Исторические формы диалектики — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Исторические формы диалектики

2017-06-04 283
Исторические формы диалектики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

План

Введение

1. Диалектика и метафизика (догматизм) как способы осмысления человеком предельно общих принципов бытия.

2. Античная философия о связи вещей друг с другом и принципиальной возможности превращения одного в другое. Диалектика и софистика как способы фиксации этих связей и превращений посредством согласования мнений, беседы, спора, вывода, доказательства.

3. Диалектика 19-20 веков как учение об универсальных связях бытия и принципиальной возможности не только движения, но и развития. Динамичность бытия как основной методологический и эвристический принцип диалектики.

Заключение

 

Литература:

1. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - С. 233-249.

2. Данильян О.Г. Философия: учебник. – М.: Эксмо, 2009. – С. 211 – 255.

3. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр., 2010.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 27

Задание №1 У А.С. Пушкина есть такое стихотворение:

«Движенья нет», - сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал, но стал пред ним ходить.

Сильнее бы не смог он возразить.

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей

Иной на память мне пример приводит:

Ведь каждый день пред нами солнце ходит,

Однако прав упрямый Галилей.

«Мудрец брадатый» – это древнегреческий философ Зенон, утверждавший, что движение (допустим, стрелы) – это лишь видимость, кажимость, а в сущности его не существует.

Можно ли считать легендарное восклицание Галилея: «А всё-таки она (Земля) вертится!» опровержением мнения Зенона?

Задание №2 Аргументируйте ответы на вопросы:

1) Материалистическая или идеалистическая диалектика придерживается мнения: лишь в человеческой голове впервые формируются мысленные отображения (воспроизведение посредством понятий, категорий) связей и превращений объективного мира?

2) Диалектика или догматизм претендует на абсолютно точное, адекватное, достоверное воспроизведение связей и превращений, совершающихся в объективном мире?

3) Диалектика или метафизика придерживается мнения, что отображение в понятиях, категориях связей и превращений объективного мира всегда сопровождается некоторым огрублением, упрощением, «расплывчатостью» границ?

4) Диалектика или софистика прибегает к эксплуатации размытости, подвижности, нечёткости, неоднозначности, «резиновости» и т.п. понятий (в особенности, слов обыденного языка) в ходе логического вывода, доказательства?

Задание №3 В каких высказываниях, приведенных ниже, можно увидеть отражение закона взаимоперехода количественных и качественных изменений?

а) вода камень точит не силой, но частным падением;

б) от добра добра не ищут;

в) тише едешь – дальше будешь;

г) думой века измерил, а жизнь прожить не сумел;

д) от великого до смешного – один шаг;

е) хорошего - понемножку;

ж) семь раз отмерь, один раз отрежь;

з) талант есть труд;

и) повторение - мать учения.

 

~~~ * * * * * ~~~

ТЕМА № 28 Проблема истины в философии и науке

План

Введение

1. Понятие истины. Истина и заблуждение. Истина и мнение. Истина и идеал. Истина и гипотеза.

2. Истина как процесс. Смысл словосочетаний: объективность, относительность, абсолютность истины.

3. Абсолютность и относительность практики как критерия истины.

Заключение

Литература:

1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2010. – С. 91-105.

2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 111 – 117.

3. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2012. – С. 385 – 391.

4. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие. – Изд. 2-е, испр. – М.: Альфа – М, 2012. – С. 129 – 133.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 28

Задание № 1 Английский философ Ф. Бэкон является автором такого афоризма: «Истина – дочь времени».

Подумайте и ответьте на вопросы:

Время само по себе (помимо деятельности человека) рождает истину?

То, что вчера находилось за пределами познанного, сегодня становится истиной?

Исторический процесс (творение истории) автоматически ведёт человека к истине?

Предложите свои интерпретации афоризма Ф. Бэкона.

Задание № 2 Охарактеризуйте приведённые высказывания:

1) Истина – это продукт Откровения.

2) Истина – это то, что не вызывает сомнений.

3) Истина – это то, с чем согласны все.

4) Истина – это то, что доказано логически безупречно.

5) Истина – это то, что не противоречит всему остальному знанию.

6) Истина – это то, что я видел собственными глазами.

7) Истина – это то, о чём поведало «сарафанное радио».

8) Истина – это мнение признанного авторитета.

9) Истина – это то, что подтверждено экспериментом.

10) Истина – это то, что подтверждается всей практикой человека.

11) Истина – это утверждение, прямо противоположное заблуждению.

12) Истина – это то, что не противоречит фактам.

Задание №3 Прочитайте в хрестоматии «В мире философских знаний» отрывок из работы И. Канта «Критика чистого разума» (С. 111 – 117) и дайте ответ на вопрос: «Познаваема ли объективная истина, с точки зрения автора?». Обоснуйте Ваш ответ.

~~~ * * * * * ~~~

ТЕМА № 29 Культура как предмет философского осмысления

План

Введение

1. Философское понимание культуры. Подходы к определению сущности культуры в истории философской мысли.

2. Типология культур.

3. Ценностная природа культуры.

4. Динамика культуры. Диалектика традиционного и инновационного.

5. Лики современной культуры: состояние духовной культуры, массовая и элитарная культура, культура и контркультура.

Заключение

Литература:

1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учебное пособие. - Барнаул, 2010. - С. 146-156.

2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 240 -248.

3. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2012. – С. 437 – 457.

4. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - С. 292-315.

5. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие. – Изд. 2-е, испр. – М.: Альфа – М, 2012. – С. 229 – 249.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 29

Задание № 1 А. Камю о культуре высказывался так: «Есть в мире движущая параллельно смерти и принуждения еще одна огромная сила, несущая в себе уверенность, и имя ей — культура»

Как Вы думаете, что в действительной культуре может выступать основанием для столь оптимистичного взгляда на культуру? Возможен ли другой взгляд?

Задание № 2 Культура включает в себя компоненты материально-технологического, социального, духовного свойства. Выберите из ниже перечисленных те пять факторов существования культуры, которые Вы бы отнесли к духовным:

1) производство и воспроизводство материальных основ жизни общества;

2) философские идеи и осознанное стремление к достижению социального идеала;

3) технологии производства и социального управления;

4) мифологическое и художественное творчество;

5) институты политической власти;

6) право, как регулятор социальных отношений;

7) религиозное мировоззрение;

8) поиск научной истины;

9) нравственные ценности;

10) форма государственного устройства.

Задание №3 Прочитайте в хрестоматии «В мире философских знаний» отрывки из работ О. Шпенглера «Закат Европы» (С. 240 – 242) и Н.А. Бердяева «Воля к жизни и воля к культуре» (С. 242 – 248). Дайте развернутые ответы на вопросы: «В чем различие между культурой и цивилизацией? В чем каждый из авторов видит причины кризиса европейской культуры?»

 

~~~ * * * * * ~~~

ТЕМА № 30 Наука и её основные ценности

План

Введение

1. Понятие и специфика научного знания. Генезис научного знания.

2. Строение научного знания: понятие научной проблемы, гипотезы, теории. Научный метод и его виды. Проблема научной истины.

3. Научное знание как ценность общественной жизни.

4. Наука в современном мире и противоречия ее развития. Нравственные основания научного поиска или «новый этос» науки.

Заключение

Литература:

1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учебное пособие. - Барнаул, 2010. - С. 175-183.

2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 128 – 132.

3. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2012. – С. 392 – 405.

4. Данильян О.Г. Философия: учебник. – М.: Эксмо, 2009. – С. 277 – 296.

5. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр., 2010.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 30

Задание №1 Леонардо да Винчи полагал, что «истинные науки те, которые опыт заставил пройти сквозь ощущения и наложил молчание на языки спорщиков. Истинная наука не питает сновидения своих исследователей, но всегда от первых истинных и доступных познанию начал постепенно подвигается к цели при помощи истинных заключений, как это явствует из первых математических наук, то есть числа и меры».

На какие особенные свойства науки обращает внимание в данном высказывании один из ярких представителей Ренессанса?

Задание №2 Какие из перечисленных ниже характеристик отражают специфику научного знания:

1) в основе научного знания лежат различные мнения множества людей о том или ином явлении действительности;

2) научное познание — сфера человеческой деятельности, в основе которой стремление человека к установлению объективного истинного содержания;

3) в науке имеет ценность открытие и приращение нового знания;

4) в процессе научного поиска человек реализует свои глубоко индивидуальные чувственно-эмоциональные и субъективные особенности;

5) наука оперирует результатами и обобщениями фактического и экспериментального материала, выраженного в соответствующих теориях, принципах и законах;

6) наука ограничивается выдвижением научных предположений, гипотез, стремится к «открытому» для споров состоянию.

7) научному познанию свойственно четкое вычленение предмета исследования, метода научного поиска, общей теоретической установки ученого;

8) научное познание в отличие от содержания научного факта не может быть безаксиологичным, «по ту сторону добра и зла»?

Выберите пять правильных ответов.

Задание №3 Прочитайте в хрестоматии «В мире философских знаний» отрывок из работы Т. Куна «Структура научных революций» (С. 128 – 132) и дайте развернутые ответы на вопросы: «Что такое парадигма? Чем объясняется успех той или иной научной парадигмы? Что такое научные революции, и какова их роль в развитии науки?»

 

~~~ * * * * * ~~~

ТЕМА № 31 Философские проблемы техники

План

Введение

1. Техника как реальность человеческой жизни. Сущность и назначение техники.

2. Эволюция техники. Связь техники с видами преобразующей деятельности человека.

3. Взаимодействие науки и техники. Влияние техники на природу, культуру, общество, человека.

4. Глобальные последствия технической деятельности человека.

5. Нравственные, эстетические и обще гуманистические аспекты технического творчества.

Заключение

Литература:

1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учебное пособие. - Барнаул, 2010. - С. 184-197.

2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 265 – 266.

3. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - С. 461-492.

4. Бердяев Н.А. Человек и машина // Вопросы философии. – 1989. - №2 - С. 143-162.

5. Хайдеггер М. Вопрос о технике // М. Хайдеггер. Время и бытие. - М.: Республика, 1993. - С. 221-338.

6. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Республика, 1991. - С.113-140.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 31

Задание №1 Мартин Хайдеггер (1889-1976) — немецкий философ-экзистенциалист, выступавший против поверхностного прогрессистского понимания техники, искал ее корневые человеческие начала. Вторжение техники в человеческую жизнь, по мнению философа, носит негативный, отчасти фатальный характер, но: «Опасна не техника сама по себе. Нет никакого демонизма техники; но есть тайна ее сущности. Угроза человеку идет даже не от возможного глобального воздействия машин и технических аппаратов. Подлинная угроза уже подступила к человеку в самом его существе... Но где опасность, — здесь Хайдеггер ссылается на Гельдерлина, — там вырастает и спасительное...».

В чем, по Вашему мнению, могут заключаться «ростки» спасительного? Что нужно сделать или понять человеку, чтобы спасти от гибели то, чему грозит засилье техники?

Задание №2 Философию интересует ряд специфических вопросов, связанных с феноменом техники. Какие пять из нижеследующих вопросов относятся к философским проблемам техники?

1) Каким образом уровень развития техники влияет на рост производительности труда?

2) В чем заключается сущность техники?

3) Какие из отраслей технического производства имеют стратегическое значение для развития экономики страны?

4) Человек для техники, или техника для человека?

5) Каково содержание противоречий технического прогресса?

6) Как связаны между собой характер технических средств и природно-географические условия ее применения?

7) Какое влияние оказывает техническое развитие на сознание человека в индивидуальном и социальном измерении?

8) В какой мере тождественны и тождественны ли научно-технический прогресс и прогресс социальный?

Задание №3 Прочитайте в хрестоматии «В мире философских знаний» отрывок из работы Ж. Эллюля «Технологический блеф» (С. 265 – 266) и дайте развернутые ответы на вопросы: «В чем автор усматривает деструктивное воздействие техники на человека? Согласны ли Вы с таким взглядом?»

 

~~~ * * * * * ~~~

ТЕМА № 32 Современная научно-технологическая революция и её социальные последствия

План

Введение

1. Начало и этапы научно-технической революции (НТР) ХХ века.

2. Главные характеристики НТР: синтез научного открытия и технического изобретения; рост производственных мощностей; превращение науки в ведущую сферу общественной жизни;

3. Влияние НТР на все стороны общественной жизни. Неоднозначность и противоречивость социальных и культурных последствий.

4. Судьба человека и культуры в эпоху НТР: стратегии будущего развития.

Заключение

Литература:

1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учебное пособие. - Барнаул, 2010. - С. 184-198.

2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 284 – 285.

3. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - С. 470-485.

4. Кара-Мурза С.Г. Наука и кризис цивилизации // Вопросы философии. - 1990. - №9. - С. 3-15.

5. Ракитов А.Н. Философия компьютерной революции. - М.: Политиздат, 1991. - 287с.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 32

Задание №1 Коэн Р. — современный западноевропейский исследователь социальных последствий научно-технического прогресса писал: «Мы должны признать историчность наших отношений к воздействию науки и техники на жизнь общества и человека, их детерминированность нашей собственной культурой.... Наука и техника, бурно прогрессирующие и всемирные, не могут быть нейтральными, что бы ни говорили поверхностные критики об их безответственной инструментальности. Связанная с ними модернизация человеческой жизни раскрывается со всеми тревогами..., опасности становятся тем более зловещими, чем в большей степени становится возможным узкотехническое овладение всеми природными ресурсами».

Согласны ли Вы с таким тревожным настроем автора? Разве цель науки не состоит в том, чтобы «наделять человеческую жизнь новыми изобретениями и богатствами» (Бэкон), а коли так, может ли что-нибудь остановить научно-технический прогресс?

Задание №2 Выберите пять вариантов ответов, в которых определенным образом отражены верные характеристики научно-технической революции:

1) НТР обусловила переход на преимущественно экстенсивный путь развития производства;

2) НТР обусловила единство научного открытия, его технического воплощения и производственного применения;

3) НТР создает условия для снижения затрат энергии, сырья, трудовых ресурсов;

4) с помощью НТР полностью решена проблема антропогенной нагрузки на природную среду;

5) НТР приводит к усилению узконаучной дифференциации и разделению научных и технических разработок;

6) символом НТР в 50-х гг. в нашей стране являлось создание и применение ЭВМ, принципиально нового вида техники, стимулировавшей развитие автоматизации производства, информатики, программирования, вычислительных процессов;

7) научно-техническая революция приводит к усилению культурного и государственного изоляционизма;

8) с явлением НТР связано появление всемирной коммуникационной сети, глобализация информационных потоков;

9) современная НТР создает условия для усиления социальной направленности экономического развития;

10) в условиях НТР стирается неравномерность материально - экономического и социального развития между странами Европы и странами третьего мира.

Задание №3 Прочитайте в хрестоматии «В мире философских знаний» отрывок из работы Э. Тоффлера «Третья волна» (С. 284 – 285) и дайте развернутые ответы на вопросы: «Что представляет собой цивилизация Третьей волны? Каковы ее основные особенности, и в чем ее отличие от индустриальной цивилизации?»

 

~~~ * * * * * ~~~

ТЕМА № 33 Идея общественного прогресса

План

Введение

1. Возникновение идеи общественного прогресса (Тюрго, Кондорсе) и концепции общественного прогресса в истории философии.

2. Понятие общественного прогресса. Понятия «прогресс», «регресс», «развитие», «изменение».

3. Проблема критериев общественного прогресса. Несостоятельность техницистских и сциентистских позиций.

4. Противоречия социального прогресса. Кризис прогрессистского взгляда на развитие человеческого общества.

Заключение

Литература:

1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учебное пособие. - Барнаул, 2010. - С. 113-136.

2. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 204 – 206.

3. Гобозов И. А. Смысл и направленность исторического процесса. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - Гл.5. - С. 132-162.

4. Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. - М.: Либроком, 2011.

5. Печчеи А. Человеческие качества. - М.: Прогресс, 1980. – 315 с.

6. Философия: Учебник для вузов / Отв. ред. В.П. Кохановский. — Ростов н/Д.: Феникс, 1995. - С. 546 - 570.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 33

Задание № 1 Русский ученый Н.Я. Данилевский в работе «Россия и Европа» писал: «Прогресс состоит не в том, чтобы идти всем в одном направлении (в таком случае он скоро бы прекратился), а в том, чтобы исходить все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества во всех направлениях. Поэтому ни одна цивилизация не может гордиться тем, чтоб она представляла высшую точку развития в сравнении с ее предшественницами или современницами во всех сторонах ее развития».

Почему Данилевский считает, что при движении в одном направлении прогресс остановится? Как бы Вы прокомментировали взгляд автора на прогресс?

Задание № 2 Какое из нижеприведенных определений критериев общественного прогресса является по своему характеру идеалистическим? Выберите один верный ответ.

1) Общественный прогресс является поступательным развитием человеческого общества, переходящего от одной общественно-экономической формации к другой.

2) Прогресс общества — это бесконечный процесс восхождения духа, духовных устремлений человека в поиске истины, добра, красоты, совершенствование и возрастание опыта утверждения абсолютного смысла и идеи бытия мира.

3) Общественный прогресс состоит, прежде всего, в дальнейшем развитии научного знания, расширении его применения в практической стороне жизни общества и человека.

4) Главным критерием общественного прогресса является повышение уровня гуманизации общественной жизни, создание условий для становления человеческой личности.

5) Критерием общественного прогресса является достигнутый в обществе количественный и качественный уровень материальных благ и условий жизни.

Задание №3 Прочитайте в хрестоматии «В мире философских знаний» отрывок из работы Ф. Фукуямы «Конец истории?» (С. 204 – 206) и дайте развернутые ответы на вопросы: «Каким автору видится постисторический период развития человечества? Согласны ли Вы с такими представлениями о конце истории? Кто первым в истории философии высказал подобные идеи?»

 

~~~ * * * * * ~~~

ТЕМА № 34 Глобальные проблемы современности

План

Введение

1. Природа глобальных проблем и причины их возникновения

2. Основные вызовы современной эпохи:

а) международный терроризм: причины и предпосылки возникновения и основные формы;

б) угроза мировой войны: кто виноват?

в) экологическая проблематика: что делать?

г) кризис человеческой духовности: на что ориентироваться современному человеку?

Заключение

Литература:

1. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА – М, 2012. – С. 458 – 469.

2. Данильян О.Г. Философия: учебник. – М.: Эксмо, 2009. – С. 459 – 472.

3. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр., 2010.

4. Сычев А.А. Основы философии: учебное пособие. – Изд. 2-е, испр. – М.: Альфа – М, 2012. – С. 321 – 341.

5. Хёсле В. Философия и экология. – М.: «Ками», 1994. – С. 83-85

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 34

Задание № 1 Что такое человечество? Можно ли говорить о нём как о едином субъекте исторического развития или субъектами истории могут быть только отдельные народы, страны, государства?

Задание № 2 Из общего списка современных проблем выберите пять собственно глобальных и обоснуйте, почему Вы их считаете таковыми:

1) мировая военная угроза;

2) освоение космического пространства;

3) справедливое распределение запасов Мирового океана;

4) угроза экологической катастрофы;

5) исчерпание сырьевых и энергетических ресурсов;

6) мировой терроризм;

7) быстрый рост населения планеты;

8) конфликт исламской и христианской цивилизаций;

9) стремительное снижение или оскудение биологического разнообразия на планете;

10) кризис духовности.

Задание №3 Прочитайте отрывок из работы В. Хёсле «Философия и экология» (С. 83 -85) и дайте развернутые ответы на вопросы: «Какие меры предлагает автор для решения глобальных проблем? Насколько они эффективны, с Вашей точки зрения?»

 

~~~ * * * * * ~~~

ТЕМА № 35 Духовные проблемы современности

План

Введение

1. Понятие духовности и её типы. Характеристика основных типов духовности.

2. Идеалы и ценности человеческой и общественной жизни.

3. Основные духовные проблемы:

а) добро и зло в современной жизни;

б) современный гуманизм и антигуманистические тенденции общественного развития.

4. Бездуховность, её проявления и возможности преодоления.

Заключение

Литература:

1. В мире философских знаний: хрестоматия / под. ред. В.Ю. Инговатова И.В. Демина; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2012. – С. 248 -254.

2. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учебник для вузов. – 4-е изд., испр. - М.: ВЛАДОС, 2004.

3. О человеческом в человеке. – М.: Политиздат, 1991.

4. Фролов И.Т. Перспективы человека. – М.: URSS: Изд-во ЛКИ, 2008.

5. Франк С.Л. Духовные основы общества. - М.: Республика, 1992. - С.70-80.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ № 35

Задание № 1 Человек, - писал Ф.М. Достоевский, - есть тайна, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.

О каких тайнах человека может идти речь? Почему для того, чтобы быть человеком, важно понять эту тайну?

Задание № 2 Что из перечисленного ниже относиться к духовной жизни людей и общества:

1) поиск смысла человеческой жизни

2) участие в выборах в органы государственной власти

3) работа в Интернете

4) стремление определить Абсолютное Добро и Абсолютное Благо

5) просмотр фильмов, информационных, спортивных, музыкальных программ

6) работа над совершенствованием своих нравственных качеств

7) развитие и тренировка своего тела

8) активная трудовая деятельность

9) активное участие в праздничных мероприятиях

10) занятие в музыкальной школе, литературной или художественной студиях

Найдите правильные ответы и обоснуйте свой выбор.

Задание №3 Прочитайте в хрестоматии «В мире философских знаний» отрывок из работы Н.А. Бердяева «Царство Духа и царство Кесаря» (С. 248 – 254) и дайте развернутый ответ на вопрос: «Чем, с точки зрения автора, вызван кризис духовной культуры в современном мире?»

 

~~~ * * * * * ~~~

ТЕМА № 36 Основные проблемы человеческого бытия


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.144 с.