Полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды. Интенсивность адаптационных процессов в обществе существенным образом зависит от того, какую стадию в своем развитии оно переживает. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды. Интенсивность адаптационных процессов в обществе существенным образом зависит от того, какую стадию в своем развитии оно переживает.

2017-06-05 485
Полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды. Интенсивность адаптационных процессов в обществе существенным образом зависит от того, какую стадию в своем развитии оно переживает. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

12) Среда адаптации подразделяется на предметную и личностную. Под предметной средой понимаются вид деятельности, которую должна освоить личность, а под личностной - состав членов группы, в которой находится личность, а также преобладающие нормы и отношения, социально-психологический климат.

13) Схема процесса социальной адаптации:

1. Изменение социальной среды;

2. Возникновение адаптивной ситуации;

3. Возникновение адаптивных потребностей;

4. Потребность в изменении поведенческих качеств личности;

5. Изменение качеств личности;

6. Формирование и развитие адаптивных способностей.

Во времена серьезных социальных изменений, а тем более социальных катаклизмов адаптационные процессы приобретают особую интенсивность и захватывают практически все слои общества. Готовность к переменам становится одним из главных условий жизненного успеха человека. В результате в современном обществе значительно повышается роль целенаправленной деятельности государства и общественных организаций, роль образования и прикладной науки в осуществлении процессов С.А. Особое внимание общество через систему институтов и целевых программ уделяет содействию процессам С.А. тех своих членов, чьи возможности адаптироваться к изменениям самостоятельно ограниченны. Так, во многих странах разрабатываются и реализуются программы по С.А. инвалидов, уволенных в запас военнослужащих - в случае массовых сокращений армии, мигрантов, выходящих на свободу заключенных и т.д. Не меньшее значение в современном переходном обществе придается программам содействия С.А. молодежи.

14) Профессиональная адаптация предусматривает выбор профессии, обучение специальности, а также вхождение в профессию с момента начала работы по специальности. Критерием профессиональной адаптированности является достижение индивидом соответствия профессиональных навыков, личностных качеств требованиям конкретной профессиональной деятельности. Показателями профессиональной адаптированности являются профессиональная квалификация, уровень и стабильность производственных показателей, удовлетворенность профессией.

15) Социально-психологическая адаптация - процесс вхождения новичка в новый для него производственный коллектив, формирования личностных связей и отношений с другими людьми. В процессе социально-психологической адаптации происходит активное сравнение и взаимоприспособление ценностных ориентаций, нравственных идеалов и представлений коллектива и нового работника. Социально-психологическая адаптация выражается в формировании положительных неформальных отношений с коллегами по работе и руководителями, в достижении ценностного единства работника и коллектива. Основным объективным показателем социально-психологической адаптированности является отсутствие конфликтов с руководством и членами коллектива. Субъективным показателем социально-психологической адаптированности выступает удовлетворенность отношениями с руководителями и коллегами по работе.

Важным аспектом С.А. является принятие индивидом определенной социальной роли. Можно говорить о двух формах С.А.: активной, когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы вызвать реакцию изменения (в том числе тех норм, ценностей, форм взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить), и пассивной, конформной, когда он не стремится к такому воздействию и изменению.

Эффективность С.А. в значительной степени зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям С.А., крайним выражением которых служит аутизм. Показателями успешной С.А. являются высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его психологическая удовлетворенность этой средой в целом и ее наиболее важными для него элементами (например, удовлетворенность работой и ее условиями, ее содержанием, вознаграждением, организацией). Показателями низкой С.А. являются стремление индивида к перемещению в другую социальную среду (текучесть кадров, миграция, разводы), аномия и отклоняющееся поведение. Успешность С.А. зависит от характеристик как самого индивида, так и среды.

 

5 билет

1 вопрос - Сферы социальной работы: характеристика, особенности, учреждения.

§ Основные сферы, социальной работы отражают те социальные сферы, в которых решаются проблемы (здравоохранение, образование, общественные места, производство и т. д.), влияют на формирование содержания социальной работы и определяются уровнем развития общества, его культуры, общественного сознания, идеологии, политики.

§ Институты социальной работы включают в себя основные социальные службы, центры, с помощью которых осуществляется их ведущая деятельность.

§ Методы социальной работы. — это комплекс специфических приемов, способов достижения целей и задач социальной работы.

§ Формы обычно связаны с методами и институтами социальной работы; выделяют как единичные мероприятия, так и систематические, многоуровневые, долгосрочные программы по решению жизненно важных клиентских проблем.

Поскольку система ни есть лишь сумма элементов, в ней обязательно должен присутствовать целевой, системообразующий компонент. Для системы социальной работы таковым компонентом является ведущая цель деятельности: оказание помощи клиенту в решении его жизненно важных проблем. В сложной, иерархизированной системе целеполагания социальной работы принято выделять различные системные уровни.

1. Национальный уровень составляют учреждения, организации государства и общества, которые определяют и создают условия для решения жизненно важных проблем клиента в общенациональном масштабе. Этот уровень имеет предельно общие характеристики. Представлен в современной России подсистемами социальной защиты, дополнительного образования, молодежной программой в лице различных комитетов и министерств на уровне государства.

2. Региональный уровень определяется спецификой региона его природными, климатическими, экономическими, демографическими и другими показателями. Особенности регионального уровня выражены в приоритетах основных направлений социальной работы.

3. Муниципальный уровень отражает прежде всего специфику разделения сфер управления в реализации целей и задач социальной работы на городском уровне (например, взаимоотношения управления социальной защиты и отдела народного образования в решении проблем опеки и попечительства).

4. Локальный уровень связан с особенностями конкретного микросоциума, его социально-культурного своеобразия.

5. Региональный, муниципальный и локальный уровень системы социальной работы характеризуется большей степенью вариативности и многообразием типов моделей социальных служб.

Система социальной работы может иметь общественный характер (как это было в дореволюционной России или в современном опыте скандинавских стран), а также государственный (как это было присуще советской модели социального обеспечения). В современной ситуации растущее число частных и общественных инициатив в благотворительной сфере позволяет охарактеризовать систему социальной работы в России как государственно-общественную.
Целесообразно выделить условия эффективности существования системы социальной работы:

§ культурная и социальная целесообразность социальной работы;

§ адекватность системы социальным задачам и реальным возможностям общества;

§ готовность и подготовленность общества к реализации предлагаемой системы социальной работы.

Институты социальной работы — учреждения, занимающиеся решением социальных проблем населения (социальные службы официального, неофициального, государственного, негосударственного, добровольно общественного характера). Каждый социальный институт имеет свои специфические задачи. Общемировой опыт социальной работы демонстрирует следующие типы институтов социальной работы: общепрофильные и специализированные.
К общепрофильным институтам относятся учреждения, открываемые для обслуживания жителей конкретной общины, коммуны, муниципалитета и других малых административно-территориальных единиц (коммьюнити-центры в США, бюро социальных услуг в Швеции, социальные отделения в Германии, отделы социальной защиты в России). Цель и задачи данных учреждений: находясь максимально близко к месту жительства людей, оказывать первичную социальную помощь всем нуждающимся.
Особенности общепрофильных учреждений связаны со спецификой модели социальной помощи в конкретной стране. Так, социальные отделения в Германии наряду с непосредственными задачами выполняют обязанности суда или других муниципальных ведомств (например, составление заявлений на тот или иной вид социальной помощи, оценка заботы о детях, консультативная помощь группам взаимопомощи и т. д.). В Швеции бюро социальных услуг принимает активное участие в социальном планировании: участвует в анализе демографических и других социальных процессов в общине, формирует свои предложения по развитию системы социальных услуг.
Специализированные учреждения предоставляют социальные услуги определенным категориям населения: социальные приюты, реабилитационные центры, диагностические центры и т. д. В рамках любой модели социальной работы таких учреждений очень много и они направлены на оказание профессиональной помощи в конкретной проблеме.

 

 

2 вопрос Технологии социальной реабилитации в социальной работе с семьей и детьми

Общая цель реабилитации состоит в том, чтобы совместными усилиями помочь человеку с физическими, психическими или психологическими ограничениями, обуслов­ленными болезнью, врожденной патологией или экзогенными повреждениями после лечения острого состояния с помощью комплексных мероприятий медицинского, педа­гогического, профессионального и общесоциального характера, найти свое место в обществе или вернуться к тому образу жизни в повседневной, общественной или профес­сиональной сфере, которого он достоин.

Реабилитационные мероприятия направлены на достижение следующих целей:

- развитие сохранных функций путем их активации и тренировки,

- заместительных фун­кций и способностей,

- компенсация возникших функциональных ограничений.

Различают меры медицинской, педагогической, профессиональной и социальной реабилитации:

· Медицинская (лечение и профилактика болезни и осложнений);

Физическая реабилитация (восстановление физической активности человека, способности выполнять определенную физическую нагрузку);

· Психологическая (коррекция психологического состояния человека, развитие соответствующей мотивации и установок);

· Социальная (восстановление социальной активности и трудовых навыков человека).

Учебно-педагогическая реабилитация.

Она осуществляется при врожденных или приобретенных в детском возрасте дефектах. Многие дети и подростки с рано приоб­ретенными повреждениями ограничены в способности к обучению, концентрации внимания. Учебно-педагогическая реабилитация пытается уменьшить влияние дефекта с помощью соответствующей помощи в учебе и адекватного дидактического процесса.

Профессиональная реабилитация.

Проводится после успешного завершения медицинской и педагогической реабилитации. Она начинается с профессионального тре­нинга, пробной профессиональной деятельности и подготовки, включает профессиональное образование, в зрелом возрасте при необходимости приобретение новой профессии.

Социальная реабилитация.

Она направлена на личностные, семейные и общественные изменения, возникшие в результате повреждения, и ее целью является социализация или возвращение человека, страдающего тем или иным дефектом, в социум и максимальное включение его в межличностные и общественные отношения. Установление правового статуса человека, оформление пенсии или пособий, закрепление за ним, положенного жилья и имущества.

Социально-бытовая реабилитация - обучение правилам гигиены, умению вести быт, развитию социальных навыков.

Психическая реабилитация лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями предполагает проведение комплекса психологических мероприятий, ориентированных на коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций и состояний. Возвращение к психическому здоровью в процессе психической реабилитации предусматривает устранение нежелательных установок, неуверенности в своих силах, чувства тревоги и страха. Процесс психической реабилитации требует создания специальных условий, содействующих сохранению положительного эффекта лечения (досуг, общение, диспансеризация).

Социально-бытовая реабилитация включает:

• Информирование и консультирование по вопросам социально-бытовой реабилитации пациента и членов его семьи.

• Обучение пациента самообслуживанию.

• Адаптационное обучение семьи пациента.

• Обучение больного и инвалида пользованию техническими средствами реабилитации.

• Организация жизни пациента в быту (адаптация жилого помещения к потребностям больного и инвалида).

Социальная реабилитация рассматривается также как система и процесс возврата людей к активной деятельности в обществе, в социальной среде, под которой подразумеваются окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, деятельности. В социальной реабилитации нуждаются люди, которые по тем или иным причинам выпали из социального контекста и находятся в состоянии дезадаптации. К ним могут относиться инвалиды, в особенности инвалиды с детства, дети, дети в трудной жизненной ситуации, лица без определенного места жительства и занятий, лица, освободившиеся из мест заключения, военнослужащие, беженцы, алкоголики, наркоманы и др. Программа социальной реабилитации - это система мероприятий, развивающих социальные возможности объекта реабилитации и окружающих его людей. Она включает отдельные виды, формы, объёмы, сроки и порядок мероприятий, направленных на восстановление или приобретение социально-полезной активности, включение объекта в социальную среду как полезного её элемента Эта программа обязательна для исполнения соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления, организациями независимо от их форм и социальными службам. Для самого объекта реабилитации эта программа носит рекомендательный характер. Он вправе отказаться от того или иного вида, объёма или формы реабилитационных мероприятий, как и от всей программы в целом. Отказ освобождает органы власти и организации от ответственности за исполнение соответствующих частей или всей программы и не даёт объекту права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно...

В социальных службах программа реабилитации разрабатывается комиссией, состоящей из специалистов по социальной работе, педагогов, психологов. При необходимости в её состав включают врача-невролога психиатра.

Программы реабилитации носят индивидуальный характер и разрабатываются для конкретного объекта. В соответствии с федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида, включающая мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, разрабатывается и рекомендуется органами медико-социальной экспертизы. На практике программы социальной реабилитации инвалидов и других нуждающихся в реабилитации категории населения разрабатываются службами социальной реабилитации

6 билет

1 вопрос Социальная защита и социальное обслуживание как категории социальной работы

Социальная защита (глоссарий Е.И. Холостова) - система приоритетов и механизмов по реализации законодательно закрепленных социальных, правовых и экономических гарантии, органов управления всех уровней, иных институтов, а также система социальных служб, призванных обеспечить определенный уровень социальной защищенности, помогающих достичь социально приемлемого уровня жизни населения в соответствие с конкретными условиями общественного развития;

Социальное обслуживание (глоссарий Е.И. Холостова) - комплекс мер по оказанию социальной помощи нуждающимся в ней гражданам, который способствует сохранению социального здоровья и поддержанию жизнедеятельности, преодолению кризисных ситуаций, развитию самообеспечения и взаимопомощи;

Социальное обслуживание осуществляется через систему социальных служб.

Понятие «социальная служба» относится к основным понятиям в социальном обслуживании населения и определяется как система государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу и имеющих в своем составе специальные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими.

Социальная служба как инструмент социальной работы организует свою деятельность по двум направлениям: социальная защита и социальная помощь. Реализация деятельности основывается на следующих подходах:

- помощь должна носить реинтегрирующий характер;

- при оказании помощи осуществляют индивидуальный подход к запросу клиента;

- социальная помощь оказывается на основе принципа субсидарности;

- получатель помощи должен проявлять деятельностную активность;

- механизмы социальной помощи «включаются» тогда, когда исчерпаны иные способы поддержки (психологические, моральные, договорные, законодательные).

Система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службы.

К государственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.

К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местного самообслуживания, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания.

К негосударственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными организациями и частными лицами.

Социальное обслуживается базируется на принципах:

- равных возможностей граждан независимо от национальности, пола и возраста;

- доступности;

- добровольности;

- содействия социальной адаптации с опорой на собственные силы;

- адресности, приоритета содействия граждан, находящихся в опасном или беспомощном состоянии;

- гуманности, доброжелательности, соблюдения конфиденциальности;

- профилактической направленности;

- законности и учета международных стандартов.

Назначение системы социальной защиты населения состоит в том, чтобы с помощью нормативно-правовых, экономических, социально-психологических, организационно-технических средств и рычагов осуществлять поддержку и помощь нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам. Основные принципы социальной защиты: гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности. Основными предпосылками ее развития являются изменение форм собственности; изменение системы распределения материальных благ и услуг и формирование новых отношений между членами общества; потребность в решении целого ряда социальных проблем (безработицы, гарантии социальной защиты в старости, необходимого уровня расходов на образование, медицинское обслуживание, возможности получения прибыли в виде дивиденда на акции и др.), социальное расслоение общества, а также обеспечение законодательной основы социальной защиты прав и свобод человека. Основные цели социальной защиты - избавление от абсолютной нищеты (когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной по мощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики.

2 вопрос Технологии социальной профилактики в социальной работе с семьей и детьми

Социальная профилактика – это совокупность госуд-х,обществ-х,соц-мед-х,организац-х и иных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение и нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих соц. отклонения.

. Виды профилактики:

1. Первичная профилактика - это комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения.

2. Вторичная профилактика - это комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющих девиантное поведение:

• Недопущение совершения подростком более тяжкого проступка или преступления;

• Оказание своевременной социально-психологической поддержки подростку, который находится в сложной жизненной ситуации.

3. Третичная профилактика - это комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного действия, (проводится с наркоманами, в спец. школе, с лицами из МЛС).

Принято различать профилактику общую и специальную.

Общая предполагает осуществление ряда предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение тех ил иных проблем в обозримом будущем человека, либо на предупреждение той или иной проблемы непосредственно перед ее возникновением.

Специальная профилактика - это система мер, направленных на решение определенной задачи (профилактика суицида у подростка и т.п.).

В зависимости от направленности профилактики на категорию населения можно выделить следующие стратегии:

- работа с «группами риска» в медицинских и медико-социальных учреждениях; создание сети социально-поддерживающих учреждений;

- работа в школе, создание сети «здоровых школ», включение профилактических занятий в учебные программы всех школ;

- работа с семьей;

- профилактика в организованных общественных группах молодежи и на рабочих местах;

- профилактика с помощью средств массовой информации;

- работа с «группами риска» в неорганизованных коллективах (на улицах), с безнадзорными, беспризорными детьми);

- систематическая подготовка специалистов в области профилактики;

- массовая мотивационная профилактическая активность.

В зависимости от времени воздействия выделяют три категории профилактических программ: постоянные, систематические и периодические.

Объектами социальной профилактики могут являться:

Негативные стороны в объективных условиях жизнедеятельности людей;

• Негативные стороны в организационно-управленческой деятельности государственных и общественных органах управления;

• Негативные стороны межличностных отношений и поведения людей;

• Негативные стороны сознания и мышления человека.

Направления профилактической работы:

1. Организация соц среды

2. Информирование людей о последствиях тех или иных соц негатив явлений

3. Активное обучение социально-значимым навыкам

4. Организация альтернативной деятельности

5. Организация зож

 

 

Билет 7

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.