Методика совершенствования стратегий межличностного познания (Н. А. Рождественская) — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Методика совершенствования стратегий межличностного познания (Н. А. Рождественская)

2017-06-02 311
Методика совершенствования стратегий межличностного познания (Н. А. Рождественская) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Методика основана на принципах проблемного обучения и поэтапного формирования знаний и умственных действий (Рождественская, 2004). Применение методики в исследовательской и практической работе показало: 1) с ее помощью можно определять и устранять как ошибочные представления о людях, так и неэффективные способы их познания; 2) она может применяться индивидуально и фронтально (в лекциях, тренингах и на семинарских занятиях); 3) она может использоваться и в учебном процессе, и в консультировании.

1. Подготовительный этап. Вначале респондентам объясняется цель проводимых занятий и план. Цель направлена на ознакомление респондентов со стратегиями, позволяющими совершать наименьшее количество ошибок, которые люди делают, оценивая друг друга.

Далее раскрывается план занятий. Респондентам сообщается, что на первом этапе они ознакомятся с проблемными задачами; на втором – с эффективными способами межличностного познания. Это самая трудная часть методики, она потребует от них определенного напряжения сил. Далее они выполнят определенные задания, направленные на закрепление новых знаний и умений.

2. Предъявление проблемных задач на оценку личностных свойств людей. Респондентам предъявляются проблемные задачи на определение личностных особенностей людей. При этом в качестве объекта рассмотрения им предлагаются анонимные люди с выдающимися способностями. (О последнем не сообщается.)

Зачитываются такие отрывки из биографий, в которых содержатся второстепенные или бытовые эпизоды из их жизни. Респондентам предлагается охарактеризовать героев (или их поступки), используя свой личный опыт, свои знания и умения. Например (о Достоевском):

«Я могу поделиться с тобой мнением об этом человеке. Я несколько раз встречал его у нашего общего друга и скажу, что он человек мрачный, нетерпимый, непременно со всеми спорящий и желающий нанести своему собеседнику какую-нибудь обиду. Если бы ты видел, с каким видом он входит в комнату. Как правило, появившись в комнате, он не удостаивает никого словесным приветствием, молча, с мрачным выражением лица, пожимает руки, усаживается в кресло и угрюмо молчит. Примерно с полчаса он не говорит или одним, двумя словами отвечает на вопросы и приветствия. Через полчаса он начинает беседовать. Обычно он не принимает участия в общем разговоре, а выберет одного или двух присутствующих и тихо разговаривает с ними, и только иногда реагирует на чье-либо высказывание в общем разговоре презрительным и уничтожающим словечком.

Я беседовал о нем со многими людьми, и все придерживаются о нем такого же мнения, что и я».

Вопрос: «Можете ли вы что-нибудь сказать о причинах такого поведения человека и определенным образом отнестись к нему?»

Респонденты высказывают свои предположения, после чего сообщаются имена анализируемых ими людей и объясняются истинные причины их поведения. В случае с Ф. М. Достоевским зачитывается еще один отрывок из воспоминаний его второй жены, Анны Григорьевны Сниткиной:

«А между тем, салонное поведение Ф. М. Достоевского очень просто: Ф. М. с возвращения из-за границы, вернее с 1872 г., страдал катаром дыхательных путей, эмфиземой. Болезнь эта, несмотря на его поездки в Эмск, усиливалась с каждым годом, его легкие все менее и менее могли вбирать в себя необходимый для них воздух, и даже у себя дома он иногда до того задыхался, что казалось, грудь его не выдержит такого напряжения и последует катастрофа. Так оно и случилось: Ф. М. скончался вследствие кровоизлияния из легких.

Вот можно представить себе, что мог испытывать мой бедный муж, когда, проехавшись по морозу или, еще хуже, по сырости, он взбирался к кому-нибудь в третий…, а иногда… в пятый этаж. Он поднимался по лестнице, останавливался на каждой ступеньке, задыхался и говорил мне иногда: «Не спеши, дай отдохнуть, дыхание пресеклось, дышу как через вчетверо сложенный шерстяной платок»… хозяева, а иногда и поклонники Ф. М. выходили навстречу к нему в переднюю, забрасывали его приветствиями, помогали ему снять шубу, шапку, кашне (а больному грудью так тяжело проделывать лишние и ускоренные движения), и Ф. М. входил в гостиную окончательно обессилевший и не могущий произнести ни единого слова, а только старающийся хоть немного отдышаться и прийти в себя. Вот истинная причина его мрачной внешности в тех случаях, когда ему приходилось бывать в обществе…

Могу засвидетельствовать… что Ф. М. особенно не любил в обществе ораторствовать, начинать споры и говорить кому-нибудь в пику или насмешку».

Нередко новая информация вызывает удивление и даже сильный эмоциональный отклик, поскольку поступки героев отрывков расходятся с общепринятыми представлениями о них. «Ну надо же, ну никогда не могла бы подумать!», «Неужели это правда? Этого не может быть!», «Не верю!», «Вы все это придумали!», «Вы приводите отрывки из воспоминаний второй жены Федора Михайловича, а она была не беспристрастна по отношению к своему мужу, а многие авторитетные люди давали Достоевскому совсем другую характеристику», – это небольшой перечень реакций респондентов на проблемные задания. Если не быть готовым к подобным высказываниям, то незаметно можно перейти к обсуждению тем, которые вслед за вопросами стихийно поднимаются аудиторией. Например, «Можно ли верить второй жене Достоевского?», «Имеем ли мы право судить выдающихся людей?» и т. д. Чтобы преодолеть возможный «эмоциональный всплеск», необходимо быть готовым к нему и свои усилия направлять на реализацию задачи совершенствования межличностного познания респондентов.

Направляя работу группы в деловое русло, психолог предлагает респондентам объяснить, как можно избежать ошибочных суждений о людях, особенно когда их поведение на первый взгляд не представляется безупречным.

3. Уяснение знаний о стратегиях межличностного познания. Ведущий обобщает все ответы респондентов и предлагает ознакомиться со стратегиями межличностного познания. Для этого респонденты получают учебные карты, содержащие краткую информацию о принципах и основанных на них стратегиях межличностного познания.

Как показывает опыт применения учебных карт, лучше, если они предъявляются не одновременно, а последовательно, непосредственно перед объяснением содержания той или иной стратегии. При одновременном предъявлении всех учебных карт внимание рассеивается. Респонденты начинают обсуждать содержание каждой карты друг с другом, и темп работы снижается.

При ознакомлении респондентов с учебной картой психолог подробно объясняет, как должна применяться стратегия межличностного познания, представленная на карте. Это делается на примере одного из фрагментов биографии известного человека, который использовался на предшествующем этапе. Далее предъявляется еще один отрывок, и респондентам предлагается самим прокомментировать, как следует использовать изучаемую стратегию познания при анализе личностных особенностей его героя. Затем предъявляется следующая учебная карта, и вся процедура повторяется вновь.

Рассматривая трудности работы на этом этапе, следует указать на то, что, как правило, именно на нем респонденты задают психологу вопросы по поводу конкретных жизненных ситуаций и взаимоотношений с определенными людьми и даже членами их собственных семей. Часто эти вопросы не имеют прямого отношения к теме занятий, и психолог должен быть готов к «неудобным» вопросам, сбивающим работу. Усилия следует направлять на то, чтобы, «контейнируя» эмоции слушателей, не упускать инициативу из своих рук и продвигать процесс формирования дальше.

Этот этап является решающим в усвоении способов познания, поэтому необходимо обеспечивать его детальное прохождение и не упускать из виду ни одного вопроса, имеющего отношение к пониманию материала. Психолог раскрывает содержание учебных карт на примере задания, использованного на этапе предъявления проблемных задач, а закрепление материала осуществляется на других примерах, также заимствованных из биографий известных людей.

4. Отработка умений использования стратегий, основанных на принципах межличностного познания.

Анализ новых ситуаций с опорой на учебную карту. Вначале учителям предъявляются новые отрывки с описанием фактов из жизни выдающихся людей и предлагается дать свою интерпретацию этих фактов на основе знаний, полученных на предшествующем этапе. Главная задача психолога состоит в том, чтобы при обсуждении личностных качеств человека респонденты правильно использовали все имеющиеся в их распоряжении знания, зафиксированные на учебных картах, которыми им разрешается пользоваться. В этом случае необходимо стремиться к тому, чтобы они давали полные и развернутые ответы. Данный этап заканчивается, когда респонденты постепенно перестают пользоваться учебными картами, запоминая их содержание.

Анализ новых учебных ситуаций без опоры на учебную карту. Вначале процедура анализа учебных ситуаций ничем не отличается от той, которая была принята на предшествующем этапе, за исключением того, что респонденты действуют без опоры на учебную карту (материализованную схему ООД). Затем вводятся новые задания. Им предлагается прослушать отрывок из жизнеописания известного человека, поступки которого ведущий интерпретирует, используя неадекватные способы межличностного познания. Респонденты должны объяснить, какие ошибки совершаются, и дать правильную интерпретацию поведения персонажей. Постепенно психолог отказывается от требования давать полные и развернутые ответы.

Свернутый анализ учебных ситуаций. Прослушав отрывок и его неправильную интерпретацию, респонденты должны лишь обнаружить ошибки и указать на них.

На этом лекционная часть процесса усвоения стратегий межличностного познания заканчивается. Дальнейшая работа с педагогами носит индивидуальный характер и протекает по мере поступления запросов от них психологу на более глубокое понимание отдельных поступков и личностных особенностей учащихся.

«Методика совершенствования стратегий межличностного познания» апробирована в ряде исследований аспирантов и соискателей факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова (Рождественская, 2004). Например, И. В. Мельникова показала, что она дает хорошие результаты при подготовке специалистов педагогического профиля в педагогических колледжах и вузах. Наибольший эффект наблюдается, когда в начале обучения студенты изучают общие психологические курсы и проходят такие виды педагогической практики, как «Психолого-педагогическая практика», «Первые дни ребенка в школе», «Практика пробных уроков». Совершенствование стратегий межличностного познания выступает как один из компонентов формирования профессионально значимых качеств будущих педагогов, к которым также относятся коммуникативные навыки, навыки межличностных взаимодействий, эмпатия, самопознание, личностная рефлексия. Практика показывает, что вначале следует обеспечить развитие коммуникативных навыков и навыков межличностных взаимодействий, и только на завершающем этапе – совершенствовать у студентов эмпатию, рефлексию, самопознание и межличностное познание (Мельникова, 2007).

Знакомство с работами, посвященными профилактике, коррекции и реабилитации девиантного поведения подростков, показывает, что одним из наиболее распространенных методов психологического воздействия является психологический тренинг. Действительно, подросткам нравится принимать участие в тренинговых занятиях, в ходе которых ненавязчиво, без какого-либо морализирования, в игровой форме формируются: личностная рефлексия, самооценка, коммуникативные навыки, эго-идентичность и т. д.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.