А.С.Грибоедов (1795 – 1829). Краткие биографические сведения — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

А.С.Грибоедов (1795 – 1829). Краткие биографические сведения

2017-06-04 497
А.С.Грибоедов (1795 – 1829). Краткие биографические сведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Александр Сергеевич Грибоедов родился в Москве. Он происходил из старинного дворянского рода. Получил разностороннее образование, с юности был одарен многими талантами: владел несколькими иностранными языками, отлично играл на фортепьяно, сам сочинял музыку. Около 1803 года Грибоедов поступил в Московский университетский благородный пансион, а в 1806 году в возрасте одиннадцати лет был принят в Московский университет, прошел курс трех факультетов – словесного, юридического и физико-математического.

Во время войны 1812 года Грибоедов был зачислен добровольцем в Московский гусарский полк. По окончании войны вышел в отставку, а в 1817 году был принят в Коллегию иностранных дел. С 1818 года Грибоедов находился на дипломатической службе в Грузии и в Персии. Грибоедов-дипломат проявил самоотверженность и упорство в деле освобождения и возвращения на родину русских пленных. В 1827 году писатель принимал участие в военных действиях на Кавказе, проявил храбрость и мужество. Погиб Грибоедов в 1829 году в Тегеране во время нападения фанатически настроенных мусульман на русскую миссию.

Еще в период учебы Грибоедов познакомился с идеями Просвещения[2]. Позже будущий драматург участвовал в деятельности двух масонских лож, был лично знаком и дружен со многими будущими декабристами. Общение с радикально настроенными друзьями, личные наблюдения над бесправием народа и произволом властей укрепили Грибоедова в его либерализме.

До сих пор нет однозначного мнения по вопросу о том, состоял ли Грибоедов членом тайного общества. Отношение писателя к движению декабристов было неоднозначным. С одной стороны, Грибоедов сочувствовал идеям оппозиционно настроенного дворянства. С другой стороны, он понимал, что выступление группы заговорщиков против самодержавной власти – это отчаянный и бессмысленный шаг. Недаром Грибоедову приписывают известные слова: «Сто прапорщиков хотят изменить весь государственный быт России».

 

 

Комедия «Горе от ума»

 

Тематика

 

Тенденции и реалии эпохи

 

Замысел «Горя от ума» относится ко второй половине 1810-х годов. Основной текст комедии был завершен в 1824 году.

Произведение распространялось в списках (рукописных копиях). При жизни Грибоедова текст комедии полностью опубликован не был. В 1825 году в альманахе «Русская Талия» были напечатаны отдельные сцены с цензурными купюрами.

Грибоедов писал пьесу о своей современности. В ней отразились важнейшие тенденции эпохи конца 1810-х – начала 1820-х годов.

В России продолжался общественный подъем, вызванный победой в войне 1812 года. Одно из следствий победы над Наполеоном – формирование оппозиционного движения, кульминацией которого явилось восстание декабристов в 1825 году.

Конец 1810-х годов – время активного размежевания между либеральной и консервативной частью дворянства, что и нашло отражение в произведении Грибоедова. Просветительские взгляды оппозиционно настроенного дворянства нашли художественное воплощение в образе Чацкого. Консервативные тенденции отразились в миропонимании представителей фамусовского общества.

В «Горе от ума» отражены некоторые реалии эпохи конца 1810-х – начала 1820-х годов. Это воспоминания и суждения о недавних событиях Отечественной войны 1812 года, о пожаре Москвы (разговор Фамусова с Чацким и со Скалозубом во втором действии).

Упоминается учреждение Ученого комитета (1817 год), члены которого проводили консервативную книгоиздательскую политику (Чацким упомянут некий «чахоточный», «книгам враг», который «поселился» в Ученый комитет и «с криком требовал присяг, / Чтоб грамоте никто не знал и не учился»).

В пьесе звучат отголоски злободневных известий о движении итальянских революционеров – карбонариев, вызывавшие противоположные суждения в среде консервативного и оппозиционно настроенного дворянства (реплика Фамусова, относящаяся к Чацкому: «Ах! Боже мой! Он карбонари!»).

Отмечены также либеральные веяния в Педагогическом институте в Петербурге (об оппозиционно настроенных профессорах этого института с возмущением говорит княгиня Тугоуховская); деятельность масонских лож (графиня-бабушка презрительно говорит о «фармазонах»): как известно, с масонскими ложами были связаны многие будущие декабристы); ланкастерская система взаимных обучений (о ней с ненавистью вспоминает Хлестова): эту систему успешно применяли будущие декабристы при обучении грамоте солдат.

Московская дворянская жизнь

 

В своем произведении Грибоедов отразил не только исторические реалии, относящиеся к конкретной эпохе (к концу 1810-х – началу 1820-х годов). Драматург показал также многие явления московской дворянской жизни, выходящие за указанные временные рамки.

Это, например, служба дворян – как гражданская, так и военная. Служат Фамусов, Молчалин, Скалозуб; со службой связано прошлое Чацкого, Платона Михайловича Горича, а также двоюродного брата Скалозуба.

В произведении отражены взаимоотношения московских бар с крепостными людьми. Вспомним о деспотичном обращении Фамусова со слугами – Лизой, Петрушкой, Филькой, об отношении Хлестовой к «арапке-девке». Отметим также обличение крепостников Чацким в монологе «А судьи кто?», о сочувствие героя жертвам их произвола.

В «Горе от ума» Грибоедов показывает также жизнь именитого дворянского дома, дворянской семьи, где важную роль играли званые вечера, визиты, «обеды, ужины и танцы» (всё это мы видим на примере домашнего уклада Фамусовых, а также на примере их гостей).

Кроме того, в комедии отмечены такие события в жизни московских жителей, как сватовство, поиск богатых невест и достойных женихов (Москва – «ярмарка невест»; не случайно мотив сватовства – один из главных в «Горе от ума»), а также похороны (вспомним монолог Фамусова в начале второго действия – о покойном камергере Кузьме Петровиче); крестины (упоминаются в том же монологе).

Грибоедов пишет и о таком явлении, как влияние французского языка и французской культуры на дворянскую жизнь. В «Горе от ума» говорится, в частности, о воспитании детей с помощью гувернеров-французов (именно такое воспитание получили Софья и Чацкий); об изучении молодыми дворянами иностранных языков, прежде всего французского, о чтении французских книжек, об увлечении французами и французскими модами. Упоминаются «Кузнецкий мост», «вечные французы», «французик из Бордо». О преклонении перед иностранцами и перед всем иностранным с возмущением говорят и Фамусов, и Чацкий, причем каждый со своих позиций.

В пьесе имеют место игра на музыкальных инструментах (Софья играет на фортепьяно, Молчалин и Платон Михайлович Горич – на флейте), карточные игры, «стихи в альбомах». Неоднократно упоминается Английский клуб – место общения мужской половины московской знати (его посещают и такие «тузы», как Фамусов, и псевдолиберальная молодежь – Репетилов и его друзья). Говорится о театрах, в том числе крепостных (об этом мы узнаем из монологов Чацкого в первом и во втором действиях), о прогулках на бульварах, о верховой езде (вспомним неудачные опыты Молчалина и княгини Ласовой, которую упоминает Скалозуб).

Таким образом, комедия Грибоедова, как и роман Пушкина «Евгений Онегин», отличается энциклопедичностью; «Горе от ума» можно назвать энциклопедией московской дворянской жизни того времени.

И.А.Гончаров писал о произведении Грибоедова: «В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы. И это с такой художественной, объективной законченностью и определенностью, какая далась у нас только Пушкину и Гоголю».

 

 

Проблематика. Проблема ума и смысл заглавия комедии

 

Проблема ума, поставленная автором уже в самом заглавии произведения, может быть рассмотрена в разных аспектах: конкретно-историческом, нравственном, философском.

Так, если посмотреть на эту проблему в конкретно-историческом контексте, то становится очевидным, что под умом подразумеваются либеральные идеи Чацкого, вызывающие резкое неприятие со стороны Фамусова и его окружения, в результате чего оппозиционно настроенный молодой человек объявляется безумцем и изгоняется из общества.

Однако герой терпит горе от ума не только по этой причине. Важна и нравственная сторона дела: ум Чацкого неотделим от таких душевных качеств героя, как честность, искренность, благородство. Подобный склад ума приходится не ко двору в фамусовском обществе, где умным считается тот, кто умеет приспосабливаться к обстоятельствам, кто низкопоклонством, раболепием добивается чинов, денег, высокого положения в обществе.

Наконец, проблема ума имеет и философскую сторону. Чацкий – носитель идей Просвещения. Он искренне верит в торжество человеческого разума, сочувствует тем, кто «в науки вперит ум, алчущий познаний». При этом Чацкий никак не может понять, почему в обществе так низко ценится образованность, а невежество торжествует. Так что Чацкий – это и просветитель-неудачник, безуспешно пытающийся проповедовать силу ума и обличать невежество в чуждой ему общественной среде.

С проблемой ума соотносятся и другие проблемы: смысл жизни, счастье, честь и бесчестье, личность и общество, национальная культура и иностранное засилье.

Как известно, проблема смысла жизни – центральная проблема всей русской литературы. Осмысляют эту проблему и герои «Горя от ума». Например, Чацкий видит смысл жизни в служении высоким общественным идеалам, а Молчалин – в том, чтобы «награжденья брать и весело пожить». Отметим также проблему чести и бесчестья. Чацкий, человек чести, оказывается изгнанным из общества, в то время как бесчестного, но ловкого Загорецкого «всюду принимают».

 

 

Основной конфликт

 

Основной конфликт в произведении – между Чацким и фамусовским обществом. Он имеет две грани – личную и общественную. Столкновение между Софьей и Чацким носит личный характер, но при этом оно неотделимо от общественного противостояния: жизненные принципы главного героя, его убеждения чужды не только Софье, но также и Фамусову, и всему консервативному дворянству. Не случайно слух о сумасшествии Чацкого, распространенный Софьей, подхватывается всеми гостями Фамусова; упреки Софьи в адрес героя перерастают во всеобщее его обвинение.

Отметим также, что основной конфликт в произведении тесно переплетается с любовной интригой.

 

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.