Франция в период древней истории. Древнейшие племена на территории Франции. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Франция в период древней истории. Древнейшие племена на территории Франции.

2017-06-05 259
Франция в период древней истории. Древнейшие племена на территории Франции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Франция в период древней истории. Древнейшие племена на территории Франции.

Первые жители на территории Франции появились немногим более миллиона лет тому назад. На территории Франции найден ряд неолитических поселений. Здесь был один из центров формирования кроманьонцев.

В период среднего палеолита (примерно 80 тыс. лет назад) на территорию Европы пришли с Востока и из Малой Азии неандертальцы – прародители современного человека. Их главным занятием была охота на бизонов, зубров, лошадей, волков и оленей, устройство засад мамонтам и носорогам, рыбная ловля. В Европе и на Ближнем Востоке было найдено около тридцати стоянок неандертальцев, в том числе пещеры и гроты во Франции (в районах Пуату, Шаранта, Дордони). В 1868 г., в ходе строительства железной дороги в местечке Кро-Маньон (деп. Дордонь), были найдены пять скелетов гомо сапиенса. Это открытие подтвердило научную гипотезу о том, что современный человек «поселился» в Европе в период верхнего палеолита, т.е. примерно 33 тыс. лет назад.

Культура (11-15 век)

Изменения, происшедшие в XI и XII вв. в социально-экономической жизни Франции, получили своё отражение в сфере идеологии. Зародилась городская культура и многовековая монополия католической церкви в области образования впервые оказалась нарушенной. Период важен для формирования французского языка. Диалекты: северофранцузская и южнофранцузская группа. 12-13 в. – в королевском домене на основе диалекта Парижа и Иль-де-Франс формируется северофр. Лит.яз. К 15 в. Станет общефранцузским разгогворным и письменным яз. На культуре неблагоприятно отразилась Столетняя война, но как только наступали длительные перерывы в военных действиях, она возрождалась. В это время в творчестве получила распространение идея единства страны.

· Устное творчество: С конца 11в: трубадуры (Гийом 1Х, Бернар да Вентадорн, Гиро де Борнейль), жонглеры (сочиняли музыку к стихам, могли быть фокусниками и т.п.). Позже их назвали менестрелями. В небольших изящных стихах (кансонах, сирвентах, рондо) прославлялась Прекрасная Дама. 15 век – Франсуа Вийон. 14-15вв. – замечательные муз. Произведения как светского, так и церковного характера – хоралы, мессы, баллады, мотеты, песни. Первый известный фр. Композитор – Гийом де Машо.

· Рыцарская Литература: «Жесты» - Песнь о Роланде (эпические произведения, описание реальных ист собыий, переплетались с фольклорными мотивами). Х11в. – рыцарский роман – в основе часто кельтские предания, перенесенные в современную авторам действительность. «Артуровский цикл», Роман о Розе, Ланселоте, Тристан и Изольда

· Городская литература: фаблио и новеллы (высмеивали различных представителей феодального класса и обличали всевозможные пороки католического клира) – Роман о лисе; 12 -13 век – сборники стихов бродячих студентов – вагантов. Первые университеты («universilas» — совокупность). Все преподаватели объединялись в особые организации, так называемые факультеты (от латинского слова «facultas» — способность, т. е. способность преподавать тот или иной предмет).Первые: в Париже(знаменит телолгическим фак-м) и Монпелье (знаменит мед.факом). Наиболее яркими представителями феодальной историографии XIV в. являлись хронисты Жуанвиль (около 1224—1318), Фруассар (около 1337—1404) и Пьер д'Оржемон, канцлер Французского королевства при Карле V. 15в: мемуары Филиппа де Коммина, переведены на многие европейские яз. Послужили руководством для королей и полит. Деятелей.

· Театральный жанр: мистерии (библейская) и миракли (житийная тематика). Постепенно включаются и бытовые сцены, позже появляются полностью светские постановки (Игра о Робере и Марион, Фарс об адвокате Петлене)

· Архитектура: 11 век – романский стиль (характерно использование полукруглой римской арки), 12-13 – готический стиль (европейцы называли его французским), характерны устремление зданий ввысь, стрельчатые (ломаные) арки, цветные витражи, ажурные башни. После окончания 100-летней войны развивается стиль так называемой пламенеющей готики.

· Живопись: вторая пол. 15в. Симон Мармион и Жан Фуке (портреты, миниатюры)

· Интеллектуальная жизнь: с 12 века города становятся подлинными центрами науки, монастырские школы уступают место соборным и частным, преобладает рациональный подход в решении задач. Новый научный метод называется схоластикой (школьной наукой), т.е. основывается на применении формальной логики Аристотеля к толкованию сложностей в теологии, праве, медицине. Самый известный философ 12 в. – Пьер Абеляр. К концу 15в. Действует уже 15 универов. Значительное распространение грамотности.

5 Реформационное движение (16 в). Религиозные войны

Реформа́ция во Франции (от лат. reformatio — исправление, восстановление) — массовое религиозное и общественно-политическое движение во Франции XVI века, направленное на реформирование Католической церкви в соответствии с её первоначальными традициями. Как и во многих других странах Реформация во Франции возникла на почве, подготовленной гуманистическими идеями, проповедываемыми здесь Лефевр д’Этаплем. Он выдвинул 2 принципа будущей Реформации: оправдание верой и Священное Писание – единственный авторитет.

В 20—30-х гг. XVI в. среди богатых горожан и плебейских масс распространение получили лютеранство и анабаптизм. БриссонЕ из Мо – основатель 1 лютеранской общины. Но северная часть выступила против Реформации, т.к. католицизм был символом нац.единства. Реформация распространялась среди населения юго-западной Франции.

1547 – смерть Франциска 1, Генрих 2 – борьба против реформации. «Огненная палата» - трибунал для суда над протестантами.

Новый подъём реформационного движения, но уже в форме кальвинизма, относится к 40—50-м гг. К кальвинизму помимо ремесленников и буржуазии примкнула часть дворянства.

Религиозные противоречия среди дворянства не проявлялись пока шли Итальянские войны, но в 1559 г. они закончились и начались гражданские (религиозные войны).

Религиозные войны во Франции, девять религиозно-полит, конфликтов во Франции, протекавших с перерывами между 1562 и 1598 гг. Их возглавляла феод знать, стремившаяся ограничить власть династии Валуа, ее поддерживали, с одной стороны, протестанты-гугеноты, а с др. - фанатики-католики. Войны осложнялись участием Испании, Савойи и Рима на стороне католиков и Англии, Нидерландов и нем. князей на стороне протестантов.

Поворотным моментом стала Варфоломеевская ночь (1572), после чего возникла новая партия умеренных католиков во главе с семейством Монморанси. Однако их политика взаимной религ. терпимости оказалась под ударом в 1576 г., когда была создана экстремистская католич. "Святая (Священная) лига", отвергавшая попытки Генриха III мирно разрешить пятый конфликт. Возглавляемая Гизами лига стала еще более воинственной после того, как лидер гугенотов и представитель рода Бурбонов Генрих Наваррский в 1584 г. заявил претензии на франц. престол. Последовавшая затем война трех Генрихов (1585-89) завершилась убийством Генриха III.

Генрих Наваррский продолжал борьбу, нанес поражение "Святой лиге" и изгнал ее исп. союзников с терр. Франции. Стал католиком в 1593 г. К 1598 году Франция была окончательно объединена под скипетром Генриха IV. Испанская корона признала это по Вервенскому миру. В том же году был издан знаменитый Нантский эдикт, признавший свободу вероисповедания и положивший конец религиозным войнам. После смерти Генриха IV их возобновит кардинал Ришельё своим противостоянием с Анри де Роганом у стен Ла-Рошели.

Просвещение 18 век

В XV - XVI веках эпоха Возрождения ознаменовалась расцветом французской культуры, которая наряду с итальянской послужила основой для развития национальных культур всей Европы. Французская философия и литература Возрождения представлены такими титанами, как Рабле, Ронсар, Монтень. Основным центром французского искусства начальной стадии эпохи возрождения была Бургундия.

В XVI веке в период собственно Возрождения под влиянием античности и итальянского искусства во Франции созданы собственные направления в архитектуре, живописи и скульптуре. Произведения авторов этого времени проникнуты светским жизнерадостным духом. Виднейшими представителями этой эпохи являются: - в архитектуре: Делорм, Экуан и другие; - в скульптуре: Гужон, Пилон; - в живописи: Клуэ, Кенель.

Эпоха Возрождения завершилась созданием самостоятельного стиля оркестрово-ансамблевой и органно-клавирной музыки созданием новых музыкальных жанров - оперы, кантаты, оратории, сольной песни. В то же время возникает опера, как попытка воскресить античный театр. Виднейшими представителями музыкального искусства Франции этого времени явились: де Машо, Жакенен и др.

Театр эпохи Возрождения представлен такими мастерами, как Жодель, Гарнье и др. Французские ученые эпохи Возрождения такие, как Френель, Белон внесли огромный вклад в развитие естественных наук.

 

Итальянские походы (1494-1559) открыли Франции внешнее великолепие итальянской культуры. Двор и аристократия Франции охотно перенимали этот наружный лоск, создав моду на все итальянское: начался вывоз из Италии произведений искусства, приглашение ученых, мастеров и художников, среди них Бенвенуто Челлини и Леонардо да Винчи. Французы едут учиться в Италию, а итальянцы приспосабливают свои знания к национальной традиции Франции.

С 20-х годов XVI в. и до конца 50-х годов — период высшего расцвета ренессансной культуры во Франции. Создается свой стиль в искусстве (школа Фонтенбло), строятся замки и городские дворцы, развивается новая система образования, появляется ренессансная литература, наука, философия, парижский диалект становится нормой фрнцузского языка. Вместе с тем это время первых шагов Реформации, сопровождавшейся переводом Библии на французский язык, критикой церкви, борьбой за освобождение культуры от монополии авторитетов.

С 1562 по 1598 гг. продолжался последний этап французского Ренессанса. Конфессиональная полемика расколола гуманистов, усиление национализма погребло идею интернациональной «республики ученых». В позднем Ренессансе было меньше иллюзий и больше реализма в понимании действительности. Но он породил яркую политическую мысль, философию и историческую науку. И сохранил главное — признание человека высшей ценностью в мире, но уже без мечты о его всемогуществе, о гармонии личности и общества.

Гуманизм без иллюзий, человек, освободившийся от пут авторитетов, приоритет разума и критические методы познания — таково наследие Ренессанса, завещанное всей последующей культуре Франции.

 

Июльская монархия

Режим 1830-1848 гг. получил название - Июльская монархия. Власть перешла от старой феодальной

аристократии к верхушке крупной буржуазии - т.е. к финансовой аристократии. По этому поводу банкир Лаффит сказал: "Отныне во Франции будут править банкиры". Во главе нового режима стоял Луи Филипп Орлеанский, родственник свергнутых Бурбонов, которого за его жадность и скупость прозвали "король-буржуа". Число избирателей было увеличено, но все равно составляло менее 1 % населения.

1) Развитие капитализма шло медленнее, чем в Англии. Мануфактур было гораздо больше, чем фабрик, преобладали мелкие мастерские. Т.о. главной особенностью развития была большая роль мелких собственников (ремесленников и крестьян), что очень сильно повлияло на расстановку политических сил в ходе последующих революций.

2) Развитие капитализма и обогащение буржуазии сопровождалось ухудшением положения рабочего класса. В 30-е гг. впервые в истории произошли крупные восстания рабочих. 1831 произошло первое восстание ткачей Лиона. После трехдневных боев с войсками город был захвачен восставшими. Лионские ткачи выступали с черным знаменем, на котором было написано "жить работая или умереть сражаясь!". Но т.к. у рабочих не было четкой организации и программы действий, среди них наступила растерянность. Посланные правительством войска подавили восстание. В 1834 в Лионе вспыхнуло новое, еще более мощное восстание, прошло восстание в Париже и в других промышленных центрах Франции. Все они были жестоко подавлены.

Вторая республика (1848-52)

Карл Х был свергнут и бежал. Руководившая революцией крупная, главным образом финансовая, буржуазия возвела на трон Луи Филиппа Орлеанского. Новое царствование было обставлено новой конституцией. Перемен было мало: избиpaтeльный ценз понижен незначительно - до 200 франков; для депутатов - до 500. Период, когда руководящая роль в государстве оказалась в руках небольшой группы финансовых магнатов.

Вторая республика: в 40-х годах XIX века наступает эпоха крупного машинного производства. Следствия: усиление враждебности между рабочим классом, с одной стороны, и буржуазией - с другой; их общее недовольство режимом Июльской монархии. Промышленная буржуазия не желала терпеть политическую монополию финансовой аристократии. 1847 год - неурожай, мировой торговый и промышленный кризис - революция. Оппозиционные круги буржуазии требовали снижения избирательного ценза. 22 февраля - в защиту избирательной реформы поднялись рабочие предместья Парижа. Правительство, бросило против демонстрантов войска. Кавалерия и пехота атаковали безоружных и мирных людей, требовавших хлеба и реформы. Борьба продолжалась весь следующий день. Восставшие захватывают Тюильри. Франция во второй раз сделалась республикой. Завоевав республику, рабочие надеялись, что она будет социальной, т.е. обеспечит их достаточной з/п, позаботится об их старости, образовании для детей и т.д. Эти надежды были обмануты. Учредительное собрание, открывшееся 4 мая, провозгласило буржуазную республику, и только ее.

 

Рабочие вновь восстали, на этот раз не вместе с буржуазией, а против нее. Поводом к восстанию послужила намеренная ликвидация Национальных мастерских, дававших заработок тысячам безработных. Уволенные должны были отправиться на работу в провинцию. На просьбу рабочих отменить распоряжение, правительство пригрозило применением силы. Сражение продолжалось пять дней. Восстание было стихийным. Не было ни определенного плана действий, ни ясной программы, ни руководящего центра. "Мы хотим социальной и демократической республики, самодержавия народа". Убитых было 50 000 человек.

 

Террор еще продолжал свирепствовать, когда Учредительное собрание возобновило обсуждение новой конституции 1848 года:

объявляла Францию республикой, ее принципы - свобода, равенство, братство, а ее основы - семья, труд, собственность и общественный порядок;

оставалась неприкосновенной вся старая организация управления, муниципалитеты, суд и армию. Изменения касались не содержания, а оглавления, не вещей, а названий;

всякая власть в государстве исходит от народа, не может поручаться никому с правом передавать ее по наследству;

отмена любых особых комиссий, чрезвычайных судов, смертной казни за политические преступления;

узаконение всеобщего мужского избирательного права. Но зато был введен ограничительный пункт - шесть месяцев оседлости. В 1850 году ценз оседлости был увеличен до трех лет.

каждый раз вслед за торжественным провозглашением очередной свободы следовала оговорка, ее ограничивавшая: "Преподавание свободно. Свободой преподавания можно пользоваться на условиях, предусмотренных законом, и под верховным надзором государства"; "Граждане имеют право объединяться в союзы, организовывать мирные и невооруженные собрания... высказывать свое мнение в печати... Пользование этими правами не знает иных ограничений, кроме равных прав других и общественной безопасности".

издание законов Национальному собранию (однопалатному, избирается на 3 года), исполнительную власть - президенту республики (4 года, всеобщим голосованием - плебисцит). Прямые выборы создавали президенту тот же авторитет "народного избранника", что и самому Национальному собранию. Президент раздавал должности, в том числе офицерские, от него зависели органы местного самоуправления, ему фактически подчинялись вооруженные силы (включая Национальную гвардию). Всякая попытка президента распустить Собрание есть государственная измена;

Вторая империя

В декабре 1848 года президентом был избран Луи Наполеон. Лишенный прав переизбрания, президент должен был ожидать истечения законного 4-хлетнего срока, за которым следовал конец величия. Луи Наполеон решил избежать этой участи. Президент республики готовил ее ниспровержение. 2 декабря 1851 года специальная прокламация оповестила Париж, что "именем французского народа" президент республики распускает Национальное собрание. Из текста другой прокламации можно было заключить, что переворот совершен ради следующего государственного устройства: президент, избираемый на 10 лет; государственный совет, разрабатывающий законопроекты; законодательный корпус и "уравновешивающий" сенат; министерства, назначаемые и смещаемые по воле президента. Под видом республики, украшенной всеобщим избирательным правом декретировалась диктатура одного лица. Начало новой диктатуры было ознаменовано кровопролитием. Дикие расправы над республиканцами совершались по всей Франции.

В январе 1852 года получила утверждение новая конституция. В центре всей системы правления находился президент. Власть его касалась как законодательства, так и управления. Он назначал и смещал министров. Суд отправлялся его именем. В его власти находились армия и полиция. Он объявлял осадное положение. Он издавал декреты и утверждал законы.

В ноябре 1852 года сенат, а затем плебисцит (всеобщее голосование) провозглашают его императором Франции под именем Наполеона III. Вторая империя просуществовала до 1870 года. Первые сражения франко-прусской войны обнаружили разложение правительства и армии Франции. Наконец, под Седаном прусско-германские войска заставили капитулировать 100-тысячную французскую армию. Эта катастрофа подняла на ноги Париж. Народ ворвался в Законодательное собрание. Под его прямым давлением были декретированы упразднение империи и восстановление республики - третьей по счету. Это произошло 4 сентября 1870 года. Власть оказалась в руках узкой кучки профессиональных политиков и военных, присвоивших себе название правительства "национальной обороны". Свои усилия новое правительство Франции сосредоточило главным образом на том, чтобы любой ценой сговориться с Пруссией: боялись революционной ситуации, которая складывалась в результате военного поражения, экономической разрухи, нищеты масс.

Франция в 1й Мировой

Франция была почти целиком занята своими внутренними проблемами и обращала крайне мало внимания на угрозу войны. В 1913 представители Министерства иностранных дел и Генерального штаба, уверенные, что Германия готовится к войне, с трудом убедили палату депутатов принять закон о трехгодичной военной службе. Против этого закона выступил весь блок левых, особенно социалисты, которые под руководством знаменитого Жана Жореса были готовы призвать к всеобщей забастовке, чтобы воспрепятствовать мобилизации. Они были уверены, что так же поступят и германские социалисты (хотя сообщения из Германии этого не подтверждали). Тем временем новый президент Французской республики Раймон Пуанкаре делал все возможное, чтобы укрепить положение Франции, и особенно настаивал на союзе с Россией. Когда летом 1914 международная обстановка осложнилась, он нанес официальный визит царю Николаю II. Несмотря на это, для большинства населения разразившаяся война оказалась полной неожиданностью. С 1914 по 1918 гг., после Балканских войн, мир охвачен конфликтами. Убийство австрийского эрцгерцога в 1914 году в Сараево стало лишь поводом. Механизм был запущен. Первая мировая война столкнула Германию, Австро-Венгрию, а также Турцию, Болгарию и Сербию с одной стороны, и Францию, Россию, Бельгию, Великобританию и их союзников (Японию, Италию, Румынию, Португалию, США, Грецию, Китай и некоторые страны Южной Америки) - с другой.1914 год станет для Франции смертоносным из-за «фландрской бойни» ("mêlée" des Flandres). 1915 ознаменует сокращение численности французской пехоты из-за наступлений, предпринятых в Шампани и Артуа. 1916 - год сражения под Верденом, станет «ужасным годом» для пехоты. После тяжелого 1917 года, французская армия, наконец, одерживает победы - в Марне (Marne) при Шман-де-Дам (Chemin des Dames). Подписание перемирия 11 ноября 1918 года положит конец этой разрушительной войне, которая унесла жизни 27% французов в возрасте от 18 до 27 лет. Использование в ходе военных действий тяжелой артиллерии, газа, танков, авиации, автоматического оружия, подводных лодок и автомобилей свидетельствует о стремительном развитии промышленности. Война повлекла культурные и общественные изменения и стала настоящим поворотным моментом в истории цивилизации.

3 августа 1914 Франция вступила в войну

Сент 1914 победа на Марне

Кабинет клемансо. Клемансо- главнокомандующий союзными войсками генерала Фоша.

Клемансо- «отец победы»

Октябрь 1918 г Германия попросила перемирие в Компьене

Признаки периода

Период ознаменован распадом французской колониальной империи, войнами в Индокитае, затем в Северной Африке. Франция стала одной из учредительниц ООН, вступила в НАТО, в нарождающиеся европейские структуры вроде Союза угля и стали. Во внутренней политике — период сильной нестабильности после войны, усиления влияния коммунистов (начало периода) и крайне правых (конец периода). Начало экономического роста ("Славное тридцатилетие") сопровождалось неконтролируемой инфляцией. Часто менялись так называемые "призрачные правительства" (обычно по 2-3 отставки премьер-министров в год).

Персоналии

Президентами республики были Венсан Ориоль (до 1954) и Рене Коти. Другие заметные политические фигуры:премьер-министры Рене Плевен (дважды), Молле Ги (1956-1957); Антуан Пине, Робер Шуман, Пьер Пфлимлен.

Пятая республика

Уже в августе на стол премьер-министра ложится проект новой Конституции, по которой Франция живёт до настоящего времени. Полномочия парламента значительно ограничивались. Сохранялась принципиальная ответственность правительства перед Национальным собранием (оно может объявить правительству вотум недоверия, однако президент, назначая премьера, не должен вносить его кандидатуру для утверждения в парламент). Президент, согласно статье 16, в случае, когда «независимость Республики, целостность её территории или выполнение её международных обязательств находится под серьёзной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование государственных институтов прекращено» (что подводить под это понятие — не оговорено), может временно взять в свои руки совершенно неограниченную власть.

Принципиально менялся и принцип избрания президента. Отныне глава государства избирался не на заседании Парламента, но коллегией выборщиков, состоявшей из 80 тыс. народных избранников (с 1962 года, после принятия на референдуме конституционных поправок — прямым и всеобщим голосованием французского народа[25]).

28 сентября 1958 года завершилась двенадцатилетняя история IV Республики. Французский народ поддержал Конституцию более чем 79 % голосов. Это был прямой вотум доверия генералу. Если до этого все его претензии, начиная с 1940 года, на пост «главы свободных французов» диктовались неким субъективным «призванием», то итоги референдума красноречиво подтверждали: да, народ признал де Голля своим лидером, именно в нём видит выход из сложившейся ситуации.

21 декабря 1958 года, менее чем через три месяца, 76 тысяч выборщиков во всех городах Франции избирают президента. 75,5 % выборщиков отдали свои голоса премьер-министру. 8 января 1959 года происходит торжественная инаугурация де Голля.

Пост премьер-министра Франции в период президентства де Голля занимали такие деятели голлистского движения, как «рыцарь голлизма» Мишель Дебре (1959—1962), «дофин» Жорж Помпиду (1962—1968) и его бессменный министр иностранных дел (1958—1968) Морис Кув де Мюрвиль (1968—1969).

Во главе государства

Разрыв с США и НАТО

 

Встреча Ричарда Никсона с де Голлем (вскоре после прихода к власти первого и незадолго до отставки последнего), 1969

В 1959 году президент переводит под французское командование ПВО, ракетные войска и войска, выводимые из Алжира. Решение, принятое в одностороннем порядке, не могло не вызвать трений с Эйзенхауэром, а затем и с его преемником Кеннеди. Де Голль утверждает неоднократно право Франции делать всё «как хозяйка своей политики и по собственному почину»[27]. Первое испытание атомного оружия, проведённое в феврале 1960 года в пустыне Сахаре, положило начало целому ряду французских ядерных взрывов, прекращённых при Миттеране и ненадолго возобновлённых Шираком. Де Голль неоднократно лично посещал атомные объекты, уделяя огромное внимание как мирному, так и военному развитию новейших технологий.

1965 год — год переизбрания де Голля на второй президентский срок — стал годом двух ударов по политике блока НАТО. 4 февраля генерал объявляет об отказе от использования доллара в международных расчётах и о переходе на единый золотой стандарт. 9 сентября президент сообщает, что Франция не считает себя связанной обязательствами перед Северо-Атлантическим блоком. 21 февраля 1966 года Франция вышла из военной организации НАТО, а штаб-квартира организации была срочно переведена из Парижа в Брюссель. В официальной ноте правительство Помпиду объявило об эвакуации 29 баз с 33 тысячами человек личного состава с территории страны.

С этого времени официальная позиция Франции в международной политике становится резко антиамериканской. Генерал осуждает действия Израиля в Шестидневной войне в 1967 году, а затем и Вьетнамскую войну.

Особый скандал разразился в 1967 во время визита в Квебек (франкофонную провинцию Канады). Президент Франции, завершая речь, воскликнул при огромном стечении народа: «Да здравствует Квебек!», а потом добавил моментально ставшие знаменитыми слова: «Да здравствует свободный Квебек!» (фр. Vive le Québec libre!). Де Голль и его официальные советники впоследствии предложили ряд версий, позволявших отвести обвинение в сепаратизме, среди них — то, что имелась в виду свобода Квебека и Канады в целом от иностранных военных блоков (то есть, опять же, НАТО). По другой версии, опирающейся на весь контекст речи де Голля, он имел в виду квебекских товарищей по Сопротивлению, боровшихся за свободу всего мира от нацизма. Так или иначе, на этот инцидент очень долго ссылались сторонники независимости Квебека.

Русское зарубежье

Падение монархии, события октября 1917 года, еще длившаяся Первая мировая война, вспыхнувшая гражданская война изменили ход русской истории. В эмиграции оказались миллионы наших соотечественников: и дворянство, и купечество, и интеллигенция, и даже представители рабочих и крестьян. И все-таки, культуру русского зарубежья создавали главным образом люди умственного труда. В эмиграции жили видные писатели, ученые, философы, художники, музыканты, актеры.

Русская литература того периода раскололась на "здесь" и "там". За рубежом оказались Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, И. Бунин, А. Куприн, А. Ремизов, И. Шмелев, Б. Зайцев и многие другие.

Особую роль в становлении и развитии русской зарубежной литературы играли несколько центров: Берлин, Париж, Прага, Белград, Варшава, София, Константинополь и "русский Китай" - города Харбин и Шанхай. Но признанными литературными столицами стали Берлин и Париж. Именно в Париже обосновались Бунин, Куприн, Гиппиус и Мережковский, Ремизов, Зайцев, Ходасевич, Георгий Иванов, Тэффи и многие другие известнейшие поэты, прозаики, критики, публицисты. Здесь выходит самый известный литературно-художественный журнал русского зарубежья "Современные записки", издаются и самые популярные среди эмигрантов газеты: "Последние новости" и "Возрождение". Именно в Париже большинство идейных и литературных течений будут переживаться с особой остротой.

2010 г. ознаменовался беспрецедентным по масштабу и значимости в истории российско-французских отношений событием – проведением Года России во Франции и Года Франции в России. Его основная цель - формирование более современного и полного представления каждой страны друг о друге, поощрение разнообразных контактов и проектов, расширение круга участников всего комплекса двустороннего взаимодействия и открытие новых направлений обменов и сотрудничества.

Национальный год России во Франции начался еще в 2009 г., однако его официальным стартом стало открытие в марте 2010 г. в присутствии президентов Д.М.Медведева и Н.Саркози уникальной по содержанию выставки «Святая Русь» в Лувре. Сотням тысяч посетителей не только из Франции, но и из многих других стран мира было представлено около 400 оригинальных произведений старинного русского искусства от крещения Руси до эпохи Петра Великого, собранных из столичных и региональных музеев – эта коллекция не экспонировалась ранее даже в России.

Одним из кульминационных моментов программы Года России во Франции стало проведение в июне Российской национальной выставки в Гран-Пале с презентацией российских предприятий и регионов, а также гала-концерт "Созвездие России" на Марсовом поле в рамках празднования Дня нашей страны с участием более 20 отечественных коллективов, лауреатов всероссийских фестивалей искусств, в том числе симфонического оркестра под управлением В.Спивакова.

В 2010 г. российские и французские партнеры особенно интенсивно взаимодействовали в области кинематографа, изобразительного, театрального и музыкального искусства. Во французских залах с аншлагами проходили выступления наших лучших оперных, балетных и танцевальных коллективов, выдающихся российских музыкантов. Кроме уже завоевавших горячую любовь французского и мирового зрителя Большого и Мариинского театров, большим успехом пользовались гастроли по городам Франции трупп Пермского и Новосибирского театров оперы и балета, Государственного национального балета «Кострома», выступления Ансамбля песни и танца МВД России, Московского государственного академического театра танца «Гжель». Самые теплые отклики французской публики и критики получили концерты пианиста Д.Мацуева и скрипача В.Репина, а также оркестров под управлением мэтров российского дирижерского искусства - В.Гергиева, Ю.Башмета и В.Спивакова.

Прошедший год был особенно богат на различного рода фестивали. Одним из самых ярких был уже ставший визитной карточкой нашей страны на юге Франции Фестиваль российского искусства в Каннах, организованный Фондом социальных и культурных инициатив под председательством супруги президента России С.В.Медведевой и при поддержке Министерства культуры России. В 2010 г. Фестиваль принимал артистические коллективы из Санкт-Петербурга и Республики Татарстан. От мала до велика французы с удовольствием участвовали в развлекательных мероприятиях молодежных фестивалей «Русский сезон» в парижском парке «Жарден д’Аклиматасьон» и Авиньоне, российской культуры на Монмартре и в столичном пригороде Кремлен-Бисетр, а также в Бордо, Лионе, Динаре и других городах.

Французские зрители имели возможность ближе познакомиться с новинками российского кинематографа. Успешно прошли Недели и Дни российского кино в Париже, Онфлере, Лиможе, Нанте, Марселе, Нанси, Страсбурге и Бордо. Работы отечественных кинематографистов были представлены на кинофестивале в Каннах, Фестивале женского кино в Кретее, документального кино в Клермон-Ферране, молодого кино в Анже, анимационных фильмов в Анси, фестивалях в Биаррице, Ницце и Тулузе.

В течение всего года в программе французских театральных фестивалей и репертуаре парижских и провинциальных театров было широко представлено российское театральное искусство. С особым успехом прошли длившиеся более месяца гастроли Малого театра Санкт-Петербурга под руководством Л.Додина в театре «МС 93» в парижском пригороде Бобиньи, спектакли Александринского театра под управлением В.Фокина в столичном театре Шаттле, а также выступления Драматического «Коляда-Театра» из Екатеринбурга и Театра Российской Армии по городам Франции.

Весьма насыщенными и разносторонними были контакты между музеями, обмены экспозициями, совместные российско-французские выставки как из музейных фондов, так и с привлечением уникальных произведений из частных коллекций. Наиболее запоминающимися, помимо экспозиции «Святая Русь» в Лувре, стали «Российская императорская гвардия» в Музее Армии Франции, «Романтическая Россия» в эпоху Н.В.Гоголя и А.С.Пушкина в Музее романтической жизни, «Дары царей» в Национальном музее военно-морского флота, «Ленин, Сталин и музыка» в Сите де ля Мюзик в Париже, а также выставка, посвященная 65-летию Победы, которая прошла в Мемориале высадки союзнических войск в г.Кан в Нормандии. Активно развивались связи между художественными галереями, деловое сотрудничество ведущих российских и французских библиотек, архивных учреждений.

В сфере образования «перекрестные годы» способствовали преодолению негативных тенденций последних лет и укреплению здесь позиций русского языка. Франция остается одной из немногих стран дальнего зарубежья, где русский язык преподается в системе не только высшего, но и среднего образования. В результате совместной работы министерств образования двух стран были открыты международные секции русского языка в лицеях Ниццы, Страсбурга и Сен-Жермен-ан-Ле. В дальнейшем этот опыт планируется распространить на учебные заведения Лиона и Парижа. Значительно активизировались школьные и университетские обмены, многие учебные заведения двух стран установили прямые контакты и заложили основы для будущего сотрудничества.

В течение года французам и россиянам были предоставлены хорошие возможности поучаствовать в серии научно-познавательных мероприятий - конференций, круглых столов, коллоквиумов, форумов, посвященных проблематике двустороннего сотрудничества, литературных чтений и музыкальных вечеров, а также «поболеть» за свои национальные сборные в товарищеских встречах по футболу, гандболу и фехтованию.

Франция 19 века

Франция в 19 веке была своего рода эталоном общественно- политического развития Европы. Все процессы, свойственные этому этапу, приняли во Франции особенно драматичные предельно противоречивые формы. Богатейшая колониальная держава, обладавшая высоким промышленным и торговым потенциалом, задыхалась от внутренних противоречий. Кричащие факты фантастического богатства и удручающей нищеты потрясли воображение и стали ведущей темой крупнейших писателей этого периода А.Франса, Эмиля Золя, Ги де Мопассана, Ромена Роллана, Альфонса Доде и многих других. В произведениях этих писателей появляются стереотипно- устойчивые метафоры и образы, взятые из живого мира и употребляемые для обозначения сущности "новых" господ и "героев" франции. "Мы- отвратительные варвары, живущие жизнью животных",- с горечью писал Мопассан. Необычайно показательно, что даже Мопассан, человек крайне далекий от активной политики, приходит к идее революции. Естественно, что атмосфера духовного смятения породила именно во Франции бесконечное количество литературных движений и направлений. Были среди них и отчетливо буржуазные, открыто вставшие на защиту вполне благополучного буржуа, но таких все же несомненное меньшинство. Даже писатели, близкие определенными чертами к декаденству- символисты, кубисты, импрессионисты и другие- в большинстве своем исходили из неприязни к буржуазному миру, но все они искали выход за рамки буржуазного бытия, стремились уловить новизну быстротекущих событий, приблизиться к познанию невероятно расширившихся представлений о человеке.

Реализм этого периода тоже притерпел огромные изменения- не столько внешнего, сколько внутреннего порядка. В своих завоеваниях этого периода писате


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.081 с.