Система урегулирования споров по морскому праву — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Система урегулирования споров по морскому праву

2017-06-04 699
Система урегулирования споров по морскому праву 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В международном праве международный спор определяется как объективно существующее столкновение интересов, формально выражающееся в несовпадении точек зрения в отношении фактических обстоятельств или правовых норм, выраженное в форме односторонних или двусторонних претензий.

Спор «возникает между государствами по вопросу факта или права». В настоящее время особое значение приобретает принцип неуклонного выполнения всеми государствами своих обязательств по международному праву. С принятием Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. стала очевидной всеобщая потребность в строгом соблюдении этого принципа в сфере использования Мирового океана и в повышении роли правовых средств его охраны, среди которых важное место занимает институт мирного разрешения международных споров.

Принцип мирного разрешения международных споров, возникающих при использовании морских пространств и ресурсов, имеет важное политико-правовое значение в регулировании межгосударственных отношений в такой бурно развивающейся сфере деятельности государств, как освоение и использование Мирового океана$$$Лазарев М.И. Морская правоспособность и дееспособность государств // Московский журнал международного права. 2000. № 2. С. 116-175.%%%59^^^.

Односторонние действия государства в любом районе Мирового Океана без учета интересов других субъектов международного права могут нанести ущерб интересам всего международного сообщества. Например, одностороннее расширение пределов национальной юрисдикции затрагивает интересы всех государств, так как сокращает открытое море и Международный район морского дна (Район), которые открыты для свободного и разумного пользования всеми.

Интересы международного сообщества могут быть затронуты, например, использованием живых ресурсов каким-либо государством в пределах своей юрисдикции. Ущерб другим государствам может быть нанесен в связи с загрязнением морской среды, даже в пределах территориального моря прибрежного государства.

Неоправданное запрещение или ограничение научных исследований препятствует выяснению истинной картины и явлений, происходящих в Мировом океане, в значительной степени снижает научный и практический потенциал всего человечества.

Как показывает практика, морские споры возникали чаще всего при осуществлении следующих мероприятий:

- установление границ территориального моря;

- определение пределов континентального шельфа;

- разграничение исключительных экономических зон;

- добыча несколькими государствами одного и того же вида живых ресурсов, или разных видов, но в одном и том же районе;

- обеспечение свободного судоходства в районах, подпадающих под юрисдикцию другого государства;

- предотвращение загрязнения Мирового океана.

Принцип мирного разрешения споров закреплен Конвенцией 1982 г. в двух формах: в виде общего обязательства государств - принимать меры к тому, чтобы возникающие между ними разногласия не создавали ситуации, угрожающей миру, и как конкретная задача - мирно урегулировать свои споры относительно содержания конкретных норм Конвенции и методов их имплементации$$$Гуцуляк В.Н. Международное морское право: учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2006.%%%60^^^.

Идея создания обязательной системы урегулирования морских споров, обеспечивающей их окончательное разрешение, и была положена в основу Конвенции 1982 г., предусматривающей многоступенчатую гибкую систему с широким арсеналом средств мирного разрешения споров.

При этом, не подрывая существующей системы мирного урегулирования международных споров, Конвенция 1982 г. сохраняет возможность обращения к любым средствам, указанным в ст. 33 Устава ООН, а также в региональных или двусторонних соглашениях (ст. ст. 279, 282).

Ст. 280 Конвенции устанавливает, что никакие средства, закрепленные частью XV Конвенции, не затрагивают права любых государств - участников в любое время договориться об урегулировании своих споров, касающихся толкования или применения настоящей Конвенции, любыми мирными средствами по их выбору.

Особенностью Конвенции 1982 г. является ее функциональная специализация, т.е. учет особенностей различных категорий споров, возникающих в ходе морской деятельности. Так, Конвенция 1982 г. регламентирует порядок разрешения споров, связанных не только с применением и толкованием самой Конвенции, но и любого другого международного соглашения, связанного с Конвенцией 1982 г., а также отдельных категорий морских споров, таких как: в связи с делимитацией морских пространств (ст. ст. 74, 83); в связи с защитой и сохранением морской среды (ст. ст. 200, 201, 235); в связи с научно-исследовательской деятельностью (ст. 265); в связи с арестом и задержанием морских судов (ст. 292).

Раздел 5 части XI Конвенции специально посвящен разрешению такой категории морских споров, как споры, касающиеся морского дна. Такие споры обладают определенной спецификой и разрешаются в специально созданном для этих целей органе – Палате по спорам, касающимся морского дна, Трибунала по морскому праву. Урегулированию споров, касающихся толкования или применения Конвенции 1982 г., посвящена часть XV, раздел 5 части XI, и Приложения V – VIII$$$Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н. Международный трибунал ООН по морскому праву – новое международное судебное учреждение // Транспортное право. 2006. № 1. С. 13-15.%%%61^^^.

Раздел 1 части XV Конвенции предусматривает следующие средства разрешения споров:

- переговоры (обмен мнениями) – ст. 283;

- консультации – ст. 142, п. 2 ст. 283; п. 5 ст. 210, п. 5 ст. 5 Приложения III;

- согласительная процедура – ст. 284.

 

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.