Расходы на социальную защиту населения. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Расходы на социальную защиту населения.

2017-06-04 283
Расходы на социальную защиту населения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Данная группа расходов занимает наибольший удельный вес в системе государственных расходов. В условиях перехода к рыночным отношениям расходы на социальную защиту населения становятся приоритетными и возрастают в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги, а также в результате инфляции и обесценения денег.

Социальная защита представляет собой систему приоритетов и механизмов их реализации через государственные и иные институты, для обеспечения гарантированного гражданам уровня нормальной жизнедеятельности в соответствии с конкретными условиями общественного развития. Этот уровень зависит от состояния социально-экономического развития общества, величин валового внутреннего продукта, накопленного национального богатства и характера их распределения, от эффективности работы механизмов реализации системы.

Финансовое выражение социальной защиты проявляется в перераспределительных отношениях, связанных с формированием и использованием специальных денежных фондов из которых производятся различные социальные выплаты населению.

Основой для расчета размеров минимальных социальных выплат, служит размер среднедушевого потребительского бюджета. Для этого рассчитывается стоимость и состав минимальной потребительской корзины по основным продуктам питания, одежды, медикаментов, топлива, набора услуг, необходимых для семьи. Размер минимального потребительского бюджета периодически пересматривается в связи с изменением уровня цен и переутверждается представительным органом.

Социальные расходы осуществляются через Государственный центр по выплате пенсий, Государственный накопительный пенсионный фонд, социальные фонды или фонды потребления хозяйствующих субъектов. Выплаты производятся органами социальной защиты населения, хозяйствующими субъектами, организациями непроизводственной сферы. На предприятиях и в организациях социальное страхование отслеживают профсоюзные комитеты.

Расходы на социальную защиту населения в финансовых документах, планах, прогнозах, отчетах отражаются как расходы на социальное обеспечение и социальную помощь.

Имеются различия в понятиях, включаемых в категорию социальной защиты населения.

Социальное обеспечение охватывает широкий спектр отношений по материальной поддержке нетрудоспособных и неработающих членов общества. Как формы социального обеспечения выступают социальное страхование, выплаты социальных пособий и так называемая «социальная помощь» малоимущим слоям населения.

Социальное страхование по своей экономической природе связывается с трудовой деятельностью человека и формированием фондов для соответствующих выплат, зависящих от результатов этой деятельности. То есть средства по социальному страхованию образуются в значительной степени по принципу самофинансирования, с большим или меньшим временным интервалом от их получения пользователем (страхователем).

Социальная помощь малоимущим распространяется на многие категории населения, находящихся в основном за «чертой бедности» и имеет характер «вспомоществования» за счет государства или благотворительных фондов – общественных, целевых, частных и имеет цель – «призрения бедных».

Таким образом, можно выделить три метода формирования средств для финансирования социальных нужд: страховой, бюджетный, благотворительных взносов (пожертвований).

Страховой метод предполагает отчисления средств в определенном размере от объемов деятельности, перечисляемых по каналам перераспределения для финансирования видов социальных выплат.

При бюджетном методе средства выделяются из общегосударственного фонда денежных ресурсов, на уровне, определяемом возможностями государства и целями социальной и бюджетной политики.

При методе благотворительных взносов (пожертвований) средства не имеют фиксированных размеров и расходуются в меру их поступления по каналам и на цели, определяемые организациями, осуществляющими благотворительные взносы.

Социальное страхование реализуется преимущественно через систему пенсионного обеспечения, выплату пособий по временной нетрудоспособности, социальную поддержку при потере работы.

Пенсия – это гарантированная ежемесячная денежная выплата для обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, связанная с достижением установленного стажа работы в разных видах трудовой деятельности.

С принятием Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» от 20 июня 1997 г. начата пенсионная реформа. Ее суть – в переходе пенсионного обеспечения от существовавшего по 1997 г. принципа солидарности поколений при формировании пенсионных фондов на принцип индивидуальных накоплений. Для этого предусмотрен Государственный накопительный пенсионный фонд и Государственный центр по выплате пенсий. Государственный накопительный пенсионный фонд формируется путем перечисления работодателями ежемесячно в форме обязательных пенсионных взносов 10% от оплаты труда, включая все виды заработной платы, различные премии, доплаты, надбавки. За счет данного источника формируются пенсионные накопления вкладчиков накопительных пенсионных фондов. Вкладчики или их работодатели могут вносить в дополнение к обязательным пенсионным взносам добровольные пенсионные взносы, размер которых не ограничен; они вносятся единовременно или многократно, регулярно или нерегулярно, наличными деньгами или перечислениями (безналично).

В Казахстане продолжается действие солидарной пенсионной системы для пенсионеров, вышедших на пенсию до 1998 года, или имевших к этому времени песионный стаж. Для финансирования их пенсионного обеспечения средства перечисляются из Республиканского бюджета в Государственный накопительный пенсионный фонд и, далее – центр по выплате пенсий. В принципе, источником таких средств является социальный налог, но его поступлений недостаточно для покрытия расходов пенсионных программ и для полного их финансирования привлекаются другие виды доходов государственного бюджета. Пенсионные взносы направляются в Государственный накопительный пенсионный фонд или негосударственные накопительные пенсионные фонды по выбору вкладчика, которому, на основании пенсионного договора открывается индивидуальной пенсионный счет и личный номер – социальный индивидуальных код (СИК).

Накапливаемые взносы вкладчиков пенсионные фонды передают через уполномоченный банк (кастодиан) организациям, осуществляющим управление пенсионными активами, которые размещает средства в ценные бумаги, депозиты банков и другие финансовые инструменты. Полученный при размещении доход, называется инвестиционным доходом, распределяется по индивидуальным счетам вкладчиков в соответствии с суммой накопленных средств.

Пенсионные выплаты осуществляются из Государственного центра по выплате пенсий гражданам, достигшим пенсионного возраста – мужчины 63 года, женщины – 58 лет, и имеющим трудовой стаж, соответственно 25 и 20 лет. Для некоторых категорий граждан установлен пониженный пенсионный возраст и трудовой стаж, а также льготное исчисление трудового стажа для определенных видов деятельности.

Возможны пенсионные выплаты по возрасту в неполном объеме при отсутствии у граждан необходимого трудового стажа; они рассчитываются пропорционально имеющемуся стажу.

Исчисление пенсионных выплат в полном объеме производится из Государственного центра по выплате пенсий из расчете 60% среднемесячного дохода за любые 3 года работы подряд независимо от перерывов в работе с 1 января 1995 г; в расчет дохода включаются все виды оплаты труда и иные доходы по перечню, устанавливаемому Правительством Республики Казахстан. Доход для исчисления пенсионных выплат из Государственного центра не может превышать 15-кратного месячного расчетного показателя, устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий год. Размер пенсионных выплат за каждый полный отработанный год до 1 января 1998 г сверх требуемого трудового стажа увеличивается на 1%, но не более 75% от дохода, учитываемого для исчисления пенсии. Пенсионные выплаты из Государственного центра назначаются и выплачиваются пожизненно.

Имеются особенности финансирования пенсионного обеспечения военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, других правоохранительных органов (следственных, национальной безопасности, гвардии, службы охраны высших должностных лиц).

Источник финансирования пенсионных выплат этих категорий в конечном счете единый – средства республиканского и местных бюджетов.

Вторым направлением в социальном страховании является выплата пособий.

Пособие – это гарантированная денежная выплата при временном перерыве в работе, а также для компенсации повышенных расходов, возникающих в определенных случаях.

Пособия, выплачиваемые в рамках социального страхования включают:

1) выплаты по больничным листам;

2) пособие по уходу за ребенком;

3) пособие по беременности и родам;

4) пособие на похороны;

5) расходы по приобретению путевок в санатории.

Финансирование по данному направлению осуществляется: за счет средств хозяйствующих субъектов – работодателей – пункты 1, 3, 5, за счет местных бюджетов – пункты 2, 4.

Пособия по временной нетрудоспособности назначаются и выплачиваются в связи с заболеванием, травмой, протезированием, уходом за заболевшими членом семьи, карантином, при временном переводе на другую работу из-за профессионального заболевания или заболевания туберкулезом и в других случаях в порядке, установленном законом.

В Законе Республики Казахстан «О специальном государственном пособии в Республике Казахстан» от 5 апреля 1999г. регулируются отношения в сфере государственного социального обеспечения граждан, имеющих право на его получение. Специальное государственное пособие – денежная выплата нуждающимся в социальной защите и предоставляемая независимо от других видов пособий. Они осуществляют за счет средств республиканского бюджета. Специальные государственные пособия входят в систему государственного социального обеспечения и назначаются в кратном размере от месячного расчётного показателя. В число получателей этого пособия включены:

инвалиды Великой Отечественной войны;

инвалиды 1, 2, 3 групп;

лица, награждённым орденами и медалями за воинские и трудовые свершения, участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС;

семьи погибших, умерших, пропавших без вести военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, жёны (мужья) инвалидов войны и приравненных к ним;

дети- инвалиды до 6 лет;

многодетные матери, награждённые специальными наградами и званиями;

многодетные семьи, имеющие 4-х и более детей;

некоторые другие категории граждан.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда», выплачивается денежное пособие лицам, имевшим установленный стаж работы на указанных работах. Это пособие является компенсацией работникам, имевшим ранее право на льготный, по времени, выход на пенсию, которое отменено новым пенсионным законодательством. Выплата данного пособия осуществляется за счет средств республиканского бюджета в кратном размере месячного расчетного показателя. При достижении пенсионного возраста получателю пособия предоставляется право выбора между получением пособия или назначением пенсии из Государственного центра по выплате пенсий в соответствии с пенсионным законодательством.

В системе социальной защиты населения выделяется:

1.Социальная помощь, выплаты по ней включают:

а) пособие семьям, имеющих детей, назначаемое с учетом совокупного дохода семьи (на детей в возрасте до 18 лет);

б) пособие семьям военнослужащих срочной службы, имеющих детей;

в) пособие семьям, имеющих детей инвалидов;

г) пособие на ВИЧ-инфицированных детей или взрослых;

д) временное пособие на детей, чьи отцы уклоняются от уплаты алиментов;

е) пособие безработным матерям, имеющих 4-х и более детей в возрасте до 7 лет.

2. Жилищные пособия, назначаемые с учетом совокупного дохода семьи.

3. Система льгот на оплату жилищно-коммунальных услуг, топлива, транспорта, медицинского обслуживания ветеранам войны и труда, малообеспеченных пенсионеров. 4. Пособия и услуги по уходу за пожилыми людьми, инвалидами и др. группами населения с низкими доходами.

5. Материальная помощь безработным.

6. Пособия для казахов, возвращающихся на этническую родину.

7. Учреждения для престарелых, инвалидов и душевнобольных.

С 1999 г. отменены пособия по безработице и введена материальная помощь безработным. Законодательством Республики Казахстан определено, что программы занятости финансируются из местных бюджетов. Государственная социальная защита от безработицы включает следующие мероприятия:

1)оказание содействия в трудоустройстве;

2) профессиональная подготовка повышения квалификации, переподготовка и организация общественных работ для безработных;

3) оплата труда безработных, занятых на общественных работах;

4)оказание государственной адресной социальной помощи безработным из числа малообеспеченных граждан.

Общественные работы организуются центральными и местными исполнительными органами и финансируются из средств республиканского и местных бюджетов и средств работодателей по их заявкам.

Государственные социальные пособия (на рождение ребенка, погребение, семьям, имеющим детей, жилищная помощь малообеспеченным семьям (гражданам), материальная помощь безработным) выплачивается из средств местных бюджетов.

Выплаты в порядке оказания социальной помощи из местных бюджетов оказываются:

1)пострадавшим от экологических катастроф, бедствий, ядерных испытаний;

1) жертвам массовых политических репрессий, многодетным матерям, малообеспеченным семьям при низком уровне душевого дохода, некоторым другим категориям населения.

Хозяйствующие субъекты, другие работодатели могут предоставлять дополнительную материальную и денежную помощь своим работникам, как действующим, так и бывшим, членам их семей из собственных социальных фондов.

Расходы на оборону.

Каждое государство, должно поддерживать свою обороноспособность, которая является одной из важнейших государственных функций. Вооруженные силы являются обязательным элементом структуры самостоятельного государства. До создания всеобъемлющей системы международной безопасности страна будет вести военное строительство, и совершенствовать вооруженные силы.

Вооруженные силы предназначены для отражения агрессии, вооруженной защиты территориальной целостности и суверенитета Республики Казахстан, охраны и обороны государственных и военных объектов, охраны воздушного пространства а также для выполнения задач в соответствии с международным и договорами ратифицированными Республикой Казахстан. Вооруженные силы могут быть привлечены к ликвидации последствий чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера, а также для проведения антитеррористических операций и обеспечения режима чрезвычайного положения. Возможно применение вооруженных сил для выполнения задач, вытекающих из международных обязательств Республики Казахстан, на условиях и в порядке оговоренных в международных договорах.

Вооруженные силы включают органы военного управления, виды Вооруженных сил, рода войск, специальные войска, тыл, военно-учебные заведения, военно-научные учреж-дения и другие организации. При объявлении мобилизации в состав Вооруженных Сил входят внутренние войска Министерства внутренних дел, Пограничная служба Комитета национальной безопасности, Республиканская гвардия, органы управления и части гражданской обороны Министерства Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям и специальные формирования.

В составе родов войск – сухопутные войска, военно-воздушные силы, войска противовоздушной обороны, военно-морские части, а также соединения и части обеспечения и обслуживания.

Материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований осуществляется в приоритетном порядке в соответствии с государствен­ным оборонным заказом и международными соглашениями на разработку производство поставку и обеспечение продукцией производственно-технического назначения, включая вооружение и военную технику. Порядок формирования государственного оборонного заказа его материально-техническое и финансовое обеспечение и условия закупки определяются законодатель­ными актами Республики Казахстан

Экономическое обеспечение обороны заключается в выделении Вооруженным Си­лам другим войскам и воинским формированиям финансовых, материально-технических и иных ресурсов их оснащении вооружением военной и специальной техникой в количе­стве необходимом для гарантированного обеспечения обороны Республики Казахстан.

Основные задачи экономического обеспечения обороны:

1) удовлетворение потребностей Вооруженных Сил других войск и воинских форми­рований в финансовых материально-технических и иных ресурсах;

2) совершенствование научно-технической и производственной базы для осуществле­ния производства ремонта и модернизации вооружения и военной техники;

3)создание эффективных систем мобилизационной готовности экономики и мобили­зационной подготовки населения страны;

4) повышение уровня социального обеспечения реализация установленных законода­тельством Республики Казахстан гарантий военнослужащих членов их семей и лиц уволенных с воинской службы;

5) осуществление взаимовыгодного международного военного и военно-техническо­го сотрудничества.

Финансирование обороны направлено на гарантированное удовлетворение потреб­ностей Вооруженных Сил других войск и воинских формирований в финансовых мате­риально технических и иных ресурсах.

Централизация руководства и управления в Министерстве обороны Республики Казахстан требует соответствующей централизации финансовых ресурсов, направляемых на оборону. Поэтому расходы на оборону финансируются преимущественно из республиканского бюджета (около 80%).

Кроме бюджетных средств, возможно использование иных средств, как-то: государственные учреждения вооруженных сил вправе получать и использовать спонсорскую, благотворительную помощь, а также помощь, оказываемую в рамках военно-технического сотрудничества.

Финансирование военных объектов совместного использования с иностранными го­сударствами дислоцированных на территории Республики Казахстан и мероприятий по контролю за сокращением вооружения и обеспечению инспекционной деятельности производится в соответствии с международными договорами ратифицированными Рес- публикой Казахстан.

Подготовка и переподготовка военных кадров осуществляются в организациях образования по государственному образовательному заказу утверждаемому правитель­ством а также за рубежом на основе международных договоров.

Ф инансовое обеспечение обороны включает:

а) финансирование вооруженных сил;

б) затраты на разработку, производство и приобретение вооружений, военной техники, продукции производственно-технического назначения;

в) научные исследования и разработки оборонного характера;

г) капитальное строительство военных объектов (аэродромов, полигонов, баз, мест дислокаций воинских частей и подразделений и т.д.);

д) создание и развитие информационных систем;

е) долевое участие в содержании совместных вооруженных сил и военных объектов при формировании военно-политических союзов нескольких государств;

ж) затраты на подготовку и переподготовку военных кадров.

Исходными данными для планирования расходов на оборону являются планы боевой и политической подготовки, материальные и хозяйственные планы, штаты, численность личного состава, нормы материального и денежного довольствия, цены на предметы военных поставок. При планировании расходов используются материальные и денежные нормы. При сводном финансовом планировании применяются комбинированные нормы, а при сопоставлении смет финансирования воинских частей – индивидуальные финансовые нормы.

Хозрасчетные промышленные предприятия и строительные организации оборонного профиля финансируются, в основном, на тех же принципах, что и хозяйствующие субъекты отраслей. Министерство финансов проверяет сметы Министерства обороны с точки зрения обоснованности расчета, соответствия их установленным нормам; анализирует его годовые отчеты и дает по ним заключения; проверяет целесообразность использования выделенных ресурсов и обоснованность расходов.

Расходы на оборону рассматриваются Правительством в составе республиканского бюджета, а Парламент принимает Закон о республиканском бюджете на соответствующий год, где расходы на оборону утверждается отдельной функциональной группой. Органы финансовой службы в военных округах и в воинских частях, учебных заведениях и других организациях осуществляют контроль за расходованием денежных средств на содержание армии.

В Казахстане, в расходы по функциональной группе "оборона" включаются расходы по организации предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по мероприятиям гражданской обороны, противопожарной защиты и ликвидации пожаров. В значительной мере эти расходы финансируются из местных бюджетов, как и расходы по содержанию военкоматов.

 

Расходы на управление.

Государственному аппарату управления принадлежит важная роль в хозяйственном строительстве, в проведении в жизнь социальной и экономической политики. При помощи органов управления государство осуществляет руководство политической, хозяйственной и культурной жизнью страны. Решение новых задач в экономике невозможно без глубокой перестройки и гибкой системы управления, позволяющей полнее реализовать возможности рынка. Государственное, хозяйственное управление нуждаются в постоянном совершенствовании. Суть коренной перестройки управления экономикой – переход от преимущественно административных к экономическим методам руководства на всех уровнях, к управлению интересами и через интересы, к широкой демократизации управления, всемерной активизации человеческого фактора.

Система органов государственного управления представляет собой совокупность законодательных, исполнительных и представительных органов всех уровней, а также аппарата хозяйственного управления.

Высшим государственным органом законодательной власти является Парламент Республики Казахстан, главой республики, ее исполнительной власти – Президент. Исполнительную власть также осуществляет Правительство.

Исполнительными и распорядительными органами на территории области, города, района являются местные администрации – акиматы, возглавляемые акимами, представительными органами – соответствующие маслихаты. Эти органы руководят хозяйственной и другими сферами общественной жизни.

Расходы на содержание органов охраны общественного порядка и безопасности включают содержание органов Министерства внутренних дел, Комитета национальной безопасности, внутренних войск, судебных органов, прокуратуры, финансовой полиции, органов по борьбе с наркоманией и наркобизнесом.

Центральный орган государственного управления, осуществляющий руководство соответствующей отраслью – министерство, ведомство (агентство, комитет, комиссия и др.). Они руководят подчиненными им хозяйствующими субъектами, объединениями, организациями и учреждениями непосредственно или через находящиеся в их ведении хозяйственные подразделения (департаменты, управления).

В последнее время создан ряд новых систем межотраслевого, отраслевого и территориального управления: национальные компании, корпорации, концерны, ассоциации, компании, общества и т.д. с разной степенью централизации функций.

Оптимальной схемой хозяйственного управления считается двухзвенная система управления, основным звеном которой в сфере материального производства выступает предприятие.

Расходы на содержание органов государственного управления ежегодно утверждаются в составе расходов бюджетов всех уровней – от республиканского до местных. Бюджетные средства расходуются в соответствии с утвержденной сметой, которая является основным документом, определяющим объем расходов учреждения, целевое направление средств и их поквартальное распределение.

В соответствие с экономической классификацией состав расходов на содержание аппарата управления входят: текущие расходы (расходы на товары и услуги, в т.ч. заработная плата, компенсационные и прочие денежные выплаты; выплата вознаграждения (интереса); субсидии и др. текущие трансфертные платежи); капитальные расходы; предоставление кредитов, долевое участие и финансирование.

Главными документами, определяющими расходы на содержание аппарата управления, являются штатное расписание и индивидуальный план финансирования (смета) расходов.

Органы управления, организации и учреждения при формировании штатного расписания руководствуются типовыми структурами, типовыми штатами, нормативами численности, схемами должностных окладов работников, ставками заработной платы и нормами по другим видам расходов аппарата управления.

Расходы на содержание аппарата управления государственных хозяйствующих субъектов включаются в издержки производства и отражаются в себестоимости продукции, а их координирующих органов – за счет отчислений от дохода, остающийся в распоряжении хозяйствующих субъектов после уплаты первоочередных платежей (согласно заключенным договорам о разделении полномочий и функций управления).

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.