Первичные и вторичные субъекты международного права — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Первичные и вторичные субъекты международного права

2017-06-04 672
Первичные и вторичные субъекты международного права 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Субъекты международного права – потенциальные участники международных правоотношений, обладающие правами и обязанностями. В число субъектов международного права в настоящее время могут быть включены государства; народы (нации), борющиеся за независимость в порядке реализации права на самоопределение; государствоподобные образования; международные организации; индивиды.

Народы (нации), борющиеся за независимость в порядке реализации права на самоопределение, являются субъектами международного права именно в таком качестве непосредственно в период борьбы за создание собственной государственности. В прошлом такой статус был актуален в период борьбы против колониальной зависимости. В частности, в Декларации ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. говорится о праве всех народов свободно устанавливать собственный политический статус, осуществлять социальное, экономическое и культурное развитие, распоряжаться естественными богатствами и ресурсами. Формами осуществления права на самоопределение могут быть создание суверенного и независимого государства, добровольное присоединение к независимому государству или объединение с ним, а также установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом. Народы (нации), борющиеся за самоопределение, вправе создавать свои постоянно действующие органы для дипломатических контактов с другими государствами (например, Организация освобождения Палестины). Государства должны воздерживаться от любых насильственных действий, препятствующих реализации права народов на самоопределение.

В отечественной доктрине признание народов и наций в ка­честве субъектов международного права традиционно определя­лось как явно выраженный или молчаливый акт суверенного го­сударства, констатирующий выход на международную арену но­вого суверенного образования или правительства, направленный на установление между признающей и признаваемой сторонами отношений в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Считается, что признание со­временным международным правом за народами права на само­определение, суверенитет, участие в между­народных отношениях неизбежно ведет к признанию народа как основного носителя су­веренитета, первоначальным субъектом международного права. Такая точка зрения основана на принципах международного пра­ва, фиксирующих правосубъектность наций в процессе борьбы за освобож­дение, которые ставят борющуюся нацию под защиту международного права. Основные права нации в области между­народных отношений включают право на:

- волеизъявление народа, борющегося за независимость;

- признание правосубъектности их органов;

- международно-правовую защиту и получение помощи от государств и международных организаций;

- участие в деятельности международных организаций и межправительственных конференций;

- участие в создании норм международного права;

- самостоятельное исполнение действующих международно-правовых норм.

Государственноподобные образования имеют ограниченную международную правосубъектность. Исторически такими образованиями были вольные города (Гамбург, Бремен, Рига, Кенигсберг, Амстердам, Краков, Данциг, Западный Берлин и др.), статус которых в той или иной степени определялся межгосударственными соглашениями или актами международных организаций. В 1929 г. между правительством Италии и представителями Святейшего престола для обеспечения независимости католической церкви было подписано соглашение о создании специаль­ного города-государства – Ватикана, которое в настоящее время осущест­вляет дипломатические сношения со многими государствами, располагает своими представительствами при международных организациях.

 

Рис. 2.1. Ватикан – государство-город.

Международные организации являются субъектами между­народного права, так как при их создании государства всегда определяют объем правосубъектности новой международной организации в учредительном договоре (например, Устав Совета Европы). Международная организация - это созданное на основе ме­ждународного договора объединение государств, характеризую­щееся следующими признаками: участие суверенных государств; договорная основа; наличие определенных целей, соответствую­щих принципам международного права; система постоянно дей­ствующих органов; отраженный в уставе объем международной правосубъектности, включающей самостоятельные права и обязанности, отличные от прав и обязанностей государств-членов$$$Международная правосубъектность. М., 1971.%%%20^^^.

Международные организации носят различные наименова­ния: организация, фонд, банк, союз, агентство, центр, что не влияет на статус организации.

Права и обязанности, предоставленные международной организации, необходимы для регулирования отношений между организацией и государствами-членами. Таким образом, международные организации обладают отраслевой международной правосубъектностью, объем которой определяется государствами в результате межгосударственных согла­шений об учреждении данной организации.

В частности, целью Совета Европы, как это указано в Уставе Совета Европы, является достижение большего единства между государствами-членами для защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействие экономическому и социальному прогрессу. Также Устав Совета Европы определяет и способы достижения цели: рассмотрение вопросов, представляющих общий интерес, заключение соглашений и проведение совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной областях, а также поддержание и дальнейшее осуществление прав человека и основных свобод. В связи с этим под эгидой Совета Европы было разработано около 200 международных договоров. В частности, заметное место среди них занимают Европейская социальная хартия, Европейская хартия местного самоуправления, Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, Конвенция по сохранению живой природы и окружающей среды в Европе, Европейская культурная конвенция. Таким образом, Совет Европы не ограничивается исключительно защитой прав и свобод человека, но и уделяет немалое внимание иным сферам взаимодействия государств-членов данной международной организации.

В современном международном праве все международные (межпра­вительственные) организации обладают международной правосубъект­ностью. Объем их правосубъектности определяется государствами-учредителями, которая выражается в их способ­ности участвовать в международных отношениях от имени государств-членов, а также заключать международные договоры с го­сударствами и другими международными организациями. Права и обязанности конкретной международной организации отлича­ются не только по объему и содержанию, но и от прав и обязан­ностей входящих в нее суверенных государств. Правосубъект­ность международных организаций, как правило, ограничивается теми задачами и целями, во имя реализации которых они созда­вшись. Наибольшим объемом правоспособности обладает, согласно Уставу, Организация Объединенных Наций.

По масштабу и предмету деятельности международные органи­зации подразделяются на универсальные и региональные. Универсальные международные организации рассчитаны на участие всех государств мира и располагают во всемирном масштабе широкой компетенцией.

К универсальным международным организациям прежде всего относится Организация Объединенных Наций. Устав ООН был принят на конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 г. и вступил в силу 24 октября 1945 г. Основными целями ООН явля­ются:

- поддержание международного мира и безопасности и с этой целью принятие эффективных коллективных мер для предотвра­щения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии пли других нарушений мира и проведение мирными средствами, к согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира;

- развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принятия других соответствующих мер для укрепления всеобщего мира;

- осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

В соответствии с Уставом (ст. 7) главными органами Орга­низации Объединенных Наций являются: Генеральная Ассамб­лея, Совет Безопасности, Совет по опеке, Экономический и соци­альный совет (ЭКОСОС), Международный суд и Секретариат.

Генеральная Ассамблея состоит из всех членов Организа­ции. Каждый член Организации имеет право направлять на сес­сии Генеральной Ассамблеи не более пяти представителей. Каж­дое государство имеет в Генеральной Ассамблее один голос. Очередные сессии Генеральной Ассамблеи ООН происходят ка­ждый год. Специальные сессии созываются Генеральным секре­тарем по требованию Совета Безопасности или большинства чле­нов Организации в случаях особых обстоятельств.

Совет Безопасности, на который возлагается главная ответ­ственность за поддержание международного мира и безопасно­сти, состоит из 15 государств, которые имеют статус постоянных и непостоянных членов Организации. Китайская Республика, Франция, Союз Советских Социалистических Республик, Со­единенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединенные Штаты Америки были определены Уставом ООН постоянными членами Совета Безопасности. Десять других чле­нов (непостоянных) избираются Генеральной Ассамблеей. При этом должное внимание уделяется в первую очередь степени уча­стия членов Организации в поддержании международного мира и безопасности и в достижении других целей Организации, а также справедливому географическому распределению.

Непостоянные члены Совета Безопасности избираются на двухгодичный срок. При первых выборах непостоянных членов, после увеличения числа членов Совета Безопасности с 11 до 15, два из четырех дополнительных членов избираются на срок в один год. Выбывающий член Совета Безопасности не подлежит немедленному переизбранию.

Каждый член Совета Безопасности имеет одного представи­теля и один голос. Решения Совета Безопасности считаются при­нятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета, вклю­чая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета, причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосо­вания при принятии решения. Эта формула получила название «принцип единогласия постоянных членов». Решение Совета считается отклоненным, если против проголосовал хотя бы один постоянный член (применил «вето»).

Экономический и социальный совет состоит из 54-х членов Организации, избираемых Генеральной Ассамблеей. В компетен­цию ЭКОСОС, согласно Уставу ООН, входят вопросы экономи­ческого, социального, культурного сотрудничества, вопросы культуры, образования, здравоохранения. ЭКОСОС также зани­мается вопросами поощрения сотрудничества государств в об­ласти уважения и соблюдения прав человека, создавая необходи­мые для организации этой работы комиссии (одной из них была Комиссия по правам человека). По всем направлениям междуна­родного сотрудничества, входящим в компетенцию ЭКОСОС, Совет уполномочивается предпринимать исследования, состав­лять доклады и делать рекомендации Генеральной Ассамблее ООН, членам организации и заинтересованным специализиро­ванным учреждениям. В функции Совета входит подготовка для представления Генеральной Ассамблее ООН проектов конвенций по вопросам, входящим в его компетенцию, созыв международных конференций.

Международный суд ООН является главным судебным орга­ном Организации Объединенных Наций. Он действует в соответ­ствии с прилагаемым к Уставу ООН Статутом, который образует неотъемлемую часть Устава. Участниками Статута Международ­ного суда ООН являются все члены Организации, которые обя­зуются выполнять решения Международного суда по тому делу, в котором он является стороной. Генеральная Ассамблея или Со­нет Безопасности, а также другие органы ООН и специализированных учреждений (по разрешению Генеральной Ассамблеи) могут запрашивать от Международного суда консультативные заключения по юридическим вопросам.

Секретариат ООН состоит из Генерального секретаря, ко­торый назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности и является главным административным ли­цом Организации, а также персонала ООН, который назначается Генеральным секретарем согласно правилам, установленным Ге­неральной Ассамблеей, с учетом широкого географического рас­пределения. Согласно Уставу ООН при исполнении своих обя­занностей Генеральный секретарь и персонал Организации не должны запрашивать и получать указания от каких бы то ни было правительств или властей, посторонних для Организации. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могут отра­зиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед Организацией, уважая строго меж­дународный характер своих обязанностей.

К универсальным организациям относятся также специали­зированные учреждения ООН: Организация Объединенных На­ций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация труда (МОТ); Всемирная торговая организация (ВТО); Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и др. Специализированные учреждения ООН являются са­мостоятельными международными организациями. Они создают­ся межправительственными соглашениями и облечены широкой международной, определенной в их учредительных актах, ответ­ственностью в областях экономической, социальной, культуры, образования, здравоохранения и др. и находятся в постоянной связи с ООН. Экономический и социальный совет ООН уполно­мочивается заключать с любым из специализированных учреж­дений соглашения, определяющие условия, на которых соответ­ствующие учреждения будут поставлены в связь с Организацией. Такие соглашения подлежат утверждению Генеральной Ассамб­леей.

Региональные организации предполагают ограниченный состав и открыты в основном для государств определенного региона. Это - Организация американских государств (ОАГ), Совет Европы, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Европейский союз и др.

Совет Европы учрежден 5 мая 1950 г. Его целью, согласно уставу Организации, является «осуществление более тесного союза между его членами для защиты и продвижения идеалов и принципов, являющихся их общим наследием, и содействовать их экономическому и социальному прогрессу». В рамках Совета Европы заключаются соглашения, прово­дятся совместные действия в экономической, социальной, культурной, научной, юридической и административной областях, в сфере защиты прав человека и основных свобод. Органами Совета Европы являются: Комитет министров, Консультативная Ассамблея, Секретариат. Местопребывание Совета Европы - Страсбург (Франция).

Устав Совета Европы и значительный массив международ-пых соглашений, заключенных в рамках этой региональной орга­низации, были признаны юридически обязательными для России в 1996 г., когда Россия официально стала его участником. Став членом Совета Европы, Россия, как и другие члены этой между­народной организации, обязана выполнять нормы, заключенные в Уставе Совета Европы. К числу таких обязательств, прежде все­го, относится активное участие России в реализации целей Сове­та Европы, сформулированных в его Уставе. В практическом плане это означает сотрудничество с другими европейскими го­сударствами во имя экономического и социального прогресса, присоединение к соглашениям, предусматривающим совместные шаги в экономической, социальной, культурной, научной, право­вой и административной областях, содействие дальнейшему обеспечению прав человека и основных свобод. Россия, как и ка­ждый член Совета Европы, должна признавать принцип верхо­венства права и принцип, в соответствии с которым все лица, на­ходящиеся под ее юрисдикцией, должны пользоваться правами человека и основными свободами.

К региональным относится Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Она имеет все признаки меж­дународной организации, за исключением того, что учреждена политическим, а не международно-правовым соглашением.

Европейский союз сложился в результате глубоких интегра­ционных процессов между государствами Западной, Южной и Северной Европы. Начало европейской интеграции было поло­жено тремя договорами, учреждающими Европейское сообщест­во угля и стали (1951 г.). Евро­пейское экономическое сообщество (1957 г.), Европейское сообщество по атомной энергии (1957 г.). Новый этап европейской интеграции закреплен в Договоре о Ев­ропейском союзе, подписанном в Маастрихте (Нидер­ланды) 7 февраля 1992 г. Договор о Европейском союзе преобразовал Европейское экономическое сообщество в Европейское сообще­ство, определил ориентиры общей экономической политики на основе единой европейской валюты, закрепил принципы форми­рования общей внешней политики и безопасности, юстиции и внутренних дел. Договор учредил гражданство Союза, предоста­вив его гражданам особые права.

Индивиды также являются субъектами международного права, но необходимо сказать, что объем их международной правосубъектности существенно меньше, чем у государств. На протяжении долгого времени индивиды вообще не признавались субъектами международного права. По мнению сторонников такой точки зрения, индивиды не создают нормы международного права, не наделяются правами и свободами непосред­ственно международно-правовыми нормами и лишь пользуются теми правами и свободами, которые обеспечивают им государства в соответствии со своими международно-правовыми обязательствами$$$Ковлер А.И.Международные стандарты прав человека и проблема международной правосубъектности индивида // Антро­пология права: Учебник. Гл. 10. М., 2002. С. 376 – 388.%%%21^^^.

В отечественной науке международного права не выработан единый подход по поводу признания индивидуумов субъектами международного права. Долгое время преобладала точка зрения, что индивид не относится к субъектам международного права, так как является бенефициарием (пользователем) в отношении норм международного права, созданных государствами. Сторон­ники данного подхода к вопросу о международной правосубъ­ектности индивида основываются на том, что, обращаясь в меж­государственные органы по поводу защиты своих прав, индивид выступает как автономный бенефициарий международных актов по защите прав и свобод человека.

Отметим, что для России и других стран Восточной Европы доступ индивида в международные учреждения - явле­ние новое. И, тем не менее, не только «теоретическая» и практи­ческая возможность физических лиц пользоваться правами и обя­занностями, урегулированными международным правом, свидетельствует о серьезных изменениях в их правовой природе. Получая самостоятельный статус в международных органах, индивид имеет возможность независимо от государства защищать спои права. Закрепление этого права на уровне внутригосударственного права (как это сделано в Конституции РФ) лишь усили­вает гарантии международно-правовой защиты человека.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.