Способы получения и утраты гражданства. Безгражданство. Двойное гражданство — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Способы получения и утраты гражданства. Безгражданство. Двойное гражданство

2017-06-04 543
Способы получения и утраты гражданства. Безгражданство. Двойное гражданство 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Способы приобретения гражданства можно условно разделить на две большие группы. Первая группа охватывает способы приобретения гражданства в общем порядке, вторая - в исключительном порядке. Способы приобретения гражданства в общем порядке являются более или менее стабильными, обычными для законодательства государств. К ним относится приобретение гражданства: а) в результате рождения; б) в результате натурализации (приема в гражданство). К этим способам примыкает редко встречающееся в практике государств пожалование гражданства.

Приобретение гражданства в исключительном порядке охваты­вает следующие способы: а) групповое предоставление гражданства, или коллективная натурализация (частный случай - так называемый трансферт); б) оптация, или выбор гражданства; в) реинтеграция, или восстановление в гражданстве$$$Тункин Г.И. Теория международного права. М.: Зерцало, 2000.%%%39^^^.

Приобретение гражданства в результате рождения - самый обычный способ его приобретения. Законодательство государств по этому вопросу основывается на одном из двух принципов: праве крови (jus sanguinis) или праве почвы (jus soli). Иногда в доктрине приобретение гражданства по праву крови именуется приобретением гражданства по происхождению, а по праву почвы - по рождению. Право крови означает, что лицо приобретает гражданство родителей независимо от места рождения; право почвы - что лицо приобретает гражданство государства, на территории которого родилось, независимо от гражданства родителей. Большинство государств мира придерживается права крови. Российское законодательство также основано преимущественно на праве крови. Право почвы свойственно законодательству США и латиноаме­риканских государств. Однако оно всегда в какой-то степени дополняется правом крови (обычно в отношении детей граждан соответствующих государств, родившихся за границей).

Любое государство, как правило, стремится ввести в свое законодательство нормы, ограничивающие возможность приобретения его гражданства лицами, рожденными от смешанных браков. Это диктуется различными соображениями, в частности нежеланием способствовать приобретению своими гражданами еще и иностранного гражданства, то есть двойного гражданства, что может привести к осложнениям в межгосударственных отношениях.

 

 

Рис. 3.1. Очередь в отделение УФМС РФ по г. Москве за получением российского гражданства.

 

Государства, придерживающиеся права крови, нередко также ограничивают возможность приобретения своего гражданства теми лицами, которые родились за границей от граждан, постоянно там проживающих, особенно если один из родителей является иностранным гражданином.

Натурализация (укоренение) - индивидуальный прием в гражданство по просьбе заинтересованного лица. В отечественном законодательстве этот термин не применяется, но в теории международного права он общепризнан. Натурализация - добровольный акт. Принудительная натурализация противоречит международному праву, и попытки осуществить ее всегда вызывали ноты протеста. Практике известны такие случаи. В частности, некоторые латиноамериканские страны в прошлом веке пытались в принудительном порядке автоматически предоставить иностранцам, проживающим длительное время на их территории, свое гражданство$$$Черниченко С.В. Международное право: современные теоретические проблемы. М., 1993.%%%40^^^.

Натурализация осуществляется обычно в большинстве государств с учетом определенных условий, предусмотренных в законе. Важнейшие условия - это, как правило, определенный срок проживания на территории данного государства (5, 7, иногда 10 лет). Предусматриваются и другие условия натурализации, например имущественные. Возможность натурализации часто облегчается, если заинтересованное лицо оказало какие-либо услуги данному государству, служило в его вооруженных силах, находилось на его государственной службе и т. д.

Процедура приема в гражданство целиком определяется внутренним законодательством государств. Можно выделить по крайней мере четыре вида процедур натурализации:

1) натурализация, осуществляемая высшими органами государст­венной власти;

2) натурализация, осуществляемая органами государственного управления: правительством либо чаще всего центральными отраслевыми органами государственного управления (обычно ведомствами внутренних дел);

3) натурализация, осуществляемая местными органами государст­венной власти (встречается крайне редко);

4) судебная натурализация (также встречается редко).

Разновидностью натурализации является предусматриваемый законодательством некоторых государств упрощенный порядок приобретения гражданства определенными категориями лиц путем регистрации (если только речь не идет о подтверждении своего гражданства), усыновления, в результате вступления в брак. Два последних способа называют иногда семейным порядком приобретения гражданства. К нему относится и автоматическая натурализация несовершеннолетних детей в связи с натурализацией родителей.

Многие государства считают недопустимым автоматическое приобретение женщиной гражданства мужа в результате ее вступления в брак. Эта позиция получила отражение в Конвенции о гражданстве замужней женщины 1957 года.

Пожалование гражданства, в отличие от натурализации, осуществляется по инициативе компетентных властей государства, а не по просьбе заинтересованного лица. Обычно гражданство в порядке пожалования предоставляют за особые заслуги перед государством.

Как показывает сам термин, приобретение гражданства в исключительном порядке существует как изъятие, исключение из общего стабильного порядка приобретения гражданства. Такой исключительный порядок предусматривается либо в международных договорах, либо в специальных законах. Он устанавливается на определенный срок и, как правило, касается лишь определенной категории лиц. Анализ практики показывает, что предоставление гражданства в исключительном порядке порождается событиями, ведущими к массовому переселению, а также территориальными изменениями.

Групповое предоставление гражданства - это наделение гражданством населения какой-либо территории в упрощенном порядке либо предоставление в упрощенном порядке гражданства переселенцам.

Частным случаем группового предоставления гражданства является трансферт - переход населения какой-либо территории из одного гражданства в другое в связи с передачей территории, на которой оно проживает, одним государством другому. Автоматический трансферт может вызывать возражения со стороны какой-либо части населения передаваемой территории, поэтому обычно он корректируется правом оптации (выбора гражданства), то есть фактически правом сохранения заинтересованными лицами прежнего гражданства.

Оптация (выбор гражданства) не всегда выступает в качестве способа приобретения гражданства. Например, возможность оптации предусматривается в конвенциях о двойном гражданстве. Если гражданин какого-либо государства имеет одновременно и иностранное гражданство, то ему может предоставляться право оптировать одно из них, отказавшись тем самым от другого. Гражданства он в этом случае не приобретает, поскольку оптация влечет здесь за собой лишь утрату одного из гражданств. Однако в некоторых случаях оптация выступает в качестве самостоятельного способа приобретения гражданства. Такую роль она играла, например, в соответствии с советско-польским соглашением о репатриации от 25 марта 1957 г., по условиям которого репатрианты из СССР в ПНР с момента пересечения советско-польской государственной границы утрачивали гражданство СССР и приобретали гражданство ПНР.

И наконец, один из способов приобретения гражданства в исключительном порядке - реинтеграция, или восстановление в гражданстве. При определенных обстоятельствах принимаются специальные законодательные акты об особом порядке восстановления в гражданстве. В некоторых странах возможность восстановления гражданства предусмотрена в общем, а не в специальном законодательстве о гражданстве. В этом случае восстановление в гражданстве не служит самостоятельным способом приобретения гражданства, а является лишь упрощенной натурализацией.

 

 

Рис. 3.2. Баронесса Ирина фон Дрейер в день получения гражданства России в свой 100-ний юбилей. Париж. 2015 год.

 

Что касается утраты гражданства, то можно выделить три ее формы: автоматическую утрату гражданства; выход из гражданства; лишение гражданства.

Автоматическая утрата гражданства в отечественной практике встречается лишь в международных соглашениях и в специальных законодательных актах. В законодательстве США это, наоборот, типичная форма утраты гражданства. В США существует так называемая доктрина свободы экспатриации. Если какое-либо лицо, имеющее американское гражданство, натурализовалось за рубежом, оно автоматически утрачивает американское гражданство. В законодательстве США установлены и другие основания автоматической утраты гражданства (например, в случае участия американского гражданина в выборах в иностранном государстве).

В западной доктрине существует мнение, что безусловная свобода экспатриации является международно-правовой нормой. Согласно этой точке зрения, лицо, натурализованное в каком-либо государстве, должно считаться утратившим свое прежнее гражданство. Но практика ее опровергает. Значительное число государств не придерживается свободы экспатриации, Великобритания в 1948 году от нее отказалась. В качестве международно-правовой нормы она выступает лишь в том случае, если предусмотрена международным договором (для участников договора).

Выход из гражданства - это утрата гражданства на основании решения компетентных органов государства, выносимого по просьбе заинтересованного лица. Данная форма характерна, в частности, для российского законодательства.

Лишение гражданства содержит в себе элемент наказания. В отличие от выхода из гражданства, оно осуществляется по инициативе государственных органов и, как правило, в отношении лиц, замешанных во враждебной данному государству деятельности.

Лишение гражданства может осуществляться: а) при определенных условиях, предусмотренных общим законодательством (например, в случае натурализации обманным путем); б) на основании специального акта, касающегося конкретного лица или лиц определенной категории. Российское законодательство возможности лишения гражданства не предусматривает$$$Ушаков Н.А. Международное право. М.: Юристъ, 2003.%%%41^^^.

Рассматривая вопрос предоставления и лишения гражданства нельзя не отметить ещё два важных момента:

1) Конвенция о гражданстве замужней женщины 1957 г.: в случае вступления в брак с иностранцем или расторжения такого брака, а также в случае перемены гражданства мужем изменение гражданства жены происходит в порядке добровольной натурализации, если жена пожелает приобрести гражданство мужа.

2) Европейская конвенция о гражданстве 1997 г.: ни вступление в брак, ни расторжение брака с иностранцем, ни изменение гражданства одним из супругов не влекут автоматических последствий для другого супруга.

Правовое положение иностранных граждан и апатридов. Иност­ранные граждане – лица, находящиеся на территории государства, не являющиеся его гражданами и имеющие гражданство другого государства. В международном праве нет акта, который регулировал бы общие вопросы правового положения иностранных граждан. Каждое государство самостоятельно решает вопрос о допуске иностранцев на свою территорию и определяет условия их пребывания.

Различают следующие виды правовых режимов иностранцев: нацио­нальный режим (уравнивание иностранцев в правах с гражданами госу­дарства пребывания); режим наибольшего благоприятствования (предос­тавление иностранцам таких прав, какими пользуются на территории данного государства граждане любого третьего государства); спе­циальный режим (предоставление иностранцам особых прав, например, упрощенный порядок перехода границы населением приграничных зон).

Отдельные аспекты положения иностранцев нашли отражение в Декларации ООН о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, 1985 г.:

- государства устанавливают правовой режим для иностранцев с учетом своих международных обязательств, иностранцы пользуются определенным объемом прав и свобод;

- иностранцы обязаны соблюдать законы государства места нахождения и нести ответственность за нарушение этих законов;

- не допускается массовая высылка иностранцев, которые законно находятся на территории данного государства; индивидуальная высылка возможна только во исполнение официального решения и по основаниям, предусмотренным в законе;

- иностранец имеет право на защиту со стороны государства своего гражданства.

Безгражданство или апатризм возникает при потере лицом прежнего гражданства и неполучении нового. Государства стремятся к максимальному сокращению таких случаев. Правовой статус апатридов определяется Конвенцией о статусе апатридов 1954 г. и Конвенцией о сокращении безгражданства 1961 г. Конвенция 1954 г. обязывает государства предоставлять апатридам такой же правовой режим, каким пользуются на территории этих государств иностранцы. Защищаются их имущественные права, право на труд, право на образование. Каждый апатрид должен подчиняться законам страны проживания или нахождения (ст. 2).

 

 

Рис. 3.3. Тяжкое бремя апатридов.

 

Конвенция 1961 г. не допускает лишения гражданства, если это ведет к безгражданству. Лицу, родившемуся на территории государства, должно быть предоставлено гражданство этого государства, если в противном случае такое лицо может стать апатридом; утрата гражданства должна быть связана с получением нового гражданства; лишение гражданства не может иметь места, если это может привести к безгражданству (ст. 1, 2). Государство не вправе лишать никакое лицо или группу лиц их гражданства по расовым, этническим, религиозным или политическим основаниям (ст. 9).

Особенность Конвенции 1961 г. – создание международного органа, в который лица без гражданства могут обращаться с жалобами на невыполнение участниками Конвенции ее норм. Это Верховный комиссар ООН по делам беженцев.

Бипатриды – лица с двойным или множественным гражданством. Двойное гражданство представляет собой усложненный правовой статус, так как одно лицо одновременно имеет и права, и обязанности по отношению к двум государствам. Наличие статуса бипатрида предполагает сочетание двух компонентов – национального закона и международного договора.

По отношению к бипатридам используется принцип эффективного гражданства – критерий наиболее тесной связи лица с каким-либо из государств, гражданством которых оно обладает. В Статуте Международного Суда ООН (ст. 3) предусмотрено, что лицо, которое может рассматриваться как гражданин более чем одного государства, считается гражданином того государства, в котором оно обычно пользуется гражданскими и политическими правами.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.