. углубил противоречия между сверхдержавами и вызвал кризис в отношениях между Востоком и Западом. Обострение международных отношений в 1980-е гг.

В начале 1980 г. американский президент Дж.Картер объявил регион Персидского залива зоной жизненно важных интересов США. Соединённые Штаты присваивали себе право силой оружия защищать эту зону. Вслед за «доктриной Картера» руководство США приняло «новую ядерную стратегию», предусматривающую возможность достижения победы в ядерной войне с СССР. Дж.Картер по существу призвал европейские государства отказаться от политики разрядки и бойкотировать Олимпийские игры 1980 г. в Москве. Однако из европейских стран этому призыву последовали только ФРГ и Норвегия.

Новому витку напряжённости способствовали события в Польше в 1980-1981 гг. В 1980 г. там прошли массовые забастовки рабочих, в ходе которых возникло независимое объединение профсоюзов «Солидарность» во главе с руководителем гданьского стачечного комитета Л.Валенсой. Польский костёл и «Солидарность» стали центрами оппозиции правящему режиму.

В 1981 г. во главе правительства Польши стал генерал В.Ярузельский, сделавший попытку наладить диалог с оппозицией. После срыва переговоров с лидерами «Солидарности» и нарастания политической нестабильности в декабре 1981 г. В. Ярузельский ввёл в стране военное положение. Учитывая сложную международную обстановку и силу оппозиции в Польше, СССР воздержался от применения военной силы для поддержки правящего режима.

Новая администрация США во главе с Р. Рейганом ещё более ужесточила политику в отношении СССР, объявив его «империей зла». В июне 1982 г. Р. Рейган в британском парламенте призвал Запад к «крестовому походу» против СССР. В 1983 г. США, стремясь навязать гонку вооружений и экономически истощить СССР, объявила программу «стратегической оборонной инициативы» (СОИ). Она предусматривала размещение в космосе специальных платформ с лазерными установками, которые могли поражать ракеты противника. В том же году США разместили ракеты средней дальности и крылатые ракеты в Великобритании, ФРГ и Италии. Это ухудшило военно-политическое положение СССР и его союзников в Европе. В ответ СССР разместил в ГДР и Чехословакии новые ракетные комплексы и выдвинул свои подводные лодки ближе к побережью США.

В начале 1985 г. Р. Рейган провозгласил «доктрину неоглобализма», которая предполагала противостояние «мировому коммунизму» в любой точке планеты. В Европе и в целом в мире обострилась борьба двух сверхдержав за свои геополитические интересы.

Приход к власти в СССР М.С. Горбачёва и начало перестройки создали предпосылки для ослабления международной напряжённости. Из лидеров Запада первой М.С. Горбачёва поддержала М. Тэтчер, которая призвала наладить диалог с СССР. За это выступал и президент Франции Ф. Миттеран. В октябре 1985 г. в Париже М.С. Горбачёв выдвинул идею построения «общего европейского дома» и заявил о необходимости сокращения ядерных и обычных вооружений.

В ноябре 1985 г. в Женеве состоялась первая встреча между М.С.Горбачёвым и Р. Рейганом. В следующем году в Рейкьявике они уже обсуждали проблему ограничения ракетных потенциалов двух сверхдержав. В декабре 1987 г. в Вашингтоне М.С. Горбачёв и Р. Рейган подписали договор о ликвидации ракет средней и малой дальности.

В 1987-1988 гг. руководство СССР обосновало необходимость нового политического мышления на международной арене. Следуя новому политическому мышлению, СССР сократил свои вооружённые силы и в 1990 г. подписал Соглашение о сокращении обычных вооружений в Европе. В том же году состоялось подписание Парижской хартии для новой Европы, в которой было заявлено об окончании холодной войны и конфронтации между Востоком и Западом.

В 1989 г. СССР вывел свои войска из Афганистана и заявил о необходимости нормализации советско-китайских отношений. В 1990 г. СССР поддержал применение санкций против Ирака, захватившего Кувейт. Социально-экономический кризис и политическая нестабильность в СССР в конце 1980-х гг. ослабили позиции центральной власти и привели к центробежным тенденциям внутри советского государства. Это сказалось на международном положении СССР, который стал терять геополитический контроль над своими союзниками

Наиболее важным геополитическим событием 1989-1990 гг. в Европе стало объединение Германии. Объединённая Германия по своему экономическому и демографическому потенциалу стала доминирующей державой в Западной и Центральной Европе.

Наиболее сложным и противоречивым узлом международных отношений продолжал оставаться ближневосточный конфликт. Во второй половине 1980-х гг. произошли существенные сдвиги на пути его разрешения. В 1988 г. Организация освобождения Палестины (ООП) признала существование государства Израиль и вступила в переговоры с его руководством. В 1993-1998 гг. Израиль и ООП заключили соглашение о взаимном признании и о создании временной Палестинской автономии на западном берегу р. Иордан, в секторе Газа и в зоне г. Иерихон. Были урегулированы отношения между Израилем и Иорданией. Однако израильские войска остаются на Голанских высотах, что препятствует заключению мира с Сирией. Локальные конфликты и войны. Проблема создания новой системы европейской и мировой безопасности Ближневосточный конфликт

После победы исламской революции в Иране (1979 г.) обострились отношения между Ираком и Ираном. Между этими государствами начались пограничные столкновения. Иракское правительство потребовало вернуть занятые Ираном острова. В 1980 г. Ирак разорвал достигнутые договорённости, его войска перешли границу и продвинулись вглубь Ирана. Локальные конфликты и войны.

12. Охарактеризуйте образование ООН и ее роль в системе международных отношений

Организация Объединенных Наций (ООН) - международная организация государств, созданная в целях поддержания и укрепления международного мира, безопасности, развития сотрудничества между странами.

Название Объединенные Нации, предложенное президентом Соединенных Штатов Франклином Рузвельтом, было впервые использовано в Декларации Объединенных Наций 1 января 1942 г., когда во время Второй мировой войны представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран нацистского блока.

Первые контуры ООН были очерчены на конференции в Вашингтоне в особняке "Думбартон-Оукс". На двух сериях заседаний, проходивших с 21 сентября по 7 октября 1944 г., США, Великобритания, СССР и Китай договорились о целях, структуре и функциях всемирной организации.

11 февраля 1945 г. после встреч в Ялте лидеры США, Великобритании и СССР Франклин Рузвельт, Уинстон Черчилль и Иосиф Сталин заявили о своей решимости учредить "всеобщую международную организацию для поддержания мира и безопасности".

25 апреля 1945 г. представители 50 стран собрались в Сан-Франциско на Конференции Объединенных Наций по созданию международной организации, чтобы разработать Устав ООН.

ООН официально существует с 24 октября 1945 г. - к этому дню Устав был ратифицирован Китаем, Францией, Советским Союзом, Великобританией, Соединенными Штатами и большинством других подписавших его государств. 24 октября ежегодно отмечается как День Организации Объединенных Наций.

В преамбуле Устава говорится о решимости народов Объединенных Наций "избавить грядущие поколения от бедствий войны".

Целями ООН, закрепленными в ее Уставе, являются поддержание международного мира и безопасности, предотвращение и устранение угрозы миру, и подавление актов агрессии, улаживание или разрешение мирными средствами международных споров, развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществление международного сотрудничества в экономических, социальных, культурных и гуманитарных областях, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Члены ООН обязались действовать в соответствии со следующими принципами: суверенное равенство государств; разрешение международных споров мирными средствами; отказ в международных отношениях от угрозы силой или ее применение против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства.

Членами ООН являются 192 государства мира.

Главные органы ООН:
- Генеральная ассамблея ООН (ГА ООН) - главный совещательный орган, состоит из представителей всех государств‑членов ООН (каждое из них имеет 1 голос).
- Совет Безопасности ООН действует постоянно. По Уставу на СБ возлагается главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Если использованы все пути мирного разрешения конфликта, СБ компетентен направлять на поддержание мира наблюдателей или войска в районы конфликтов с целью ослабления напряженности и разъединения войск враждующих сторон.

За все время существования ООН миротворческими силами ООН было проведено около 40 операций по поддержанию мира.
- Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) уполномочен проводить исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения, прав человека, экологии и т.п., давать по любому из них рекомендации ГА.
- Международный суд ООН, главный судебный орган, образованный в 1945 году, разрешает правовые споры между государствами с их согласия и дает консультативные заключения по правовым вопросам.
- Секретариат ООН создан для обеспечения надлежащих условий деятельности организации. Секретариат возглавляет главное административное должностное лицо ООН - генеральный секретарь ООН (с 1 января 2007 г. - Пан Ги Мун (Корея).

ООН имеет ряд собственных специализированных учреждений - международных межправительственных организаций по экономическим, социальным и гуманитарным вопросам (ЮНЕСКО, ВОЗ, ФАО, МВФ, МОТ, ЮНИДО и другие) связанных с ООН, через ЭКОСОС, международными соглашениями. Большинство членов ООН - участники специализированных учреждений ООН.

В общую систему ООН входят также автономные организации, такие как Всемирная торговая организация (ВТО) и Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

Официальные языки ООН и ее организаций - английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский.

Штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке.

 

 

13. Дайте общую характеристику распада колониальной системы и образования новых независимых государств

Одной из отличительных черт двадцатого столетия яв­ляются ликвидация колониальной системы и возникнове­ние десятков новых независимых государств. Система ко­лониальных владений в том виде, как она сложилась в XIX в. и захватила половину двадцатого, перестала существовать. Создание на месте бывших колоний новых государств явля­ется результатом победы национально-освободительных движений, имевших в ряде стран мирный характер. Их глав­ным завоеванием стал переход государственной власти из рук аппарата колониальных держав в руки национальных сил бывших колоний.

Кризис колониальной системы начался после первой мировой войны. Уже в 1918-1923 гг. в ряде стран Азии и Арабского Востока (Индонезии, Индии, Иране, Ираке и др.) произошли мощные народные выступления. В большинстве колоний руководство освободительным движением взяла в свои руки национальная буржуазия, а иногда и немногочис­ленная интеллигенция, создавшие свои политические орга­низации, которые возглавили борьбу за политическую са­мостоятельность. Так, в Индии еще в 1885 г. была образова­на партия Национальный конгресс, в Индонезии в1927 г. возникла Национальная партия, в Тунисе в 1934 г. была соз­дана левонационалистическая партия Новый Дустур.

Наиболее отчетливо кризисные явления проявились на данном этапе внутри самой обширной колониальной импе­рии - Британской. Англо-афганский договор 1921 г. закре­пил независимость Афганистана, были формально декла­рированы суверенитет Египта (1922 г.) и Ирака (1930 г.). В результате войны за независимость 1919-1921 гг. статус доминиона завоевала Ирландия. Однако почти вся террито­рия ирландской провинции Ольстер под названием Север­ная Ирландия осталась в составе британского государства. Что касается доминионов (Канады, Австралии, Новой Зе­ландии и др.), то на протяжении 20-х гг. они постепенно добились признания полной внешнеполитической самостоятельности. Имперская конференция 1926 г. декларировала, что Англия и доминионы представляют собой "автономные государственные единицы внутри Британской империи, рав­ные по статусу, ни в каком отношении не подчиненные одна другой в каком бы то ни было смысле в их внутренних и иностранных делах, хотя и объединенные общим подданст­вом и свободно объединившиеся в качестве членов Британ­ского содружества наций".

Распад колониальных империй сопровождался как ве­дением в ряде стран (в Алжире, Анголе, Индонезии, Индо­китае, Малайе) колониальных войн, так и попытками со­хранить политическую зависимость колоний в новых юри­дических формах. Великобритания использовала в этих це­лях форму содружества, значительно видоизменив его. Чле­нами Содружества (официальное название объединения с 1948 г.) наряду с Великобританией и "старыми" доминиона­ми могли теперь стать бывшие колонии, получившие статус доминиона, и даже новые республики. Однако связи внутри Содружества продолжали неуклонно ослабевать. В 1948 г. Ирландия отвергла статус доминиона, провозгласила себя республикой, и вышла из Содружества; впоследствии специальным британским законом было упразднено и само по­нятие доминиона. Индия и Шри Ланка, которые приняли республиканские конституции в 50-х гг., остались в Содру­жестве, однако перестали принимать участие в совещаниях по вопросам обороны. В результате этого единая система обороны Содружества стала распадаться, хотя само Содру­жество и в настоящее время объединяет почти 50 государств. На протяжении двух десятилетий после второй миро­вой войны распад колониальных империй в основном за­вершился. В конце 40-х гг. завоевали независимость круп­нейшие колонии Южной и Юго-Восточной Азии, в 50-х гг. - большинство стран Среднего Востока. В конце 50-х - начале 60-х гг. произошел распад колониальной системы в Африке. Последние крупные колонии в Африке, принадлежавшие Португалии, освободились в 70-х гг. XX в., а в 1990 г. был реализован план ООН по предоставлению независимо­сти Намибии.

 

 

14. Оцените роль развивающихся стран в системе международных отношений

Одной из наиболее примечательных особенностей в развитии международных экономических отношений XX века является усиление в них роли и значения с начала 60-х годов бывших колоний и зависимых территорий - нынешних развивающихся государств, или как часто их называют "освободившихся государств", стран "третьего мира", "стран Юга", стран "Периферии".

Развивающиеся страны становятся полноправным и одним из важнейших субъектов международных экономических отношений. Становление и развитие молодых государств сопровождалось количественными и качественными изменениями в международной экономике. Эти изменения выражались в нарастании объемов международных торгово-экономических связей, появлении новых товарных, финансовых рынков, интенсификацией капитальных и финансовых потоков. Развивающиеся страны в полный голос заявили о необходимости улучшения мирового экономического порядка, о соблюдении принципов равноправия в международном предпринимательстве.

В развивающихся странах проживает большинство населения мира - 3,2 млрд. человек. Страны эти очень разные. В них идут сложные социально-экономические процессы. При этом генеральной тенденцией развития освободившихся государств, начиная с 70-х годов XX века, становится их растущая дифференциация.

При всем многообразии развивающихся стран, их характерных чертах и особенностях можно выделить ряд общих черт и характеристик, позволяющих рассматривать их как устойчивую общность.

К числу этих черт можно отнести:

  1. Многоукладный характер экономики развивающихся стран.
  2. Низкий уровень развития производительных сил, отсталость промышленности, сельского хозяйства и социальной инфраструктуры (за исключением стран первой группы, "верхнего полюса", т. е. НИС, и др.).
  3. Зависимое положение в системе мирового хозяйства. Периферийный характер капитализма. Рассмотрим эти черты поподробнее.

Экономика развивающихся государств опирается на многоукладную социально-экономическую структуру. В ряде стран имеется как капиталистический уклад, так и родоплеменные и патриархальные отношения. Заметную роль в экономике развивающихся стран играет государство и государственный уклад. Курс на развитие государственного сектора сопровождается политикой поощрения капиталистического предпринимательства, в результате чего возникает и развивается госкапитализм.

Говоря о многоукладности развивающихся государств, необходимо подчеркнуть, что в большинстве своем это крестьянские страны, с преобладанием сельскохозяйственного производства. В сельском хозяйстве определяющим является мелкотоварный уклад с большой долей патриархальных, натуральных отношений.

В последние десятилетия заметно укрепились экономические позиции развивающихся стран. По темпам прироста ВВП они вдвое опережали промышленно развитые государства, и в 1996 г. их доля составила около 31,4% ВВП всех стран рыночной экономики. В результате роста производства произошло также Увеличение и большинства среднедушевых показателей, что свидетельствует о повышении общего уровня развития периферии мирового хозяйства. Особо следует отметить резкое ускорение промышленного роста в ряде регионов, появление так называемых новых индустриальных стран (НИС). Заметно увеличивается доля периферии мирового хозяйства и в международной торговле.

Очевидно, что темпы преодоления разрыва экономических показателей развитых и развивающихся стран отстают от потребностей населения Юга, но все же вероятность глобальной поляризации «бедности» и «богатства» представляется уже крайне незначительной. Большую озабоченность сегодня внушает не эта чисто гипотетическая угроза, а неравномерность происходящих в странах Юга позитивных перемен.

В основе бесспорных экономических успехов развивающихся стран лежит мощный рывок ограниченного числа государств. Так, в течение последних десятилетий свыше 4/5 прироста совокупного ВВП «третьего мира» было обеспечено 26 странами, где проживает около 28% всего населения. Степень дифференциации уровней социально-экономического развития стран мирового Юга сегодня такова, что фактически речь идет об их расслоении на три различные группы, разрыв между которыми возрастает.

 

15. Раскройте основное содержание процесса становления европейской интеграции (1945-1969 гг.)

В Европе к началу 60-х годов существовало две интеграционные группировки – ЕЭС и ЕАСТ. В первой определяющую роль играло франко-германское экономическое сближение. Во втором – тон задавала Британия. Но в целом первая группировка явно была сильнее второй. ЕАСТ проигрывал в конкурентной борьбе с ЕЭС. Признав это, правительство Великобритании сочло необходимым присоединиться к ЕЭС. В апреле 1961 г. премьер-министр Г.Макмиллан открыто сказал об этом во время пребывания в Вашингтоне. Затем Лондон подал официальную заявку на вступление в ЕЭС, и в ноябре 1961 г. соответствующие переговоры начались.

В ходе переговоров Великобритания стала настаивать на сохранении за ней прав, которые могли бы позволить ей сохранить «особые» отношения со странами Содружества в области сельского хозяйства. Однако французская делегация заняла жесткую позицию и требовала принятия Британией стандартных условий вступления в ЕЭС в полном объеме. Поскольку Лондон продолжал спорить, президент Франции Ш. де Голль воспользовался своим правом и наложил вето на принятие Британии. Между тем, даже внутри ЕЭС существовали серьезные расхождения во взглядах на пути дальнейшего развития группировки. Франция стояла на позиции конфедерализма. Ее лозунг – «Европа отечеств». Эта позиция предусматривала создание тесного политического и экономического союза шести стран, но на «обычной» межгосударственной, то есть не наднациональной, основе.

Западная Германия, напротив, занимала позицию «федерализма». Этой платформе соответствовал лозунг «европейское отечество», {?} смысл которого состоял в сближении как раз на основе наднациональности, те есть при делегировании власти и полномочий от национальных правительств единым управляющим органам ЕЭС.

Смысл разногласий между Парижем и Бонном определялся разными военно-политическими устремлениями сторон. В конце 1960 – начале 1961 г. президент Франции выступал за создание на базе «общего рынка» европейского политического союза («Союз европейских народов»), в котором Франция как единственная его ядерная держава могла бы оказаться «естественным» политическим лидером. Другие страны «шестерки» не поддержали устремлений Парижа. Они опасались французского доминирования, предпочитая ему лидирующую роль НАТО. Поэтому ФРГ и другие страны ЕЭС высказывались за «наднациональный» вариант интеграции при одновременном углублении взаимодействия с НАТО в военно-политической области. В таком сценарии Франции самой пришлось бы делегировать свои полномочия наднациональным органам союза. Наднациональность в понимании ФРГ была инструментом ограничения амбиций Парижа. Франция стала усматривать в приглашениях к сотрудничеству на наднациональной основе и во взаимодействии с НАТО попытку подчинить ее американскому диктату. Ш. де Голль был противником усиления влияние США в Европе, полагая, что оно умаляет роль Франции.

Бельгия, Нидерланды и Италия возражали против обособления союза «шестерки» от НАТО. ФРГ занимала колеблющуюся позицию, пытаясь использовать блокирование с Францией как инструмент получения уступок от США. В Вашингтоне понимали сложность расстановки сил в ЕЭС и старались помочь Великобритании присоединиться к «шестерке», чтобы изнутри способствовать большему взаимопониманию ЕЭС с США и уменьшению антиамериканского запала Франции. Ш. де Голль, понимая американскую игру, укреплялся в намерении не допустить Британию в ЕЭС.

 

 

16. Проанализируйте изменения в международной ситуации в АТР после 1945 г.

Основные подходы к определению конфигурации Азиатско-Тихоокеанского региона можно разделить на три основные группы.
В рамках первой группы «к АТР относят гигантский район, ограничиваемый западным побережьем обеих Америк, восточным побережьем Азии и зоной Австралии. При такой интерпретации в АТР включают и страны Южной Азии». Такое определение свойственно преимущественно американским исследователям.
Вторая группа предполагает, что АТР «включает в себя территории и акватории стран Тихоокеанской Азии, США, Канады и зоны Австралии и Новой Зеландии. Государства Южной Азии в этом случае тоже попадают в зону АТР, но из нее одновременно исключаются латиноамериканские государства».
В рамках третьей группы выработано «понимание АТР, которое предполагает акцент на его азиатских составляющих от Берингова пролива до Бирмы. При этом что касается других держав либо политико-экономических образований, которые входят в любой из вариантов расширительного толкования АТР — США, Австралия, Новая Зеландия, Канада, Индия и даже Евросоюз, то их связи с регионом не отрицаются, а активно привлекаются для анализа, но в качестве внешней составляющей». К этой группе относятся в своем большинстве определения российских авторов.Исторически регион стал обретать целостность после появления взаимосвязи между всеми входящими в него государствами. Японии в 1930-е гг. с ее агрессивной политикой удалось столкнуть страны АТР с общими проблемами, однако формирование региональной подсистемы началось с завершением Второй мировой войны.Первый этап становления международно-политического региона, длившийся с 1945 по 1958 г. можно охарактеризовать как начало проецирования глобальной биполярной структуры на АТР. В послевоенные годы двумя бесспорными лидерами, обладающими достаточными военным потенциалом и политическим авторитетом, стали СССР и США. Система безопасности в первое десятилетие после окончания войны была выстроена на основе идеологического противоборства. Региональные отношения строились под влиянием двух основных сил — социалистического и капиталистического лагеря.Политика Соединенных Штатов в то время опиралась на ясную концепцию «сдерживания», которая была сформулирована в 1948 г. и подразумевала стремление вынудить Советский Союз ограничить зону своего контроля рубежами его государственных границ по состоянию на 1947 г.
Первым вопросом на пути послевоенного урегулирования стало будущее Японии. В американском штабе оккупационных войск была разработана новая японская конституция, вступив в силу в 1947 г., она закрепила отказ этой страны от использования силы в разрешении международных споров.
На основе мирного договора, подписанного в Сан-Франциско, США установили юридическую возможность для военного взаимодействия с Японией в противовес советско-китайскому сотрудничеству. США провели серьезную подготовку, начиная с 1950 г. уточняя положения договора на двусторонней основе. СССР в эту работу посвящен не был, в результате попытка Москвы начать обсуждение договора на конференции закончилась неудачей. Советский Союз договор не подписал, Китай не был приглашен на конференцию. Сразу вслед за этим шагом США заключают договор об основах отношений с Японией, по которому Соединенные Штаты гарантировали ее безопасность. По условиям соглашения, США имели право размещать вооруженные силы в Японии и вокруг нее. Позже, в 1956 г., была заключена советско-японская декларация о нормализации отношений, по которой и вопрос о Южных Курилах мог быть решен передачей островов Хабомаи и Шикотан. Москвой была сделана ставка на центробежные националистские настроения в Японии по отношению к США, однако этот вариант нормализации не был воплощен.
Приход к власти коммунистов во главе с Мао Цзэдуном в Китае позволил СССР и КНР заключить договор о совместной обороне в 1950 г. В 1946 г. США была предоставлена независимость Филиппинам. Благодаря резолюции Совета Безопасности ООН, осуждавшей полицейские акции голландцев, Индонезия становится независимой в 1950 г. На территории Малайи в 1948 г. была образованна Малайская Федерация. В Индокитае в 1946 г. на территории Северного и Центрального Вьетнама создается Демократическая Республика Вьетнам, под руководством Хо Ши Мина. Позже, в 1954 г., на Женевской конференции по Индокитаю и Корее при участии ведущих держав были приняты договоренности, предполагавшие разделение Вьетнама по 17 параллели до проведения единых выборов на всей его территории. В 1947 г. Британией был издан закон о независимости Британской Индии. В результате были образованны Индия и Пакистан. Правитель штата Кашмир заявил о вхождении его мусульманского по преимуществу княжества в Индию, что послужило началом первой индийско-пакистанской войны в 1948 г. После ее окончания при участии Совета Безопасности ООН была проведена граница по линии прекращения огня, которая менялась в результате еще двух войн в 1965 и 1971 гг.

 

 

17. Охарактеризуйте роль стран Ближнего и Среднего Востока в системе международных отношений в период биполярной системы

После окончания Второй мировой войны в геополитической ситуации в регионе произошли крупные сдвиги. Они выразились прежде всего в том, что на положение дел в Средневосточной подсистеме международных отношений стали оказывать влияние новые игроки – США и Пакистан. Соединенные Штаты стали вытеснять Британию с позиции ведущего партнера Ирана и Афганистана. Одновременно росло влияние Вашингтона на Пакистан, который в свою очередь стремился играть возможно более активную роль в средневосточной региональной политике.

Пакистанская внешняя политика на Среднем Востоке определялась прежде всего стремлением найти решение проблемы так называемого Пуштунистана – части бывшей территории Афганистана, которая в 1893 г. в ходе афгано-британской войны была отторгнута Британией от Афганистана и присоединена к Британской Индии. В 1947 г. эти земли во время раздела Британской Индии на Индию и Пакистан вошли в состав последнего. Население «пакистанского Пуштунистана» не было лояльно пакистанскому правительству и периодически выступало с требованиями самоопределения. Границей между Пакистаном и Афганистаном считалась так называемая линия Дюранда, названная по имени сэра Мортимера Дюранда, британского дипломата, занимавшего пост государственного секретаря Британской Индии, который в 1893 г. по завершении второй афгано-британской войны подписал с побежденным афганским эмиром Абдуррахманом соглашение о временной границе Британской Индии с Афганским государством. В соответствии с этим документом срок действия соглашения о границе был установлен в 100 лет, {?} то есть до 1993 г. Таким образом, юридически «линия Дюранда» не являлась постоянной международной границей, и пакистанское правительство опасалось, что рано или поздно Афганистан поставит вопрос о ее пересмотре. Соответственно, Пакистан стремился укрепить свое влияние в Афганистане, чтобы убедить то или иное афганское правительство заключить с Пакистаном договор, который бы закрепил линию Дюранда в качестве постоянной границы между двумя странами.

На счет дел на Ближнем востоке то, вывод советских войск из Афганистана сделал политическую, экономическую и геостратегическую ситуацию в регионе очень уязвимой. Всего десять лет спустя после иранской революции весь регион был втянут в состояние крайней нестабильности к вящей пользе западной системы. Ускоренный афганской авантюрой крах СССР и распад Югославии (буферного государства между советским и западным блоками) в 90-е годы открыл дорогу для расширения влияния США – гипердержавы по определению французского министра Юбера Ведрина (Hubert Védrine) – на евразийском пространстве.

За биполярной системой последовала новая геополитическая эпоха – период однополярности.

 

18. Раскройте основное содержание Общеевропейского (Хельсинкского) процесса

Вспышки "холодной войны" между Востоком и Западом чередовались с периодами разрядки, потепления. Самая длительная разрядка наступила в 1970-е гг. В эти годы СССР и США заключили ряд важных договоров об ограничении вооружений. Венцом разрядки стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. В течение двух лет совещались представители США, Канады и всех европейских государств, кроме Албании.

В конце, 60-х гг. международные отношения в Европе также характеризовались поисками путей к ослаблению напряженности. Силовая политика в условиях военно-стратегического паритета оказалась бесперспективной. В правительствах Запада стала пробивать себе дорогу идея переговоров, обозначился поиск путей к безопасности через сотрудничество и обеспечение доверия в Европе.

Инициатива созыва совещания европейских государств для обсуждения мер, обеспечивающих коллективную безопасность в Европе, принадлежала СССР и другим соцстранам. Но эти предложения носили в значительной мере пропагандистский характер и не меняли общего конфронтационного курса советского руководства. Проявлением этого курса стал неоправданный ввод войск пяти стран - членов ОВД в Чехословакию в 1968 г., что на некоторое время приостановило процесс разрядки. Тем не менее тенденция к сотрудничеству европейских стран в обеспечении мира и безопасности продолжала действовать.

В марте 1969 г. страны ОВД приняли обращение ко всем странам Европы с призывом приступить к практической подготовке общеевропейского совещания. Эту идею поддержали нейтральные страны Западной Европы. Особенно важную роль сыграла Финляндия, правительство которой в мае 1969 г. предложило европейским странам, США и Канаде свои услуги в организации созыва совещания. Начались межгосударственные консультации, открывшие новое явление в международной жизни - Общеевропейский процесс.

Развитию этого процесса благоприятствовали крупные сдвиги в политике ряда западноевропейских стран, обозначившиеся к концу 60-х гг. Важный вклад в разрядку напряженности сделала тогда Франция. Наметившийся после визита президента де Голля в Москву летом 1966 г. курс на сотрудничество Франции с СССР был продолжен его преемниками Помпиду и Жискар д'Эстеном. Для нормализации межгосударственных отношений в Европе немаловажную роль сыграл и приход социал-демократов к власти в ФРГ, которые также взяли курс на сотрудничество с СССР. В 1970-73 гг. была подписана серия договоров между ФРГ, с одной стороны, и СССР, Польшей, ГДР и Чехословакией - с другой. Было заключено также четырехстороннее соглашение по Западному Берлину, которое подтвердило, что Западный Берлин не является частью ФРГ и не может ею управляться.

На основе крупных сдвигов в отношениях между СССР и США, а также между СССР и странами Западной Европы в ноябре 1972 г. начались консультации предварительного характера в результате которых в июле 1973 г. в Хельсинки открылись заседания министров иностранных дел 33 стран, США и Канады.

Второй этап переговоров о созыве Совещания по безопасности и сотрудничеству проходил в Женеве и длился два года (с сентября 1973 по июль 1975 г.) Длительность этого этапа объясняется необходимостью тщательного согласования участвовавших в переговорах стран. Работа по согласованию текста Итогового документа завершилась 19 июля 1975 г. 30 июля в Хельсинки на уровне глав правительств началось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, а 1 августа 1975 г. был подписан Заключительный акт Совещания.

Он провозгласил 10 принципов взаимоотношений государств, которые представляют собой свод международно-правовых норм, дополняющих в ряде пунктов Устав ООН. Это суверенное равенство, уважение прав присущих суверенитету, нерушимость границ.

19. Оцените роль США в системе международных отношений в период биполярной системы


Во время Холодной войны сформировался биполярный мир с США, чьи потери во Второй Мировой Войне были минимальными из-за отдалённого от центра военных дей­ствий географического положения, с одной стороны и Советской Россией, которая ценой невероятных усилий сумела восстановить своё прежнее могущество и обеспечить рост во всех сферах, с другой.

Естественно, что в годы Холодной войны международная безопасность определя­лась двумя ведущими сверхдержавами — США и СССР — и, следовательно, на несколько последующих десятилетий характер международных отношений стал зависеть от реше­ний, принимаемых в Вашингтоне и Москве, что, конечно же, не могло не вызвать недо­вольства со стороны «традиционных» центров силы Европы — Франции и Великобрита­нии, что ещё больше усиливало элементы конфронтационности в биполярной структуре мира.

Отправной точкой начала холодной войны принято считать легендарную речь Уин­стона Черчилля, которая была произнесена в Вестминстерском колледже американского города Фултон. В своей речи Уинстон Черчилль откровенно осуждает политику коммуни­стических государств, открыто говорит о «железном занавесе», опустившемся на Европу, «сфере советского влияния», «давления».

Черчилль говорил о возможной политике обеспечения и поддержания безопасности в мире, обращая внимания общественности на своё нежелание делиться с организацией, «пока ещё переживающей период младенчества», имея в виду Организацию Объединён­ных Наций, секретами о производстве и способах применения атомной бомбы, считая сею информацию совместным достоянием Канады, США и Великобритании: «Было бы настоя­щим безумием и преступной неосмотрительностью сделать эту информацию до­ступной для всеобщего пользования. … Если мы приложим максимум <


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.