Уровни и методы научного познания. Классификация научных методов — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Уровни и методы научного познания. Классификация научных методов

2017-06-05 451
Уровни и методы научного познания. Классификация научных методов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Наука – исторически сложившаяся форма духовно-практического освоения мира, направленная на познание и преобразование объективной действительности. В научном познании можно выделить два основных уровня: эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень основан на чувственном познании мира, здесь объект исследуется со стороны, доступной наблюдению и экспериментированию. Содержанием знания на эмпирическом уровне являются научные факты.

Теоретический уровень характеризуется преобладанием рационального мышления. На теоретическом уровне происходит познание внутренних свойств, связей и закономерностей явления. Содержанием теоретического уровня научного познания являются научные понятия, категории, законы. Эти два уровня познания находятся в тесной диалектической взаимосвязи; на теоретическом уровне происходит рациональная обработка, обобщение и систематизация эмпирических данных. В то же время они существенно различаются: - на эмпирическом уровне фиксируются внешние признаки вещей и явлений, на теоретическом – обосновываются их существенные признаки; - на эмпирическом уровне происходит фиксация фактов (сбор, накопление и обобщение опытных данных), на теоретическом – объяснение и интерпретация фактов; - на эмпирическом уровне объектом исследования являются природные и социальные объекты, на теоретическом – идеальные образы.

В научном познании используются разнообразные методы. Метод (греч. «путь к чему-либо») – способ достижения цели, система принципов, приемов, правил, которыми необходимо руководствоваться в познавательной деятельности. Учение о методах – методология, ее предметом является обоснование методов, исследование их эффективности особенностей применения в различных областях знания. Методы научного анализа можно разделить на три группы:1)специальные, или частнонаучные – применяются в рамках отдельных наук. Их объективной основой являются специальные законы и теории частных наук 2)общенаучные – характеризуют ход познавательной деятельности во всех науках. Их объективная основа – общие гносеологические принципы и закономерности 3)универсальные, или всеобщие – характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах человеческой познавательной деятельности. Их объективная основа – общефилософские закономерности понимания мира, человека, мышления. В соответствии с двумя уровнями научного познания различают эмпирические и теоретические методы. На эмпирическом уровне выделяют следующие методы: наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент.

Наблюдение – это целенаправленное систематическое изучение предмета, основанное на его чувственном восприятии. В ходе наблюдения исследователь получает знание о внешних свойствах предмета.

Описание является итогом наблюдения, это фиксация посредством языка или других знаковых систем данных об изучаемом объекте.

Измерение – метод, с помощью которого определяется отношение величины объекта к другой однородной величине, принятой за единицу измерения.

Сравнение – метод сопоставления объектов с целью выявления сходства или различия между ними.

Эксперимент – метод исследования, при котором исследователь активно воздействует на объект, создает искусственные условия, необходимые для выявления его свойств. Эксперимент – это наиболее сложный метод эмпирического познания, опирающийся на другие эмпирические методы.

На теоретическом уровне выделяют следующие методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, аналогия, моделирование, гипотеза.

Анализ – прием мышления, связанный с разложением изучаемого предмета на составные части, стороны с целью их относительно самостоятельного изучения.

Синтез – противоположная операция, которая заключается в объединении ранее выделенных частей с целью получения знаний о целом объекте, выделения существенных связей и отношений.

Индукция – прием исследования, основанный на движении мысли от знания частного, единичного, к знанию общего, от фактов к законам.

Дедукция –прием, противоположный индукции, он означает движение мысли от знания общего к знанию частного.

Абстрагирование – метод исследования, заключающийся в мысленном выделении отдельных интересующих исследователя признаков или свойств предмета

Аналогия – метод, состоящий в том, что на основе сходства объектов по некоторым свойствам выдвигают предположение об их сходстве в других отношениях.

Моделирование – метод исследования, при котором исследуемый объект замещается другим объектом, подобным первому.

Гипотеза-метод обоснования предположений, направленный на установление принципов, закономерностей и причин исследуемых явлений. В доказанном виде гипотеза превращается в теорию – систему обобщенного достоверного знания о той или иной области действительности, которая описывает, объясняет и предсказывает ее функционирование и развитие.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.