Правовое регулирование окончания военных действий и состояния войны — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Правовое регулирование окончания военных действий и состояния войны

2017-06-04 262
Правовое регулирование окончания военных действий и состояния войны 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Прекращение войны было принято оформлять заключением мирного договора, который решал возникшие в результате конфликта проблемы и восстанавливал нормальные отношения между бывшими противниками. Мирному договору обычно предшествовали соглашения о перемирии. В прошлом заключались так называемые прелиминарные мирные договоры, т.е. предварительные мирные договоры (помимо прекращения военных действий они определяли основы будущего мирного договора).

Вооруженный конфликт означает военные действия значительного масштаба. Вооруженные акции иностранных спецслужб не могут рассматриваться как вооруженный конфликт, а их участники претендовать на статус комбатантов и соответственно военнопленных. С другой стороны, в случае любого уровня пограничного конфликта между вооруженными силами государств их участники обладают всеми правами комбатантов$$$Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник для юридических вузов и факультетов. М., Волтерс Клувер, 2005.%%%199^^^.

Подчеркнем, что на обязательность применения гуманитарного права не влияет то обстоятельство, что одна сторона ведет агрессивную войну, а другая осуществляет право на самооборону. Это обстоятельство не освобождает ни одну из сторон от необходимости соблюдения правовых норм. Цель войны не оправдывает средства. Даже вооруженные силы ООН обязаны соблюдать нормы гуманитарного права$$$Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник для юридических вузов и факультетов. М., Волтерс Клувер, 2005.%%%200^^^.

Прекращение применения международного гуманитарного права происходит по этапам. Нормы, регулирующие ведение военных действий, перестают применяться с прекращением этих действий. Что же касается норм о защите жертв войны, то они подлежат применению до окончательного урегулирования подпадающих под их действие вопросов. Так, режим раненых и больных воинов, а также военнопленных соблюдается до их репатриации$$$Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник для юридических вузов и факультетов. М., Волтерс Клувер, 2005.%%%201^^^.

Относительно населения оккупированной территории IV Женевская конвенция требует применения установленного ею режима в течение одного года после общего прекращения военных действий (ст. 6). Не прекращает применения соответствующих норм и аннексия оккупиро­ванной территории$$$Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник для юридических вузов и факультетов. М., Волтерс Клувер, 2005.%%%202^^^.

Так, в течение всего периода оккупации Ираком территории Кувейта в 1990 г. подлежала применению IV Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны, несмотря на то что Ирак объявил эту территорию своей 19-й провинцией.

Прекращение военных действий принято оформлять мирным договором, вместе с тем, существуют и другие форму прекращения военных действий. Наиболее распространенными формами прекращения военных действий являются: перемирие, капитуляция и др.

Такие соглашения могут иметь различное значение - заключаться в целях частичного или общего приостановления военных действий. Они решают военные вопросы, не затрагивая отношений между государствами. Другим видом соглашений о перемирии являются такие, которые призваны не приостановить, а прекратить военные действия (но не юридическое состояние войны) в ожидании заключения мирных договоров$$$Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник для юридических вузов и факультетов. М., Волтерс Клувер, 2005.%%%203^^^.

В конце Второй мировой войны были заключены соглашения о перемирии с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией. Соглашения зафиксировали прекращение военных действий, установили временный режим побежденных стран и содержали ряд основных положений будущих мирных договоров. Они как бы объединили соглашения о перемирии и прелиминарные мирные договоры$$$Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник для юридических вузов и факультетов. М., Волтерс Клувер, 2005.%%%204^^^.

Порой мирное урегулирование в силу политических трудностей достигается без мирного договора путем иных политических актов. Так были урегулированы послевоенные отношения между СССР и ФРГ. Нельзя вместе с тем не учитывать, что отсутствие мирного урегулирования способно оказывать отрицательное влияние на развитие отношений между бывшими противниками. Так обстоят дела в отношениях России с Японией$$$Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник для юридических вузов и факультетов. М., Волтерс Клувер, 2005.%%%205^^^.

Формой прекращения военных действий может быть капитуляция одной из сторон. На основе безоговорочной капитуляции Германии и Японии были прекращены военные действия во Второй мировой войне. Капитуляция не прекращает состояния войны. После нее необходимо мирное урегулирование$$$Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник для юридических вузов и факультетов. М., Волтерс Клувер, 2005.%%%206^^^.

В случае сравнительно небольших вооруженных конфликтов мирные отношения восстанавливаются в упрощенном порядке. Так, после англо-аргентинского конфликта по поводу Фолклендских островов мирные отношения были восстановлены путем подписания в 1989 г. совместного коммюнике.

Чем более сложен вооруженный конфликт, тем сложнее и мирное урегулирование. Особенно показательно в этом плане мирное урегу­лирование конфликта на территории бывшей Югославии. Возникший как внутренний, конфликт после образования новых государств обрел и международный характер. Участники пришли к соглашению под давлением и при участии международного сообщества. В 1996 г. были подписаны Дейтонские соглашения (по месту подписания в г. Дейтоне, США). Помимо Общего соглашения они включают 12 приложений, имеющих силу договора. Соглашения были засвидетельствованы подписями представителей ЕС, Великобритании, Германии, России, США, Франции.

Новое явление представляют решения Совета Безопасности как инструмент мирного урегулирования. В соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности вправе потребовать от заинтересованных сторон прекращения военных действий в качестве временной меры вплоть до окончательного урегулирования (ст. 40) $$$Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник для юридических вузов и факультетов. М., Волтерс Клувер, 2005.%%%207^^^.

Такого рода решения Совет Безопасности не раз принимал, например, в отношении военных действий Израиля против арабских государств (в 1949, 1967, 1973 гг.). Практика Совета Безопасности пошла дальше. После прекращения агрессии Ирака против Кувейта решения Совета Безопасности заменили не только соглашение о перемирии, но и сам мирный договор, включая вопросы ответственности Ирака за агрессию$$$Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник для юридических вузов и факультетов. М., Волтерс Клувер, 2005.%%%208^^^.

Таким образом, прекращение состояния войны восстанавливает мирные правоотношения между бывшими противниками в полном объеме. Оно имеет значение и для третьих стран. Прекращается действие норм, относящихся к нейтральным государствам.

 

 


Международное право

Глоссарий

 

Агреман – предварительное согласие государства принять конкретное лицо в качестве главы дипломатического представительства (посла) иностранного государства. Без получения агремана практически нельзя официально назначить

соответствующее лицо в этом качестве. Отказ в агремане, согласно установившейся практике и Венской конвенции о дипломатических сношениях

1961 г., не обязательно должен быть мотивированным. Запрос агремана и ответ на него, как правило, осуществляются в конфиденциальном порядке. В соответствии с нормами международной вежливости этот ответ должен даваться в возможно кратчайший срок.

Агрессия, в международном праве – любое незаконное с точки зрения Устава

ООН применение вооруженной силы одним государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости др. государства или народа (нации). Считается тягчайшим международным преступлением против мира и безопасности человечества. Понятие агрессии включает в качестве обязательного признак первенства или инициативы (применение каким-либо государством вооруженной силы первым).

Аккредитация – процесс назначения дипломатического, торгового или иного

официального представителя при принимающей стороне. Аккредитации подлежат также представители средств массовой информации при их назначении на работу в другой стране, а также при освещении официальных мероприятий, конференций, съездов и т.п.

Акт дипломатический – письменный текст, который вручается или присылается органами внешних сношений одного государства органам внешних сношений другого государства. Наиболее распространёнными дипломатическими актами являются нота, меморандум, официальное письмо, памятная записка.

Акция дипломатическая (в международном праве) – совокупность действий,

направленных на достижение определённой дипломатической цели и на разрешение конкретной дипломатической задачи. Дипломатической акцией является официальное выступление или действие, предпринимаемое главой государства, правительством, ведомством иностранных дел, дипломатическим представительством или другими органами внешних сношений государства по тому или иному вопросу международных отношений или международного права.

Анклав, в международном праве – территория или часть территории государства, окруженная со всех сторон территорией какого-либо другого государства (напр., Лесото). Если анклав имеет выход к морю, его называют полуанклавом

Аннексия – насильственное присоединение (захват) всей или части территории др. государства или народа, а также насильственное удержание народности в

границах чужого государства. Аннексия – это вид агрессии, за которую виновное государство должно нести ответственность.

Аншлюс – в широком смысле политика «ненасильственного» присоединения к Германии заселенных немцами земель, проводимая с 1918 немецким государством после Версальского мирного договора, особенно после прихода к власти нацистов, и направленная главным образом против Австрии и Чехословакии; в немецкой историографии этот термин чаще всего употребляется там, где имеется в виду движение в Австрии за присоединение к немецкому рейху; в российской исторической литературе под термином «аншлюс» понимается включение Австрии в состав рейха 13 марта 1938. когда был издан декрет о государственном объединении Австрии с Третьим рейхом. В результате Австрия лишилась суверенитета и стала называться Остмарк (Восточная марка).

Результаты аншлюса были отвергнуты на Московской конференции министров иностранных дел СССР, Великобритании и США в 1943 г. и аннулированы в Государственном договоре 1955 г.

Апартеид – наиболее крайняя форма расовой дискриминации. Означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции. Некоторые акты апартеида могут составлять геноцид. Современное международное право считает апартеид преступлением

против человечества. В 1973 принята Международная конвенция о пресечении преступлений апартеида и наказании за него.

Ассамблея – 1. собрание. 2. Название какого-либо государственного или руководящего органа какой-либо международной организации (например, Генеральная Ассамблея ООН).

Аудиенция – 1. официальный личный приём у лица, занимающего высокий пост – главы государства (короля, президента), папы римского и др.

2. В международном праве – приём главой государства главы дипломатического представительства, а также главы официальной делегации другого государства.

Аутентичный текст – текст какого-либо документа, составленный на другом языке, соответствующий по содержанию тексту на другом языке, официально признанный равнозначным ему и имеющий одинаковую с ним силу. В

международном праве данный термин применяется в связи с заключаемыми двуязычными или многоязычными международными договорами.

Бактериологическое оружие – биологическое оружие (оружие массового поражения) бактерии, вирусы, риккетсии, грибы и токсические продукты их жизнедеятельности, используемые с помощью живых зараженных переносчиков заболеваний (насекомых, грызунов и др.) или в виде суспензий и порошков в боеприпасах, приборах с целью вызвать массовое заболевание людей, животных и

растений. Запрещено Женевским протоколом 1925 и Конвенцией ООН 1972.

Балтийские проливы – Большой и Малый Бельты и Эресунн (Зунд), единственный водный путь, соединяющий Балтийское море с Северным морем и Атлантическим океаном.

Беженцы и перемещённые лица – термин «беженцы» впервые появился в международном праве после 1-й мировой войны 1914–18 гг. для обозначения лиц, которые во время войны покинули находящиеся под угрозой занятия или занятые неприятелем территории или были высланы с этих территорий по распоряжению военных или гражданских властей.

Безъядерная зона – территориальное пространство, из которого на основе международного договора изъяты наиболее опасные виды оружия – атомное и термоядерное.

Бипатриды – лица, состоящие одновременно в гражданстве двух или более государств, т.е. имеющие двойное или множественное гражданство.

Вализа – почтовый мешок (сумка, пакет, конверт) дипломатического

(консульского) курьера, пользующийся неприкосновенностью

Вежливость международная – совокупность правил поведения государств, участвующих в международном общении, выражающихся в проявлении тем или иным государством актов добрососедства, дружелюбия, гостеприимства, подчеркнутого уважения, предоставление не предусмотренных (или сверх предусмотренных) международным договором льгот, привилегий и услуг.

Великие державы – термин, использующийся после Второй мировой войны для обозначения наиболее сильных в политическом, военном и экономическом отношении государств, играющих ведущую роль в мировом сообществе, на которые исторически выпала основная ответственность за поддержание и обеспечение международного мира и безопасности. Великими державами считаются постоянные члены Совета Безопасности ООН: Россия, США, Великобритания, Франция и Китай.

Вербальная нота – дипломатический документ, одна из форм дипломатической переписки по текущим вопросам; исходит обычно от посольства, миссии или Министерства иностранных дел.

Вето 1. В государственном праве – запрет, налагаемый одним органом государственной власти (главой государства) на решения другого государственного органа.

2. В международном праве – термином «правом вето» называют предусмотренное Уставом ООН право любого постоянного члена Совета Безопасности ООН проголосовать «против» какого-либо проекта решения Совета, обсуждаемого на его заседании, и решение не принимается. «Право вето» основано на принципе единогласия постоянных членов Совета Безопасности ООН при принятии решений по важным вопросам межгосударственных отношений.

Взаимности принцип – один из важнейших международно-правовых принципов взаимоотношений государств. Предполагает для государств, заинтересованных в определенной сфере сотрудничества, одинаковое по отношению друг к другу поведение, совершение определенных действий, предоставление прав, льгот, уважение каждой стороной законов и обычаев другой стороны.

Виза 1. В широком смысле слова надпись соответствующего должностного

лица на каком-либо документе или акте, удостоверяющая его подлинность или придающая ему силу.

2. Официальная отметка в паспорте о разрешении на въезд в данное государство, проезд или выезд из него.

Внутренние воды – все воды и внутренние водные пути (реки, каналы, проливы, озёра, водохранилища, находящиеся на территории данного государства) и моря, ограниченные со всех сторон сушей, составляющей территорию только одного государства. К внутренним водам относятся также морские воды (воды портов, бухт, заливов) от исходной линии территориальных вод государства в сторону берега.

Военнопленные – лица, принадлежащие к вооружённым силам (включая добровольческие отряды партизан, участников движения сопротивления и других комбатантов) воюющей стороны, оказавшиеся во власти противника и находящиеся в его власти до окончания военных действий. Режим военного плена регулируется Положением о законах и обычаях сухопутной войны (приложение к

4-й Гаагской конвенции 1907 г.) и Женевской конвенцией 1949 г. об обращении с военнопленными.

Воздушная территория государства – воздушное пространство, расположенное над сухопутной и водной территорией государства. Находится под суверенитетом государства и входит в состав государственной территории.

Война – состояние отношений между государствами или между государством и национально-освободительным движением, или между другими политически организованными движениями, характеризующееся ведением организованной вооружённой борьбы.

Вольный город – самостоятельное территориально-политическое образование, нейтрализованное и демилитаризованное, правовой режим которого устанавливается международными договорами и гарантируется государствами или международными организациями

Вооруженные силы ООН – создаются Советом Безопасности ООН в соответствии с Уставом для поддержания или восстановления международного мира. Совет может создавать Вооруженные силы в различных районах земного шара для предотвращения возобновления вооруженных столкновений, содействия восстановлению и сохранению правопорядка, возвращения к нормальным условиям жизни, а также в целях разъединения и подтверждения вывода войск враждующих сторон, наблюдения за прекращением огня и соглашениями о перемирии. Вооруженные силы ООН направлялись и находятся во многих регионах мира.

Выдача преступников или экстрадиция – передача для привлечения к ответственности или для приведения в исполнение приговора лица, совершившего преступление, тем государством, на территории которого находится преступник, государству, которое запрашивает о выдаче.

Генеральная Ассамблея ООН – один из главных органов Организации Объединённых Наций. В соответствии с Уставом ООН, состоит из делегаций всех государств-членов ООН. Полномочна рассматривать любые вопросы в пределах Устава ООН, а также делать по ним рекомендации государствам-членам и Совету Безопасности. Работает сессионно. Очередные сессии созываются ежегодно в сентябре, в случае необходимости проводятся чрезвычайные и специальные сессии.

Генеральный секретарь ООН – главное административное должностное лицо ООН; возглавляет Секретариат ООН и осуществляет руководство его работой. Назначается Генеральной Ассамблеей ООН по рекомендации Совета Безопасности на 5 лет. Участвует во всех заседаниях главных органов ООН (кроме Международного Суда ООН).

Геноцид – одно из тягчайших преступлений против человечества, истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп, равно как и меры по предотвращению деторождения в их среде (биологический геноцид).

Дезавуирование – опровержение главой государства или правительства действий официального представителя государства в связи с превышением им своих полномочий.

Деликт) – нарушение норм международного права или международных обязательств в результате неправомерного действия (бездействия) или упущения.

Делимитация границ – определение положения и направления государственной границы между сопредельными государствами. Фиксируется в двусторонних международных договорах.

Демаркационная линия – 1. линия (полоса), разграничивающая войска воюющих государств во время перемирия до установления постоянной границы мирным договором или каким-либо соглашением;

2. линия, разделяющая на зоны оккупации территорию побеждённого государства;

3. линия (полоса), временно устанавливаемая на территории, оспариваемой соседними государствами. Демаркационная линия определяется особым соглашением между воюющими сторонами, между оккупирующими или конфликтующими державами.

Демаркация границ – установление линии государственной границы на

местности. Для проведения демаркация границ договаривающиеся стороны образуют смешанные комиссии, которые, руководствуясь договором о делимитации границ, содержащим описание линии государственной границы с приложением специальной карты, определяют и обозначают прохождение границы на местности путём сооружения специальных пограничных знаков (столбов, проволочных заграждений и т.п.).

Демарш – в дипломатической практике различные по форме акты, предпринимаемые правительством или ведомством иностранных дел одного государства перед правительством другого государства (просьбы, протесты, заявления, обращения, ноты, меморандумы и так далее). Как правило, демарш предпринимается в том случае, когда международный вопрос неразрешим в порядке нормальной дипломатической работы или если для его урегулирования требуются срочные меры.

Демилитаризация территории – ликвидация на основе международного договора или внутригосударственного акта военных укреплений и сооружений на определённой территории, а также запрещение содержать на этой территории военные базы и вооружённые силы. Демилитаризация территории нередко сопровождается и нейтрализацией этой территории, т.е. отказом от ее использования в качестве театра военных действий.

Денонсация – отказ одной из сторон международного договора от его исполнения, влекущий за собой прекращение действия договора. Денонсация представляет собой уведомление участника о его расторжении в порядке и сроки, предусмотренные в таком договоре. Если договор не предусматривает денонсации и не установлено намерение его участников допустить такую возможность, то он не может быть денонсирован.

Депозитарий – государства (одно или несколько), международные организации или главные исполнительные должностные лица такой организации, взявшие на

себя обязательство хранить подлинный текст конкретного международного договора и всех относящихся к нему документов и т.д. Как правило, депозитарий обозначается в самом договоре.

Де-факто (от лат. de facto, буквально – на деле, фактически) – одна из форм признания одним государством другого государства или правительства, или иной публичной власти. Означает официальное, но неполное признание произошедших политико-юридических событий:

– появление нового государства;

– политико-правовая трансформация прежнего государства;

– создание нового правительства;

– функционирование свергнутого правительства;

– создание публичного руководящего органа, борющегося за самоопределение народа и т.п.

Де-юре (лат. de jure, буквально – по праву, юридическое) – полное

официальное признание одним государством другого государства или правительства, или иной публичной власти, сопровождаемое, как правило, установлением (или поддержанием) дипломатических отношений.

Дипломат – должностное лицо ведомства внешних сношений, в т. ч. дипломатического представительства государства за границей, имеющее дипломатический ранг или класс. Дипломат в силу занимаемой должности непосредственно выполняет функции этого ведомства в области официальных контактов с иностранными государствами и международными организациями.

Дипломатические ранги – служебные звания работников

Дипломатический иммунитет – совокупность особых прав и привилегий, предоставляемые иностранным дипломатическим представительствам, их главам и сотрудникам в стране пребывания с целью создать максимально благоприятные условия для осуществления функции дипломатического представительства. В соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. дипломатические иммунитеты делятся на иммунитеты дипломатического представительства и личные иммунитеты членов дипломатического персонала и их семей. К первым относятся:

– неприкосновенность помещений дипломатического представительства,

иммунитеты имущества и средств передвижения, корреспонденции и архивов;

– налоговый иммунитет;

– право на беспрепятственные сношения представительства со своим центром и другими представительствами своего государства.

К личным дипломатическим иммунитетам относятся:

– неприкосновенность личности, жилища;

– полный иммунитет от уголовной юрисдикции государства пребывания, а также от гражданской и административной юрисдикции в отношении исполнительных действий;

– фискальный (налоговый) иммунитет.

Дипломатический корпус – совокупность глав иностранных дипломатических представительств, аккредитованных в данном государстве.

Дипломатическое представительство – зарубежный орган внешних сношений государства, возглавляемый послом (посольство), посланником или поверенным в делах (миссия). Учреждается в силу установления дипломатических отношений и в силу взаимного соглашения между государствами. Дипломатическое представительство выступает от имени учредившего его государства.

Дипломатия – официальная деятельность глав государств, правительств и специальных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также по защите интересов государства за границей.

Дискриминация – ограничение или лишение прав определённой категории граждан по признаку расовой или национальной принадлежности, по признаку пола и т.д.

Диспозитивная норма международного права – норма права, от которой государства могут отступать по взаимному соглашению или которая устанавливает определенные рамки правомерного поведения.

«Добрые услуги», в международном праве – одно из средств мирного разрешения споров между государствами. Под «Д. у.» понимается содействие какого-либо государства или международного органа установлению контакта и началу непосредственных переговоров.

Договор международный – соглашение между государствами или иными субъектами международного права, устанавливающее их взаимные права и обязанности в политических, экономических или иных отношениях; основной источник международного права.

Дуайен – протокольный глава (старшина, старейшина) дипломатического корпуса, старший по классу и времени пребывания в данной стране посол одного

из дипломатических представительств. В некоторых странах согласно обычаю им должен быть глава дипломатического представительства Ватикана – папский нунций. Выступает от имени дипломатического корпуса на различного рода протокольных мероприятиях.

Естественное право – в теории государства и права – совокупность принципов, правил, прав и ценностей, продиктованных природой человека и не зависящих от законодательного признания или непризнания их в конкретном государстве.

Естественное право противопоставляется позитивному праву.

Женевские конвенции – четыре международных конвенции о защите жертв войны, подписаны 12 августа 1949:

1) конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

2) конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;

3) конвенция об обращении с военнопленными;

4) конвенция о защите гражданского населения во время войны.

Женевские конвенции являются развитием международно-правовых норм о защите жертв войны, ранее закрепленных в Гаагских конвенциях 1899 и 1907, в конвенциях, подписанных в Женеве 1864, 1906, 1929. Женевские конвенции закрепили основной принцип современного международного права:

– войны ведутся против вооруженных сил противника;

– военные действия против гражданского населения, больных, раненых,

военнопленных и т.д. запрещаются.

Женевский протокол – протокол о запрещении на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств (1925), основное международное соглашение, касающееся запрещения химического и бактериологического оружия.

Государства-участники Женевского протокола подтвердили, что они признают запрещение применения химического оружия и соглашаются распространить это

запрещение на бактериологические средства ведения войны.

Жертвы войны – гражданское население, военнопленные, раненые, больные,

потерпевшие кораблекрушение и погибшие в период вооруженных конфликтов.

Законы и обычаи войны – правила ведения войны, установленные обычно многосторонними соглашениями между государствами. Направлены на устранение наиболее жестоких способов ведения войны, на защиту мирного населения в условиях военных действий. Регулируют также отношения между воюющими государствами, между воюющими и нейтральными государствами. Законы и обычаи войны должны соблюдаться в случае любого вооруженного конфликта; они обязательны и для ООН, если она применяет вооруженные силы в соответствии с Уставом ООН для предупреждения или пресечения актов агрессии.

Заложники – физические лица, противоправно задерживаемые воюющими сторонами для предотвращения сопротивления населения оккупированной территории.

Иммунитет государства – в самом общем смысле неподсудность одного государства суду другого государства. Иммунитетом пользуются само иностранное государство, его органы и принадлежащее ему имущество. В теории международного права и в международной практике обычно выделяются несколько видов иммунитетов государства. Судебный иммунитет государства состоит в том, что государство не может быть привлечено к суду другого государства в качестве ответчика, кроме случаев, прямо выраженного им согласия на это. Иммунитет государства от предварительного обеспечения иска состоит в том, что имущество государства не может быть предметом обеспечения иска. Иммунитет государства от исполнения состоит в том, что на имущество государства не может быть обращено взыскание в порядке принудительного исполнения судебного или арбитражного решения. Точно так же не должны осуществляться принудительные меры (в т.ч. арест в порядке обеспечения иска или в порядке принудительного исполнения уже вынесенного судебного решения) к государственным морским судам.

Иммунитет дипломатический – особые права и преимущества, предоставляемые иностранным дипломатическим представительствам, их главам и сотрудникам в стране пребывания с целью создать максимально благоприятные условия для осуществления функции дипломатического представительства. Юридическая природа иммунитета дипломатического обосновывается тем, что одно суверенное государство не может подчиняться власти другого, а дипломатическое представительство и его дипломатический персонал олицетворяют именно государство. В соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. иммунитеты дипломатические делятся на иммунитеты дипломатического представительства и личные иммунитеты членов дипломатического персонала и их семей.

Иммунитет консульский – изъятия из правопорядка государства пребывания, распространяемые на консульских должностных лиц, членов их семей и имущество в отношении принудительных судебных, административных и фискальных мер органов государства пребывания (арест, иски, обыск, допрос, налоги, эмбарго, реквизиция, постой и т.д.). Консульский иммунитет носит, как правило, функциональный характер, т.е. связан с отправлением консульских функций.

Императивная норма международного права – норма, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.

Имплементация международного права – фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне.

Интервенция – насильственное (открытое или замаскированное) вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства, направленное против его территориальной целостности или

политической независимости либо каким-либо иным образом противоречащее целям и принципам Устава ООН. Различают И. вооруженную, экономическую, дипломатическую. Вооруженная интервенция рассматривается как агрессия.

Интернирование – в международном праве принудительное помещение иностранцев определенных категорий в какую-либо местность с запрещением покидать ее пределы.

«Интерпол» – сокращенное название Международной организации уголовной

полиции; учреждена в 1923 г. Интерпол выступает в качестве международного центра регистрации преступников, координирует их международный розыск (а также подозреваемых; лиц, пропавших без вести; похищенных ценностей).

Йорк-Антверпенские правила – свод общепринятых в международном торговом мореплавании правил, регулирующих распределение между судовладельцем и грузовладельцем пропорционально стоимости судна, груза и

фрахта убытков, понесённых каким-либо из этих лиц.

Казус белли – непосредственный формальный повод для возникновения между государствами состояния войны. В прошлом являлся законным основанием для открытия военных действий, служил оправданием войны, скрывая ее подлинные причины. Вместе с ликвидацией права на войну исчезли основания для казуса белли.

Казус федерис (от лат. casus foederis) – включаемое в международные

договоры условие, согласно которому определенные обстоятельства или юридические факты дают основание или обязывают одну, обе либо все договаривающиеся стороны приступить к выполнению своих договорных обязательств, совершить (воздержаться от совершения) предусмотренные договором действия. В двусторонних договорах о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между государствами казус федерис – условие, определяющее, что в случае вооруженного нападения со стороны какого-либо государства на одну из участниц договора другая сторона должна оказать ей помощь всеми средствами, включая вооруженные силы.

Каналы международные – расположенные на территории некоторых государств водные магистрали, сооруженные для соединения между собой морских и океанских бассейнов и служащие в качестве транспортных коммуникаций для международного судоходства (Суэцкий канал, Кильский канал, Панамский канал). Подпадая под суверенитет государства, в границах которого он расположен, каналы международные вместе с тем подчиняются и международно-правовому режиму, закрепленному в соответствующих двух- или многосторонних межгосударственных соглашениях либо в международных обычаях. Основу такого режима составляет принцип свободы торгового судоходства.

Капитуляция – в международном праве способ полного и окончательного прекращения военных действий одной из воюющих сторон или сдача отдельных гарнизонов, окруженных группировок. При К., как правило, всю военную технику и военное иму


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.111 с.