Развитие творческих возможностей слабослышащих младших школьников в театрализованной деятельности — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Развитие творческих возможностей слабослышащих младших школьников в театрализованной деятельности

2017-06-05 464
Развитие творческих возможностей слабослышащих младших школьников в театрализованной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Мансурова Е. В.,

учитель начальных классов в специализированном классе для слабослышащих и глухих учащихся

МОБУ СОШ№3

Ученик- это не сосуд,

который надо наполнить, а факел,

который надо зажечь!

Проблема детей с особыми образовательными потребностями становится с каждым днём всё более актуальной для специалистов, работающих в сфере образования, психологии, медицины и других научных дисциплин, ориентированных на решение вопросов развития человека.

На основе анализа специальной литературы можно констатировать следующее. В настоящее время сурдопедагогическое воздействие, направленное обучению произношения, развитию слухового восприятия, расширению и уточнению активного и пассивного словаря, исправлению недостатков грамматического строя, развитию связной речи, преодолению нарушений чтения и письма рассматривается в свете специального (коррекционного) обучения в системе специального образования (И. Г. Багрова, А. Г. Зикеев, С. А. Зыков, Т. С. Зыкова, Г. К. Коровин, Е. П. Кузьмичева и др.). Это, несомненно, важно, однако, для полноценной интеграции слабослышащих и глухих младших школьников необходимо расширять их контакты со слышащими сверстниками. Актуальность расширения круга общения детей со слухоречевой депривацией возрастает и в наше время.

Цель исследования:

· теоретически обосновать и реализовать ряд организационно-педагогических условий, способствующих развитию творческих возможностей слабослышащих учащихся в процессе театрализованной деятельности в общеобразовательной школе.

Объект исследования: театрализованная деятельность слабослышащих учащихся младшего школьного возраста.

Предмет исследования: особенности развития творческой деятельности слабослышащих учащихся в процессе театрализованной деятельности в общеобразовательной школе.

Гипотеза: развитие творческих возможностей слабослышащих учащихся в процессе театрализованной деятельности возможно при ряде условий:

· Систематическое включение во внеклассные занятия театральной игры;

· Учет возрастных, патологических условий и возможностей детей;

· Использование разнообразных форм и методов театрализованной деятельности.

Дети с нарушениями слуха обладают способностью к компенсации, основанной на пластичности нервной системы. У них проявляются закономерности, общие для всех типов аномального развития (В.И. Лубовский). Такие дети испытывают трудности: во взаимодействии с окружающим миром, развитие личности и самосознания происходит у них не так, как у нормально развивающихся сверстников.

При всех типах нарушений наблюдается снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации. При этом у детей с нарушенным слухом оно характерно только для определенного периода онтогенеза.

Дети с нарушенным слухом могут овладеть словесной речью только обходными путями, в условиях специального обучения. На определенной ступени развития отношения глухого ребенка к предметам и людям, которые его окружают, старые способы общения оказываются несоответствующими новому содержанию его деятельности. При наличии правильно построенного педагогического процесса осуществляется переход к новым формам общения — речевым.

Дети с нарушенным слухом могут овладеть словесной речью только в условиях специального обучения. При этом они опираются на зрительное восприятие, подкреплённое речевыми, двигательными ощущениями. Они не имеют возможности воспринимать на слух интонацию и образцы речи, подражание которым, контролируемое слухом, определяет речевое развитие слышащего ребенка.

В развитии словесной памяти у детей с нарушениями слуха наблюдаются большие сложности, поскольку даже в условиях специального обучения отставание в развитии словесной речи приводит к отставанию в развитии словесной памяти. Для таких детей предложения и тексты не всегда выступают как целостные системы, как единые смысловые единицы. Причина этого в недостаточно высоком уровне понимания предложений и текстов. Таким образом, память совершенствуется в ходе формирования словесной речи, в процессе игровой и учебно-воспитательной, театрально-игровой деятельности.

В личностном развитии происходят достаточные изменения в позитивную сторону: ребёнок усваивает правила поведения в обществе; нормы общественной морали. У него появляются более высокая самооценка и самоконтроль, развивается эмоциональная и волевая сфера, формируются мотивы деятельности. Важнейшими условиями формирования личности слабослышащего ребёнка является общение с взрослыми и сверстниками, включение в разные виды деятельности. Эмоциональное развитие детей с нарушениями слуха подчиняется основным закономерностям развития чувств и эмоций слышащих детей, однако имеет свою специфику.

В личностном развитии происходят достаточные изменения в позитивную сторону: ребёнок усваивает правила поведения в обществе; нормы общественной морали. У него появляются более высокая самооценка и самоконтроль, развивается эмоциональная и волевая сфера, формируются мотивы деятельности. Важнейшими условиями формирования личности слабослышащего ребёнка является общение с взрослыми и сверстниками, включение в разные виды деятельности. Эмоциональное развитие детей с нарушениями слуха подчиняется основным закономерностям развития чувств и эмоций слышащих детей, однако имеет свою специфику.

Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п.

В повседневной жизни творчеством обычно называют:

- во-первых, деятельность в области искусства,

- во-вторых, конструирование, созидание, реализацию новых проектов,

- в-третьих, научное познание, созидание разума,

- в-четвертых, мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами, проявляющееся как воображение, являющееся условием мастерства и инициативы.

Творчество - это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности.

Что же такое "творческие способности", или "креативность"?

Так, П. Торренс под креативностью понимал способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии.

В структуре творческой деятельности он выделял:

восприятие проблемы; поиск решения; возникновение и формулировку гипотез; проверку гипотез; их модификацию;нахождение результатов.

Творческие способности - это индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника.

Творческая деятельность школьника повышает его вовлеченность в учебный процесс, способствует успешному усвоению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе, воспитывает независимость взглядов.

Для того чтобы успешно активизировать творческую деятельность школьников, учителю необходимо видеть результативность и продуктивность своей работы. Для этого необходимо следить за динамикой проявления творческой деятельности каждого ребенка.

1. Диагностика невербальной креативности (методика Е.Торренса, адаптирована А.Н.Ворониным, 1994).

Предлагаемый вариант теста представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые, испытуемым необходимо дорисовать картинку до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, которые не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.

2. Составление рассказов-описаний, сравнений.

Цель исследования: выяснить умение самостоятельно составлять описание, руководствуясь планом, рассказывать подробно и интересно. Определить, каким образом дети опираются на восприятие наглядного материала, вычленяют характерные признаки предметов.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод:

· показатель невербальной креативности (индекс оригинальности) на низком уровне, т.е. обучающиеся не могут фантазировать, придумывать индивидуальные, креативные картинки.

· рассказ-описание мало доступен для слабослышащих обучающихся, обычно рассказ подменяется отдельным перечислением предметов и их частей. Отмечаются значительные трудности при описании игрушек или предметов по плану, данному учителю. Дети с трудом выделяют мелкие детали.

Программа театрализованной деятельности «МИР ФАНТАЗИЙ».

Направленность программы театральной деятельности «Мир фантазий» по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, рассчитанной на 1 год.

Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию слабослышащего ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера, композитора спектакля.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Педагогическая целесообразность данного курса для слабослышащих младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства.

Основные цели:

1. Познакомить с элементами сценической грамоты.

2. Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту.

3. Развить творческие способности слабослышащих младших школьников, их речевую и сценическую культуру, наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость.

 

Задачи театрализованной деятельности:

1. Выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра.

2. Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».

3. Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства.

4. Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами выражающие основные чувства;

5. Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.

6. Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.

7. Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;

8. Развивать чувство ритма и координацию движения.

9. Развивать речевое дыхание и артикуляцию; Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;

10. Знакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального искусства; с устройством зрительного зала и сцены; Воспитывать культуру поведения в театре.

· Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции.

· Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в театр и музеи, спектакли и праздники.

После введения слабослышащих обучающихся в театрализованную деятельность результаты диагностических проб значительно изменились в обеих группах, дети контрольной группы, занимавшиеся по традиционной программе, улучшили свои показатели по всем параметрам, однако у детей экспериментальной группы показатели диагностических проб немного выше: у них сформировался навык определения причинно-следственных отношений между ними Дети начали развивать свою фантазию, стали по иному воспринимать окружающее. В процессе выполнения заданий у детей закрепились сформированные ранее представление о семантике слов и словосочетаний, совершенствовался навык отбора языковых средств для точного выражения собственных мыслей.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод об эффективности данной программы развития творческой деятельности.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.