Образцы арт-терапевтических техник, игр и упражнений, используемых в тематических группах — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Образцы арт-терапевтических техник, игр и упражнений, используемых в тематических группах

2017-06-04 475
Образцы арт-терапевтических техник, игр и упражнений, используемых в тематических группах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В приложение включены различные техники, игры и упражнения, широко используемые в арт-терапевтической работе с различными категориями клиентов групп. Большинство данных техник и упражнений связаны, в первую очередь, с практикой тематически-ориентированных групп, хотя они могут применяться и при других формах групповой работы, а также в индивидуальной арт-терапии. Все техники и упражнения, описанные в приложении, объединены в несколько тематических групп.

Группа А «Работа с материалами» включает в себя техники и упражнения, применение которых имеет своими основными задачами преодоление затруднений в изобразительной работе пациентов (нередко отмечаемых в начале арт-терапевтического процесса), стимуляцию спонтанности, развитие воображения. Подгруппа I содержит графические техники. Подгруппа II связана с использованием других изобразительных материалов и средств работы (песок, глина, тесто, текстура, цветная бумага и т. д.).

Группа Б «Практические навыки» включает в себя упражнения, способствующие тренировке и совершенствованию когнитивных навыков (внимания, памяти, мышления), тесно связанных с практической деятельностью и адаптивными возможностями пациентов.

Группа В «Общие темы» включает упражнения и темы, позволяющие выражать широкий спектр различных переживаний и представлений, не обращаясь напрямую к проблемам больных, но действуя опосредованно – посредством метафор – что делает процесс самораскрытия пациентов более комфортным и психологически безопасным.

Группа Г «Восприятие себя». Упражнения и темы данной группы позволяют передавать биографический опыт, а также чувства и представления, связанные с отношением пациентов к самим себе и другим. Их применение может предоставлять богатый материал для психотерапевтической работы. В то же время, упражнения и техники данной группы могут провоцировать сильные чувства и требуют учета готовности больных к самораскрытию.

Группа Д «Парная работа». Упражнения и техники данной группы предполагают совместную изобразительную работу в парах, что позволяет развивать коммуникативные навыки, а также исследовать и корректировать социальные роли и привычные формы поведения.

Группа Е «Работа с семьями» включает в себя техники, которые могут быть использованы в в качестве инструмента исследования чувств и представлений, связанных с семейными отношениями больных.

Группа Ж «Конфликты» включает в себя упражнения и темы, позволяющие исследовать и корректировать поведение в различных конфликтных ситуациях, а также выражать чувства и представления, связанные с конфликтами.

Группа З «Сочетание изобразительной работы с другими формами творческого самовыражения».

Группа А

Подгруппа I

1. Упражнения с цветами. Используя лишь один цвет, попытайтесь исследовать его смысловые значения, изображая им разные формы и линии. Варианты:

— Выберите цвета, которые вам наиболее и наименее предпочтительны в данный момент.

— Выберите два или три цвета, составляющие гармоничную группу, или цвета, отражающие особенности вашего характера или состояния.

— Выберите цвета, «нейтрализующие» Ваши негативные переживания.

— Создайте изображение, используя лишь два или три цвета.

— Выберите два цвета — один симпатичный Вам, другой несимпатичный — и создайте изображение.

— Создайте два рисунка: один из цветов, приятных вам, другой — неприятный, а затем сравните оба рисунка.

— Используя большую кисть, с закрытыми глазами закрасьте всю поверхность листа. Открыв глаза, попытайтесь увидеть образ или оценить особенности изображения. Затем сделайте то же самое, используя другой цвет.

— Создайте серию рисунков на бумаге разных оттенков. Перед тем как рисовать, попытайтесь вызвать ассоциации с цветом бумаги для формирования исходного образа.

2. «Каракули тела». Используя любые части тела и размашистые движения, с закрытыми глазами создайте каракули. Затем посмотрите на полученное изображение с разных сторон и попытайтесь найти в нем образ и развить его.

3. «Завершение». Используя одни и те же простые линии или формы как основу, создайте завершенный образ, а затем сравните изображения в группе как с точки зрения формы образов, так и их содержания.

4. Контрастирующие цвета, линии и формы. Используйте контрастирующие цвета, линии и формы, например легкие и сильные мазки, короткие и длинные линии и т. д. для создания единого изображения.

5. «Крупный масштаб». Создайте изображение, используя малярные кисти, ролики, губки, тряпки, ноги, руки и т. д.

6. «Вырезанные формы». Начертите какую-нибудь фигуру, затем вырежьте ее и создайте на ней изображение. Повторите то же самое, используя другую фигуру, и сравните результаты.

7. «Каракули». Основное содержание этого упражнения — свободное движение мелка или карандаша по листу бумаги без какой-либо цели и замысла, в результате чего получается сложный «клубок» линий. В этом «клубке» следует затем увидеть какой-либо образ и развить его. Варианты этого упражнения:

— Ведите «дневник каракулей», для того чтобы проследить их изменение за определенный промежуток времени.

— После завершения рисунка на основе каракулей сочините рассказ.

— Попытайтесь выразить в словах свои чувства и ассоциации, появляющиеся при создании разных каракулей.

— Используйте отпечатки краски на бумаге (полученные с помощью кисти или руки) как основу для создания образа.

— Проделайте то же самое, но на большом листе бумаги, висящем вертикально, с участием всех членов группы.

— Напишите свои инициалы или автограф как можно крупнее, а затем попытайтесь найти в очертаниях образ и развить его.

— «Метаморфозы». Измените каракули и полученный образ в нечто иное, используя три движения руки.

8. Правая и левая руки. Пусть правая и левая руки выберут свои цвета. Закрыв глаза и рисуя двумя руками одновременно, создайте каракули, затем, открыв глаза, сформируйте образы на основе этих каракулей.

9. Левая рука. Варианты:

— Взяв левой рукой крупную кисть и используя один цвет, создайте мазки, а затем сформируйте на их основе изображение.

— Выполните то же самое, но используя левую кисть для создания отпечатков.

— Создайте каракули левой рукой и преобразуйте их в изображение.

10. Рисунок на влажной бумаге. Намочите бумагу и используйте водорастворимые краски (акварель, гуашь, акрил, темпера), нанося их с помощью кисти, разбрызгивая их или рассыпая красящий порошок. Обратите внимание на смешивание цветов и свои ощущения, связанные с этим. Варианты:

— Проделайте то же самое, но с использованием мятой бумаги.

— Преобразуйте цветные пятна в образы.

— Пользуясь фломастерами, обведите или соедините отдельные цветовые пятна.

— Дайте названия полученным цветовым пятнам.

11. «Чернильные пятна и бабочки». Капните чернилами или жидкой краской на бумагу, сверните лист пополам, разверните. Преобразуйте пятна в образы. Варианты:

— Дайте всем членам группы похожие пятна для доработки, а затем сравните результаты.

— Вырежьте и дорисуйте отдельные фрагменты пятна, наиболее понравившиеся вам.

12. «Отпечатки». Используйте предметы с рельефной поверхностью для изготовления отпечатков. Варианты:

— Используйте предметы, найденные на природе.

— Создайте целостную композицию из отпечатков, работая индивидуально или вместе на большом листе бумаги.

— Создайте из отпечатков образ.

Подгруппа II

13. Процарапанная поверхность. Раскрасьте лист бумаги фломастерами, затем покройте изображение слоем краски с помощью восковых мелков или пастели. Процарапайте поверхностный слой так, чтобы стало видно краску нижнего слоя.

14. Восковая живопись. Используя свечу, создайте на листе бумаги какое-либо изображение. Затем покройте поверхность водорастворимой краской, чтобы изображение проявилось более контрастно.

15. Работа с текстурой. Составьте набор разных текстурных материалов (тканей), а затем создайте из них какое-либо изображение или свой «тактильный портрет».

16. Работа с найденными предметами. Наберите предметы из окружающей среды (цветы, камни, раковины, листья, песок, опилки и т. д.) и попытайтесь создать из них картину, коллаж или скульптуру.

17. Работы с глиной. Варианты:

— Тактильно исследуйте свойства глины путем сжимания, разглаживания, формообразования и т. д.

— Изготовьте шарики из глины, а затем, закрыв глаза, вылепите из них что-нибудь.

— Опишите процесс создания глины и ее «жизнь» от первого лица.

— Создайте отпечатки разных предметов в глине.

— Изготовьте из глины фигурки для групповой композиции на определенную тему.

— Изготовьте различные сосуды из глины.

— Создайте, а затем разрисуйте глиняные фигуры.

18. «Игра с песочницей». Используйте песок и миниатюрные фигурки (людей, животных, растений и т. д.), а также найденные предметы для создания композиций и сочинения историй.

19. Работа с бумагой. Попытайтесь, используя бумагу, клей и ножницы, создать какую-либо композицию (скульптуру). Варианты:

— Вырежьте фигурки из бумаги и составьте рассказ или исполните роли с использованием этих фигурок.

— Передавая по кругу лист бумаги, участники группы делают с ним, что захочется. Бумагу можно рвать, мять, скреплять скотчем и т. д.

— Создайте в группе общую композицию, используя лишь белую бумагу или газеты.

20. Работа с цветной бумагой. Вырежьте разные формы из цветной бумаги и наклейте на белый лист, оформив их в композицию. Можно также создавать маски, используя цветную бумагу и, например, бумажную одноразовую посуду.

21. Коллаж. Вырежьте из журналов фигуры людей, животных и. т. д., а затем оформите их в композицию. Можно при этом подписать, о чем эти люди думают или что они делают. Варианты:

— Вырежьте формы из разных тканей или бумаги, а затем организуйте их в абстрактную композицию и раскрасьте пустоты.

— Аналогично предыдущему, но с созданием пейзажа, картины городской жизни и т. д.

22. Папье-маше. Смешайте склеивающий состав и куски бумаги. Используя формы, предварительно смазанные вазелином, создайте модели из папье-маше. Дайте моделям затвердеть, а затем раскрасьте их.

23. Игра с тестом. Приготовьте тесто по следующему рецепту: смешайте два стакана муки, три четверти стакана соли, одну столовую ложку масла, половину или более стакана воды. К смеси можно добавить пищевые красители или порошкообразную краску. Затем из этого состава можно создавать различные фигурки или скульптуру. Тесто хранится в пластиковом мешке или коробке в холодильнике.

24. Игра с пищевыми продуктами. Варианты:

— Изготовьте и украсьте бисквиты, имитирующие людей или животных или их маски, а затем разыграйте сцену.

— Используя любые пищевые продукты, создайте композицию.

25. Другие материалы:

а) Алебастр. Его можно использовать для создания различных фигурок, скульптур или барельефов, вырезания на его поверхности разных изображений.

б) Роспись по ткани.

в) Изготовление фигурных свечей или восковых фигурок.

г) Вырезание фигур из линолеума.

д) Различные виды мозаик.

Группа Б

1. Планирование сада. Создайте план сада, используя технику рисунка, коллажа, трехмерные объекты и т. д.

2. Фреска «животные». Каждый рисует на отдельном листе какое-нибудь животное, раскрашивает и вырезает фигуру. Затем все фигуры прикрепляются к большому листу бумаги на стене или на полу.

3. «Полки». Каждый на предварительно разлинованном листе с изображением полок рисует предметы, соответствующие той или иной теме, например «полки в мастерской плотника», «полки в магазине» и т. д.

4. «Магазин». Каждый получает лист бумаги с соответствующим заголовком, например: «магазин игрушек», «овощной магазин», «обувной магазин» и т. д. Необходимо нарисовать или вырезать из журналов и наклеить соответствующие товары.

5. «Виды спорта». Выполняется аналогично предыдущему упражнению.

6. «За столом». Стол накрывается большим листом бумаги и на нем рисуются или наклеиваются изображения посуды и различных блюд (на завтрак, обед или ужин).

7. «Дневные события». Необходимо нарисовать или вырезать из журналов картины, иллюстрирующие те или иные события, участниками которых были члены группы, например, встречу с каким-либо человеком, отпуск и т. д. При этом необходимо вспомнить и описать детали этих событий.

8. «Одежда». Используя ксерокопию или вырезку портрета какого-нибудь человека и дорисовав его фигуру, необходимо изобразить его одежду.

9. «Дома». Каждый участник группы получает заготовку в виде схематичного изображения дома в разрезе. Необходимо нарисовать либо вырезать из журналов обстановку и обитателей этого дома.

10. «Флаги». Необходимо раскрасить схематичные заготовки, изображающие разные национальные флаги.

11. «Карта района или города». Необходимо нарисовать или вырезать изображения транспортных средств, домов, пешеходов и расположить их на листе бумаги соответствующим образом, изображая, например, маршрут движения к тем или иным городским объектам. Аналогичным образом можно использовать и набор миниатюрных машин, изображая схему городского движения на карте района или города.

12. «Фрукты, цветы, листья». Необходимо нарисовать очертания или обвести разные листья, цветы, фрукты или иные предметы, а затем раскрасить и вырезать их изображения, располагая их в виде коллажа на общем листе.

13. «Окружающая среда». Необходимо вырезать фигуру человека из журнала, а затем нарисовать вокруг него окружающее предметное пространство или пейзаж.

14. «Времена года». Приготовьте четыре больших листа бумаги разного цвета и попросите членов группы определить, какому времени года соответствует тот или иной цвет. Затем необходимо вырезать из журналов картинки, соответствующие разным временам года, и расположить их на разных листах.

15. «Вырезанные фигуры». Подготовьте заранее множество контурных изображений людей, животных, домов и т. д. и раздайте их участникам группы. Необходимо раскрасить их любым способом.

Группа В

1. «Четыре стихии». Требуется создать один или несколько рисунков, связанных с различными природными стихиями:

— земля (пещера, дом, двор, поле, земля);

— вода (родник, река, озеро, море, вода);

— воздух (ветер, шторм, облака, воздух);

— огонь (факел, камин, лампа, свет, огонь).

2. «Дом, дерево, человек». Необходимо нарисовать дом, дерево и человека или что-нибудь из этого списка. Варианты:

— Необходимо дополнить изображение пейзажем.

— Следует также составить высказывание от первого лица.

Рисунок на свободную тему.

4. «Праздники». Необходимо создать рисунок или коллаж на тему какого-либо праздника. Варианты:

— Символы праздников.

— Совместный рисунок группы на тему какого-нибудь праздника.

— Рисование праздничной поздравительной открытки.

— Изготовление украшений для праздника.

— Создание плакатов праздничных мероприятий.

— Изображение результатов или последствий праздников.

5. «Темы жизни». Необходимо выбрать какую-нибудь тему, например свадьба, семья, рождение, смерть и т. д., и создать к ней иллюстрацию.

6. «Ассоциации с цветом». Необходимо связать с тем или иным цветом разные понятия, например:

— эмоции (печаль, радость, покой, страх);

— этапы жизни (детство, юность, зрелость, старость);

— время года и суток и т. д.

7. «Иллюстрации». Необходимо создать рисунок или коллаж на одну из следующих тем:

— природа (пустыня, горы, мир растений и животных и т. д.),

— погода (шторм, гроза, ночь, летний день и т. д.),

— сказочные и фантастические персонажи (клоун, ведьма, волшебник, призрак, эльф и т. д.),

— религиозные понятия и события (добро и зло, рай, ад, сотворение мира и т. д.),

— сны и фантазии.

Группа Г

1. «Знакомство». Задача этого упражнения — представить себя группе, не прибегая к словам, пользуясь рисунком. Варианты:

— Нарисуйте плакат, иллюстрирующий ваш образ жизни.

— Постарайтесь отразить на рисунке свои интересы, ценности, семью, друзей, род занятий.

— Аналогично предыдущему, но с использованием коллажа.

— Изобразите с помощью цветов, форм и линий особенности своего мироощущения.

2. «Автопортрет». Нарисуйте или вылепите свое реалистическое изображение. Варианты:

— Автопортрет по памяти (лицо или вся фигура).

— Автопортрет за две минуты.

— Необходимо нарисовать или вылепить свое изображение с закрытыми глазами. Одна рука ощупывает лицо, другая лепит или рисует.

— Изготовьте марионетку или фигурку с двигающимися частями тела, изображающую вас, а также создайте для нее «окружающую среду».

— Нарисуйте, как вам хотелось бы, чтобы вас воспринимали.

— Изобразите, каким вас видят ваш друг и недруг.

— Аналогично предыдущему, но с описанием впечатлений о себе самом от лица данных людей.

— Нарисуйте четыре Я: реальное, воспринимаемое с внешней стороны, идеальное, будущее.

— Автопортрет-шарж с преувеличением наиболее характерных особенностей.

— Создание нескольких масок, изображающих разные стороны вашей личности.

— Аналогично предыдущему, но все должно отразиться на одной маске.

— Аналогично предыдущему, но с использованием вырезок из журналов.

3. «Автопортрет в натуральную величину». Прикрепите на стене большой лист бумаги во весь свой рост. Обведите силуэт своей фигуры, а затем создайте образ самого себя. Варианты:

— Выполняется аналогично предыдущему, но необходимо лечь на лист бумаги, расстеленный на полу. Другой человек обводит ваш силуэт.

— Необходимо изобразить то, как вы себя чувствуете в разных местах тела.

— Необходимо изобразить с помощью красок и коллажа энергетические потоки в теле или то, что происходит «внутри» вас.

— Нарисуйте в натуральную величину, что значит для Вас быть самим собой.

— Попытайтесь поговорить со своим изображением.

— Попытайтесь определить, с какой частью изображенной вами фигуры связаны ваши роли руководителя, подчиненного, семьянина и т. д.

4. «Трехмерный автопортрет». Используя любые материалы, создайте трехмерное изображение самого себя (абстрактное или реалистическое).

5. «Маски». Изготовьте маску самого себя. Наденьте ее и исполните какую-нибудь роль. Варианты:

— Изготовьте маску, изображающую Вас в определенном эмоциональном состоянии.

— Изготовьте маску, изображающую то, как Вы воспринимаете себя, и маску, изображающую то, как Вас воспринимают окружающие.

— Изготовьте маски, отражающие Ваши лучшие и худшие свойства.

6. «Гербы и символы». Придумайте и изобразите свой герб или символ, отражающие наиболее характерные свойства вашей личности.

7. «Метафорический автопортрет». Необходимо нарисовать себя в виде какого-нибудь предмета или животного. Можно изобразить и фон. Варианты:

— После создания образа необходимо рассказать о нем от первого лица.

— Нарисуйте, каким предметом или животным вам хотелось бы быть.

— Изобразите себя в виде предмета, отражающего ваше состояние в данный момент.

— Изобразите на одной стороне листа себя в виде предмета, а на другой — в виде животного. Постарайтесь понять, как эти изображения соотносятся с отношением к Вам окружающих, а также с Вашим отношением к ним.

— Изобразите себя в виде растения на том или ином этапе его развития. Обратите внимание на свои ощущения, связанные с воображаемым процессом роста этого растения.

8. «Реклама». Нарисуйте рекламу для самого себя, включив в нее короткий текст. Варианты:

— После завершения рисунков участники группы добавляют в рекламу друг друга те элементы или формулировки, которые автор, по их мнению, пропустил.

— Создайте визуальную и текстовую рекламу для других участников группы.

9. «Линия жизни». Изобразите свою жизнь в виде линии или пути на местности. Обозначьте символами или словами наиболее значимые события и вехи своей жизни. Варианты:

— Изобразите свой жизненный путь в виде лабиринта или спирали с обозначениями.

— Изобразите не только прошлое и настоящее, но и будущее.

— Проиллюстрируйте свой рисунок вырезками из журналов.

— Обратите особое внимание на направление «линии жизни», ее цель, моменты, связанные с преодолением препятствий и т. д.

10. «Прошлое, настоящее и будущее». Создайте три рисунка, иллюстрирующих ваше прошлое, настоящее и будущее. Варианты:

— Используйте вырезки из журналов.

— Создайте три рисунка, изображающих Вас в прошлом, настоящем и будущем.

— Проиллюстрируйте те или иные стороны Вашего будущего (работу, место жительства и т. д.).

— Изобразите себя на перекрестке дорог с обозначением направлений дальнейшего движения.

— Изобразите возможные трудности в ближайшем будущем.

— Проиллюстрируйте, откуда Вы пришли, где находитесь и куда движетесь.

— Проиллюстрируйте свои потери в прошлом и то, что Вам хотелось бы обрести в будущем.

— Изобразите людей, наиболее значимых для Вас в прошлом и настоящем.

11. «Коллаж жизни». Вырежьте из газет и журналов любые иллюстрации, а также заголовки и тексты, имеющие отношение к Вашей жизни, а затем объедините их в коллаж. Варианты:

— Расположите предметы из своего кармана или сумки так, чтобы их положение отражало их эмоциональную значимость для Вас и Ваши отношения с ними.

— Нарисуйте или вырежьте из журналов и расположите на листе определенным образом изображения основных предметов своих интересов и устремлений.

12. «Грани моего Я». Изобразите себя в центре листа и поместите затем образы, отражающие разные грани Вашей личности, вокруг центра. Обратите особое внимание на расположение образов вокруг центра, их размер и другие особенности. Варианты:

— Выполняется аналогично предыдущему, но с расположением вокруг себя различных предметов, людей и т. д., отражающих ваши отношения.

— Необходимо на одном листе, на трех полосах разного цвета изобразить разные символы, отражающие духовный, интеллектуальный и физический аспекты вашей жизни.

— Изобразите себя в виде сообщества разных персонажей, отражающих различные грани вашего Я.

13. «Воспоминания детства». Проиллюстрируйте одно из своих наиболее ранних или наиболее ярких детских воспоминаний. Варианты:

— Изобразите по одному из самых счастливых и несчастливых событий своего детства.

— Изобразите себя в детстве.

— Изобразите левой рукой одно из наиболее ярких воспоминаний детства.

— Попытайтесь что-нибудь нарисовать так, как Вы рисовали в детстве, и рассказать о рисунке языком ребенка.

— Изобразите то, что Вам запрещали делать в детстве. Подумайте, стыдитесь ли Вы этого до сих пор?

— Изобразите одно из самых ранних ваших воспоминаний, связанных с расставанием. Какое отношение оно может иметь в настоящий момент к ситуациям, связанным с расставаниями?

14. «Обзор жизненного пути». Нарисуйте сцены, связанные с наиболее яркими воспоминаниями Вашей жизни. Варианты:

— Нарисуйте сцены из своего детства, юности, взрослого периода жизни.

— Нарисуйте сцены, связанными с хорошими и плохими воспоминаниями.

— Нарисуйте сцены, связанные с сильными чувствами.

— Нарисуйте сцены, связанные с наиболее важными событиями В ашей жизни.

— Нарисуйте разные группы наиболее важных для Вас людей (семью, коллег по работе, соседей и т. д.).

— Нарисуйте то, что составляет наиболее важные элементы Вашей жизни в настоящем.

— Изобразите членов своей семьи или знакомых, с которыми у Вас связаны «незавершенные» дела или которым Вы не успели что-то сказать. Добавьте к рисункам то, что Вы хотели бы сделать или сказать.

15. «Утраты». Нарисуйте образ или символ того, что или кого вы потеряли (к данной теме следует прибегать с осторожностью, особенно в тех случаях, когда человек недавно перенес какую-нибудь утрату. В то же время оно может быть очень значимо для начала работы со значимыми переживаниями).

16. «Мои секреты». Нарисуйте в реалистической или абстрактно-символической манере следующее:

а) То, чем Вы хотели бы поделиться с группой.

б) То, чем Вы, возможно, могли бы поделиться с группой.

в) То, что Вам не хотелось бы раскрывать.

В процессе обсуждения участники группы могут решиться рассказать и о пунктах б) и в), но их не стоит к этому принуждать. Варианты:

— Изобразите себя в одиночестве и на людях.

— Изобразите свое социальное и приватное Я.

— Аналогично предыдущему, но путем создания масок. После этого можно рассказать о себе от их лица.

17. «Хорошее и плохое». Изобразите то, что в Вас есть хорошего и плохого, что Вам в себе нравится и не нравится, свои достоинства и недостатки. Варианты:

— Изображение идеального и реального Я.

— После изображения положительного и отрицательного Я необходимо сочинить разговор между ними.

18. «Проблемы». Изобразите свои проблемы, наиболее значимую проблему или ту, которая имеет устойчивый характер. Затем изобразите те выгоды, с которыми могут быть связаны эти проблемы.

19. «Чувства и состояние в данный момент». Изобразите свои чувства или состояние в данный момент. Варианты:

— Используйте лишь цвета, линии и формы.

— Используйте символы.

— Используйте технику «каракулей».

— Изобразите чувства, связанные с завершением вами того или иного этапа жизни и началом нового.

20. «Желания». Изобразите реалистически или абстрактно одно, два или более своих желаний. Варианты:

— Изобразите путешествие, которые Вы хотели бы совершить.

— Нарисуйте, где бы Вам хотелось сейчас находиться.

— Что бы вы сделали, если бы у Вас было много денег.

— Предмет, которым Вам хотелось бы обладать.

— Что Вам хотелось бы найти при тех или иных обстоятельствах.

— Нарисуйте своего героя или героиню.

— Нарисуйте, с чем связаны Ваши надежды.

— Нарисуйте подарок, который Вам хотелось бы получить.

— Представьте, что Вы переправляетесь через реку. Нарисуйте, что находится на другом берегу.

— Представьте, что Вы — прорастающее растение. Изобразите окружающий пейзаж.

— Представьте себя в безопасном, приятном месте. Изобразите это место, кто или что находится рядом с Вами.

21. «Страхи». Изобразите свой страх (или страхи) и то, с чем они связаны. Варианты:

— Представьте, что Вы прячетесь. Где и от кого? Нарисуйте эту ситуацию.

— Нарисуйте себя потерявшимся в диком лесу.

— Представьте незнакомую дверь или ворота. Нарисуйте, что или кто находится за ними.

22. «Любимое и нелюбимое». Изобразите людей, которых Вы любите в наибольшей и наименьшей степени. Варианты:

— Вырежьте из журналов лица, которые вам нравятся в наибольшей и наименьшей степени и объедините их в один коллаж.

— Разделите лист на несколько частей и нарисуйте в них: кем Вы восхищаетесь, кого Вы ненавидите, любите, о ком сожалеете, с кем хотели бы поменяться местами, кто у Вас все время на уме.

— Вырежьте из журналов фотографии лиц противоположного пола, отражающие их привлекательные и отталкивающие свойства и объедините их в коллаж.

— Вырежьте из журналов фотографии людей одного с Вами пола, которые вам симпатичны, и объедините их в коллаж.

23. «Друг». Изобразите:

— Друга в прошлом и настоящем.

— Предполагаемого друга в будущем.

Группа Д

1. «Общий рисунок». Рисуйте одновременно с партнером, по возможности молча. Старайтесь реагировать на действия партнера. Варианты:

— Просто рисуйте молча.

— Нарисуйте окружающую среду, в которой вам бы хотелось находиться вместе.

— Перед рисованием выберите тему.

— Используйте технику коллажа.

2. «Рисование и наблюдение». Один наблюдает то, что рисует другой, и пытается развить образ в своем воображении, сообщая о своих ассоциациях рисующему. Тот вправе использовать эти ассоциации по своему усмотрению. Затем партнеры меняются ролями.

3. «Разговор». Каждый в группе выбирает для себя цвет и подбирает себе партнера, ориентируясь на его цвет. Затем пары изображают «разговор» цветов на одном листе бумаги, пытаясь вести свою линию примерно параллельно линии партнера или продолжая ее. Варианты:

— Используйте разные формы и пятна в ответ на используемые партнером формы и пятна, предварительно распределив цвета.

— Попытайтесь имитировать эмоционально окрашенный разговор, например ссору и т. д.

4. «Каракули». Нарисуйте каракули и передайте партнеру, который должен создать из них образ.

5. «Интервью-презентация». Попросите партнера рассказать о его жизни, интересах, планах и т. д., а затем изобразите на рисунке наиболее важное из того, что он Вам рассказал.

6. «Сюжетные линии». Один партнер рисует персонажей, другой сочиняет диалоги между ними согласно определенному сюжету, либо партнеры рисуют поочередно определенные моменты развития какого-либо события.

7. «Портреты». Нарисуйте автопортрет и портрет партнера и обсудите с ним свои рисунки. Варианты:

— Нарисуйте абстрактный портрет партнера, используя цвета и формы.

— Нарисуйте автопортрет и передайте партнеру для дорисовки.

— Нарисуйте портрет партнера и передайте ему для дорисовки.

8. «Маски». Изготовьте одну или несколько масок, отражающих наиболее характерные особенности своего партнера, а затем отдайте ему для примерки.

9. «Силуэты». Пользуясь белым листом бумаги и лампой, обведите с партнером силуэты друг друга. Варианты:

— Нарисуйте несколько силуэтов, подбирая разные ракурсы.

— Обведите силуэт партнера, а затем дорисуйте его, изображая детали внешнего облика.

10. «Совместный проект». Создайте какое-нибудь произведение вместе с партнером, например рисунок, коллаж, скульптуру, предметную композицию, предварительно обсудив с ним проект либо работая молча.

11. «Начальник и подчиненный». Один руководит действиями другого: говорит, какие использовать материалы или краски, что и как изображать и т. д. Затем меняются ролями. В конце обсуждают свои впечатления от работы.

12. «Поочередное рисование». Один партнер начинает рисунок, затем другой продолжает его и т. д.

Группа Е

1. Семейный портрет. Реалистическое, символическое, абстрактное изображение членов семьи. Варианты:

— Изображение членов семьи в виде животных или предметов.

— Изображение членов семьи с составлением диалогов между ними.

— Подбор иллюстраций из журналов, напоминающих о семье и отношениях между ее членами.

— Трехмерное изображение членов семьи.

2. «Совместное действие». Изображение членов семьи в процессе совместной деятельности. Варианты:

— Изобразите себя в той роли, которую Вы играете в семье.

— Изобразите план Вашей квартиры или дома и расположите на нем членов вашей семьи, занимающихся каким-либо делом.

3. «Отношения детей и родителей». Группа делится по парам, изображающим игру родителей и детей. Сначала один из партнеров, изображая «родителя», создает рисунок для другого, изображающего «ребенка». Затем «ребенок» руководит действиями «родителя», создающего рисунок для «ребенка».

4. «Семейные темы». Нарисуйте себя с каким-либо членом Вашей семьи, либо нарисуйте какое-нибудь семейное событие (свадьбу, рождение ребенка, праздник и т. д.).

5. «Эмоциональные портреты». Партнеры (члены семьи) рисуют портреты друг друга в определенном эмоциональном состоянии. Затем передают рисунки друг другу для исправления, делая свое изображение таким, каким вы хотели бы себя видеть.

6. «Текущий момент». Члены семьи изображают семейную ситуацию в настоящий момент, а затем то, какой они хотели бы ее видеть.

7. «Наиболее важные вещи». Каждый член семьи рисует то, что наиболее важно для него в настоящий момент. Затем рисунки обсуждаются совместно.

8. «Семейные проблемы». Каждый член семьи изображает какую-нибудь семейную проблему и то, как она влияет на его жизнь (например, алкоголизм, заболевание, безработица и т. д.).

9. «Неполная семья». Каждый член семьи изображает на рисунке или коллаже положительные и отрицательные моменты, связанные с неполной семьей.

10. «Совместный семейный рисунок». Вся семья рисует что-нибудь на большом листе бумаги или создает композицию с использованием других материалов. Иногда этому предшествует обсуждение темы работы. Работа завершается обсуждением динамики процесса создания совместной композиции. При этом анализируются семейные роли и отношения.

Группа Ж

Индивидуальная работа

Изображение конфликта, при котором выявляются чувства, связанные с ним, и определяются возможные варианты его разрешения.

1. Обсуждение какого-либо конфликта и его обсуждение в парах.

2. Изображение конфликта в виде «рассказа в картинках» с выделением стадий его развития.

3. Изображение актуального личного конфликта.

4. Изображение «внутреннего» конфликта в абстрактно-символическом или метафорическом виде. Возможно «озвучивание» различных сторон (мотивов, начал) «внутреннего» конфликта путем составления монологов или диалогов между ними.

5. Создание масок участников конфликта.

6. Создание композиций на тему «шторм», «взрыв», «огонь», «сражение», «чудовища», «спортивные состязания» для того, чтобы дать выход чувствам, связанным с конфликтом.

7. «Выпускание пара». Эта техника также дает выход сильным чувствам, связанным с конфликтом. Варианты:

— Разбивание ненужных деревянных и иных предметов.

— Крупномасштабная работа с использованием малярных кистей, губки, тряпки, ног, рук и т. д.

— Составление композиции из найденных предметов или мусора.

— Работа с глиной.

— «Скульптура» из газет или бумаги (работа может включать разрывание и склеивание).

— Игра с песком.

Парная работа

Невербальное взаимодействие в процессе определенных видов изобразительной работы способно генерировать конфликт, который затем обсуждается.

8. «Разговор» (см. Группа Д, № 3).

9. Парный рисунок (см. Группа Д, № 1).

10. Поочередное рисование (см. Группа Д, № 12).

11. «Проблема (конфликт) и ее разрешение». Один изображает проблему на одной части листа бумаги, другой — ее разрешение на другой части листа.

12. «Опасное путешествие». Один рисует путь с препятствиями, другой — способы их преодоления.

Групповая работа

Дает возможность наблюдения за групповыми ролями и их динамикой, что позволяет выявить конфликт и найти подходы к его разрешению как в процессе работы, так и при ее обсуждении.

13. Одновременное рисование в группе без предварительного выбора темы.

14. Одновременное рисование с предварительным выбором темы.

15. «Кооперативное рисование». Предполагает не только выбор темы, но и распределение ролей между участниками.

16. Одновременное рисование в пределах индивидуальных территорий (города, страны, континента), но с возможной коммуникацией между


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.202 с.