Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2017-06-04 | 367 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
5.6. Оборудование арт-центра (арт-терапевтического кабинета)
5.1. Общие принципы организации работы арт-центра (арт-терапевтического кабинета)
Основные принципы работы арт-терапевтического кабинета (арт-центра)можно сформулировать следующим образом:
1. Доступность для всех пациентов ЛПУ.
Арт-терапевтический кабинет (арт-центр) планируется таким образом, чтобы пациенты, проходящие лечение на всех отделениях ЛПУ, имели возможность посещать проводимые в кабинете (центре) мероприятия. Помимо того, что в ЛПУ выделяется общее пространство для занятий арт-терапией для пациентов, приходящих из разных отделений, для большей доступности арт-терапии (и иных видов терапии искусством) на закрытых психиатрических отделениях такие занятия также могут быть организованы. В таком случае, при проведении, например, занятий арт-терапией, на отделении должно быть предусмотрено помещение для занятий, место для хранения художественных материалов.
2. Соответствие структуры арт-терапевтического кабинета (арт-центра)функциональной структуре ЛПУ.
Арт-терапевтический кабинет (арт-центр)является структурным подразделением ЛПУ (психоневрологического диспансера, психиатрической больницы, психотерапевтического кабинета общесоматической больницы). Он также может входить в состав реабилитационного отделения, психотерапевтического отделения, являться отдельным подразделением в составе ЛПУ.
3. Соответствие направлений арт-терапевтической работы (работы, связанной с проведением разных видов терапии искусством) преимущественной направленности лечебно-реабилитационной работы в ЛПУ.
Планирование арт-терапевтической работы (работы, связанной с проведением разных видов терапии искусством) должно учитывать преимущественные контингенты обслуживания конкретного ЛПУ, условия лечебно-реабилитационной работы (амбулаторные, полустационарные, стационарные).
|
4. Системный характер арт-терапевтических мероприятий (мероприятий, связанных с проведением разных видов терапии искусством).
Системный характер арт-терапевтических мероприятий (мероприятий, связанных с проведением разных видов терапии искусством) обеспечивается синхронизацией арт-терапевтических мероприятий с общим планом лечебно-реабилитационной работы с пациентом. Задачи и мишени арт-терапии (а также иных видов терапии искусством) формулируются, исходя из клинического состояния пациента, характера имеющегося расстройства, психосоциальных механизмов, затрудняющих выздоровление (стабилизацию состояния, наступление ремиссии, улучшение психосоциальной адаптации). Для этого, в технологической карте должен быть отражен весь перечень мероприятий, проводимых арт-терапевтическим кабинетом (арт-центром)с обязательным списком показаний к каждому мероприятию, критериев эффективности и критериев перехода к мероприятиям следующего этапа.
5. Этапный характер арт-терапевтических мероприятий.
Этапный характер арт-терапевтических мероприятий (мероприятий, связанных с проведением разных видов терапии искусством) подразумевает соответствие их задач общим задачам лечебно-реабилитационного процесса на всех его этапах: начальном («кризисном»), лечебном и реабилитационном.
Этапы | Задачи арт-терапии | Общая направленность и варианты организации арт-терапии |
«Кризисный» | Преимущественно смягчение симптомов психического расстройства (поведенческих, эмоциональных, познавательных, соматических нарушений). Адаптация пациента к условиям ЛПУ, повышение мотивации к лечению В отдельных случаях (ППР) – воздействие на причинные факторы и механизмы развития психического расстройства, а также вызванных им психогенных реакций (арт-терапия как вариант или составная часть патогенетической терапии) | Арт-терапия как вид терапии занятостью: открытая арт-терапевтическая студия с акцентом на вовлечение пациентов в занятия изобразительной деятельностью. Индивидуальные занятия в студии. Возможно сочетание студийной работы с элементами тематического подхода в организации групповых занятий. В отдельных случаях (ППР) – начало проведения индивидуальной, интерактивной групповой и семейной арт-терапии (арт-психотерапия) |
«Лечебный» | Дальнейшее купирование симптомов психического расстройства; по возможности, активизация работы, направленной на нейтрализацию причинных факторов и механизмов развития психического расстройства, а также вызванных им психогенных реакций. Проработка и коррекция отношение пациента к себе, окружающей среде, образу жизни, своему заболеванию, лечению. Укрепление отношений пациента с другими больными, медицинским персоналом. Активизация и привлечение стабилизирующих факторов (внутренних и внешних ресурсов) пациента. Развитие и поддержка жизненных навыков (коммуникации, самоорганизации, саморегуляции и др.). | Арт-психотерапия: арт-терапия как вариант или составная часть клинической психотерапии психических расстройств, реализуемой на основе индивидуальной психотерапевтической программы. Начало либо продолжение ранее начатой индивидуальной, интерактивной групповой и семейной арт-терапии. Психосоциальная терапия и реабилитация: арт-терапия в развитии социальных навыков и возможностей. Программы повышения социальной компетенции на основе творческой деятельности в интерактивной группе (преимущественно тематической). В отдельных случаях - арт-терапия как вид терапии занятостью с акцентом на формировании устойчивых художественных интересов и навыков художественно-производственной деятельности.Открытая арт-терапевтическая студия, в том числе, с элементами обучения и более четкой организации работы пациентов в группе. Индивидуальные занятия в студии – для достаточно мотивированных пациентов с низкой динамикой клинических проявлений. |
«Реабилитационный» | Генерализация и поддержка терапевтических изменений, достигнутых на предыдущей стадии. Коррекция отношений пациента к своей социальной роли, труду, личностно-значимой деятельности. Дальнейшее укрепление отношений пациента с другими больными, медицинским персоналом, членами семьи, обществом. Активизация и привлечение стабилизирующих факторов (внутренних и внешних ресурсов) пациента. Развитие и поддержка жизненных навыков (коммуникации, самоорганизации, саморегуляции и др.). | Психосоциальная реабилитация: арт-терапия и поддерживаемая специалистом творческая активность пациента за рамками ЛПУ как часть процесса развития автономного существования пациента, пролонгированной поддержки его социальных навыков и возможностей, предпосылка самостоятельного функционирования личности. Программы повышения социальной компетенции на основе творческой деятельности в интерактивной (преимущественно тематической) или студийной группе. |
|
|
Обязательными элементами организации арт-терапевтического кабинета (арт-центра)являются:
1. Структура.
В состав арт-терапевтического кабинета могут входить некоторые специализированные формы изобразительной деятельности, требующие организации особых функциональных зон и наличие специального инвентаря. Так, в составе такого кабинета могут быть организованы занятия пациентов некоторыми видами прикладного творчества - гончарным делом, керамикой, гласс-артом, художественной фото- и видеосъемкой. В таком кабинете также могут быть в отдельных случаях предусмотрены отдельные зоны для иных (неизобразительных) видов творческой деятельности. Однако, такие зоны или даже отдельно выделенные помещения для этих видов творчества более характерны для арт-центра. На ег базе могут быть созданы драматерипевтическая студия, кабинет для танцевально-двигательной терапии, музыкальной терапии. В состав арт-центра также могут входить отдельные помещения для разных организационных форм арт-терапии – индивидуальной, групповой интерактивной арт-терапии, открытой студийной группы, семейной арт-терапии. В отдельных случаях арт-центр может включать экспозиционное пространство – арт-галерею (выставочный зал) для организации открытых или закрытых (для пациентов, их родственников и персонала ЛПУ) выставочных мероприятий.
|
2. Управление.
Непосредственное руководство работой арт-терапевтического кабинета или арт-центра может осуществляться его заведующим, либо заведующим лечебного подразделения, в состав которого входит кабинет или центр. Функции руководителя арт-терапевтического кабинета или арт-центра, в случае отсутствия такой должности в штатном расписании, могут возлагаться на одного из работающих на их базе специалистов. В этом случае должностная инструкция должна быть дополнена документом «Функциональные обязанности руководителя арт-терапевтического кабинета (арт-центра)».
3. Положение о работе арт-терапевтического кабинета (арт-центра).
Положение о работе арт-терапевтического кабинета (арт-центра) является документом, регламентирующим его структуру, форму организации, а также направленность и содержание его работы. Положение утверждается руководителем ЛПУ и является основным документом, на основании которого осуществляется деятельность кабинета (центра).
4. Прописанные алгоритмы работы (технологическая карта, должностные инструкции сотрудников)
Прописанные алгоритмы работы сотрудников арт-терапевтического кабинета (арт-центра) могут представлять собой пошаговое описание порядка работы с уточнением всех необходимых процедурных компонентов. Такие алгоритмы могут являться приложениями к Положению.
5. Штатное расписание
В штатном расписании арт-терапевтического кабинета (арт-центра) желательно предусмотреть должности врача-психотерапевта, медицинского (клинического) психолога, причем, желательно со специализацией в определенном виде терапии искусством, либо в нескольких ее видах (в случае использования интегративного, мультимодального подхода), администратора, в некоторых случаях также трудинструкторов, творческих работников – художников, музыкантов, хореографов и др.
6. Планирование и оборудование помещений.
Описано в пункте 5.6.
7. Обеспечение расходными материалами
Описано в пункте 5.6.
8. Система учета работы арт-терапевтического кабинета (арт-центра)
В арт-терапевтическом кабинете (арт-центре) ведется учетная и отчетная медицинская документация в соответствии с действующими нормативными положениями и приказами главного врача. Необходимо предусмотреть такие формы учета работы кабинета (центра), которые были бы удобны для работы с ними. Оптимальным является ведение «индивидуальных карт арт-терапевтической работы», «журнала регистрации арт-терапевтической работы», «журнала группововй арт-терапии».
5.2.Специалисты арт-терапевтического кабинета (арт-центра)
|
Специалистами арт-терапевтического кабинета (арт-центра) могут быть:
· Врач-психотерапевт, имеющий подготовку по психиатрии и психотерапии, имеющий соответствующие дипломы и сертификаты, а также прошедший специальную подготовку по арт-терпии. При использовании в деятельности кабинета или арт-центра нескольких видов терапии искусством врач-психотерапевт может пройти специальную подготовку по данным направлениям, а также может иметь подготовку в области интегративного, мультимодального подхода в терапии искусством.
· Клинический (медицинский) психолог, имеющий подготовку по клинической (медицинской) психологии, а также прошедший специальную подготовку по арт-терпии, При использовании в деятельности кабинета или арт-центра нескольких видов терапии искусством клинический психолог может пройти специальную подготовку по данным направлениям, а также может иметь подготовку в области интегративного, мультимодального подхода в терапии искусством.
· специалисты в области отдельных видов искусств (художник, музыкант, хореограф, театральный работник), прошедшие подготовку по арт-терапии или иным видам терапии искусством.
Все специалисты арт-терапевтического кабинета (арт-центра) должны обладать следующими знаниями:
· владеть современными определениями арт-терапии и иных видов терапии искусством (музыкотерапии, драматерапии, танцевально-двигательной терапии),
· иметь представление о классических и современных подходах в зарубежной и отечественной арт-терапии (терапии искусством),
· знать основные категории и понятия, а также методологические и теоретические принципы системной клинической арт-терапии,
· иметь представление различных направлениях клинической арт-терапии,
· иметь целостное представление о взаимосвязи содержания, средств, форм, методов и приемов в клинической арт-терапии, включая системную клиническую арт-терапию,
· знать основные методы и формы организации клинической арт-терапии.
При использовании в деятельности кабинета или арт-центра нескольких видов терапии искусством его специалисты, в зависимости от применяемого ими вида терапии искусством, должны обладать соответствующими знаниями в этой области. Так, специалист в области музыкальной терапии должен знать классические и современные подходы в этой области, знать основные категории и понятия клинической музыкальной терапии, ее методы и формы организации и т. д.
Специалисты арт-терапевтического кабинета (арт-центра) должны уметь:
· использовать различные художественные материалы (включая материалы, предназначенные для занятий графикой, живописью, лепкой, создания коллажей, работы с объектами) и технические приемы работы с ними,
· организовывать арт-терапевтическое пространство,
При использовании в деятельности кабинета или арт-центра нескольких видов терапии искусством его специалисты, в зависимости от применяемого ими вида терапии искусством, должны уметь использовать соответствующие средства и технические приемы работы с ними. Так, специалист в области музыкальной терапии должен владеть игрой на разных музыкальных инструментах, в том числе, владеть музыкальной импровизацией.
Врач-психотерапевт и клинический психолог арт-терапевтического кабинета (арт-центра) должны знать:
· принципы системной организации арт-терапевтического процесса,
· основные методы и приемы клинической арт-терапии, включая клиническую системную арт-терапию, показания к их применению,
· основные варианты организации арт-терапии (индивидуальный, семейный, групповой, включая его разновидности), показания к их применению,
· факторы и механизмы лечебного воздействия арт-терапии и их соотношение, в зависимости от конкретной формы и модели арт-терапевтической работы,
· сознательные и неосознаваемые механизмы психической деятельности, отражающиеся в арт-терапевтической деятельности,
· особенности психотерапевтических и групповых отношений в условиях арт-терапии,
· структуру и содержание арт-терапевтичесокго процесса, особенности его разных этапов,
· процессуально-технологические особенности применения арт-терапии у пациентов с разными психическими расстройствами,
· основные методы оценки эффективности клинической арт-терапии,
уметь:
· определять направления для арт-терапевтической работы,
· определять мишени и задачи для арт-терапевтической работы,
· определять необходимое содержание индивидуальной и групповой арт-терапевтической работы,
· дифференцированно использовать разные художественные материалы, техники и приемы арт-терапии, разные виды интерпретации и вербальной обратной связи, с учетом клинических, психологических, социальных и физических особенностей пациентов,
· дифференцированно использовать разные позиции (на основе применения критериев директивности-недирективности, открытости-закрытости, поддержки-фрустрации и др.) в отношениях с пациентом,
· организовывать и проводить групповую арт-терапию (в одном или нескольких вариантах – студийном, тематическом, динамическом), с учетом клинических, психологических, социальных и физических особенностей пациентов, отслеживать характерные для нее проявления групповой динамики.
5.3. Взаимодействие арт-терапевтического кабинета (арт-центра) с различными отделениями клиники
Взаимодействие арт-терапевтического кабинета (арт-центра) с клиническими подразделениями ЛПУ производится на основании:
1. общей истории болезни,
2. единого функционального диагноза (учитывающего три плоскости: биологическую, психологическую, социальную),
3. индивидуальной психотерапевтической (лечебно-реабилитационной) программы,
4. бригадных моделей взаимодействия специалистов.
Алгоритм взаимодействия арт-центра с клиническими подразделениями ЛПУ должен быть описан в Положении об Арт-центре, поскольку такой алгоритм вырабатывается в каждом ЛПУ с учетом особенностей проводимой в нем клинической работы, специфики клинических подразделений, системы управления клиникой.
Из форм бригадного взаимодействия специалистов следует остановиться на следующих:
Бригадное совещание.
Бригадное совещание представляет собой профессиональное собрание специалистов, целью которого является принятие решений относительно любых диагностических или лечебно-реабилитационных действий в отношении пациента.
Для успешного выполнения этой задачи необходимы:
1. система управления бригадой,
2. временной регламент совещаний,
3. способ реализации принятых решений.
Поводы для совещаний бригады: | Задачи: |
1. Поступление пациента в клинику | - определение состава бригады - определение диагностических задач - определение лечебных задач ургентного характера |
2. Завершение диагностического этапа | - формулирование функционального диагноза (минимум тремя специалистами: психиатром (психотерапевтом), клиническим психологом (психотерапевтом), специалистом по социальной работе). - составление индивидуальной лечебно-реабилитационной программы |
3. Плановое совещание бригады в процессе реализации индивидуальной лечебно-реабилитационной программы | - обмен информацией о пациенте между специалистами - профилактика рассогласованности в действиях специалистов |
4. Необходимость коррекции лечебной программы | - идентификация возникших сложностей - определение способов решения |
5. Переход от одного этапа лечебно-реабилитационной программы к другому | - определение критериев завершения этапа - пересмотр (при необходимости) способов управления бригадой: например, на разных этапах главными специалистами, координирующими работу бригады, могут становиться разные члены бригады (психиатр, психотерапевт, психолог, социальный специалист) в соответствии с важностью тех или иных задач. |
6. Завершение случая | - подведение итогов - формирование рекомендаций |
Клинико-психотерапевтический разбор.
Клинико-психотерапевтический анализ психотерапевтического случая (КАПС) является особой формой взаимодействия специалистов и относится к важным компонентам содержательного функционирования профессиональной психотерапевтической среды в условиях психиатрического подразделения (учреждения). Преимуществом КАПС является его транстеоретичность, то есть, возможность применения процедуры вне зависимости от теоретической ориентации врача-психотерапевта и используемых методов и методик психотерапии. Клинико-психотерапевтический анализ психотерапевтического случая является активным психотерапевтическим алгоритмом, позволяющим индивидуализировать программу лечения для каждого пациента и каждой диады «врач-пациент».
В таблице ниже приводится сравнительное описание задач при проведении КАПС по сравнению с клинической конференцией (клиническим разбором).
Сравнительное описание
задач при проведении клинической конференции и КАПС.
Критерии описания | Клинический разбор | КАПС |
Цель процедуры: | Обоснование элементов ИЛРП (индивидуальной лечебно-реабилитационной программы) | Диагностика причин возникновения трудностей в реализации ИЛРП |
Диагностическая задача | Формулирование развернутого клинического диагноза, функционального диагноза, психотерапевтической гипотезы. | Верификация психотерапевтической гипотезы и адекватности выбора мишеней психотерапии |
Анализ мотивации | Определение первоначальной глубины лечебного (психотерапевтического) вмешательства (в зависимости от особенностей мотивации) | Верификация определения объекта психотерапии (пациент, семья группа) и психотерапевтического заказа |
Задача по отношению к выбору метода психотерапии | Выбор форм и методов лечения, в том числе психотерапии (в зависимости от показаний) | Верификация соответствия психотерапевтической гипотезы и выбираемых методов и форм психотерапии |
Задача по отношению к реализации выбранного метода психотерапии | Метод индивидуальной психотерапии (в зависимости от видения психотерапевта) | Анализ особенностей применения метода(ов) психотерапии |
Задача по отношению к психотерапевтической коммуникации | Коммуникация является инструментом получения необходимой диагностической информации | Коммуникация анализируется как условие для реализации психотерапевтических задач, как терапевтический инструмент и сочетание факторов терапевтического воздействия |
Таким образом, клинический разбор является инструментом, направленным на анализ данных, полученных на диагностическом этапе и составление ИПП.
КАПС является инструментом, позволяющим проводить комплексный анализ трудностей, возникающих на любом этапе психотерапевтического лечения и уже реализуемой ИПП.
Алгоритм КАПС и содержательные характеристики его этапов
№ п/п | Этапы КАПС: | Содержание этапа: |
1. | Представление врачом-психотерапевтом своего понимания случая психотерапии, пациента и проводимой психотерапии | Нарративное описание психотерапии психотерапевтом |
2. | Представление пациента о собственном расстройстве, его причинах, проводимой психотерапии и о враче-психотерапевте | Нарративное описание психотерапии пациентом |
3. | Наблюдение участниками клинико-психотерапевтического анализа особенностей взаимодействия врача-психотерапевта и пациента в ходе КАПС | Технически это реализуется таким образом, что психотерапевт, проводящий психотерапию, помогает своему пациенту структурировать нарратив и таким образом проявляет особенности взаимодействия диады |
4. | Формулирование врачом и пациентом вопросов (целей) сессии КАПС | Фокусировка экспертов на актуальных задачах и сложностях диады «врач-пациент» в контексте конкретного психотерапевтического случая |
5. | Представление психотерапевтом-экспертом (супервизором), присутствовавшим на одной или нескольких сессиях, результатов своего наблюдения за функционированием диады | Нарратив супервизора Протокол супервизии |
6. | Представление психологом результатов экспериментально-психологического исследования, включающего специальные методики | Психодиагностическое заключение |
7. | Групповая дискуссия, структурируемая ведущим КАПС | Обсуждение участниками КАПС – специалистами информации, полученной из указанных источников, сфокусированной, как правило, на трех основных вопросах – 1) понимание личности пациента и психологических (психосоциальных) механизмов болезни, 2) особенности процесса психотерапии и взаимоотношений врача-психотерапевта и пациента, 3) описание выявленных трудностей и их причин, а также предложения по оптимизации процесса психотерапии. |
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!